Что такое безопасность для детей определение
«Что такое безопасность и что такое опасность»
ХОД ЗАНЯТИЯ
Учитель: В нашей стране ежедневно гибнут люди в разнообразных ситуациях, а также в обычных житейских условиях. Число жертв – более 250 тыс. человек в год, около 10% потерь приходится на детей.
Основной причиной несчастных случаев является незнание или несоблюдение правил безопасности жизнедеятельности.
Учитель: Как понимаете слово опасность?
Дети: Опасность – это ситуация, в которой человеку кто-то или что-то угрожает. (Приложение 2)
Учитель: Приобретение знаний и умений по защите здоровья и жизни в опасных ситуациях или неблагоприятных, угрожающих здоровью условиях является залогом вашей личной безопасности.
Учитель: Скажите, где, в каких местах или месте, вы чувствуете себя в безопасности?
Дети: Я чувствую себя в безопасности дома, там родители, бабушка.
Я чувствую себя в безопасности в школе, там друзья, учителя.
Запись на доске: “Безопасные места”.
Учитель: А давайте попробуем вспомнить опасную ситуацию, попробуем ответить на вопросы (на доске – вопросы).
— Что с тобой случилось?
— Кто был вместе с тобой?
— Что ты почувствовал?
— Почему ты считаешь ситуацию опасной?
— Кто или что тебе помогло?
1. Дети заблудились в лесу.
2. Во время купания в реке лопнул круг, и кто-то чуть не утонул.
3. В дверь позвонил незнакомый человек, когда ребенок был дома один.
4. Летом на даче были змеи и т.д.
(Запись ответов на доске под заголовками: “Опасные места”, “Кто помог”)
“Опасные места” “Люди, которые помогли” дом, лес, река, дача,
костёр в лесу и т.д.родители, бабушка, соседи,
учитель пожарные,
милиция, врачи и т.д.
Учитель: Эти люди могут помочь в опасной ситуации, только к ним надо во время обратиться.
Учитель: Отгадайте загадку:
— Чей это был дом, из какой сказки?
— Кто виновник этого несчастья?
— Кто выручил хозяйку дома?
Коль возник пожар в квартире,
Набирайте “НОЛЬ ОДИН”!
Помните, что в целом мире,
Вам поможет он один.
Чётко адрес назовите,
Дом, подъезд, этаж и лифт,
Также кратко доложите,
Есть ли дети, что горит.
Работа с плакатом “Система обеспечения безопасности города”.
Не вешайте трубку до конца разговора.
Учитель: Вывод: дети могут научиться узнавать опасные ситуации и избегать их.
Дети: (работа в группах) рассматривают сюжетные картинки (приложение 1).
(Заслушиваются ответы групп и обсуждаются всем классом).
Вывод: Каждая проблема может иметь несколько решений. Важно научиться находить решение, которое не приносит вреда здоровью.
Учитель приводит примеры несчастных случаев (из прессы), которые произошли за прошедшую неделю.
Вскрываются причины и обсуждаются с детьми пути предотвращения несчастного случая и способы защиты жизни и здоровья.
Учитель: Вспомните, а вы делали что-то опасное? Что вы при этом чувствовали?
Дети: Да, играли на дороге, Когда увидели машину, было очень страшно.
Учитель: Действительно, человек создающий опасную ситуацию, как правило, переживает неприятные минуты.
Работа над ситуациями.
Учитель: К вам в квартиру позвонили. Вы дома одни. Ваши действия?
Дети: Посмотрю в глазок. Если за дверью незнакомый человек, крикну: “Папа, к нам кто-то пришел”.
Учитель: Придя домой из школы, вы обнаружили, что замок сломан и дверь приоткрыта. Как поступить?
Дети: Входить нельзя. Надо обратиться к соседям и позвонить в милицию.
Учитель: Вам надо подняться в лифте на свой этаж, а в кабине – нетрезвый человек. Как быть?
Дети: В лифт не входить, переждать.
Учитель: Послушайте рассказ “Жажда”.
“Жажда”
Был жаркий, летний день. Женя играл с мальчиками во дворе в футбол. Когда игра закончилась, ему очень захотелось пить. Он побежал домой и открыл холодильник. Там стояло много разных бутылок с газировкой, соком и пивом. Он схватил ближайшую бутылку, на которой было написано “Пиво”…
Учитель: В чем опасность ситуации для мальчика?
— Помогите герою избежать опасную ситуацию.
— Закончите рассказ так, чтоб помочь Жене избежать опасности.
Дети: Пивом можно отравиться. Закончить рассказ можно так: “Женя взглянул на этикетку, прочитал “Пиво” и поставил бутылку обратно в холодильник.
Дети: Еще можно простудиться.
Учитель: Послушайте стихотворение Э.Успенского “Мама приходит с работы”.
Два брата в квартире поиграть решили,
Мяч подбросили и сразу
Уронили на пол вазу,
Сыплются книжки из шкафа на пол,
Их поднимать никому не резон,
Съехала скатерть, подушка упала,
Им всего этого кажется мало.
Стали в кубики играть,
Влезли дружно на кровать,
Как птицы стаей полетели,
Руками лампочку радели,
Оглянуться не успели –
И стекляшки на постели.
Так резвятся целый день –
Смотрят, мама входит в дверь.
Мы играли очень дружно
Маме радоваться нужно.
— В какие игры играли мальчики?
— Чем опасны подобные игры в помещении?
Не зря собака тех кусает,
Кто камень зря в неё бросает.
Но если кто с собакой дружит,
Тому собака верно служит.
Учитель: Подумайте, как надо себя вести, чтобы не вызвать у собаки желание укусить.
Если я буду осторожен,
То не пораню себе кожи,
Гвоздь, забивая молотком,
И не ошпарюсь кипятком.
Чтоб я ни делал – никогда
Не причиню себе вреда.
1. Если я буду соблюдать чистоту –
Мне не опасны мухи и тараканы.
2. Если я буду закрывать одеждой тело
Во время прогулок в поле и в лесу –
Мне не опасны пчёлы, осы и клещи.
3. Если я буду пользоваться защитными
Жидкостями и мазями –
Мне не опасны комары.
Учитель: Давайте подумаем, как избежать опасной ситуации и сделаем плакат “Шаги принятия решений” (на доске).
Шаги принятия решений.
1 шаг. Если ты хочешь что-то сделать, то сначала остановись.
2 шаг. Представь, как твой поступок отразится на тебе, твоих родителях, твоих друзьях.
3 шаг. Выбери занятие, последствия которого безопасны. И не делай того, что может иметь плохие последствия.
4 шаг. Похвали себя за то, что тебе удалось принять ответственное решение и избежать опасности.
Учитель: Что нового вы узнали?
Дети: В опасных для здоровья ситуациях люди поступают по-разному. Принимая решение в опасной для здоровья ситуации, следует придерживаться “Шагов принятия решений”.
Безопасность детей — это наша общая забота
Надежда Ершова
Безопасность детей — это наша общая забота
• незнание дошкольниками элементарных правил;
• стремление к самостоятельности, но неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;
• безучастное отношение взрослых к поведению детей.
В летний период для решения воспитательных задач на территории детского сада имеется дорожная разметка, где дети используют полученные знания на практике. Развивается интерес к движению транспорта и пешеходов, формируется уважение к труду водителей транспортных средств, сотрудников ГИБДД. Необходимым условием успешности нашей работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге является сотрудничество детского сада с ГИБДД. Мы работники детского сада не собираемся останавливаться на достигнутом, мы постоянно ищем новое, что поможет обеспечить безопасность наших детей. И мы убеждены, что для создания оптимальных взаимоотношений педагогов и родителей необходимо, чтобы обе стороны осознавали значимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяли друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку, чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания, но главное – ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость).
Для слушателей была предоствлена картотека подвижных игр для детей
1. Т. Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения»
2. Журнал «Дошкольное воспитание 10/2013г»
3. Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2-7лет. Э. Я. Степаненкова.
Консультация «Рассказываем малышу, что такое безопасность»
денисова ольга
Консультация «Рассказываем малышу, что такое безопасность»
В современном мире безопасность личности приобретает все более масштабный характер. Об этом сообщают по радио и телевидению, пишут в газетах, демонстрируют в местах большого скопления людей. Общество призывают к безопасному поведению в быту, на воде, на дорогах, в лесу и так далее.
Приобщение человека к культуре безопасности начинается еще в детском возрасте. Значительная часть времени на получение знаний, умений и навыков в области безопасного поведения приходится на уроки в школе, а именно на уроки по основам безопасности жизнедеятельности.
По статистическим данным, количество травм, полученных на улице зимой, в 2-3 раза выше, чем летом. Таким образом, все более актуальными становятся уроки безопасности в зимнее время. Это период, когда человека подстерегают такие опасности, как ранее наступление темноты, гололед, обморожения, переохлаждения, различные травмы при катании на санках, коньках, лыжах, неправильное обращение с пиротехническими изделиями и елочными украшениями. Следовательно, в учебный процесс должны включаться мероприятия, направленные на профилактику травматизма в вышеуказанный период.
Занятия по воспитанию культуры безопасности могут быть составной частью как учебной, так и внеучебной деятельности. Как правило, это могут как уроки, построенные в традиционной форме, так и различные практикумы, семинары, экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования.
Одной из распространенных форм является классный час, сущность которого заключается в коллективном обсуждении проблемы в неформальной обстановке. Для детей школьного возраста более продуктивным окажется создание нового, где можно проявить свои творческие способности. Например, создание памяток, подготовка стенгазеты по безопасному поведению в зимнее время.
Также не менее интересными для учеников окажутся практические занятия по отработке навыков спасения человека на льду, оказанию первой помощи при обморожении или переломе конечности. Учебную деятельность обучающихся можно разбавить просмотром видео файлов и презентаций, приготовленных самостоятельно детьми. Это позволит не только разнообразить учебный процесс, но и наглядно изучить последствия неправильного поведения зимой.
Значительную роль в воспитании культуры безопасности играет семья. Успешное формирование правил безопасного поведения начинается именно в семье и только посредством личного примера родителей. Информация, которую взрослый пытается донести до ребенка, всегда должна подкрепляться конкретными действиями. Поведение родителей всегда определяет поведение детей.
Таким образом, совместная деятельность семьи и школы способствует успешному формированию культуры безопасности ребенка. Для этого можно использовать самые разнообразные формы организации деятельности. Чем раньше ребенок включится в осознанное проживание опасных ситуаций, тем раньше овладеет необходимыми знаниями, умениями и навыками безопасного поведения.
Консультация для родителей «Что такое коронавирус?» Коронавирусы – это семейство вирусов, которые преимущественно поражают животных, но и передаются человеку. Обычно заболевания, вызванные.
Консультация для педагогов ДОУ «Что такое логоритмика» ЛОГОРИТМИКА В ДЕТСКОМ САДУ Музыка, слово и движение – это три кита, на которых основывается гармоничное психическое, интеллектуальное и.
Консультация для родителей «Что такое осень?» Консультация для родителей «Что такое осень?». Осень, переходный сезон, в это время природа очень быстро меняет. Сначала появляются яркие.
Консультация родителям «Рассказываем детям о космосе» Звездное небо всегда привлекало взоры людей, манило своей неизвестностью. Люди мечтали узнать о космосе как можно больше. Так началось.
Безопасность детей дошкольного возраста. Основные правила
Татьяна Иванова
Безопасность детей дошкольного возраста. Основные правила
Без сомнения, тема детской безопасности настолько обширна, что её сложно даже вкратце раскрыть в рамках одного обзора. Этим вопросам посвящены целые книги, методические рекомендации и научные исследования. Мы же попробуем обобщить основные факты и понятия и подать их в сжатом виде. А подробней обсудим вопросы безопасности детей дошкольного возраста в отдельных статьях. Главное, что требуется от родителей это не подходить к защите своего ребенка с формальной позиции. Многие из нас повторяют несколько распространённых ошибок. Кто-то старается не думать «о плохом» и пускает всё на самотек, рассчитывая на воспитателей в детском саду, на няню, в конце концов, на здравый смысл дошкольника. Можно часто услышать – у меня же умный пацан, он всё понимает. В общем, вечное «авось». Кто-то, наоборот, пытается оградить своего ребенка от всех проблем на свете и сдувает с чада любую пылинку, тем самым тормозя его развитие. Истина, как всегда, удобно расположилась где-то посередине, а мы попробуем приблизиться к ней.
Кто в ответе за безопасность ребенка дошкольного возраста?
А те, кто временно опекают вашего малыша должны понимать что такое «Безопасность детей дошкольного возраста». Они должны знать особенности вашего ребенка дошкольного возраста: что ему нельзя есть, чем его увлечь и какие его привычки. Должны знать, как быстро связаться с вами в случае экстренной ситуации, а вы обязаны быть, в свою очередь, всегда на связи. И, конечно же, вы обязательно сами должны быть ознакомлены с правилами безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Как эффективно обеспечить безопасность дошкольника?
Практические советы по обеспечению безопасности детей дошкольного возраста
Приведем краткие тезисы, которые помогут вам в защите ребенка дошкольного возраста. Их не много, всего три, но это основа любой безопасности:
• Всегда четко разъясняйте детям основы правил безопасности. Но всегда учитывайте их возраст. Если вы скажете двухлетке «не лезь в розетку, там ток», то в лучшем случае он вас НЕ поймет, а в худшем опустит отрицательную частицу «не» и именно полезет в розетку. А вы не знали, что дети игнорируют отрицательные частицы? В общем, учтите, что для каждого возраста и уровня восприятия должны быть свои методы обучения безопасному поведению. Далее мы приведем основные понятия, которые должен усвоить ребенок дошкольного возраста.
У некоторых родителей может закрасться вопрос – так что я должен теперь потерять покой и постоянно следить за своим ребенком? Попробуем вопреки традициям интернета всегда что-то советовать, пусть даже и невпопад, ответить вопросом на вопрос – кто вам сказал, что будет легко? Мы все плывем в похожих лодках, только не все целыми доплываем до берега. Единственное, чем мы можем вам помочь, это максимально раскрыть тему обеспечения безопасности вашего ребенка. Остальное всецело в ваших руках. Хотя, конечно, не в последнюю очередь стоит задача обучить малыша дошкольного возраста премудростям безопасного поведения.
Что должен знать о безопасности ребенок дошкольного возраста
• Малыш должен знать основные правила безопасности при нахождении дома, в том числе и правила пожарной безопасности – опасность игр с воспламеняющимися предметами, телефон пожарной службы и т. д. А также опасность розеток, горячих предметов (утюг, плита, обогреватель, открытых окон, разговоров по телефону с незнакомцами, открытие двери чужим людям и т. д.
• Дошкольник должен знать правила безопасного поведения в детском саду. Поведение в коллективе с детьми, передвижение по садику, выход на улицу, игры, правила обращения с предметами, которые могут представлять опасность для окружающих.
• Ребенок должен знать базовые правила дорожного движения и основные знаки ПДД, например, «подземный переход», «наземный переход», «наземный переход», «пешеходная дорожка» и т. д.
• Дошкольник должен понимать правила поведения в основных ситуациях: «на солнце», «на воде», «на льду» и т. д.
• Ребенок дошкольного возраста должен знать общие правила здорового питания и закаливания организма. Понимать, что ему полезно, а что нет.
• Малыш должен иметь общее представление об охране окружающей среды и о том, как лучше сберегать природу.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Консультация «Безопасность детей дошкольного возраста» «Дети наши на свет родились, Чтобы радостно жить. Чтобы вместе играть, чтобы крепко дружить Чтоб улыбки друг другу Дарить и цветы Чтоб всегда.
Конспект НОД по разделу «Безопасность» для детей среднего дошкольного возраста «Безопасность дома. Электроприборы» Ширшова Ирина Андреевна Конспект НОД по разделу «Безопасность» для детей среднего дошкольного возраста «Безопасность дома. Электроприборы».
Основные направления коррекционной работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня Развитие связной речи у детей с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Организация обучения.
Основные правила для заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста Основные правила заучивания стихотворений с дошкольниками. 1. Выбранное стихотворение должно отвечать возрастным особенностям ребенка. Поэтическое.
Проект «Безопасность детей на улицах и дорогах» для детей старшего дошкольного возраста Российская Федерация Калининградская область МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №21 «АЛЁНКА» 238300,.
Родительское собрание «Безопасность детей дошкольного возраста» Протокол №8 Родительского собрания в средней группе № 12 МБДОУ детский сад №8 от 25.07.2017г. Тема: «Безопасность детей дошкольного возраста».
Консультация «Безопасность — это важно»
Николаева Наталия
Консультация «Безопасность — это важно»
Безопасность – это один из главных критериев уровня жизни человека, а для маленького и неопытного ребенка безопасный образ жизни гарантирует здоровье и счастливое будущее. Каждому взрослому хочется защитить своего малыша, «спрятать его под хрустальный колпак и не отпускать от себя ни на шаг», но это невозможно. Ребенок растет и учится быть самостоятельным, а значит, родителям и педагогам необходимо объяснить ему правило, прививать культуру безопасного поведения в таком интересном, но опасном, полном неожиданностей, мире.
Содержание представлений о безопасном поведении, доступное детям дошкольного возраста.
Знать свое имя, фамилию, домашний адрес.
Понимать, что порядок в доме и детском саду нужно соблюдать не только для красоты, но и для безопасности, поэтому предметы и игрушки надо класть на свои места.
Представлять возможные травмирующие ситуации,опасные для здоровья:
если неосторожно пользоваться, брать без разрешения взрослых или играть острыми, колющими и режущими предметами (ножницами, ножом, иголкой, гвоздями, кнопками, заточенными карандашами и др., то можно порезаться или уколоться;
при пользовании утюгом, пылесосом, телевизором, лампой и другими электроприборами нельзя трогать руками провода, вставлять мелкие предметы в розетку, включать их без разрешения взрослых; нельзя играть спичками, зажигалками, потому что может случиться пожар;
дома и в детском саду можно упасть на полу (если он мокрый, либо запнуться за разбросанные игрушки и предметы, выпасть из окна, с балкона, поэтому нельзя выходить на балкон без взрослых, нельзя забираться на подоконник и выглядывать в окно, лучше сходить на улицу погулять с разрешения взрослых. Нельзя залезать на высокую мебель, полку и т. п., чтобы достать что-нибудь, можно попросить об этом родителей/воспитателя.
Знать о приемах оказания первой помощи:
при порезах и ссадинах, ожогах и ушибах нужно подставить рану под струю холодной воды и показать взрослым;
при пожаре — не прятаться, вызвать пожарных по телефону 01, выйти из комнаты или лечь на пол.
Иметь представления об опасных ситуациях, которые могут возникнуть на улице и при играх во дворе дома; при катании на велосипеде (самокате, роликовых коньках).
Иметь представления об опасных ситуациях на отдельных участках пешеходной части улицы.
Знать следующие правила дорожного движения:
переходить улицу только на зеленый сигнал светофора;
не играть на дороге или около проезжей части;
переходить улицу только по пешеходному переходу;
при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины направо;
знать некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей.
Знать правила поведения в транспорте:
не ездить в транспорте без родителей, без сопровождающих взрослых;
не стоять у дверей;
разговаривать тихо, чтобы не мешать другим;
не высовываться и не выставлять руки в открытые окна;
уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми.
Знать и соблюдать правила поведения во дворе:
не ходить никуда без разрешения взрослых;
играть только на детской площадке;
не бегать за пределами детской площадки, смотреть под ноги;
не лазить на крыши, деревья, гаражи;
не подходить к открытому люку колодца или вставать на крышку люка;
не играть на стройплощадках и свалках;
не раскачиваться высоко на качелях;
соблюдать осторожность и не уходить никуда с незнакомыми людьми;
не брать никакие предметы и угощение от незнакомых людей.
Следует знать, что каждое животное обладает своим характером, поэтому даже игры с животными могут привести к травмам, царапинам, укусам. Чаще всего животные кусаются, когда они напуганы, рассержены или не вовремя потревожены.
подходить к животному (даже хорошо знакомому) сзади и прикасаться к нему, если оно не видит ребенка;
подходить к животным, когда у них появились детеныши;
дразнить животных, даже если они добрые;
трогать, гладить, брать на руки и играть с незнакомыми животными (бездомными).
Если какое-нибудь животное укусило, об этом обязательно нужно сообщить взрослым.
Знать, к кому можно обратиться за помощью, если потерялся на улице.
Знать, что, гуляя в парке, сквере, на детской площадке, можно ходить и бегать только по специально засыпанным мелким песком и камешками дорожкам.
Знать, что бросать мусор можно в специально отведенное место (урну, контейнер, а не рядом, не на газон; если урны не оказалось рядом, унести мусор с собой, положив его в карман, рюкзак, пакет.
Знать, что нельзя брать в рот и жевать первую попавшуюся травинку.
Знать об опасности посещения водоемов в разный период года: нельзя подходить к воде без взрослых; купаться можно только вместе со взрослыми, например с мамой, папой или старшим братом или сестрой. Нельзя купаться в неизвестных местах.Дно реки или озера может таить немало опасностей: затопленная коряга, за которую можно случайно зацепиться, осколки стекла, острые жестянки, о которые можно порезать моги, холодные ключи и глубокие ямы. Зимой реки и озера покрывает мед. Выходить на него без сопровождения взрослых опасно.
Знать, что «незнакомцы» — это тe люди, которых ребенок не знает, не узнает, даже если они обращаются к нему по имени; приятная внешность чужого человека может быть обманчива.
Иметь представление о том, как вести себя, если «чужой» приходит в дом,а ребенок дома один:
никогда никому не открывать дверь;
если долго звонят, то подойти к двери, посмотреть в глазок,спросить: «Кто там?»; если человек окажется незнакомым, то, не открывая дверь, узнать, что ему нужно и попросить подойти через 15-20 минут, сказать, например, что папа в ванной;
если незнакомец не уходит, угрожает — звонить по телефону 01, если нет телефона — кричать, звать на помощь.
Знать, как отвечать на телефонные звонки,когда взрослых нет дома:
спросить «Кто звонит?»;
сказать, что родители заняты (например, мама спит или в ванной);
попросить перезвонить позже.
Понимать опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми на улице и знать «закон четырех НЕ»:
никогда НЕ говори с незнакомыми людьми;
НЕ садись в машину с незнакомцем;
НЕ бери угощения и игрушки от незнакомцев;
НЕ гуляй на улице один, когда темно.
Знать, что в ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого человека (хватает за руку, берет на руки, затаскивает в автомобиль)необходимо: кричать, бежать, рассказывать о случившемся взрослым.
Практические умения безопасного поведения.
Уметь пользоваться с осторожностью:
самостоятельно: вилкой, ножницами, ножом;
с разрешения взрослых: иголкой, теркой, молотком, гвоздями;
совместно со взрослыми: мясорубкой, утюгом и другими инструментами и бытовыми приборами (по усмотрению родителей).
Уметь в случае любой беды рас сказать и показать рану взрослым; пользоваться телефоном для вызова пожарных (01, если родителей нет дома.
Уметь оказать себе при необходимости первую помощь при порезах и ссадинах, ожогах, ушибах, а также уметь обратиться за помощью.
Уметь совместно со взрослыми переходить проезжую часть дороги, соблюдая правила дорожного движения.
При играх во дворе соблюдать не обходимые меры предосторожности.
Кататься на велосипеде (самокате, роликовых коньках) только по тротуару, соблюдая правила безопасности по отношению к прохожим.
В транспорте соблюдать правила этичного и безопасного поведения.
Соблюдать меры предосторожности при опасных ситуациях на пешеходной части тротуара, улицы или двора, например, там, где ведутся ремонтные работы; с крыш домов сбрасывают снег; там, где могут упасть сосульки.
Уметь отличать домашнее животное от бездомного.
Если потерялся на улице, уметь обратиться за помощью к полицейскому, женщине с ребенком, продавцу. Знать свой адрес, телефон или ориентиры, которые помогут найти место жительства (где находится и как вы глядит дом, что расположено поблизости).
В случае ушиба уметь обратиться за помощью к взрослому; сразу отправиться домой и подставить под струю холодной воды или приложить холодный предмет.
При ранах и ссадинах уметь оказать следующую помощь:
если рана покрыта грязью, промыть под краном холодной водой в течение нескольких минут;
если нет возможности сразу удалить грязь, прикрыть рану носовым платком и идти домой.
Если укусила собака, обязательно показать родителям, а затем врачу.
Уметь отличать незнакомцев; отмечать на звонки в дверь и по телефону, когда взрослых нет дома; соблюдать «закон четырех НЕ»; «кричать, бежать, рассказывать» в ситуациях насильственного поведения со стороны незнакомцев; сказать «НЕТ» другим детям, подросткам, которые хотят втянуть ребенка в опасную ситуацию.
Уметь пользоваться телефоном для вызова службы помощи:
набрать точно номер;
четко назвать свою фамилию и имя;
рассказать, что случилось;
четко назвать домашний адрес;
не класть трубку первым.
Результаты освоения ребенком-дошкольником содержания образовательной области «Безопасность».
Ребенок имеет представление о том, что такое безопасное поведение, понимает, как вести себя в отдельных потенциально опасных ситуациях в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми (прил.).
В повседневной жизни стремится соблюдать правила безопасного помещения. Умеет привлечь внимание взрослого в случае возникновения непредвиденных и опасных для жизни и здоровья ситуаций.
Правильно пользуется доступными потенциально опасными предметами под присмотром взрослого.
В совместной деятельности с детьми в детском саду, в подвижных играх, в спортивном зале и на улице соблюдает правила безопасного поведения; учитывает настроение, эмоциональное и физическое состояние сверстников.
Осуществляет перенос опыта безопасного поведения в игру (объясняет кукле основные источники и виды опасности в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми; обучает ее способам безопасного поведения, предупреждает, самостоятельно соблюдает данные правила во взаимодействии со сверстниками.
Ребенок владеет основами культуры безопасности:
знает, как позвать на помощь, обратиться за помощью к взрослому;
может объяснить, какую получил травму, где болит;
знает свой адрес, имена родителей, их контактную информацию;
избегает контактов с незнакомыми людьми на улице;
проявляет осторожность при встрече с незнакомыми животными;
соблюдает правила дорожного движения; поведения в транспорте.
Обеспечить эффективность формирования основ культуры безопасности в дошкольном возрасте, освоения указанного выше содержания, возможно, определив пути овладения ребенком опытом безопасного поведения. При этом нужно учитывать, как происходит процесс познания ребенком правил поведения, накопления соответствующего опыта.
Мыслительная деятельность как процесс познания окружающей среды играет большую роль в формировании поведения ребенка (Т. Л. Телегина, М. Л. Пигарева). В исследованиях П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной и других описаны компоненты, последовательное выполнение которых обеспечивает интериоризацию, усвоение умственных действий, на основе которых происходит формирование знаний и умений. Исходя из этого, воспитательно-образовательная деятельность, направленная на освоение опыта безопасного поведения ребенка должна осуществляться поэтапно,ступенчато:
сначала важно заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности;
потом необходимо вводить правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать дошкольников в умении применять эти правила;
затем на основе усвоенных знаний и умений (превращения правил из внешних требований во внутренние мотивы) возможно осознанное овладение реальными (доступными) практическими действиями.
Совокупный анализ исследований о своеобразии усвоения дошкольником правил поведения позволяет выделить основные факторы, оптимизирующие данный процесс (Л. И. Божович, И. Н. Бронников, Н. Е. Веракса и др.).К ним относятся:
активная позиция ребенка;
процесс идентификации со взрослым, транслирующим норму ребенку;
игровая форма передачи способов поведения;
эмоциональная включенность ребенка в деятельность.
достижение понимания деть ми значимости соблюдения правил поведения для себя и окружающих (посредством художественной литературы и бесед);
формирование представлений о последствиях нарушения правил;
организации наблюдений за поведением носителей нормы;
включение в активную практическую деятельность (игра, труд, деятельность на занятиях).
Исходя из вышесказанного, наиболее эффективно при организации педагогического процесса по формированию основ культуры безопасности в дошкольном возрасте использовать следующее:
игровые персонажи (напри мер, Стобед, Шустренок, Петька Неве зухин и т. п.);
чтение специально подобранных произведений художественной литературы с последующими беседа ми по ним, игры-драматизации;
ситуационные задачи, такие как «Вспомни и расскажи (выложи с помощью моделей, как правильно себя вести, если возникла опасная ситуация», «Что будет дальше, как ты думаешь, если мальчик (девочка) так поступят.», «Найди ошибку (в сказке сюжетной картинке, на этом рисунке и т. д.)», «Что делать? Как поступить если (надо перейти улицу, забыл дорогу домой, остался дома один, а в дверь звонят?» и пр. ;
игровые ситуации («Научим куклу скатываться с горки» и т. п.);
имитационное моделирование на макете и в игровой среде;
сюжетно-ролевые игры «Семьи», «Транспорт», «Пешеходы», «Путешественники» и т. п. ;
Активную роль в обучении детей и отработке на практике навыков безопасности должны сохранять за собой родители, так как семейная обстановка способствует открытому общению, а значит, выработке у ребенка как осторожности, так и уверенности в себе.
Одним из важных направлений работы дошкольного образовательною учреждения по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников является тесное взаимодействие педагогов с семьями воспитанников, при этом детский сад служит организующим центром в работе. Интерес к взаимодействию должны проявлять и педагоги, и родители. Для организации взаимодействия необходимо использовать разнообразные формы сотрудничества. Программа взаимодействия воспитателей дошкольного образовательного учреждения с родителями может включать групповые собрания, открытые занятия, индивидуальные консультации, практические занятия (семинары-практикумы, домашние задания, использование наглядной агитации (папок-передвижек, памяток) и пр. При этом важно, чтобы родители не только получили необходимые знания, но и пересмотрели свое отношение к безопасному поведению, осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда следуют ему. А разные требования, предъявляемые детям в детском саду и дома, могут вызвать у ребенка растерянность, обиду или даже агрессию.
Педагоги дошкольного образовательного учреждения могут внести существенный вклад в накопление опыта обращения с потенциально опасными предметами, формирования у детей основ культуры безопасности.Необходимыми для этого условиями являются: мотивационная и методическая готовность воспитателей к такой работе, активная поддержка со стороны членов семьи, совпадение позиций и единство требований в семье и детском саду, тесное сотрудничество педагогов и родителей по передаче ребенку способов безопасного поведения.
В заключение хотелось бы дать ряд рекомендаций педагогам-практикам по осуществлению педагогического процесса, направленного на формирование у детей основ культуры безопасности, представив их в форме азбуки [8].
Азбука формирования основ культуры безопасности культуры безопасности
Абсолютно невозможно ожидать от дошкольников, чтобы они сами находили безопасное решение в той или иной ситуации. Это решение им нужно подсказать.
Безопасность жизнедеятельности дошкольников,ее обеспечение должно осуществляться в двух направлениях: устранение травмоопасных ситуаций и воспитание безопасного поведения.
Всем известные сказки (большинство) содержат примеры нарушения героями правил безопасного поведения. Используйте эту возможность, чтобы закрепить представления детей, побеседуйте, проиграйте ситуации с ними. Можно переиначить сказку так, чтобы герои воспользовались правилами безопасности.
Говорить и играть на темы безопасности с дошкольниками можно не более 20-25 минут.
Дидактические игры и пособия (специально подобранные) помогут детям закрепить полученные знания об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях.
Ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные занятия и другие режимные процессы, помогают закреплять знания и умения личной безопасности у дошкольников.
Желательно использовать метод наглядного обучения, который эффективен для закрепления у детей представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушения.
Закрепляйте с детьми знание ими домашнего адреса, телефона, фамилии, имени и отчества родителей.
используйте примеры из личного опыта для иллюстрирования способов безопасного поведения.
Каламбуры, песни, стихи помогут расширить представления детей о безопасности.
Лучший урок безопасного поведения — это пример окружающих ребенка взрослых.
Моделирование возможных опасных ситуаций на макете и в игровом уголке, а также имитация образцов поведения — необходимый метод освоения детьми правил безопасности.
На физкультурных занятиях учите детей правильно падать во избежание тяжелых травм.
Обучайте детей правильному обращению с бытовыми предметами в процессе освоения ими трудовой деятельности, обращайте особое внимание на меры предосторожности.
Поддерживайте в детях заинтересованность в процессе обучения, совмещая его с шутками и забавами.
Регулирование поведения дошкольников путем прямых запретов должно быть минимальным.
Сотрудничество с родителями воспитанников, помощь семье в воспитании безопасногоповедения ребенка должно проходить через активные формы взаимодействия: тренинги, семинары, круглые столы, консультации специалистов и индивидуально.
Тренинги (игровые) с телефоном в дошкольном учреждении и дома необходимы для усвоения номеров телефонов служб помощи и правил поведения в конкретных опасных ситуациях.
Учите детей убирать за собой свое рабочее место, игрушки. Порядок в доме и группе необходим не только для чистоты, но и для безопасности.
Физическая подготовка — один из факторов, влияющих на поведение человека в опасной ситуации. Поэтому одна из задач обучения безопасному поведению дошкольников — развивать у них силу, ловкость, выносливость.
Хранение предметов бытовой химии, лекарств, спиртных напитков в недоступных для детей местах — особое содержание работы педагогов с родителями.
Целесообразно обогащение предметно-игровой среды группы объектами, имитирующими потенциально опасные предметы, а также использование макета домашней обстановки (улицы, двора, леса и т. п.) для закрепления правил безопасности дошкольниками.
Широко используйте произведения детской художественной литературы, в том числе и специальные, для иллюстрирования детям правил безопасности и последствий шалостей.
Щедрость (помощь) родителей- специалистов (врач, военный, пожарный, спасатель, полицейский, медсестра и т. д.) используйте для ознакомления дошкольников не только с профессиями, но и с правилами безопасности, службами помощи. Приглашайте их на встречи с детьми, помогая к ним подготовиться.
Эффективен способ показа детям последствий неправильного поведения или обращения с кем-либо (животным, человеком, с каким-либо предметом (веществом и т. п.) с помощью иллюстраций, телевизионных передач (только детских) и учебных фильмов.
«Юные медработники» — это направление в обучении элементарным приемам оказания первой помощи доступно детям уже среднего дошкольного возраста (промыть, приложить холод, сказать взрослым и т. п.). Желательно такие занятия проводить совместно с медицинской сестрой.
Ясно, что для дошкольников нужно много раз повторять устную информацию и также многократно проводить с ними практические занятия по безопасности. Используйте для этого различные методы и приемы, указанные выше.
Воспитанники средней,старшей и подготовительной к школе групп узнали много интересного: для чего пожарным специальный костюм, с помощью чего пожарные дышат в задымленных участках, чем укомплектована машина, какими средствами пожарные пользуются при тушении пожара.
Ребята с интересом рассматривали и слушали рассказ гостей.
Фотоотчет «Безопасность — это важно!» В январе месяце 2018 года у нас в саду прошёл месячник безопасности. Мы с детьми разбирали игровые ситуации, связанные с дорожной, пожарной.
Консультация для родителей «Коротко, но важно» Уважаемые родители! В жизни ребенка происходит много разных событий: приятных и не очень приятных. Хочется напомнить Вам несколько советов,.
Консультация для родителей «Почему важно отвечать на детские вопросы» Одной из главных особенностей детей дошкольного возраста является любознательность, которая проявляется в вопросах. Именно этот возраст.
Консультация для родителей «Это важно знать» Дети – наше счастье и смысл жизни. Полноправными членами семьи являются не только взрослые, но и дети. Когда дети маленькие они зависят.