Что такое балетная гимнастика
Партерная гимнастика (балетная)
Балетная партерная гимнастика, выполняемая на полу, имеет общее предназначение для детского организма – формирование готовности к занятиям хореографией. Она дает первоначальную подготовку к дальнейшим нагрузкам, позволяет развить физические способности, движения и навыки, необходимые для профессионального обучения танцу. Все дети, поступившие в балетную школу, проходят ее в обязательном порядке.
Польза партерной гимнастики
Комплекс простых упражнений помогает:
Упражнения могут выполнять дети любого возраста, к ним допускаются дошкольники от 4-5 лет. Современная программа адаптирована к организму ребенка – комфорт выполнения достигается за счет положений лежа, полулежа, сидя на полу, таким образом значительно уменьшается нагрузка не неокрепший детский позвоночник и суставы.
Тренировка направлена также на постановку дыхания, что очень важно для занятий балетом. В результате процесса оптимизируется сердечная и сосудистая функция, улучшается кровообращение, ритм работы органов становится правильным.
Профессиональное назначение
Значение партерной гимнастики для хореографии неоценимо. Ее автором является Борис Князев, легендарный артист и педагог. Ее основы взяты из базовых упражнений классического танца. В процессе разрабатывается природная выворотность, воспитываются стопы, совершенствуется растяжка. В тренировках нагрузке подвергается не только верхний мышечный слой, но и участвуют глубокие мышцы, чего невозможно достичь, проводя время только у балетного станка.
Детей с исключительными данными для балета немного, но это не значит, что им могут заниматься избранные единицы. Сутулость, слабая спина, плоскостопие, неспособность прыгать – все эти дефекты устраняются с помощью специальных упражнений. Чем балет лучше других танцевальных и спортивных дисциплин, так это тем, что именно партерной гимнастике отводится большая роль в подготовке начинающих учеников, что, в конечном итоге, минимизирует перенапряжение организма при дальнейшем обучении.
Как проводится
В школе-студии «Ирбис» преподаватели варьируют интенсивность тренировок, чередуя активную и умеренную фазы. Занятия проводятся в группе, поэтапно:
1. Динамическая часть. В нее входят упражнения, выполняемые в синхронном режиме под наблюдением инструктора Задача тренировки – разработать основные группы мышц. Продолжительность до 40 минут.
2. Растяжка. Когда мышцы уже разогреты, можно приступать к растяжке, развивающей подвижность суставов и сводящей к минимуму риск травматизма – вывихи, растяжения связок. Тренировка длится около 20 минут.
3. Расслабление. Этот этап является заключительным, и его цель – наладить внутреннюю гармонию. По времени занимает 5 минут.
Комплекс балетной гимнастики, проводимый в нашей студии, делится на курс адаптации для начинающих, средний и продвинутый. В первом случае все упражнения достаточно медленные, во втором нагрузка постепенно увеличивается. Для уже состоявшихся танцоров занятия проходят в интенсивном темпе.
12 упражнений с разминкой и растяжкой: комплекс от Илзе Лиепы
Королевская осанка и подтянутые мышцы: балет плюс пилатес
Илзе Лиепа балерина, актриса
Представительница знаменитой балетной династии, балерина и актриса Илзе Лиепа — для многих образец элегантности и прекрасной физической формы. Конечно, ее профессия требует постоянной работы над собой, но Илзе еще и «несет хореографию в массы» — она автор собственного метода физических тренировок. Он основан на классической хореографии и пилатесе и входит в программу студии, которую Илзе Лиепа открыла для женщин, заботящихся о совершенстве своего тела. Предлагаем комплекс упражнений из ее книги.
Экспресс-комплекс упражнений я назвала «12 шагов к изяществу». Этот мини-экзерсис я заставляю себя делать, когда хочу отдохнуть от профессии, но не потерять форму и мышечный тонус.
Я уверена в эффективности этих упражнений. Я бы хотела, чтобы они стали вашим началом дня, утренней гимнастикой, которая даст тонус, бодрость, откорректирует и укрепит мышцы проблемных зон.
Этот экспресс-комплекс никак не отрицает других ваших занятий, какими бы они ни были. А еще это ваша «палочка-выручалочка», если вы хотите заняться собой, но не знаете, с чего начать.
Для занятий вам понадобятся:
Как правильно выполнять упражнения
Опорные точки правильного положения тела следует сохранять в любой позиции — стоя, сидя, лежа, на коленях. Будет замечательно, если вы возьмете за правило начинать каждое занятие, напоминая себе о важных технических «изюминках». Первое время очень непросто контролировать свое тело. На этом этапе вашим помощником может стать зеркало. Оно подскажет и покажет все неточности.
Разминка
1. Альпийский шаг
Ходьба с высоким подниманием бедра.
И.п. — основная стойка.
Количество повторений: до 40 раз (подъем одной ноги — одно повторение).
Важно! Опорная нога выпрямлена. Плечи опущены. Таз стабилен, без амплитудных покачиваний из стороны в сторону.
2. Круги плечами
И.п. — основная стойка на полусогнутых ногах.
Количество повторений: до 4 кругов в каждую сторону.
Важно! Вытяжение к потолку по всей длине позвоночника. Ребра (передние нижние) закрыты.
3. Разведение рук в стороны
И.п. — основная стойка на полусогнутых ногах. Руки вперед параллельно полу. Ладони к потолку.
Количество повторений: до 4 циклов.
Важно! Ровное положение таза. Опущенные плечи. Передние нижние ребра закрыты. Грудная клетка раскрывается через движение руками в стороны.
4. Релеве с руками
И.п. — основная стойка на полусогнутых ногах. Руки вверх по третьей позиции.
Количество повторений: 4 цикла.
Важно! Таз без покачиваний вправо и влево (наклон от линии талии). Плечи опущены. Голова во время наклонов на равном удалении от рук. Макушка в наклонах тянется по диагонали вверх.
Комплекс упражнений
1. Сфинкс
Выпады: укрепляем бедро спереди, ягодичную мышцу. Растягиваем переднюю поверхность сзади стоящей ноги.
И. п. — глубокий выпад правой ногой вперед. Левая ступня в опоре на полу. Голень перпендикулярна полу. Руки на бедре правой ноги или в опоре на стул. (Положите себе под колено полотенце.)
Количество повторений: до 8 раз каждой ногой.
Важно! Голень впереди стоящей ноги постоянно держать перпендикулярно полу. Колено сзади стоящей ноги направлено в пол. Плечи опущены. Локти согнуты. Корпус держать вертикально, низ живота подтянут.
При выпрямлении сзади стоящей ноги глубина выпада остается неизменной. Опускание плавное, с мягким соприкосновением колена с полом.
Количество повторений: удерживать положение выпада на 8 счетов.
Примечание: при невозможности выполнения упражнения в полном объеме завершить упражнение на п. 2 или сократить количество повторений. Выполнить упражнение в обе стороны.
Стретч
Растягиваем: заднюю поверхность бедер и подколенную область. Возможны ощущения растяжения в икроножной мышце.
И.п. — стоя лицом к спинке стула на расстоянии вытянутых рук. Левая нога полусогнута. Правая нога — вперед на пятку.
Количество повторений: удерживать положение от 10 секунд.
Важно! Спина вытянута. Дыхание свободное.
Примечание: выполнить упражнение на обе ноги.
2. Плие по второй широкой позиции
Укрепляем: бедро внутри, бедро спереди, ягодицы, голени. Растягиваем: внутреннюю поверхность бедер и улучшаем подвижность тазобедренных суставов.
И.п. — стоя лицом к стулу. Ноги врозь, стопы развернуты наружу. Руки на спинке стула.
Количество повторений: 8 раз.
Важно! Колени на плие над стопами. Корпус вертикально. Плечи опущены. Ребра закрыты. Медленный темп.
Количество повторений: 8 раз попеременный подъем каждой пятки.
Важно! Амплитуда плие неизменна. Стопы плотно стоят на полу.
Количество повторений: 8 раз.
Количество повторений: 8 раз.
Важно! Акцент на движениях вниз.
Примечание: при невозможности выполнения упражнения в полном объеме завершить упражнение на п. 8 или сократить количество повторений.
Стретч
Растягиваем переднюю поверхность бедер.
И.п. — стоя лицом к спинке стула на левой полусогнутой ноге. Правая нога согнута назад и поддерживается правой рукой, пятка приближена к ягодице. Колено прижато к колену. Левая рука на спинке стула.
Количество повторений: удерживать положение от 10 секунд.
Важно! Низ живота подтянут. Ребра закрыты.
Примечание: выполнить упражнение в обе стороны.
3. Закрытый аттитюд в сторону
Укрепляем: ягодицы, наружную поверхность бедер и тазобедренные суставы. Улучшаем амплитуду движений в тазобедренных суставах.
И. п. — стоя лицом к спинке стула. Опорная нога полусогнута, рабочая — полусогнута и приподнята в сторону, колено вперед, носок на себя.
Количество повторений: 8 раз
Количество повторений: 8 раз
Важно! Низ живота подтянут. Ребра закрыты. Колено рабочей ноги направлено вперед, а пятка назад.
Примечание: выполнить упражнение в обе стороны.
Стретч
Растягиваем: мышцы спины, межреберные мышцы.
И.п. — стоя на правой ноге. Левая нога заведена назад направо.
Количество повторений: удерживать положение наклона от 10 секунд.
Важно! Ребра закрыты. Тело сохраняет наклон в сторону. Верхняя рука через мизинец вытягивается по диагонали наверх.
Примечание: выполнить упражнение в обе стороны.
4. Цапля
Отведение ноги назад и в сторону. Укрепляем: ягодицы, заднюю поверхность бедер. Растягиваем: заднюю поверхность опорной ноги.
И.п. — стоя на полусогнутой левой ноге, опираясь прямыми руками на спинку стула. Правая нога назад. Стопу на себя.
Количество повторений: 8 раз.
Важно! Тело и нога образуют единую линию в и. п. Плечи опущены. Низ живота подтянут. Ребра закрыты. Пятка направлена в потолок, колено — в пол.
Количество повторений: 8 раз.
Важно! Плечи опущены. Низ живота подтянут. Ребра закрыты. Пятка направлена в потолок, колено — в пол.
Количество повторений: 8 раз.
Примечание: выполнить упражнение на обе ноги. При невозможности выполнения упражнения в полном объеме завершить упражнение на п. 5 или сократить количество повторений.
Стретч
Растяжка ягодиц и наружной поверхности бедра. Растягиваем: ягодицы, наружную поверхность бедер и тазобедренные суставы.
И.п. — стоя на полусогнутой левой ноге. Правая нога согнута, стопа на левом бедре. Колено правой ноги отведено в сторону. Руки на спинке стула.
Количество повторений: удерживать положение наклона от 10 секунд.
Важно! Колено правой ноги стремится к полу. Корпус вытянут.
Примечание: выполнить упражнение в обе стороны.
5. Качающаяся береза
Укрепляем: переднюю поверхность бедер, коленные суставы и глубокие мышцы живота. Растягиваем: переднюю поверхность бедер.
И.п. — стоя на коленях. Ноги на ширине тазобедренных суставов. Руки за головой. (Постелите себе под колени полотенце. Так будет удобнее.)
Количество повторений: 8 раз.
Важно! Ноги и корпус образуют прямую линию. Плечи опущены. Низ живота подтянут. Ребра закрыты.
Количество повторений: удерживать положение 8 счетов.
Примечание: при невозможности выполнения упражнения в полном объеме завершить упражнение на п. 2 или сократить количество повторений.
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Ballet Beautiful – система домашних тренировок из балетных упражнений. По ним Натали Портман готовилась к роли в «Черном лебеде»
Мэри Хелен Бауэрс – бывшая профессиональная балерина, участница труппы New York City Ballet. После окончания карьеры из-за травмы она разработала методику тренировок с собственным весом, заложив в основу знакомые ей балетные упражнения.
Именно Бауэрс готовила Натали Портман к роли балерины в фильме «Черный лебедь». После успеха картины к Мэри стали обращаться и другие звезды Голливуда. Также она ведет собственный канал на Youtube и выпускает курсы домашних тренировок. Одну из них мы разберем сегодня – на спину и пресс.
1. Подъемы корпуса
Исходное положение: лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги согнуты в коленях к себе.
Поднимаете одну ногу вертикально и начинаете делать плавные пружинистые движения вверх, пытаясь как бы достать носком до потолка. Поясница лишь немного отрывается от поверхности, не надо пытаться встать в мостик.
Повторите для другой ноги.
2. Упражнение «велосипед»
Исходное положение: лежа на спине, одна нога выпрямлена, вторая согнута в колене и притянута к себе. Руки удерживают ногу.
Начинайте поочередно выносить/подтягивать ноги, меняя их местами.
3. Выпрямление ног
Исходное положение: лежа на спине, корпус чуть повернут в одну сторону, ноги согнуты в коленях и наклонены в ту же сторону.
Начинайте выпрямлять обе ноги одновременно, а затем возвращайтесь в исходное положение.
Затем повторите для другой стороны.
4. Складка
Исходное положение: лежа на спине, ноги вместе и вытянуты под углом вверх, руки за головой.
Подтягивайте ноги к себе, сгибая их в коленях, одновременно выводя локти вперед навстречу ногам. Затем возвращайтесь в исходное положение.
5. Наклоны в стороны
Исходное положение: лежа на спине, руки вытянуты в стороны, ноги вместе вертикально вверх.
Выполняйте наклоны согнутых в коленях ног поочередно вправо и влево.
Ходят ли балерины в тренажерный зал, и, вообще, занимаются ли они спортом? Отвечает Елизавета Таранда
У спортсменов есть соревнования, чемпионаты, олимпиады, где они завоевывают медали и ставят рекорды. А у артистов балета олимпиада – каждый день. Сейчас во всех театрах введена система блоков спектаклей. Например, семь дней подряд идет «Баядерка», меняются только исполнители сольных партий, кордебалет ежедневно выходит доказывать свое «первенство». Три часа, полных эмоционального и физического напряжения, – при таких нагрузках необходимо иметь крепкий мышечный корсет и стальные нервы. Балерины и танцовщики идут за этим в спортзал.
Принято считать, что обычные физкультурные упражнения вредят мышцам артистов балета и меняют их структуру. Отчасти это правда. Многочисленные приседания и выпады действительно подкачивают мышцы, меняют их внешний вид. В обычной жизни крепкие мышцы бедра, подтянутые и округлые ягодицы – предел стараний миллионов девушек, для балерины же подобные формы неприемлемы. Все балетные па направлены на вытягивание мышц ног вверх, есть даже такое понятие – танцевать «на подтянутых бедрах».
Платье, Dior. Фото: @stepanstepansky. Стиль: Татьяна Шеваренкова. Прическа: Алена Герасименко. Макияж: Алена Моисеева для Giorgio Armani. Маникюр: Ольга Анкаева для L’Oreal Paris Essie. Ассистент стилиста: Екатерина Савинкова. Продюсер: Елена Серова
Поэтому в спортклубах танцовщики и балерины адаптируют балет к спортивному инвентарю и наоборот. Из тренажеров в зале популярностью пользуются эллипс, беговая дорожка (для быстрой ходьбы), тренажеры для закачивания мышц пресса, спины и ахиллов. Полусфера «босу» – один из излюбленных предметов артистов. В мягких туфлях или на пуантах, с утяжелителями на ногах или гантелями в руках танцовщик или балерина балансирует на одной ноге на «босу» – соцсети пестрят оригинальными приемами развития данных и навыков. С помощью фитнес-резинок и разнообразных аксессуаров мужчины тренируют прыжок и выносливость, женщины – устойчивость и разворот ног от бедра. Инвентарь частенько заказывают на сайтах с гимнастическим или балетным инвентарем из разных стран.
В спортзале сложно бывает убедить тренера в том, что упражнения из спорта могут навредить балетной пластике, поэтому чаще всего артисты тренируются в одиночку, проверяя ошибки по записям, сделанным на телефон. Но нередко бывает, что находятся профессионалы, которые вникают в специфику и предлагают комплексы упражнений для увеличения выносливости, уменьшения чрезмерной подвижности суставов, стабилизации тазобедренного сустава, что крайне полезно для здоровья любого человека.
Из балетных ноу-хау есть потрясающая, описанная в книге партерная гимнастика Бориса Князева, полностью повторяющая экзерсисы у станка. Все движения выполняются на полу, лежа на спине или животе, и, снижая нагрузку на суставы, они дают возможность лучше овладеть своими мышцами.
Сумку балерины невозможно представить без мячика для массажа стоп, валика для спины, эластичной широкой резинки для натяжения и сокращения стоп, длинной тугой резинки для растяжки. Тем не менее есть прецеденты занятий функциональным тренингом балерин в спортзале. Некоторые из нас иногда даже поднимают небольшую штангу, выполняют множество упражнений на укрепление мышц кора и спины и даже гребут на специальном тренажере минут по 10. Если выполнять упражнения в меру и в системе, то улучшить свои результаты возможно в любом виде спорта – даже в таком тонком искусстве, как балет.
Методика преподавания учебного предмета «Балетная гимнастика» для учащихся младших классов детских хореографических школ и школ искусств
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детская хореографическая школа имени М. М. Плисецкой
Тема: Методика преподавания учебного предмета
«Балетная гимнастика» для учащихся младших классов детских хореографических школ и школ искусств.
дисциплин Ефремова С.Д.
Настоящее методическое пособие предназначается в помощь преподавателям по предмету «Балетная гимнастика» в детских хореографических школах, школах искусств.
В методической разработке изложены содержание, методика занятий и примеры практического материала, которые проверены на занятиях с детьми младшего школьного возраста.
В пособии содержатся общие положения по балетной гимнастике, методика проведения занятий, методы работы, примерный план проведения урока с примером комбинаций и конкретными методическими указаниями.
1. Методика проведения уроков по балетной гимнастике…………..…. стр. 6
3. Примерный план проведения урока с примером комбинаций и конкретными методическими указаниями………………………………..стр. 9
В современном мире всестороннему развитию детей уделяется большое внимание общества. Хореографическое искусство всегда привлекало внимание детей и в свою очередь их родителей, и особенно в последнее время приобрело широкое распространение среди дошкольных учреждений, школ дополнительного образования, школ искусств и общеобразовательных школ. Хореографические отделения в таких учреждениях показали себя как представители перспективной формы воспитания детей.
В системе образования особое место занимает начальная ступень обучения, ведь именно в ней закладывается фундамент не только для будущих знаний и навыков, но и фундамент для развития личности в целом. Известно, что на детский организм в хореографических школах падает колоссальная физическая нагрузка. Особенно на начальном этапе обучения от маленького человека требуется самоотдача и самораскрытие. И от того, как мы подготовим будущего танцора к этим физическим и психологическим перегрузкам, как сформируем его организм во всём его комплексе, во многом зависит его успешное обучение в средних и старших классах.
Занятия балетной гимнастикой входят в учебную программу хореографической школы. Основной задачей балетной гимнастики является развитие и улучшение двигательных навыков учащихся, координации движений и выносливости, формирование гармонично развитого тела.
— Овладение знаниями о строении и функциях человеческого тела;
— Обучение комплексу упражнений, способствующих развитию двигательного аппарата ребенка;
— Формирование у детей привычки к сознательному изучению движений и
освоению знаний, необходимых для дальнейшей работы;
— Развитие способности к анализу двигательной активности и координации
5) Воспитание организованности, дисциплинированности, четкости, аккуратности.
Перед предметом «Балетная гимнастика» стоят также важные общевоспитательные задачи. В тесной взаимосвязи со всей учебно-воспитательной работой школы занятия по балетной гимнастике направлены на воспитание организованной, активной, гармонически развитой волевой личности. Уделяя большое внимание развитию основных двигательных навыков учеников, занятия балетной гимнастикой оказывают огромное влияние на их физическое развитие, на укрепление детского организма. Упражнения балетной гимнастики хорошо развивают мышцы спины, живота и рук, подвижность коленного сустава, верхнюю и нижнюю выворотность ног и амплитуду шага, при этом значительно увеличивая силу мышц и вырабатывая точность координации. Большое преимущество балетной гимнастики в том, что нет большой нагрузки на позвоночник, потому что большинство движений урока выполняются, лёжа на спине или на животе.
Методика проведения уроков по балетной гимнастике
Все вышеперечисленные учебно-методические задачи осуществляются в процессе систематических занятий. В младшем школьном возрасте у детей бурно развивается весь организм. У детей формируется скелет, мышечная система, развиваются внутренние органы. Это обстоятельство накладывает на преподавателя особую ответственность при определении объема учебной нагрузки учащихся на каждом уроке.
Основная форма проведения занятий – урок. Структура всех уроков имеет единую форму. Урок делится на три части: подготовительную часть, основную часть и заключительную часть. Однако это не ограничивает вариативность проведения занятий, которые могут отличаться дозировкой частей урока и движений, амплитудой и темпом исполнения движений. Каждый урок начинается и заканчивается поклоном.
На уроках балетной гимнастики, когда у ребенка восьми-девяти лет еще не окреп позвоночный столб и слабо развиты мышцы и связочный аппарат, упражнения основной части урока исполняются лёжа или сидя на полу. В дальнейшем можно чередовать исходное положение с другими упражнениям: лежа на полу, сидя на полу, стоя лицом к станку, стоя на середине зала и др.
Особое внимание необходимо уделить осознанному исполнению учащимися движений. Они должны знать и понимать, что делают, зачем надо делать так, а не иначе. Сознательное исполнение ускорит выработку мышечных ощущений (напряжение, расслабление), а также закрепление теоретического понимания и практического умения, что положительным образом скажется на качестве исполнения изучаемого материала.
Важная роль должны быть отведена музыкальному оформлению урока. Многие педагоги и концертмейстеры относятся к звучащей на уроках музыке как к положительному фону, помогающему дисциплинировать учащихся, сосредоточить их внимание. В процессе учебной работы необходимо прививать учащимся умение слышать и понимать музыку. Нельзя допускать, чтобы музыкальное сопровождение являлось «фоном» урока, т.к. это приводит к безразличию музыкального восприятия. Правильно подобранный музыкальный материал должен помогать осваивать хореографический материал, соответствуя его характеру, ритмическому рисунку, темпу.
Занятия необходимо проводить увлекательно, в темпе, чтобы дети уходили с занятия с чувством удовлетворения, и так, чтобы с каждым занятием, они приобретали все больше знаний и навыков. Не следует весь урок громко командовать. Иногда нужно объяснять тихо, но эмоционально. Это заставит занимающихся соблюдать тишину и внимательно слушать объяснение преподавателя. Не рекомендуется использовать при работе с детьми ласкательно уменьшительные слова (головка, ручки, ножки …). Т.е. головка – это голова, ручки – это руки и т.д.
В системе обучения детей важную роль играют формы и методы обучения. Поскольку именно от них зависит реализация и достижение поставленных целей и задач в процессе обучения.
Первый метод, который необходимо использовать преподавателю хореографических дисциплин – это метод организации и осуществления учебного процесса.
Для осуществления данного вида деятельности существует также множество методов при работе с детьми. Определим наиболее важные из них:
2. Словесный метод . Важным здесь является не только краткость, точность и конкретность, но и интонация и сила звучания слов. Преподавателю важно уметь говорить образно.
3. Прослушивание музыки. Для того чтобы ребёнок научился танцевать, необходимо научить его слышать и понимать музыку, её содержимое, о чём она говорит, какое настроение передает.
4. Игровой метод . Для того чтобы учащиеся развивались полноценно и лучше усваивали учебный материал, необходимо использовать различные формы работы с детьми. Преподавателю необходимо знать психологические особенности детей для работы с ними. В младшем школьном возрасте у учеников ещё очень плохо развито внимание, они часто отвлекаются и не могут долго сосредотачиваться на каком-либо задании. Про таких учеников мы так и говорим «невнимательные». Играя, дети легче воспринимают материал. Поэтому важным элементом урока становится игра.
Танцевальная игра незаменимый способ закрепить интерес учеников к хореографическому искусству. Дети в таком возрасте ещё не могут воспринимать материал в привычной для взрослого человека форме, поэтому стоит чаще прибегать именно к такому методу. Ученики вовлекаются в процесс быстрее, становятся более заинтересованными предметом, сосредотачиваются, становятся более внимательными, начинают воображать и фантазировать, проявляют себя и свои эмоции. Именно такой способ даёт детям передохнуть во время работы над новыми для них упражнениями. И если преподаватель видит, что дети на уроке начали уставать, перестали концентрировать внимание, нужно начать с ними играть, включая в игру красивые позы и различные танцевальные элементы.
5. Концентрический метод. Этот метод заключается в том, что преподаватель по мере усвоения детьми определенных движений, танцевальных композиций снова возвращается к пройденному, но уже может предложить усложненный вариант.