Что такое балаганные представления
Балаганные представления в России XVII – XIX вв
Слово «балаган» известно в русском языке со времени золотоордынского ига; пришло оно из тюркского языка, где обозначало легкую верхнюю пристройку к дому (см. персидск. «balahana» — верхняя комната, балкон). Еще в начале XIX столетия оно имело основное значение — разборная временная постройка для торговли. Применительно к театрализованным зрелищам это слово употребляется со второго десятилетия XIX в. Однако историю театральных балаганов в России следует начинать с XVIII в., когда в городах во время ярмаро и гуляний стали разыгрываться спецальные для простой публики небольшие и несложные пьески-интермедии. Известно, например, что в 1770-е гг. на Девичьем поле в Москве актеры-любители ирали народные фарсы, «комедиантские увеселительные действующие предствления и интермедии и шпрынг-мейстерские действия». принцип организации временных построек-балаганов, несомненно, связан со стремлением светской и церковной властей регламентировать народные праздники, ввести их в определенные рамки – хотя бы временные. Под балаганные представления выделялись точно установленные сроки – как правило, Масленичные и Пасхальные гуляния, торговые ярмарки и т.п.
В европейской культурной традиции предшественником балагана стали мистерии, вышедшие в XIII в. из церкви на улицы и площади, и, наряду с сюжетами Библии и Евангелия, включавшие в себя бытовые интермедии и комические номера. К середине XVI в., из-за непропорционально разросшейся комедийной составляющей этих представлений, практически во всех странах Западной Европы мистерии были официально запрещены. Единственным «властелином» временных построек, возводимых к празднику для увеселения публики, остался балаган. Его демократичность вызывала горячий интерес со стороны малоимущего населения всей Европы.
России появление первого балагана было связано с именем Петра I. В 1700 г. царь приказал выстроить в Москве, в Китай-городе, деревянную «комедийную хоромину», которая была открыта двумя годами позже гастрольной труппой немецких комических артистов. Это был первый публичный театр, на представления которого могли приходить все желающие. Начиная с этого времени балаганы прочно вошли в традицию русских официальных и народных праздников.
В России балаганы зародились как слияние нескольких компонентов:
Возможно, балаган как площадка для представления в ее поздних формах развился из помоста, на который ставился трон для чучела Масленицы, что ставился на сани.
Возникновение балагана также связывается с сохранением традиций скоморохов (исчезнувших как самостоятельное культурное явление в XVII в.) петрушечниками, медвежатниками, раешниками, дедами-балагурами, сопровождавшими Масленичные, ярмарочные и другие народные гуляния и праздники.
Определенное влияние на формирование балаганной культуры в России оказали также иностранные цирки, которые начиная с XVIII в. регулярно гастролировали по стране, обслуживая даже захолустные ярмарки и гуляния.
В XIX в. свое развитие получил и русский цирк, большинство трупп которого постоянно колесило по стране, переезжая из города в город, с ярмарки на ярмарку.
«Иностранное» влияние на русские балаганы не ограничивалось только цирками. Начиная с 1740-х гг. во время традиционных народных гуляний в крупных городах появляются итальянские труппы, позакомившие русских зрителей с commedia dell’arte. С этой поры персонажи итальянской комедии масок — Пьеро, Коломбина, Арлекин — надолго будут связаны с русскими балаганами, где арлекинады как самостоятельный жанр займут одно из первых мест в репертуаре.
Упадок и постепенное исчезновение крепостных театров, столь распространенных в России в XVIII — начале XIX вв., вытолкнул часть актеров в балаганные труппы, что положительно повлияло на профессиональность этих театров.
Также безусловное влияние на формирование балаганных представлений оказал школьный театр, вернее, те интермедии, которые разыгрывались в нем в перерывах между небольшими пьесками или отдельными актами драмы. Генетически связанные с устным народным творчеством (анекдоты, новеллические сказки, шутки и т.п. ), они представляли особый комический жанр с обязательными бытовыми персонажами, «шутовскими персонами», несложным сюжетом и простым разговорным языком. Нередско эти спектакли разыгрывались вне стен учебных заведений и пользовались определенной популярностью у проостой публики.
Кроме того балаганы испытали на себе и воздействие комических пьес демократических низов, которые разыгрывались в любительских спектаклях.
Итак, особое предпочтение в программе балаганных представлений отдавалось всему невиданному и экзотическому. Демонстрировались великаны и лилипуты, бородатые и татуированные женщины, женщины-рыбы. В балаганах на всеобщее обозрение выставлялись теленок о двух головах, мумия «египетского царя-фараона», африканские дикари-людоеды, человек, пьющий керосин и закусывающий рюмкой, «дама-паук», «девочка-сирена» с русалочьим хвостом и многое другое.
Сюжеты балаганных пантомим могли быть самыми различными: библейские («Сон фараона», «Суд царя Соломона»), исторические («Смерть Наполеона», «Мазепа», «Тарас Бульба», «Бурская война»), сказочные («Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик», «Конек-Горбунок», «Золушка»), волшебные («Разрыв-травы», «Зеленый черт»). Среди самых любимых называли «Атамана волжских разбойников Стеньку Разна», «Рекрутский набор» и «Золотой сон».
Одной из характерных черт, свойственной многим балаганам, был обман или мошенничество. Многие владельцы небольших балаганов, подобно раешникам, широко пользовались таким сугубо ярмарочным приемом, как несоответствие рекламы тому, что показывалось в действительности. Случалось, что из всего перечня невероятных трюков и диковинок в балагане демонстрировалось что-то одно.
В начале ХХ в. эстетика балагана была творчески переосмыслена и стала центральной для многих художников, писателей, поэтов, композиторов, режиссеров. Все искусство Серебряного века буквально пронизано образами балагана, выведенными на иной эстетический и смысловой уровень. Балаган врывается в поэмы и стихотворения А. Ахматовой и В. Брюсова; ему отдает дань В. Набоков. Ему же посвящены несколько стихотворений А.Блока. Позже из них рождается первая пьеса Блока – «Балаганчик», которую ставит В.Мейерхольд, много размышлявший о природе этого явления. Так, Мейерхольд призывал к активному изменению сценического пространства театра, к выходу его за пределы «коробки сцены» и переходу на площади, к возрождению балагана, к превращению театрального искусства в массовое действо, синтезирующее зрелищность других искусств. Интересно его сопоставление балаганного зрелища и традиций театра масок: «Театр маски всегда был балаганом и идея актерского искусства, основанная на боготворении маски, жеста и движения неразрывно связана с идеей балагана… Занятые реформированием современного театра мечтают о проведении на сцену принципов балагана… Балаган вечен. Его герои не умирают. Они только меняют лики и принимают новую форму». И.Стравинский пишет балет «Петрушка», ставший в парижских «Русских сезонах» С. Дягилева блистательным стартом для гениального танцовщика В. Нижинского. С балаганом связаны значительные периоды творчества театральных художников А. Бенуа, М. Добужинского, Л. Бакста, С. Судейкина. Это был уже совсем другой балаган – по-прежнему пестрый и яркий, но философский и изысканный, ставший отражением трагической эпохи.
Расцвет балаганной культуры пришелся на середину XVIII — ХIХ вв. Новый ХХ в., вместе с формирующейся массовой культурой, постепенно размыл основы массовых народных гуляний и ярмарок, а вместе с ним устранил и такое явление российской праздничной культуры как балаган. Но окончательно балаганы не исчезли, они оставили значительный след и их влияние можно увидеть практически во всех современных эстрадных и цирковых жанрах, нередко балаганные приемы используются в современном театре и кинематографе, а также рекламе.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
Самодельный 3D гель. Нам понадобятся: мука и столярный клей ПВА (лучше столярный, так как он боле.
Кракелюр на ПВА. Мастер-класс. автор этого МК Наташа Косилка с сообщества Декупаж на mail.ru (htt.
Английский художник Iain MacArthur. Iain MacArthur английский график, иллюстратор, р.
Слушаем частоты сольфеджио. Частота 963 Гц связана с потоком Света. + Видео Новое видео. Слуша.
—Рубрики
—Музыка
—Ссылки
Борис Балахонцев.
—Поиск по дневнику
—Сообщества
Русские праздники и обряды. Балаганы.
Русские праздники и обряды. Балаганы.
БАЛАГАН (от перс. balahana – верхняя комната, балкон). Термин имеет несколько значений:
1. Временная постройка для народных увеселительных, ярмарочных зрелищ (театральных представлений, райков, «комнат смеха», выставок «уродов», передвижных зверинцев, торговых палаток и т.п.). В этом значении термин установился в 18 в. и был распространен до начала 20 в.
2. Жанр демократичного ярмарочного спектакля – грубоватое, часто – комическое зрелище с сатирическими мотивами, основанное на рифмованных прибаутках, балагурстве, и снабженное различными шумовыми эффектами. Получил свое название от постройки-балагана. В чистом виде также просуществовал с 18 в. до начала 20 в.
Балаганы в Туле на Святой неделе.Попов Андрей Андреевич
3. Современный театральный жанр, основанный на стилизации народных балаганных представлений.
4. В переносном смысле – нечто грубое, несерьезное, не соответствующее высокому художественному вкусу. Это пренебрежительное отношение к балагану установилось в 19 в., когда ярмарки и народные гуляния, занимающие весьма заметное место в жизни городского населения России, тем не менее не становились предметом глубокого профессионального исследования. Позже, с начала 20 в., появились серьезные искусствоведческие и культурологические работы, рассматривающие балаган в контексте истории мировой культуры (А.Лейферт, Ю.Лотман, М.Бахтин и др.). Балаган серьезно изучался и театральными практиками (В.Мейерхольд, А.Блок и др.). Принципиальное отношение к балагану, как и ко всему народному театру, было коренным образом пересмотрено. Однако в бытовой речи негативное звучание слова сохранилось; правда, в этом значении оно употребляется уже не по отношению к театру (например: «Превратить серьезное собрание в балаган»).
Б.М.Кустодиев. Балаганы.1917 г.
ИСТОКИ БАЛАГАНА
Истоки балагана лежат в глубокой древности, в ранних языческих обрядах и ритуалах. Особенно явно преемственность балаганных зрелищ просматривается в кампаниях шаманов, в первобытных тотемических праздниках, посвященных животному – покровителю племени. Именно там зародился один из основополагающих технических актерских приемов балагана – искусство звукоподражания. С одной стороны, камлающие шаманы умели голосом передавать самые разнообразные природные звуки – свист ветра, шум птичьих крыльев, вой волка и т.д.
Московские балаганы.Маковский Константин Егорович
С другой стороны, участники тотемических праздников зачастую говорили измененными голосами (например, фальцетом), чтобы на всякий случай скрыть от своего покровителя конкретную личность актера. Позже эти приемы преобразовались в искусство чревовещания, чрезвычайно популярное в балаганной культуре, а также – в пищик, специальное устройство для изменения голоса, которым традиционно пользовались балаганные петрушечные актеры. Тотемические обряды породили и один из самых популярных ярмарочных зрелищ – «медвежью потеху» (уличное комическое представление т.н. «вожака» или «поводыря» с медведем).
Джон Огастес Аткинсон. Качели. Цветной офорт. Лондон, 1803 год.
John Augustus Atkinson. Katcheli. London, 1803.
Джон Огастес Аткинсон (1775–1830), английский художник. Аткинсон с 1784 по 1802 г. жил в Петергбурге, где его отчим Джеймс Уокер служил придворным гравером. По возвращении на родину Аткинсон создал серию из ста рисунков, изображающих быт, обычаи и развлечения русского народа.
Сам принцип организации временных построек-балаганов, несомненно, связан со стремлением светской и церковной властей регламентировать народные праздники, ввести их в определенные рамки – хотя бы временные. Под балаганные представления выделялись точно установленные сроки – как правило, масленичные и пасхальные гуляния, торговые ярмарки и т.п. В европейской культурной традиции предшественником балагана стали мистерии, вышедшие в 13 в. из церкви на улицы и площади, и, наряду с сюжетами Библии и Евангелия, включавшие в себя бытовые интермедии и комические номера.
Балаган
К середине 16 в., из-за непропорционально разросшейся комедийной составляющей этих представлений, практически во всех странах Западной Европы мистерии были официально запрещены. Единственным «властелином» временных построек, возводимых к празднику для увеселения публики, остался балаган (комедия дель арте, карнавалы и т.п.). Демократичность балагана вызывала горячий интерес со стороны малоимущего населения всей Европы.
Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге
Маковский Константин Егорович
В России первый балаган был связан с именем Петра I. В 1700 Петр приказал выстроить в Москве, в Китай-городе, деревянную «комедийную хоромину», которая была открыта двумя годами позже гастрольной труппой немецких комических артистов. Это был первый публичный театр, на представления которого могли приходить все желающие. Начиная с этого времени балаганы прочно вошли в традицию русских официальных праздников.
К праздничным гуляниям, проходившим в специально выделенных местах (в Москве – на Разгуляе, на Неглинной и Москве-реке; в Санкт-Петербурге – на Неве, Фонтанке, на Адмиралтейской площади) возводились самые разные строения: зимой – ледяные горки для катания, летом – карусели и качели. Среди них – собственно балаганы, которые, в зависимости от общего количества, известности владельца и т.п., располагались в одну, две или три линии. На первой выстраивались большие богатые «театры», на второй и третьей – балаганы поменьше и победнее. Они стоились из досок, крыши делались из грубого холста (рядна) или мешковины по принципу шапито. Размеры и внутренне устройство балагана различались в зависимости от достатка его владельца и конкретного предназначения.
Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге
Самые маленькие балаганчики, т.н. «столбики» или «рогожные», сооружались при помощи столба, на котором держался рогожный навес. В них демонстрировались разнообразные «диковины» – карлики, великаны, «волосатые женщины» и прочие «уроды». Одно из самых популярных и традиционных зрелищ – «Дама-паук», сконструированная при помощи системы зеркал и черного бархата: мохнатое туловище с паучьими лапами, увенчанное женской головой, которая отвечала на вопросы публики. Безусловным успехом пользовался и «африканский людоед», пожирающий живого голубя на глазах у зрителей (на самом деле это было чучело птицы, внутрь которого помещался мешочек с клюквой). В крохотных балаганчиках (а то и просто на улице) могли располагаться гадалки-предсказательницы, кукольники с Петрушками и марионетками и панорамы-райки (движущиеся картинки, ставшие предтечей рисованной анимации). Передвижные зверинцы представляли собой сараи, тесно уставленные клетками со зверями.
Масленица. Литография В. Ф. Тимма. 1858.
Но главными на гуляниях были большие театральные балаганы со сценой, занавесом и зрительным залом. Разборная сцена-помост была точно рассчитана и собиралась каждый раз из одних и тех же деталей. Перед ней предусматривалось место для нескольких музыкантов. Далее – несколько открытых лож и два-три ряда кресел, отделенных от остальных мест глухим барьером. За ними – т.н. «первые места», семь-восемь рядов скамей с отдельным входом; «вторые места», – еще десять или одиннадцать рядов, расположенных на повышающемся полу. Эти скамейки были настолько высокими, что сидящие не доставали ногами до пола.
Сапунов Николай Николаевич. Мистическое собрание. На сюжет мистической драмы А.Блока «Балаганчик».
Завершался зрительный зал т.н. «загоном» – стоячими местами, отделенными барьером, где стояла самая неимущая публика. Такой балаган мог вмещать до 1000 зрителей. После нескольких больших пожаров полиция запретила использовать в деревянных строениях печи, единственным источником тепла были керосиновые лампы-молнии, размещенные на железных кронштейнах и использовавшиеся для освещения сцены. Поэтому зимние балаганы обшивались двумя рядами досок, между которыми засыпались опилки.
Балаганы на Адмиралтейской площади». Акварель В. С. Садовникова. 1849.
Балаганы украшались флагами, вывесками, картинами, афишами. Перед балаганом сооружался балкон, т.н. «раус» (нем. Raus, от heraus – наружу), с которого зрителей на представление зазывал «дед-раешник». Это была, пожалуй, самая сложная балаганная профессия – от импровизационного мастерства и остроумия раешника напрямую зависела популярность зрелища, а значит – и финансовый сбор. Иногда на раусе разыгрывались отдельные сценки из спектакля или специально подготовленные клоунские интермедии, давшие начало отдельному «балконному» драматическому жанру, который тоже получил название рауса.
Каждое представление длилось от 10–15 минут (в маленьких балаганах) до 30 минут, иногда – часа (в балаганах больших). Представления начинались обычно в полдень и длились до 9 часов вечера. Таким образом, каждый день проходило не менее 6 спектаклей (в маленьких балаганах – до 30). Во время представлений в зрительном зале шла бойкая торговля семечками, орехами, пряниками и другой снедью.
Юон Константин Федорович.Гулянье на Девичьем поле. Эск. к карт. того же назв. 1909-47 гг. из ГТГ. X., м., 30х44,5. ЧС
Театральные представления состояли из нескольких номеров, разбитых на три отделения. В первом из них показывались, как правило, цирковые акробатические и гимнастические номера – работа на трапеции, канатоходцы, силовые аттракционы и т.п.; во втором – сценки из народного быта; в третьем – арлекинады и пантомимы, комические, мелодраматические или героические. Здесь ставились пьесы из репертуара народного театра (Комедия о царе Максимилиане и др.), инсценировки рыцарских романов, позже – популярных литературных произведений (вплоть до Пушкина, Толстого, Лермонтова).
Степан Нестерчук Ярмарка в старом Дмитрове.
Это направление в последней трети 19 в. особенно ярко было представлено в крупнейшем петербургском балаганном театре А.Алексеева-Яковлева «Развлечение и польза», где показывались инсценировки и живые картины по басням Крылова, стихотворениям Некрасова, повестям Гоголя, сказкам Ершова и Пушкина, пьесам Островского. Правда, все эти произведения были адаптированы к праздничной атмосфере гуляний – выстроены по принципам краткости, оптимизма и яркости.
В Москве в таком же ключе работал балаганный театр М.Лентовского «Скоморох», в репертуар которого входили пьесы А.Островского, А.Писемского, А.К.Толстого. Именно «Скомороху» отдал для постановки свою пьесу Власть тьмы и Л.Н.Толстой.
В.М. Васнецов. Балаганы в окрестностях Парижа
Таким образом, театры «Развлечение и польза» и «Скоморох» фактически явились переходным звеном между собственно балаганным зрелищем и просветительскими народными театрами.
В начале 20 в. эстетика балагана была творчески переосмыслена и стала центральной для многих художников, писателей, поэтов, композиторов, режиссеров. Все искусство Серебряного века буквально пронизано образами балагана, выведенными на иной эстетический и смысловой уровень. Балаган врывается в поэмы и стихотворения А.Ахматовой и В.Брюсова; ему отдает дань В.Набоков. Балагану посвящены несколько стихотворений А.Блока.
Tóth Gábor.Bolha meg a tanár I.
Позже из них рождается первая пьеса Блока – Балаганчик, которую ставит В.Мейерхольд, много размышлявший о природе балагана. И.Стравинский пишет балет Петрушка, ставший в парижских «Русских сезонах» С.Дягилева блистательным стартом для гениального танцовщика В.Нижинского. С балаганом связаны значительные периоды творчества театральных художников А.Бенуа, М.Добужинского, Л.Бакста, С.Судейкина. Это был уже совсем другой балаган – по-прежнему пестрый и яркий, но философский и изысканный, ставший отражением трагической эпохи.
Балаган
Юрков С. Е. Под знаком гротеска: антиповедение в русской культуре
Во второй половине XVIII в. происходит разделение и в сфере искусства — по критериям «высокого» и «низкого», а народного — на «городское» и «крестьянское». По мнению Б.М. Соколова, городская культура представляла собой «третий», «отщепенческий» культурный слой, находящийся в пространстве между культурой дворянства и крестьянства. Отсюда его маргинализм и неустойчивость; он тяготеет к социальному «верху», на который ориентируется, будучи, тем не менее, порождением крестьянской культурной среды. Этим объясняется изначальная лиминарность городской культуры, смешение в ней и европейских заимствований и народных традиций. 2
поведению. И этот контраст имеет мифологическую основу, иначе говоря, потребность по Фрейду, стихии выражения Эроса, что применительно к нашей проблематике символизирует веселье и разгул, оказывается оборотной стороной потребности в Танатосе. Фиксируемая исследователями балагана смеховая стихия народа включает нас в танатологическую стихию. » 4
Ярмарка являлась основным средством реализации городской фольклорной культуры, квинтэссенцией же ярмарочных зрелищ выступал балаган. Балаганы традиционно устраивались на площадях, временно становящимися «сакральным» местом в отношении прочего пространства города (первый балаган был открыт в Москве в 1765 г. бесплатно, что связывалось с установкой власти на легализацию городских народных гуляний с целью уравнять в праве на них представителей всех сословий). Балаган олицетворял центр праздничного веселья и служил комплексным воплощением многих видов искусств: театра, пантомимы, клоунады и проч. Композиционный принцип балаганного, и в целом, ярмарочного зрелища — типично гротескный: соединить в одном явлении (по крайней мере, месте) известное, знакомое и необычное, экзотическое (причем последнее нередко достигалось путем открытого обмана и жульничества). В результате беззастенчивого смешивания своего и чужого образовались оксюморонные сочетания типа того, что можно было увидеть на вывеске: «Русский театр живых картин, танцов и фокусов китайца Су-чу на русском деолекте со всеми китайскими причудами». 5
Невиданному и экзотическому отдавалось естественное предпочтение. Демонстрировались великаны, сатиры, бородатые женщины, лилипуты, женщины-рыбы. В балаганах Санкт-Петербурга в 1870-90-х гг. на всеобщее обозрение выставлялись теленок о двух головах, мумия «египетского царя-фараона», дикарь с острова Цейлон, поедающий живых голубей, человек, пьющий керосин и закусывающий рюмкой, «дама-паук», «девочка-сирена» с
————————
развратные объятия этой материи, как будто передает себя ей в жертву, и вот эта глупая и тупая материя одурачена, обессилена и покорена; в этом смысле я «принимаю мир» — весь мир с его тупостью, косностью. » 8 Таким образом, можно утверждать. культурная функция ярмарочного балагана — «оживление» повседневности за счет деструкции привычных поведенческих норм и хаотизации, чем, в свою очередь, достигается и примирение человека с жесткими условиями жизни за пределами празднества. Этой задаче подчинено и содержание балаганных представлений.
Собственно сам балаган (от персидск. «балахане» — верхняя комната, балкон 9 ) — это спектакль, сценическое действо. Фактически его фабула едва намечалась и не имела особой значимости, она лишь должна была соответствовать общей ярмарочной атмосфере суматохи, путанице понятий, беспорядку. Беспорядок собственно и являлся той «упорядочивающей» структурой, согласно которой организовывалась ярмарочная жизнь. «Бешеный темп», «пулеметная дробь акробатических трюков», «элементы абсурда» — таковы выдержки из анонсов газет по поводу арликинады англичан братьев Ганлон-Ли, выступавших в балагане на Марсовом поле в Санкт-Петербурге в 1875- 1877 гг. 10
Композиционно сходным оказывался и кукольный театр Петрушки, ставший постоянным спутником ярмарки с 1840-х гг. Несмотря на незамысловатость и примитивизм, «комедия» пользовалась неизменным успехом. Полная алогизмов, нелепиц, бестолковой суеты, она внушала зрительские симпатии и тем, что главный герой по ходу действия расправлялся с персонами, олицетворяющими высший порядок — квартальным полицейским, воинским начальником, лекарем, т.е. производил поругание официально принятого порядка.
Помимо действий, важнейшим орудием воздействия на настроение публики являлось ярмарочное слово. Балаганное слово — это оксюморон, алогизм, скабрезная шутка или рассказ, острое и меткое высказывание в адрес толпы, балагурство. Последнее представляет собой непрерывный поток шуток, присказок, словесных сочетаний, образованных рифмованием и аллитерацией.
—————————
Образ балаганного «деда» — откровенно скоморошеский, его монологи о своей жизни — комические повествования о сплошных неудачах, побоях, ограблениях, пребывании в полицейском участке; он все делает «не так», «наизнанку». Его театральная «бутафория»: книга, старые часы, бутылка — все огромных размеров, несоответствующих норме. Отличие от фигуры скомороха лишь в том, что «дед», водрузишись на балаганный балкон (раус), устраивает представление перед большей массой народа и более разнородной по составу. Последнее усиливает разницу со скоморошеством: «дед» в большей степени поднадзорен взгляду власти, в результате социальная острота его комических повествований и степень их пикантности заметно сокращается. Указанные факторы снижают скоморошескую сущность «дедовских» выступлений, приближая их к образцу цирковой клоунады.
Еще одна примечательная и необходимая (хотя и невидимая) во время праздничного массового народного гуляния фигура — фигура вора. Вор на ярмарке подобен дураку в деревне, он более отдает, чем похищает. Благодаря его незримому присутствию атмосфера веселья обретает особый привкус. Если все праздничные факты предсказуемы в своей «непредсказуемости», то вор действительно непредсказуем. Не случайно «дед», балагуря с публикой, постоянно пугает ее тем, «кто выше его», усиливая общий накал впечатлений.
————————
Вор по-своему организует ход зрелища, создавая зону повышенного эмоционального напряжения, некоего «сладкого ужаса» от ожидания того, что может случиться нечто непредвиденное, разрушающее запланированное течение праздника. По его воле эпицентр всеобщего внимания способен переместиться с любого объекта или ярмарочного персонажа на место акта воровского действия, на пострадавшего. Случай реального воровства есть своеобразный катарсис для прочей публики от сознания, что «украли не у него». Часть эффекта, свойственная скоморошескому зрелищу — обострение чувства созерцанием «запретного», утраченное при развлечении «дедовскими» комическими выходками вследствие легализации его положения, экспроприируется вором. Дозволенное на период праздника игровое нарушение норм дополняется посредством воровства настоящим их преступлением, что, в свою очередь, сообщает оттенок большей реальности всему происходящему. По данной причине балаганному «деду» остается только вторичная роль трикстера по отношению к вору, это взаимодополняющие карнавальные персоны, из которых вор — главенствующая. Если «дед» создает дух комизма, переворачивая «серьезную» норму, то вор своим серьезным действием способен «перевернуть» комическую норму самого «деда», тем самым поставив его в глупое положение. Подобная «обращаемость обращаемости» — от смешного к серьезному и наоборот — как нельзя лучше соответствует атмосфере беспорядочности. хаоса и нисколько не портит праздника, чем подтверждается адекватность вора его общему настрою.
Использующая в процессе развлечений публики «симуляционые» явления, ярмарка, тем не менее, сама по себе — не симулякр. Ярмарочное веселье генерирует «видимость», но именно она и выступает ее субстанциальным качеством, устраняющим ее симуляцией ность в целом.
—————————