Что такое беловодье кратко
Где находился загадочный рай старообрядцев Беловодье
Страна Беловодье представлялась староверам местом, где царит справедливость и нет гнёта власть имущих. Местоположение этой страны постоянно менялось, но находились те, кто утверждал, будто бы побывал в ней.
В разное время Беловодское царство было то на Алтае, то в Сибири, то где-то на Крайнем Севере. А в славянских легендах Беловодье и вовсе находилось под землёй. Считалось, что в славянский рай можно было попасть, если получить ключ от священной птицы.
«У ворот Беловодья». В. Иванов
Славянская легенда о рае Беловодье
В стародавние времена Беловодье представлялось нашим предкам раем. Они называли его «ирием» — волшебным краем без холодов. Именно туда по легендам на зиму улетали птицы. Но вместе с тем бытовала и другая легенда. Согласно ей, славянский рай находился под землей, и в нём жили змеи. И змеи, и птицы считались символами загробного мира. А в ирии обитали души умерших, попадающие туда после ритуалов.
Душа обязательно должна была найти ключ от ирия. Его хранителями были птицы: жаворонки, кукушки или вороны. Связана была благословенная страна и с загадочным Китеж-градом.
Город в стране белых вод
Первые упоминания о Китеж-граде относятся к XVIII веку. В этом городе могли найти убежище те, кто обладает чистой душой и храбрым сердцем. По легендам Китеж-град находился на берегу озера Светлояр. Оказавшись там, можно было услышать едва заметный перезвон колоколов. Хотя ни одной церкви рядом и не было.
Сказания о прекрасном Китеж-граде тесно переплелись со сказаниями о Беловодье. Но, так сказать, реальный образ страна Беловодье обрела в конце XVIII-начале XIX. Связано это было с деятельностью общины бегунов.
Беловодское царство старообрядцев
Общество бегунов основал старообрядец Евфимий, считавший Петра I антихристом. Чтобы спастись, он предложил своим соратникам «таитися и бегати». Многие отправились за ним в Сибирь, оказавшись в добровольной ссылке. А поскольку для старообрядцев Беловодье было местом, свободным от гнёта власти, можно сказать, что они его нашли.
А за пару веков до основания общины бегунов-старообрядцев, ещё одна община основала своё Беловодье. В Бухтарминском крае, что на Алтае, поселились беспоповцы. Там же жили сбежавшие каторжники и крестьяне. Жили, соблюдая старые заветы православной веры и объединяясь в семьи. Над ними не было барского надзора, но никаких преступлений или проступков всё равно не совершалось.
О местонахождении Беловодья размышлял и художник Рерих. Он даже записал легенду, что благословенная страна находится рядом с Алтаем. Но вместе с этим Рерих связывал Беловодье с Шамбалой — священным местом буддистов. Возможно, жители Алтая услышали от своих соседей о Шамбале и несколько переиначили легенду на свой лад. И Шамбала, и Беловодье имеют общие черты.
«Оттуда». Н. Рерих. На картине изображена беловодская женщина
Один из старообрядцев по имени Марк в своей книге упоминал о том, что он побывал в загадочном Беловодском царстве. Путь его пролегал по Сибири, Алтаю и через Китай. После этого, оказавшись на «Опоньском» острове, Марк понял, что очутился в райской стране. По словам путешественника, она было заселена «ассириянами» и русскими.
Почему же Беловодье находилось в разных местах?
Любого человека манит всё неизведанное. Вот и в легендах о Беловодье — крае с молочными реками, крае истины и красоты, не указывалось точного местоположения. Урал, Алтай, Поморье, Крайний Север — все эти места вполне подходили под описание славянского рая.
Такой разброс вполне объясним. По мере открытия русскими Севера и Сибири Беловодье отдалялось в восточном направлении. Когда же все эти земли были изучены, то Беловодское царство превратилось всего лишь в красочную легенду.
БЕЛОВОДЬЕ
2 др. редакции «Путешественника» расходятся с 1-й в ряде существенных моментов. Автором сочинения во 2-й и 3-й редакциях назван инок Михаил. Во 2-й редакции вводится важное замечание: «А тамо антихрист не может быть и не будет»; описание Б. дано не столь подробно, как в 1-й редакции, отсутствует сообщение о перекрещивании выходцев из России и т. д.
Происхождение легенды о Б. напрямую связано с колонизацией земель по берегам Бухтармы. Бухтарминская рус. община возникла в конечном пункте важного общерус. миграционного пути, с к-рым совпадает реальная часть пути в Б., описанная в «Путешественнике». Вольная крестьянская община бухтарминцев в течение относительно долгого времени находилась вне контроля со стороны гос-ва, что стало источником появления и развития «утопической легенды», не умершей и после включения Бухтармы в состав Российской империи в 1791 г. (Н. Н. Покровский). Во 2-й пол. XVIII в. земли по берегам Бухтармы назывались Б. Присоединение Бухтармы к России, по-видимому, обусловили перенесение понятия Б. дальше на восток и появление Беловодской легенды в том виде, к-рый известен по «Путешественнику» и слухам о Б., циркулировавшим в XIX в. Мн. исследователи (К. В. Чистов и др.) предполагали, что особая роль в формировании и распространении беловодской легенды принадлежала старообрядцам согласия странников. Однако ни в одном из страннических сочинений XVIII-XX вв. нет упоминаний о Б., ни в одной страннической рукописи не встречаются списки «Путешественника». Представление о существовании целой страны, где нет и не может быть антихриста, где сохранилось во всей полноте «дониконовское» священство, в корне противоречит учению странников о всемирной и окончательной победе антихриста и конечном истреблении им «истинного» священства. Возникновение и распространение легенды о Б. не связано с деятельностью определенного старообрядческого согласия, она жила среди поморцев, часовенных, беглопоповцев и др.
Лит.: Чистов К. В. Русские народные социально-утопические легенды. М., 1967. С. 239-290; Клибанов А. И. Народная социальная утопия в России: Период феодализма. М., 1977. С. 219-225; Покровский Н. Н. К постановке вопроса о беловодской легенде и бухтарминских «каменщиках» в лит-ре последних лет // Общественное сознание и классовые отношения в Сибири в XIX-XX вв.: Бахрушинские чтения 1980 г. Новосиб., 1980. С. 115-133; Мамсик Т. С. Беловодцы и Беловодье: по материалам следственного дела о побеге 1827-1828 гг. // Источники по культуре и классовой борьбе феодального периода. Новосиб., 1982. С. 135-164; она же. Крестьянское движение в Сибири, 2-я четв. XIX в. Новосиб., 1987. С. 178-205; Рерих Н. Беловодье // он же. Листы из дневника. М., 2000. Т. 2. С. 25-31; Белобородов С. А. Славяно-беловодская иерархия (мат-лы для истории затянувшейся мистификации) // Сибирь на перекрестке мировых религий. Новосиб., 2002 (в печати).
Легенда о Беловодье, священной стране в Сибири
По преданию, существует страна, спрятанная от людских глаз. В ней все равны, все счастливы. Земли плодородны, а воздух целебен. И живёт там народ добрый и праведный, с чистым сердцем и помыслами.
Многие пытались найти эту страну. А кто утверждает, что побывал там, рассказывает, что находится Беловодье в Сибири, среди Алтайских гор.
Страна великой мудрости. Истоки легенды о Беловодье
Первое упоминание о Беловодье датируется X веком, когда к Князю Владимиру Красное солнышко пришёл мудрец. Рассказал, что на востоке есть страна, где никто ни в чём не нуждается,пшеница сама растёт, скот без опасности пасётся на бескрайних лугах. А с огромной белой горы стекают воды,образующие реки, в которых в избытке обитает рыба. И живут там мудрейшие из мудрейших, знающие ответ на любой вопрос. И скрыта эта страна от злых людей. И открывается только чистым сердцам. И зовётся эта страна — Беловодье.
Восхитился Князь рассказу мудреца, собрал дружину, во главе поставил монаха Сергия и отправил их на поиски.
По преданию, после многих лет похода страна была найдена. Дружинники, влюбившись в эти места, решили остаться там. А Отец Сергий отправился в обратный путь, чтобы поведать о благом месте. Домой он вернулся уже глубоким старцем. С тех пор и живёт легенда о Беловодье.
Беловодье – страна свободы
Новые упоминания о Беловодье появились после раскола православной церкви. Приверженцы старой веры, «старообрядцы», ушли в Сибирь, где якобы и нашли страну, где нет власти человеческой и все равны.
Одним из старообрядцев, Марком, была написана книга «Путешественники», описывающая путь до Беловодья из Москвы: через Екатеринбург, далее в Сибирь на Алтай, к деревне Уймон, где старцы подскажут дальнейший путь.
Вид с высоты птичьего полёта на деревню Верхний Уймон
Книга была своеобразной агитацией для крепостных: сбросить оковы рабства и бежать в страну свободы, где праведному и трудолюбивому человеку всегда рады.
И ведь действительно, в XVIII-XIX веках, тысячи крепостных крестьян сбегали в Сибирь в поисках Беловодья. Многие, не найдя заветной страны, в Сибири и оставались: кто прибивался к поселениям старообрядцев, кто с семьёй организовывал свои поселения, вновь и вновь повторяя попытки поиска благостной земли Беловодье.
Беловодье – Шамбала в Сибири
В начале XX века поисками Беловодья занялся путешественник, член географического общества Николай Рерих. Вместе со своей семьёй он приехал на Алтай, в одно из старейших сёл этих мест — Верхний Уймон. Откуда и отправился на поиски священной страны. И судя по его дневникам, Беловодье было им найдено.
Картина Рериха Н.К. «Странник Светлого града»
Также Рерих проводил параллель между тибетской легендой о чудесной стране Шамбале и Беловодьем. Якобы, это одно и то же место, и находится оно в Алтайских горах.
Легенды, написанные Рерихом, по сей день живы в Уймонской долине. И по сей день в эти места совершаются паломничества последователей знаменитого путешественника и философа.
Все сказания о Беловодье так или иначе связаны с Сибирью. Плодородные земли, целебный воздух, чистейшие реки, могучие горы…Так может, странники, оставшиеся в Сибири после поисков заветной страны, сами того не разумея, всё-таки её нашли?
Использована информация с сайтов:
Что такое беловодье кратко
Беловодье – страна свободы
Старообрядческая легенда о русском рае – Беловодье – впервые возникла в XVIII веке, своими корнями она восходит к мистическим топосам славян – раю-ирию и невидимому Китеж-граду. В фольклоре Беловодье характеризуется как чудесная страна свободы, без бедных и богатых, без крепостного права и преступников, оплот веры православной, в котором живут одни лишь праведники.
Страна Белых Вод была открыта только для добродетельных людей, и находилась она по разным версиям на Крайнем Севере, «в Поморье, от реки великой Обь до устья Беловодной реки», в Сибири, на Урале, а также на Алтае, где селились в XVIII веке старообрядцы-бегуны.
Китеж-град
Невидимый город Китеж стал объектом культа и поводом для создания многочисленных легенд также благодаря бегунам. В их книге «Китежский летописец», написанной примерно в 90-е годы XVIII века, и были найдены первые упоминания о нем.
Китеж-град описывался так: «Цел град, но невидим. Не видать грешным людям славного Китежа. Скрылся он чудесно, божьим повеленьем, когда безбожный царь Батый, разорив Русь Суздальскую, пошел воевать Русь Китежскую».
До сих пор ходят слухи, что в Китеж может пробраться только тот, кто смел сердцем и чист душой, а иные люди могут порой услышать тихий звон колоколов и пение, доносящиеся будто бы из ниоткуда, или из-под озера Светлояр: «И досель тот град невидим стоит,- откроется перед страшным Христовым судилищем».
Славянская мифология
Другой параллелью с легендой о Беловодье является старинное верование о рае, ключи от которого находятся у перелетных птиц. Таинственный славянский рай – ирий – впервые появляется на страницах «Поучения» Владимира Мономаха: «И сему ся подивуемы, како птица небесныя изъ ирья идут, и первѣе въ наши руцѣ, и не ставятся на одиной земли, но и силныя и худыя идут по всѣмъ землямъ Божиимь повелѣньемь, да наполнятся лѣси и поля».
Под ирием подразумевалась страна, куда на зиму улетают птицы – это волшебный край без холодов, где прячется во время заморозков вся природа. Страна эта считалась или подземной, и в ней жили змеи, или очень удаленной от Руси, находящейся за горами и лесами – в нее летели птицы. Ирий по преданию открывался ключами, хранящимися у одной из птиц – по разным версиям, кукушки, вороны или жаворонка.
Попасть в ирий можно было и через омут или водоворот, а помимо перелетных птиц и змей, издавна считавшихся в индоевропейских поверьях животными-символами потустороннего мира, в ирии также жили души умерших. С представлениями об ирии был связан и магический ритуал захоронения крыла птицы в начале осени.
Бегуны
После многочисленных расколов православной церкви возникают десятки старообрядческих направлений. Одно из них основывает Евфимий родом из Переславля-Залесского, и основной его целью является бегство от царства Антихриста, коим объявляется Петр I.
Так как по его словам бегунам «достоит таитися и бегати», сотни старообрядцев решили переселиться вглубь страны, уйти в добровольную ссылку в Сибирь.
Бегуны презирали государственные символы, и потому даже не брали с собой денег, на которых можно было найти российский герб, а также изготовляли самодельные паспорта. Не все из бегунов странствовали – некоторые только принимали себе подобных, что также зачитывалось им как путешествие.
В книге «Путешественник», написанной старообрядцем Марком, встречается упоминание о нахождении Беловодья. Его путь начинается в Москве, проходит через Казань, Екатеринбург, Тюмень, Барнаул, далее монах оказывается в алтайских деревнях, идет через Китай к «окияну», в котором на «Опоньском» острове находится Беловодье, заселенное православными «ассириянами» и русскими. Земля эта упоминается также в связи с тем, что на нее никогда не придет.
Шамбала
Так как бегуны часто уходили за тысячи километров от дома в поисках лучшего места для житья, именно этими старообрядцами был создан и популяризирован образ сказочного края Беловодья – в 1893 году даже появилась легенда о поиске Беловодья в X веке отцом Сергием, посланником князя Владимира в течение 56 лет: «Один из мудрецов, приехавших с Востока, сказал, что ему в свое время его учитель, старец мудрец, поведал, что далеко на востоке существует где-то страна Беловодье, – сказочная обитель вечной красоты и истины, и что туда, по его разумению, и нужно обращаться за советом, но что одна из особенностей той страны та, что не всякий ее может найти, туда доехать и в нее проникнуть, а только избранный – кто позван».
Разброс возможных мест нахождения таинственной страны, от Урала до Крайнего Севера, возможно, связан с тем, что по мере того, как русские продвигались на восток, захватывая все новые земли, Беловодье, потусторонняя и далекая страна, отдалялась в легендах все дальше и дальше.
Рерихом была записана легенда о том, что Беловодье находится неподалеку от Алтая, за высокими горами: нужно идти через Богогорши, Кокуши и Ергор, а затем за священной долиной находилась страна, в которой «живет Высшее знание и Высшая мудрость на спасение всего будущего человечества». Рерих связывал эту обетованную землю с Шамбалой и совершил экспедицию на Алтай, в ходе которой ему удалось прикоснуться к великой тайне: «Когда мы не так давно проехали через алтайские высоты, нам показали пути и потаённые, ведомые лишь избранным, далёкие тропинки к Священным местам, именуемым Беловодье».
Рерих считал, что легенда о Беловодье пришла к алтайскому населению от живущих неподалеку буддистов: так предание о Шамбале заимело русский аналог. Сегодня в Верхнем Уймоне на Алтае в память о экспедиции Рериха в бывшем старообрядческом доме находится музей его имени.
Реальное местонахождение
На данный момент считается, что реальным прообразом волшебной страны был Бухтарминский край (в народе – Камень) на Алтае: именно там жили староверы, ушедшие на восток после гонений патриарха Никона. Место, где обитали так называемые «каменщики», беспоповцы поморского согласия, а также жившие вместе с ними беглые каторжники и крестьяне называлось Беловодьем.
Там они жили без барского присмотра, отличительной особенностью поселений каменщиков была удивительная чистота на улицах и особая раскраска фасадов построек. За воровство и ложь старообрядцы могли выгнать за общины, жили они большими семьями по 15-20 человек, не курили и не пили, строго соблюдали каноны православной веры и с малолетства занимались тяжелым трудом.
Беловодье не входило в состав Российской Империи до 1791 года. Возможно, что именно такая жизнь, островок свободы и чистоты, как материальной, так и духовной, и стал прототипом для создания сотен легенд о волшебном Беловодье. А молочные реки и кисельные берега стали лишь символическим воплощением образа чистоты православной веры и белых вод замерзших озер.
Беловодье
Белово́дье — легендарная страна свободы в русских народных преданиях. Ассоциируется с ирием — раем древних славян. Именно к нему восходит образ текущей с неба «молочной реки с кисельными берегами» в русских сказках (как и греческий Эридан). Образ Беловодья частично переплетается с образом невидимого града Китежа.
Исследовавший вопрос Н. К. Рерих утверждал, что легенда пришла от алтайских народов и связана с буддистскими преданиями о Шамбале. Возможно, это были ойраты, исповедующие буддизм. Часть которых — калмыки, после исчезновения Джунгарского ханства в середине XVIII века мигрировала из Алтайско-Сибирского региона в Прикаспийско-Волжские степи и приняла подданство Российской империи на территории нынешней Калмыкии.
Содержание
См. также
Примечания
Литература
Ссылки
Волос • Дабог • Даж(д)ьбог • Девана • Жива • Лада 1 • Леля 1 • Марена • Мать — Сыра Земля • Мокошь (Макошь) • Переплут • Перун • Поревит • Поренут • Прове • Радегаст 1 • Род 2 • Рожаницы 2 • Ругевит • Сварог 1 • Сварожич • Святовит • Семаргл (Симаргл) • Стрибог • Триглав • Троян • Хорс • Чернобог • Ярило 2 • Яровит
Полезное
Смотреть что такое «Беловодье» в других словарях:
БЕЛОВОДЬЕ — легендарная страна свободы в русских народных преданиях 17 19 вв. По мнению старообрядцев (см. Беловодская иерархия), она находилась где то на востоке. Реальный прообраз Бухтарминский кр. на Алтае … Большой Энциклопедический словарь
БЕЛОВОДЬЕ — БЕЛОВОДЬЕ, легендарная страна свободы в русских народных преданиях 17 19 вв. По мнению старообрядцев, находилась где то на Востоке (реальный прообраз Бухтар минский край на Алтае). Источник: Энциклопедия Отечество по русским поверьям, сказочная… … Русская история
БЕЛОВОДЬЕ — по преданиям старообрядцев, легендарная страна к востоку от России, где сохранилась «древлеправославная» иерархия. Легенда о Б. возникла в старообрядческой среде в кон. XVIII нач. XIX в. Наиболее полное представление о легенде дает… … Православная энциклопедия
Беловодье — легендарная страна свободы в русских народных преданиях XVII XIX вв. По мнению старообрядцев (см. Беловодская иерархия), она находилась где то на востоке. Реальный прообраз Бухтарминский край на Алтае. * * * БЕЛОВОДЬЕ БЕЛОВОДЬЕ, легендарная… … Энциклопедический словарь
Беловодье — 433227, Ульяновской, Карсунского … Населённые пункты и индексы России
Беловодье — легендарная страна, якобы лежащая за морем, на неведомых островах. Путь в нее согласно легенде, отразившейся также в лит. памятниках ( Путешественник ), вел через Казань, Екатеринбург, Тюмень, Бийск, вверх по р. Катуни в юго зап. Алтай до… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Беловодье (группа) — У этого термина существуют и другие значения, см. Беловодье. Беловодье Жанры русский рок, фолк рок, регги Годы c 1998 … Википедия
433227 — Беловодье, Ульяновской, Карсунского … Населённые пункты и индексы России
Ашрам Шамбалы — (другие названия: «Беловодье»[1][2], Путь в «Беловодье», Международная академия «Путь к счастью», Международная «Академия Счастья», «Эзотерический Ашрам Шамбалы», «Российская тантрическая школа», Сотиданандана йога центр, «Школа гейш», «Олирна» и … Википедия
Новоселов, Александр Ефремович — сибирский писатель, писал под псевдонимом А. Невесов. Род. в середине 80 х гг. В Февральскую революцию был комиссаром временного правительства по Акмолинской области. Был членом временного правительства Автономной Сибири (так наз. правительство… … Большая биографическая энциклопедия