Что такое базилики в византии

Второе знакомство с романским стилем. Базилика

Говоря о романской архитектуре мы прежде всего имеем в виду храмы. Уже с первых лет христианства преобладающим типом культовой постройки становится базилика.

Церковь Сант-Аполлинаре-ин-Классе, Равенна, VI в. Фасад и интерьер. Это типичная раннехристианская базилика без трансепта.

Романская архитектура Италии в целом сохранила основные принципы раннехристианской базилики.

Это хорошо заметно на примере церкви Сан Систо в Пизе, XI в.

Что такое базилики в византии. Смотреть фото Что такое базилики в византии. Смотреть картинку Что такое базилики в византии. Картинка про Что такое базилики в византии. Фото Что такое базилики в византии

Что такое базилики в византии. Смотреть фото Что такое базилики в византии. Смотреть картинку Что такое базилики в византии. Картинка про Что такое базилики в византии. Фото Что такое базилики в византии
В церкви Сант Амброджо в Милане сохранился даже атрий.

Базилика Св. Петра. Рим. Ок.400 г. Реконструкция.

Средокрестие часто венчает башня или купол.

Реконструкция английского храма с двумя трансептами и без апсиды.

Трехнефная базилика с трансептом становится основным, наиболее популярным, но не единственным, типом христианского европейского храма.

Романские храмы строят чаще из камня. Исключение составляет Италия, в которой наряду с камнем широко используется кирпич.
Что такое базилики в византии. Смотреть фото Что такое базилики в византии. Смотреть картинку Что такое базилики в византии. Картинка про Что такое базилики в византии. Фото Что такое базилики в византии
Грубая кладка толстых стен делает храм похожим на крепость.

Что такое базилики в византии. Смотреть фото Что такое базилики в византии. Смотреть картинку Что такое базилики в византии. Картинка про Что такое базилики в византии. Фото Что такое базилики в византии

Суровый облик романских храмов оживляют рельефы. Особенно это характерно для Французской и итальянской архитектуры. Рельефы украшают западный фасад храма, чаще его порталы и капители колонн.

Нотр-Дам-ля-Гранд в Пуатье, Франция. Это один из самых нарядных романских храмов. Его конструкция несколько отличается от базилики. Это так называемый зальный храм, в котором боковые нефы близки по высоте центральному.

Что такое базилики в византии. Смотреть фото Что такое базилики в византии. Смотреть картинку Что такое базилики в византии. Картинка про Что такое базилики в византии. Фото Что такое базилики в византии
Перспективный портал кафедрального Собора в Генуе

Декор портала собора в Линкольне, Англия

Вторым по популярности местом расположения рельефов являются капители.

Что такое базилики в византии. Смотреть фото Что такое базилики в византии. Смотреть картинку Что такое базилики в византии. Картинка про Что такое базилики в византии. Фото Что такое базилики в византии
Капители населяют многочисленные животные и фантастические существа.
Что такое базилики в византии. Смотреть фото Что такое базилики в византии. Смотреть картинку Что такое базилики в византии. Картинка про Что такое базилики в византии. Фото Что такое базилики в византии
Но библейские сцены тоже не редкость.
Что такое базилики в византии. Смотреть фото Что такое базилики в византии. Смотреть картинку Что такое базилики в византии. Картинка про Что такое базилики в византии. Фото Что такое базилики в византии
Романская капитель может быть и без рельефа. Она имеет довольно характерную форму.

Источник

БАЗИЛИКА

Античность

Происхождение дохрист. Б. связывают с историей греч. стои (колоннадной галереи): Страбон (V. III. 8) называл рим. Б. «царскими стоями». Аналоги Б. видят в ипостильных залах (ок. 210 г. до Р. Х. на о-ве Делос) и колонных тронных залах эллинистического Египта эпохи Птолемеев. Как и стои, они размещались за центром (греч. агора, рим. форум) полиса, но в отличие от стои рим. Б. были рассчитаны на собрания внутри, а не вне здания.

Что такое базилики в византии. Смотреть фото Что такое базилики в византии. Смотреть картинку Что такое базилики в византии. Картинка про Что такое базилики в византии. Фото Что такое базилики в византии

Б. рим. эпохи различны по формам и функциям, в основном это здания делового назначения, залы для торговых, судебных и иных собраний. Гражданские Б. строили вблизи форума как крытое продолжение (ранние известны в Косе, Юж. Этрурия, сер. II в.; в Помпеях, ок. 120 г.; Ардее и Альбе Фуценс, I в. до Р. Х.). В военных поселениях римлян строились Б. principiorum (как центр лагеря, канцелярия и зал собраний; открыты во мн. укреплениях по окраинам провинций в Европе, Африке и Азии, в т. ч. в Дура-Европос, кон. II в.) и Б. для военных упражнений (exercitatoria). Во дворцах императоров Б. служили залами для приемов, и они сооружались по всей империи от Палатина (дворец имп. Домициана, упом. Плутархом, в Popl. XV) и Тиволи (вилла Адриана) до Сплита (зал приемов дворца имп. Диоклетиана, 300-306) и Трира (зал приемов и Новый зал имп. Константина Великого).

Б. постепенно приобрели нек-рые религ. функции: в Б. principiorum хранились священные штандарты войск; Б. форумов и дворцов были тесно связаны с почитанием обожествленного императора и его семьи; во мн. итал., европ. и африкан. городах Б. на форуме нередко ставилась рядом с храмом (Италия: Альба Фуценс, Веллейя, Августа Багиеннорум (Беневагиенна); Зап. Европа: Августа Раурика (Швейцария), Лугдун Конвенарум (Сен-Бертран-де-Комменж, Франция), Конимбрига (Коимбра, Португалия); Сев. Африка: Тимгад (Алжир), Лептис-Магна (Ливия)); Б. иногда использовали как культовые здания вост. религий (храм Сераписа в Пергаме (Красная Б., II в.); подземная Б. I в. за Порта Маджоре в Риме). Из старых, дохрист. архитектурных типов Б. в наименьшей степени ассоциировалась с языческими культами.

Что такое базилики в византии. Смотреть фото Что такое базилики в византии. Смотреть картинку Что такое базилики в византии. Картинка про Что такое базилики в византии. Фото Что такое базилики в византии

Витрувий (Кн. 5. Гл. 1) описал 2 типа двухэтажных Б.: с 2 рядами надстроенных друг над другом колоннад и с колоннами во всю высоту главного нефа (Б., построенная Витрувием в Фане, не ранее 27 г. до Р. Х.). Впосл. с форума в Б., куда обычно вел один вход, были перенесены слушания судебных дел (Помпеи, Альба Фуценс; при имп. Траяне (98-117)). В Б. имп. Юлия в Риме обычно заседала коллегия центумвиров, слушавшая гражданские тяжбы, что требовало введения приподнятой платформы (трибунала) для кресел магистрата, обычно помещавшихся на противоположной входу стороне, в особой полуциркульной апсиде. Однако Б. имперского времени чаще были ориентированы не продольно, а поперечно и имели колоннады по всему периметру зала (такой тип описан Витрувием).

Раннехристианский период

Что такое базилики в византии. Смотреть фото Что такое базилики в византии. Смотреть картинку Что такое базилики в византии. Картинка про Что такое базилики в византии. Фото Что такое базилики в византии

Быстрому распространению Б. в христ. мире способствовали стремление подражать образцам, предложенным императором-заказчиком; относительная простота и быстрота возведения; традиционность конструкции, позволявшей перекрывать и освещать огромные пространства; соответствие основным требованиям раннехрист. богослужения (вместительность, наличие алтарной апсиды, возвышения солеи и горнего места). В конце главного нефа выделялась алтарная часть, или пресвитерий (см. Алтарь, Хор), отделенный балюстрадой солеи. Устойчивыми элементами при входе в Б. стали нартекс, экзонартекс и атрий.

В зачаточном виде раннехрист. Б. содержали мн. элементы, впосл. развившиеся и ставшие традиц. для церковных построек. В большинстве ранних Б. алтарная апсида открывалась непосредственно в неф и отделялась только невысоким барьером, в первых же Б., имевших характер мартириев, появился трансепт. В V в., когда потребовалось дополнительное пространство для духовенства, трансепты умножились и позволили лучше организовать доступ к почитаемым мощам: процессии следовали, не нарушая хода службы в главном нефе, по боковым проходам, к-рые огибали алтарную часть снаружи, образуя амбулаторий (известен в ранних рим. Б., Сан-Себастьяно (312 или 313?) и Сант-Аньезе фуори ле Мура (ок. 350)).

Тем не менее развитие Б. на Западе и Востоке имело много сходных черт, поскольку определялось общими для раннесредневек. архитектуры творческими принципами: следованием иконографическим образцам (иногда одному и тому же на Востоке и Западе, как, напр., ц. св. Апостолов в К-поле), а также решением одних и тех же задач, напр. соединения в одном здании литургических и символико-мемориальных функций, т. е. задачи соединения Б. с мартирием. Но различия в литургической и культурной традициях и условиях строительства привели к тому, что пути и методы решения сходных задач с V в. стали реализовываться по-разному, что привело к сложению 2 самостоятельных типов христ. архитектуры.

Византия и Восток (VI-XV вв.)

Что такое базилики в византии. Смотреть фото Что такое базилики в византии. Смотреть картинку Что такое базилики в византии. Картинка про Что такое базилики в византии. Фото Что такое базилики в византии

С кон. IV в. заметно проникновение элементов Б. вост. типа на Запад, прежде всего в подверженную визант. влиянию Италию. Одним из важнейших образцов для европ. Б. раннего средневековья стала крестообразная ц. св. Апостолов в Милане (Сан-Надзаро), ок. 382 г., с длинным «коридорчатым» нефом, пересеченным протяженным трансептом и заканчивающимся полукруглой апсидой. Этот восходивший к ц. св. Апостолов в К-поле план был повторен в увеличенном виде в Сан-Симпличиано (Милан), кон. IV в., и в Санта-Кроче (Равенна), 1-я пол. V в., а также в дальнейшем неоднократно использовался зап. архитекторами. В трехнефной Б. Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, имеющей стандартное композиционное решение, вост. влияние сказывается в многоугольной в плане апсиде, в пропорциях нефа и организации проемов.

Источник

Особенности византийской архитектуры: 5 лучших образцов замысловатого стиля

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Что такое базилики в византии. Смотреть фото Что такое базилики в византии. Смотреть картинку Что такое базилики в византии. Картинка про Что такое базилики в византии. Фото Что такое базилики в византии

Самобытные экстравагантные образцы византийской культуры представлены в музыке, прикладном искусстве и, конечно же, архитектуре. Лучшие структурные достижения эпохи, а также значительное религиозное влияние ортодоксальных канонов христианства нашли свое отражение в неповторимых образах и невероятных произведениях, создаваемых благодаря стремлению прославить государство, императора и Бога.

Особенности византийской архитектуры

Что такое базилики в византии. Смотреть фото Что такое базилики в византии. Смотреть картинку Что такое базилики в византии. Картинка про Что такое базилики в византии. Фото Что такое базилики в византии

Историческая справка: Наибольшего расцвета Византия, единственная сохранившаяся часть некогда великой Римской империи, достигла в V-VI вв. Экономический взлет повлек за собой небывалое развитие искусства, архитектуры и высоких достижений в строительстве. В произведениях архитектуры, например, органично переплетались самые впечатляющие мотивы различных стилей, начиная с античного и заканчивая элементами ближневосточного зодчества.

Особое внимание уделялось строительству зданий, призванных возвеличивать государство и самого императора, ну и, конечно же, прекрасные культовые сооружения для прославления Бога. Всплеск строительства всего прекрасного и величественного начался во время правления императора Юстиниана. В этот период активно возводились дворцы, храмы, церкви, триумфальные арки и различные инженерные сооружения более высокие и масштабные, чем строили его предшественники.

Что такое базилики в византии. Смотреть фото Что такое базилики в византии. Смотреть картинку Что такое базилики в византии. Картинка про Что такое базилики в византии. Фото Что такое базилики в византии

Благодаря увлечению императора-эстета прекрасным и изысканным в период его правления (527-565 гг.) начали зарождаться основы нового архитектурного направления, в том числе собственный монументальный стиль, характеризуемый сложностью конструкций и впечатляющей эстетикой. Помимо этого, яркими особенностями архитектурного направления Византии являются:

• пятикупольная система эффектно возвышается над зданием в форме равностороннего креста. Такая конструкция была очень популярна при проектировании церквей и храмов многие столетия;

1. Собор Святой Софии в Стамбуле (Турция)

Что такое базилики в византии. Смотреть фото Что такое базилики в византии. Смотреть картинку Что такое базилики в византии. Картинка про Что такое базилики в византии. Фото Что такое базилики в византии

Одним из самых известных образцов византийской архитектуры по праву является величественный собор Святой Софии с его впечатляющими формами и не менее захватывающей истории. За период своего существования, а это 1500 лет(!), культурное достояние всего человечества претерпело не только несколько реставраций и полных реконструкций, но и не одну смену религий. Несмотря на это, воплощенная замысловатость, детализация и драматизм архитектурного стиля сохранились и до наших дней, демонстрируя культурное наследие не одной империи, государства, религии.

Что такое базилики в византии. Смотреть фото Что такое базилики в византии. Смотреть картинку Что такое базилики в византии. Картинка про Что такое базилики в византии. Фото Что такое базилики в византии

Особенности конструкции: Композиция храма является центричной. Огромных размеров купол, достигающий 33 метров в диаметре, явно увеличен, что позволило создать потрясающий эффект как снаружи объекта, так и внутри. Купол расположен над квадратной основой, вся нагрузка масштабного объекта ложится на четыре мощных пилона высотой 23 м, которые и обеспечивают стабильность.

2. Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне (Италия)

Что такое базилики в византии. Смотреть фото Что такое базилики в византии. Смотреть картинку Что такое базилики в византии. Картинка про Что такое базилики в византии. Фото Что такое базилики в византии

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово (The Basilica of Sant’Apollinare Nuovo) еще одна византийская церковь в Италии, которая занимает важную ступень не только в религиозной жизни жителей города Равенна. Как часть культурного наследия и пример византийской архитектуры она также представляет немалый интерес. Изначально это была часовня Теодориха Великого, но в 561 году император Юнстиниан I сменил ее имя на Sanctus Martinus in Coelo Aureo и приказал полностью обновить. При его правлении появились удивительной красоты иконические мозаики, в которых можно узнать основополагающие сюжеты из Нового Завета, увидеть чудеса и мучения Христа, Святых, пророков, мучеников и ангелов.

Что такое базилики в византии. Смотреть фото Что такое базилики в византии. Смотреть картинку Что такое базилики в византии. Картинка про Что такое базилики в византии. Фото Что такое базилики в византии

Что такое базилики в византии. Смотреть фото Что такое базилики в византии. Смотреть картинку Что такое базилики в византии. Картинка про Что такое базилики в византии. Фото Что такое базилики в византии

Эти великолепные произведения и раннехристианские мозаики на протяжении длительного времени были закрыты толстым слоем штукатурки лишь потому, что папа Григорий Великий считал, что они отвлекают от поклонения Богу. За многовековую историю существования базилика «пережила» не одну реконструкцию и перестройку, поэтому сейчас можно увидеть колокольню, мраморный портик, мозаичный пол и даже фрески, изображающие события Второй мировой войны.

3. Базилика Святого Марка в Венеции (Италия)

Что такое базилики в византии. Смотреть фото Что такое базилики в византии. Смотреть картинку Что такое базилики в византии. Картинка про Что такое базилики в византии. Фото Что такое базилики в византии

Базилика Святого Марка (St. Mark’s Basilica), или Патриарший собор Базилики Святого Марка, – уникальное произведение византийской архитектуры, ставшее ярким примером итальянской интерпретации византийской эстетики. При его проектировании и строительстве, которое началось в 1063 г., зодчие вдохновлялись новаторскими по тем временам формами и убранством Собора Святой Софии. Конструкция базилики, которая осталась неизменной с тех пор, имеет форму греческого креста, покрытой пятью куполами, что соответствует основным правилам византийской архитектуры. Впрочем, как и монументальные резные порталы, мраморные рельефы, украшенные мозаикой, резьбой по дереву, скульптурами и барельефами, красующиеся на фасадах удивительного храма.

Что такое базилики в византии. Смотреть фото Что такое базилики в византии. Смотреть картинку Что такое базилики в византии. Картинка про Что такое базилики в византии. Фото Что такое базилики в византии

Роскошный интерьер Базилики Святого Марка поражает своей красотой и величием. Ее купола, арки и своды украшены яркими мозаичными полотнами, пол и купель созданы из разноцветного и белого мрамора. Кстати сказать, над оформлением святыни византийские и венецианские мастера трудились на протяжении нескольких столетий.

4. Монастырь Хосиос Лукас в Дистомо (Греция)

Что такое базилики в византии. Смотреть фото Что такое базилики в византии. Смотреть картинку Что такое базилики в византии. Картинка про Что такое базилики в византии. Фото Что такое базилики в византии

Монастырь Хосиос Лукас (Hosios Loukas in Distomo), построенный на западных склонах горы Геликон в Греции, является одним из самых впечатляющих сооружений раннего Средневековья. Духовная святыня признана ярким образцом эпохи византийской архитектуры, она тесно связана с другими монастырями Дафни и Неа Мони на Хиосе, которые построены еще по одному принципу византийской архитектуры – единство материала.

Что такое базилики в византии. Смотреть фото Что такое базилики в византии. Смотреть картинку Что такое базилики в византии. Картинка про Что такое базилики в византии. Фото Что такое базилики в византии

По сведениям редакции Novate.ru, главной достопримечательностью монастыря и восьмиугольной купольной церкви все же являются мозаики, большая часть которых неплохо сохранилась. К сожалению, более ценные элементы декора и предметы богослужения утеряны из-за постоянных грабежей. Как оказалось, сюда частенько наведывались непрошенные «гости», начиная с тамплиеров и заканчивая турками.

5. Цистерна базилика в Стамбуле (Турция)

Что такое базилики в византии. Смотреть фото Что такое базилики в византии. Смотреть картинку Что такое базилики в византии. Картинка про Что такое базилики в византии. Фото Что такое базилики в византии

Этот образец византийской архитектуры, отличается от богато украшенных церквей, но все же ее предназначение не менее значимо, чем религиозные объекты. Как следует из названия, Цистерна Базилика (Basilica Cistern in Istanbul) – это гигантских размеров подземный резервуар для хранения запасов воды. Как и вышеперечисленные шедевры византийского зодчества, ей присущи основные элементы нового направления в искусстве, появившиеся еще во времена правления Юстиниана I.

Что такое базилики в византии. Смотреть фото Что такое базилики в византии. Смотреть картинку Что такое базилики в византии. Картинка про Что такое базилики в византии. Фото Что такое базилики в византии

Культовой конструктивной особенностью этого впечатляющего объекта являются колонны и их основания, выполненные в форме головы Медузы. Как гласят легенды, которые наперебой рассказывают туристам местные жители и экскурсоводы, лицо Медузы повернуто вбок, чтобы не дать ей возможность превращать людей в камень. Хотя эксперты утверждают, что такое расположение увеличивает площадь основания колонны, повышая ее устойчивость. Но, какие бы причины не подвигли на такую установку массивных опор, они все же являются функциональной скульптурой, добавляя особенного колорита к этой византийской работе.

Более подробно узнать, как строился подземный резервуар под Константинополем и почему Цистерна Базилика выделяется из общего ряда древних памятников, можно из нового обзора.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Базилики

Базилики, василики (греч. τὰ Βασιλικά ) — используемое с XI века название византийского законодательного свода из 60 книг, работа над которым была начата в правление императора Василия I и закончена при его сыне Льве Мудром. Данный свод включал как светское, так и церковное законодательство.

Содержание

Возникновение

Предпосылки

Одним из следствий происходившей в VIII веке в Византии борьбы иконопочитателей и иконоборцев, завершившейся Вторым Никейским собором в 787 году, стал застой во всех науках, в том числе и в правоведении. Некоторый перелом наступил при Михаиле Менисте благодаря усилиям кесаря Варды. Вместе с тем, последний законодательный памятник предшествующего иконоборческого периода, Эклога Льва III Исавра, утратил своё значение. Таким образом юристы снова вернулись к законодательству Юстиниана, формально не отменённому, из которого в судебной практике в аутентичном тексте продолжали использоваться только новеллы.

Использование этого законодательного материала было сопряжено с трудностями. К рассматриваемому периоду оригинальное законодательство Юстиниана было вытеснено греческими переводами и толкованиями юристов времён Юстиниана. Поскольку между ними существовали противоречия, не помогало даже преимущественно использование трудов какого-то одного автора (так, среди комментаторов Институций имел Феофил, Дигест — Стефан и Дорофей, Кодекса — Фалелей), так как не существовало запрета использовать труды других комментаторов. В результате, в ходе судебного процесса стороны могли прибегать к авторитету разных комментаторов. Другой причиной были терминологические трудности — к IX веку латинский язык начал выходить из употребления в судопроизводстве и понятия, использовавшиеся юристами VI века были не понятны. Разбросанное по четырём сводам законодательство Юстиниана было не удобно в использовании. И, наконец, многие его положения были либо отменены, либо устарели.

Реформа законодательства Василия I и Льва VI

Структура

Помимо деления на шесть томов, из которого известно из предисловия к Василикам, есть упоминания и о другом, вероятно, неофициальном, делении, на четыре тома. Далее, эти тома делились на 60 книг. Добавление 20 книг по сравнению с 40 книгами «Ревизии» проистекало не только из-за того, что был добавлен новый материал, но и потому, что одни и те же предметы излагались в разных книгах. При этом, некоторые предметы в Эпанагоге не рассматривались, а другие рассматривались в Василиках в меньшем числе книг. Отдельные книги распадаются на титулы (греч. τίτλα ), число которых в различных книгах различно, а общее количество составляло 630. Титулы, в свою очередь, состоят из глав (греч. κεφάλαια ), которые часто, следуя примеру, заданному юристами Юстиниана, подразделяются на параграфы (греч. θέματα ). В некоторых случаях отдельные параграфы Дигест опущены в Василиках.

Источники

Главным источником Василик был Corpus iuris civilis, преимущественно в его греческой обработке, поскольку только они находились в практическом использовании; Novellae Constitutiones были взяты из сборника 168 новелл. Другим несомненным источником Василик был Прохирон. Другие новеллы, в том числе и новеллы самого Льва Мудрого в рассматриваемый свод не вошли. Общий способ использования кодекса Юстиниана был следующим: вначале шёл текст древнего юриста из Дигест, затем соответствующие ему места из Институций и Новелл.

Издания

Примечания

Литература

Полезное

Смотреть что такое «Базилики» в других словарях:

БАЗИЛИКИ — Греческий перечень Юстиниановых постановлений, составленный в X веке, по повелению Василья Македонского, Льва Философа и сына его, Константина Порфирородного. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением … Словарь иностранных слов русского языка

БАЗИЛИКИ — василики ( царские законы ) законодательный сборник, опубликованный византийским императором Львом Мудрым в 888 889 гг. и представлявший переработку Свода Юстиниана с целью облегчить использование содержавшегося в последнем нормативного материал … Юридический словарь

Базилики — (гр. basilika /nomina/ императорские /царские/ законы) изданный Львом VI Мудрым в 888 889 гг. свод законов на греческом языке, последняя официальная систематизация права императорами Византии, получившая свое название от официального титула… … Энциклопедия права

Базилики — сборник византийского законодательства, наиболее известен под названием Василики … Большая советская энциклопедия

Базилики — (βασιλιχά, подразумевается νόμιμα, царские книги от βασιλεύς царь) важнейший памятник греко римского или византийского права. Под именем Б. известна вторая редакция Ревизии древних законов (Άναχάναρσις τών παλαιών νόμων), предпринятой… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

базилики — василики ( царские законы ) законодательный сборник, опубликованный византийским императором Львом Мудрым в 888 889 гг. и представлявший переработку Свода Юстиниана с целью облегчить использование содержавшегося в последнем нормативного материала … Большой юридический словарь

Базилики — (греч. basilika (nomima) императорские законы), изданный во 2 ой пол. 9 в. н. э. свод законов в 60 книгах на греч. яз. и получивший свое назв. от официального титула визант. императора «базилевс» (basileus). Являлся греч. обработкой… … Словарь античности

Базилики — (или Василики) – важнейший памятник греко римского или византийского права. Под этим именем известна 2 я редакция Анакатарсиса, или ревизии древних законов, предпринятой императором Василием Македонянином. Издание ее приписывают сыну… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

БАЗИЛИКИ, василики (царские законы) — законодательный сборник, опубликованный византийским императором Львом Мудрым в 888 889 гг. и представлявший переработку Свода Юстиниана с целью облегчить использование содержавшегося в последнем нормативного материала … Юридический словарь

Источник

РАЗВИТИЕ РАННЕХРИСТИАНСКОЙ БАЗИЛИКИ

Христианская базилика не является случайным изобретением. У нее, очевидно, несколько источников происхождения. Однако можно вполне уверенно предположить, что она не вытекает из греческого античного храма. Ибо его предназначение заключалось в том, чтобы быть домом почитаемого божества, в который входить дозволялось только жрецам.

Простой народ лишь обходил храм во время торжественных шествий и возлагал жертвы на алтарь, расположенный за пределами храма. Первым же христианам нужно было помещение для собраний, в которых участвовали все члены общины — и знать, и простой люд. В первые века они даже хвастались своим строгим отказом от культовых сооружений, алтарей и картин.

Первые живописные изображения в катакомбах относятся к концу II в. Они ограничиваются символическими представлениями главных ожиданий раннего христианства: спасение души и потусторонняя жизнь. Картины в духе Нового завета, например Мария с младенцем, появляются лишь в III в. Богослужения проводятся сначала в частных домах.

Вскоре, в связи с ростом численности общины, начинается поиск подходящих просторных помещений, которые отвечали бы также и требованию однозначной ориентации на алтарь и резиденцию епископа. Хотя у некоторых римских храмов и есть апсида, они не отличаются ступенчатым расположением помещений, типичным для базилики, и лишь изредка имеют несколько параллельных нефов.

Потребностям христиан отвечает скорее т. н. судебная базилика, которая служит в городах в качестве места для рынка и суда: возвышающийся прямоугольный средний неф окаймляют со всех сторон боковые нефы, на которых порой бывают галереи. Определенную исходную ориентацию дает место судьи или смотрителя рынка на возвышенном месте или в апсиде, а также алтарь на торце.

Небольшая языческая подземная базилика’ I в. до н. э. перед стенами Рима более четко показывает эту идею направления: три нефа с бочарными сводами, вход и апсида на «начале» и «конце» сооружения. Базилика дворца Флавиев’ в Риме того же времени имеет плоское перекрытие и двухэтажные боковые нефы.

Менее ясно происхождение поперечного нефа, возможно, от античного дома с атрием, в котором первоначально отправлялись богослужения, 42 В его внутренних помещениях с обоими крылами за атрием можно увидеть недоразвитую предшествующую форму христианской базилики с поперечным нефом.

Предполагается и происхождение от императорских форумов Августа и, прежде всего, Траяна. Несмотря на чередование открытых и крытых частей, эта огромная рыночная площадь имеет тем не менее удивительное сходство с планом христианской базилики: вход и расположенное в апсидообразном закруглении святилище находятся напротив друг друга, колоннады сопровождают как боковые нефы прямоугольное центральное помещение, а 2 апсиды по краям базилики Ульпиа образуют вместе с ней своего рода поперечное здание.

Перенос образа бога с императора на монотеистического христианского бога может, очевидно, объясняться и адаптацией христианским церковным строительством императорской архитектуры. В пользу этого говорит также и то, что построенные по указанию Константина крупные церкви имеют поперечные нефы, а у церквей, воздвигнутых без императорского влияния в провинциях Малой Азии и Африки, таких нефов нет.

Базилика появившегося типа имеет от 2 до 4 боковых нефов В, увеличенный по высоте средний неф А, капитальные каменные стены с архитравом или с аркадами и поперечный неф Н. Колонны, капители и антаблемент снимаются непосредственно с античных зданий, насколько это позволяют делать сохранившиеся сооружения, а затем они в основном грубо имитируются или просто создаются вновь.

Родиной капителей чашевидных форм с трапецевидными пятами сводов является Византий. Решение Константина в пользу деревянных плоских перекрытий в течение 700 лет оставляет почти в забытьи римскую технологию возведения сводов крупных сооружений. Открытый атрий на западной стороне с фонтаном и крытыми галереями, нартекс в западной части церкви и окруженные оградами с амвонами хоры указывают путь к алтарю и апсиде с кафедрой. Башни, стоящие в стороне, добавляются несколько позже.

РАВЕННА

1- я фаза: сооружения в Равенне и Западной Римской империи. Гонорий ; Галла Плацидия, правившая за своего сына Валентаниана III.

Сан-Джованни, базилика, начата в 424 г.; базилика Урсиана, освящена в 450 г., 5-нефная; базилика Апостолов, освящена в 451 г.; Сан-Джованни ин Фонте — баптистерий православных, начат ок. 400 г., 8-угольник с 4 конхами, 46; мавзолей Галлы Плацидии,

2- я фаза: сооружения, основанные остготами. Король остготов Теодорих, воспитанный в Константинополе, побеждает по просьбе правителей Восточной Римской империи Одоакра, императора в Равенне. Остготы, исповедовавшие арианство, строят независимые церкви, к которым местные католики относились терпимо.

Базилики: собор Ариана, начат в конце V в.; Сант-Аполлинаре Нуоео ; Сант-Аполлинаре ин Классе, освящен в 549 г.

— 3 нефа, без поперечного нефа, пастофории лишь позднее, средняя апсида

— колонны без энтазиса под архивольтами. Прототипы: Рим, Сан-Паоло фуори ле Мура, 39, и церкви Восточной Римской империи

— наряду с римской архитектурной традицией видна также и зависимость от Византии: тонкие стены архитектоники, сильно просверленные и прорезанные мраморные капители под трапецевидными пятами свода, 40, конфессио в замке кольцевой крипты под скамьей священника в апсиде и богатое мозаичное украшение

— византийская художественная школа отдает предпочтение базиликам с эмпорами для женщин, и без поперечного нефа. Равенна, приспосабливаясь к западной литургии, отказывается от эмпор. Они встречаются исключительно в женских монастырях

— наружное строение расчленено лизенами и полуциркульными арками

Центрическое сооружение: Санта-Мария ин Козмедин

— баптистерий ариан, 8-угольник с 4 апсидами, аналогично баптистерию православных; Сан-Витале, мавзолей Теодориха

3- я фаза: Византийский период, с 540 г.

До VIII в. Юстиниан I изгоняет готов из Италии, и Равенна становится экзархатом Восточной Римской империи, однако после захвата ее лангобардами в 751 г. полностью теряет свое значение. Завершение строительства церкви Сан-Витале, 45, и Сант-Аполлинаре ин Классе; впервые башня — как отдельно стоящая кампаниля, но еще не колокольня

Равенна, Сант-Аполлинаре ин Классе — самая большая базилика в 6 км южнее города. 3-нефная колонная базилика с архивольтами, но без поперечного здания. Кольцевая крипта под скамьей священника в средней апсиде. Пастофории появились позже. Атрий в 2 квадратных помещениях сбоку фасада. Богатое мозаичное украшение. Кампаниля X в.

Салоники, базилика Св. Димитрия, начата в 412 г., расширена до 5 нефов в 634 г. Вид на южную часть поперечного здания. Византийская планировка. Отличия от римских сооружений : архитектоническая стяжка элементов конструкции обеспечивает более прочную и монументальную структуру; чередование опор; мозаики покрывают стены, а мраморные инкрустации пол среднего нефа; эмлоры для женщин отвечают канонам византийской литургии

Калат-Семан, Сирия, церковь монастыря Св. Симеона. 4 базилики сгруппированы вокруг 8-угольного строения. Восточное здание — церковь с 3 апсидами, из тесаного камня. Колонна «сти- лита» — Симеона столпника, стоящего на колонне в 8-угольнике. Справа. Рим, Сакта-Агнезе фуори ле Мура, ок. 630 г. Эмпоры для женщин в соответствии с византийской литургией

КРУПНОЕ ЦЕНТРИЧЕСКОЕ СООРУЖЕНИЕ

Самая ранняя большая церковь — Сан-Лоренцо в Милане, находившимся в то время под византийским влиянием : центральный купол опирается на 4 двухэтажные экседры с полу- куполами.

В Сирии есть образцы круглых одноэтажных центрических сооружений с продольными хорами на востоке здания между вспомогательными помещениями и 4 наружными нишами.

Членение внутреннего 8-угольника нишами имеют и другие церкви. Отверстия членятся арками в форме трилистника.

Сан-Стефано Ротондо в Риме, по образцу церкви Гроба Господня в Иерусалиме, занимает особое место:

— большое здание и плоское перекрытие

— архитектурный принцип церкви Св. Петра в круглой форме: 2 обхода соответствуют 2 боковым нефам; архитрав между центральным помещением и внутренним обходом, между обходами аркады

— последнее монументальное центрическое сооружение Рима и Западной Римской империи

НЕБОЛЬШОЕ ЦЕНТРИЧЕСКОЕ СООРУЖЕНИЕ

Такими сооружениями являются не приходские церкви, а баптистерии, со ступенями, спускающимися к углубленной купели, мавзолею, в центре которых находятся саркофаг или алтарь. Это сооружения-памятники над священными местами, Их прототипами являются: античные термы, ступенчато расположенные помещения; перекрыты куполом, с высокими стенами и окнами, опирающимися на архитрав или колонные аркады.

— горизонтальные проекции круглые или многоугольные с круглыми или прямоугольными нишами

— в Восточной Римской империи и в регионах византийского влияния горизонтальная проекция в форме креста с 4 одинаковыми по длине крыла- ми. С VI в. эта форма плана становится образцом для византийских купольных церквей с крестообразным основанием, 47 и след.’.

КУПОЛЬНАЯ БАЗИЛИКА

Выдающимся примером является храм Айя-София в Константинополе. Центральный купол опирается на паруса между 4 мощными столпами. Боковое смещение сюда нейтрализуется на северном и южном краях системой контрфорсов над боковыми нефами, а на западном и восточном — полусферическими сводами, опирающимися на небольшие полукупола. Базиликальная конструкция продольного здания сочетает в себе характер центрического сооружения. Множество сполий из Эфеса и Ба- альбека.

КУПОЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ С КРЕСТООБРАЗНЫМ ПЛАНОМ

По таким прототипам, как мавзолей Галлы Плацидии, Равенна, строятся и церкви на плане равностороннего греческого креста Они также являются центрическими сооружениями. Самым выдающимся примером является церковь Апостолов в Константинополе с 5 одинаковыми по высоте куполами.

Путем добавления западного купола и таких традиционных элементов, как нартекс и атрий, план преобразуется в латинский крест.

Купольная базилика и купольная церковь с крестообразным планом — последние ступени развития раннехристианского искусства, которое окончательно разделяется и приводит к каролингской и романской архитектуре.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ КУПОЛЬНОЙ ЦЕРКВИ

В Греции, Сирии и Северной Африке 1-нефные молитвенные дома и небольшие базилики известны еще с III в. Греческие христиане, селившиеся за пределами Византии, и язычники из других стран, обращенные в новую веру, распространяют византийский метод строительства далеко за границы империи.

Базилики встречаются редко. Начиная с VI в., сооружение кубической формы с куполом считается микрокосмическим символом христианского мира. Этому представлению отвечает и иконографически канонизированное расположение произведений на стенах и сводах Из-за технических трудностей сооружения больших куполов все церкви имеют небольшие размеры. Их основная форма — куб с куполом или группой куполов, центральный из которых возвышается над остальными, появляется уже в V в.. Начиная с IX в., их форма установлена навсегда.

Купольная церковь с крестообразным планом:

— купол на парусах или тромпах с 4 или 8 опорами

— к куполу пристраиваются второстепенные купола

— купол между бочарными сводами

— купол между крестовыми сводами

— разная высота барабанов

— разное удлинение плана

— эмпоры между средокрестием и апсидами

— апсида и 2 типа вспомогательных помещений образуют состоящий из трех частей санктуарий

— боковая галерея или обход

— спаренные и тройные окна

— трансенны вместо оконного стекла

— кирпич, особенно в Константинополе, Салониках, Македонии, на западе Малой Азии

Салоники Греция, церковь Апостолов. Обход с боковыми куполами на 3 сторонах ядра здания. Восточный конец с главной и двумя боковыми апсидами. Ячеистые элементы помещения. Окна н декоративные аркады расчленяют фасад и барабаны куполов. Перевязка кладки из тесаного камня и кирпича. Круглые арки на высоких сваях

Стирис/Фокис в Греции, небольшая церковь при монастыре Осиос Лукас, нач. XI в. От средокрестия парусного купола отходят 4 бочарных свода. Над восточными помещениями расположены эмпоры, а перед ними стоит иконостас <стенка с картинами). L — литаи = притвор

— одновременное использование кирпича, тесаного и бутового камня-.

1) горизонтальные ряды кирпича повышают прочность кладки из тесаного камня ;

2) кирпич для арок и куполов; 3) узоры из кирпича; эффектно расположенные на фоне кирпича и светлой штукатурки мотивы, гирлянды и цветы ; 4) зеленая или коричневая люстровая керамика

— изредка рельефы на фасаде

БАЗИЛИКА

В Сирии около 500 базилик и небольших зальных церквей IV—VII вв.

Турманин/Сирия, V—VI вв. Р — пастофории: помещения по обе стороны от хоров

Базилика — также фасад с 2 башнями по краям с нартексом :

— средний неф с колоннами или столбами, архитравами или аркадами

— широкие аркады в северной Сирии с удлиненной до среднего нефа бемой

— санктуарий из 3 частей

— в северной Сирии также членение колоннами перегородки и наружной стены апсиды

— профилированные окна, двери, арки

— в южной Сирии зал с эмпорами с потолком из гранитных плит

Монастыри как объединение переселенцев появились в Северной Африке и Сирии уже в IV в.

Базилика — центр пространственного сооружения, которое преобразуется в ордер средневековых монастырей.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ КУПОЛЬНОЙ ЦЕРКВИ

После VI в. города Малой Азии теряют, наравне с Константинополем, свое значение. Пещерные церкви отшельников с куполами, апсидами, арками и колоннами, а также с замечательными образцами настенной живописи существуют под Милетом и Ургупом, а неподалеку менее крупные церкви с крестообразным основанием.

Начиная с VII в., центрами исключительно бурной строительной активности

становятся Армения и Грузия, которые с X в. развивают собственные формы:

— крестообразные сооружения с 4 конхами

— план с 4 полукругами, б и 8 сегментами, снаружи частично с цилиндрической оболочкой

— внешне большинство зданий имеют четко выраженную направленность

— также базилики или комбинации сооружения с 3 нишами с продольным зданием

— конусообразный купол над средо- крестием

— кладка из литого бетона с облицовкой тесаным камнем

— иногда богатые рельефные украшения и живописные картины

В начале XI в. в Новгороде и Киеве в скромных масштабах появляется собственная византийско-русская архитектура. Оба Софийских собора распадаются на множество мелких помещений между пилонами, как бы противопоставляя себя раннехристианским обширным пространственным размерам.

Крестово-купольные церкви над греческим крестом:

— восточные апсиды вытянуты вверх

— купол над средокрестием

— от 4 до 12 боковых куполов

— высокие цилиндрические барабаны

Эпоха русской архитектуры начинается примерно в 1400 г., когда Москва становится центром государства. Не имеют аналогов в Европе церкви:

— главным образом 5-купольные

— средняя постройка ансамбля приобретает монументальный вид благодаря 8- угольным венцам из полуциркульных и килевидных арок на нескольких ярусах ниже главного купола

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *