Что такое базовая единица оплаты
Что бухгалтеру надо знать про единую тарифную сетку по разрядам на 2022 год
Единая тарифная сетка по разрядам — это особый вид оплаты труда. Он позволяет не только учитывать вид деятельности специалиста, но и оценить его профессионализм, опыт и квалификацию.
Для бюджетных организаций тарифная ставка наименьшего разряда и повышающие ее коэффициенты устанавливаются на государственном уровне отраслевыми соглашениями и региональными постановлениями. В коммерческих организациях вводится собственная тарификационная сетка, разработанная с учетом коллективного, профсоюзного мнения.
Единственный момент, о котором следует помнить бизнесу: ставку ЕТС низшего разряда нельзя устанавливать ниже МРОТ, который в 2021 году составляет 12 792 рубля, а в 2022-м поднимется до 13 890 рублей. Региональные МРОТ обычно выше федеральных (в Санкт-Петербурге минимум — 19 650 рублей, в Москве — 20 589 рублей), и руководителям предприятий следует ориентироваться на показатели, установленные в субъекте осуществления деятельности.
Когда удобна тарифная оплата труда
Как государственный инструмент управления доходами граждан, единая тарифная система отошла в небытие с 2008 года. Ей на смену пришла новая система оплата труда (НСОТ) для бюджетников (постановление Правительства от 05.08.2008 № 583), где тоже предусмотрена система повышающих коэффициентов за должность, квалификацию, выслугу лет, трудоемкость работ и т. д. Но в крупных производственных компаниях до сих пор разрабатывается и утверждается единая тарифная сетка по разрядам на 2022 год, поскольку руководство рассматривает такой вариант оплаты, как гибкий управленческий механизм, оперативно и точно решающий такие кадровые задачи:
Основа оценки — понимание того факта, что чем выше квалификация сотрудника, чем сложнее и ответственнее работа, которую он выполняет, и тем выше его заработная плата. Когда специалисты кадровой службы работают над созданием тарифной и квалификационной сетки, они совместно с руководителями подразделений определяют:
В результате в виде таблицы формируется разрядная сетка рабочих профессий и иных должностей в организации, которая позволяет оценить (тарифицировать) работу каждого сотрудника и назначить справедливую заработную плату, отражающую ценность его знаний и умений для компании.
Тарифная оплата в коммерческом секторе
Если самостоятельно разработать и утвердить необходимые разряды рабочих сложно, то всегда есть возможность позаимствовать образцы из отраслевых соглашений, единого тарифно-квалификационного справочника (ЕТКС), профессиональных стандартов. Так, в отраслевом соглашении работников наземного городского электротранспорта на 2021–2023 гг. приведен пример тарифной сетки, которая позволяет учесть все особенности оплаты труда этой категории водителей:
В документе указано, что для водителя трамвая и троллейбуса тарифный разряд — это 6-й или 7-й (зависит от длины состава). Но при работе на регулярных пассажирских маршрутах в городах с численностью населения до 1 млн человек труд водителя оплачивается по более высокому разряду, а если в городе более 1 млн человек, то разряд повышается на 2 единицы. Для каждого из разрядов установлен повышающий коэффициент, и, к примеру, вилка разряда 5 для специалиста — от 1,63 до 2,06. Какой конкретно коэффициент выбрать, решает уже руководство.
При прежней системе имелся и 18 разряд учителя — это был максимально возможный уровень. Но сейчас установить его невозможно, максимально допускается 16-й, и то (см. постановление Минтруда РФ от 11.11.1992 № 33) при условии, что педагог руководит образовательным учреждением.
Покажем конкретный пример, как коэффициент превращается в зарплату, на примере того же водителя троллейбуса, который трудится в городе с населением более 1 млн человек— Санкт-Петербурге. Его разряд — 5-й, вилка коэффициента — от 1,63 до 2,06. МРОТ в СПб (оклад для 1-го разряда) = 19 650 рублей. Умножим тарифную ставку 1-го разряда (МРОТ) на коэффициент и получим размер оклада водителя: от 32 029,5 руб. до 40 479 руб. (без учета надбавок и компенсаций).
Что входит в систему оплаты труда бюджетников
Для государственных и муниципальных учреждений система оплаты труда определяется межотраслевым положением. Простыми словами, представители вышестоящих министерств и ведомств спускают уже готовые нормативы и правила для подведомственных учреждений. И если раньше, до 2008 года, утверждали разрядные сетки воспитателя-бюджетника, педагога и другого работника бюджетной сферы, то сейчас сначала определяют базовый оклад. Это минимальная единица оплаты труда, к которой применяются повышающие коэффициенты, к примеру за стаж или квалификацию. Еще есть профессиональный коэффициент, который используют как надбавку за сложность работы в данной должности по справочнику (определяется отраслевыми положениями).
Вот пример системы оплаты труда по тарифной сетке для образовательного учреждения:
Далее к базовому окладу применяется наличие квалификации. Отраслевым положением устанавливают надбавочный коэффициент к базовому окладу в простой форме. Например, за наличие квалификации оклад увеличивается на определенный процент, и если работник не подтвердил уровень квалификации, то надбавки за категорию ему не положено.
Законодательством установлено, что средний заработок руководителя не превышает восьмикратный средний заработок работников. Это правило работает пока только для государственных и муниципальных учреждений.
Иногда применяют и более сложную формулу. Например, когда работники одной должности получают несколько уровней квалификации, ученых степеней, заслуг, наград и прочих отличительных знаков.
Дополнительно к базовому окладу применяют и иные виды надбавок — коэффициент за общий стаж, надбавка за стаж работы на данном предприятии, территориальные надбавки и прочие доплаты, которые зависят от рода деятельности работника.
Всем, кто на этой неделе забронирует место в группе, «Клерк» подарит месяц безлимитных консультаций, чтобы было легче учиться на потоке.
Покажите директору, на что вы способны. Записаться и получить подарок
Что такое базовая единица оплаты
О расчетной единице
(с изменениями на 24 ноября 2021 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Санкт-Петербурга от 26 июня 2006 года N 313-43 (Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга, N 25, 10.07.2006);
Законом Санкт-Петербурга от 20 июля 2006 года N 348-54 (Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга, N 29, 31 июля 2006 года);
Законом Санкт-Петербурга от 6 июля 2007 года N 340-61 (Санкт-Петербургские ведомости, N 126, 12.07.2007);
Законом Санкт-Петербурга от 28 октября 2008 года N 631-109 (Санкт-Петербургские ведомости, N 205, 30.10.2008);
Законом Санкт-Петербурга от 14 декабря 2009 года N 639-117 (Вестник Администрации Санкт-Петербурга, спецвыпуск, 15.12.2009);
Законом Санкт-Петербурга от 28 апреля 2010 года N 185-56 (Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга, N 17, 10.05.2010);
Законом Санкт-Петербурга от 10 ноября 2010 года N 557-132 (Санкт-Петербургский курьер, N 45, 18.11.2010-24.11.2010);
Законом Санкт-Петербурга от 6 июня 2013 года N 347-60 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 07.06.2013);
Законом Санкт-Петербурга от 23 ноября 2016 года N 601-103 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 23.11.2016);
Законом Санкт-Петербурга от 27 ноября 2017 года N 710-123 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 27.11.2017);
Законом Санкт-Петербурга от 25 октября 2018 года N 586-117 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 25.10.2018);
Законом Санкт-Петербурга от 1 ноября 2019 года N 548-116 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 01.11.2019);
Законом Санкт-Петербурга от 12 марта 2021 года N 83-18 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 12.03.2021);
Законом Санкт-Петербурга от 24 ноября 2021 года N 568-118 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 24.11.2021).
____________________________________________________________________
Принят
Законодательным Собранием
Санкт-Петербурга
23 июня 2005 года
Установить размер расчетной единицы:
с 1 января 2007 года равный 650 рублям;
с 1 января 2008 года равный 720 рублям;
с 1 января 2009 года равный 865 рублям;
с 1 января 2010 года равный 870 рублям;
с 1 января 2011 года равный 940 рублям;
(Абзац дополнительно включен с 29 ноября 2010 года Законом Санкт-Петербурга от 10 ноября 2010 года N 557-132)
с 1 января 2012 года равный 1010 рублям;
(Абзац дополнительно включен с 29 ноября 2010 года Законом Санкт-Петербурга от 10 ноября 2010 года N 557-132)
с 1 января 2013 года равный 1080 рублям;
(Абзац дополнительно включен с 29 ноября 2010 года Законом Санкт-Петербурга от 10 ноября 2010 года N 557-132)
с 1 января 2014 года равный 1150 рублям;
(Абзац дополнительно включен с 18 июня 2013 года Законом Санкт-Петербурга от 6 июня 2013 года N 347-60)
с 1 января 2015 года равный 1225 рублям;
(Абзац дополнительно включен с 18 июня 2013 года Законом Санкт-Петербурга от 6 июня 2013 года N 347-60)
с 1 января 2016 года равный 1300 рублям;
(Абзац дополнительно включен с 18 июня 2013 года Законом Санкт-Петербурга от 6 июня 2013 года N 347-60)
с 1 января 2019 года равный 1355 рублям;
(Абзац дополнительно включен с 5 ноября 2018 года Законом Санкт-Петербурга от 25 октября 2018 года N 586-117)
с 1 января 2020 года равный 1410 рублям;
(Абзац дополнительно включен с 12 ноября 2019 года Законом Санкт-Петербурга от 1 ноября 2019 года N 548-116)
с 1 января 2021 года равный 1465 рублям;
(Абзац дополнительно включен с 12 ноября 2019 года Законом Санкт-Петербурга от 1 ноября 2019 года N 548-116)
с 1 января 2022 года равный 1525 рублям;
(Абзац дополнительно включен с 12 ноября 2019 года Законом Санкт-Петербурга от 1 ноября 2019 года N 548-116)
с 1 января 2023 года равный 1588 рублям;
(Абзац дополнительно включен с 5 декабря 2021 года Законом Санкт-Петербурга от 24 ноября 2021 года N 568-118)
с 1 января 2024 года равный 1653 рублям.
(Абзац дополнительно включен с 5 декабря 2021 года Законом Санкт-Петербурга от 24 ноября 2021 года N 568-118)
Размер расчетной единицы подлежит изменению с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Увеличение (индексирование) размера расчетной единицы осуществляется ежегодно до принятия закона Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на очередной финансовый год.
Изменение размера расчетной единицы осуществляется путем внесения изменения в настоящий Закон Санкт-Петербурга.
Расходы, связанные с реализацией настоящего Закона Санкт-Петербурга в 2005 году, осуществляются в пределах средств, предусмотренных Законом Санкт-Петербурга от 17 ноября 2004 года N 578-81 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2005 год».
Настоящий Закон Санкт-Петербурга вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.
Губернатор Санкт-Петербурга
В.И.Матвиенко
Санкт-Петербург
6 июля 2005 года
N 347-40
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»
О расчетной единице (с изменениями на 24 ноября 2021 года)
Зарегистрирован в Федеральном регистре N ru78000200500179
Информацию о значении атрибутов документа см. «Юридическая справка»
О порядке вступления в силу документа см. раздел «Вступление в силу»
Расчетные единицы госслужащих в СПб
Расчетная единица в СПб в 2022 году — 1525 рублей. Показатель ежегодно индексируют с учетом уровня инфляции.
Что такое расчетная единица
Расчетная единица — это показатель, который используют при исчислении заработной платы гражданских служащих в Санкт-Петербурге. Депутаты, чиновники, руководители ведомств и их подчиненные получают зарплату на основании расчетной единицы, действующей в текущем году. К примеру, расчетная единица в СПб для госслужащих в 2021 году — 1465 рублей. Общая формула для расчета зарплаты петербургских госслужащих:
К полученному значению прибавляют различные доплаты, надбавки и премии.
Размер должностного оклада депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга — 51-53 РЕ (приложение № 1 к Закону Санкт-Петербурга № 302-34 от 08.06.2005). В 2020 его оклад умножали на ставку 1410 руб. Окладная часть зарплаты составляла от 71 910 до 74 730. В 2021 году РЕ проиндексировали: ставка увеличилась до 1465 рублей. Оклад депутата составляет от 74 715 до 77 645 р.
Для сравнения, оклад главного помощника депутата петербургского Законодательного Собрания — 22 РЕ. Окладная часть зарплаты в 2020 году составляла 31 020 руб., в 2021 — 32 230 руб.
Какой НПА устанавливает показатель в СПб
Ставки определяются по закону о расчетной единице в Санкт-Петербурге — закону № 347-40 от 06.07.2005. Показатель на 2020-2022 гг. проиндексировали и ввели законом № 548-116 от 01.11.2019.
Что изменится в 2022 году
По закону СПб о расчетной единице, с 01.01.2022 показатель увеличится до 1525 рублей.
Вернемся к нашим примерам. С 01.01.2022 окладная часть зарплаты возрастет:
Оклады главных специалистов из госсектора (19-21) изменятся так: от 28 975 до 32 025 руб. У ведущих специалистов (17-19) — от 25 925 до 28 975.
Таблица с расчетными единицами
В таблице — размеры расчетных единиц в соответствии с законом № 347-40 по годам.
Год | Ставка, в руб. |
---|---|
2007 | 650 |
2008 | 720 |
2009 | 865 |
2010 | 870 |
2011 | 940 |
2012 | 1010 |
2013 | 1080 |
2014 | 1150 |
2015 | 1225 |
2016 | 1300 |
2019 | 1355 |
2020 | 1410 |
2021 | 1465 |
2022 | 1525 |
А это таблица с окладами петербургских государственных служащих:
Базовая оплата
Что такое Базовая оплата?
Ключевые моменты
Понимание базовой оплаты
Базовая заработная плата не включает все формы компенсации; например, посменная дифференциальная оплата, оплата по вызову, оплата специальных заданий и поощрительная оплата обычно исключаются из базовой оплаты. Как правило, базовая заработная плата сотрудника – это минимальная сумма, которую он должен ожидать получить в течение определенного периода оплаты, за исключением дополнительной финансовой или материальной компенсации, которая может увеличить общую заработную плату выше этого уровня.
Особые соображения
Ставки базовой заработной платы существенно различаются в зависимости от профессии. В целом, профессии, требующие углубленного образования и специальных навыков, платят более высокие базовые ставки, чем рабочие места, требующие базовых навыков. В конкурентных областях работодатели часто предлагают привлекательные ставки базовой заработной платы для приема на работу высококвалифицированных кандидатов.
Типы базовой оплаты
В отличие от почасовых сотрудников, которые получают компенсацию за точное количество часов, которые они работают в период оплаты, от наемного работника обычно ожидается, что он проработает минимальное количество часов в обмен на свою базовую оплату. Некоторые компании не требуют, чтобы наемные работники вели учет своего рабочего времени.
Многие работники, получающие базовую заработную плату, освобождены от федерального трудового законодательства, регулирующего оплату сверхурочной работы. Следовательно, они не получают сверхурочную оплату, если они работают больше минимального количества часов, требуемого работодателем. Некоторые должности могут потребовать значительно большего количества часов, чем обычная 40-часовая рабочая неделя.
Краткая справка
Некоторые служащие с заработной платой, которые зарабатывают 47 476 долларов в год или меньше, имеют право на сверхурочную оплату за любые часы, отработанные более 40 часов в неделю.
Базовая и годовая оплата
В то время как базовая оплата не включает дополнительную компенсацию, полученную в ходе работы, в годовой заработной плате учитываются фактические заработки в течение года. Годовая заработная плата может быть значительно выше, чем базовая заработная плата, поскольку она может включать премии, сверхурочные, льготы или премии.
Зарплаты бюджетников и свежие новости индексации в 2021 году
Повышение зарплаты с 1 октября 2021 года коснулось чиновников, военнослужащих и других силовиков — денежное довольствие выросло на 3,7%. Дополнительно разработали документ, который изменит всю систему оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.
Прошло очередное повышение заработной платы бюджетникам в 2021 году — с 01.10.2021 на 3,7% выросли оклады:
Медикам и педагогам и другим сотрудникам, которых включили в майские указы президента о повышении зарплаты бюджетникам в 2021 году, индексацию провели раньше — 01.01.2021, поэтому прибавку в октябре они не получили.
Госдума изменила систему оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений
В прошлом году внесли поправки в статью 144 Трудового кодекса РФ и наделили правительство правом разрабатывать требования к установлению окладов, ставок заработной платы, применяемым перечням и условиям назначения выплат компенсаций и стимулирующих выплат государственным и муниципальным служащим. Теперь правительство разработало и внесло на рассмотрение в Госдуму законопроект с поправками в Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ об увеличении доли должностного оклада в структуре денежного содержания государственных гражданских служащих. Чиновники собираются пересмотреть порядок стимулирования государственных служащих и изменить правила назначения и выплат премий. Благодаря этому, премирование начнут применять не только в качестве меры поощрения за выполнение гражданскими служащими отдельных заданий, характеризующихся критериями особой важности и сложности, но и за добросовестное исполнение должностных обязанностей. Все последние новости об индексации заработной платы бюджетникам в 2021 году по старым правилам еще не учитывают этих изменений.
Сейчас федеральный центр устанавливает системы оплаты труда для федеральных бюджетников, в регионах и на муниципальном уровне этим занимаются местные власти. В результате возникают «существенные межрегиональные различия условий оплаты труда, включая размеры окладов по одинаковым должностям в разных организациях в пределах одного субъекта». Обнаруживается даже разница в оплате труда на одних и тех же должностях в разных регионах. Более того, в некоторых субъектах РФ регулирующие системы оплаты труда НПА носят не обязательный, а рекомендательный характер. В результате решения о системах оплаты труда и размерах окладов полностью или частично отданы на откуп непосредственно самим организациям.
После вступления в силу поправок «разномастные» правила в оплате труда уйдут в прошлое. Правительство установит единые требования к системам оплаты труда бюджетников, в том числе к выплатам компенсационного и стимулирующего характера. Как указывают авторы инициативы:
Наделение правительства указанным полномочием позволит более гибко устанавливать требования к соответствующей отраслевой системе оплаты труда с учетом специфики конкретной отрасли.
На законодательном уровне будут установлены требования к должностным окладам. Они будут составлять не менее 70% заработной платы. Система надбавок, компенсационных и стимулирующих выплат станет прозрачной и с едиными условиями для всех. Но повышение окладов госслужащим в 2021 году или с 1 января этим законопроектом не предусмотрено. Поправки вступят в силу с 01.01.2022 после их утверждения парламентом и подписания президентом.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как индексируется заработная плата работникам бюджетной сферы. Используйте эти инструкции бесплатно.
Индексация окладов с 01.10.2021 и в 2022-2023 годах
Указание касается оплаты труда отдельных категорий работников учреждений здравоохранения и социального обеспечения населения, образования, культуры, науки.
Кроме того, на заседании Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, проходившем в сентябре 2021 года, Татьяна Голикова сообщила, кому прибавят зарплату с 1 октября 2021 года, — тем, кто не попал под действие президентского указа на 3,7%. Результатом работы комиссии стали Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2022 год. В рекомендациях содержатся новые важные указания:
Есть и не принятые пока предложения. В связи с критической ситуацией, сложившейся в результате ограничительных мер по борьбе с коронавирусом, Агентство стратегических инициатив предложило правительству потратить от 0,5 до 1 триллиона рублей на повышение ЗП бюджетникам в 2021 году, пенсий и зарплат работающим в бюджетной сфере на 5-10% в качестве меры повышения спроса на продукцию промышленности и услуги.
Кто такие госслужащие и бюджетники
В обиходе так называют всех тех, кто получает зарплату из бюджета: чиновники, силовики, работники госучреждений, врачи, учителя, ученые. Но объединять всех бюджетников в одну большую категорию не совсем верно. В соответствии с законодательством, они подразделяются на разные категории:
Разница кроется не только в названии, но и в подходе к материальному обеспечению, подчинению и социальному обслуживанию. Как водится, у госслужащих оно несколько лучше. Да и их оклады и надбавки регулирует отдельное законодательство. Поскольку зарплаты чиновников и военных подчиняются специфическим правилам, мы остановимся подробнее на том, какое увеличение окладов было предусмотрено для так называемых «других категорий» и каким бюджетникам повысят зарплату в 2021 году в России.
Врачи, учителя и бухгалтеры
По приблизительным подсчетам, в России в бюджетной сфере трудятся около 33 млн человек. От всех граждан трудоспособного возраста (примерно 83 млн человек) доля бюджетников составляет более третьей части. Из них около половины составляют те, кого нельзя назвать госслужащими, в частности, сотрудники:
Заработную плату все они получают из государственного бюджета РФ: федерального или местного. Условия их работы регулируют Трудовой кодекс РФ, нормативно-правовые акты, разработанные ведомством, которое руководит деятельностью учреждения. Например, для врачей это Минздрав, а для работников культуры — Минкульт.
Примечательно, что, хотя все эти НПА (в отличие от силовых ведомств) являются открытыми и общедоступными, уровень зарплат работников этих структур официально понять сложно. Система оплаты труда предполагает не только оклад, но и целый пласт различных премий, дотаций и бонусов. Поэтому, например, оклад ведущего бухгалтера в бюджетной организации установлен единый, а вот на руки разные сотрудники в разных отраслях получат совершенно разные суммы.
Однако когда речь идет о средних зарплатах, то при их подсчете обычно учитываются все доплаты. Так, из документов Росстата следует, что средняя зарплата по стране составила 47 257 рублей (данные за февраль 2020). Поскольку выборку статистики делали по всем регионам и городам, для небольших городов этот показатель оказался завышен: на практике врачи и учителя в небольших муниципальных образованиях получают всего по 12 000–15 000 рублей в месяц. В целом картина средних зарплат по отраслям работников бюджетной сферы и регионам представлена в таблице, сформированной на основе данных Росстата по средним зарплатам бюджетников.
Ежегодно в июле Росстат публикует данные по средним заработным платам отдельных категорий работников социальной сферы и науки в организациях государственной и муниципальной форм собственности по субъектам Российской Федерации за прошлый год: таблица окладов бюджетников составлена в разрезе видов деятельности и регионов.
Средняя з/п работников в организациях государственной и муниципальной форм собственности по субъектам РФ
Педагоги дошкольного образования
Педагоги организаций общего образования
Врачи с высшим образованием
Средний медицинский (фармацевтический) персонал