Что такое ббз в библиотеке

«Знакомство с библиотекой» библиотечный урок

ЗНАКОМСТВО С БИБЛИОТЕКОЙ

на шелке в Китае, на папирусе в Египте, на пальмовых листьях в Индии, в междуречье выцарапанные на глиняных пластинах. Некоторые из первых книг сохранились до наших дней и теперь очень бережно хранятся в самых больших библиотеках.

Что такое ббз в библиотеке. Смотреть фото Что такое ббз в библиотеке. Смотреть картинку Что такое ббз в библиотеке. Картинка про Что такое ббз в библиотеке. Фото Что такое ббз в библиотеке

Давайте попробуем написать письмо, как писали в древности, когда ещё не знали букв. Перед вами пластины из пластилина и заострённые деревянные палочки. Напишите письмо маме, что вы ушли к бабушке.

В нашей библиотеке 2 отделения: абонемент и читальный зал.

Чтобы стать настоящим читателем, надо знать правила пользования

Как же должен вести себя читатель в библиотеке?

-книги возвращать вовремя, ведь их ждут другие читатели. В нашей библиотеке книгу можно взять на неделю.

-С библиотечными книгами надо обращаться бережно, чтобы их смогло прочесть

как можно больше ребят.

-Библиотечные книги нельзя терять, иначе в библиотеке не останется книг.

-Книги взятые с полки, нужно ставить на место, где вы взяли или, если не

можете вспомнить откуда взяли, положить на стол библиотекаря. Иначе я

не смогу найти эту книгу для другого читателя.

А это читательский формуляр, куда я записываю все книги, которые вы берете почитать.

А сейчас я хочу вам задать вопросы.

А вот сейчас проверим…

Сейчас потолкуем о книжке такой.

Тут синее море, здесь берег морской.

Старик вышел к морю, он невод забросил,

Кого-то поймает и что-то попросит.

О жадной старухе рассказ здесь пойдёт,

А жадность, ребята, к добру не ведёт.

А кончится дело всё тем же корытом,

Но только не новым, а тем же – разбитым.

Отворили дверь козлята,

И пропали все куда-то!

Отгадайте без подсказки,

Из какой ушел я сказки.

У отца был мальчик странный,

Но любил папаша сына

Он дружок зверям и детям,

Но таких на белом свете

Больше нет ни одного.

Потому, что он не птица,

Не тигренок, не лисица

Не котенок, не щенок,

Не волчонок, не сурок…

Но заснято для кино

И известна всем давно

Эта милая мордашка

Что зовется (Чебурашка)

Добрый доктор (Айболит)

Был похож на мяч немножко,

И катался по дорожкам,

Кроме «рыжей» вот так смех!

Лисичка дом себе нашла,

В доме том, в конце концов

Стало множество жильцов

Красна девица грустна

Ей не нравится весна

Ей на солнце жарко

Слезы льет бедняжка!

По тропе шагая бодро, сами воду тащат ведра

Хвост засунул в прорубь волк и какой же в этом толк?

Бабушка девочку очень любила

Шапочку красную ей подарила

Девочка имя забыла свое

Ну, отгадайте, как звали ее

Сказки вы знаете. Вам их читали родители дома, в школе – учитель. А теперь вы можете сами читать понравившиеся книжки. А знаете ли вы правила пользования книгой?

не читать во время еды

не ставить посуду или продукты

берите книгу чистыми руками

не делайте в книге пометок

не перегибайте страницы, книгу – от этого выпадают страницы

не кладите в книгу карандаш или другие предметы – для этого есть закладки

чтобы книги дольше служили, оберните их

думаю, что среди вас не будет таких читателей, после которых книжку нужно будет лечить.

Давайте повторим что такое кн. фонд, абонемент, читальный зал.

Ну что же – новый читатель пожаловал ко мне

Очень приятно, что может он сам

Каждую строчку прочесть

На этом наша встреча закончилась. Я рада буду видеть вас в библиотеке.

Думаю, что вы будете активными читателями! В память о нашей встрече я дарю….

Источник

Программа библиотечно-библиографических занятий для 1-9 классов

Что такое ббз в библиотеке. Смотреть фото Что такое ббз в библиотеке. Смотреть картинку Что такое ббз в библиотеке. Картинка про Что такое ббз в библиотеке. Фото Что такое ббз в библиотеке

В одном ряду с умением писать, читать и считать сегодня стоит и умение самостоятельного поиска необходимой информации, владения навыками культуры чтения, куда входит:
• Сознательное и заинтересованное отношение к книге, знание правил обращения с ней и гигиены чтения;
• Владение навыками самостоятельного выбора книг, умения пользоваться каталогами, картотеками, рекомендательными списками литературы;
• Знакомство с разными видами справочной литературы: словарями, энциклопедиями, справочниками, обучение самостоятельной работе с ними для расширения и углубления знаний, полученных учащимися на уроках.
Одной из ведущих задач школьной библиотеки является – формирование у учащихся информационной культуры, культуры чтения и навыков независимого библиотечного пользователя, содействие формированию мотивации человека к саморазвитию, самообразованию через предоставление необходимых информационных ресурсов, через обеспечение открытого и полноценного доступа к информации.

Библиотека в условиях реализации ФГОС должна способствовать усвоению учащимися универсальных знаний, умений и навыков, развитию личности школьника, способного творчески применять полученные знания в практической деятельности, умению быстро ориентироваться в информационном пространстве, способности находить, анализировать и обобщать информацию.

Научить самостоятельно мыслить может в первую очередь библиотека, которая имеет дело с одним и тем же читателем, но на разных этапах его развития по мере взросления: от первоклассника до выпускника.

Цель программы – формирование у школьника базовых умений и навыков по основам библиотечно-библиографической грамотности, развитие устойчивого интереса к книге и умение ориентироваться в библиотечном пространстве.

формирование у обучающихся навыков пользования библиотекой;

формирование представлений об информационно поисковой деятельности как жизненно важной в информационном обществе;

формирование навыков работы с книгой и другими информационными ресурсами;

формирование и совершенствование навыков обработки, организации и представления информации;

знакомство с методами критической оценки информации;

углубление эмоциональной рефлексии обучающихся, формирование у них информационной потребности.

Программа предназначена для учащихся 1-9 классов.

Программа уроков «Основы информационной культуры школьников» составлена на основе программ: Т. М. Кашурникова «Основы информационно-библиографической грамотности учащихся», «Программа библиотечно – библиографических и информационных знаний школьникам» Школьная библиотека, 2001 г.

Программа основана на принципах системности, непрерывности, дифференцированного и личностно-деятельностного подхода, которые предполагается реализовывать с помощью различных методов организации деятельности.

принцип системного подхода;

последовательное усложнение при подаче материала уроков;

ориентирование на конкретную возрастную группу учащихся и на реальные потребности школы.

Библиотечные уроки проходят в виде комбинированных занятий, на которых обучающиеся получают необходимую информацию, консультации, помощь.

Формы работы: беседа, практическое занятие, викторины, интеллектуальный турнир, библиографическая игра, литературное путешествие с применением информационно-коммуникационных технологий.

По окончании начальной школы обучающиеся должны:

знать правила пользования библиотекой;

знать информационные ресурсы на традиционных и нетрадиционных носителях (фоно-, видео-, аудиоматериалы);

знать основные элементы книги (титульный лист, оглавление, предисловие, аннотация, послесловие);

уметь правильно называть произведение (фамилия автора, заглавие книги);

уметь определять примерное содержание книги, используя знание ее элементов;

уметь самостоятельно определять жанр книги (художественная, справочная);

уметь пользоваться справочной литературой, периодическими изданиями для младших школьников.

По окончании основной школы обучающиеся должны:

знать способы переработки и хранения информации;

знать принципы систематизации информационных ресурсов;

знать алгоритм самостоятельной работы с информацией;

уметь пользоваться справочным аппаратом книги;

уметь работать с текстом, используя навыки аналитической деятельности;

Тема 1. Знакомство с библиотекой. Правила обращения с книгой

Путешествие по библиотеке. Знакомство с «Книжным домом». Понятия «читатель», «библиотекарь». Библиотеки большие и маленькие. Как самому записаться в библиотеку. Как самому выбрать книгу (тематические полки, книжные выставки, ящики для выбора книг). Основные правила пользования библиотекой. Формирование у детей бережного отношения к книге. Ознакомление с правилами общения и обращения с книгой. Обучение умению обернуть книгу, простейшему ремонту книг.

Форма проведения – беседа, просмотр наиболее красочных изданий книг для детей, запись детей в библиотеку.

Тема 2. Мои первые книжки

Слушание и рассматривание книг С.Маршака, А.Барто, К.Чуковского, русских народных сказок; уточнение значений непонятных слов. Хоровое проговаривание.

Работа с иллюстрациями, оглавлением. Разыгрывание диалогов, пересказ

Форма проведения: беседа с элементами викторины; просмотр книжной выставки

Тема 1. Структура книги

Кто и как создает книги. Из чего состоит книга. Внешнее оформление книги: обложка, переплет, корешок. Внутреннее оформление: текст, страница, иллюстрации.

Художники детской книги (например, иллюстрации Бруни И. Л., Мавриной Т.А., Конашевича В.М. к «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина).

Писатели и художники в одном лице. Творчество Е. Чарушина, В. Сутеева, Э. Сетон-Томпсона и др.

Тема 2. Сказки о животных «Трудолюбивым да сообразительным никакая беда не страшна»

Чтение сказок: В. Сутеев «Мышонок и карандаш». Р. Киплинг «Слонёнок». Определение особенностей жанра сказок о животных.

Тема 1. Структура книги. Как читать книги.

Цель — формирование навыков самостоятельной работы с книгой, подготовка учащихся к осознанному выбору и анализу литературы.

Углубление знаний о структуре книги: титульный лист (фамилия автора, заглавие, издательство), оглавление (содержание), предисловие, послесловие. Предварительная установка на чтение. Внешние условия (тишина, хорошая освещённость, правильная, удобная поза). Внимание к тексту, к художественной детали. Медленное чтение, перечитывание. Дневник чтения. Обсуждение книги с друзьями, родителями, библиотекарем.

Роль и значение иллюстраций, знаменитые иллюстраторы детских книг (В. Лебедев, А. Пахомов, Ю. Васнецов, И. Билибин, В. Конашевич, Т. Маврина, Е. Чарушин, М. Матурич и др.).

Тема 2. Рассказы современных писателей о детях

о «Сестра моя Ксения», «Что я люблю», «….И чего не люблю», «Где это видано, где это слыхано». Сравнение себя с героями произведений

В.Драгунского, рассуждать о прочитанном, сравнивать с реальными жизненными ситуациями.

Форма проведения – громкое чтение, беседа о прочитанном, сочинить свой

рассказ «Что я люблю»

4КЛАСС.
Тема 1. Справочная литература.

Тема 2. Периодика для младших школьников

Цель: формирование интереса к периодическим изданиям для детей.
Содержание темы: Понятие о газете и журнале: статья, заметка, корреспондент, журналист, редакция. Новости России и планеты.
Премьера лучших детских журналов.

Форма проведения беседа. Выставка «С журналом и газетой вокруг света».

Тема 1. История создания книги

Цель: формирование у обучающихся первоначальных представлений об истории развития книги и письменности и их роли в развитии общества

Содержание темы. Первые формы письма. Глиняные таблички, папирус, первый алфавит, пергамент, письменность в Древней Руси, изобретение бумаги, начало книгопечатания.

Форма проведения – урок-путешествие с использованием компьютерной презентации.

Тема 1. Выбор книг. Библиографические указатели.

Цель: Привитие навыка самостоятельного поиска литературы.

Содержание темы. Понятие «библиография», ее назначение. Кто ею занимается. Профессия — библиограф. Тематическая библиография. Биобиблиография.

Форма проведения: беседа-консультация, библиографический КВН.

Тема 1. Книга и ее создатели. Структура книги, использование ее аппарата при чтении.

Цель: Углубление знаний учащихся о книге; содействие развитию навыков самостоятельной работы с книгой, поиска и оценки литературы.

Содержание темы. Знакомство с новыми терминами и понятиями: серия, книга, выходные данные, форзац, фронтиспис, колонтитул и др.

Дополнительные сведения о титульном листе (серия, выходные данные, информация о переводчике, переиздании и т.д.) Роль иллюстрации в научно-познавательной и художественной книге. Какую службу несут все эти элементы. Знаменитые художники-иллюстраторы.

Оформление: выставка-просмотр наиболее интересных художественных и научно-познавательных книг.

Тема 1. Библиотечные каталоги

Цель: расширение представлений учащихся о каталогах, обучение самостоятельному поиску информации по каталогам.

Содержание темы. Понятие о каталоге. Систематический и алфавитный каталог, их отличие. Основные отделы, подразделы в систематическом каталоге. Каталожная карточка.

Форма проведения – беседа, практическое занятие

Тема 1. Справочно-библиографический аппарат библиотеки.

Цель — привитие навыков самостоятельного поиска литературы по справочно-библиографическому аппарату библиотеки, правильного оформления списка литературы.

Содержание темы. Справочно-библиографический аппарат школьной библиотеки: структура и назначение. Алфавитный и систематический каталоги. Алфавитно-предметный указатель (АПУ). Изучение более полного библиографического описания изданий. Систематизация книг.

Систематическая картотека статей, ее структура. Другие картотеки. Библиографические указатели.

Справочная литература. Энциклопедии: универсальные (БСЭ, МСЭ, ДЭ), отраслевые (историческая, литературная, музыкальная и др.). Отраслевые словари и книги энциклопедического характера. Справочные издания в домашней библиотеке.

Поиск литературы с помощью систематического каталога, систематической картотеки статей, компьютерный поиск по электронным базам данных. Принципы работы со справочными изданиями.

Правила составления библиографического списка литературы. Ведение личной библиографической картотеки.

Форма проведения: лекция, практикум, беседа-диалог.

Оформление: Справочный уголок юного читателя, алгоритм поиска по каталогу и картотекам.

Источник

Программа «Обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний»

Что такое ббз в библиотеке. Смотреть фото Что такое ббз в библиотеке. Смотреть картинку Что такое ббз в библиотеке. Картинка про Что такое ббз в библиотеке. Фото Что такое ббз в библиотеке

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Бичурская средняя образовательная школа №2

Руководитель МО. Заместитель директора по работе с детьми.

__________ Арсентьева ЛЕ

Приказ № ___ от «___»______________2012г.

«Обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний».

Автор: зав. библиотекой

Возраст участников программы 1-11 кл.

Большое значение в воспитательной работе с учащимися имеет школь­ная библиотека. С помощью школьной библиотеки можно успешно развивать познавательную активность учащихся, интерес к учению, формировать исследовательские умения учеников и, конечно же, лю­бовь к книге.

Разнообразные и необычные формы работы школьной библиотеки могут формировать:

— интерес к словарям и энциклопедиям;

интерес к собственным умениям по восприятию информации.

Большое значение в учебно-воспитательном процессе имеют биб­лиотечные уроки.

Задачи программы строятся из потребностей возрастных и психологических особенностей школьников.

1.Воспитывать устойчивый интерес к книге и желание преодолеть трудности чтения.

2. Научить пользоваться библиотекой и ее фондами.

3.Целеноправленное формирование основам самообразования;

4.Находить среди книг источник недостающих знаний;

5. Самостоятельно прочитывать материал, осмыслять, оценивать результаты своей работы;

6.Приобщить к устойчивому чтению, включить в читательскую деятельность;

7.Овладеть основным навыкам самостоятельного чтения;

8.Формировать аналитическую мыслительную деятельность, способность к обобщению;

9. Привить познавательную активность путем приобщения к книге.

10. Стимулировать формирование у учащихся умений и навыков самообразовательной работы;

11. Обучить самостоятельному творческому поиску необходимой литературы;

12.Знакомство со справочным аппаратом библиотеки и с прикнижным списком литературы.

Обучение основывается на следующих педагогических принципах:

личностно ориентированного подхода (обращение к субъектному опыту обучающегося, то есть к опыту его собственной жизнедеятельности; признание самобытности и уникальности каждого ученика);

природосообразности (учитывается возраст обучающегося, а также уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающий выполнение заданий различной степени сложности);

культуросообразности (приобщение обучающихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности);

свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;

сотрудничества и ответственности;

сознательного усвоения обучающимися учебного материала;

систематичности, последовательности и наглядности обучения.

Количество часов в год

1. Библиотека, или город твоих друзей. Знакомство с библиотекой.

2.Разноцветные страницы. Правила обращения с книгой

1.Как рождается книга. Строение и структура книги.

2. Журналы и газеты для детей младшего школьного возраста.

2. Твои первые словари и справочники.

1.О книге и библиотеке.

2. Работа с книгой и текстом.

1.О книге и библиотеке. Какой я читатель.

1. Справочно-библиографический аппарат библиотеки.

2. Периодические издания для детей среднего

1.Переиодические издания для учащихся старших классов.

1. Справочно-библиографический аппарат библиотеки.

1.Современные методы работы с источниками. ИКТ.

1. Библиотека, или город твоих друзей. Знакомство с библиотекой. Знакомство с библиотекой, с некоторыми библиотечными терминами. Знакомство с правилами обращения с книгой и библиотекой. Уяснить понятия Абонемент, Читальный зал, читательский формуляр.1 час.

Форма урока: Экскурсия.

Практическая часть: Выбор книги в библиотеке.

Форма контроля: Опрос по пройденному материалу.

2.Разноцветные страницы. Правила обращения с книгой.

Научить первоклассников бережно, правильно обращаться с книгой, научить мелкому ремонту книг, воспитывать бережное отношение к природе. 1 час

Практическая часть: ремонт книг.

Форма контроля: Ремонт книги и знания правил обращения с книгой.

1.Как рождается книга. Строение и структура книги.

Ближе познакомить учащихся с книгой, с ее элементами ( обложка. титульный лист, содержание, иллюстрации), подготовить к самостоятельному выбору книги.

Практическая часть: самостоятельный выбор книги.

Форма контроля: опрос учащихся.

2. Журналы и газеты для детей младшего школьного возраста.

Знакомство с периодическими изданиями для детей младшего школьного возраста, выработка умений и навыков периодической печати.

Форма урока: беседа, урок творчества.

Практическая часть: создание журнала сами.

Форма контроля: создание журнала сами по разделам и темам.

1. Знакомство с научно- познавательной литературой для младших школьников.

Эти книги могут дать расширенный ответ на интересующие вопросы истории, астрономии, географии, биологии.

Форма урока: лекция, мультимедиа

Практическая часть: рассказ учащихся об одной из книг

Форма контроля: опрос, викторина о животных

2. Твои первые словари и справочники.

Заинтересовать учащихся справочной литературой и научить самостоятельной работе с ней. Работа с Детской энциклопедией, Все об всем, Я познаю мир и т. д.

Форма урока: лекция, интеллектуальная игра, мультимедийная презентация.

Практическая часть: научить самостоятельной работе со справочной литературой.

Форма контроля: интеллектуальная игра.

1.О книге и библиотеке.

Заинтересовать учащихся историей книги, рассказать о роли, которую играла книга в развитие человечества, вызвать у ребят желание ближе познакомиться с книгой и библиотекой.

Форма урока: лекция, мультимедийная презентация.

Форма контроля: мультимедийная викторина.

2. Работа с книгой и текстом.

Познакомить учащихся с различными типами текстов, научить определять принадлежность текста тому или иному типу (инструкция, реклама, объявление, заметка, заявление и т. д.).

Практическая часть: написание текстов

Форма контроля: опрос, написание текстов.

1.О книге и библиотеке. Какой я читатель.

Обратить внимание ученика на его отношение книге настроить на вдумчивое, внимательное чтение, получить информацию о литературных вкусах детей.

Форма урока: лекция, мультимедийная презентация

Практическая часть: анкета

Форма контроля: ответы на анкету читателей.

Форма урока: лекция.

Практическая часть: групповые занятия, работа со справочной литературой

Форма контроля: опрос, поиск информации на заданную тему.

1. Справочно-библиографический аппарат библиотеки.

Первоначальное знакомство со структурой систематического и алфавитного каталога, выработка навыков и умений работы с каталогом при поиске литературы, знакомство с автоматизированным каталогом.

Практическая часть: работа с карточками каталога, каталогом, автоматизированным каталогом.

Форма контроля: поиск карточки в каталоге.

2. Периодические издания для детей среднего

Знакомство с периодическими изданиями для детей среднего школьного возраста. Многообразие изданий журналов и газет, их структура.

Практическая часть: работа в группах с периодическими изданиями, поиск информации.

Форма контроля: чтение информации из журнала или газеты.

Форма урока: лекция, работа с литературой.

Практическая часть: индивидуальные занятия.

Практическая часть: знакомство с многообразием литературы.

Форма контроля: ответы на вопросы по ходу урока.

1.Преиодические издания для учащихся старших классов.

Способствовать формированию устойчивого интереса к молодежным газетам и журналам. Знакомство с новыми изданиями. Дать основные понятия периодика, рубрика и периодические издания.

Практическая часть: групповые занятия с периодическими изданиями.

Форма контроля: поиск информации, ответы на вопросы

Практическая часть: групповые занятия с научно популярной литературой.

Форма контроля: поиск информации, ответы на вопросы викторины.

1. Справочно-библиографический аппарат библиотеки.

Знакомство со справочно-библиографический аппарат Центральной библиотеки.

Форма урока: экскурсия в ЦБ.

Практическая часть: Осмотр и знакомства с СБА.

Форма контроля : опрос о пройденном и поиск информации по СБА ЦБ..

Цель чтения и методы самостоятельной работы с книгой, статьей. План книги, статьи. Конспектирование. Виды конспектов. Библиографическое оформление. Список используемой литературы.

Форма урока: лекция.

Практическая часть: групповые занятия с источниками..

Форма контроля: написание конспекта и оформления списка используемой литературы.

1.Современные методы работы с источниками. ИКТ.

Работа с Интернетом. Поисковые системы.

Форма урока: лекция, работа с ИКТ.

Практическая часть: работа с ИКТ

Форма контроля: создание файлов с информации по темам.

Методическое обеспечение программы.

Дидактический материал и техническое обеспечение

Рассказ, демонстрация, самостоятельная работа

Опрос. Ремонт книги и знания правил обращения с книгой.

2. Беседа, урок творчества.

опрос учащихся, создание журнала сами по разделам и темам.

1. Лекция, мультимедиа

2. Лекция, интеллектуальная игра, мультимедийная презентация.

опрос, викторина о животных,

1. Лекция, мультимедийная презентация.

опрос, написание текстов.

1. Лекция, мультимедийная презентация

Библиотека, книги, словари,

поиск информации на заданную тему.

1. Лекция, мультимедийная презентация.

Мультимедиа, каталоги и каталожные карточки.

чтение информации из журнала или газеты, поиск карточки в каталоге.

1. Лекция, работа с литературой.

Ответы на вопросы по ходу урока.

Поиск информации, ответы на вопросы.

Центральная библиотека, книги, СБА.

Поиск информации, ответы на вопросы

Написание конспекта и оформления списка используемой литературы.

Лекция, работа с компьютером и Интернетом, ИКТ.

Создание файлов с информации по темам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *