Что такое взаимосвязь в географии
СВЯЗЬ
Смотреть что такое СВЯЗЬ в других словарях:
СВЯЗЬ
(хим.)см. Строение химическое или Структура.
СВЯЗЬ
I взаимообусловленность существования явлений, разделённых в пространстве и (или) во времени. Понятие С. принадлежит к числу важнейших научных п. смотреть
СВЯЗЬ
СВЯЗЬ
связь ж. 1) а) Взаимные отношения между кем-л., чем-л. б) Общность, взаимопонимание, внутреннее единство. 2) а) Общение с кем-л. б) Любовные отношения, сожительство. 3) Отношения между кем-л., создающие взаимную зависимость, обусловленность. 4) Последовательность, согласованность, стройность (в мыслях, изложении и т.п.). 5) Возможность общения с кем-л., чем-л. на расстоянии. 6) Средства, с помощью которых осуществляется общение на расстоянии. 7) Совокупность учреждений, обеспечивающих средствами общения на расстоянии (телеграф, почта, телефон, радио). 8) а) Соединение, скрепление чего-л. б) Сцепление, взаимное притяжение (молекул, атомов, электронов и т.п.).
СВЯЗЬ
связь ж.1. tie, bond; (по ассоциации идей) connection стоять в тесной связи (с тв.) — be closely connected (with) логическая связь — logical connectio. смотреть
СВЯЗЬ
СВЯЗЬ
СВЯЗЬ, передача и приём информации с помощью различных средств; отрасль нар. х-ва, обеспечивающая передачу информации. С. играет важную роль в про-из. смотреть
СВЯЗЬ
СВЯЗЬ, взаимообусловленность существования явлений, разделённых в пространстве и (или) во времени. Понятие С. принадлежит к числу важнейших науч. пон. смотреть
СВЯЗЬ
«СВЯЗЬ», центральное издательство в системе Гос. комитета Сов. Мин. СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Находится в Москве. Нач. смотреть
СВЯЗЬ
137 связь Монтажный элемент для временного удержания элементов опалубки Источник: ГОСТ Р 52086-2003: Опалубка. Термины и определения 6. Связь Ли. смотреть
СВЯЗЬ
(напр. эталонов) echelon, binding, association, bond, bonding, (элемент) balk, band, belt, brace, communications, communication, conjunction, connectio. смотреть
СВЯЗЬ
СВЯЗЬ в психологии тот факт, что раздражения, воспринимаемые органами чувств, образуют основу восприятий, в которых между частями воспринимаемого су. смотреть
СВЯЗЬ
1) association2) binding3) bond4) bonding5) brace6) cohesiveness7) communication8) connection9) <engin.> constraint10) coupling11) joint12) link1. смотреть
СВЯЗЬ
средство приобщения предметов (А, В, С и т. д.) друг к другу, способ пребывания одного в другом, разных в их единстве; форма бытия многого в едином. Вступающими в С. предметами А, В, С и т. д. могут быть любые определенности материального и (или) духовного бытия вещи, явления, свойства. Выделяют два основные типа С.: а) силовой контакт А и В, т. е. прямое или опосредованное соединение и взаимное удерживание вещей в пространстве и во времени, динамическое сцепление А и В (например, когезия как притяжение молекул в физическом теле или вязкость как причина сцепления различных частиц в общую массу); б) внутреннюю С. сущностей, присущность А к В либо В к А (например, пребывание общего в индивидуальном, целого в частях, причины в следствии). В первом случае объединяемые А и В могут быть разъединены, и их единство временно; во втором случае С. А и В постоянна, сохраняется на всем протяжении их сосуществования. В узком смысле под С. понимают только внешнюю силовую С., описывая ее как такое взаимное действие А и В друг на друга, когда каждое из них, количественно изменяясь в союзе с другим, тем не менее продолжает сохранять в той или иной мере свою качественную определенность, не снимается и не растворяется в едином как в чем-то третьем и сплошном. *Внешняя сила* высвобождение какой-либо потенциальной энергии, проявление *сущностной силы*, реализация мощи любых форм притяжения и отталкивания взаимодействующих А и В, будь то аттракция и непроницаемость в ядерных, электромагнитных или гравитационных взаимодействиях в физическом мире, либо действия и противодействия в живой природе и обществе (*живые* и социальные силы), либо единство и борьба в духовном мире (духовные силы). В частности, в механике силу понимают как меру механического действия на данное материальное тело со стороны других тел. Это величина векторная, в каждый момент времени она характеризуется числовым значением, направленным в пространстве, и точкой приложения. Если категорию С. трактовать в этом узком смысле только как внешнюю силовую С., тогда возникает возможность противопоставить ее категории отношения. Отношение (R) способ сопричастного бытия вещей как условие выявления и реализации скрытых в них свойств. В противоположность динамически связанным вещам, все члены R по традиции мыслятся положенными в субстрат этого R как в единство целого и растворенными в нем. Снимая себя в самостоятельной устойчивости *aRb*, соотнесенные А и В превращаются в стороны поглощающей их целостности, т. е. утрачивают бытие отдельных субстратов, лишаются прежней обособленности, теряют определенность разных качеств. Примером *динамической связи* может служить взаимодействие планеты А и ее спутника В: по мере удаления В от А сила притяжения между ними стремительно убывает, однако сами эти небесные тела сохраняют прежние материальные параметры и остаются отдельно существующими предметами. Пример *отношения* сходство (равенство) образа В с прообразом А: только сходство между А и В делает одно из них оригиналом, а второе копией; понятия образа и оригинала бессмысленны вне отношения сходства. Итак, если узко понимать *С.*, то логично заключить, что А и В могут либо некоторым силовым способом вступать в С. друг с другом и при этом обычно не терять прежнюю определенность, оставаясь разными вещами внутри объединения *AB*, либо, наоборот, образовывать между собой какое-либо отношение *aRb*, вследствие чего и А и В утрачивают внутри него самостояние; при таких логических условиях А и В, как правило, не могут одновременно *быть связанными* и *находиться в отношении*. Однако чаще всего объем понятия С. не ограничивают признаком соединительного взаимодействия А и В. В него также включают *присущность*, *генетическую связь* либо расширяют образ *связи* допредельно абстрактных представлений о *взаимной зависимости вообще*, *обусловленности и общности между любыми А и В* и т. д. В этом широком смысле уловить различия между *связью* и *отношением* как разными философскими категориями практически не удается, и тогда ими оперируют как синонимами. Не случайно Юм заключил, что идея С. одна из наиболее темных и неопределенных идей в метафизике (см.: Юм Д. Соч. в 2 т. Т. 1. M., 1966, с. 63). Вместе с тем интуитивно ясно, что глаголы *вязать* и *относить* обозначают разные способы действия, поэтому некоторые исследователи не хотят мириться со сложившейся в философской литературе тенденцией употреблять термины *связь* и *отношение* как обычные синонимы и стремятся категориально разграничить эти понятия. В ходе своих исследований одни авторы приходят к выводу, что *непосредственная связь* это вид отношения: чтобы связать А и В, их нужно вначале соотнести, соположить и совместить друг с другом так, чтобы между А и В возникла общая граница, в которой они оба окажутся снятыми, лишенными непосредственности, наличного бытия. Другие философы, напротив, склоняются к оценке *связи* как категории более широкой, нежели *отношение*, а в последнем усматривают частный случай С.: отношение aRb, по их мнению, есть не С. *вообще*, а С. между целым и такими его сторонами, которые вне целого сами по себе бытия не имеют. Выделяют С. внутренние и внешние, существенные и несущественные, необходимые и случайные, прямые, косвенные, универсальные, общие и частные и т. д. Во все эпохи философия сосредоточивалась на обсуждении принципа всеобщей взаимосвязи предметов и явлений. С XIX в. в науке начинают распространяться также описания специфических С. и их классификация по основанию дифференциации материи на структурные уровни; многообразие материальных С. подразделяют на три крупные группы на С. механические, химические и органические; в немецкой классической философии обосновывается положение о несводимости высшего к низшему, о принципиальном различии между теми С.. которые изучает механика, и С. химическими, а тем более биологическими. Религию, психологию, логику преимущественно интересуют С. духовные, психические, мысленные (логические), философия же прежде всего исследует соотношение материальных и духовных С. Лейбниц учил, что взаимосвязь вещей происходит по причине того, что каждое тело еще до протяжения имеет в себе некоторую сущностную силу; эта действующая сила, вырываясь наружу, вызывает движение и сцепление тел. *От связности тел (conscistentia) происходит их непроницаемость, сцепление и отражение*, пишет он (Лейбниц Г. Соч. в 4 т. Т. 1. M., 1982, с. 81). Юм сомневался в том, что С. между явлениями может иметь характер объективной реальности. *Все явления, говорит он, по-видимому, совершенно отделены и изолированы друг от друга; одно явление следует за другим, но мы никогда не можем заметить между ними связь; они, по-видимому, соединены, но никогда не бывают связаны друг с другом. у нас совсем нет идеи связи, или силы* (Юм Д. Соч. в 2 т. Т. 2. M., 1966, с. 76). И. Кант, следуя Лейбницу, усматривал причину связи А и В в их взаимном действии друг на друга. *Субстанция, не связанная ни с какой вещью во всем мире, читаем у Канта, вовсе не принадлежит к миру.. Если бы субстанции не обладали никакой силой действовать вовне, то не было бы никакого протяжения и никакого пространства* (Кант И. Соч. в 6 т. Т. 1. М* 1964, с. 68, 69). По его мнению, *чем больше связь, тем больше гармонии и согласованности в мире, тогда как пустоты и перерывы нарушают законы порядка и совершенства* (там же, с. 72). Порядок в природе Кант, как и Ньютон, выводит из действиям хаосе первичных и простых сил притяжения и отталкивания; эти силы суть естественные причины всех изменений, *притяжение и есть эта всеобщая связь, соединяющая в одном пространстве все части природы* (там же, с. 203). Вместе с тем первоисточник всякой С. Бог, *постоянная взаимная связь (вещей) и гармония обусловлена тем, что их свойства имеют своим источником высший разум* (там же, с. 228). Категория С. была развита далее в философии Гегеля. Каждый объект, стремясь снять свою односторонность, вступает в С. с другим объектом, у которого проявляется такое же стремление; реальность их единства положена через их уравнивание и соединение. *То, что налично, пишет Гегель, из своего внутри-себя-бытия вступает во всеобщую стихию связи и отношения, в отрицательные отношения и перемены действительности, а это есть продолжение единичного в других (единичных) и потому всеобщность* (Гегель. Наука логики. В 3 т. Т. 3. M., 1972, с. 66). С. это *стихия передавания, в которой они (А и В) вступают во внешнюю связь друг с другом* (там же, с. 179). Немецкий мыслитель выделяет в С. два момента: а) спокойное слияние А и В и б) их отрицательное отношение, когда их *прежняя самостоятельная определенность снимается в соединении, напряженность А и В в отношении друг друга угасает* (там же, с. 179 180). С. есть связка, средний член между А и В, тождество различных, взаимное отражение (рефлексия) А и В. Связываемое имеет разное содержание, которым С. как опосредующее наполняется. Отсюда, С. *наполненная, но простая всеобщность всеобщая природа вещей, род* (там же, с. 142). Гегель постоянно берет понятия связи и отношения вместе, в их взаимном отражении, и, по-видимому, его не очень волновала проблема их категориальных разграничений. В современной науке, в особенности во второй половине XX в., постоянно расширяется типология С-, что обусловлено совершенствованием радиоэлектронных устройств и вычислительной техники, бурным развитием средств массовой информации, дальнейшими успехами кибернетики, математической логики, теории информации, общей теории систем и синергетики. Например, чрезвычайно плодотворными во всех науках и технике оказались идея динамической и статистической С., а также идея прямой и обратной (положительной и отрицательной) С. Д. В. Пивоваров. смотреть
СВЯЗЬ
СВЯЗЬ
Общая характеристика связи
Связь — одна из самых географичных отраслей хозяйства. Создание, развитие и функционирование отдельных ее видов (возникновение почтовых трактов, но особенно прокладка линий электросвязи — телеграфа, телефона, радиорелейных магистралей и т.д.) все еще во многом определяется географическим положением и местными особенностями тех или иных территорий или акваторий планеты.
Задачи и роль связи неизмеримо выросли в эпоху НТР. В силь нейшей степени возросло ее значение в передаче больших массивоп самой разнообразной информации, которая все чаще становится то
варом. Объемы такой информации в обществе удваиваются каждые 5-10 лет и имеют тенденцию к ускорению. Уже сейчас темпы увеличения ее в 2-3 раза опережают темпы роста промышленности — одной из самых динамичных отраслей хозяйства. Поэтому связь как средство передачи информации стала во все большей мере отражать уровень экономического развития государств: в число важнейших показателей уровня (размеров ВВП или ВНП на душу населения, детской смертности, автомобилизации и др.) в настоящее время включают и степень телефонизации отдельных стран.
Исключительно велико стало значение связи в хозяйстве государств мира: она обеспечивает дальнейшее углубление международного разделения труда, его интернационализацию, усиление процессов интеграции. Растущая специализация производства в отдельных странах и регионах возлагает на связь особые задачи по их взаимодействию. Свободное преодоление большинством видов связи национальных границ отдельных государств при передаче информации способствует созданию единого мирового информационного пространства, приобретающего глобальный характер. Наступающий постиндустриальный (информационный) этап человеческой деятельности немыслим без мощного развития и четкой организации мировой связи.
Связь — самостоятельная отрасль народного хозяйства, его третичного сектора (предоставления услуг). Она вводит в свои системы разнообразную информацию, обеспечивает ее передачу, распределение в пространстве и доставку потребителю. Овладение информационными технологиями, работа в информационных сетях (типа Интернет) обусловливает знание и возможности связи как необходимого инструмента во всех видах деятельности.
Работа предприятий связи обслуживается собственной инфраструктурой, состоящей из различных технических средств по приему и обработке поступающей информации в учреждениях связи, каналов связи для ее передачи, систем коммуникации (узлов связи разного профиля) для распределения информации, аппаратуры для ее доставки адресату. В перспективе организующее и информационное значение связи еще более возрастает.
Функции связи сходны с функциями, выполняемыми любым видом транспорта, однако связь перемещает в пространстве несравненно более транспортабельную, нематериалоемкую продукцию — информацию и с несопоставимо высокими скоростями. Связь четко отражает главную особенность современного экономического развития — дематериализацию человеческой деятельности. Связь превращается в одну из ключевых отраслей народного хозяйства.
Отмеченные функциональные особенности связи определяют се очень высокую эффективность и доходность.
Эволюция связи как отрасли народного хозяйства шла по пут решения трех взаимосвязанных проблем: поиск способов наиболее экономичного преодоления про странственного разрыва в передаче информации от отправителя к ее получателю; совершенствование самой техники и технологии средств связи; создание наилучшей организации связи на локальном, госу дарственном и международном уровнях.
Для хозяйственной жизни страны наиболее важными являются первая и третья проблемы, а для формирования географии отрасли они — ключевые. Использование же достижений НТР в полной мере проявляется в решении сложнейшей второй проблемы.
Связь современной географии с другими науками
География — древняя и вместе с тем вечно молодая наука. В ней сочетаются романтика дальних странствий и научный подход к проблемам взаимодействия природы и человека. Немного найдётся таких дисциплин, которые одинаково изучали бы рельеф земли, атмосферу, природу, химию почвы и организацию жизни людей. Она систематизирует знания о природных явлениях и процессах социально-культурного развития общества.
Общие тенденции развития
Современная географическая наука сложилась постепенно, в течение многих веков. Её развитие шло вместе с развитием цивилизации и неразрывно с ней связано. Древний путешественник описывал такой мир, какой он видел: ночное небо, горы, леса, моря, людей, их нравы и способы ведения хозяйства. Эти сведения давали толчок к развитию других наук.
Медицина, физика, астрономия, экономика, история обогатились новыми знаниями. Постепенно накапливались знания, всё меньше становилось белых пятен. И когда прошла эпоха Великих открытий, появились такие науки, связанные с географией:
В общем виде прикладные темы ставят вопросы естествознания исследующим природные процессы. Сама география долгое время изучала вопросы, связанные непосредственно с природными процессами и воздействием человека на природу. Но с течением времени получило развитие изучение и другой стороны медали — влияние природы на человека и на развитие социальных отношений.
Новые направления в географии
Постепенно получила развитие теория природно-социальных комплексов. Рассматривая в совокупности процессы взаимодействия природы и социальных групп населения, развилась экономическая география. Таким образом, связь современной географии с другими дисциплинами нашла непосредственное отражение в развитии экономической науки. В рамках социально-экономической географии выделяют:
Медицина дополнилась таким важным предметом, как медицинская география. Она изучает очаги возникновения эпидемий и эпизоотий, пути распространения болезней, регионы с преобладанием различных форм заболеваний. Многие опасные пандемии в прошлом удавалось нивелировать благодаря знаниям о других странах света.
Историческая и палеогеография — науки о прошлом Земли в её геологическом природно-социальном аспекте развития культуры и социальных отношений. Связь географии и истории отчётливо просматривается в страноведении. Это научное направление, изучающее государство как единую систему с характерными чертами развития, политической ориентацией, экономико-географическим потенциалом, особенностями исторического и культурного развития.
Эпоха НТР
Научно-техническая революция придала новый импульс развитию многих отраслей знания. Более описательное направление науки о земле постепенно переходит к количественным методам. Математика явилась структурным началом географии нового времени. Все процессы в природе смогли перевести на язык формул и цифр благодаря развитию компьютерных технологий. В наше время немыслимо представить себе метеорологию или сейсмологию без вычислительной техники. Эра новых технологий вывела картографию на совершенно новый уровень. Серьёзное развитие получили гидрология, гляциология и климатология. Эти примеры дают чёткий ответ на вопрос «как география связана с другими науками».
Изучение космоса
Выход в космос открыл новое направление — космическое землеведение. Снимки из космоса стали ценнейшим источником информации. Геоподготовка занимает видное место в системе тренировок космонавтов. Оказалось, что из космоса морское дно просматривается через сотни метров водной толщи. Спутники фиксируют зарождение тайфунов и пыльных бурь, извержения вулканов, движение морских течений и многое другое.
Межнаучные связи и узкая специализация
Насколько тесно связана современная география с другими науками? Сообщения об этом можно увидеть в любом научном журнале, причём из многих отраслей знаний:
Это неполный перечень тем, где находят применения знания из древней науки о Земле. Современная география — это сложная, разветвлённая система знаний, настоящий сплав естественных, гуманитарных и точных наук. Её преподавание входит в перечень обязательных дисциплин не только в средней школе и специализированных институтах, но и в других заведениях высшей школы. Взаимодействуя, в смежных аспектах учёные выводят знания о земной поверхности в область фундаментальных. Именно поэтому их роль со временем будет только возрастать.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Одно из направлений совершенствования школьного географического образования связано с повышением интегративности его содержания и усилением его развивающего влияния на личность каждого ученика. Актуальность данного направления определяется, с одной стороны, интенсификацией процесса гуманизации образования, а с другой – интегративным характером развития науки, техники и производства, определившим потребность современного общества в специалистах широкого профиля, владеющих системными и функциональными знаниями о мире, месте и роли в нём человека и обладающих творческим, системным стилем мышления.
Исходя из этого, под интегративным подходом к обучению мы понимаем особый тип взаимодействия учителя и ученика, при котором учитель организует и направляет самостоятельную поисковую деятельность учащегося на решение системы взаимосвязанных внутри – и межпредметных учебных проблем в условиях целенаправленного обучения его процедурам выдвижения и доказательства истинности гипотез. Следовательно, по своей природе проблемно – интегративный подход – технологический, так как его реализация предполагает четкую постановку учебный целей, гибкое и поэтапное управление и организацию познавательной деятельности школьника на основе оперативной обратной связи.
В условиях интегративного подхода ведущими становятся следующие принципы организации и функционирования процесса обучения:
— принцип межпредметной интеграции, предполагающий систематическую и целенаправленную реализацию межпредметных связей, как основного механизма интеграции знаний и способов действий в обучении географии, а также ведущего способа создания проблемных ситуаций, поставке и решения межпредметных учебных проблем;
— принцип координации познавательной деятельности школьника в течении каждого учебного года и её преемственность (скоординированность) при переходе от одного года обучения к другому году обучения географии.
Интегрированная роль школьной географии.
В условиях демографического взрыва, сопровождающегося интенсификацией, расширением, углублением материального производства, актуализируется познание взаимодействия человека и природы на локальном, региональном, глобальном уровнях. Происходящая научно – техническая революция неотделима от географической картины мира, тенденций и перспектив пространственно – временного взаимодействия общества и природы. В комплексном исследовании многообразия форм воздействия общества на природу, оптимизации использования природных ресурсов географическая информация играет важную роль.
Интеграция школьной географии обусловлена взаимопроникновением её структурных подразделений и сопровождается ростом обобщённости и комплексности знаний о материальном единстве реального мира, взаимной связи качественно разнообразных объектов, явлений.
Процесс интеграции школьной географии вызывает объективную необходимость применения общенаучных методов познания (системно- структурный, информационный, логический анализ) географической действительности.
Интеграционные тенденции в синтезе географического знания особенно ярко проявляются в гуманизации, социалогизации, экономизации – сквозных направлениях школьной географии. Отражение этих направлений в программах и учебниках по географии помогает интегральному осмыслению проблемы оптимитизации взаимодействия общества и природы. В познании процесса взаимодействия природы и общества вносит свой вклад учебная география, позволяющая работать у школьников географическое мышление, специфической чертой которого являются связанность, комплектность и системность.
Географическое мышление способствует поиску пространственно-временных закономерностей сочетания естественных и искусственных состовляющих в природно-антропогенных системах различных иерархических уровней. На основе изучения природно-территориальных комплексов возможна разработка практических рекомендаций оптимитизации взаимодействия общества и природы в рамках географической оболочки.
Совершенствование природопользования посредством управления процессом развития и преобразования природно-антропогенных систем связано с разработкой и раскрытием интеграционных возможностей географии.
Немаловажно отметить, что школьной географии принадлежит сегодня доминирующее значение в механизме интеграции учебных дисциплин среднего образования, затрагивающих сферу регулирования окружающей человека среды.
Качество преподавания географии и качество географических знаний учащихся во многом зависит от обеспеченности преподавания географии необходимыми настенными картами, школьными географическими атласами и набором контурных карт. Министерство Образования России Федеральная служба геодезии и картографии России проделала большую работу по обновлению имеющихся и созданию новых географических карт и атласов для общеобразовательной школы. К настоящему времени уже подготовлено большинство из необходимых для качественного преподавания географии настенных мировых карт, карт по отдельным материкам и океанам, карт различных крупных географических объектов, различных стран, политико-административных карт. Разрабатываются современные наглядные пособия в виде таблиц, схем с новейшими статистическими данными.
Научно – методическая концепция и её роль в становлении методики обучения географии как науки
Термин «методики» чаще всего отождествлялся с практикой преподавания, с некоторым перечнем правил предписаний о том, как преподавать тот или иной учебный предмет. Это обусловило фиксацию в научно – педагогическом сознании соотношение дидактики и методики как теории и практики. Более того, в связи с рецептурным, предписывающим характером методических знаний во второй половине XIX века возникла и к началу XX века заметно усилилась тенденция полного отрицания методики преподавания. Некоторые учёные утверждали, что никакая методика не создаст никакого учителя, если у него нет врождённого педагогического чутья. И наоборот хорошему преподавателю, по имеющимся у него задаткам и не нужно ни какой методики; другие указывали, что методическими предписания стесняют преподавателя, мешают его самостоятельности, лишают гибкости его уроки, на конец, вызывают рутину и догматизм.
Сказанное объясняет тот факт, что в педагогической литературе, претендующей на изложение теоретических вопросов, термин «теоретический» не пользовался популярностью. Это утверждение подтверждает и взгляды К.Д. Ушинского, выраженные в его трудах, что, по всей видимости, и повлияло на название первого пособия по методике обучения географии. Автор в системе изложил вопросы преподавания учебного предмета, поставил цели и содержание школьной географии в зависимости от возрастных особенностей учащихся, показал методы, формы и средства организации процесса обучения.
Цели, содержание, методы, средства, формы организации процесса обучения школьной географии он рассматривал во взаимосвязи, понимал необходимость комплексного учёта факторов предающих процессу обучения целостность. Подобный подход позволил не только показать процесс обучения как единое целое, но и подойти к осмыслению некоторых теоретических обобщений, которые привели его к выделению методических закономерностей. Преподавание школьной географии не идёт отдельным направлением, география взаимосвязана с другими школьными науками и методика преподавания географии учитывает интегративный подход в определении целей, задач, методике преподавания уроков.
Научно – методическая концепция отвела большое место школьным учебникам географии. Широкое использование учебника при обучении складывается в такую систему изучения школьной географии, которая обеспечила определённый уровень подготовки учащихся по предмету.
Методические пособия по географии выявляют соответствие следующих признаков концептуальных знаний:
доказательство того, что процесс обучения школьной географии – это специальный объект методического исследования;
2)изложенная система взглядов имеет целостный характер.
Сущность географии и её структура.
Здесь чётко выражена главная специфическая особенность географии – привязка изучаемых явлений и процессов к территории, её пространственный аспект, о чём В.М. Котляков и далее упоминает не раз. Так он говорит о том. Что изучаемая географией система, как и её подсистемы, обладает особым свойством – территориальной организацией. Многократно он возвращается и к двуединому строению географии, опирающийся на две стволовые ветви: естественно – географическую, познающую природные закономерности, и общественно – географическую, изучающую социально – экономические закономерности. Обе эти ветви составляют основу её научного потенциала. Наряду с этим,
В.М. Котляков затрагивает и некоторые вопросы более дробного деления географии, уделяя особое внимание таким новым направлениям, как, например, социальная экология или геоконфликтология.
По В.М. Котлякову, главный объект географии – географическая оболочка (хотя это название и не очень удачно), которая включает и земную поверхность, и окружающие её земные сферы. Частью биосферы является и человечество, которое развивается в соответствии не только с естественно – историческими, но и с социальным законами, а потому правильно выделять особое природное образование – социасферу, которая также в значительной мере находится в области изучения географии. Вся географическая оболочка имеет пространственно – временную организацию.
Можно сказать, что целостность, единство географии – лейтмотив всей книги В.М. Котлякова. Он пишет о том, что наша наука, пожалуй, единственная, которая способная синтезировать естественно – исторический, экономический и социальный подходы в рамках целостного учения об организации пространства, где протекает жизнь человека во всех её проявлениях. И о том, что обе ветви географии едины, так как описывают и объясняют взаимосвязи и взаимодействия отдельных
компонентов географической оболочки как природных, так и общественных.
Исследуя социальную и природную сферы, география не противопоставляет их, а изучает их не простые взаимоотношения.
В этом свете вполне закономерна поддержка В.М. Котляковым концепции эколого-экономической системы понимаемой как пространственно (прежде всего, на региональном уровне), а оформленное социо – эколого – экономико-демографическая целостность, обладающая внутренними пространственными взаимоотношениями. Это ещё раз подчёркивает взаимоотношение географии с другими науками.
«Можно сказать, что проблемы, с которыми сталкивается цивилизация в процессе взаимодействия с природой, по сути своей эколого-географические» (Т. 3, с 116)
Академик считает, что перед нашей наукой стоит важнейший, собственно, вопрос: до каких пределов, какими средствами природопользования возможно совместное развитие природы и общества за счёт только рациональной территориальной организации? Экологическая проблематика ставит перед географией и ряд других актуальных задач: дать оценку негативных и позитивны результатов взаимодействия общества и природы в конкретных регионах, разработать прогнозы изменений интегральных геосистем и предложить научно – обоснованные рекомендации по их регулированию, изучить и предсказать последствия осуществления крупных хозяйственных проектов, изыскать пути сохранения ресурсо – и средовоспроизводящей способности геосистем.
Рассматривая пути достижения экологической безопасности В.М. Котляков сопоставляет две различные стратегии: стратегию «тотальной очистки» и стратегию ограниченного потребления. Очень важен вывод о том, что именно интерес к экологическим проблемам содействует сближению физической и социально – экономической географии.
Глобальные изменения и география
«Конец XX столетия ознаменовался формированием глобального политического мышления, а в науке усилилась тяга к глобальным исследованиям» (Т. 3, с 121)
Рассматривается три международные программы, имеющие целью всестороннее изучение глобальных изменений: «десятилетие смягчений стихийных бедствий» с концентрацией внимания на быстропротекающие природные и антропогенные процессы; «международное гиосферно – биосферная программа», сосредоточившая внимание на естественно – исторических аспектах глобальных изменений; «человечество и глобальные
изменения», изучающая социально – экономические аспекты таких изменений.
Главная задача всех трёх программ – обосновать альтернативные пути перехода к устойчивому развитию общества, представляющего собой и источник, и жертву неблагоприятных природно-антропогенных процессов. При этом среди многих отраслей фундаментальной науки именно география находится в фокусе всех трёх программ.
Общество и окружающая среда.
Необратимая деградация окружающей среды неизбежно ведёт вырождению человечества. Ход исторического развития поставил общество и каждого человека на земле перед необходимостью выработать новое мышление, охватывающее всю планету в целом. Одна из стержневых тем во многих главах книги – возможность гармонизации взаимоотношений общества и природы. Подобная гармонизация означает такое неизбежное изменение человека природы, которое сохраняет способность последней воспроизводить условия, приемлемые для существования самого человека, как биологического вида.
Центральные проблемы географии.
«Среди центральных проблем современной географической науки, ставящей на первый план приоритет общечеловеческих ценностей и гуманистические взаимоотношения общества и природы, следует назвать следующие:
Организация географической оболочки и её составляющих, внутренние и внешние взаимодействия природных и общественных структур.
Территориальная организация жизни общества и её динамика.
Природные и социально – экономические причины и механизм возникновения глобальных и региональных геоэкологических проблем.
Развитие географических основ теории природопользования и принципов регулирования природно-антропогенных систем» (Т. 3, с 118)
задача сегодняшнего дня. Именно поэтому обучение должно базироваться на позициях гуманистической психологии, быть личностно ориентированным, «выявлять индивидуальный субъектный опыт ребёнка путём согласования с результатами общественно – исторического опыта».
Термин «проектирование» определяется, как деятельность промысливание того, что должно быть. Учебный проект – это задание учащимся, сформулированное в виде проблемы касающихся не только географии, но и других наук, и их целенаправленная деятельность, форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта. Метод учебных проектов реализует деятельностный подход в обучении, поскольку обучение происходит в деятельности, точнее – обучение через деятельность. Организуя групповую работу детей над проектом, следует учитывать, интерес учащихся к различным наукам, что только личная заинтересованность ученика в получении результата, положительная мотивация решения проблемы проекта могут поддержать его самостоятельность. Сам проект, таким образом, предусматривает личностный подход в обеспечении проектной деятельности, поэтому его можно характеризовать как личностно ориентированный. Методу проектов присуще все особенности проблемного обучения, то есть он построен на принципах проблемного обучения.
Расширение способов интегрированной работы с источниками информации, повышение самостоятельной роли учащихся в проектной деятельности формирует ключевые, базовые компетентности: создание, поиск, сбор, анализ, представление, передачу информации, моделирование (в том числе компьютерное) проектирование, совместную деятельность с учителями предметниками и учащимися, самообучение.
Метод проекта ориентирован не только на интеграцию фактических знаний, но на их применение, приобретение новых (порой и путём самообразования). В основе проектирования лежит освоение новой информации, но процесс нужно организовать, смоделировать. Проектная деятельность позволяет педагогам организовать работу с различными группами учащихся, что в определённой степени обозначает пути продвижения каждого ученика от более низкого к более высокому уровню обучения – от репродуктивного к творческому. Проектирование позволяет формировать личностные качества учащихся и в первую очередь – умение работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор, решение вопросов, анализировать результаты деятельности. Использование исследовательских проектов в обучении расширяет возможности реализации образовательно-воспитательного потенциала учебных предметов и ещё тем самым доказать связь географии с другими предметами.
При этом неизбежно происходит формирование критического мышления у учащихся вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию. Таким образом метод учебного проекта характеризуется как:
— построенный на принципах проблемного обучения;
— формирующий навыки самостоятельной работы, развивающий умение самопроявления, самопризентации;
— обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
— воспитывающий ответственность, творческое отношение к делу, толерантность;
— прививает интерес к различным наукам, доказывает взаимосвязь между ними;
Работа по каждому проекту предусматривает несколько этапов:
На этом этапе очень является погружение в проект, мотиватиция деятельности учащихся, определение темы, проблемы и целей. Тема проекта должна быть на только близка и интересна, но и доступна, то есть находиться в зоне ближайшего развития учащихся. Формулировка проблемы проекта, отражение аспектов, рассмотрение проблемы, векторов направления поиска представляются учащимся не просто как информация, а как реальность жизни вместе с личностным отношением к ней самого учителя. Своей позицией по отношению к проекту учитель даёт понять, что готов поддержать ребят в их деятельности. По времени этот этап осуществления проекта является самым коротким, но он очень важен для достижения желаемых результатов
2 этап. Планирование и организация деятельности.
На этом этапе организуется деятельность школьников: определяются группы по направлениям деятельности выделяются цели и задачи каждой группы, определяются роли каждого участника. Планируется работа групп: определяются источники информации, способы сбора и анализа информации с
различных научных источников, способы представления результатов деятельности (форма отчёта, вид презентации). Планирование может быть последовательным или параллельным.
3 этап. Исследование (осуществление деятельности).
4 этап. Представление результатов исследования, отчёт.
Проектная деятельность учащихся в нашей школе проводится уже в течении трёх лет, направленная в первую очередь на решение геоэкологических задач.
Организация исследовательской проектной деятельности требует специальной подготовки учащихся и учителя. Содержание проекта должно быть тщательно сконструировано и разработано в методическом отношении. Исследовательской работой у нас в школе занимается группа учащихся, экологической обстановкой станицы и прилегающих к ней территорий. Для работы мы чётко и кратко формулируем проблемы и исходные данные, разрабатываемых тем.
Межпредметные связи географии с другими науками
В условиях работы по ныне действующим программам важное значение уделяется межпредметным связям. Особенно это относится к связи курса географии с математикой, биологией, химией, экологией, информатикой, литературой, историей.
География и математика
Рассмотрим некоторые рекомендации по использованию связи с математикой при изучении таких вопросов в курсе географии, как масштаб, разномасштабность карт, система прямоугольных координат и тд.
Кроме того, при определении масштаба важно учитывать и то, что само по себе дробное число, выражающее масштаб (как правильная дробь с единицей в числителе), непосредственно не показывает, «во сколько раз расстояние на местности уменьшено». С математической точки зрения оно может обозначать лишь то, какую часть по отношению к действительным размерам составляет каждый отрезок на карте (плане). С этим как раз и согласуется прочтение масштабов: «одна десятитысячная», «одна миллионная», которые мысленно могут быть развёрнуты как «одна десятитысячная часть», «одна миллионная часть» и тому подобное. Поэтому, давая определение масштаба можно дополнить его уточнением: масштаб – это дробное число, знаменатель которого показывает, во сколько раз расстояние на местности уменьшены при их
изображении на карте, плане. Подобное дополнение важно для более полного
понимания масштаба учащимися в соответствии с уровнем их знаний по математике.
Необходимость в согласовании с курсом математики возникает и в связи с приобщением шестиклассников к правильному сопоставлению планов и карт по масштабу. Практика обучения показывает, что учащиеся, даже в более старших классах, при сравнении двух масштабов нередко ошибочно называют более крупным тот из них, у которого больше знаменатель; затрудняются определить во сколько раз один масштаб крупнее другого. В этих случаях учителю географии помогут знания учащихся из курса математики: величина масштаба, как дробь при одном и том же числители, будет тем больше, чем меньше знаменатель, и наоборот. Вопрос о том, во сколько раз один масштаб крупнее другого, решается как частное отделение большей дроби на меньшую. Кроме того, учителя математики в том же классе при закреплении действия с дробями могут использовать упражнения с соотношениями масштабов. В этом случае учителя географии подскажут учителям математики, какие лучше сопоставлять масштабы. В курсе географии VII класса, в теме «Карта материков», усовершенствованная программа предусматривает использование знаний семиклассников о масштабе из курсов математики V – VI классов.
Межпредметные связи географии и математики рассматриваются при изучении темы прямоугольной системы координат. В V классе изучается тема «Географические координаты. Географическая широта. Географическая долгота». Учитель географии, привлекая математические знания о системе должен пояснить, что в картографии более удобным оказалось отсчитывать координаты от осевых меридианов. Умелое использование связей с математикой может помочь при определении протяжённости территории по долготе, когда одна крайняя точка находится в западном, а вторая – в восточном полушарии. В этом случае учащимся необходимо сначала подсчитать число градусов до нулевого меридиана, а затем число градусов до второй данной точки.
Связи с математикой (с геометрией) важны и при рассмотрении способов глазомерной съёмки.
География и биология
Интегрированные уроки географии и биологии мы часто используем для деловых игр. Главной целью таких уроков является сравнение отдельных территорий, которые по своим природным ареалам и объектам похожи друг на друга или отличаются какими – то характерными свойствами. Как правило, мы берём два – три объекта. Вначале разбираем каждый объект в отдельности, а затем сравниваем их.
Приведём для примера несколько уроков. С этой целью остановимся на сравнении Восточной Грузии с Восточным Узбекистаном. На первых уроках мы рассказываем об изучаемом регионе. Учитель географии досконально характеризует территорию Восточной Грузию, даёт в виде лекции
представление о климате, растительности, почвах, животном мире и затрагивает также этнографическую сторону. Учитель биологии старается со своей стороны дать интересную информацию о растительности регионов, приводит дополнительные сведения о животном мире, при этом концентрирует внимание учащихся на характеристики растений, которые дают высокую продуктивность (например, из растений – шелковица, вискоза и другие).
Рассказывает о специфики сельскохозяйственной продукции, о поливных территориях, шелкопрядстве, хлопководстве, виноградарстве, о химических производствах суперфосфатов и др. Организует работу с атласом и картами. Учащиеся записывают общие черты и различия объектов, чертят графики, заполняют специальные таблицы и контурные карты. Характеризую растение-
водство, подчёркиваем, что виноградарство и частично бахчеводство характерно для обоих регионов, а хлопководство развито только в Узбекистане.
Учителя географии и биологии дают информацию о сортах винограда в Восточной Грузии – Ркацители, Саперави, Цицка, Манавис – мцеване. В Ферганской долине – десертные сорта, изюм.
В заключение урока предлагаем творческие задания: охарактеризовать местность, подчеркнуть характерные особенности климата, почвы, растительности и животного мира, затрагивается вопрос о деятельности человека. Говорится о реализации продукции в своей стране и за её пределами. Не забываются и экологические проблемы, рассматриваются проблемы рационального использования биологических ресурсов (шелковицы и пряжи шелкопряда), технология получения шелковой пряжи из коконов, охрана окружающей среды и тд. Интегрированные уроки в виде деловой игры помогают учащимся глубже понимать изучаемую тему, следовательно, повышаются и качества знаний и уровень специальных навыков.
Интегрированный урок по географии и биологии на тему: «Взаимосвязь растений, животных и природных условий в природных зонах Русской равнины». Формирует и углубляет знания учащихся по выявлению особенности взаимосвязи компонентов природы в пределах природных комплексов Русской равнины для установления причинно – следственных связей с позиций географов и биологов; расширение и конкретизация экологических знаний учащихся и формирование у них убеждённости в необходимости охраны окружающей среды. Устанавливается зависимость между рельефом и тектоническим строением по физической и тектонической картам; определяются климатические условия территории по климатической карте; выявляется многообразие растительного и животного мира данной территории, их приспосабливаемость к условиях этой территории и распространение по ней, используя карту растительности и зоогеографическую карту. (Приложение №1)
География и история
В настоящее время происходит обновление содержания школьной географией. Неотъемлемой частью современного географического содержания являются историко-географические знания.
В недавнем прошлом на географии сильно сказывались процессы политизации обучения. Это привело к почти полному исключению из содержания курсов историко-географических знаний, хотя в учебной географической литературе конца XIX – начала XX в. историко-географические знания занимали ведущее место. В учебниках Э. Лесгафта, А.А. Крубера, С.В. Чефранова, С.Г. Григорьева, А.С. Баркова в страноведческие характеристики включалось много историко-культурных сведений. В 30 – 50 гг. в научной и школьной географии господствовала «эпоха историзма». В наследство нам остались классические учебники по экономической географии Н.Н. Бараснкого и И.А. Витвера, где в содержание включены историко-географические очерки.
Сегодня вновь особое внимание уделяется историко-культурным аспектам: культуре разных народов – их быту, языку, религии, этническим особенностям формирования наций, истории географических открытий и исследований развития Земли как планеты и др.
История географических открытий и исследований всегда изучалась в курсах географии. Так, в VI классе учащиеся знакомились с путешествиями Х. Колумба, Васко да Гама, Ф. Магеллана. В курсе географии материков и океанов изучались исследования отдельных материков. В родиноведческих курсах в VIII – IX классах характеризовались русские экспедиции. В курсе экономической и социальной географии мира исторические вопросы использовались для объяснения формирования политической карты мира и мирового хозяйства, международного географического разделения труда.
В настоящее время в школьной географии существуют предпосылки для совершенствования методики изучения историко-географических знаний, поскольку есть большая потребность в объяснении многих географических процессов и явлений, особенностями исторического развития в установлении историко-географических связей между ними.
Эпоха Великих географических открытий – это наиболее важный период в исследовании Земли. Хотя географические открытия совершались во все исторические эпохи, начиная с древних времён, представителями всех цивилизованных народов, крупнейшие географические открытия (территориальные и акваториальные), сделанные европейскими мореплавателями и путешественниками с середины XV до середины XVII в., принято называть великими благодаря их исключительному значению для Европы и всего мира. Эпоха Великих географических открытий явилась важным социальным явлением в развитии цивилизации в целом и географической науки в частности.
Организация экспедиций носила не случайный характер. Тому предшествовали накопленные человечеством знания о Земле, кроме того – рост крупных городов, развитие товарного производства и торговли в Европе. Всеобщим средством обмена стали деньги, потребность в которых резко
увеличилась, резко возрос спрос на золото – всё это способствовало бурному развитию мореплавания и организации многочисленных экспедиций в неизвестные земли.
Формируемые у учащихся пространственные представления позволяют создать более полный картографический образ планеты, начиная с древних карт и кончая картами XV – XVI веков.
Большое значение имеют топонимические названия – обязательный элемент географии. Географические названия не даются случайно. Одни из них отражают особенности местоположения и конфигурации объектов, другие отражают летопись географического изучения Земли. По языку, характеру названий можно судить, представитель какого народа был первооткрывателем того или иного объекта (острова Сан – Сальвадор, Доминика, Санта – Круус, Тринидад, открытые испанцами в экспедиции Колумба), в какое время произошло то или иное открытие (залив Рио – де – Жанейро – «река января»). Топонимические названия выступают в качестве важного исторического свидетельства, доказывающего приоритет в географических открытиях, и помогают лучшему усвоению историко-географических знаний.
Уже в начальном курсе географии целесообразно формировать представления о развитии мирового хозяйства и международного географического разделения труда. Известно, что уже весь мир был поделён на сферы влияния между сильными морскими державами – Испанией и Португалией, которые вели активную борьбу за источники золота и рынки сбыта. Это стало начальным этапом в развитии международных экономических отношений.
Большие возможности для углубления историко-географических знаний заложены в курсе географии VII класса. Здесь продолжается изучение истории географических открытий и исследований отдельных материков, океанов и стран. Учащиеся знакомятся с путешествиями Д. Ливингстона, В.В. Юнкера, Дж. Кука, Э.Кортеса и многих других. Знания по истории географических открытий не только являются объектом познания, но и выполняют объяснительную функцию, они играют большую роль в объяснении многих социально – экономических явлений и процессов.
В курсе географии материков, океанов, стран и народов интересно показать, что процесс взаимопроникновения культур носил разный характер в различных регионах мира. Это могло быть насильственное насаждение культур, примером чего служат страны Латинской Америки. Так, на территории современной Мексики существовало сильное государство ацтеков, его жители занимались земледелием. Именно здесь возник один из древних мировых очагов земледелия, давший человечеству такие сельскохозяйственные культуры как кукуруза, фасоль, томаты, мексиканский вид хлопка. Индейские племена имели самобытную культуру, создавали выдающиеся памятники архитектуры – огромные пирамиды Луны и Солнца и многое другое. Своим вторжением испанские завоеватели уничтожали или оттесняли коренное население на непригодные земли. Была создана колония Новая Испания, здесь рождались потомки испанцев – креолы. Постепенно из разнородных этнических элементов
складывалась мексиканская нация. Этому способствовало распространение испанского языка, объединившего индейцев, креолов, метисов, а также католическая религия.
Подобные процессы происходили в США, Канаде, в Австралии, которые в дальнейшем рассматриваются как страны переселенческого типа.
Одновременно китайская культура повлияла на развитие Японии. Ранняя японская цивилизация была в высшей точке своего развития приблизительно в 1000 г. н.э. В это время Париж и Лондон были маленькими городами с кривыми улочками и простыми домами. Японская культура заимствовала китайский стиль письма, на основе учения Конфуция была создана система управления государством.
В данном тексте раскрыты лишь некоторые аспекты содержания историко-географических знаний в школьных курсах географии. ( Приложение №2)
География, черчение, изобразительное искусство.
Связь географии, топографии и черчения очевидна, а краеведение невозможно изучать без знания карт и умения ими пользоваться.
Развитие образного мышления и познавательной деятельности школьников, а также формирование и систематизация у них графических знаний, умений и навыков, в свою очередь, пробуждают интерес учащихся к созидательной, творческой деятельности, способствуют раскрытию конструкторских и изобретательских способностей.
В определённых ситуациях (по уровню восприятия учебного материала детьми) желательно ограничиться выполнением заданий по изучению и построений планов местности, плана или разреза архитектурных сооружений (а в других условиях задания усложнить). В связи с этим представляется возможным интегрированное изучение тем уроков черчения, географии и изобразительного искусства на подобного рода занятиях – искусствах, в ходе которых выполнялись бы задания по построению планов и профилей местности, выполнению планов или разрезов сооружений, составлению описаний художественно – утилитарного значения архитектурных сооружений и другое.
Приведём пример сценария по проведению учебного занятия по изучению
раздела «Чтение и выполнение строительных и топографических чертежей».
Вначале преподаватель обращает внимание учащихся на то, что земную поверхность можно изобразить топографически, а раздел черчения, изучающий правила выполнения и оформления изображений земной поверхности называют топографическим черчением. Проекционной основой топографических чертежей является способ проекций с числовыми отметками. К разновидностям топографических чертежей относятся географические карты, планы, профили (разрезы) местности, различные схематические чертежи и рисунки, дающие информацию о земной поверхности и конкретной местности.
Учитель демонстрирует образы (рис.) и объясняет, что географические карты бывают:
1) крупномасштабные топографические карты (масштаб 1:10000; 1:25000; 1:50000; 1:100000);
2) среднемасштабные обзорно – топографические карты (масштаб 1:200000; 1:500000; 1:1000000);
3) обзорные мелкомасштабные карты (масштаб мельче, чем 1:1000000).
На рисунке представлена контурная карта – схема (масштаб 1:1500000), данный рисунок используется в качестве карточки – задания. Учащиеся самостоятельно выполняют цветной оригинал с помощью акварели и туши.
География, экология, химия
Эколого-геохимическое изменение окружающей среды приобретает в настоящее время всё большее значение для решения практических задач природопользования. Экогеохимия (исследование химических изменений в окружающей среде) городов, посёлков является составной частью комплекса исследований территорий интенсивного хозяйственного освоения.
Различные регионы Земли изменены деятельностью человека в разной степени, урбанизированные районы представляют собой территории, где практически не один компонент природной среды не избежал существенного преобразования. Борьба с загрязнением окружающей среды химическими элементами и их соединениями является одной из самых актуальных проблем во всём мире, так как оно приобрело, огромные масштабы и затрагивает практически все оболочки Земли: атмосферу, гидросферу, верхние слои литосферы, почвенный покров, а также живые организмы. Экологическое образование школьников, проживающих в нашей стране в основном, в урбанизированных районах является важным звеном подготовки будущего поколения к рациональному природопользованию.
Опасность загрязнения территории с компактным проживанием населения химическими элементами, в частности металлами, связана с их широким распространением и токсичным воздействием на окружающую среду и живые организмы. Металлы способны накапливаться в живых организмах, что ведёт к отрицательным последствиям даже при воздействии невысоких концентраций. Большая группа металлов, в которую входят широко применяющиеся в промышленности ртуть, свинец, мышьяк, кадмий, относится к высокотоксичным и легкоусвояемым.
Экология и география неразрывно связаны и переплетаются на протяжении всех курсов географии, так же как и химия. Загрязнению окружающей среды посвящено большое количество уроков, где чётко прослеживается эколого-геохимическая оценка состояния окружающей среды.
Интегрированным уроком географии и химии можно привести пример один из уроков в восьмом классе при изучении темы « Полезные ископаемые России». Этот урок называется «Углерод в полезных ископаемых».
География и литература.
В течении многих лет в преподавании географии проводятся мероприятия в стихотворной форме, придумываются загадки, порой дети сами придумывают стихотворения о природе. Например, в восьмом классе при изучении темы «Развитие форм рельефа в результате действия внешних процессов» можно использовать следующие стихотворения.
При формировании представления о понятии «выветривание»:
Солнце жарко припекает
И породы нагревает,
А потом мороз ударит,
Так всё время день за днём
Камень точит, и вода уж поверьте господа,
Много лет может пройти, гор не станет на пути.
При формировании представлений о деятельности ледника:
Ледник давно уж отступил,
Но много дел он натворил
Поверхность сильно изменил,
Обломков массу наносил.
Моренный создал он рельеф
И поразил надолго всех.
При формировании представлений о деятельности человека:
Человек – твоё влиянье на природу велико,
Но в своих благих деяньях нужно видеть далеко.
Раскопал ли котлован или ты прорыл канал,
Распахал земли участок или трассу проложил,
Ты подумай: «А природе я ничем не навредил?»
Да, рельеф он не живой и не чувствует он боль,
Но на нём ведь почва есть, и трава, и чудо – лес.
Ведь прекраснейший пейзаж – он всегда волнует нас.
Человек – ты весь в делах и тебе не ведом страх
За последствия творений не обдуманных подчас.
Подожди, остановись! За природу ты борись.
Ведь природа – это всё, без природы – ты ничто.
Изучая тему «Природные зоны Африки», формируя представления о влажном экваториальном лесе:
Африка, Африка – материк чудес,
В Африке, в Африке есть чудо – лес.
В этом лесу невиданном – красота,
Днём и ночью там теплота,
И мартышкам здесь лепота.
Крупный хищник там есть леопард,
И похож на него очень гепард.
А гориллы уж так вопят,
Что не будешь бананам рад,
И хотя в том лесу красота,
Не хотел бы в нём жить никогда.
Можно привести пример интегрированного урока по теме: «Особенности природы Кавказа».
Большое внимание на уроках географии уделяется произведениям А.С. Пушкина, посвящённые Кавказу.
Пушкинское произведение «Кавказ» мы знаем со школьной скамьи, восхищаясь поэтической картиной гор:
И восхищает в этом стихотворении не только поэзия, но и то, как чётко намечены вертикальные пояса природы в горах. И это не только восхищает, но и удивляет. Ведь в пушкинское время не было понятия географической зональности, а тем более вертикальной поясности природы в горах. Только известны были деления подобно делению Е.Ф. Зябловского России на четыре полосы: самую холодную, холодную, умеренную и тёплую, или южную. В третьей части своего курса всеобщей географии, вышедшей в 1819 г. и посвященной Азии, профессор Главного педагогического института Е.Ф. Зябловский пишет: «Азия разделяется на 3 полосы:
1. на Северную, или Холодную;
2. Среднюю или умеренную;
3. Южную, или Жаркую».
Правда, описание отдельных природных зон, не называемых ещё так, можно
найти у А. Гумбольдта в «Картинах природы».
Можно сказать, что у А.С. Пушкина был поистине географический взгляд на природу. И он фантастически внёс свой вклад в подведение к понятию «вертикальная зональность природы», или «высотная поясность».
География и информатика
Уроки географии совместно с преподавателем информатики я провожу уже в течении пяти лет. Использование современных компьютерных технологий на уроке позволяет улучшить отработку изучаемого материала, сократить объём домашнего задания, уменьшив при этом учебную нагрузку на учащихся, повышают эффективность обучения, помогают развивать наглядно – образное мышление.
На проверку знаний на обобщающих уроках уходит много учебного времени, которого всегда не хватает. Используя электронные учебники, различные компьютерные программы, проверяются знания учащихся за 20 – 25 мин. Формы опроса могут быть разными. Это и проверка знаний при помощи текстов, и выполнение практических заданий, и творческие работы, и т.д. При этом высвобождается время для работы со слабоуспевающими учащимися, для решения различных текущих вопросов.
Применение на уроках мультимедиа программ усиливает мотивацию учащихся к учению, развивает познавательный интерес, логическое мышление, что в итоге ведёт к повышению качества знаний.
Использование компьютерных технологий позволяет реализовать межпредметные связи с литературой, историей, биологией, рисованием, географией, черчением, химией.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.