Что такое безопасности потребности

Потребности безопасности и защиты

Потребности безопасности и защиты

Следующий уровень витальных (то есть жизненно важных, обеспечивающих выживание) потребностей – это потребности безопасности и защиты, потребности в:

– свободе от угрозы (внешнего негативного воздействия, болезни, страха, хаоса);

– стабильности, организации, порядке;

Можно сказать, что если физиологические потребности связаны с выживанием организма в каждый конкретный момент, то потребности безопасности обеспечивают долговременное выживание индивида.

Конечно, заметнее всего эти потребности выражены у наиболее беспомощных людей – прежде всего, очень маленьких детей. Мы уже обсуждали значение того факта, что человеческий детеныш после рождения целиком зависит от заботящихся о нем взрослых. Эта уязвимость и объясняет тот факт, что поведение и развитие маленького ребенка в огромной степени определяется именно тем, насколько полно удовлетворяются его потребности в защите и безопасности.

Речь идет не просто об элементарном уходе за младенцем – этот уход обеспечивает насыщение физиологических потребностей, но ребенку необходимо гораздо больше, чем своевременное кормление, тепло и физический комфорт. Психологи говорят, что маленькие дети – ярко выраженные конформисты, то есть приверженцы определенного порядка. Изменения в режиме, в окружающей обстановке они обычно воспринимают негативно, предпочитая держаться привычного порядка вещей.

Исследования показывают, что соблюдение режима (путь не очень жесткого, но все же постоянного) благотворно влияет на развитие и психическое состояние малыша: если же сон, кормление, прогулки происходят «вне графика», то у ребенка развиваются тревожность, недоверчивость, нарушения поведения. Его мир непредсказуем, то есть страдает одна из базовых потребностей – потребность в безопасности, не формируется уверенность в том, что мир надежен и в нем можно ориентироваться, справляться с его требованиями.

Потребности этого уровня влияют и на поведение взрослых людей: мы стремимся иметь надежную работу со стабильной заработной платой, откладываем деньги «на всякий случай», страхуем квартиры и здоровье, ставим прочные замки и решетки на окна, постоянно пытаемся составить какие-то прогнозы на будущее.

По мнению многих ученых, в значительной степени именно этими потребностями объясняется и наличие системы религиозных или философских убеждений человека: вера в высшие силы, к которым можно обращаться за помощью и покровительством, также дает человеку более прочное чувство безопасности и защищенности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

ПОТРЕБНОСТИ В СПОСОБАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (В НАВЫКАХ), ПОТРЕБНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОМ СОСТОЯНИИ (В НАПРЯЖЕННОСТИ)

ПОТРЕБНОСТИ В СПОСОБАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (В НАВЫКАХ), ПОТРЕБНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОМ СОСТОЯНИИ (В НАПРЯЖЕННОСТИ) Второе направление, в котором осуществляется формирование приобретенных потребностей, представляет собой становление потребностей в навыках

О технике безопасности

О технике безопасности Есть один нелепейший ритуал, принятый в современном обществе. Прежде чем выполнить некоторое действие, человек должен встать на коврик из специального материала, надеть особую обувь и перчатки. Причем обувь не более чем за год до этого должна быть

Круг безопасности

Круг безопасности Круг безопасности – это название модели, которая поможет нам в понимании основополагающих потребностей ребенка. Если мы осознаем, в чем нуждается ребенок, нам будет легче удовлетворять его потребности таким образом, чтобы поддержать его самооценку.

Начните с безопасности

Начните с безопасности Если человек подвел вас, начните разговор с описания несоответствия между тем, чего вы ожидали, и тем, что произошло: «Ты сказал, что приберешь в комнате перед обедом. Уже девять часов, но уборка еще не начиналась». Не играйте в игры, просто опишите

Удовлетворяя свои потребности, мы получаем возможность удовлетворить потребности других людей

Удовлетворяя свои потребности, мы получаем возможность удовлетворить потребности других людей Заблуждение, что удовлетворять собственные потребности — признак эгоизма, столь распространено среди христиан именно потому, что всем нам хочется быть любящими и

Техника безопасности

Техника безопасности Девушки думают, что нам от них нужно только ЭТО! Но они не знают, что только это они и могут дать! http://www.aphorism.ru Любое новое знакомство – это внесение приятных изменений в течение вашей нынешней жизни. Если вы думаете, что это не так – то зачем

Чувство безопасности

Чувство безопасности Эти три идеи — крайняя обеспокоенность, стремление избегать проблем и пассивное счастье — становятся для людей идолами, потому что заставляют их путем беспокойства, стремления избегать проблем и самозащиты от страха тратить энергию на то, чтобы

О бункере безопасности

Источник

Что такое нарушенное чувство безопасности?

Потребность в безопасности стоит не на 10 месте, а на втором месте после базовых потребностей человек(еда, сон, секс).Представьте себе ситуацию, что Вы купили дом. Радости нет предела. Удовлетворена одна из Ваших потребностей. А если Вы затем узнаете, что Ваш ближайший сосед бандит или дебошир, никому не дающий покоя? А если он уже устраивал с Вами разборки? А если это длится уже 2 года? Ваше чувство безопасности будет нарушено? Разумеется. Вы же не знаете, на что еще более ужасное способен этот сосед, а уже наслушались историй одна страшнее другой.Как Вы воздействуете на ту ситуацию с соседом? Вы возьмете на себя ответственность не бояться? А Вы сможете в равновесном состоянии писать статьи, если Вы журналист? Или в голове у Вас будут прокручиваться мыслеформы со страшными картинками, если еще вдобавок у Вас, как у журналиста, образное мышление.

Чувство защищенности (психологической безопасности личности) возникает, когда человек сознательно воздействует на обстоятельства жизни, чтобы обеспечить условия для своего душевного равновесия и гармоничного развития. Что такое безопасность? Это состояние защищенности жизненно важных интересов (потребностей) личности от внутренних и внешних угроз.
По Э. Шомбургу основные потребности жизни это: Любовь; Безопасность; Самоуважение; Пространство для свободной, творческой деятельности; Признание, утверждение, чувство успеха; Опыт позитивных воспоминаний.
Социальная безопасность – это состояние общественных отношений, при котором личность может самостоятельно, без вмешательства и давления извне свободно выбирать и осуществлять свою стратегию поведения, духовного, социального, экономического и политического развития. Психологическая безопасность личности это защищенность психики каждого отдельно взятого индивидуума, его душевного здоровья, духовного мира. Нарушение какого-либо из этих составляющих ведет к дестабилизации внутреннего душевного состояния человека.
Причинами дестабилизации могут быть:
Влияние общества на взгляды определенной личности, ограничивающие ее право на свободу мысли. Психологические травмы и катастрофы.
Запугивание и устрашение неизвестными лицами.
Угрозы безопасности и угрозы жизни от других людей.
Резкая смена ценностей и моральных принципов в результате некоторых обстоятельств.

Данные ситуации могут привести к:
Потере базового доверия к людям.
Неадекватному поведению личности.
Потери устойчивости в социуме.
Потери активной жизненной позиции.
Нежеланию к саморегуляции, адаптации в общественной среде, самопознанию.
В таком случае человек стремится обеспечить состояние защищенности особыми “защитными механизмами”: подсознательными, сознательными и надсознательными психологическими защитами (подробнее о механизмах защиты здесь).

Источник

Место безопасности в жизни человека и общества и её вес в системе потребностей

Что такое безопасности потребности. Смотреть фото Что такое безопасности потребности. Смотреть картинку Что такое безопасности потребности. Картинка про Что такое безопасности потребности. Фото Что такое безопасности потребности

Дата публикации: 24.04.2018 2018-04-24

Статья просмотрена: 5873 раза

Библиографическое описание:

Место безопасности в жизни человека и общества и её вес в системе потребностей / В. Е. Скачок, И. Ю. Кожекина, Л. Ю. Петровская [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 17 (203). — С. 266-268. — URL: https://moluch.ru/archive/203/49645/ (дата обращения: 08.12.2021).

Любое животное реагирует на угрозу его жизни защитными действиями. Действия человека, благодаря его разуму, отличаются от инстинктивных действий животных предвидением развития событий, оценкой последствий своих действий, анализом причин опасностей, выбором наиболее эффективного варианта действий.

Не случайно безопасность относится к коренным потребностям человека, а сохранение жизни и здоровья учёные называют первым и главным жизненным интересом личности. Исходная, заложенная природой, продолжительность жизни индивидов каждого вида живых организмов укорачивается за счёт реализации опасностей от окружающей среды. Именно поэтому реальная продолжительность жизни, несомненно, будучи зависимой от природной видовой величины, но отличная от неё, характеризует уровень безопасности.

Потребность — это естественное желание человека. Каждый день, выходя из дома, мы привыкли осматриваться по сторонам. Где-то любуясь чудесными восходами или закатами, где-то осмотреться, что твориться во дворе дома, но по большей части вне зависимости от цели, мы осматриваемся с основной целью — не попасть в какую-либо неприятность. Безопасность себя и своих близких, человека и гражданина, общества и государства — базовые критерии жизни. Безопасность — это то, чему учат с детства.

Согласно общему определению, безопасность — это условия, в которых находится объект, когда действие внешних и внутренних факторов не влечёт последствий, считающихся отрицательными по отношению к данному объекту в соответствии с существующим на данный момент потребностями, знаниями и представлениями. В более узком смысле, безопасность человека — обеспечение сохранности от угроз для жизни и здоровья человека.

Использование принципа пирамиды иерархии потребностей человека американского психолога Маслоу Абрахама Харольда наглядно показывает место безопасности. Маслоу А. Х. отнёс потребность в безопасности к базовым потребностям сразу после физиологических потребностей, таких как употребление человеком воды, воздуха, продуктов питания и др. Необходимо учитывать, что безопасность человека можно разделить на два вида: простую физическую безопасность и более сложную — духовную и социальную. Такой подход позволяет утверждать, что удовлетворение физиологических потребностей первого уровня также подразумевает соблюдение естественных жизненно необходимых требований безопасности для сохранения жизни и здоровья человеческого организма.

Потребность в безопасности касается всех сторон жизнедеятельности человека и затрагивает все области человеческих отношений: человек-человек, человек-общество, человек — государство, человек — техника, человек — среда. Однако, стремление к безопасности — естественная потребность, которая не должна становиться первостепенной задачей человека.

Понятие безопасность связано с базовыми потребностями жизнедеятельности человека. Учёные подчёркивают, что потребности более высокого уровня возникают после удовлетворения потребностей низших.

Пирамида потребностей Маслоу А. Х. представляет собой следующие уровни:

Следовательно, под потребностью в безопасности мы должны понимать потребность сохранения и продления устойчивого удовлетворения низших потребностей, а все остальные потребности, отличающие человека, возникают только после удовлетворения потребности в безопасности.

Рассматривая физиолого-биологический уровень продолжительности жизни, мы можем прийти к выводу, что ресурс, заложенный природой, достаточно внушительный, чтобы прожить сто и более лет. Однако различные факторы уменьшают данный срок. Существует три параметра, которые идут в рассмотрение:

После того как индивид воспроизведет себе подобных и воспитает полноценного члена общества, базовая функция человека выполнена и он может посвятить оставшееся время на благо общества либо творческое саморазвитие, достигая наивысших ступеней потребностей.

Согласно статистике, большая часть людей до отведенного природой жизненного предела не доживает. Личная продолжительность жизни уменьшается под влиянием различных угроз и опасности, в том числе, которая зависит от их поведения.

Личность, пренебрегающая принципами здорового образа жизни, не умеющая предвидеть, избегать опасностей, а в случае необходимости рационально действовать, не может надеяться на продолжительную жизнь.

Тем не менее индивидуальный уровень безопасности зависит и от того порядка, превентивных мер безопасности, которые созданы в определенном обществе. Если рассматривать среднюю продолжительность жизни не в отдельно взятом обществе, а по миру, то последнее время она неуклонно растет.

Естественно, что ступень физиологических потребностей является более первостепенной. Человек готов рисковать даже своей безопасностью ради утоления голода или жажды, но в то же время внутри человека происходит внутренняя борьба и, чтобы не подвергаться дополнительной опасности, человек готов отказаться от излишеств, а довольствоваться тем минимумом, который позволит поддерживать жизнеспособность организма в целом.

Человек как личность способен обеспечить свою безопасность, но человек- социальное существо и поэтому объединяется в сообщества. Без лишних доказательств мы придем к выводу, что обобщенный коллектив обеспечит защиту надежнее, чем отдельно взятая личность.

Изначально коллектив представляет собой большую семью, которая со временем увеличивается и становится полноценным сообществом. Кровные связи, основанные на любви и доверии, является самой сплоченной ячейкой коллектива. Со стремлением помогать другим тесно связано желание делиться знаниями и опытом, помогать товарищам в любой деятельности. [2, 59 стр.] Несмотря на то, что потребность в любви идет сразу после личной безопасности, уровень привязанности максимально высокий. Этот факт приводит к тому, что защита и безопасность близких приближенна к личной заинтересованности.

Объединение людей в сообщество благоприятно влияет на безопасность, возрастают социальные связи. Но вместе с тем возникают и новые заботы. Новое противоречие связано с эгоцентристными взглядами личности или определенного круга лиц. На весах оказываются интересы общества, то есть большинства, а также личностный интерес. В ряде критических ситуаций приходится приносить в жертву либо один, либо другой интерес.

Сообщество оказывается жизнеспособным только в том случае, если решающее большинство его членов готово поставить интересы сообщества выше индивидуальных, иначе сообщество распадётся или даже погибнет при первой же критической ситуации, эгоистических интересов. Поэтому система общественного поощрения выражается в признании правильности действий, по мнению этого общества, того образа действия и того отношения к действию, которые избраны и реализуются. [1, 59 стр.]

Уважение должно стать тем ключом для решения проблем между обществом и индивидом. Чтобы не подвергать сообщество и себя опасности, нужно уметь приходить к консенсусу. Конфликт индивидуальных и общественных интересов разрешается следующей естественной потребностью каждого человека — потребностью в уважении. С её помощью в сообществе возникает особый механизм преобразования общественных интересов в личные.

Как известно, права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого человека. Если бы на планете было бы всего два человека и жили они на разных полушариях, то их права были бы почти безграничны. Но население планеты уже превысило 7 миллиардов человек, а если учесть, что человек — существо социальное, то постоянный контакт и пересечение интересов является неизбежной частью нашей жизни.

Умение находить общий язык, а также разрешение спорных ситуаций повышает уровень безопасности. Ключевой момент в том, что нахождение общих точек соприкосновения происходит под влиянием внешних угроз. Чем выше внешняя опасность, тем быстрее приходит взаимопонимание. Но как еще можно уладить конфликтные ситуации и разрешать ситуации, если внешних угроз нет или почти нет? Что может регулировать внутренние интересы, если уважения может быть недостаточно?

Сформировав определенную форму управления в сообществе, одновременно с этим появляются и первые негласные правила поведения. Обычаи, традиции, а далее и законы, которые на протяжении длительного времени формируются вместе с обществом, призваны обезопасить и сохранить это общество от каких-либо эгоистических интересов. Парадокс заключается в том, что силы индивида, направленные на сохранение общества, приводят к появлению эгоистический привилегий от этого же общества.

Однако, традиций и закона может быть недостаточно. Всё вышеназванное может исполниться лишь при постоянном контроле. Как только появится возможность поступить иначе, в первую очередь в своих личных интересах, то многие именно так и поступили. Поэтому в современном обществе раскручивается культ самоконтроля, различных учений. Самая идеальная форма самоконтроля называется религией. Это комплекс установок и свод правил для каждого, призванный поступать так, а не иначе. И сложно сказать, чем больше руководствуются граждане: законами государства или религиозными сводами.

Вера в идеалы, духовная нравственность контролирует и оберегает лучше, чем любой писанный закон. Каждый человек становится в ответе перед Всевышним, обмануть которого невозможно. В итоге все ступени: от базовых до духовных прямо или косвенно работают на безопасность и это объяснимо. Как отмечает А. Х. Маслоу: «Так же, как сытый человек не чувствует себя голодным, тот, кто находится в безопасности, не чувствует угроз. Потребность в безопасности рассматривается как активный и основной мобилизующий ресурсы организма фактор лишь в действительно чрезвычайных обстоятельствах, таких как война, болезнь, стихийные бедствия, рост преступности, дезорганизация общества». [2, стр. 149]

Развитие индивида позволяет ему подстроиться к постоянно меняющимся условиям существования. Присущее только человеку развитие духовное имеет конечной целью формирование в сознании человека духовных ценностей — это в свою очередь всегда оказываются общественными ценностями. Поэтому потребность в безопасности заслуживает названия не только первой среди базовых потребностей человека, выделяющих его из остального мира, но и коренной.

Подводя итог, можно отметить, что при важности всех уровней потребностей все они направлены на удовлетворение безопасности. В этом направлении работает система ценностей, направленных на защиту от прямых угроз жизни и здоровью человека; превентивные меры по преобразования окружающей среды обитания человека, а также меры, направленные на созидание общества в области безопасности с преобладанием интересов общественных перед индивидуальными интересами, что позволит сохранить форму общности и сохранность человеческого рода.

Следовательно, безопасность является первоисточником активности человека и является конечной целью во всех сферах его жизнедеятельности. Изложенное позволяет также утверждать, что безопасность является первоисточником активности человека и является конечной целью во всех сферах его жизнедеятельности.

Источник

Основной инстинкт. Потребность в безопасности

Широко простирает Безопасность руки свои в дела человека. В дела, мысли, карманы… Слово «безопасность» вошло в повсеместный обиход — стало поистине заглавием современного уклада жизни, может быть — национальной идеей.

Где опасности бред, там живые могилы… Ю. Шевчук

Широко простирает Безопасность руки свои в дела человека. В дела, мысли, карманы… Слово «безопасность» вошло в повсеместный обиход — стало поистине заглавием современного уклада жизни, может быть — национальной идеей. Наша задача — показать, чем может быть опасна безопасность для общества и человека, а также найти патологические симптомы, найти и обезвредить.

Гуманизируя гуманиста Маслоу

Что такое безопасности потребности. Смотреть фото Что такое безопасности потребности. Смотреть картинку Что такое безопасности потребности. Картинка про Что такое безопасности потребности. Фото Что такое безопасности потребностиКонцептуально потребность в безопасности рассмотрел, конечно же, Абрахам Маслоу. Выстроив свою знаменитую и широкоизвестную иерархию, он поставил потребность в безопасности на среднее место между базовыми (физиология) и душевными и социальными потребностями человека.

Он объяснял суть потребности в безопасности на примере ребенка, младенца, который стремится к порядку, к определенности, к повторению ритуалов. Якобы ничем не ограниченный ребенок, которому все разрешено, испытывает тягу к безопасности, дающей твердую почву под ногами, уверенность в своих силах, уменьшение тревожности. Хорошо, конечно, рассуждать за младенца, но вряд ли можно узнать у него, что именно он хочет. Я думаю, ограниченный в возможностях и обезопашенный ребенок будет кричать столь же сильно и долго, как и испуганный (светом, звуком, потерей опоры). И неизвестно, чего больше в том крике, призыва к безопасности или требования свободы познавать мир и действовать.

Уважая опыт Маслоу как отца и основываясь на собственном опыте, могу сказать: пример с ребенком в описании этой потребности является не вполне уместным. Абсолютно все потребности в безопасности и страхи опосредованы культурой и являются внешними по отношению к ребенку. Ребенок воспринимает мир таким, каков-он-есть, а бояться начинает лишь того, чего боимся мы сами. Мы сообщаем ребенку об опасности, мы прививаем ему эту потребность.

Как-то раз мы приехали на дачу. Мой годовалый сын всю дорогу проспал, а проснувшись, оказался в абсолютно новом мире среди солнца, травы и цветов. Оставленный на поляне, он не мог ходить так же, как ходил дома по твердому гладкому полу. Он стоял без малейших признаков беспокойства и смотрел вокруг. Я отошел на небольшое расстояние, не теряя его из вида, и удивился тому, что Марк спокойно ведет себя, занятый изучением травы. Он сделал шаг и, запутавшись, упал. Стал вставать, но ни малейшей тревоги в абсолютно новом для себя пространстве не проявил. Наверное, Маслоу сказал бы, что от страха мой сын потерял способность кричать. Через некоторое время я принес его на «стройку», где трое абсолютно незнакомых ему мужчин сооружали невысокий фундамент. Марк тут же принялся мешать раствор и возиться с водой. Он смотрел на новых людей, они обменивались улыбками, и сын не обращал ни на меня, ни на жену никакого внимания, мы стояли за пределами этой большой «песочницы», огражденной фундаментом.

Через месяц Марк уже довольно свободно двигался в траве, а когда мы пошли с ним в лес, я был просто поражен тем, что ребенок в год и месяц абсолютно спокойно остается один в лесу, теряя родителей из поля зрения. Он никогда не двигался за нами, наоборот, мы вынуждены были ходить за ним, чтобы он не потерялся.

«Среднестатистический ребенок и — что не так очевидно — среднестатистический взрослый представитель нашей культуры стремится к тому, чтобы жить в безопасном, стабильном, организованном, предсказуемом мире, в мире, где действуют раз и навсегда установленные правила и порядки, где исключены опасные неожиданности, беспорядок и хаос, где у него есть сильные родители, защитники, оберегающие его от опасности»,— пишет Маслоу в 4-й главе своего труда «Мотивация и Личность», и он прав в том, что касается культуры.

Но если культура представляет собой культивирование страха и демонстрацию опасности, мы вольны ее изменить и переработать, чтобы дети наши меньше боялись и большего достигали.

Более того, пугающий поначалу объект магически притягивает внимание ребенка-исследователя, становится объектом повышенного интереса.
И еще более того, где, интересно, Маслоу видел тот мир, в котором правила установлены раз и навсегда и в котором нет неожиданностей?
Итак безопасность, как потребность, абсолютно искусственна и второстепенна по сравнению с потребностью познавать и действовать (читайте статью о влечении к новизне в предыдущем выпуске). «Потребность в безопасности» можно без ущерба для теории Маслоу заменить на «потребность в аксиоматических постулатах», сродни тем, что устанавливает любой исследователь до написания теории и постановки эксперимента.

Образ угрозы как архетип

Потребность в безопасности нельзя объяснить без внимания к образу угрозы, нашему собственному о ней (сознательному или бес-) представлению. Младенец кричит, когда слышит резкий звук, видит яркую вспышку света, вздрагивает, когда теряет опору. Все остальные страхи и фобии опосредованы общением его со взрослыми.
Наша способность к фантазии и рождает тот самый яркий (и довольно завершенный) гештальт опасности, для каждого свой. Но существуют и универсальные гештальты, подаренные нам великим лагерным прошлым и ставшие архетипами (образ тюрьмы, пыток, принуждения к труду, образ тюремщика и палача), неизбывные и знакомые каждому, от рыночного торговца до олигарха. Вероятно, то, чего боится торговец, абсолютно не пугает производителя-творца, способы и интенсивность фантазии у них разные.

Вперед, в убежище

В нашей «тяжелой и безрадостной действительности» очень хочется порой поискать убежище. Найти такое место, где никто и никогда тебя не достанет. К этому нас подвигает все информационное пространство, но обратимся к реальности. Что угрожает нашей жизни, нашему здоровью? В реальности — эти угрожающие силы представляют собой многие предметы и людей. Кирпич «просто так» упадет, или маньяк выскочит на темной улице, или занесет-закрутит твой автомобиль на снежной дороге. Все это реальная угроза организму, который стремится не быть убитым или покалеченным.

Итак, друзья, вперед — в убежище, давайте изолируем себя в премудропескарской пещерке под берегом и сохранимся! Да не тут то было. СМИ принесут угрожающую действительность прямо в вашу крепость. И заставят думать о национальной безопа…
На уровне массового сознания бренд «безопасность» раскручен до размеров национальной (и даже всемирной) идеи. Ну а хорошо ли это, плохо, что мы имеем с этого — давайте подумаем вместе.

Инструменты безопасности: пассивные и активные

Обороняться и строить границы и барьеры мы можем. Можем придумать соломку постелить, накопить «подушку», грохнуть о бетонный куб автомобиль с манекеном и построить идеальный кузов, берегущий человека от последствий аварии. Автомобильные метафоры вполне подходят — всякие там аирбэги, АБС, АПС. Можно выстроить дом за бетонным забором, купить бронированный автомобиль. Можно поставить фаерволл и защитить компьютерную сеть, можно спастись от вируса.
Роль пассивных средств велика, но неоднозначна. Зачастую такие средства препятствуют формированию эффективного информационного обмена между людьми и становятся тормозом в развитии, будь то экономика, торговля или производство, будь то личное общение. Ну да бог с ними, не затормозишь — не поедешь, хоть автомобиль и покупают обычно для того, чтобы ездить, а не для того, чтобы тормозить и стоять в пробке.
Лучший способ защиты — это нападение (метафора активности). Активные средства безопасности требуют гораздо больше физических и душевных усилий, но и являются более продуктивными. К сожалению, шаблонный подход к организации таких действий срабатывает не всегда, поэтому, Дамы и Господа, творчество — основной способ разработки таких активных инструментов. Хотите достигнуть безопасности на дороге? Пройдите курс экстремального вождения — и это принесет гораздо больший результат, чем все подушки и ремни.

Параноидные тенденции

Что такое безопасности потребности. Смотреть фото Что такое безопасности потребности. Смотреть картинку Что такое безопасности потребности. Картинка про Что такое безопасности потребности. Фото Что такое безопасности потребностиИдея интернациональной и национальной безопасности преследует нас всюду и везде. Проходят саммиты, определяют общего врага, какую-нибудь алькаеду или Хусейна с вирусом в кармане, и тут же находят, что идея безопасности — это здорово! Вот вокруг чего стоит объединяться и за что стоит бороться!

И если в реальности существует некий вселенский или всеобщий разум или бог-по-Вернадскому, то уже сейчас, да и несколько лет назад можно было бы заявить: бог болен паранойей. Если идея одна, и она навязчиво презентуется — это именно так. Ну а патология и беда в том, что у адептов этой идеи сужается фокус внимания, и мир становится черно-белым, без богатства оттенков, связей, возможностей.

Мы точно не знаем, кто взрывает дома и самолетом падает на небоскребы, но путем логических рассуждений можем прийти к выводу, что те структуры и организации, которые продают нам безопасность, крайне заинтересованы в том, чтобы безопасность продавалась. Концепция железного занавеса прекрасно защищала СССР и от терроризма и от навязывания господства безопасности. Это господство пронизывало государство и не давало возможности посмотреть со стороны, не давало возможности представить все как паранойю, так как воспринималось всеми НОРМАЛЬНО. Но ни прошлая НОРМА ни сегодняшняя болезнь нас не привлекают.

Очень грустно жить ради безопасности. Человеку свойственно стремиться к познанию и изменению мира, к жизни в мире. Поэтому — основная непривлекательность жизни в современной России именно в том, что, похоже, безопасность стала национальной идеей, причем идеей одной и навязчивой.
Несмотря на то, что идея такая есть, мы вооружаем третьи страны, даже не ставя в тела самолетов чип, способный все экспортированные самолеты и ракеты уронить по радиокоманде из Штаба.

Гипертрофированная безопасность встречает нас на каждом входе и заставляет тратить время на пропуск — от 1 до 10 минут. Наши автомобили несколько раз в день останавливают и досматривают, тратя бензин, время и усилия сотен тысяч милиционеров, которые могли бы продуктивно заниматься несложным физическим трудом. Электронные письма наталкиваются на чужие заслоны, поставленные для защиты от спама (безопасность!).
Общественное мнение однозначно ответит большинством: никаких эффективных средств или мероприятий безопасности сейчас нет, но ритуалы все равно навязчиво повторяются и будут повторяться дальше, усложняясь и развиваясь изощренно, приводя к дальнейшему торможению экономики и воспитывая пассивность в людях.

Секрет фирмы

Информационная безопасность обычно связывается с некоей секретной информацией, которая может сделать богаче конкурента. Я думаю, что в нашей действительности вообще не может быть ни одного секрета, который действительно представлял бы информационное сокровище. В большинстве случаев сакральная информация является обычным компроматом. То есть, нет больше секретов. Особенно в России.

Другой подход, рассматривающий безопасность-от-собственных-сотрудников — вот основной на сегодняшний день способ развития в коммерческом варианте оказания услуг. Единственно пристойный и адекватный: если я недоволен, я не покупаю.

И, наконец — безопасность от госструктур. История отношения берущего и дающего уходит вглубь веков. И прозрачными или одинаковыми для всех, законными до последней копейки такие отношения не были никогда. В нашей экономике безопасность бизнеса, я говорю о реальном бизнесе производства товаров и услуг, не гарантирована ничем: страна сыта нефтью и газом, пока сыта — никакого развития реального производственного процесса без волевого решения не будет, как не будет и места для применения созидательного разума многих («утечка мозгов»).

Безопасность личности и организма

Манипулируя доктриной «лекарственного здоровья», СМИ представляют огромный рекламный ресурс фармацевтике, особенно безрецептурной. Господствующий «европейский» метод терапии, определяющий «болезнь» как явление внешнее по отношению к человеку сообщает нам, что необходимо что-то съесть, чем-то помазать — и все будет ОК! Следовательно, безопасность в отношении здоровья состоит в том, чтобы применить внешнее средство защиты — антибиотик (защита от бактерий), анальгетик (от боли), наконец — повязку или презерватив. Спору нет — иногда это необходимо.

Реклама-под-угрозой

Законом о рекламе запрещено «продавать под угрозой», и поэтому сообщения об угрозе и рекламные сообщения в СМИ разделены во времени. Рекламный ролик, продающий угрозу, мы видели лишь от МНС. Видимо, закон здесь не властен.

Ну а содержание новостных и событийных передач, продающих безопасность (читай — напоминающих об угрозе), разбивают все мыслимые барьеры и уничтожают ощущение безопасности. После этого начинается рекламный блок, который внедряется в уже ничем не защищенное сознание. Ежу понятно, что содержание новостного блока в жанре совковых репортажей с полей и заводов, космодромов и школ воздействует гораздо слабее, и размещенная после такого «безопасного» блока реклама дала бы гораздо более слабый результат.

Одна Большая Ж или чему учат детей

Что такое безопасности потребности. Смотреть фото Что такое безопасности потребности. Смотреть картинку Что такое безопасности потребности. Картинка про Что такое безопасности потребности. Фото Что такое безопасности потребностиБезопасность проникла в школы и преподается нашим детям. Это безусловно вредно. Маленький человек, впервые получив знания о том, чего следует бояться, не становится более защищенным — уязвимость жизнедеятельности, презентуемая предметом, не является хорошим способом развивать активное и субъектное начало в ребенке.
Анальная концепция безопасности в бизнесе

Случай Юкоса наглядно показывает бесперспективность примата рационального начала, которыми руководствуется особо крупный бизнес. Все дело в том, что бизнесмен в рациональности, доходящей до жадности, стремится лишь к увеличению прибыли. Вот если бы Ходорковский купил завод по производству микрочипов и возродил бы отрасль производства Электронных Компонентов в России (а это поначалу убыточный и тяжелый проект) — он был бы более защищен, предоставил бы молодым не стипендии, а творческие рабочие места и способствовал бы национальной независимости от производителей ЭК из юго-восточной Азии. Но «бы» в истории не бывает.

Интересный шаг другого олигарха в направлении разработок «водородного» двигателя мы приветствуем, но это более PR, чем движение навстречу производству. Водород в настоящее время получают массово из природного газа, нет других дешевых источников, поэтому гораздо привлекательней выглядело бы основание производства чистых и современных ДВС (и систем управления ДВС), работающих на бензине, солярке и газе. Для страны и крупных городов проблема чадящих грузовиков (в основном — отечественных) куда важнее и острее, чем «водородный» двигатель. Итак — встает основной вопрос о миссии крупного предприятия в России, о разработке истинных намерений, которые лежат в основе вектора его развития, миссии, как правило, находящейся в затратной, но социально-важной функции.

Причем термин социальной ответственности, так часто приклеиваемый к крупному бизнесу, мы трактуем совсем по другому, мы не имеем в виду иждивенческие социальные структуры, которые необходимо содержать. Посмотрим глубже: социальная ответственность становится живым понятием, если учитывать ее смысл, как развитие активности, предоставление возможностей и примат производства над охотой, собирательством и добычей.

ГосСТРАХ

Никто так не преуспел в безопасности, как страховые агентства. Будь sure, уж они точно вроде бы щит. Но на поверку, их услуги на реальном рынке довольно часто навязаны (автогражданка, обязательное страхование взятых в аренду помещений, ОМС). Это вызывает протест, и даже создание партии Похмелкина, защищающей нас от явно преждевременной и неэффективной системы, сужающей поле личной ответственности в угоду демонстративной отеческой заботе страховых компаний.

Я врезался — я виноват — я плачу! И не хочу я содержать страховщиков!

Обязательное Медицинское Страхование стало безусловным тормозом в развитии медицины: для больниц, клиник и так мало средств, а мы вынуждены кормить еще и страховщиков. Нельзя полностью соответствовать зарубежным шаблонам, если нет объективных, складывающихся со временем отношений.

Выводы и надежды

Итак, мы выделили два главных подхода к безопасности.

Первый, господствующий — пассивный, представляющий того, кто нуждается в защите, как объект. Параноидные симптомы навязывания безопасности малоэффективны и вредны для общества и личности. Они разъединяют людей и препятствуют быстрому движению идей, денег, информации и товаров.
Второй — активный, субъектный и более привлекательный и интересный, представляет дополнительные возможности для развития инициативы и государства, и предприятия, и личности. Конечно, активная безопасность требует больше ума, техники и психологии. Конечно, если она содержит элементы агрессии, нападения — то и в ответ будет то же самое. Скорее — толерантность, терпимость здесь имеют большее значение.

По нашему мнению, эти две концепции в безопасности должны гармонично сочетаться, и преобладание первой концепции есть явная социальная болезнь, как национальная, так и мировая.

Мы не можем уволить в запас неэффективных солдат и генералов безопасности.

Мы не можем эффективно противодействовать системе, но мы все равно думаем о безопасности — так давайте думать здоровым, а не затуманенным паранойей разумом.
Скажем себе честно: тот, кто верит своей идее, считает ее благом и служит ее воплощению, гораздо защищеннее того, кто боится действовать, кто руководствуется только «безопасностью».

В моделях Тойнби представлена аналогия периодов развития цивилизации, предприятия, личности. Применим модель Маслоу к цивилизации. Мы лишь можем надеяться на то, что безопасность для современной цивилизации — не более чем ступень в системе иерархии потребностей, и что если ее удовлетворить (покормить), то наступит время для более гуманных потребностей. Но, как говорится, сколько волка не корми, а у слона все-таки больше! Давайте хотя бы смотреть на слона в бинокль-наоборот.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *