Что такое беспилотная авиационная система
1.3.1. Беспилотные авиационные системы и комплексы
1.3.1. Беспилотные авиационные системы и комплексы
Как уже указывалось в 1.2.1, необходимо различать понятия беспилотной авиационной системы (БАС) и беспилотного авиационного комплекса (БАК). Разница между ними заключается в том, что БАС является более широким понятием. БАК – это только совокупность материально-технических средств, необходимых для выполнения определенных функций. БАК включает один или несколько беспилотных JIA, управляющее, транспортное оборудование, технические устройства, формирующие каналы связи и передачи информации, устройства обработки информации и др. [66].
Беспилотная авиационная система (БАС) включает в себя не только авиационный комплекс, но и дополнительные компоненты, формирующие связи различного вида между его элементами (рис. 1.80). Прежде всего это технический персонал и необходимое программное обеспечение (ПО). Еще один важный элемент БАС – средства интеграции с другими системами, позволяющие объединять несколько БАК в систему с единым управлением. Также в систему следует включить совокупность необходимой технической и регламентирующей документации [64].
Как правило, БАК поставляется с предприятия-изготовителя заказчику в виде законченного комплекса, полностью готового к применению. Но при необходимости этот комплекс может расширяться и интегрироваться в другие системы за счет дополнительных аппаратных и программных средств. Например, в состав поставляемого тактического БАК могут входить: БПЛА, специальный тягач с установленной на нем стартовой катапультой, мобильный командный пункт, выносимые антенно-фидерные устройства, включая ретрансляторы сигналов. Но этот комплекс может использовать не входящие в него: спутниковую систему глобального позиционирования, вспомогательный транспорт для перевозки людей и материальных ресурсов, ангары для хранения техники, инфраструктуру аэродромов включая радиолокационные средства и т.д. (рис.1.81).
Рис. 1.80. Обобщенная структура БАС
БПЛА, входящие в состав БАС и оснащенные соответствующей целевой нагрузкой, определяют ее специализацию. Среди гражданских систем наиболее распространены информационные, получающие в полете видео и фото данные, и передающие их на наземное оборудование для обработки. Для этого необходимо специализированное ПО, реализующее соответствующие алгоритмы.
Стартовые и посадочные средства могут включать в свой состав транспортные машины, пусковые установки, а также аппаратуру и оборудование для пред- и послеполетного контроля БПЛА. Эта часть комплекса обслуживается техническими расчетами, входящими в состав персонала БАС.
Рис. 1.81. Взаимодействие различных элементов БАС
Пункты управления, объединяющие в себе аппаратуру и оборудование для разработки программ полетов БПЛА, полетного контроля их технического состояния, радиокомандного управления выполнением полетных заданий, а также для сбора, обработки и передачи информации, функционируют с помощью расчетов управления, включающих в себя командира расчета и операторов соответствующих специализаций.
Пункты управления в зависимости от масштаба возложенных на систему задач различаются по организации и исполнению. Так, для управления БПЛА стратегического и тактического назначения чаще всего применяют стационарные пункты управления (рис. 1.82). Для управления БПЛА оперативного назначения целесообразно размещать пункты управления на мобильных платформах – на автомобилях (рис. 1.83) или кораблях, а для управления легкими аппаратами небольшого радиуса действия вообще чаще всего используют носимые портативные комплекты, быстро разворачиваемые и собираемые в полевых условиях (рис. 1.84).
Рис. 1.82. Примеры организации рабочих мест операторов на стационарных пунктах управления БАС
Рис. 1.83. Пример мобильного пункта управления (БАК «Дозор» – разработка ЗАО «Транзас», С.-Петербург): а – комплекс в походном состоянии; б – рабочее место пилота-оператора; в – пункт управления с развернутой антенно-фидерной системой
Рис. 1.84. Управление малыми БПЛА в полевых условиях
Вспомогательные обеспечивающие средства предназначены для подготовки БПЛА к полету, обслуживания БПЛА после полета, проведения текущих регламентных и ремонтных работ, а также для хранения средств комплекса. Эта группа средств не входит в состав БАК, но обслуживается персоналом, входящим в состав технического расчета.
Читайте также
Витаминные комплексы
Витаминные комплексы При более выраженных нарушениях потенции можно использовать витаминные комплексы из синтетических препаратов. Но для этого необходимо проконсультироваться с врачом, поскольку они могут не взаимодействовать с другими группами лекарственных
АВИАЦИОННЫЕ АВТОМАТИЧЕСКИЕ ГРАНАТОМЕТЫ
АВИАЦИОННЫЕ АВТОМАТИЧЕСКИЕ ГРАНАТОМЕТЫ 40-мм американские гранатометы В ходе вьетнамской войны американцы устанавливали на вертолетах 40-мм автоматические гранатометы М75. Их автоматика работала за счет энергии отводимых пороховых газов. Подача патронов ленточная.
19. УТРЕННИЙ И ВЕЧЕРНИЙ КОМПЛЕКСЫ
19. УТРЕННИЙ И ВЕЧЕРНИЙ КОМПЛЕКСЫ Нет дел мелких. Всякое дело — либо утверждение радости бытия, либо отрицание ее. Валентин Сидоров Цель утреннего комплекса заключается в полном пробуждении организма после сна, в обретении рабочего состояния, а также в поддержании
1.2. Беспилотные летательные аппараты
1.2. Беспилотные летательные аппараты 1.2.1. Основные понятия и определения Существует большое количество различных определений БПЛА. Вот одно из самых простых: «Беспилотный летательный аппарат – это летательный аппарат без человека (экипажа) на борту» [9]. Однако в таком
1.3. Беспилотные авиационные системы
1.3. Беспилотные авиационные системы 1.3.1. Беспилотные авиационные системы и комплексы Как уже указывалось в 1.2.1, необходимо различать понятия беспилотной авиационной системы (БАС) и беспилотного авиационного комплекса (БАК). Разница между ними заключается в том, что БАС
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ НА КАТУНИ
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ НА КАТУНИ Немалый интерес у специалистов вызывает исследование так называемых археологических комплексов. В долине Катуни их несколько. Археологический комплекс может включать в себя от нескольких штук до нескольких десятков памятников
Комплексы
Комплексы См. также «Психоанализ»
Какими бывают беспилотники, для чего их используют и как устроен дроншеринг? Объясняет специалистка по беспилотным авиационным системам
В чем разница между разными типами беспилотных летательных аппаратов, почему обработка полученных данных занимает больше времени, чем сам полет, каковы преимущества этой технологии и как ее используют?
На эти вопросы ответила ведущая специалистка Центра технологий беспилотных авиационных систем компании «Газпром нефть» Полина Шиманчук во время своего выступления на международной конференции In the city.
«Бумага» публикует конспект ее выступления. Полную запись дискуссий о новых моделях управления городами, цифровой реальности и других темах можно посмотреть здесь.
«Бумага» — информационный партнер конференции In the city.
Полина Шиманчук
Ведущая специалистка Центра технологий беспилотных авиационных систем компании «Газпром нефть»
Какими бывают беспилотники
— Давайте зададимся вопросом: что же такое беспилотник и чем он ценен? Первая ассоциация, возникающая, когда люди говорят о беспилотнике, — это те дроны, которые детям дарят на Новый год, чтобы с ними поиграть.
Другая ассоциация: беспилотник — это то, с чего можно снять закат над Петербургом и Москвой. Или сделать красивые фотографии из путешествия. На самом деле всё значительно сложнее и интереснее.
Мы в нашей компании рассматриваем беспилотник как очень большое количество компонентов. Самый первый — это носитель беспилотного воздушного судна, который как раз и вызывает основные ассоциации.
Что можно прикрепить к летательному аппарату
— Следующим компонентом беспилотной авиационной системы является полезная нагрузка. Помимо общепринятых фотокамер и видеокамер на беспилотник можно прикрепить практически всё, что поможет вам решить какую-то задачу. Например, это может быть воздушный лазерный сканер.
Также это может быть специальная камера для решения задач в сфере сельского хозяйства. Это может быть тепловизионная камера для поиска человека или мониторинга утечек тепла. Существует очень большое количество полезных нагрузок — например, в нашей компании беспилотники используют [в том числе] для геологоразведки.
Еще одним важным компонентом системы — практически основным — является программное обеспечение. Беспилотник — по сути большой компьютер, которым управляет оператор. У аппарата есть пилот, просто он находится не на борту, и этому пилоту требуется специальная программа. С ее помощью можно настроить беспилотник, управлять им и запрограммировать автоматический полет.
Почему обработка полученных данных важнее самого полета
— Очень важный компонент работы — это обработка данных. Работа беспилотников имеет ценность только в том случае, если мы можем получить, обработать и проанализировать данные.
Каждый беспилотник представляет собой инструмент для оперативного сбора пространственных данных, которые имеют географическую привязку. Фактический полет составляет менее 20 % от общего объема работы.
Остальные 80 % — это обработка, анализ и интерпретация полученных сведений.
В чем преимущества беспилотников по сравнению с другими летательными аппаратами
— Мы выявили ряд преимуществ [беспилотников]: например, невысокую себестоимость работ. Она связана с тем, что большое количество работы, которую раньше выполнял человек, теперь выполняется с помощью беспилотных аппаратов, что позволяет нам экономить деньги.
Еще одно достоинство — оперативность получения нужных сведений. Человек собирает данные значительно дольше беспилотника. Если требуется информация по объекту, мы можем выполнить полет в течение нескольких дней, а еще через несколько дней — получить обработанные данные.
Также существует большое количество полезных нагрузок: на беспилотник можно прикрепить всё что угодно. Беспилотные аппараты не требуют взлетно-посадочной полосы, как в случае с пилотируемой авиацией, поэтому их можно запустить где угодно и использовать как угодно. Курсы операторов сейчас проводят в разных компаниях, и любой может научиться управлять беспилотником, если есть такое желание.
Беспилотник уменьшает трудозатраты на различные виды работ, увеличивает оперативность получения нужных сведений, а также повышает достоверность и объективность полученных данных: аэрофотосъемку невозможно подделать.
Как и для чего применяют эту технологию
Отдельно хочется рассказать о мониторинге инфраструктуры с помощью беспилотников — на сегодняшний день более 70 % трубопроводов в «Газпром нефти» контролируются с помощью беспилотников, что помогает идентифицировать разливы нефти. Если это случается, мы максимально оперативно устраняем разлив и беспилотники здесь являются основными помощниками. Также мониторинг помогает фиксировать отклонения и прогнозировать нарушения, что делает систему максимально устойчивой.
Недавно мы реализовали достаточно интересный кейс — доставку с помощью беспилотника. У нас есть месторождение на одном берегу реки Иртыш и лаборатория, куда нужно доставлять пробы нефти, — на другом берегу реки. Доставить пробы [быстро] можно только зимой, когда на реке стоит лед. В остальные сезоны время на доставку значительно увеличивается. Мы решили использовать беспилотник для этих целей, и он показал очень хороший результат: аппарат может доставлять грузы до 12 килограммов на расстояние до 31 километра.
Есть еще дроншеринг, который работает по аналогии с каршерингом. Вы можете взять любой беспилотник, который находится рядом с вами, если нужно выполнить авиационные работы. С помощью специальной системы вы заполняете заявку и выполняете полеты. Пока это работает только для «Газпром нефти» и дочерних компаний, но в перспективе возможно расширение задач системы.
Это летательные аппараты с тремя и более роторами — подвижными рабочими элементами двигателя, совершающими вращательное движение.
Это детальный план местности с указанием дорог, инженерных сетей, водоемов и других объектов. Он является итоговым документом геодезических и топографических съемок.
Выход горных пород из-под земли на поверхность
Что такое беспилотная авиационная система
1.3.1. Беспилотные авиационные системы и комплексы
Как уже указывалось в 1.2.1, необходимо различать понятия беспилотной авиационной системы (БАС) и беспилотного авиационного комплекса (БАК). Разница между ними заключается в том, что БАС является более широким понятием. БАК – это только совокупность материально-технических средств, необходимых для выполнения определенных функций. БАК включает один или несколько беспилотных JIA, управляющее, транспортное оборудование, технические устройства, формирующие каналы связи и передачи информации, устройства обработки информации и др. [66].
Беспилотная авиационная система (БАС) включает в себя не только авиационный комплекс, но и дополнительные компоненты, формирующие связи различного вида между его элементами (рис. 1.80). Прежде всего это технический персонал и необходимое программное обеспечение (ПО). Еще один важный элемент БАС – средства интеграции с другими системами, позволяющие объединять несколько БАК в систему с единым управлением. Также в систему следует включить совокупность необходимой технической и регламентирующей документации [64].
Как правило, БАК поставляется с предприятия-изготовителя заказчику в виде законченного комплекса, полностью готового к применению. Но при необходимости этот комплекс может расширяться и интегрироваться в другие системы за счет дополнительных аппаратных и программных средств. Например, в состав поставляемого тактического БАК могут входить: БПЛА, специальный тягач с установленной на нем стартовой катапультой, мобильный командный пункт, выносимые антенно-фидерные устройства, включая ретрансляторы сигналов. Но этот комплекс может использовать не входящие в него: спутниковую систему глобального позиционирования, вспомогательный транспорт для перевозки людей и материальных ресурсов, ангары для хранения техники, инфраструктуру аэродромов включая радиолокационные средства и т.д. (рис.1.81).
Рис. 1.80. Обобщенная структура БАС
БПЛА, входящие в состав БАС и оснащенные соответствующей целевой нагрузкой, определяют ее специализацию. Среди гражданских систем наиболее распространены информационные, получающие в полете видео и фото данные, и передающие их на наземное оборудование для обработки. Для этого необходимо специализированное ПО, реализующее соответствующие алгоритмы.
Стартовые и посадочные средства могут включать в свой состав транспортные машины, пусковые установки, а также аппаратуру и оборудование для пред- и послеполетного контроля БПЛА. Эта часть комплекса обслуживается техническими расчетами, входящими в состав персонала БАС.
Рис. 1.81. Взаимодействие различных элементов БАС
Пункты управления, объединяющие в себе аппаратуру и оборудование для разработки программ полетов БПЛА, полетного контроля их технического состояния, радиокомандного управления выполнением полетных заданий, а также для сбора, обработки и передачи информации, функционируют с помощью расчетов управления, включающих в себя командира расчета и операторов соответствующих специализаций.
Пункты управления в зависимости от масштаба возложенных на систему задач различаются по организации и исполнению. Так, для управления БПЛА стратегического и тактического назначения чаще всего применяют стационарные пункты управления (рис. 1.82). Для управления БПЛА оперативного назначения целесообразно размещать пункты управления на мобильных платформах – на автомобилях (рис. 1.83) или кораблях, а для управления легкими аппаратами небольшого радиуса действия вообще чаще всего используют носимые портативные комплекты, быстро разворачиваемые и собираемые в полевых условиях (рис. 1.84).
Рис. 1.82. Примеры организации рабочих мест операторов на стационарных пунктах управления БАС
Рис. 1.83. Пример мобильного пункта управления (БАК «Дозор» – разработка ЗАО «Транзас», С.-Петербург): а – комплекс в походном состоянии; б – рабочее место пилота-оператора; в – пункт управления с развернутой антенно-фидерной системой
Рис. 1.84. Управление малыми БПЛА в полевых условиях
Вспомогательные обеспечивающие средства предназначены для подготовки БПЛА к полету, обслуживания БПЛА после полета, проведения текущих регламентных и ремонтных работ, а также для хранения средств комплекса. Эта группа средств не входит в состав БАК, но обслуживается персоналом, входящим в состав технического расчета.
Что такое беспилотная авиационная система
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИСТЕМЫ БЕСПИЛОТНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ
Термины и определения
Unmanned aircraft systems. Terms and definitions
Дата введения 2017-06-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением «Национальный исследовательский центр «Институт имени Н.Е.Жуковского» (ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е.Жуковского»), Федеральным государственным унитарным предприятием «Научно-исследовательский институт стандартизации и унификации» (ФГУП «НИИСУ»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 323 «Авиационная техника»
5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Ноябрь 2018 г.
Введение
Для каждого принятого понятия установлен один стандартизированный термин. Установленные в настоящем стандарте термины систематизированы по группам. Внутри каждой из групп термины расположены в алфавитном порядке.
Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них произвольные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, относящиеся к определенному понятию. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.
Термины и определения, приведенные в разделе 3 настоящего стандарта, могут также быть использованы для целей классификации беспилотных авиационных систем и их компонентов.
В стандарте приведены иноязычные эквиваленты стандартизированных терминов на английском языке.
В стандарте приведен алфавитный указатель терминов на русском языке, а также алфавитный указатель эквивалентов терминов на английском языке.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает применяемые в науке, технике и производстве термины и определения основных понятий в области беспилотных авиационных систем гражданского назначения.
Терминология гармонизирована с используемыми в международной практике документами 1*.
2 Сокращения
В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
3 Термины и определения
3.1.1 беспилотное воздушное судно (unmanned aircraft): Воздушное судно, управляемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого ВС, или выполняющее автономный полет по заданному предварительно маршруту.
3.1.2 дистанционно пилотируемое воздушное судно (remotely-piloted aircraft): Беспилотное воздушное судно, которое пилотируется внешним пилотом с наземной станции управления полетом.
3.1.3 беспилотная авиационная система (unmanned aircraft system): Комплекс, включающий одно или несколько беспилотных ВС, оборудованных системами навигации и связи, средствами обмена данными и полезной нагрузкой, а также наземные технические средства передачи-получения данных, используемые для управления полетом и обмена данными о параметрах полета, служебной информацией и информацией о полезной нагрузке такого или таких ВС, и канал связи со службой управления воздушным движением.
3.1.4 опционально пилотируемое воздушное судно (optionally piloted aircraft): Воздушное судно, которым может управлять как пилот, находящийся на борту, так и внешний пилот.
3.1.5 дистанционно пилотируемая авиационная система (remotely-piloted aircraft system): Комплекс конфигурируемых элементов, включающий дистанционно пилотируемое воздушное судно, связанную с ним станцию (станции) внешнего пилота, осуществляющего непрерывный мониторинг параметров полета по каналу управления и передачи данных, а также бортовое оборудование полезной нагрузки, которые осуществляют совместное функционирование в ходе выполнения полета.
3.1.6 автономное воздушное судно (autonomous aircraft): Беспилотное воздушное судно, выполнение полетного задания которого не предусматривает вмешательство пилота в управление полетом.
3.1.7 автономный полет (autonomous operation): Полет, который выполняется воздушным судном без вмешательства пилота, с помощью автоматической системы управления на основе данных, загруженных перед выполнением полета, либо с использованием информации, получаемой по каналу передачи данных или от датчиков на борту.
3.1.8 автономная система (autonomous system): Система, выполняющая свои функции без вмешательства человека.
3.1.9 авиационные работы (aerial work): Полет воздушного судна, в ходе которого ВС используется для обеспечения специализированных видов обслуживания в таких областях, как сельское хозяйство, строительство, аэрофотосъемка, топографическая съемка, наблюдение и патрулирование, поиск и спасание, воздушная реклама и т.д.
3.1.10 коммерческая воздушная перевозка (commercial air transport operation): Полет воздушного судна для перевозки пассажиров, грузов или почты за плату или по найму.
3.1.11 межрегиональный полет (cross-country flight): Полет беспилотного ВС вне исходного района по предварительно запланированному маршруту с использованием стандартных навигационных средств.
3.1.12 система завершения полета (flight termination system): Совокупность средств и/или процедур, приводимых в действие вручную или автоматически, обеспечивающих принудительное безопасное завершение полета беспилотного воздушного судна, используемого в составе беспилотной авиационной системы.
3.1.13 налет по приборам (instrument flight time): Время полета, в течение которого внешний пилот осуществляет управление воздушным судном исключительно по приборам без использования внешних ориентиров.
3.1.17 пусковая установка (launcher): Средство, используемое для обеспечения взлета беспилотных ВС, не предназначенных для выполнения традиционного взлета с разбегом.
3.1.18 эксплуатант (operator): Лицо, владеющее беспилотным воздушным судном на законном основании и использующее или планирующее использовать его для полетов.
3.1.19 линия управления и контроля (command and control link): Канал передачи и получения данных между дистанционно пилотируемым воздушным судном и станцией внешнего пилота для управления полетом и контроля его параметров.
3.1.20 линия связи (communication link): Канал обмена голосовыми данными и/или текстовой информацией между членами внешнего экипажа, службами управления воздушным движением, другими пользователями воздушного пространства и иными заинтересованными лицами.
3.1.21 линия связи с землей (down link): Односторонний канал передачи данных с борта беспилотного воздушного судна на землю.
3.1.22 потеря связи (lost link): Потеря соединения линии управления и контроля с дистанционно пилотируемым воздушным судном.
3.1.23 линия связи с бортом (up-link): Односторонний канал передачи данных на борт беспилотного воздушного судна с наземной станции управления.
3.1.24 линия передачи данных (data link): Канал передачи между элементами беспилотной авиационной системы, системы управления воздушным движением и другими участниками воздушного движения для целей управления, информации о параметрах полета, полезной нагрузке и т.п.
3.1.25 линия связи с полезной нагрузкой (payload link): Канал передачи данных и управляющих команд между наземной станцией управления и полезной нагрузкой беспилотного воздушного судна.
3.1.26 прямая линия радиосвязи (radio line-of-sight): Прямая двусторонняя радиосвязь между передатчиком и приемником.
3.1.27 вне прямой линии радиосвязи (beyond radio line-of-sight): Эксплуатация беспилотного воздушного судна вне диапазона прямой линии радиосвязи.
3.1.28 полет в пределах прямой видимости (visual line-of-sight operation): Полет, при котором внешний экипаж поддерживает непосредственный визуальный контакт с воздушным судном с целью управления его полетом и исполнения обязанностей, связанных с обеспечением эшелонирования и предупреждением столкновений.
3.1.29 вне прямой видимости (beyond visual line-of-sight): Эксплуатация беспилотного воздушного судна за пределами прямой видимости.
3.1.30 визуальный полет в расширенном диапазоне высоты и дальности (extended visual line-of-sight): Полет, который может выполняться за пределами прямой видимости, при которых, однако, внешний пилот с помощью дополнительного наблюдателя сохраняет возможность контролировать полет БВС и избегать столкновения.
3.2 Классификация беспилотных воздушных судов
3.2.1 воздушное судно (aircraft): Летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, за исключением случаев взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.
3.2.2 категория воздушного судна (aircraft category): Классификационная группа ВС, выделяемая на основе особенностей их конструкции, характеристик и условий эксплуатации.
3.2.3 дирижабль (airship): Воздушное судно легче воздуха, управление траекторией полета которого обеспечивается с помощью силовой установки и специальных устройств.
3.2.4 мультикоптер (multicopter): Летательный аппарат с произвольным числом несущих винтов.
3.2.5 квадракоптер (quadrocopter/quadrotor): Беспилотное воздушное судно с четырьмя несущими винтами, вращающимися попарно в противоположных друг другу направлениях.
3.2.6 легкое дистанционно пилотируемое воздушное судно (light remotely piloted aircraft): Дистанционно пилотируемое воздушное судно с взлетной массой менее 150 кг.
3.2.7 малое беспилотное воздушное судно (small unmanned aircraft): Беспилотное дистанционно пилотируемое воздушное судно с взлетной массой менее 30 кг.
3.3 Управление беспилотной авиационной системой
3.3.1 член внешнего экипажа (remote crew member): Лицо, прошедшее специальную подготовку по данному типу беспилотного воздушного судна, на которое эксплуатантом конкретного воздушного судна возложены функциональные обязанности, связанные с выполнением полета данного воздушного судна.
3.3.2 внешний пилотирующий пилот (remote flying pilot): Член внешнего экипажа дистанционно пилотируемого воздушного судна, который приводит в действие органы управления воздушного судна и несет ответственность в отношении траектории полета воздушного судна, входящего в состав беспилотной авиационной системы.
3.3.3 внешний командир воздушного судна (remote pilot-in-command): Член внешнего экипажа, осуществляющий руководство полетом воздушного судна, входящего в состав беспилотной авиационной системы, участвующий в пилотировании и несущий ответственность в отношении безопасности полета беспилотного воздушного судна.