Что такое басня для дошкольников
Басни для детей и их характерные особенности
Басни развлекали детей по всему миру на протяжении многих веков, и каждая делилась особыми знаниями, которые и делали ее басней. Но что такое басня, как дать её определение детям.
История басен
Басни Эзопа являются самыми читаемыми и рассказываемыми. Никто не знает, кем был Эзоп, но некоторые считают, что он был греческим рабом и жил примерно в 600 году до нашей эры.
Как и большинство басен, истории Эзопа больше были похожи на пересказанные истории из множества источников. Говорили, что Эзоп рассказывал настолько занимательные истории, что этим заполучил свободу.
Его рассказы настолько сильно полюбили дети, что они путешествовали и передавали их из уст в уста, до тех пор, пока кто-то, в определенный исторический момент, наконец, не начал их записывать. С тех пор они стали излюбленными сказками на ночь, которые читают детям во всем мире.
Стоит отметить, что ученые отследили происхождение басен и пришли к выводу, что они появились задолго до Эзопа, а именно, в 1800 году до нашей эры.
Персонажи басен
Обычно персонажами в баснях являются животные, которые могут говорить, думать и вести себя как люди.
В каждой истории, как правило, есть два или три таких персонажа, которые сталкиваются с трудностями, с которыми люди сталкиваются каждый день.
Часто персонажи в баснях стереотипны и обладают слабыми и сильными сторонами людей.
Примером типичных персонажей в баснях могут быть смелая мышь, мудрая сова или же хитрая лиса. Использованием простых персонажей в басне устраняется необходимость в сложных личностях и с помощью этого детям проще сосредоточиться на моральной стороне истории.
Структура басен
Как и любая история, басня состоит из начала, середины и конца. Так как большинство басен ориентированно на детей, структура их простая и понятная.
Начало знакомит нас с главными персонажами, которые обычно представляют собой героя и злодея. Вначале так же рассказывается о ключевом моменте, послужившем основой конфликта или проблемы, которые должен преодолеть главный герой.
В басне «Черепаха и Заяц» медленная Черепаха должна выиграть гонку, опередив быстрого Зайца. По достижению середины басни вы поймете, как главный герой стремится разрешить этот спор. Например, черепаха терпеливо ползет вперед, в то время как заяц со скоростью проносится мимо нее. В конце концов, главный герой одерживает победу.
Эти три части басни объединяются, чтобы научить детей морали в повседневной жизни. На примере басни «Черепаха и Заяц» ребенок узнает, что лучше не торопиться и делать свое дело без суеты, и что терпение – это преимущество и добродетель.
Язык басен
Басни написаны простым языком, часто простыми словами и короткими предложениями, так что дети любого возраста смогут их прочитать и понять. Они могут быть написаны как в стихах, так и в прозе, как и большинство историй.
Если басня написана в форме стихотворения, то это будет более интересным и запоминающимся для детей. Диалоги, используемые в басне, часто ставят вопросы, которые в свою очередь должны привести историю к морали.
Мораль басен
Основная задача басен – преподать детям урок о преодолении слабостей. Они также иногда используются как средства юмора, чтобы подшучивать над авторитетными личностями.
Мораль басни завершает историю кратким заявлением, которое обычно представляет собой полезную мудрость. К примеру, мораль басни «Новое платье короля», написанной Гансом Христианом Андерсоном, состоит в том, что честность – лучшая политика.
Басни Крылова
Басни Крылова нам знакомы с детства. И вряд ли в России найдется человек, который не знает такие басни Крылова, как «Лебедь, щука и рак», «Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица», «Мартышка и очки», как правило, эти произведения родители начинают читать детям самого раннего возраста, а, став школьниками, дети глубже изучают басни Крылова на уроках литературы.
Это не просто русская классика, басни Крылова – это мудрый учитель и воспитатель, помощью которого и родители, и воспитатели, и учителя должны пользоваться постоянно в процессе воспитания детей и подростков.
Конспект занятия по развитию речи «Знакомство с баснями И. А. Крылова». Подготовительная группа
Татьяна Лисица
Конспект занятия по развитию речи «Знакомство с баснями И. А. Крылова». Подготовительная группа
1. Познакомить детей с басней, её жанровыми особенностями.
2. Осознавать и понимать идею басни.
3. Выражать своё отношение к персонажам, правильно оценивать и характеризовать их нравственные качества.
4. Понимать значение пословиц и связывать значение пословицы с ситуацией в басне.
5. Обращать внимание детей на языковые образные средства художественного текста.
6. Пополнить словарь детей образными выражениями из басни.
7. Воспитывать чуткость к образному строю языка басни.
Материалы: портрет писателя И. А. Крылова, иллюстрации к басням, костюмы персонажей басен.
Предварительная работа: чтение басен И. А. Крылова «Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица», «Лебедь, Рак и Щука», «Квартет», «Лисица и виноград», заучивание басен наизусть детьми.
Обогащение словаря: трудолюбивый, труженик, мастер – золотые руки, рукодельник, рукодельница, беззаботный, легковерный, льстивая, коварная, рдеют, яхонт.
Выражения из басен: из кожи лезут вон; воз и ныне там; хоть видит око, да зуб неймёт.
Ребята, мы с вами читали много литературных произведений. Существуют разные жанры художественных произведений. Назовите, какие вы знаете?
— Сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки, поговорки.
Сегодня мы познакомимся с баснями И. А. Крылова (показ портрета).
И. А. Крылов – русский писатель, баснописец, родился в Москве в XVIII (в 1769 г.) в семье армейского офицера. Детские годы Крылова прошли в г. Тверь. Крылов рано остался без отца, поэтому познал материальные лишения. Ещё подростком вынужден был поступить на службу писарем.
Затем он с матерью и маленьким братом переезжают в Петербург, где он устраивается на службу мелким чиновником. Отсутствие систематического образования восполнял самостоятельным изучением литературы, математики, выучил французский и итальянский языки.
И уже в 14 лет написал комическую оперу «Кофейница». В 1786-88 годах создает комедии «Сочинитель в прихожей», «Проказники», где высмеивает безделье дворян (сословие состоятельных людей). Через несколько лет Крылов пишет комедии «Модная лавка» и «Урок дочкам», которые имели большой успех. Позже писатель устраивается помощником библиотекаря в императорскую Публичную библиотеку. И в 1809 году выходит его первая книга басен, о которых мы сегодня с вами будем говорить (показ книги, название басен, показ иллюстраций).
-Ребята, скажите, как вы понимаете слово «трудиться»? (ответы детей).
— Как сказать о человеке, который любит трудиться? Какой он? (трудолюбивый, труженик)
— Какие пословицы о труде вы знаете?
1. Делу время – потехе час.
2. Трудиться – всегда пригодится.
3. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
4. Сделал дело, гуляй смело.
— Чему учат эти пословицы? (быть трудолюбивым).
Сейчас мы с вами послушаем басню «Стрекоза и Муравей». Попробуйте догадаться, что в ней высмеивается? (Чтение басни детьми по ролям Саша, Диана)
— О ком говорится в басне?
— О чем просила Муравья Стрекоза?
— Что ответил Муравей?
— Похвалил он Стрекозу или осудил? (ответы и рассуждения детей)
В басне рассказывается о Стрекозе и Муравье, а подразумеваются люди. Какой Муравей в басне? (трудолюбивый, труженик). А какая Стрекоза? (легкомысленная, ленивая, беззаботная). Пословицы о лени.
Ребятки, мы уже сказали, что басня – это поучительная история. Чему учит басня «Стрекоза и Муравей»? (нужно трудиться, заботиться о себе).
В басневстретилось много интересных слов и выражений:
Зима катит в глаза – как вы понимаете эти слова? (наступает, приближается).
Помертвело чисто поле – почему так говорят? (опустело, пожелтело, ничего больше не растет)
Злой тоской удручена – (печальная озабоченная)
— А сейчас скажите, когда человека хвалят?
— Верно. Хвалят, то есть говорят приятные слова, когда это заслуженно. Когда же человек не заслужил похвалу, а его хвалят – это называется лестью. Льстить так же нехорошо, как и врать, обманывать.
— А сейчас послушайте, кто в этой истории льстит и для чего? Чтение басни «Ворона и Лисица» (Вероника, Алина)
— Кто льстил в этой басне? Для чего она это делала?
— Какой вам показалась в этой истории Ворона? (глупая, легковерная, наивная, доверчивая)
— А какая в басне Лиса? (хитрая, льстивая, коварная, плутовка).
— Чему учит эта басня? (нельзя верить лести, нельзя быть слишком доверчивым).
— Как вы понимаете выражения : плутовка к дереву на цыпочках подходит? (крадется)
С ним была плутовка такова (убежала с сыром).
Музыкальная физкульт минутка
— А сейчас послушайте басню «Лебедь, Рак и Щука» и подумайте, в чем смысл этой басни? Чтение басни.
— Как вы думаете, старались ли Лебедь, Щука и Рак сдвинуть воз с места?
— Как об этом говорится в басне?
— Почему же их дело «не шло на лад»?
— Как вы понимаете слова «из кожи лезут вон»?
— Найдите в басне слова, где дается поучение.
— Когда так говорят: «Воз и ныне там»?
— Ребятки, а в еще одной басне И. А. Крылова говорится о том, как Мартышка, Осел и Медведь решили сыграть квартетом.
— Кто знает, что такое квартет? (это игра на музыкальных инструментах вчетвером).
— А что же получилось у зверей в басне, мы сейчас послушаем.
Чтение басни.
— Получилась ли игра у зверей? Почему?
— Что предпринимали звери, чтобы сыграть?
— К кому обратились звери с просьбой помочь им сыграть?
— Что ответил Соловей? («Чтоб музыкантом быть, так надобно умение»).
— Какова мораль басни? (чтобы что-то сделать, нужно этому научится).
Вывод: Учиться всегда пригодится.
— О чем говорится в басне?
— Как Лиса пыталась достать виноград?
— Как вы понимаете слова «хоть видит око, да зуб неймет»?
— Какая Лиса в басне?
А сейчас слушаем еще одну басню, которая называется «Слон и Моська». (Максим, Даша) Моська – это кличка собаки. В басне встретится еще одна кличка собаки – Шавка. Обратите внимание на ее совет Моське.
Чтение басни.
Как вы думаете, почему Слон не обращал внимание на лай Моськи? (так как она маленькая и не представляла опасности).
— Моська понимала это?
— Что ей говорила Шавка?
— Чем объяснила Моська свое поведение? (пускай же говорят собаки: «Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на Слона»)
— Какая Моська в басне? (задиристая, хочет, чтоб о ней говорили, будто она смелая).
— Ребята, сегодня мы познакомились с баснями И. А. Крылова, узнали о басне как о жанре литературного произведения.
— Какая басня вам больше понравилась и о чем? (ответы детей).
— Таким образом, из басен мы поняли, что нужно трудиться, не быть слишком доверчивым, уметь договариваться, если задумали, делать дело дружно и каждый день чему-то учиться.
Конспект комплексного занятия по развитию речи «Знакомство с произведением Л. Толстого «Пожарные собаки» Конспект комплексного занятия по развитию речи «Знакомство с произведением Л. Толстого «Пожарные собаки». Цель: учить детей пересказу произведения,.
Конспект НОД по развитию речи в группе общеразвивающей направленности для детей 4–5 лет «Знакомство с профессией» 1. Введение в игровую ситуацию: 1. (Дети проходят в зал, здороваются) Ребята, скажите мне, пожалуйста, люди каких профессий работают в нашем.
Конспект открытого занятия по развитию речи в первой младшей группе «Знакомство с комнатным растением — фиалкой» УТВЕРЖДАЮ заведующий МДОУ детский сад № 89 «Светлячок» ___Макеева М. С. Конспект открытое занятия по развитию речи первая.
Конспект по развитию речи «Знакомство со звуком (К)» Знакомство со звуком (К) Цели: обогащение словаря, развитие связной речи, грамматическое строя; знакомство со звуками [К] и [К’]; совершенствование.
Конспект занятия по развитию речи «Знакомство с машиной» Цель: познакомить детей с машиной, создать положительный настрой детей, способствовать формированию игровой мотивации детей. Программное.
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы «Знакомство со звуком [У] и буквой У» Цель: Создать условия для восприятия детьми правильной артикуляции звука У в процессе игровой и творческой деятельности. Задачи: • Развивать.
Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе «Знакомство с игрушечным зайцем» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 «Солнышко» комбинированного вида Конспект занятия по.
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Какие бывают басни» для подготовительной группы
Елена Вячеславовна Гращенкова
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию «Какие бывают басни» для подготовительной группы
МБДОУ ЦРР ДЕТСКИЙ САД №8 «САЛЮТ»
Конспект занятия
по познавательно- речевому развитию
«Какие бывают басни»
по произведениям И. А. Крылова, Л. Н. Толстого и К. Д. Ушинского
подготовительная группа
воспитатель Гращенкова Е. В.
• ознакомление, закрепление и обогащение памяти детей новым образом русской классической литературы – баснями. Дать определение басен и их разновидностями.
•раскрытие и уточнение отрицательных понятий и качеств: лесть, неискренность, лживость, тщеславие, трусость. Отметить наличие в баснях положительных качеств героев – храбрость, честность, смелость, скромность, трудолюбие.
• создать у детей отрицательное отношение к неправильному поведению главных персонажей басен.
• развивать речь детей, формировать устойчивое умение отвечать на поставленные вопросы полным ответом.
• активизировать словарный запас детей, пополнять его новыми понятиями и устойчивыми словосочетаниями
• содействовать желанию познания нового
• чтение детям басен разных писателей – И. А Крылова, Л. Н Толстого, К. Д Ушинского с последующим рассматриванием красочных иллюстраций
• знакомство с портретами русских баснописцев
• показ мультфильмов по басням И. А Крылова
• прослушивание аудио записей басен
• знакомство с портретами писателей
• детские книги басен различных писателей
• иллюстрации к басням
• диски с мультфильмами и аудио-сказками
• костюмы к инсценировкам, елки
• портреты баснописцев, иллюстрация памятника И. А Крылову и отдельно барельефа памятника
Ход занятия
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычное занятие. К нам на занятие сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Они пришли посмотреть на вас и послушать, какие интересные произведения мы с вами теперь знаем. Потому, что на нашем занятии и вы, и наши гости узнают много нового и поучительного. Проходите, пожалуйста, и давайте начнем наше путешествие.
Ребята, мы с вами читали много разных стихов и рассказов, разбирали смысл различных пословиц и поговорок. Некоторые стихи и потешки мы заучивали наизусть. В последнее время мы с большим удовольствием знакомились с еще одним жанром русской литературы, который называется… басни.
Известно ли вам, друзья, что басни – это один из самых древнейших жанров литературы. Они появились давно в Древней Греции. Впервые этим названием – басня – назвал свои произведения древнегреческий философ и поэт Эзоп. Его басни были необычны для слуха, писались своеобразным языком иносказаний. В них Эзоп высмеивал людские недостатки и подчеркивал достоинства, но не указывал на них прямо, а описывал намеками и загадками.
В других странах в разное время тоже было немало баснописцев. Во Франции был известен своими произведениями Лафонтен, в Англии – Томас Мур. У нас в России, в нашей стране, тоже было много писателей, которые писали басни. И сейчас я приглашаю вас в картинную галерею, где мы все удобно устроимся, побеседуем и познакомимся с некоторыми баснописцами, которые творили и сочиняли свои произведения в нашей стране.
Дети рассаживаются полукругом возле одного из мольбертов
Дети, давайте вначале вспомним, что такое басни? И как отличить басню от других литературных произведений?
*Это небольшой рассказ в стихах или в прозе, т. е написанный простыми предложениями
*в баснях всегда есть мораль
*басни короткие, их легко читать
Вы сказали, что в баснях всегда есть мораль. А что это такое? Объясните, пожалуйста.
*мораль – это поучение, какой-то совет
*это, когда нам объясняется, как не надо поступать
Скажите, пожалуйста, а кто главные герои в баснях?
*звери, растения, иногда даже предметы
А как ведут себя звери в баснях? Кого представляют на месте зверей?
*звери ведут себя, как люди
*они разговаривают, спорят, ссорятся или мирятся
*на месте зверей обычно представляются нам люди
Как отличить басню от сказки или от стихотворения?
*в баснях всегда есть звери, они могут быть плохие или хорошие
*есть вывод или поучение
*они короткие, их просто читать
*в баснях показывается человеческие плохие качества
Скажите, а как мы с вами знакомились с разными баснями?
Молодцы, ребята! А теперь давайте поближе познакомимся с писателями, которые в нашей стране писали басни. Каких известных баснописцев вы знаете?
*Иван Андреевич Крылов
*Лев Николаевич Толстой
*Константин Дмитриевич Ушинский
Посмотрите, пожалуйста, на портрет этого писателя. Кто знает, как его зовут?
*Лев Николаевич Толстой
Какие басни Л. Н Толстого мы с вами читали?
*Стрекоза и муравьи
Как писал свои басни Л. Н Толстой?
*в виде маленького рассказа
Давайте вспомним басню Л. Н Толстого «Два товарища». Представьте, что наши гости не читали этой басни, расскажите ее. О чем в ней говорится?
*дети рассказывают басню по-очереди, отрывками
*главную мысль басни озвучиваем вместе, и делается вывод
Чему учит нас эта басня? Какое отрицательное качество здесь подчеркивает автор? Какое положительное качество?
*учит быть смелым и храбрым
*учит не бросать друга в беде
Посмотрите на следующий портрет. Знаете ли вы этого писателя? Правильно, это Константин Дмитриевич Ушинский. Какие басни К. Д Ушинского мы с вами читали? Как писал басни этот автор?
*автор писал свои произведения в виде небольшого поучительного рассказа, очень похожего на сказку
Давайте вспомним басню К. Д Ушинского «Умей обождать». Кто главные герои этой басни? О чем она? Чему учит нас автор, какие качества положительные и отрицательные мы видим в этом произведении?
Дети дают ответы на поставленные вопросы.
Ну, а теперь перейдем к еще одному портрету. Узнаете ли вы этого писателя? Конечно, это Иван Андреевич Крылов. Этот известнейший русский баснописец, который превзошел всех других писателей писавших басни. Какие басни И. А Крылова мы с вами читали?
*Стрекоза и Муравей
Молодцы, ребята! Назвали вы много басен Ивана Андреевича Крылова. Давайте вспомним некоторые из них. Например, басню «Стрекоза и Муравей». Расскажите, пожалуйста, о чем эта басня? Кто главные герои? Какие они? Чему учит басня?
Кратко разбираем басню.
Чудесная получилась у нас с вами беседа! Вы порадовали меня своими ответами! А теперь наша картинная галерея закрывается, и я предлагаю вам немного прогуляться.
3. Театрализованное представление
Пока мы с вами гуляем я хочу, чтобы вы немного представили себе то время, в котором жили писатели, чьи басни мы читали.
В те времена, в прошлом веке, не было телевизоров, в диковинку было радио и телефоны, книги были очень дороги и не все люди могли их купить. Да и читать очень многие люди не умели. Как же могли писатели и поэты познакомить людей со своими произведениями? Они могли их читать сами на каких то концертах или в клубах. А еще очень популярен в те времена был театр. И посмотреть спектакли могли все желающие, а главное понять их смысл, запомнить и рассказать другим. А хотите ли вы посетить такое небольшое представление в одном богатом доме?
Тогда давайте вспомним, что такое театр? Какие правила поведения в театре вы знаете?
*вести себя надо спокойно
*разговаривать во время представления нельзя
*нельзя ходить во время спектакля
*в конце нужно аплодисментами поблагодарить актеров за представление
Дети переходят на ковер, где как в театре поставлены скамейки. Устроена небольшая сцена, на которой расположены елки обозначающие лес, коврики – полянки. Под одной из телок лежит кусочек сыра (муляж). Двое детей переоблачаются в лисичку и ворону с помощью масок и накидок соответствующего цвета.
Итак, мы с вами в гостиной одного достойного горожанина, где Иван Андреевич Крылов представляет свою басню «Ворона и Лисица». Представление начинается.
Инсценирование басни.
Прекрасно, друзья мои! Понравилось ли вам? Хотите ли вы поставить еще какую-нибудь басню? Мы обязательно это с вами сделаем. А сейчас поблагодарим наших актеров и отправляемся дальше.
4. Прогулка по Летнему саду к памятнику И. А Крылову. Беседа, рассматривание.
А теперь, дорогие мои ребята, я предлагаю вам закрыть глаза. Ваши глазки закрыты, и внимательно слушая меня, вы попробуете перенестись в один очень красивый древний и прекрасный город. Он называется Санкт-Петербург. Он расположен на берегах полноводной реки Невы. Это чудесный город с прямыми улицами, каждая из которых ведет к воде. Это очень зеленый город, в нем много парков и аллей. А еще Санкт-Петербург знаменит своими изумительно красивыми фонтанами. Сейчас мы походим к ограде Летнего сада, так называется один из самых известных парков города. Идем по его зеленым аллеям. Вокруг гуляют горожане. И вот мы вышли на небольшую площадь, на которой стоит необычный памятник. Давайте откроем глаза и присядем на скамейки этого сада, чтобы внимательнее рассмотреть этот памятник.
Дети переходят от ковра ко второму мольберту, на котором расположены иллюстрации памятника И. А Крылова.
Рассмотрим этот памятник. На бронзовом кресле сидит «дедушка Крылов». В руках у него книга или блокнот. Он глубоко задумался о чем-то. Какие мысли приходят к вам, когда вы смотрите на этот памятник?
*возможно, он пишет новую басню
*может что-то увидел и решил записать это
Посмотрите, пожалуйста, на основание памятника. Там на барельефе вы должны заметить кое-что неожиданное.
Детям представляем увеличенное изображение барельефа.
*на барельефе звери
*это герои его басен
Каких знакомых персонажей вы там видите. Назовите их.
Я вижу, что наша прогулка не прошла для вас бесследно. Вы назвали многих героев басен И. А Крылова. Мне очень приятно, что я смогла удивить вас. Думаю, что когда вы вырастете, вы обязательно захотите посетить город Санкт-Петербург и собственными глазами увидеть все его исторические места, в том числе и памятник И. А Крылову.
А сейчас я хочу, чтобы вы немного отдохнули и поиграли. Готовы? Отлично.
• викторина «Из какой басни фраза»
• игра «Какая это басня?» по иллюстрациям из разных басен.
6. Заключительная часть
Молодцы, ребята! Наше занятие подходит к концу. Мне очень понравилось, как вы работали на нем, как отвечали, играли и путешествовали! А что вам понравилось?
Но на этом наше занятие не заканчивается. Дело в том, что сегодня утром меня встретила одна очень болтливая Ворона. Она каким-то образом узнала, что у нас с вами сегодня состоится необычное занятие и передала вам небольшой сюрприз. Хотите его посмотреть?
Детям заранее готовится подарок – книга-игра «Лучшие басни для детей» с пазлами и сладкий сюрприз- печенье необычной формы или вида.
Анкета для родителей подготовительной группы «Ваше отношение к речевому развитию в детском саду» Анкета для родителей подготовительной группы «Ваше отношение к речевому развитию в детском саду» 1. Ф. И. О., образование, место работы,.
Отзыв на НОД поречевому развитию с использованием ИКТ по теме: «Игра-путешествие в лес» Отзыв на непосредственную образовательную деятельность речевому развитию с использованием ИКТ по теме: «Игра-путешествие в лес» в 1 младшей.