Что такое отклонение в речевом развитии дошкольников

Задержка развития речи (ЗРР) у детей: симптомы, причины, лечение и прогноз

Что такое задержка речевого развития?

Задержка развития речи (ЗРР) – это более позднее овладение навыками устной речью детьми до трех лет по сравнению с возрастной нормой. Она характеризуется недостаточной сформированностью экспрессивной речи, недоразвитием словарного запаса (качественным и количественным).

То есть дети с задержкой речевого развития — это дети с нормальным умственным развитием, слухом, пониманием речи, развитием в эмоциональной сфере, с выработанными артикуляционными навыками, развитие речи которых не укладывается в общепринятые возрастные нормативы.

Задержка темпов речевого развития говорит о том, что у ребенка нарушен нормальный процесс усвоения элементарного словарного запаса. Он должен быть сформирован у детей в достаточно раннем возрасте – 3-4 года.

Что такое отклонение в речевом развитии дошкольников. Смотреть фото Что такое отклонение в речевом развитии дошкольников. Смотреть картинку Что такое отклонение в речевом развитии дошкольников. Картинка про Что такое отклонение в речевом развитии дошкольников. Фото Что такое отклонение в речевом развитии дошкольников

Какие есть нормы развития речи?

Чтобы понимать, какие признаки можно считать показателями ЗРР, нужно иметь представление о принятых нормах развития речи.

Фактически, первая «речь» малыша – это его плач, когда он только появляется на свет. В этом процессе участвуют главные органы речевого аппарата – голосовые, артикуляционные и дыхательные. Неонатолог уже на этом этапе может определить отклонение от нормы – первый крик должен быть в течение первой минуты жизни ребенка.

Первый год жизни новорожденного – это предречевой период. Он включает в себя несколько этапов:Гуление – появляется в 1,5-2 месяца с рождения.

Если ребенок развивался гармонично и правильно, то в норме уже в первый год жизни он сможет произносить порядка десяти слов. Здесь имеется в виду любое осмысленное звукоподражание, либо укороченное слово, которое обозначает действие, предмет или существо. К примеру, «ням» (кушать, еда) и «ма» (мама) уже будут считаться отдельными словами.

С 1 по 2 год жизни у малышей активно накапливается пассивный словарь, который насчитывает порядка 200 слов. Он их понимает, но не все может произнести. Ребенок может указывать на бытовые предметы или животных, понимая, на что именно он показывает. Активный же словарь должен содержать не менее 15-20 слов.

В 2 года у детей появляется фразовая речь, т.е. они могут нормально коммуницировать со взрослыми. У детей в их речи должны присутствовать глаголы («мама дай», «баба ди (иди)»).

После двух лет происходит «лексический взрыв», т.е. ребенок начинает активно формировать предложения, его словарный запас обогащается новыми словами. К трем годам в «арсенале» ребенка уже свыше 1200 слов, при этом происходит обогащение состава речи, т.е. дети начинают использовать практически все части речи (хоть и не всегда верно).

Именно возраст 2-3 года считается пограничным. Дело в том, что на практике с двухлетнего возраста уже можно говорить о ЗРР. Но в большинстве случаев специалисты ждут появления речи до двух с половиной лет. Объясняется это тем, что многие дети успевают «выровняться» за эти шесть месяцев, но только при условии, что у них нормальное развитие в других сферах и достаточный пассивный словарь. Но если к двум с половиной годам фразовая речь не появилась, то специалист с уверенностью говорит о наличии задержки развития речи.

Основные причины задержки развития речи

Задержка развития речи у детей негативно отражается на развитии их психических процессов. Именно поэтому, часто наблюдается совместное присутствие ЗРР и ЗПР (задержка психического развития). Оно обозначается как «задержка психо-речевого развития» (ЗПРР).

Причины ЗПРР подразделяются на органические и социальные факторы. К органическим факторам относятся:

Социальные факторы также могут стать причиной задержки речевого развития. К ним относятся:

Что такое отклонение в речевом развитии дошкольников. Смотреть фото Что такое отклонение в речевом развитии дошкольников. Смотреть картинку Что такое отклонение в речевом развитии дошкольников. Картинка про Что такое отклонение в речевом развитии дошкольников. Фото Что такое отклонение в речевом развитии дошкольников

Симптомы задержки речевого развития

Для задержки речевого развития характерна следующая симптоматика:

Источник

Отклонения в развитии речи детей дошкольного возраста

Что такое отклонение в речевом развитии дошкольников. Смотреть фото Что такое отклонение в речевом развитии дошкольников. Смотреть картинку Что такое отклонение в речевом развитии дошкольников. Картинка про Что такое отклонение в речевом развитии дошкольников. Фото Что такое отклонение в речевом развитии дошкольников Мария Волкова
Отклонения в развитии речи детей дошкольного возраста

Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Она служит основным средством общения людей. Речь одновременно — необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения.

Нарушение речи – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде.

Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:

Они не соответствуют возрасту говорящего;

Не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка;

Связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи;

Носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают;

Часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка;

Требуют определенного логопедического воздействия в зависимости от их характера.

Причины нарушений речи:

Речевая функция, так же как и другие высшие психические функции (память, мышление, восприятие, внимание и т. д., формируется у ребёнка постепенно, начиная с внутриутробного периода, и процесс этот не всегда протекает гладко. Отклонения в речевом развитии возможны в силу разных причин. Это могут быть различные патологии в период внутриутробного развития (наиболее грубые дефекты речи возникают при воздействии неблагоприятных факторов на сроке от 4 недель до 4 месяцев беременности, токсикоз, несовместимость крови матери и ребёнка по резус-фактору, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, наследственные факторы и др. Поводом для волнений может стать родовая травма и асфиксия во время родов, патологическое течение родов, различные заболевания в первые годы жизни ребёнка (травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга, и т. д.). Не последнее место занимают неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности детей, нарушениям их эмоционально-волевой сферы и дефициту речевого общения.

Основные причины речевых нарушений –это:

замедленное психофизическое развитие;

отягощенная наследственность, травмы;

неправильное строение органов речевого аппарата;

невнимание к речевому развитию детей в младшем возрасте;

двуязычие в семье и др.

В рамках общеобразовательного детского сада мы, как правило, не сталкиваемся с тяжелой патологией речевого развития, связанной с расщелинами неба и верхней губы.Здесь мы сталкиваемся со следующими видами нарушений:

1. Фонематическое нарушение речи (ФНР) – вследствие недостаточной сформированности фонематического слуха ребенок не слышит разницу между звуками и произносит их неправильно. (Сенсорное нарушение речи).

Низкий уровень фонематического восприятия в жизни выражается в следующем:

Неразличение на слух звуков в своей и чужой речи

Нарушение умственных действий по звуковому анализу и синтезу слова.

2. Фонетическое нарушение речи (дислалия) – нарушения артикуляционной моторики или недостаточнаясформированность артикуляционной моторики. Ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляции, особенно языком, в результате чего звук искажается. (Моторное нарушение речи). Однако речь детей претерпевает в процессе развития ребенка изменения: так, в возрасте 3 лет отсутствие звуков р, л, ш, ж – это не отклонение в речевом развитии, а возрастная норма. В логопедической практике существует термин – возрастная дислалия. Поэтому, при знакомстве с медицинскими картами детей до 4 – 4,5 лет, вы встретите именно этот термин.

3. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы языка (звукопроизношения) у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.

Недостатки произношения на практике проявляются в следующем:

Замена звука на более простой по артикуляции

Нестабильное использование звука в речи

Искаженное произношение звука

У ребенка может быть нарушено произношение 1 звука или нескольких.

Все эти дети получают помощь в рамках общеобразовательного детского сада.

4. Часто встречаются дети и с общим недоразвитием речи (ОНР, т. е. дети, у которых нарушено и звукопроизношение, и лексико-грамматический строй речи. Эти дети часто неверно строят предложения, неправильно употребляют окончания, испытывают трудности при словоизменении и словообразовании. В некоторых случаях (крайне редко) у детей может быть сохранно звукопроизношение, фонематический слух и нарушен только лексико-грамматический строй речи. В эту группы попадают и двуязычные дети, у которых ОНР возникает на фоне двуязычия.

5. Заикание – это нарушение темпо-ритмической стороны речи, которое характеризуется запинками при произнесении первого звука слова или прерывистостью речевого потока. К этому расстройству не относят тех заминок и сбоев в ритме речи, которые возможны у нормально говорящих. Главные отличия – в ощущении мышечного напряжения у заикающегося, утрате контроля над органами речи.

Как вести себя с заикающимся ребенком:

не стоит обращать особое внимание ребенка на речевой дефект. Значительно лучше его речь от этого не станет, а фиксация на дефекте может привести к нежелательным последствиям;

ни в коем случае не связывайте неудачи ребенка с его речевым

объективно подчеркивайте достоинства своего ребенка;

поощряйте его общение с другими детьми;

не стоит напоминать ребенку о психических травмах и неприятных переживаниях;

обратите внимание на чередование периодов улучшения и ухудшения речи. Проанализируйте ситуации и обстановку, в которых речь улучшается, и способствуйте развитию этих ситуаций.

Что такое отклонение в речевом развитии дошкольников. Смотреть фото Что такое отклонение в речевом развитии дошкольников. Смотреть картинку Что такое отклонение в речевом развитии дошкольников. Картинка про Что такое отклонение в речевом развитии дошкольников. Фото Что такое отклонение в речевом развитии дошкольниковДидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли,.

Что такое отклонение в речевом развитии дошкольников. Смотреть фото Что такое отклонение в речевом развитии дошкольников. Смотреть картинку Что такое отклонение в речевом развитии дошкольников. Картинка про Что такое отклонение в речевом развитии дошкольников. Фото Что такое отклонение в речевом развитии дошкольниковИспользование технологии «мнемотехника» в развитии речи у детей младшего возраста «Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей младшего возраста» В современных условиях при широком внедрении новых информационных.

Что такое отклонение в речевом развитии дошкольников. Смотреть фото Что такое отклонение в речевом развитии дошкольников. Смотреть картинку Что такое отклонение в речевом развитии дошкольников. Картинка про Что такое отклонение в речевом развитии дошкольников. Фото Что такое отклонение в речевом развитии дошкольниковИспользование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста Подготовила: Альфия Агнафовна Нуриева. Фотоотчет. Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста.

Что такое отклонение в речевом развитии дошкольников. Смотреть фото Что такое отклонение в речевом развитии дошкольников. Смотреть картинку Что такое отклонение в речевом развитии дошкольников. Картинка про Что такое отклонение в речевом развитии дошкольников. Фото Что такое отклонение в речевом развитии дошкольниковКонсультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Нетрадиционные технологии в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Творческий отчет «Значение дидактических игр в развитии речи у детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст важный этап в жизни ребенка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности, это восприятие.

Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста «Ребенок играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи.

Источник

Детская речь. Что следует знать воспитателю об отклонениях от «нормы» речевого развития и их причинах

В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых «детских слов» и заканчивается развитием связной речи – умением ребенка свободно и грамматически правильно выражать свои мысли. К сожалению, не все дети в достаточной степени овладевают необходимыми для школы речевыми умениями.

Отслеживая динамику речевого развития ребенка, можно вовремя оказать ему помощь, обратить внимание родителей на речевые проблемы, а в случае явного несоответствия возрастным «нормам» порекомендовать обратиться к логопеду или дефектологу.

Доступных и простых методов педагогического обследования детской речи довольно много: наблюдение за «речевым поведением, беседы, анкетирование родителей, изучение продуктов детской речевой и неречевой деятельности, ознакомление с условиями жизни в семье, проведение несложных экспериментов в виде специальных заданий, упражнений или дидактических игр.

Для обследования речевого развития детей необходимы так называемые «стимульные материалы»: игрушки, дидактические пособия, картинки, репродукции и т. д.

Перед обследованием какой-либо из сторон речи педагог обычно обдумывает и разрабатывает план общения, включает ребенка в естественную для него деятельность (игровую, конструктивную, трудовую и т. д., требующую актуализации определенных умений и навыков. Для каждого возраста подбираются свои игры, материалы, тестовые (оценивающие) задания и вопросы.

Обычно подобная работа проводится в дошкольных учреждениях в начале учебного года, в середине и в конце.

Умение контролировать речь ребенка – необходимое профессиональное качество воспитателя, но любой контроль, любое обследование детской речи предполагают знание возрастных «норм», т. к. это является точкой отсчета для определения всех проявлений – как отклонений (отставаний, различных нарушений, так и опережений в развитии речи. Эти нормы изложены в «Программе», в разделе «Развитие речи» как характеристики того объема речевых умений и навыков, которыми ребенок должен овладеть к определенному возрасту. Однако следует учитывать, что темпы овладения родной речью у разных детей различны, поэтому понятие «норма» довольно растяжимо, нет жестких границ. В связи с этим главная задача воспитателя – помочь ребенку достигнуть среднестатистических показателей, т. е «нормы», не забывая при этом про индивидуальный подход.

Что следует знать воспитателю об отклонениях от «нормы» речевого развития и их причинах?

Воспитатели неспециализированных детских садов, т. е. общеобразовательных групп, сталкиваясь с серьезными отклонениями в развитии детской речи, осознают, что они не в состоянии педагогическими методами и приемами, рассчитанными на обучение здорового «стандартного» ребенка, помочь ребенку, страдающему речевым нарушением. Воспитатель имеет возможность откорректировать лишь то, что является следствиемпедагогических упущений: пробелов в домашнем воспитании (неумение слушать и пересказывать услышанное) и т. д.

Тем не менее, воспитателю необходимо иметь некоторые представления о наиболее часто встречающихся отклонениях, чтобы случайно не навредить ребенку и вовремя направить его к логопеду или дефектологу.

Педагогам (родителям) следует обратить внимание на следующие формы отклонений от речевой нормы у детей от 2- 4 лет:

1. совсем не говорит;

2. начал говорить со значительным опозданием;

3. развитие речи остановилось на одном уровне;

4. ребенку 3 года, но многие звуки он выговаривает неправильно, его речь непонятна или мало понятна окружающим;

5. ребенку 4 года, но его речь грамматически не оформлена;

6. ритм речи и дыхание не совпадают (ребенок как бы задыхается);

7. Говорит очень торопливо и сбивчиво, проглатывая слоги и слова.

Логопед Т. А. Ткаченко, характеризует «Недоразвитие речи» как «форму речевой аномалии, при которой у детей с нормальнымслухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, и грамматика».

Формы отклонений от речевой нормы у детей от 5- 6 лет:

1. наблюдается смешение при восприятиина слух и при произношении близких в акустическом и артикуляционном плане звуков: (с-ш, (з-ж, (р-л, (ч-ть, (ч-щ, (ч-ц, (сь-щ);

2. словарный запас наполнен, однако отстает от возрастной нормы качественно и количественно (затруднения в подборе родственных слов, синонимов, антонимов, прилагательных);

3. грамматическое оформление речи неряшливо, дети не могут построить сложноподчиненное предложение;

4. связная речь несовершенна, рассказы непоследовательны, состоят из простых предложений.

Напоминаю: педагог, заметив отставание в сроках и темпах речевого развития ребенка, не имеет права ставить диагноз и самостоятельно исправлять, корригировать речь. Он должен рекомендовать родителям обратиться к специалистам.

Воспитатели должны иметь представления и об основных причинах отклонений в развитии детской речи. Логопед Т. А.Ткаченко свела их к пяти группам:

1. наследственные факторы: умственная отсталость, психические заболевания, некоторые гормональные расстройства, имевшие место у родителей ребенка;

2.осложнения беременности: вирусные инфекции, ушибы живота, стрессы, вредные привычки;

3.особенности родов: стремительные или затяжные; осложненные (кесарево сечение, щипцы, вакуума и т. д., приведшие к травме плода;

4.заболевания ребенка в первые 2 года жизни: дизентерия, пневмония, отиты, сотрясения и ушибы мозга, менингиты и т. д. ;

5.влияние среды общения: психотравмирующие ситуации, социально-бытовая запущенность, педагогическая запущенность, билингвизм (двуязычие) в семье.

Естественно, не каждая из перечисленных причин может привести к патологии развития речи, однако они являются «зоной риска».

К отставанию в развитии всех сторон речи (фонетической, грамматической, лексической) часто приводит понижение слуха. Воспитателям следует знать некоторые особенности речевогоповедения детей с ослабленным слухом:

1. очень внимательно смотрят на рот говорящего, «ловят» глазами артикуляцию, мимику;

2. стараются подойти к говорящему очень близко и не отводить глаз;

3. предпочитают смотреть, трогать, не любят слушать;

4. не реагируют на слова, если не видят говорящего;

5. не любят говорить, а если говорят, то громко и невнятно, путая окончания.

Детей с подозрением на нарушение слуха следует своевременно направлять к специалисту (отоларингологу, иначе сензитивный период становления речи (возраст до 3 лет) может оказаться безвозвратно потерянным.

Специфика проведения педагогического обследования детской речи.

Как уже говорилось, результаты и качество выполнения ребенком тестовых заданий будут зависеть от того, насколько естественно и раскованно он себя чувствует. Поэтому обследование должно проводиться в режиме индивидуального диалога, в атмосфере доброжелательности, поощрения ребенка, руководствуясь возрастными особенностями детской речи и программными задачами. Педагогическое обследование включает 4-ре этапа.

Первый этап – подготовительный. Воспитатель знакомится с предлагаемыми задачами – тестами; готовит необходимые атрибуты, материал, которые будут использованы при обследовании. Планирует удобное время для бесед, наблюдений, общения с детьми.

Второй этап – обследование. Оно как правило проводиться по частям (в течении нескольких недель, обычно 2-х)в удобное для ребенка и педагога время: на прогулке, во время свободной деятельности детей и т. п.

Третий этап – анализ результатов обследования, оформление выводов в виде таблиц, графиков.

Четвертый этап – обобщение результатов обследования и использование их в дальнейшей работе.

Следует помнить: любое оценивание – условно, главная задача обследования – контроль за развитием каждого ребенка и своевременная помощь ему.

Список использованной литературы:

1. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. С-П., 1998

2. Фомичева М. Ф. Воспитаниеу детей правильного произношения: Пособие для воспитателя дет. сада. М., 1980

3. Журнал «Ребенок в деском саду» №2 –3 2004г.

Детская адаптация. Что нужно знать родителям при поступлении ребёнка в детский сад Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3» Консультация на тему: «Детская адаптация. Что нужно знать родителям.

Консультация для родителей и педагогов «Что нужно знать родителям о причинах нарушений речи у детей» ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О ПРИЧИНАХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ К возникновению речевой патологии могут привести различные неблагоприятные.

Консультация для родителей «Особенности развития детей 3–4 лет. Что следует учитывать родителям» Возрастные особенности детей 3-4 лет в соответствии с требованием ФГОС В яслях к малышам требований не было, их всему обучали. А вот к детям.

Консультация для родителей «Возрастные нормы развития детей 4–5 лет» Дети 4–5 лет социальные нормы и правила поведения все еще не осознают, однако у них уже начинают складываться обобщенные представления о.

Особенности и нормы речевого развития у 2–3-летних детей Особенности и нормы речевого развития у 2-3-летних детей Главной особенностью детской речи в означенном возрасте является её явная зависимость.

Особенности речевого развития при задержке психического развития Саратовская область г. Энгельс МДОУ «Детский сад № 81» Воспитатель: Коншина А. Н. Анатация: Речевая деятельность детей с задержкой психического.

Памятка для родителей «Показатели развития: что должен знать и уметь ребенок в 3 года» Речевые навыки Речь ребенка к 3 годам кардинально меняется. Словарный запас составляет около 1,5 тысяч слов, активно используется из них.

Стадии психосексуального развития по Фрейду. Что важно знать родителям! Поговорим немного о стадиях психосексуального развития ребёнка (по Фрейду) Современные родители знают, какое огромное влияние они оказывают.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *