Что такое бенефиций у франков

БЕНЕФИЦИЙ

Смотреть что такое «БЕНЕФИЦИЙ» в других словарях:

Бенефиций — в Древнем Риме льгота, в период империи также различные льготы, пожертвования императоров. В Западной Европе в раннее средневековье бенефиций условное пожизненное пожалование (преимущественно земельное) за выполнение военной или административной… … Исторический словарь

БЕНЕФИЦИЙ — 1) недвиж. имущества римско католич. духовенства и доходные должности духовных лиц; 2) пожертвования с благотворительной целью на благотворит. базарах, концертах, вечерах и т. д. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском… … Словарь иностранных слов русского языка

БЕНЕФИЦИЙ — (от лат. beneficium благодеяние) в период раннего средневековья в Зап. Европе земельное владение, которое жаловал король (или какой либо другой крупный феодал) в пожизненное пользование вассалу на условии несения военной или административной… … Большой Энциклопедический словарь

бенефиций — привилегия, должность, льгота, владение, бенефиция Словарь русских синонимов. бенефиций сущ., кол во синонимов: 5 • бенефиция (1) • … Словарь синонимов

Бенефиций — от лат. beneficium благодеяние земельное владение, дарованное феодалом в средневековье своему вассалу за верную службу без права наследования. Б. обычно давал право взимания повинности с крестьян. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

Бенефиций — (лат. beneficium, от bene благо, добро + facere делать, букв. благодеяние; англ. benefice/benefit) 1) в широком смысле юридическое преимущество (beneficia juris), предоставленное законодательством определенным лицам в определенных случаях и… … Энциклопедия права

БЕНЕФИЦИЙ — (от лат. beneficium благодеяние), в период раннего средневековья в Западной Европе земельное владение, которое жаловал король (или к. л. другой крупный феодал) в пожизненное пользование вассалу на условии несения военной или административной… … Юридическая энциклопедия

Бенефиций — (от лат. beneficium благодеяние) (1) в Средние века условное срочное пожалование (преимущественно в виде земельного участка) за выполнение военной или административной службы; (2) в католической церкви начиная со Средних веков до Второго… … Википедия

бенефиций — (от лат. beneficium благодеяние), в период раннего средневековья в Западной Европе земельное владение, которое жаловал король (или какой либо другой крупный феодал) в пожизненное пользование вассалу на условии несения военной или… … Энциклопедический словарь

бенефиций — в Древнем Риме льгота, в период империи также различные льготы, пожертвования императоров. В Западной Европе в раннее средневековье бенефиций условное пожизненное пожалование () за выполнение военной или административной службы. Постепенно… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

Источник

I. Бенефиций и феод: держание — вознаграждение

I. Бенефиций и феод: держание — вознаграждение

Но как любой наниматель, господин целой группы вассалов, исходя из экономических возможностей, мог выбирать только один из двух способов их содержания. Или он мог поселить этих людей в своем доме, кормить, одевать и вооружать на свои средства, или наделить каждого землей или доходом с определенного земельного надела, предоставив возможность самостоятельно заботиться о собственном содержании, дословно «одомашнить», как говорили в краях французского языка, имея в виду наделение собственным домом (chaser от casa). Остается только исследовать, на каких условиях осуществлялось наделение землей.

Ни официальное римское право, ни германские обычаи, диктующие контракты с жесткими взаимными обязательствами, не знали подобной передачи земли в пользование, изначально временное и не обеспеченное никакими гарантиями. На практике в Римской империи подобные контракты заключались все чаще и чаще, поскольку все больше и больше практиковался патронат, ставящий в зависимость от хозяина содержание подопечного. Терминология этих договоров, поскольку они были на грани законности, была весьма приблизительной. Речь шла о precarium (просимом) — от слова preces — просьба, исходящей или считающейся, что она исходит, от получающего пожалование, — и о бенефиции — от beneficium — благодеяние. Арендодателя не смущало, что у него нет законных возможностей, — так как в законе не было подобных условий, — взыскать с помощью суда у получившего исполнения обязательств, поскольку в любую минуту он мог забрать свой дар, данный из чистой милости, обратно. И бенефиций, и прекариум (просимое) равно бытовали в документах франкской Галлии. Из-за грамматических изменений термин precarium дал немало пищи для размышлений историкам, так как из среднего рода он перешел в женский: precaria. Но судя по всему, это был частный случай распространенного лингвистического явления, характерного для вульгарной латыни: окончание «а» у имен среднего рода во множественном числе воспринималось как женский род, так латинский folium дал во французском существительное женского рода. В данном случае переход был облегчен еще и тем, что именно эта форма постоянно встречалась в документах: проситель обращал просьбу — epistola precaria.

Просимое и бенефиций употреблялись поначалу как синонимы. Но с течением времени понятие «просимое» вошло в законодательство об аренде, стало обозначать аренду земли с платой, согласно доходам с нее, и значит, использовалось уже в совершенно определенных контрактах. Зато «бенефиций», понятие и менее определенное, и более почетное, поскольку не свидетельствовало о просьбе, стало обозначать пожалование за заслуги тем, кто был предан семье и дому господина, в том числе и его вассалам. Одно значительное событие окончательно развело эти два понятия. Для того чтобы добыть себе земли, которыми можно было бы наградить верных и обеспечить себе поддержку, Каролинги без стеснения пользовались земельными богатствами церкви. Первое ограбление при Карле Мартелле было весьма грубым. Его потомки не отказались от реквизиций, но решили урегулировать разом и прошлые, и настоящие, и будущие и занялись тем, что определили права законных владельцев. Епископ или монастырь, на чьей земле должен был, по существу, пожизненно обосноваться вассал короля, отныне получал определенные компенсации; королю же вассал должен был служить. Юридически церковь давала свои земли вассалу короля как «просимое», а короли своему вассалу как бенефиций.

Термин «бенефиций», обозначающий передачу земель в пользование в обмен на службу, и в первую очередь военную, присутствует в латыни чиновников и хронистов вплоть до XII века. Но в отличие от других, по-настоящему живых юридических терминов, таких, как, например, коммендация, слово «бенефиций» не дало никаких производных в романских языках, что свидетельствует о том, что оно сохранялось в узкоспециальном, хранящем память о прошлом, языке канцелярий, но в разговорном языке было вытеснено другим. Начиная примерно с IX века писцы, очевидно, писали «бенефиций», а думали «феод» (fief).

История этого слова, несмотря на некоторые неясности фонетического характера, касающегося соотношения латинского написания и произношения, в целом понятна <136>. Во всех древних германских языках существовало слово, отдаленно напоминающее латинское pecus, в зависимости от диалектов или особенностей употребления оно обозначало или движимое имущество вообще, или самое драгоценное из имуществ того времени — скот. Немецкий язык бережно сохранил это второе значение, оно есть до сих пор и пишется: Vieh. Галло-романцы позаимствовали его у германских завоевателей и переделали в фьеф (феод) (по-провансальски feu). Поначалу оно употреблялось в первом, самом широком смысле: движимое имущество. В многочисленных бургундских документах вплоть до начала X века мы находим его именно в таком употреблении. Некто, сообщают нам, купил землю. Цена была оговорена в существующем денежном выражении. Но у покупателя не было этой суммы в монетах, и он согласно действующему обычаю заплатил ее вещами эквивалентной цены. Документ передает это так: «Мы получили от тебя причитающуюся цену в виде feos, оцененного в столько-то ливров, су или денье» <137>. Сравнение документов выявляет, что речь в таких случаях идет обычно об оружии, одежде, лошадях и иногда продуктах питания. Это примерно то, что получали и члены свиты, живущие в доме своего господина или им экипированные. Нет сомнения, что и господин, и его воины тоже говорили feos.

Но поскольку это слово пришло из языка, который в романизированной Галлии никто уже не понимал, и у него не было связей, которые поддерживали бы его изначальный смысл, оно неизбежно должно было утратить старый и приобрести новый. В замках сеньоров, где этим словом постоянно пользовались, оно стало обозначать вознаграждение без различия видов имущества, которым награждали. Воин, живший на хлебах сеньора, получал от него землю. Эта земля обозначалась как feus этого человека. Поскольку со временем земля стала основной компенсацией за службу вассала, то именно этим словом и стали эту компенсацию обозначать, старинное слово приобрело, таким образом, прямо противоположный смысл. Как это случалось уже не раз, этимологическая эволюция вывернула слово наизнанку. Слово «феод» в качестве отданной вассалу земли в письменной форме впервые встречается в самом конце IX века <138>. Мы обязаны этим безграмотным чиновникам юга, которые в своих документах широко пользовались разговорным языком. В следующем веке мы встречаем его в нескольких документах Лангедока. Более грамотные чиновники-пуристы из канцелярий Бретани, Северной Франции и Бургундии смирились и подчинились напору разговорного языка только где-то около 1000 года. В первое время они пользовались разговорным словом как переводом с тем, чтобы все поняли классический юридический термин. «Бенефиций, который называют попросту «феод», говорится в документе из Геннегау (Эно) 1087 года <139>.

В странах с германскими языками слово Vieh сохранило свое значение «скот», не приобретя иного. Германцы позаимствовали у чиновников Галлии и употребляли в своих документах латинизированные формы слова «фьеф», которыми те изобретательно его снабдили, и самая распространенная среди них «феодум» была привычна немецким канцеляриям так же, как и канцеляриям Капетингов. Но в обыденной жизни люди говорят на обыденном языке, и в немецком тоже появилось новое слово, обозначающее ту же реалию. Земля, которой наделяли служилых людей, давалась по существу во временное пользование, и ее стали называть существительным, образованным от очень употребительного глагола, обозначавшего «дать на время», «одолжить», «ссудить». Феод стал именоваться Lehn («ссудой»)[31]. Но между этим существительным и глаголом, от которого оно произошло, продолжала существовать живая связь, глагол оставался употребительным, и существительное не достигло терминологической полноты французского эквивалента, оно относилось к любой земельной аренде. Но верно еще и то, что заимствованные слова легче, чем исконные, становятся терминами с узким значением.

Бенефиций, феод, lehn (лен) — эти синонимы стремились передать вполне конкретное понятие. И понятие это было экономическим. Тот, кто произносил «феод», тем самым говорил: имущество, переданное в обмен за услуги, а не за деньги. Уточним: феод давали не вообще за какие-то услуги, он был вознаграждением за службу определенного рода, выполняемую конкретным человеком. Земля, которую отдавали в аренду за деньги и которую документы XI века, опережая юридическую мысль XIII, противопоставляли феоду, кроме выплат в срок была отягощена и обязательными рабочими повинностями, в частности: обработка земли, извоз, изготовление домашних ремесленных изделии, то есть те работы, которые традиционно выполнял каждый крестьянин. Но землю могли пожаловать господскому «управителю» за то, чтобы он следил за другими арендаторами. Художнику, взявшемуся расписать церковь для монахов, которые стали его хозяевами. Или, наоборот, священнику за то, что он печется о душах своего прихода. И наконец, вассалу, товарищу по походам и профессиональному воину. Словом, в тех случаях, когда землю предоставляли за службу особого, нетрадиционного характера, эта передача земли носила характер вознаграждения и называлась феодом <140>. Практиковали подобные вознаграждения на всех уровнях социальной лестницы, но если платили простому ремесленнику, его вознаграждали, не требуя оммажа. Сеньора обслуживали чаще всего рабы, и вряд ли повара пуатевииских графов или бенедектинцев из Малезе, цирюльники, которым приходилось пускать кровь монахам из Трева, были в большом почете, благодаря своим обыденным занятиям. Однако и тем и другим на законных основаниях давалась земля, они не жили распределяемыми в доме сеньора припасами, эти работники тоже числились среди зависимых, наделенных феодами. кое-кто из историков, сталкиваясь с примерами подобных феодов, счел их отклонениями позднего периода. И совершенно ошибочно. В документах IX века уже встречаются бенефиции, выданные сельским старостам, ремесленникам, конюхам; Эйнгард, живший при Людовике Благочестивом, свидетельствует о бенефиции, данном художнику; между 1008 и 1016 годами в прирейнских землях впервые появляется слово фьеф в его латинизированной форме, и относится оно к бенефицию, данному кузнецу. Вассалитет, феод существовали поначалу как общедоступные явления, но впоследствии превратились в элитарные, и подобный путь в средние века прошли многие юридические установления. Обратного пути — сверху вниз — не было.

Естественно, что с течением времени обозначение одним и тем же словом наделов совершенно разной величины и принадлежащих людям совершенно разного социального достоинства: сельскому старосте, повару, сеньору с многочисленными крестьянами, графу или герцогу, стало казаться странным. А разве в нашем, относительно демократическом обществе, мы не воздвигаем словесных барьеров, называя зарплату рабочего получкой, чиновника — жалованьем, а представителей вольных профессий — гонораром? Однако словесная двойственность просуществовала достаточно долго. Франция XIII века продолжала говорить о феодах сеньориальных чиновников и ремесленников, а юристы, желая выделить феоды вассалов, прибавляли к слову «вассал» эпитет «вольный» как главную характеристику, подразумевая, что подобные обязанности — привилегия только свободных людей. В других языках, которые заимствовали из французского слово «феод», оно долго сохраняло смысл «вознаграждения», даже вне связи с землей: так в Италии в XIII веке денежное содержание судьей или городских чиновников называлось fio, в Англии до сих пор гонорары врачей и адвокатов носят название fee. Между тем слово «феод», поначалу употребляемое нейтрально, все чаще стало относиться к феодам, с одной стороны, наиболее многочисленным, а с другой — социально наиболее значимым, в связи с которыми и формировалось собственно «феодальное» право, иными словами, к наделу земли, получаемому за исполнение вассальных обязанностей в их самом точном и прямом смысле. В XIV веке толковник «Зерцала Саксонцев» гласит: «Феод возмещение всаднику».

Читайте также

Вознаграждение и возмездие

Противоречия — как жить? Плата или бенефиций?

Противоречия — как жить? Плата или бенефиций? Однако при всем этом вооружении интеллектуал XIII в. сталкивался с множеством неясностей перед лицом нелегкого выбора. Противоречия заявляли о себе по ходу следовавших один за другим университетских кризисов.Проблемы были в

ФЕОД, СЕНЬОРИЯ И ВАССАЛИТЕТ

ФЕОД, СЕНЬОРИЯ И ВАССАЛИТЕТ Еще в большей корректировке нуждается значение вассально-ленных институтов, столь важных для «узкого» понимания европейского феодализма. Согласно мнению английской исследовательницы С. Рейнольдс, расхожее понимание феодализма как

Доходы Мазарини с его духовных бенефиций

Доходы Мазарини с его духовных бенефиций 1. Известные доходы, развитие1641 г.: 16 000 ливров (Сен-Медар-де-Суассон)1642 г.: 96 000 ливров (плюс Урскан, Корби и Сен-Мишель-ан-Лерм)1643 г.: 138 500 ливров (6 аббатств)1644 г.: 158 500 ливров (7 аббатств)1645 г.: 147 500 ливров (7 аббатств)1646 г.: 193 750 ливров (9

2.1.1. Держание в руке головного убора

2.1.1. Держание в руке головного убора Головной убор в составе справы, будь то фуражка или папаха надевается на голову, снимается с голову и поддерживается в руке по общему принципу.В строю для снятия головных уборов подается команда: «Головные уборы (головной убор) –

Вознаграждение литераторам

Вознаграждение литераторам Первого января 1664 года Жан-Батист Кольбер, государственный министр, отныне суперинтендант строительства Его Величества, утверждает от имени короля систему выплаты пенсий и вознаграждений, предназначенных «литераторам» — поэтам, прозаикам

Вознаграждение за заслуги и повышение в ранге узаконенных детей

Вознаграждение за заслуги и повышение в ранге узаконенных детей Многие авторы соединили воедино оба понятия — слабость и деспотизм — в связи с другим событием, выдвижением узаконенных детей короля. Это выдвижение вызвало ярость Сен-Симона. Оно приводит в

Вознаграждение Консидерану

Вознаграждение Консидерану Львов со Спешневым, едва приехав в Иркутск, сразу же поступили на службу; Михаила Васильевича ничто так не отпугивало, как кокарда. Детей учить и то бы лучше, да только в Иркутске своих учителей подвизалось довольно — в гимназии, в семинарии, в

Источник

Бенефиций

Смотреть что такое «Бенефиций» в других словарях:

Бенефиций — в Древнем Риме льгота, в период империи также различные льготы, пожертвования императоров. В Западной Европе в раннее средневековье бенефиций условное пожизненное пожалование (преимущественно земельное) за выполнение военной или административной… … Исторический словарь

БЕНЕФИЦИЙ — 1) недвиж. имущества римско католич. духовенства и доходные должности духовных лиц; 2) пожертвования с благотворительной целью на благотворит. базарах, концертах, вечерах и т. д. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском… … Словарь иностранных слов русского языка

БЕНЕФИЦИЙ — (от лат. beneficium благодеяние) в период раннего средневековья в Зап. Европе земельное владение, которое жаловал король (или какой либо другой крупный феодал) в пожизненное пользование вассалу на условии несения военной или административной… … Большой Энциклопедический словарь

бенефиций — привилегия, должность, льгота, владение, бенефиция Словарь русских синонимов. бенефиций сущ., кол во синонимов: 5 • бенефиция (1) • … Словарь синонимов

БЕНЕФИЦИЙ — (от лат. beneficium благодеяние) в период раннего средневековья в Западной Европе землевладение, которое жаловал король (другой крупный феодал) в пожизненное пользование вассалу на условии несения военной,или административной службы. Постепенно… … Юридический словарь

Бенефиций — от лат. beneficium благодеяние земельное владение, дарованное феодалом в средневековье своему вассалу за верную службу без права наследования. Б. обычно давал право взимания повинности с крестьян. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

Бенефиций — (лат. beneficium, от bene благо, добро + facere делать, букв. благодеяние; англ. benefice/benefit) 1) в широком смысле юридическое преимущество (beneficia juris), предоставленное законодательством определенным лицам в определенных случаях и… … Энциклопедия права

БЕНЕФИЦИЙ — (от лат. beneficium благодеяние), в период раннего средневековья в Западной Европе земельное владение, которое жаловал король (или к. л. другой крупный феодал) в пожизненное пользование вассалу на условии несения военной или административной… … Юридическая энциклопедия

Бенефиций — (от лат. beneficium благодеяние) (1) в Средние века условное срочное пожалование (преимущественно в виде земельного участка) за выполнение военной или административной службы; (2) в католической церкви начиная со Средних веков до Второго… … Википедия

бенефиций — (от лат. beneficium благодеяние), в период раннего средневековья в Западной Европе земельное владение, которое жаловал король (или какой либо другой крупный феодал) в пожизненное пользование вассалу на условии несения военной или… … Энциклопедический словарь

бенефиций — в Древнем Риме льгота, в период империи также различные льготы, пожертвования императоров. В Западной Европе в раннее средневековье бенефиций условное пожизненное пожалование () за выполнение военной или административной службы. Постепенно… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

Источник

Переворот в поземельных отношениях. Бенефициальная реформа

Переворот в поземельных отношениях. Бенефициальная реформа

Майордомы Австразии из дома Пипинидов (потомки Пипина Геристальского), став правителями объединенного Франкского государства, положили начало новой династии франкских королей, которая позднее по имени самого крупного из своих представителей—Карла Великого—получила название династии Каролингов. Представители дома Каролингов (Пипинидов) правили Франкским государством с конца VII до серелины IX в. сначала в качестве майордомов при «ленивых королях», затем с 751 г. — в качестве королей. Этот период в истории Франкского королевства обычно называют каролингским.

Значительную часть этих зависимых людей составляли потомки галло-римских рабов, колонов, вольноотпущенников, германских рабов и литов. Различия между этими категориями постепенно все более сглаживались. Но наряду с этими социальными слоями во франкском обществе еще существовали довольно многочисленные промежуточные группы населения; мелкие и средние аллодисты крестьянского типа, частично также пользовавшиеся трудом несвободных. Иногда наряду с аллодом они держали землю в вотчинах как мелкие держатели феодального типа (мелкие вотчинники), начинавшие только переходить к феодальной системе хозяйства.

Именно за счет размывания этих промежуточных слоев в значительной степени и складывались в процессе аграрного переворота VIII — начала IX в. основные классы феодального общества, в частности класс зависимого крестьянства. Сдвиги в социальной структуре франкского общества определили политику преемника Пипина Геристальского — майордома Карла Мартелла.

Карл Мартелл («Молот»), правивший с 715 по 741 г., начал свое правление с усмирения внутренних смут в королевстве. Разбив восставших против него нейстрийских феодалов, а затем герцогов Аквитании и Прованса, Карл выступил против вышедших из повиновения германских зарейнских племен — саксов, фризов, алеманнов, бава-ров — и вновь обложил их данью. В 732 г., в решающем сражении при Пуатье, Карл Мартелл нанес поражение арабам, которые, завоевав в начале VIII в. Испанию, вторглись в 720 г. в Южную Галлию, угрожая Франкскому государству. Большую роль в борьбе с арабами сыграло франкское конное войско. Победа франков при Пуатье положила предел дальнейшему продвижению арабов в Европе. В руках арабов теперь осталась лишь небольшая часть Южной Галлии — Септимания с Нарбонном.

Развитие феодальных отношений, происходившее во Франкском государстве, требовало изменения форм феодальной собственности. Аллодиальная собственность должна была уступить место более зрелой форме феодальной собственности. Деление общества на два антагонистических класса должно было получить юридическое закрепление в сословном неполноправии эксплуатируемых крестьянских масс. Поскольку значительная часть разорившихся свободных крестьян уже не имела материальных средств для службы в ополчении, встал вопрос о коренной реорганизации военных сил. Таковы были социальные предпосылки так называемой бенефициальной реформы Карла Мартелла. Сущность ее состояла в том, что вместо преобладавших при Меровингах дарений земли в полную, безусловную собственность (аллод) после этой реформы получила широкое распространение и законченную форму система пожалований земли в условную феодальную собственность в виде «бенефиция» (beneficium — дословно «благодеяние»). Бенефиций жаловался в пожизненное пользование на условиях выполнения определенных служб, чаще всего копной военной службы. В случае смерти жалователя или получателя бенефиция — бенефициария — бенефиций возвращался собственнику или его наследникам. Если наследник бенефициария хотел получить бенефиций своего предшественника или сам бенефициарий хотел пользоваться таким владением после смерти жалователя, требовалось возобновление пожалования. Бенефиций мог быть отнят, если не выполнялась требуемая за него служба или разорялось хозяйство бенефиция. С течением времени бенефиций стал превращаться из пожизненного в наследственное владение и в течение IX—X вв. приобрел черты феода (лена), т. е. наследственного держания, связанного с обязанностью военной службы.

Карл Мартелл провел широкую раздачу бенефициев. Фондом для этих пожалований служили сначала земли, конфискуемые у мятежных магнатов, а когда эти земли иссякли, он провел частичную секуляризацию церковных земель, за счет которых наделил большое количество бенефициариев. Используя часть церковных земель для укрепления бенефициальной системы, Карл Мартелл вместе с тем деятельно содействовал распространению христианства и обогащению церковников в покоренных им землях, видел в церкви средство укрепления своей власти.

Проводя эту реформу, Карл Мартелл преследовал, конечно, и политические цели. Заменив аллодиальные пожалования, истощавшие фонд королевских земель, бенефициями, он надеялся привязать бунтующих крупных феодалов к трону; с помощью бенефициальной системы он рассчитывал создать взамен пришедшего в упадок пешего крестьянского ополчения боеспособное конное войско. К этому времени конница стала играть в войнах решающую роль.

Бенефициальная реформа имела ряд важных социальных последствий. Во-первых, она значительно укрепила складывавшийся слой мелких и средних феодалов, которые в качестве профессиональных воинов стали основой конного ополчения и всей военной организации; они были предшественниками будущего рыцарства. Вместе с тем крестьянство, составлявшее раньше основу пешего франкского ополчения утратило значение главной военной силы, что подчеркивало его неполноправное положение в государстве. Во-вторых, распространение пожалований вело к укреплению феодальной земельной собственности и к дальнейшему закрепощению крестьян. Бенефициарий обычно получал землю вместе с сидящими на ней людьми, иногда уже зависимыми, которые несли в его пользу барщину или платили оброк» Таким образом, широкий слой бенефициариев жил целиком эксплуатацией зависимого крестьянства. В-третьих, бенефициальные пожалования создавали поземельные связи между жалователем и бенефициарием и способствовали установлению вассальных отношений между ними. Таким образом, бенефициальная реформа способствовала дальнейшему укреплению и оформлению феодальных отношений во Франкском государстве.

Другие крупные землевладельцы тоже стали переходить к этой форме пожалований. Поэтому массовое распространение бенефиция содействовало оформлению иерархической структуры земельной собственности и складывавшегося класса феодалов. Усиливая военное значение магнатов и создавая иерархические отношения внутри класса феодалов, бенефициальная реформа немало способствовала в дальнейшем политическому распаду Франкского королевства.

На первых порах, однако, реформа Карла Мартелла усилила центральную власть, что было одной из ее целей. Укрепившийся благодаря ей слой средних феодальных землевладельцев-бенефициариев составил на некоторое время опору каролингской династии. Этот слой был заинтересован в сильной центральной власти, так как она могла оказать ему помощь в деле закрепощения крестьян и подавления их сопротивления, защитить от своеволия крупных феодалов и обеспечить захват новых территорий. Опираясь на этот слой, Карл Мартелл и его преемники значительно расширили границы Франкского государства и добились временного усиления центральной власти.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *