Что такое бдение в православии

Бдение

Бде́ние — 1) молит­вен­ное, дела­ние, совер­ша­е­мое в состо­я­нии бодр­ство­ва­ния во время, соот­вет­ству­ю­щее вре­мени сна у обыч­ных людей (как пра­вило это отно­сится к ноч­ному пери­оду суток); 2) бодр­ство­ва­ние; состо­я­ние акти­ви­за­ции вни­ма­ния, моби­ли­за­ции внут­рен­них сил, свя­зан­ное с аске­ти­че­ским дела­нием; 3) фраг­мент наиме­но­ва­ния регу­лярно совер­ша­е­мой хра­мо­вой службы — Все­нощ­ного бдения); 4) наиме­но­ва­ние аске­ти­че­ской прак­тики, свя­зан­ное с наро­чи­тым огра­ни­че­нием про­дол­жи­тель­но­сти сна.

Что такое бдение в православии. Смотреть фото Что такое бдение в православии. Смотреть картинку Что такое бдение в православии. Картинка про Что такое бдение в православии. Фото Что такое бдение в православии

Для чего подвиж­ники молятся ночью? Неужели для спа­се­ния недо­ста­точно утрен­них, днев­ных и вечер­них молитв?

Сви­де­тель­ствуя о необ­хо­ди­мо­сти в деле спа­се­ния сер­деч­ной молитвы, Свя­щен­ное Писа­ние учит: «непре­станно моли­тесь» ( 1Сол.5:17 ). Но озна­чает ли это, что любой чело­век, при­со­еди­нив­шийся к Церкви, не имеет права на сон (ведь во сне он не в силах застав­лять себя дей­ство­вать так же, как и во время бодр­ство­ва­ния)? Разу­ме­ется, нет. Сам Гос­подь Иисус Хри­стос, живя земной жизнью и осу­ществ­ляя дело Спа­се­ния чело­века, пре­да­вался отдыху и сну. Между тем Он мог молиться и ночью.

Вспом­ним апо­стола Павла, кото­рый, при­зы­вая слу­ша­те­лей к бодр­ство­ва­нию, под­чер­ки­вал, что сам он непре­станно «со сле­зами» учил их «три года день и ночь» ( Деян.20:31 ). В данном случае слово “непре­станно” не должно интер­пре­ти­ро­ваться в том зна­че­нии, что будто в тече­ние ука­зан­ного пери­ода святой Павел совер­шенно не поз­во­лял себе ника­ких пере­ры­вов, в том числе на сон, и что он всегда имел на своих глазах слёзы. Сле­до­ва­тельно, это поня­тие, «непре­станно», тре­бует такого про­чте­ния, что он учил непре­станно настолько, насколько воз­можно.

При­бли­зи­тельно то же можно ска­зать и о непре­стан­но­сти бого­угод­ной молитвы. Едва кре­стив­ше­муся хри­сти­а­нину сложно настро­ить себя на непре­стан­ную молитву, трудно бороться с иску­ше­ни­ями лено­сти, немо­щью плоти. Даже апо­столы, причём избран­ные Самим Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом, несмотря на Его призыв бодр­ство­вать ( Мф.26:38 ) и после­до­вав­ший затем спра­вед­ли­вый укор в ослу­ша­нии ( Мф.26:40 ), спали, когда Он молился о чаше ( Мф.26:42 ).

Что каса­ется подвиж­ни­ков, доб­ро­вольно и осо­знанно избрав­ших для себя путь осо­бого слу­же­ния Богу, — по мере воз­рас­та­ния их духов­ного опыта, по мере внут­рен­него пре­об­ра­же­ния в них воз­рас­тает умение и жела­ние молиться. Меня­ется и само отно­ше­ние к молитве. То, что для кого-то пред­став­ля­ется сухим пра­ви­лом, кото­рое необ­хо­димо читать утром и перед сном потому что «так надо», для них, в полной мере, — сред­ство обще­ния с Богом, сред­ство еди­не­ния с Ним. Именно жела­ние быть вместе с Богом ста­но­вится глав­ным жела­нием в их аске­ти­че­ской жизни.

Поэтому они с радо­стью, хотя, конечно же, и не без борьбы со своей физи­че­ской немо­щью, молятся даже и по ночам. Так они в боль­шей сте­пени, нежели другие, ста­но­вятся испол­ни­те­лями тре­бо­ва­ния о непре­стан­ной молитве. Как отме­ча­ется в аске­ти­че­ской лите­ра­туре, резуль­та­том такого молит­вен­ного дела­ния ста­но­вится то, что даже и во время сна душев­ное состо­я­ние Божьих угод­ни­ков, в нрав­ствен­ном плане, соот­вет­ствует состо­я­нию молит­вен­ного настроя, харак­тер­ного для молит­вен­ного бодр­ство­ва­ния (в част­но­сти, это может ска­зы­ваться и на сно­ви­де­ниях (см. подроб­нее: Можно ли дове­рять сно­ви­де­ниям?)).

Кроме того, неко­то­рые подвиж­ники отме­чали, что невоз­мож­ность моле­ния во время сна может вос­пол­няться молит­вами бодр­ству­ю­щих братий, молит­вами Церкви (за ближ­них).

Источник

О Всенощном бдении. Часть 1. «Востаните!»

Приблизительное время чтения: 4 мин.

Все́нощное бде́ние, или Все́нощная, – это православное богослужение, соединяющие в себе три службы: великую вечерню (иногда великое повечерие), утреню и первый час. В чем смысл Всенощного бдения, какие песнопения исполняет хор, что делают священнослужители, как библейские тексты, исполняемые на православном богослужении, повлияли на мировую культуру? Обо всем этом читайте в комментариях игумена Силуана (Туманова).

Что такое бдение в православии. Смотреть фото Что такое бдение в православии. Смотреть картинку Что такое бдение в православии. Картинка про Что такое бдение в православии. Фото Что такое бдение в православии

Единственный смысл православного храма быть местом молитвы православных христиан. И даже более того, определенной, особой молитвы – благодарственной. Конечно, в храме и просят, и каются, и прославляют Бога. Но главное именно благодарность, благодарение.

Благодарение по-гречески «евхаристия». Так мы называем самое главное, что есть в жизни крещеного христианина — Таинство Причащения, происходящее на Литургии. Сейчас нетрудно найти любую информацию о литургии — главном богослужении, совершаемом в храме. Христианин готовится к нему целый день, который по древней библейской традиции начинается не с полуночи, а с вечера предыдущего дня.

Вот именно поэтому те, кто желают в воскресенье причаститься и прославить Воскресшего Христа на литургии, уже вечером в субботу приходят в храм на особое богослужение — Всенощное бдение.

«Востаните!»

Обычное воскресное Всенощное бдение совершается накануне воскресных дней в субботу вечером.

Также Всенощное бдение совершается накануне двунадесятых праздников, праздников, отмеченных особым знаком в Типиконе (e.g. память Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, и Святителя Николая Чудотворца. ), дней храмовых праздников и в некоторых других случаях согласно местной традиции.

Это действие при всей своей простоте является одним из самых глубоких и многозначительных моментов православного вечернего богослужения и напоминает нам о тайне сотворения мира, скрытой от человеческих глаз и понимания.

После молчаливого каждения выходит из Царских врат диакон и, глядя на нас, произносит весьма странное слово: «Востаните!» Ну, понятно, конечно, что нас призывают не восстание совершить, а просто встать. Но зачем? Мы ведь и так стоим, а не сидим! Вон, баба Клава старенькая, она на лавочке сидит. А все остальные-то стоят!

А почему в русских храмах не так? Понятно ведь, что не из-за греховности или невозможности сидеть на стуле во время службы, иначе и в других православных Церквях этого не было бы. Одно из объяснений такое. На Руси храмы всегда были переполнены народом. А попробуйте поставить стулья, если и для стоящих места маловато?

На этих словах священник кадильницей в воздухе перед престолом (а это в глубине алтаря стол для самых священных и таинственных действий) чертит знак креста, показывая, что через Распятие Иисуса Христа христиане узнали о тайне Святой Троицы – Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святого.

«Благослови, душе моя, Господа!»

Затем священник выходит из алтаря и кадит весь храм, а хор поет 103-й, «предначинательный» псалом «Благослови, душе моя, Господа!». Этот псалом выбран в качестве начала вечерни, потому что напоминает о шести днях творения, которое, согласно Библии (1 глава книги Бытия), началось вечером. На практике поются только некоторые стихи из него. А жаль. Хотя, конечно, это сильно сокращает длительность богослужения.

Псалом этот приписывается авторству самого библейского царя Давида и является гимном, посвященном сотворенной Богом вселенной – видимого и невидимого мира. Описание природы в псалме сделано поэтично и сильно в художественном отношении. Этот древний текст вдохновлял христианских поэтов разных времен и народов. Известно его стихотворное переложение, принадлежащее Ломоносову. Его мотивы звучат в оде «Бог» Державина и в «Прологе на небесах» Гете. Этот псалом выражает восхищение человека, созерцающего красоту сотворенного Богом мира.

Торжественное пение хора, приятный запах ладана, величавые действия священнослужителей – всё это напоминает о безбедной жизни первых людей в Раю, на самой заре истории человечества.

А затем священник заходит в алтарь, врата закрываются, гаснет паникадило (люстра в центре храма), хор смолкает.

И тут мы вспоминаем о грехопадении первых людей. И о нашем личном грехопадении….

Источник

«Бдительная бессонница» — всё о Всенощном Бдении в православной церкви

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Погруженный в полумрак храм, горящие свечи, тихие песнопения, сосредоточенные лица молящихся – так выглядит одна из самых красивых и продолжительных церковных служб, имеющая древнее происхождение.

Что это за служба? Определение

Название службы показывает, что происходить она должна, очевидно, ночью. А термин «всенощная» говорит о продолжительности молитв – до рассвета. Греческое название службы «ἀγρυπνία» («агрипиния»), означающее одновременно «бессонницу» и «бдительность» говорит о том же самом.

Ночные моления в раннехристианской церкви

Действительно, традиция особенно усердно молиться во время ночи известна еще у первых христиан. Она восходит к Самому Господу. Евангелия повествуют о Его ночных молениях:

Полезные материалы

Нередко молились по ночам Апостолы. Св. Лука рассказывает о том, как свв. Павел и Сила ночью в тюрьме «молясь, воспевали Бога; узники же слушали их» (Лк.16:25). Традиция ночных продолжительных молитв постепенно утвердилась среди верующих.

Правда, бдение от захождения солнца до рассвета совершалось первыми христианами только при особых случаях, например, накануне Пасхи Христовой. По большей же части моления заканчивались около полуночи.

Монашеская традиция

С утверждением христианства в Византии продолжительные молитвенные стояния стали уделом иноков, но не везде.

Известны 2 наиболее распространенных с VI-VIII вв. богослужебных устава монахов – Константинопольского монастыря прп. Феодора (обитель также называлась Студийской, по имени некогда основавшего ее сенатора) и обители св. Саввы Освященного близ Иерусалима.

По местам происхождения эти уставы назывались Студийским и Иерусалимским, и отношение к ночным молениям было у них разным:

В России

Русскими литургистами еще начала XX в. установлено, что на Руси последовательно сменили друг друга три богослужебных Устава:

Сколько длится такое служение по времени?

Таким образом, появление всенощной в России относится к XIV в. Со временем оказалось, что русская служба – намного длиннее той, что совершалась греческими монахами.

По Уставу, бдение начинается с заходом солнца и оканчивается с рассветом. Но в русских широтах продолжительность ночи существенно больше, особенно зимой.

Поэтому, как указывает современный литургист А.М. Пентковский, чтобы продлить время богослужения, к нему добавили Повечерие, Полунощницу, каноны. Так сформировалась уставное богослужение длительностью до 8-10 ч.

Именно так его совершали в храмах России до середины XVII в., когда патриарх Никон провел богослужебную реформу. С этого времени, хотя Устав об этой службе не изменился, возникла практика сокращения ее до нескольких часов.

Что такое бдение в православии. Смотреть фото Что такое бдение в православии. Смотреть картинку Что такое бдение в православии. Картинка про Что такое бдение в православии. Фото Что такое бдение в православии

«Исторические всенощные»

В начале XX в. русские литургисты, профессора Киевской Духовной Академии М.Н. Скабалланович и В.Ф.Певницкий силами духовенства и студентов организовали Всенощное будение в полном соответствии с Уставом. Эта уникальная служба началась с 6 часов вечера и окончилась около 2 часов ночи. М.Н.Скабалланович свидетельствует:

Однако, повторить этот опыт не удалось никому долгие годы. Сегодня полная всенощная постоянно служится только на старообрядческих и единоверческих приходах.

Идут по пути полного выполнения Устава и некоторые приходские храмы. Наиболее последовательно это реализуется в храме Новомучеников и исповедников Российский в Строгино (г. Москва). Здесь с начала 2000-х гг. по инициативе настоятеля, протоиерея Георгия Крылова, создан кружок знаменного пения, прихожане много лет изучали древние богослужебные традиции.

Простыми словами о сложном

Значение слова в православии, чем отличается от вечернего богослужения?

В большинстве православных приходов современной России всенощная – это идущие друг за другом службы:

Такое богослужение совершается накануне воскресной службы, а также перед великими праздниками, днями памяти особо чтимых святых, престольных праздников той или иной церкви.

Кроме того, по желанию настоятеля, или по местной традиции, оно может быть совершено накануне любого другого церковного торжества, памяти особо почитаемого святого.

Отличие всенощной от вечернего богослужения по будним дням состоит в большей торжественности и продолжительности, так как во время его:

Продолжительность в субботу и другие дни

В большинстве церквей служба продолжается около 2 часов, в монастырях ее длительность может увеличиваться до 3 часов. Начало богослужения обычно с 17 или 18 часов, практика моления в течение всей ночи сейчас применяется очень редко.

Положена ли исповедь?

По установившейся практике, исповедь обычно проводится во время вечернего богослужения. Не исключение и всенощная.

Вместе с тем, на небольших приходах, где священнослужителей не хватает, таинство может быть перенесено на время после службы, либо утро перед началом литургии. Поэтому время исповеди лучше узнавать в конкретном храме.

Составные части с пояснениями

Части службы символически изображают путь человечества, пройденную им историю от создания мира до Воплощения Христа.

Вечерня

Первый возглас священника, открывающий ее – «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице…». Это прославление Бога за создание мира. Затем иерей обходит церковь с кадилом, тогда как хор поет псалом 103, посвященный красоте мира, который Бог «премудростию сотворил еси». Так верующие призываются вспомнить о Рае, где Сам находился в общении с Адамом. Недаром при каждении открыты врата в алтарь, символизируя единение Творца и Его создания.

По окончании каждения врата закрываются. Прошения, которые произносит диакон перед ними – это вопль к Богу согрешившего человека, лишенного Рая.

Поются и покаянные ветхозаветные стихи, а затем песнопения воскресные, либо празднуемого события. Последнее из них всегда посвящено Богоматери, благодаря Которой Рай снова стал возможен для людей.

После этого пения царские врата открываются и происходит вечерний вход священника и диакона при песнопении «Свете Тихий святыя славы…», посвященного Христу.

Важный момент службы – читаемые по большим праздникам паремии – отрывки из пророческих и других ветхозаветных писаний, пророчески предрекающие празднуемое событие.

Лития

Эта служба происходит по большим праздникам. Священнослужители обычно исходят из алтаря на середину храма или ближе к входу, и совершают особые моления о верующих, Церкви.

По литии священник благословляет 5 хлебов, елей, вино, пшеницу. Ныне это понимается как воспоминание о насыщении Господом 5000 человек в пустыне пятью хлебами.

Заканчивается Вечерня чтением молитвы св. Симеона Богоприимца, произнесенной им при Сретении Господа («Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…») и молитвой «Богородице Дево, радуйся…», что знаменует Воплощение Христа.

Утреня

Эта служба вся посвящена Христу. Она начинается со слов Ангельского приветствия, возвестившего в свое время пастухам о Рождении Спасителя: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».

Шестопсалмие

Затем гасятся светильники, все свечи. Выйдя на середину церкви, пономарь начинает 6 псалмов, которые образуют Шестопсалмие и изображают бедствие человека, ожидание помощи Божией.

Прп. Пасисий Святогорец говорит:

После Шестопсалмия диакон произносит ектению (молитвенные прошения), читается кафизма из Псалтири.

Полиелей

Затем приходит самый торжественный момент Утрени – после каждения храма читается Евангелие, а потом начинается полиелей: верующие, при чтении канона праздника или святого, помазываются елеем, освященным на литии.

Завершается служба пением «хвалитных» псалмов и стихир, прославляющих Бога. Кульминацией становится Великое Славословие, начинающееся возгласом «Слава Тебе, показавшему нам свет!». В древности, когда моление совершалось всю ночь, к этому времени всходило солнце, все верующие славили наступление нового дня.

Первый час

По окончании Утрени совершается последование 1 часа, во время которого испрашивается благословение Божие на новый день. В состав этой краткой службы входят:

Особенности на Сретение Господне

Сретение – двунадесятый праздник, который может совпадать с временем подготовки к Великому Посту, так как отмечается в феврале. Устав содержит различные богослужебные указания об особенностях всенощной на этот праздник при таком случае.

При совпадении Сретения с днями, когда поется Постная Триодь, на праздничном бдении можно услышать покаянные песнопения, готовящие верующих к посту. А вот если Сретение попадает на 1 день Великого Поста, то служба переносится на предыдущее воскресенье, соответственно, бдение приходится на субботу накануне.

Отличия при архиерейской службе

Если богослужение совершает епископ:

Толкование и объяснение

С древности ночные моления связывались с будущим Вторым Пришествием и исполнением слов Христа: «Бдите и молитеся, да не внидите в напасть» (Мф. 26: 41). Действительно, продолжительная служба учит сосредоточенности, вниманию к себе.

Еще один смысл службы связан с благоговением перед творением Божиим, его красотой. По слову свт. Василия Великого, «отцы наши не хотели в молчании принимать благодать вечернего света, но в тот час, как он наступал, приносили благодарение».

Наконец, бдение, отрешая от земной суеты, готовит верующих к празднику, сердцем и основой которого всегда является Божественная Литургия.

Один из современных проповедников утверждает, что если Литургия – дар, который Господь дает нам, то всенощная – наше приношение и жертва Ему, когда мы, пусть немощные, показываем свое стремление к Богу. Мир души, который ощущают многие из усердно молившихся за бдением – и есть награда за понесенные труды.

Источник

О бдениях

От переводчика:

Действительно, в чем смысл бдения? Мы с нашей краткой всенощной, длящейся в среднем два часа с небольшим, во многом утратили само понятие о длительной ночной молитве. Но, заглянув в Толковый Типикон М. Скабаллановича, мы с удивлением узнаем, что вообще-то наше всенощное бдение должно длиться около 8 часов, если его исправно служить по Типикону. А если мы обратимся к опыту Древней Церкви, то увидим, что агрипния (всенощное бдение) действительно продолжалась всю ночь – от заката (вспомним слова гимна «Свете тихий»: «пришедше на запад (т.е. закат) солнца») и вплоть до восхода (неслучаен возглас утрени: «Слава Тебе, показавшему нам свет»). А затем совершалась Божественная литургия. И возникает вопрос: а не из ночной ли молитвы проистекает ясность догматического сознания Древней Церкви, духовная высота жизни ее членов и удивительная просветленность древних молитвенных текстов?

Бдение учит многому. Во-первых, бдительности и собранности. Неслучайно Спаситель призывал апостолов: «Бдите и молитеся, да не внидете в напасть» (Мф. 26: 41). Ночное бдение служит мобилизации духовных сил христианина и является образом той постоянной бдительности, которую он должен проявлять в своей жизни относительно пороков, страстей и лукавых помыслов. Во-вторых, оно учит трезвению. Как и сейчас, в древности, особенно в южных странах, ночь для многих была временем разгула и пьянства. В противоположность этому святой апостол Павел учит в Послании к Фессалоникийцам: «Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения, потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним» (Фес. 5: 7–10). Обычная уже сцена на улицах наших городов: одурелые молодые люди, возвращающиеся после дискотеки и (или) пьянки, и бодрые старушки, спешащие на раннюю обедню. И некоторых молодых людей это заставляло задуматься и измениться.

В-третьих, ночное бдение – школа подвига, превозможения своей немощной плоти. И, наконец, это урок духовной тишины и чистой хвалы Господа. В одном раннехристианском памятнике – «Завете Господа нашего Иисуса Христа» – говорится о том, что в полночь замирает всё творение и звезды, луна, ручьи, деревья хвалят Творца.

Всем этим смыслам бдения и посвящена удивительно простая, ясная и глубокая проповедь святителя Никиты Ремесианского. Она не только предоставляет исчерпывающую подборку цитат и примеров из Ветхого и Нового Завета, но являет собственные весьма глубокие мысли и наблюдения святителя. Например:

«Глупо и весьма странно, если мы будем отговаривать хорошо бегущих, потому что сами бежать не имеем сил. Ведь если мы и не можем, мы должны не завидовать могущим, но ободрять их. Подобно тому, как из-за согласия со злодейством с соучаствующими разделяется наказание, так и следует надеяться на сопричастность к славе из-за согласия с добром. Ведь одних венчает дело, а других радует благочестивая воля».

Проповедь написана кратким, энергичным и поэтичным стилем, многие строки напоминают стихи:

«Бдением страх всякий исключается, вера рождается, плоть истощается, пороки истаявают, благодать укрепляется, отходит глупость, приходит мудрость».

Это произведение святителя Никиты Ремесианского заслуживает самого глубокого внимания.

Текст переведен с издания: Burn A.E. Niceta of Remesiana. His life and works. Cambridge: University Press. 1905. P. 56–66. Цитаты из Священного Писания несколько отличаются от синодального текста, так как переводились с латинского оригинала, поскольку святитель Никита использовал т.н. Италу – версию Библии, отличающуюся и от масоретского еврейского Ветхого Завета, и от Септуагинты, а также греческого текста.

О бдениях

Что такое бдение в православии. Смотреть фото Что такое бдение в православии. Смотреть картинку Что такое бдение в православии. Картинка про Что такое бдение в православии. Фото Что такое бдение в православии

Достойно есть и приемлемо, братия, придя в собрание, произнести и поведать речь о святых бдениях, когда подобный ночной труд требуется из-за беспокоящихся о них. Ночь есть мрак для тела, который удерживает во сне не только людей, но и всех одушевленных существ, чтобы, восстановив силы чрез дремание, они, бодрствуя, могли выдержать дневные труды.

Благой Бог так предусмотрел, так установил, чтобы человек, имеющий «выйти на дело свое и на делание свое до вечера» (Пс. 103: 23), имел свободное время, в которое он отдохнул бы от тяжелых работ и многого утомления. Следовательно, Он сотворил день для дела, ночь для покоя, и за это, как и за всё, мы должны благодарить Того, Кто прежде это установил. Однако мы знаем многих из людей, которые, или желая угодить своим господам, или получить для себя в чем-либо пользу, отделяют частичку ночи для какого-либо дела и считают особой выгодой то, что, воруя от сна, они могут работать. Соломоном восхваляется жена, которая бодрствует и прядет свой «урок» при свете светильника (см.: Притч. 31: 13, 23). Добавляет, что от сего рождается похвала мужу ее во вратах и слава. И хотя тот, кто бодрствует ради плотских средств, то есть ради еды и одежды, не подвергается упрекам, но, напротив, восхваляется, то я утверждаю, что удивляюсь тем, кто считает священные бдения, столь плодотворные для духовного делания, обильные молитвами, песнопениями, чтениями, или излишними, или утомительными, или, что еще хуже, тягостными.

2. И не удивительно, если так чувствуют люди, далекие от нашей религии. Каким образом религиозные дела могут нравиться непосвященным (profanis)? Если бы им они нравились, то они были бы нашими, ибо мы – до сих пор христиане. А если наши суть те, кого оскорбляет спасительное действие бдений, то, чтобы не подозревать их в чем-либо худшем, они или ленивы, или сонливы, или старцы, или больные. Если они лентяи, то пусть покраснеют, когда писание провозглашает: «О ленивец, доколе спишь? Когда же восстанешь от сна? Немного поспишь, немного посидишь. Мало подремлешь, мало ты посидишь, сложив руки на груди. Затем придет к тебе, как прохожий, бедность и нужда, как добрый и легкий бегун, придет к тебе» (Притч. 6: 9–11). Если ты старец, то кто тебя заставляет бодрствовать? И хотя ты и не принужден бдеть из-за возраста, однако бодрствуешь. И если ты не можешь стоять и понимаешь свою немощь, то не должен призывать юношей и сильных к твоему оцепенению, ибо по причине различных искушений юности они должны быть более расположены тяготиться от бдений. Если ты немощен членами, то не смей упрекать, что не можешь работать, но лучше орошай и ты, по словам пророка, постель твою (см.: Пс. 6) и говори: «Если поминал Тебя на постели моей» (Пс. 62: 7). Присоединись тем самым к бодрствующим, чтобы помогли тебе своими молитвами, чтобы с помощью Господней мог на одре болезни и ты когда-нибудь с полным правом сказать: «Во утро буду поучаться у Тебе, Господи, ибо Ты был помощник мой» (Пс. 62: 7). Иначе говоря, глупо и весьма странно, если мы будем отговаривать хорошо бегущих, потому что сами бежать не имеем сил. Ведь если мы и не можем, мы должны не завидовать могущим, но ободрять их. Подобно тому, как из-за согласия со злодейством с соучаствующими разделяется наказание, так и следует надеяться на сопричастность к славе из-за согласия с добром. Ведь одних венчает дело, а других радует благочестивая воля.

Люби бдения… Если ты грешник, то тем более беги, чтобы очиститься бдением и молитвой

3. Не слишком утомительным или трудным должно казаться даже для нежных тел уделить Богу как некую часть две ночи в неделю, то есть в субботу и воскресенье. Ведь это как бы очищение пяти дней и пяти ночей, в каковых мы отягощаемся плотским оцепенением или ветшаем в мирских делах. И пусть не стыдятся некоторые в благом изучении святости, ибо не стыдятся нечестивые в совершении мерзостного дела. Справедливо говорит Писание в Притчах: «Есть смущение, ведущее в грех» (Притч. 4: 25). В благом деле грешно смущаться, как погибельно не смущаться, творя зло. Если ты свят, люби бдения, чтобы, бодрствуя, сохранить сокровище твое, и сам сохранишься в святости. Если ты грешник, то тем более беги, чтобы очиститься бдением и молитвой, когда, бия в грудь, ты часто вопиешь: «От тайных моих очисти меня и от чуждых пощади раба Твоего» (Пс. 18: 13–14). Тому, кто желает от тайных очиститься, следует, чтобы его не забавляло осквернение этими несчастиями.

4. Итак, дело требует, дорогие, чтобы мы сказали немного о значении и древности бдений, а также об их пользе. Больший труд подъемлется, если пред очами предлагается польза. Древним является служение бдений, знакомым благом для всех святых. Ведь Исаия пророк вопиет к Богу: «От ночи бодрствует к Тебе дух мой, Боже, зане свет повеления Твои на земле» (Ис. 26: 9). Давид, освященный царским и пророческим помазанием, так поет: «Господи Боже, возможность спасения моего, во дни воззвал я и в ночи пред Тобою» (Пс. 87: 2). Он же говорит: «Помянул я в ночи имя Твое, Господи, и сохранил я закон Твой» (Пс. 118: 55). Но, возможно, лежа на своей постели, он воспевал это, поскольку некоторые ленивцы считают достаточным, если кто-либо молится на постели своей или, скорее, бормочет псалом. Впрочем, и это – благо: спасительно есть всегда и везде вспоминать о Боге. Но еще лучше – присутствовать стоящим под Божественным взором. Восприими же и иное изречение того же пророка, которое являет и место, и время, и обычай молящегося: «В ночах возденьте руки ваши во святое и благословите Господа» (Пс. 133: 2). И чтобы ты не думал, что здесь названы только вечерние часы ночи, то пророк выходит навстречу и говорит: «В полуночи я восстал исповедаться о судьбах правды Твоей» (Пс. 118: 62). Ты имеешь и определенное время восстания, и очевидную заботу, как исповедаться Богу.

5. До сих пор, когда я обсуждаю намерение святых, то навстречу выходит нечто большее и утомительное, и считается оно превыше состояния человеческой природы, когда я слышу того же пророка, поющего: «Если и взойду на постель ложа моего, если дам сон очам моим, и зрачкам моим дремание, и покой векам моим, пока не найду место Господу, святилище Богу Иакова». Кто же столь застынет в любви к Богу и в преданности духа, чтобы полностью отвергнуть сон, без которого человеческие тела увядают, пока царь и пророк не найдет место для храма Господнего, имеющего создатися? Каковое дело должно нас твердо уверить, если мы сами хотим быть местом Господа и обиталищем Его, а также желаем оказаться Его вечным храмом, как удостоверяет Павел, говоря: «Вы есте храм Бога живаго» (1 Кор. 3: 16). Насколько возможем, возлюбим по примеру святых бдения, чтобы о нас не было сказано, как поется во псалме: «Уснули сном своим и ничего не нашли» (Пс. 75: 6). Но лучше кто-нибудь, имея возблагодарить, скажет: «В день скорби моей Господа я взыскал руками моими ночью пред Ним и я не обманулся» (Пс. 76: 3), ибо «благо есть исповедаться Господу и петь имени Твоему, Вышний, возвещать заутро милость Твою и истину Твою на ночь» (Пс. 91: 2–3).

Это и таковое так здесь святые пели и оставили писания, пусть мы, их потомки, возбудимся равными примерами для празднования по ночам стражи нашего спасения.

6. Но от древних перейдем к новым, от служителей закона к служителям Евангелия: от Нового Завета удостоверяется благодать бдений. В Евангелии читаем, что Анна, дщерь Фануилева, вдова, служа Господу постоянными молитвами и постами, не отходила от храма днем и ночью. Сии священнейшии пастыри, когда совершали ночные бдения над своими стадами, удостоились увидеть и ангелов, и Христа рожденного. И разве всеобщее установление Спасителя не воздвигает слушателей к бдению? [1] Или притча о добром сеятеле, в которой говорится: «Когда спали, пришел злой человек и засеял сверху сорняки в пшеницу и отошел» (Мф. 13: 25). Если бы они не спали, то, вероятно, злодей не мог бы засеять плевелы. Или когда говорит: «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи в руках ваших. И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему. Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими. И если придет в вечерний час, и в полуночи, и при пении петухов, и найдет их бодрствующими, то блаженны рабы те. Вы знаете, что если бы ведал отец семейства, в который час придет вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой. Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Лк. 12: 35–40).

Господь бодрствовал не для Себя, но для того, чтобы знали, что подобает творить

И не только словами Он учит бдениям, но также учит и примером. Ведь в Евангелии удостоверяется, что «Иисус бодрствовал всю ночь в молитвах» (Лк. 6: 12). Господь бодрствовал не для Себя, но для того, чтобы знали нищие и немощные рабы, что подобает творить, когда Господь, богатый молитвами и ни в чем не нуждающийся, пребывал в молитве как сильнейший. Так, Он упрекает Петра, говоря во время страсти: «Ты не мог единый час бодрствовать со Мной?» (Мф. 26: 39). И для всех Он говорит: «Бодрствуйте и молитесь, да не внидете в искушение (Мф. 26: 41). Эти слова и примеры подобного рода, молю вас, кого не смогут воздвигнуть от сна глубокого и высшей смерти подобного?

Ум заостряется, заблуждение поражается, глава преступлений диавол мечом Духа поражается. Что необходимее сей пользы?

Надлежит заботиться, чтобы душа имеющего бодрствовать не отягчилась неумеренностью пищи или питья

Этих слов достаточно о значении и древности, а также пользе бдений. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *