Что такое базаровщина в романе отцы и дети
Базаровщина
Базаровщина
В основе выражения — фамилия главного героя романа «Отцы и дети» (1862) Ивана Сергеевича Тургенева (1818—1883). Базаров — представитель части русского разночинного студенчества 60-х гг. XIX в., которая увлекалась в то время западноевропейской материалистической философией в ее упрощенном, примитивном толковании.
Отсюда «базаровщина» — имя собирательное, означающее все крайности такого рода мировоззрения, а именно увлечение естественными науками, грубый материализм, подчеркнутый прагматизм поведения, неприятие традиционного искусства и общепринятых правил поведения.
Смотреть что такое «Базаровщина» в других словарях:
Базаровщина — состояние духовной жизни человека или сообщества, характеризующаяся резким противостоянием культуре своего народа и семьи, отрицанием и неисполнением традиций, обычаев, привычек. Базаровщина – это нигилизм к общепринятому, устоявшемуся, веками… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
базаровщина — базаровы (базаровщина) Ср. Базаровы пройдут даже очень скоро. Это слишком натянутый, взвинченный тип, чтоб ему долго удержаться. Базаровщина болезнь юношеская; она, как прорезывание зубов, совершеннолетию не пристала. А.И. Герцен. Ср. В Базарове… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Базаровщина — крыл. сл. По имени Базарова, героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» (1862), так называют тех представителей разночинно демократической интеллигенции 60 х годов XIX в., которые, вступив в резкую идеологическую борьбу с либерально дворянской… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
базаровщина — ж. Проявление крайнего практицизма, грубого материализма, отрицающего роль прекрасного в жизни человека, свойственного герою романа И.С. Тургенева Отцы и дети (обычно с оттенком порицания). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
базаровщина — базаровщина, базаровщины, базаровщины, базаровщин, базаровщине, базаровщинам, базаровщину, базаровщины, базаровщиной, базаровщиною, базаровщинами, базаровщине, базаровщинах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
базаровщина — баз аровщина, ы … Русский орфографический словарь
базаровщина — ы; м. Неодобр. О проявлениях крайнего практицизма, грубого материализма, отрицающего роль прекрасного в духовном мире человека. ● По имени героя романа И. С. Тургенева Отцы и дети (1862) Базарова … Энциклопедический словарь
базаровщина — ы; м.; неодобр. О проявлениях крайнего практицизма, грубого материализма, отрицающего роль прекрасного в духовном мире человека. По имени героя романа И. С. Тургенева Отцы и дети (1862) Базарова … Словарь многих выражений
базаровщина — базаров/щин/а … Морфемно-орфографический словарь
Литература. Отцы и дети.
Вопросы: Есть ли в романе победившие? Отцы или дети? Что такое базаровщина? Существует ли она в наше время? От чего предостерегает Тургенев личность и общество? Нужны ли Базаровы России?
можно поподробнее, пожалуйста
1-В романе поднимается сложный вопрос, касающийся двух совершенно разных поколений. Представителями «века нынешнего» в произведении являются Аркадий и Базаров, а «века минувшего» братья Кирсановы. Конфликт происходит между Евгением Васильевичем и Павлом Петровичем. С самого начала повествования герои относятся друг к другу с озлобленностью и презрением. Старший возмущён тем, что Базаров имея своё мнение и будучи нигилистом, не преклоняется ни перед какими авторитетами. Он отрицает искусство и не верит в существование любви. Павел Петрович, напротив, не понимает, как можно жить, ни во что не веря. Я считаю, что в данном конфликте каждый по-своему прав
https://www.kritika24.ru/page.php?id=71899
люди, как Базаров, непреклонны, верны своим идеалам, уверены в себе, энергичны и деятельны, честны и искренне преданы своему делу, незаменимы в любом обществе, особенно в русском. Не Онегины или Печорины, стремящиеся к самоутверждению, реализации своих возможностей, но не видящие им достойного применения, не Рудины или Обломовы, люди глубокого ума, видящие “язвы” и пороки общества, но совершенно неспособные заниматься какой-либо практической деятельностью, а именно Базаровы, знающие, что в данный момент “полезнее всего”, “ломающие старое”, “расчищающие новое место для нового”, способствуют общественному развитию, движению жизни вперед. Новое не может утвердиться без разрушения старого.
Сам Базаров говорит, что России нужны сапожник, портной, мясник, то есть люди, занимающиеся конкретными, нужными делами, а не “сидящие сложа руки и уважающие себя за это”, как Павел Петрович. Но разве Базаров, видящий, что “болтать о язвах общества не стоит труда”, не стремится принести своей деятельностью истинную пользу, разве этот герой “занимается вздором”, подобно большинству “передовых людей и обличителей”? Несомненно, Базаровы, обладатели столь редких и ценных качеств, нужны России.
Победителей нет. Тургенев лишь ставит вопросы. Ответы каждый ищет сам
Евгений Базаров в каждом разговоре почти кричит о том, что общепринятые нормы, политический уклад или возведенная в культ личность того или иного человека, будь то поэт или ученый, могут и должны подвергаться критическому анализу. Многие критики считают опасным данную радикально выстроенную позицию, но стоит заметить, что наш герой никогда не претендовал на роль революционера. Наоборот, Базаров не видит в простом народе ничего кроме «невежества и недалекости». Герой не стремится что-то менять и тем более вести за собой народ, но он упорно настаивает на том, что в современном мире нет ничего, что не вызвало бы полного и беспощадного отрицания. Не смотря на всё это торжество нигилизма в разуме героя, он мог бы легко стать полезной фигурой для России. Во – первых, как бы парадоксально не звучало,
Евгений Базаров – «простой человек», но со сложным характером. Он не стремится к роскоши и не желает привыкать к излишнему комфорту. Во – вторых, наш герой является прямолинейным человеком, считающим умение красиво говорить негативной стороной человека. И в – третьих, согласно концепции нигилизма Базаров действует в силу того, что признает полезным, отрицая любые позиции аристократизма и высшего общества. На первый взгляд может показаться, что данная фигура романа весьма негативно относится ко всему и не брезгует словесной жестокостью в отношении собеседников, но стоит вспомнить отчаяние и момент смерти героя. Именно здесь проявляется его внутренняя гибкость, к тому же, он сам утверждал, что нет принципов, но есть ощущения.
После глобального краха в отношениях с Одинцовой, Базаров решает жить у отца с матерью и работать обычным сельским врачом вплоть до несчастного случая. На смертном одре герой разрешает родителям причастить его, хотя сам был атеистом. Он делает это не из страха перед смертью, а из уважения к родителям и некой жалости, предполагая, что так им будет спокойнее.
Подводя итог, можно с легкостью заявить, что такие деятельные, верные и уверенные в себе люди необходимы России. Именно Евгений Базаров утверждал, что пустые разговоры о язвах общества ничего не стоят, что нужно действовать, способствовать развитию общества. Наш герой именно тот человек, который мог бы дать России вздохнуть полной грудью, ломая древние ненужные уклады и стереотипы, ведь новое не может устояться без разрушения старого.
Базаровщина
Слово стало популярно после выхода в 1862 году романа Тургенева «Отцы и дети» и произошло от фамилии героя Базарова.
Базаров по своим взглядам относился к новой волне демократов 60-х годов XIX века, отличающихся радикализмом, материализмом, полной убежденностью в правоте собственных идей и отрицанием духовного, морального компонента культуры.
В совокупности это входило в противоречие со взглядами старой дворянской либеральной интеллигенцией, выросших на трудах Локка, Гоббса, Монтескье, воспитанных на началах «просвещенной монархии» и ценностях эпохи Возрождения и Нового времени.
Две эти группы в своих спорах никогда не сходились в вопросах методологии, хоть и обладали схожими базовыми ценностями: стремление к демократии, равенству прав и возможностей.
Если первая группа демократов выступала за решительные меры и отвергала всякие сомнения, то вторая отстаивала путь постепенного, последовательного преображения. Это было столкновением идей Революции и Реформации. Отсюда берет свое начало термин «базаровщина».
Слово широко используется с самой середины XIX века и до сих пор означает фанатизм и бескомпромиссность человека.
Значение фразеологизма «базаровщина» — полная убежденность в правоте собственных идей, радикализм и неготовность признать свои ошибки.
Схожие крылатые выражения:
Что такое «базаровщина»? (по роману Тургенева «Отцы и дети»)
Базаров России нужен
Евгений всегда и всем недоволен. Ему не нравится помещичья косность, невежество крестьян и пустые разговоры. Искусство, по его мнению, — вещь ненужная, а вот естественные науки, имеющие прикладное значение, — это сила. Даже перед смертью, делая вывод о собственной неуместности в родной стране, он декларирует ценность людей производительного труда: сапожника, мясника, портного. Чем-то эти рассуждения напоминают знакомую старшему поколению теорию о передовом значении пролетариата, но и в самокритичности герою не откажешь, а это — признак аналитического склада ума.
Если учесть другие положительные черты персонажа, такие как эрудированность, стремление овладевать знаниями, мыслить самостоятельно и перенимать хороший опыт у других народов, то на вопрос «нужны ли Базаровы России» многие ответят: «Да, нужны!» В конце концов, молодежи от природы свойственны протестные настроения, и это прекрасно, если юноша считает, что пришел в мир, для того чтобы его улучшить. А нигилизм, что ж, есть и в нем свое рациональное зерно. Человек, находящийся в плену устоявшихся представлений и свято верящий в авторитеты, никогда не найдет нового, не совершит открытий, не дерзнет противостоять стереотипам.
К тому же, несмотря на вызывающие манеры, с Евгением разговаривать было бы интереснее, чем с Кирсановым.
Хорошо быть молодым
Лет двадцать-тридцать назад обычными темами сочинений в школе были многочисленные «типичные представители» с заранее заданной, утвержденной и идеологически выверенной трактовкой образов.
Великие писатели, воскреснув, ужаснулись бы, узнав, что в их персонажах кто-то увидел предвестников пролетарской революции… А сегодня юное поколение может свободно рассуждать о том, умен ли был Обломов и как он вписался бы в реалии XXI века, может ли превратиться в Ионыча современный участковый терапевт и нужны ли Базаровы современной России, смело проводя исторические параллели. Никто не упрекнет в неправильности рассуждений. Главное — чтобы они были обоснованы. Не любишь Маяковского, и ладно, только объясни — за что.
«Что такое «базаровщина»»
«Он в своих произведениях обыкновенно обращал внимание на вопрос, стоявший на очереди и уже смутно начинавший волновать общество»,— так писал о Тургеневе Добролюбов, характеризуя необыкновенную способность писателя откликаться на «злобу дня». Именно Тургеневу, стороннику реформистского преобразования России, удалось первым в нашей литературе изобразить революционера-демократа. Необыкновенно значимо само название романа «Отцы и дети». Конфликт либералов-отцов и новой, неведомой, только еще зарождающейся силы в лице Евгения Базарова составляет идейную основу романа.
С первых же страниц перед нами предстает человек, глубоко убежденный в правоте своих идей и целей. Не уступать ни в чем ради достижения великой своей задачи — вот кредо Базарова. Никаких сомнений, быть последовательным, твердым, даже порой жестоким к себе и окружающим — борьба не обходится без жертв. Все — начиная с одежды и кончая образом жизни — отличает Базарова от остальных действующих лиц. Мало того, все это часто просто шокирует их. Да, странный человек. Не странный — «новый» человек. «Новый»? Но откуда он взялся? Результат воспитания? Да, но только самовоспитания. Всё, чего добился Базаров, — результат упорного, каждодневного труда. Путь его — путь разночинца, труженика. Он — труженик науки, неутомим в своих экспериментах, полностью поглощен любимым делом. А делая «дело»», невозможно не отрицать все то, что мешает тебе в достижении цели. Цель Базарова поистине грандиозна — «расчистить место», то есть сокрушить всю неправду в государственном, социальном, религиозном, культурном укладе России. Из сегодняшнего дня трудно оправдать жесткость и даже жестокость Базарова, но его необходимо понять. Ведь трудно, необычайно трудно бороться с неправдой в одиночку. В одиночку? Но ведь у него, кажется, есть единомышленники? Нет. И в этом вся трагичность его положения. В романе Тургенева у Базарова нет ни одного настоящего союзника, так что говорить о «базаровщине» как типическом явлении можно, только выйдя за пределы романа. Ситников и Кукшина просто опошляют его идеи. Они лишь с восторгом следуют новой моде — отрицать все и вся. Отрицать ради отрицания. У Базарова не может быть с ними ничего общего. Аркадии Кирсанов лишь в начало романа кажется нам единомышленником и верным учеником своего старшего друга. Но проходит юношеский пыл, и Аркадий понимает, насколько ему Базаров чужд. Истина в данном случае глаголет устами Кати Одинцовой: «Он (Базаров) хищный, а мы с вами ручные». Нельзя хотеть быть сильным, энергичным, это должно быть в существе твоем. И это есть у Базарова.
Любовная линия романа — отношения Базарова с Одинцовой — не является самой главной, как в других произведениях Тургенева. Действительно, «базаровский» тип человека, неспособного поставить всю свою жизнь на карту любви, не был органичен для писателя. Поэтому мы видим Базарова несколько «со стороны». Однако важно, что «новый» человек в «старой» истории сумел оказаться на высоте: живая жизнь для него оказывается важнее первоначальных теоретических установок, и он сумел глубоко и страстно полюбить.
Однако безответная любовь не может свести этою сильного человека с избранного им пути, и он продолжает делать свое «дело». Но почему же он все-таки погибает? Значит, он не мог существовать в то время?
Так считал Тургенев, либерал по убеждениям. Понимая силу «нигилистов», писатель не видел их живой связи с бытием страны. Отсюда, видимо, эта фраза Базарова на смертном одре: «Я нужен России… Нет. видно не нужен». Тургенев в конце романа лишает своего героя уверенности в достижении цели, лишает сил и не зная, что делать с ним дальше, лишает жизни. Нет борьбы. Нет бунта Базарова, а ест примирение и вечная жизнь.
Однако здесь Тургенев ошибался: вслед за Базаровым в русскую литературу и жизнь пришли лопуховы, Кирсановы, веры павловны и наконец, профессиональные революционеры Рахметовы. Так что «базаровщина» как отрицание культно-политического уклада страны набирала и набирала силу…
Третий возможный вариант написания сочинений на тему «Нужен ли России Базаров»
Мнения разделились. Кому-то нигилизм не по душе, другие готовы выступить на его стороне. Но возможен и неожиданный, третий ответ на вопрос «нужны ли Базаровы России». Сочинение можно построить на гегелевском тезисе о разумности всего действительного. Ведь если Евгений Базаров существовал, значит, это было зачем-то нужно. И если сам главный герой сомневался в целесообразности собственного существования, то это не значит, что он позволил бы кому-то другому высказывать подобную мысль.
Представить себе общество, состоящее из одних Кирсановых, при всех достоинствах этого персонажа, очень трудно. В такой стране было бы очень скучно жить, не с кем поспорить, а, как известно, именно в процессе дискуссий рождается истина. А кто будет критиковать существующие порядки, если они гуманные и замечательные (а до этого еще далеко и в XXI веке)?
Гипертрофированный рационализм и технократизм скрывал под собой тонкую и ранимую душу, которую Евгений, возможно, опасался обнажить, иначе он не страдал бы так сильно.
Россия – огромная страна, в ней найдется место всем: и Кирсановым, и Базаровым, и многим другим литературным (и не только) типажам. Кому-то нигилизм неприятен, другим близок, третьи к нему безразличны. Сторонники и противники, довольные и недовольные могут спорить между собой до бесконечности и писать школьные сочинения, как им вздумается. Главное — чтобы дискуссии не нарушали общих ценностей. Страна у нас одна.
Базаровщина – детская болезнь одаренных молодых людей
Вопрос в сочинении можно поставить и иначе: «Будет нужен ли России Базаров, после того как окончательно повзрослеет?» Юношеское бунтарство, нигилизм и даже цинизм проходят с возрастом по мере приобретения жизненного опыта. «Молодежь должна перебеситься», — так гласит французская поговорка. После этого она становится взрослой и даже (какой ужас!) старой, если доживет, конечно. Евгению Базарову не довелось достичь преклонных лет, а жаль. Ведь он мог научиться не только сокрушать, но и создавать: стать врачом, химиком или еще кем-то нужным и полезным.
Споры детей и отцов во времена Тургенева и сегодня
В февральском номере «Русского вестника» за 1862 год было опубликовано вызвавшее много споров тургеневское сочинение. «Нужны ли Базаровы России?» – это вопрос задавали друг другу читатели и отвечали порой положительно, но чаще отрицательно.
Не было еще такого поколения, которое, перейдя в разряд старшего, не сетовало бы на то, что «молодежь пошла не та». Вполне естественный процесс старения вызывает внутренний протест, усиливаемый вызывающим поведением юношей, стремящихся самовыразиться, но, как правило, не имеющих для этого достаточных знаний и опыта. Современные молодые люди часто пытаются выделиться модной одеждой и дорогими вещами, в девятнадцатом же веке этой цели служили необычные суждения об окружающем мире и его устройстве.
А в самом деле, нужен ли России Базаров? У тех, кто пишет сочинение на эту тему, возможны как минимум два мнения, прямо противоположные.
Базаров России не нужен
Евгений Базаров провозглашает целью улучшение жизни путем революционных преобразований. У современного читателя есть возможность судить о результатах таких смелых экспериментов на основе исторического опыта предыдущих поколений, живших в период ниспровержения основ, расчистки места для «новых людей», а также прочих интересных, но очень утомительных и опасных занятий. Наши современники (хотя и не все) поняли, что, создавая новое, не стоит спешить ломать старое, иначе есть серьезный риск остаться без крова.
Базаров не знает, чем может обернуться сокрушение основ общества, и это его в какой-то степени оправдывает. Однако демонстративное неуважение к людям старшего возраста, стремление при каждом удобном случае высказывать свои весьма спорные идеи, полный отказ от возможности прислушаться к чужому мнению вряд ли простительно даже молодому человеку. Желание мыслить самостоятельно – черта похвальная, но попытка навязывать собственные убеждения с бестактной настойчивостью вряд ли может служить образцом для подражания. Впрочем, части молодежи второй половины XIX века Базаров нравился. Его цинизм и нигилизм многие копировали, а самому герою симпатизировали.
На вопрос «нужен ли России Базаров» дал отрицательный ответ он сам, главный герой.
Впрочем, возможно, что Евгений несколько погорячился.
klassreferat.ru
“Я нужен России… Нет, видно, не нужен.” И. С. Тургенев “Он в своих произведениях обыкновенно обращал внимание на вопрос, стоявший на очереди и уже смутно начинавший волновать общество”, — так писал об И. С. Тургеневе Н. А. Добролюбов, характеризуя необыкновенную способность писателя откликаться на “злобу дня”. Именно Тургеневу, стороннику реформистского преобразования России, удалось первым в нашей литературе изобразить революционера-демократа. Необыкновенно значимо само название романа “Отцы и дети”. Конфликт либералов-отцов и новой, неведомой, только еще зарождающейся силы в лице Евгения Базарова составляет идейную основу романа. С первых же страниц перед нами предстает человек, глубоко убежденный в правоте своих идей и целей. Не уступать ни в чем ради достижения великой своей задачи — вот кредо Базарова. Никаких сомнений, быть последовательным, твердым, даже порой жестоким к себе и окружающим, — борьба не обходится без жертв. Все, начиная с одежды и кончая образом жизни, — отличает Базарова от остальных действующих лиц. Мало того, все это часто просто шокирует их. Да, странный человек. Не странный — “новый” человек. “Новый”? Но откуда он взялся? Результат воспитания? Да, но только самовоспитания. Все, чего добился Базаров, — результат упорного, каждодневного труда. Путь его — путь разночинца, труженика. Он — труженик науки, неутомим в своих экспериментах, полностью поглощен любимым делом. А делая “дело””, невозможно не отрицать все то, что мешает тебе в достижении цели. Цель Базарова поистине грандиозна — “расчистить месте ”, то есть сокрушить всю неправду в государственном, социальном, религиозном, культурном укладе России. Из сегодняшнего дня трудно оправдать жесткость и даже жестокость Базарова, но его необходимо понять. Ведь трудно, необычайно трудно бороться с неправдой в одиночку. В одиночку? Но ведь у него, кажется, есть единомышленники. Нет. И в этом вся трагичность его положения. В романе Тургенева у Базарова нет ни одного настоящего союзника, так что говорить о “базаровщине” как типическом явлении можно, только выйдя за пределы романа. Ситников и Кукшина просто опошляют его идеи. Они лишь с восторгом следуют новой моде — отрицать всё и вся. Отрицать ради отрицания. У Базарова не может быть с ними ничего общего. Аркадий Кирсанов лишь в начале романа кажется нам единомышленником и верным учеником своего старшего друга. Но проходит юношеский пыл, и Аркадий понимает, насколько ему Базаров чужд. Истина в данном случае глаголет устами Кати Одинцовой: “Он (Базаров) хищный, а мы с вами ручные”. Нельзя хотеть быть сильным, энергичным, это должно быть в существе твоем. И это есть у Базарова. Любовная линия романа — отношения Базарова с Одинцовой — не является самой главной, как в других произведениях Тургенева. Действительно, “базаровский” тип человека, неспособного поставить всю свою жизнь на карту любви, не был органичен для писателя. Поэтому мы видим Базарова несколько “со стороны”. Однако важно, что “новый” человек в “старой” истории сумел оказаться на высоте: живая жизнь для него оказывается важнее первоначальных теоретических установок, и он сумел глубоко и страстно полюбить. Однако безответная любовь не может свести этого сильного человека с избранного им пути, и он продолжает делать свое “дело”. Но почему же он все-таки погибает? Значит, он не мог существовать в то время? Так считал Тургенев, либерал по убеждениям. Понимая силу “нигилистов”, писатель не видел их живой связи с бытием страны. Отсюда, видимо, эта фраза Базарова на смертном одре: “Я нужен России… Нет, видно, не нужен”. Тургенев в конце романа лишает своего героя уверенности в достижении цели, лишает сил и, не зная, что делать с ним дальше, лишает жизни. Нет борьбы, нет бунта Базарова, а есть примирение и вечная жизнь. Однако здесь Тургенев ошибался: вслед за Базаровым в русскую литературу и жизнь пришли лопуховы, кирсановы, веры павловны и, наконец, профессиональные революционеры рахметовы. Так что “базаровщина” как отрицание культурно-политического уклада страны набирала и набирала силу…
БАЗАРОВЩИНА
Смотреть что такое «БАЗАРОВЩИНА» в других словарях:
Базаровщина — В основе выражения фамилия главного героя романа «Отцы и дети» (1862) Ивана Сергеевича Тургенева (1818 1883). Базаров представитель части русского разночинного студенчества 60 х гг. XIX в., которая увлекалась в то время западноевропейской… … Словарь крылатых слов и выражений
Базаровщина — состояние духовной жизни человека или сообщества, характеризующаяся резким противостоянием культуре своего народа и семьи, отрицанием и неисполнением традиций, обычаев, привычек. Базаровщина – это нигилизм к общепринятому, устоявшемуся, веками… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
базаровщина — базаровы (базаровщина) Ср. Базаровы пройдут даже очень скоро. Это слишком натянутый, взвинченный тип, чтоб ему долго удержаться. Базаровщина болезнь юношеская; она, как прорезывание зубов, совершеннолетию не пристала. А.И. Герцен. Ср. В Базарове… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Базаровщина — крыл. сл. По имени Базарова, героя романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» (1862), так называют тех представителей разночинно демократической интеллигенции 60 х годов XIX в., которые, вступив в резкую идеологическую борьбу с либерально дворянской… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
базаровщина — ж. Проявление крайнего практицизма, грубого материализма, отрицающего роль прекрасного в жизни человека, свойственного герою романа И.С. Тургенева Отцы и дети (обычно с оттенком порицания). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
базаровщина — базаровщина, базаровщины, базаровщины, базаровщин, базаровщине, базаровщинам, базаровщину, базаровщины, базаровщиной, базаровщиною, базаровщинами, базаровщине, базаровщинах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
базаровщина — баз аровщина, ы … Русский орфографический словарь
базаровщина — ы; м. Неодобр. О проявлениях крайнего практицизма, грубого материализма, отрицающего роль прекрасного в духовном мире человека. ● По имени героя романа И. С. Тургенева Отцы и дети (1862) Базарова … Энциклопедический словарь
базаровщина — ы; м.; неодобр. О проявлениях крайнего практицизма, грубого материализма, отрицающего роль прекрасного в духовном мире человека. По имени героя романа И. С. Тургенева Отцы и дети (1862) Базарова … Словарь многих выражений
базаровщина — базаров/щин/а … Морфемно-орфографический словарь