Что такое баптизм кратко
Баптизм
Интересуются
Практикуют
Новости
| The doctrine of the Baptists, Баптисты. | |
| Религия → Баптизм. |
Баптизм (от греческого «баптизо» — «погружать в воду», «крестить») — религиозное течение, относящееся к христианскому протестантизму. Основатель баптизма — Джон Смит (1554–1612). Главная особенность движения — отказ от крещения младенцев, убеждение в том, что человек должен выбирать веру осознанно в зрелом возрасте, только так может быть соблюдён принцип добровольности.
Доктрина баптистов основывается на следующих догматах:
Зарождение баптизма произошло в 1609 году в Амстердаме, когда несколько английских пуритан под руководством Джона Смита основали свою религиозную общину. Через три года баптизм проник в Англию — именно там окончательно были сформулированы догматы вероучения.
Баптизм подразделяется на два течения:
Общие баптисты верят, что Христос своей жертвой искупил грехи всех людей без исключения. Чтобы обрести спасение нужно соучастие Божьей и человеческой воли. С точки зрения частных баптистов, которая близка к кальвинизму и другим протестантским течениям, Христос искупил грехи только избранной части человечества. Спасение человека осуществляется только по Божьей воле, оно изначально предопределено, и на него не могут повлиять хорошие или плохие поступки. Джон Смит и его последователи относили себя к общим баптистам. Первая община частных баптистов была образована в 1638 году в Англии.
Баптисты верят во Второе пришествие Христа, когда случится воскрешение мёртвых и Страшный суд, который воздаст всем по заслугам — праведные попадут в рай, а нечестивые будут обречены на вечные мучения.
В баптисткой церкви существуют пресвитеры, диаконы и проповедники. При этом структура церкви весьма демократична — наиболее важные вопросы решаются совместно на церковных советах или собраниях верующих.
В отношении обрядов баптисты не придерживаются строго канона, в отличие, например, от католической или православной церквей. Священнодействия в баптизме подразумевают проведение молитвенных собраний с чтением проповедей, фрагментов Святого писания, пением псалмов и гимнов всеми членами общины. Иногда при этом используется музыкальное сопровождение. Главное богослужение совершается в воскресенье, хотя дополнительные собрания могут проводиться и в будние дни.
Большое внимание баптисты уделяют миссионерской деятельности для привлечения новых адептов в свою церковь. Основателем миссионерства считается Уильям Кэрри, который отправился проповедовать баптизм в Индию в 1793 году. Фактически не имея образования, Кэрри благодаря своему блестящему уму добился больших успехов в миссионерской деятельности, перевёл Библию на 25 языков.
Среди известных людей, которые исповедовали баптизм можно назвать: писателя Джона Буньяна, книга которого вдохновила Пушкина на стихотворение «Странник», великого английского поэта Джона Мильтона, писателя Даниэля Дефо — автора романа о приключениях Робинзона Крузо, лауреата Нобелевской премии, борца за права негров в США Мартина Лютера Кинга.
В России общины баптистов возникли во второй половине 19-го века, а к началу 20-го века в стране насчитывалось 20 тысяч людей, исповедующих баптизм.
В 70-е годы 20-го века в СССР сложились три независимые баптистские организации:
В настоящее время в мире насчитывается 75 миллионов баптистов — это одно из наиболее многочисленных протестантских движений. При этом около двух третей приверженцев баптизма проживают в США.
Баптизм
Слово «баптист», обозначающее последователя баптизма, происходит от греческого слова «баптизо», и обозначает собой крещение (буквально — «погружение»). Баптисты практикуют крещение взрослых через полное погружение в воду. Идея зарождения христиан-баптистов связана с евангельским учением о крещении.
Содержание
Основные принципы баптизма
1-м Всемирным съездом христиан-баптистов в Лондоне в 1905 г. в качестве основы вероучения был утвержден Апостольский Символ веры, а также сформулированы следующие принципы [3] :
По мнению отдельных исследователей, отсутствие в официальных документах 1-го Всемирного съезда христиан-баптистов сведений о разработке и обсуждении семи принципов свидетельствует о том, что указанные вероучительные положения в ходе съезда могли быть лишь обнародованы, а не выработаны. [4]
История
Первая община баптистов была основана в Амстердаме в 1609 году группой английских пуритан во главе с Джоном Смитом, которая под влиянием меннонитов (умеренных анабаптистов) восприняла доктрину, отвергающую крещение младенцев. В 1612 году часть амстердамских баптистов вернулась на родину, образовав в Лондоне первую баптистскую общину Англии, где окончательно сформировались вероучение и догматы, а также возникло наименование «баптисты».
Зародившись в Европе, наибольшего развития баптистское движение достигло в Северной Америке. Основу первых баптистских общин составили изгнанники из пуританских колоний, преследуемые за высказывание взглядов о необходимости отделения церкви от государства и отказ от крещения детей. В 1638 году группой таких верующих во главе с переселенцем Роджером Уильямсом была основана новая колония Род-Айленд, где официально была провозглашена свобода вероисповедания, а в городах Провиденс и Ньюпорт основаны первые баптистские церкви. [5] После обретения религиозной свободы, баптистами была развернута активная миссионерская деятельность, охватывавшая, помимо белых колонистов, индейцев и чернокожее население страны. Среди последних данное исповедание получило широкое распространение, вследствие чего до настоящего времени в США существует несколько афроамериканских баптистских объединений. [6]
В континентальной Европе баптизм практически не имел распространения до первой половины XIX века. Благодаря усилиям британских и американских миссионеров, в 20—30-е годы XIX века баптистские общины были основаны во Франции и Германии. Впоследствии, благодаря активной миссионерской политике немецких баптистов, в частности, пастора И. Г. Онкена, Германия стала центром распространения баптистского учения в государствах Скандинавии и других странах Европы. [5]
В 1905 г. на 1-м Всемирном съезде баптистов в г. Лондоне был основан Всемирный баптистский альянс, в который к настоящему времени вошли 214 баптистских объединений, действующих практически во всех регионах мира.
Основные направления
В баптизме были и остались два основных течения: общих и частных баптистов. Их разделяет понимание характера искупления грехов. Общие баптисты считают, что Христос совершил общее искупление, то есть искупил грехи всех людей без исключения. Частные (партикулярные) баптисты, придерживающиеся кальвинистских воззрений, утверждают, что Христос совершил частное искупление, то есть искупил грехи только избранной части человечества. Община Джона Смита (основателя баптизма) была общиной общих баптистов. Первая община частных баптистов возникла в 1638 г. в английском городе Сосворке.
В целом, баптистское движение отличается богословским разнообразием. При этом в одно баптистское объединение могут входить общины с существенными различиями в вероучении. Основными вопросами, по которым ведутся дискуссии между различными направлениями баптизма являются учение об отделении верующих от мира (сепаратизм), отношение к организации миссионерской работы, а также проблемы эсхатологии.
В XX веке особое значение приобрели различия между либеральным и консервативным подходами к богословию и практике церковной жизни, что в отдельных странах привело к выделению общин, придерживающихся указанных позиций, в разные объединения.
В России и на постсоветском пространстве
В России баптизм получил распространение со второй половины XIX века. Основными центрами образования баптистских общин стали Кавказ, восток и юг Украины (Таврическая губерния и Херсонская губерния). Близкое по вероучению движение евангельских христиан сформировалось в Санкт-Петербурге. В 1944 году евангельские христиане и баптисты официально объединились, получив наименование евангельских христиан-баптистов.
Крупнейшее религиозное объединение баптистов России — Российский союз евангельских христиан-баптистов. Наряду с ним функционируют общины Международного союза церквей евангельских христиан — баптистов (бывший СЦЕХБ), ряд небольших объединений и автономных церквей, не входящих в какие-либо сообщества. Сотрудничество между РСЕХБ и другими действующими в стране христианскими объединениями, придерживающимися баптистского вероучения, осуществляется через Общественный совет евангельских христиан-баптистов.
Статистика
Данные Всемирного баптистского альянса на 1 сентября 2007 года:
регион | церквей | человек |
---|---|---|
Северная Америка | 69 100 | 21 133 115 |
Африка | 30 519 | 7 252 801 |
Азия | 41 781 | 5 264 784 |
Южная Америка | 12 053 | 1 717 151 |
Европа | 12 854 | 789 487 |
Центральная Америка и Карибские острова | 4 417 | 513 201 |
Ближний Восток | 83 | 5 450 |
Всего | 170 807 | 36 675 989 |
Следует отметить, что ряд крупных баптистских объединений, в частности, Южная баптистская конвенция США, насчитывающая свыше 16 миллионов членов, посещающих более 44 тысяч церквей, не являются членами ВБА и не входят в составляемую им статистику. [8] [9]
БАПТИСТЫ
История возникновения баптизма
Основателем 1-й общины Б. считается Дж. Смит, выпускник Кембриджского ун-та, к-рый в 1606 г. примкнул сначала к пуританам, затем к линкольнширским сепаратистам-браунистам. В 1606 г. сепаратисты, спасаясь от религ. преследований, были вынуждены бежать в Амстердам. Одна из групп сепаратистов, под рук. Дж. Робинсона, переехала в Лейден и впосл. составила ядро «отцов-пилигримов», в 1620 г. отправившихся в Америку на корабле «Мейфлауэр». Смит со своими сторонниками, включая Т. Гельвеса, поселился в Амстердаме и под влиянием учения Арминия и голландских меннонитов стал сторонником арминианской доктрины об искуплении Христом Своей смертью всех людей и убежденным противником крещения младенцев. В кн. «Печать зверя» (The character of the Beast, 1609) он объясняет свой уход от браунистов тем, что те сохраняют практику крещения младенцев, и ссылается на анабаптистов, к-рые «не вводили нового завета, но установили новое, или апостольское, крещение, которым был низвергнут антихрист». Смит утверждал, что все установления Христа были утеряны и люди должны их восстановить. Объединившись, 2 или 3 человека могут создать церковь и крестить себя сами, но крещению должны предшествовать покаяние и вера, чего нет ни в Церкви Англии, ни у пуритан. В том же году Смит крестил обливанием самого себя и 36 своих сторонников, за что получил прозвище «самокрещенец» (англ. the se-baptist, self-baptizer). Вместе со своими последователями он был исключен из общины браунистов и создал в Амстердаме независимую общину, к-рая считается 1-й баптист. В авг. 1612 г. Смит скончался в Амстердаме, а община вскоре распалась.
После кончины Смита была опубликована написанная им «Декларация веры»; она состоит из 27 статей и дает полное представление о его взглядах, напр. в п. 2 говорится: «Веруем, что Бог создал и искупил род человеческий по образу Своему и всех людей уготовал к жизни». Крещение названо «внешним знаком прощения грехов, смерти и воскресения и поэтому не может относиться к младенцам» (п. 14); «Вечеря Господня является внешним знаком общения во Христе, полноты веры членов общины на основе веры и любви» (п. 15), т. е. таинством, с т. зр. Смита, не является.
Общие Б.
Последователи Смита и Гельвеса стали называться впосл. общими Б., т. к. они придерживались арминианского взгляда на искупительную жертву Христа, утверждая, что Он искупил всех людей, а не только избранных. К 1626 г. в Англии существовало 5 баптист. общин, в 1644 г.- 47. Между 1640 и 1660 гг. Б. в результате долгих дискуссий пришли к выводу, что крещение должно совершаться только погружением. Общие Б. официально заявили об обязательности такого способа крещения в своем первом исповедании, изданном в 1660 г.
До 1689 г. Б. подвергались постоянным репрессиям, и только «Акт о веротерпимости» облегчил их положение, разрешив им свободу молитвенных собраний. В XVII-XVIII вв. среди общих Б. широкое распространение получили взгляды антитринитариев. С 1671 по 1731 г. на заседаниях генеральной баптистской ассамблеи регулярно обсуждалась антитринитарная ересь, к-рая была известна в Англии с нач. XVII в. благодаря социнианской (см. Социниане) лит-ре, привезенной из Европы, и получила распространение среди сепаратистов. К 1750 г. многие из общих Б. стали унитариями (см. унитарианство). В 1802 г. Генеральная ассамблея общих Б. разделилась на тех, кто присоединился к частным Б., и тех, кто перешел к унитариям. Не примкнувшие ни к тем, ни к др. основали в 1816 г. миссионерское об-во. К кон. XIX в. противоречия в учении общих и частных Б. сгладились, и в 1891 г. они объединились.
Частные Б.
Количество частных Б. росло довольно медленно, т. к., веря во спасение только избранных, они не занимались миссионерской работой. Ситуация изменилась после 1750 г., когда под влиянием методизма у частных Б. повысился интерес к миссионерской работе и их ряды резко выросли. В это время получили известность такие деятели баптизма, как Э. Фуллер (1754-1815), Р. Холл (1764-1831) и У. Кэри (1761-1834). В 1779 г. было основано Баптистское об-во внутренней миссии (The Baptist Home Mission Society). В 1792 г. Дж. Кэри основал Английское баптистское миссионерское об-во, положившее начало совр. миссионерскому движению в англоговорящих странах, и стал его первым миссионером в Индии. Б. сохраняли большое влияние в религ. и политической жизни Великобритании в XIX в. В 1813 г. образовался Баптистский союз Великобритании и Ирландии (The Baptist Union of Great Britain and Ireland). В 1891 г. к союзу присоединилась и часть общих Б. Частные Б., к-рые остались верны «строгому кальвинизму», получили название «строгие баптисты» и образовали 3 региональные ассоциации. В 1976 г. они присоединились к баптист. общинам, придерживающимся кальвинистской доктрины «суверенной благодати», и сформировали ассамблею «Благодать».
Внеобщинные структуры
Баптистские организации и общины
(история и совр. состояние).
Сев. и Юж. Америка
В результате регулярно возникавших гонений Б. с 1638 г. начали иммигрировать в англ. колонии в Сев. Америку, но и там они подвергались притеснениям со стороны местных конгрегационалистов. Б. бежали в Нов. Амстердам (совр. Нью-Йорк), бывший под контролем голландцев, известных своей веротерпимостью, и в Род-Айленд. В то же время многие из приехавших в Америку «гонимых» пуритан и их потомков становились приверженцами баптизма, напр. Роджер Уильямс (1603-1683), один из «пионеров религиозной свободы» в Америке. Выпускник Кембриджа (1627), он был рукоположен в Церкви Англии и стал капелланом сэра Уильяма Мэшема, к-рый познакомил его с О. Кромвелем и Т. Хукером. Под их влиянием нонконформистские убеждения Уильямса сложились окончательно, он перешел к сепаратистам, усвоил кальвинистские взгляды на Церковь и решил покинуть Англию (1631). Он решительно отверг пуританскую «теократию», настаивал на отделении церкви от гос-ва и придерживался принципа «свободы души». Он был убежден, что каждый человек ответственен перед Богом и не нуждается в церкви или священнике, поскольку сам является священником (Евр 4. 15-16; 10. 19-22). После суда над ним в Бостоне Уильямс был изгнан из колонии за то, что «сбился с курса и распространял новые и опасные мнения против авторитета магистрата». Но его соратники считали, что он был изгнан за отстаивание религ. свободы и веру в то, что только НЗ является единственным источником веры и религ. практики. Уильямс направился в колонию сепаратистов в г. Плимут, где возник конфликт из-за владения собственностью. Уильямс был убежден, что только выкуп земли у индейцев, а не подписанный королем Англии патент дает право на владение этой землей. Кроме того, он доказывал, что магистрат не имеет права вмешиваться в вопросы религии. Эти взгляды Уильямса власти сочли опасными, и ему пришлось уехать в г. Сейлем, где в 1634 г. он стал пастором, но вскоре был вынужден покинуть и этот город. В 1636 г. он купил землю у индейцев и основал на ней колонию Провиденс (о-в Род-Айленд), к-рая стала прибежищем для квакеров, анабаптистов и всех тех, кого не принимали офиц. власти в др. колониях. В 1639 г. он окрестил себя и еще 10 чел. и основал первую баптист. общину на амер. земле, хотя и не называл себя Б.
Следующим пастором церкви на о-ве Род-Айленд стал Т. Олни, после него Дж. Кларк, к-рый окончательно сформировал общину Уильямса как баптист. (письменных свидетельств об образовании др. общин не сохранилось). В 1652 г. она была реорганизована на платформе общих Б. В 1643 и 1651-1654 гг. Уильямс посещал Англию для получения у короля грамоты на владение землей, кор. Карл II утвердил законность существования колонии и закрепил свободу вероисповедания на ее территории. С этого времени общие Б. селились в основном на Род-Айленде. В 1670 г. они объединились в ассоциацию, но тем не менее никогда не играли большой роли в религ. жизни амер. колоний.
В 1665 г. была основана баптист. община в Бостоне, ее члены на протяжении неск. лет подвергались преследованиям, но именно здесь появилось первое баптист. исповедание веры в амер. колониях. Старейшая баптист. община на Юге была организована в Киттери (шт. Мэн) в 1682 г. Уильямом Скревеном. Хотя на Род-Айленде Б. сохраняли свои традиции, их центром стала Филадельфия. В 1707 г. 5 церквей в колониях Нью-Джерси, Пенсильвании и Делавэра путем переписки создали Филадельфийскую баптистскую ассоциацию (Philadelphia Baptist Association), начавшую проводить активную миссионерскую работу и способствовавшую распространению баптизма во всех колониях. Первая миссионерская программа была принята ассоциацией в 1755 г. В 1751 г. при участии Филадельфийской ассоциации была организована ассоциация в Чарлстоне (шт. Юж. Каролина), с этого времени баптист. ассоциации стали возникать в разных районах Америки.
Росту числа Б. способствовало т. н. «Великое пробуждение», охватившее Сев. Америку в сер. XVIII в. Оно породило ривайвелистских Б.-сепаратистов, к-рые вошли в коалицию с первыми баптист. общинами Нов. Англии. На юге сепаратисты долгое время сохраняли самостоятельность и независимость. В 1755 г. сепаратист Шубаэль Стернс основал общину в Санди-Крик и др. городах. В 1758 г. эти общины объединились в ассоциацию. Доктринально сепаратисты ничем не отличались от частных Б., но их неприятие жесткой церковной организации и дисциплины порождало конфликты между сепаратистами и «регулярными». В 1787 г. было достигнуто примирение, и пасторы, проводники ривайвелизма, устремились через юж. границы в разные колонии, заложив прочные основания для увеличения числа Б. в XIX в. Юг США по сей день остается одним из центров баптизма.
Др. фактором, способствовавшим распространению баптизма, явился патриотизм Б., открыто проявленный с началом Войны за независимость североамериканских колоний (1775-1783). Б. выступили с требованием религ. политической свободы и поддерживали П. Генри, Т. Джефферсона, Дж. Вашингтона, тем самым заслужив их признательность. Б. Юга принимали участие в создании Билля о правах, гарантировавшего религ. свободу для всех. В результате в кон. XVIII в. численность и влияние Б. в Сев. Америке значительно возросли. К 1800 г. насчитывалось уже 48 баптист. ассоциаций, к-рые создавались для решения общих проблем, а не для руководства входившими в них общинами. Тем не менее нек-рые общины не вступали в ассоциации, боясь потерять свою самостоятельность, для расширения своего влияния они воспользовались опытом Баптистского миссионерского об-ва, основанным на индивидуальной миссии в содружестве с др., но без подчинения друг другу. Подобный, т. н. общественный, метод дал возможность создавать независимые зарубежные и внутренние миссии с финансовым участием входивших в них членов. В 1812 г. миссионеры-конгрегационалисты А. и Э. Джадсон и Л. Райс направились в Индию. Во время путешествия все трое крестились в Калькутте и решили стать баптист. миссионерами за пределами США. Джадсоны направились в Бирму, а Райс вернулся в США, чтобы создать миссионерскую орг-цию для проповеди за рубежом. 18 мая 1814 г. 33 делегата от баптист. общин Америки встретились в Филадельфии и создали генеральную конвенцию баптист. деноминации в США для зарубежной миссии, т. н. «Трехлетнюю конвенцию зарубежных миссий» (ее заседания проводились раз в 3 года). Хотя конвенция планировала помимо миссии за рубежом принимать участие и в решении внутренних задач, с течением времени ее деятельность ограничилась только зарубежной миссией. С 1826 г. ее переименовали в Американское баптистское об-во зарубежной миссии (American Baptist Foreign Mission Society); структура орг-ции строилась «по социальному методу»: для каждого служения существовало отдельное об-во. В 1824 г. Б. создали в Америке об-во для публикации и распространения своей лит-ры (American Baptist Publication Society), в 1832 г. организовали Об-во внутренней миссии (American Baptist Home Mission Society).
В 1840 г. на собрании 3 национальных баптист. об-в прошли дебаты по вопросу о рабстве, о праве южан на организацию своего миссионерского об-ва для работы за рубежом, о границах вмешательства межобщинных орг-ций во внутренние дела общин и о пренебрежении Югом внутренней миссией. В 1844 г. Б. в Джорджии обратились в Об-во внутренней миссии с просьбой назначить миссионером рабовладельца. После долгих споров это назначение не состоялось, а затем Об-во зарубежной миссии отказало в аналогичной просьбе Алабамской конвенции.
10 мая 1845 г. 293 баптист. руководителя из юж. штатов, представлявших 365 тыс. верующих, собрались в г. Огасте (шт. Джорджия) и создали Южную баптистскую конвенцию (Southern Baptist Convention), что означало разрыв с северянами. И хотя в их уставе говорилось, что деятельность конвенции будет направлена на решение образовательных программ, а также задач внутренней миссии, конвенция в основном занялась проблемами зарубежной миссии. После Гражданской войны (1861-1865) на Юге продолжали действовать и Об-во внутренней миссии, и Американское баптистское издательское об-во, хотя нек-рые общины юж. Б. постоянно протестовали против инструкций, поступавших из этих общебаптист., а фактически сев. баптист. структур.
После окончания Гражданской войны сев. Б. предложили воссоединиться, но южане не захотели возвращаться к форме существования, отвергнутой ими в 1845 г. Об-во внутренней миссии сев. Б. продолжало работать весьма успешно с образовательными программами и на Юге, среди негритянского населения, тем самым составив серьезную конкуренцию юж. Б. В 80-х гг. XIX в. Южная конвенция объявила юж. штаты своей территорией. Открытие Совета воскресных школ в 1891 г. явилось новой эрой в истории юж. Б., поскольку стало очевидно, что Юг все дальше продвигается к формированию своей деноминации. Теперь все юж. общины снабжались учебной лит-рой из одного центра. После второй мировой войны Южная баптистская конвенция в связи с ростом ее членов на севере и западе страны отказалась от региональных ограничений. Во 2-й пол. ХХ в. она стала самым крупным протестант. объединением в США. В то же время эта конвенция все больше отделялась от др. христ. деноминаций, стремясь к централизации управления. Т. о., юж. Б., составлявшие когда-то небольшую часть населения Теннеси, Миссисипи, Луизианы, Арканзаса и особенно Техаса, приобрели влияние в национальном масштабе. Значительный рост юж. Б. наблюдался между 1940 и 1980 гг. Члены этой конвенции отличаются активным миссионерством, ревайвелистским рвением в помощи бедным, неутомимым проповедничеством и жесткой централизацией деятельности всех структур.
Канада
Первую баптист. общину в г. Хортон (пров. Нов. Шотландия) организовал в 1763 г. Е. Моултон из Нов. Англии; в общину входили как Б., так и конгрегационалисты. В 1800 г. была создана Ассоциация баптистских церквей Нов. Шотландии и Нью-Брансуика, а в 1889 г. ее сменила Баптистская конвенция Онтарио и Квебека, к-рая объединила все ранее существовавшие ассоциации; с 1881 г. отдельно существует Баптистская конвенция Манитобы и Северо-Западных территорий. В наст. время общая численность Б.- 131500 чел. (1150 общин).
Лат. Америка
Центр. Америка
Страны бассейна Карибского моря
Страны Азии и островов Тихого океана
Страны Африки
Страны континентальной Европы
В Российской империи
Основной территорией распространения Б. стали Таврическая, Херсонская, Киевская, Екатеринославская, Бессарабская губернии, а также Кубань, Дон и Закавказье, а с кон. 80-х гг. XIX в.- губернии Поволжья, т. е. места компактного проживания нем. колонистов и рус. сектантов (в основном молокан). В кон. XVIII в. на приглашение имп. Екатерины II заселить свободные земли в юж. регионах страны откликнулись меннониты и лютеране из Пруссии и Данцига. Они получили от рус. правительства целый ряд льгот и привилегий: освобождение на 10 лет от всех податей и военной службы, финансовую и материальную помощь; меннониты получили свободу вероисповедания, а при принятии подданства приносили присягу без клятвы.
В период с 1789 по 1815 г. меннонитские общины были организованы в Хортицкий (18 колоний) и Молочанский (40 колоний) округа. Во главе каждой общины стоял духовный старшина, к-рый избирался общиной и рукополагался др. старшинами. Он совершал крещение и хлебопреломление, а также утверждал диаконов и проповедников. Служба в армии для меннонитов была заменена альтернативной службой в лесничествах на юге России. Законодательство Российской империи относило Евангелическо-Лютеранскую Церковь к «иностранным исповеданиям», что давало ей, как и всем др. «покровительствуемым исповеданиям», право на свободу богослужения и финансовую поддержку гос-ва, но запрещало прозелитизм среди населения, не принадлежавшего к евангелическо-лютеран. исповеданию. К 1890 г. в 8 губерниях и областях на юге России существовало 993 колонии и проживало 610145 колонистов. На юге также раздавались земельные наделы дворянам, желавшим заняться сельским хозяйством, создавались военные поселения; туда выселялись из центральных губерний хлысты, субботники, духоборы и молокане; там находили прибежище беглые крестьяне, к-рые не имели собственной земли и становились арендаторами на кабальных условиях. Многие из них отправлялись в нем. колонии на заработки, но ни об одном случае прозелитизма нам неизвестно. Колонисты жили довольно замкнуто, сохраняя внутри общины национальные обычаи и язык.
В 1881 г. Рябошапка в письме министру внутренних дел попросил разрешения на открытие молитвенных домов, избрание наставников, ведение собственных метрических книг и офиц. название «община крещеных христиан-баптистов»; с такой же просьбой обращается к херсонскому губернатору Ратушный. Он называет общину «обществом христиан-баптистов» или «обществом христиан-баптистов русской национальности». К письму был приложен «Краткий катехизис, или Изложение вероисповедания русских баптистов, то есть взрослокрещеных христиан». Его основные положения: спасение может быть только от Иисуса Христа, крещаемый погружается в воду один раз, к хлебопреломлению допускаются только принявшие крещение, служителей избирает поместная церковь из числа тех, кто уже рукоположен (История евангельских христиан-баптистов в СССР. С. 73). В то же самое время баптизм начал распространяться в Закавказье, где компактно проживала секта молокан. 20 авг. 1867 г. М. Кальвейт крестил в водах р. Куры молоканина Н. Воронина, положив начало истории рус. баптизма. В 1871 г. был крещен 17-летний В. Г. Павлов, через 4 года по решению общины он был отправлен в Гамбургскую семинарию для получения миссионерского образования, а уже в 1876 г. Онкен рукоположил его и отправил в Россию миссионером. Павлов перевел «Гамбургское исповедание веры баптистов». Тифлисская община, реорганизованная Павловым, стала образцом для создания др. общин.
В сент. 1894 г. положение Б. ухудшилось, т. к. новый циркуляр МВД вывел штундистов и Б. из-под действия закона 1883 г. и определил их как последователей «особо вредных течений», без права на льготы и привилегии. В этот период мн. Б. переехали в Сибирь и Ср. Азию, стремясь избежать репрессий, а др. были туда сосланы, что привело к возникновению баптист. общин там, где их прежде не было.
Б. в СССР
После съезда 1926 г. часть Б. Московской орг-ции, несогласная с принятым решением, отделилась от Союза и создала самостоятельную общину (ок. 400 чел.), получившую по месту молитвенных собраний название «красноворотцев». Председатель Союза баптистов СССР И. А. Голяев в кон. 1925 г. так оценивал религ. ситуацию в стране: «Религиозные затруднения к проповедованию Евангелия Христова и упрочению царства Божия в нашем отечестве, бывшие в царское время, и ныне советской властью упраздненные, в минувшем 1925 г. еще более устранены, и мы имели широко раскрытую нам дверь к благовестию Христову». Пленум Союза баптистов принял решение о том, что «в 1926 г. Правление Союза должно направить свою деятельность к дальнейшему расширению поля миссионерской деятельности, усилению работы среди инородцев, живущих на территории СССР, снабжению их книгами Св. Писания и духовной литературой, устройству в крупных центрах опорных миссионерских пунктов с постоянно живущими там представителями Союза, находящимися на содержании Союза».
В 1954 г., после визита в СССР президента Всемирного союза баптистов Т. Лорда, активизировалась деятельность российских Б. на международной арене. ВСЕХБ возобновил свое участие в работе Всемирного союза баптистов (1955), а его руководители неоднократно входили в состав исполнительного комитета и генерального совета (А. И. Мицкевич, Жидков, И. И. Моторин, А. Н. Мельников, А. М. Бычков, Я. К. Духанченко, В. Е. Логвиненко); на 9,10 и 13-м конгрессах Всемирного союза баптистов Жидков избирался одним из вице-президентов. С 1958 г. ВСЕХБ принимал участие в деятельности Европейской баптистской федерации; с февр. 1963 г. входил в ВСЦ (по 1990), а представители ВСЕХБ избирались членами центрального комитета ВСЦ (К. С. Велисейчик, А. М. Бычков); с 1958 г. ВСЕХБ принимал участие в деятельности Христианской мирной конференции, а его представитель А. Н. Стоян много лет входил в состав международного секретариата этой орг-ции; в 1960 г. ВСЕХБ становится членом Конференции европейских Церквей (в разные годы в состав его Совещательного комитета входили Мицкевич, В. Л. Федичкин, С. Н. Николаев), с сер. 70-х гг. XX в. активно сотрудничал с Объединенным библейским об-вом.
Объединение 2 союзов в Союз евангельских христиан и баптистов (с 1 янв. 1946 Союз евангельских христиан-баптистов) означало создание централизованной в масштабах всей страны многоступенчатой и разветвленной протестант. орг-ции со штатом старших пресвитеров (вначале они назывались уполномоченными ВСЕХБ) и пресвитеров, управлявших общинами на местах. С 1945 г. начал издаваться ж. «Братский вестник». После постановления ЦК КПСС об усилении атеистической работы (1954) половина существовавших поместных общин Б. оказалась как бы вне закона и постоянно подвергалась преследованиям. Постепенно назревали и внутренние разногласия, т. к. ВСЕХБ стал довольно формальным объединением, включавшим кроме Б. и евангельских христиан: христиан веры евангельской (пятидесятников); церкви «свободных христиан» (дарбистов) Закарпатья, к-рые не признавали ни крещения, ни хлебопреломления; евангельских христиан в духе апостолов, отрицавших догмат о Св. Троице; евангельских христиан-трезвенников и общины Союза церквей христовых из Зап. Украины и Белоруссии, а с 1963 г.- меннонитов. В сер. 50-х гг. возникли т. н. чистые Б., к-рые выступили против соглашения 1944-1945 гг., отстаивая строгость баптист. традиций (возложение рук на крещаемых, «закрытое причащение» и т. д.). Аналогичные группы возникали и среди евангельских христиан, напр. т. н. «евангельские христиане-совершенники» во главе с Корниенко. Но это были единичные случаи, как правило, не распространявшиеся за пределы одного региона.
В кон. 50-х гг. КПСС, поставившая задачу быстрого перехода от социализма к коммунизму, в к-ром нет места религии, объявила курс на ликвидацию религ. объединений и сокращение числа верующих. В 1959 г. на пленуме ВСЕХБ по «рекомендации» Совета по религиозным культам были приняты «Положение о Союзе ЕХБ в СССР» и «Инструктивное письмо старшим пресвитерам», где ограничивались права баптист. общин. Совет ВСЕХБ должен был оставаться постоянным, т. е. новые члены избирались только вместо выбывших; проведение съездов поместных общин не предусматривалось; богослужения не могли проводиться за пределами зарегистрированного молитвенного дома; запрещались декламация и хоровые выступления в сопровождении оркестра. Пресвитерам вменялось в обязанность сдерживать «нездоровые миссионерские проявления» и «изживать нездоровую практику погони за новыми членами», а также «строго соблюдать законодательство о культах». Предлагалось максимально ограничить крещение лиц в возрасте от 18 до 30 лет и не допускать на богослужение детей, а также призывов к покаянию. После того как эти документы были отправлены старшим пресвитерам, оказалось, что большинство общин с ними не согласны и восприняли их как отступление от заветов Христа. В авг. 1961 г. группа служителей во главе с Г. Крючковым и А. Прокофьевым создали инициативную группу по подготовке и проведению Всесоюзного чрезвычайного съезда Церкви ЕХБ, предлагали публично обсудить все спорные вопросы. 13 авг. инициативная группа отправила письмо на имя Н. С. Хрущёва с просьбой разрешить проведение съезда, но получила отказ. В февр. 1962 г. инициативная группа была преобразована в Оргкомитет, к-рый 23 июня того же года объявил отлученными от церкви руководителей ВСЕХБ, а те в свою очередь дали общинам указание отлучать «активно упорствующих». За 1960-1963 гг. было арестовано ок. 200 «инициативников», но движение продолжало развиваться, и к нему присоединялись новые баптист. общины. Власти, недовольные растущими волнениями среди Б., разрешили провести осенью 1963 г. съезд ВСЕХБ. Он принял новый устав ЕХБ, «инициативники» отказались принимать в нем участие, не считая его достаточно представительным.
Б. в России после 1991 г.
Вероучение Б.
В 1905 г., на своем 1-м Всемирном конгрессе, Б. объявили Апостольский Символ веры наиболее адекватно отражающим их веру и приняли «Семь основных принципов веры» или «Семь баптистских принципов», к-рые содержат основные вероучительные положения Б. всего мира: 1. Свящ. Писание, т. е. канонические книги ВЗ и НЗ, являются единственным авторитетом в делах веры и практической жизни. 2. Церковь должна состоять только из духовно возрожденных людей (т. е. крещенных «по вере»). 3. Крещение и Вечеря Господня преподаются только возрожденным людям. 4. Независимость поместных общин в духовных и практических вопросах. 5. Равноправие всех членов поместной общины, всеобщее священство. 6. Полная свобода совести. 7. Отделение церкви от гос-ва.
Формулировки этих принципов в различных баптист. изданиях отличаются друг от друга, но смысл их от этого не меняется. Исходя из 1-го принципа, все символы и исповедания веры Б. носят вспомогательный характер и изучаются в основном в богословских учебных заведениях. В отличие от Свящ. Писания их знание для рядового Б. необязательно. Тем не менее в истории рус. баптизма известно неск. исповеданий веры, к-рые пользовались авторитетом среди верующих, принимались как офиц. документы на съездах и могут использоваться в качестве вспомогательных материалов «для духовного воспитания верующих» (История евангельских христиан-баптистов в СССР. С. 449). К ним относятся: Исповедание веры и устройства общины баптистов, или Гамбургское вероисповедание (1847) И. Онкена; Исповедание веры христиан- баптистов Ф. П. Павлова (1906 и под ред. Н. В. Одинцова 1928); Изложение евангельской веры, или Вероучение евангельских христиан И. С. Проханова (1910, переиздано в 1924); Краткое изложение вероучения евангельских христиан И. В. Каргеля (1913); Исповедание веры евангельских христиан-баптистов (1985); Исповедание веры Одесской богословской семинарии (1993); Вероучение Союза церквей евангельских христиан-баптистов (1997).
Учение о Слове Божием. Б. признают, что канонические книги Ветхого (39) и Нового (27) Завета являются истинным словом Божиим, написанным по духновению Св. Духа для указания человечеству пути к спасению. С помощью Св. Духа Свящ. Писание становится для человека источником богопознания и единственным источником христ. веры.
Учение об искуплении и спасении. Бог любит человека и не желает его гибели, и поэтому Он посылает в мир Своего единородного Сына, чтобы Он Своей кровью, пролитой на кресте, совершил искупление всех людей. Иисус удовлетворил требования святости Божией (ср.: Рим 3. 25-26), и теперь спасение по благодати дано всем людям. Для получения спасения необходима вера.
Учение о церкви. Создателем и Главой церкви является Иисус Христос, построена она на Слове Божием. Существуют Вселенская (невидимая церковь) и местная церковь (видимая). Вселенская церковь состоит из рожденных свыше людей, имеющих в себе свидетельство, что они дети Божии (ср.: 1 Ин 5. 10-11; Рим 8. 16), как живых, так и усопших. Местная церковь (община) состоит из крещенных по вере, собирающихся вместе для прославления Бога и распространения Его Слова, а также для совершенствования в христ. жизни и помощи ближнему. Членом церкви может стать любой человек, к-рый уверовал в Иисуса Христа, покаялся, пережил возрождение и принял водное крещение (крещение по вере); через крещение человек заключает завет с Господом. Согласно Свящ. Писанию, местная церковь должна избирать служителей: пресвитеров, благовестников (евангелистов) и диаконов, к-рые поставляются через рукоположение. В случае совершения тяжкого греха церковь может принять решение о снятии рукоположения. Пресвитеры должны заботиться о пастве, совершать священнодействия, наставлять членов церкви в здравом учении (ср.: 2 Тим 2. 15), обличать, запрещать, увещать с долготерпением и назиданием (ср.: 2 Тим 4. 2; Тит 1. 9). Благовестники (учители) проповедуют Евангелие и также могут совершать священнодействия. Диаконы помогают пресвитерам и учителям в служении. Церковная дисциплина требует от служителей быть примером для верующих и безукоризненно соблюдать все заповеди Божии, быть бдительными (ср.: 2 Тим 4. 5) и обличать противящихся истине (ср.: Тит 1. 9). Члены церкви должны заботиться друг о друге, с любовью принимать увещания и увещевать, а также наблюдать, чтобы никто из общины не лишился благодати Божией (ср.: Евр 12. 15). На молитвенном собрании женщины присутствуют с покрытыми головами (ср.: 1 Кор 11. 5-10). Мерами церковного воздействия являются увещевание, обличение, замечание и отлучение. Отлучение совершается в случаях отпадения от веры, уклонения в ересь, совершения греха. Отлученный может быть принят в церковь после искреннего покаяния, оставления греха и наличия «плодов покаяния» (ср.: 2 Кор 2. 6-8).
Учение об отношении церкви к гос-ву. Существующие власти установлены Богом, в вопросах, к-рые не противоречат повелениям Господа, члены церкви должны повиноваться властям и молиться о них. Церковь должна быть отделена от гос-ва и хранить себя от вмешательства гос-ва в ее внутреннюю жизнь и служение. Члены церкви должны жить по принципу, провозглашенному Христом: «Отдавайте Кесарево кесарю, Божие Богу» (ср.: Мф 22. 21).
Б. признают праздники: Рождество Христово, Крещение Господне, Сретение, Вход Господень в Иерусалим, Благовещение, Пасху, Вознесение, Троицу, Преображение; отмечают Праздник Жатвы, или Благодарения (Исх 23. 16), к-рый происходит в последнее воскресенье сент. и сопровождается благодарственными молитвами Богу за ниспослание плодов, а также молитвами, благословляющими земледельцев (в этот день обычно происходит сбор пожертвований на нужды общины).
Отвергая таинства, Б. практикуют следующие «священнодействия»: крещение, Вечеря Господня (хлебопреломление), бракосочетание, благословение детей, молитва над больными, рукоположение, освящение молитвенных домов, погребение.
Благословение детей проводится без к.-л. предварительных собеседований и никак не регламентировано. Пресвитер может молиться о младенце, держа его на руках, а на ребенка постарше возлагать руки.
Молитва над больными совершается пресвитером (ср.: Мк 16. 18) с возложением рук и завершается помазанием маслом головы или больного места.
Рукоположение во пресвитера и диакона должно совершаться над избранными общиной служителями. Рукополагающие представляют кандидатов и после данного им перед общиной наставления каждый рукополагается отдельно. Рекомендуется присутствие жены рукополагаемого, она первой совершает над мужем молитву, затем молится он сам и, наконец, пресвитеры (2-3 чел.) с возложением рук.
Освящение молитвенного дома происходит при собрании всей общины и состоит из цитирования соответствующих случаю мест из Свящ. Писания (по выбору пресвитеров) и молитв.
Погребение предваряется траурным служением в доме покойного. На кладбище произносится краткое слово о покойном, исполняются песнопения и совершается молитва. Затем родственники прощаются с покойным. Дни поминовения усопших Б. не практикуются.