Что такое безучетное водопотребление
Новое в определении понятия безучетного потребления
Авторы:
ВАЖНО! Несвоевременное сообщение о выходе из строя компонента интеллектуальной системы учета не является основанием для составления акта о безучетном потреблении, даже если потребитель знал об этом выходе из строя, т.к. он не несет ответственности за ее работу.
Постановление АС Поволжского округа от 24.10.2019 по делу №А12-33869/2018:
«Нарушение пломбы (прим. – установленное Сетевой организацией) на дверце шкафа не влияет на достоверность учетных показаний дополнительно опломбированного прибора учета»
Требования о взыскании стоимости электрической энергии по акту о неучтенном потреблении были отклонены, поскольку, суд пришел к выводу об отсутствии обязанности опломбирования дверцы шкафа вводно-распорядительного устройства (ВРУ).
«Исходя из пункта 2.11.18 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, в нем не содержится требований о пломбировке ВРУ»
Таким образом, с 01 июля 2020 года нарушение пломбы или знаков визуального контроля, в том числе на дверце ВРУ, скорее всего будет служить основанием для квалификации потребления электрической энергии как безучетное, при установлении факта нарушения учета электрической энергии непосредственно на системе учета.
ВАЖНО! Добавлены ранее не упоминавшиеся в ОПФРРЭ способы осуществления безучетного потребления, а именно:
Ранее рядом судов при рассмотрении споров по актам о неучтенном потреблении был сформирован подход, который относил потребление до границы балансовой принадлежности к бездоговорному.
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2018 по делу №А57-20291/2017:
«Ссылка в акте на несанкционированное подключение электроприемников в границе балансовой принадлежности потребителя не имеет значения, так как не указано, какие конкретно электроприемники подключены, их мощность, способ и место подключения оборудования, отсутствуют схемы подключения для вывода о том, что присоединение произошло в границе балансовой принадлежности потребителя»
Требования Сетевой организации о взыскании стоимости услуг по передаче электрической энергии на основании актов о неучтенном потреблении (составленных о нарушениях учета до границы балансовой принадлежности) были отклонены.
Теперь эта правовая неопределенность снимается и потребление до прибора учета в границах земельного участка потребителя относится к ответственности потребителя.
Вместе с тем, данный подход в определенной мере приводит к утрате понятие границы балансовой принадлежности, поскольку ответственность потребителя за объекты электросетевого хозяйства (ЭСХ) распространяется за установленную в АРБП границу в пределах его земельного участка.
Как и кем выявляется факт осуществления безучетного потребления?
Как и прежде, факт безучетного потребления может быть выявлен сетевой организацией или ГП в ходе проверки прибора учета.
Основаниями для проведения проверки является (пункт 170 ОПФРР):
Аналогичные ранее существовавшим:
Новое основание – срабатывание электронных индикаторов ИСУ (вскрытие крышки, воздействие магнитных полей и т.д.).
ВАЖНО! Проверка обязательно сопровождается фото- и(или) видео-съемкой, материалы которой обязательно прилагаются к акту проверки.
Лица, которые проводят проверки (пункт 170 ОПФРР):
По общему правилу – сетевая организация, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства потребителей;
Гарантирующий поставщик проводит внеплановые проверки:
Кроме того, как и прежде, по соглашению с сетевой организацией Гарантирующий поставщик (ГП) может проводить плановые проверки приборов учета.
Участники проверки (пункт 171 ОПФРР).
Как и прежде, плановые проверки проводятся с участием сетевой организации и гарантирующего поставщика. Потребитель должен быть уведомлен о проверке за 5 рабочих дней и вправе участвовать в ее проведении в случае необходимости допуска к энергопринимающим устройствам, а также в случае, если проверка была внеплановой
ВАЖНО! Новшеством является то, что при проведении внеплановой проверки по инициативе потребителя (производителя), последний вправе привлекать к участию в проверке со своей стороны аккредитованных в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) (пункт 172 ОПФРР).
Кроме того, ГП уведомляет ежемесячно до 25-го числа сетевую организацию о включенных в план график коллективных приборах учета в МКД, присоединенных к сетям сетевой организации.
Для проведения проверки приборов учета, установленных в отношении энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), опосредованно присоединенных к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, лицо, проводящее проверку, приглашает лицо, к энергопринимающим устройствам и объектам электроэнергетики которого непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности) (пункт 174 ОПФРР).
Как и прежде, результаты проверки фиксируются актом, содержание которого определяется пунктом 173 ОПФРРЭ.
Содержание и порядок составления акта о неучтенном потреблении
Акт о неучтенном потреблении как и раньше составляется лицом, проводившим проверку, в случае, если в ее результате был выявлен факт нарушения, подпадающего под понятие безучетного потребления, и направляется в адрес заинтересованных лиц в течение 3 рабочих дней с момента составления (пункт 177 ОПФРР).
Содержание акта о неучтенном потреблении устанавливается пунктом 178 ОПФРРЭ (ранее указанные требования содержались в пункте 193 ОПФРРЭ).
ВАЖНО! В дополнение к сведениям о времени и месте составления акта, о лице, осуществляющем безучетное потребление, о приборах учета, о дате предыдущей проверки, в акте в обязательном порядке должно содержаться:
В случае, если акт был составлен в отсутствие лица, осуществляющего безучетное потребление, лицо, его составляющее, прикладывает к акту доказательства надлежащего уведомления потребителя о дате и времени составления акта.
ВАЖНО! Новая редакция ОПФРР, в именно: положение пункта 8(1) ОПФРРЭ содержит четкий перечень юридически значимых уведомлений, к которым относится:
В случае составления акта на месте выявления безучетного потребления или бездоговорного потребления электрической энергии в отсутствие лица, допустившего безучетное потребление или бездоговорное потребление электрической энергии, акт составляется с использованием средств фотосъемки и (или) видеозаписи, при этом материалы фотосъемки и (или) видеозаписи подлежат хранению и передаются вместе с актом о неучтенном потреблении электрической энергии.
ВАЖНО! Перечень юридически значимых сообщений может применяться для уведомлений, направляемым Гарантирующим поставщиком в адрес Сетевой организации о расторжении договора энергоснабжения в соответствующей точке поставки.
Порядок расчета объема безучетного потребления
Существенных изменений по сравнению с предыдущей редакцией не претерпел.
Как и прежде, расчет объема безучетного потребления электроэнергии производится исходя из максимальной мощности энергопринимающих устройств в точке поставки (если она превышена – исходя из фактически потребляемой мощности) (пункт 187, приложение 3 к ОПФФРЭ).
Объем безучетного потребления в отношении населения определяется в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.
Как и прежде, период безучетного потребления не может превышать один календарный год, и рассчитывается с даты предыдущей проверки или с даты, когда такая проверка должна была быть проведена.
Перерасчет объема потребления электроэнергии при выявлении непригодности прибора учета, эксплуатируемого ГП или СО в случае выявления непригодности такого прибора для учета
В новой редакции изложен пункт 188 ОПФРРЭ, который определяет порядок действий в случае, если в результате проверки прибора учета, ответственность за который несет сетевая организация или ГП, выявлена непригодность этого прибора при отсутствии признаков безучетного потребления электроэнергии и в акте проверки сделано соответствующее заключение.
В этом случае, в отношении соответствующей точки поставки должен быть сделан перерасчет за потребленную на розничных рынках электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по передаче электрической энергии с даты предыдущей проверки прибора учета (в случае если такая проверка не была проведена в запланированные сроки, то определяется с даты, не позднее которой она должна быть проведена в соответствии с ОПФРРЭ) до даты составления акта проверки.
Если указанное заключение было сделано в отношении прибора учета, присоединенного к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), перерасчет осуществляется за последние 3 расчетных периода.
Этот перерасчет также учитывается и для взаимоотношений по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии в соответствующей точке поставки.
В случае если в результате перерасчета стоимости поставленной электрической энергии (мощности) и оказанных услуг по передаче электрической энергии она должна быть уменьшена на величину, превышающую стоимость фактически потребленной в соответствующем расчетном периоде электрической энергии (мощности) и оказанных услуг по передаче электрической энергии, такое превышение учитывается в следующих расчетных периодах.
Как составить акт о безучётном потреблении, чтоб его не оспорил суд
Управляющая организация при проверке счётчика может выявить факт вмешательства в его работу и составить акт о безучётном потреблении ресурса. На основании акта производится доначисление платы за ресурс. Читайте о том, как правильно составить акт, чтобы потребитель не оспорил его в суде.
В каких случаях потребление признаётся безучётным
Согласно п. 42 ПП РФ № 354, потребление ресурсов в помещениях многоквартирного дома должно фиксироваться индивидуальными приборами учёта воды, газа, электроэнергии, тепла. За состояние счётчиков отвечает собственник помещения (п. 80 ПП РФ № 354).
Прибор учёта должен быть в рабочем состоянии: без повреждений механизма, корпуса, пломб, с неистёкшим сроком поверки. Иначе он признаётся вышедшим из строя. Потребитель обязан сразу сообщить об этом исполнителю КУ и в течение 30 дней с момента выхода ПУ из строя обеспечить его ремонт или замену (п. 81 (12,13) ПП РФ № 354).
Если счётчик потребителя вышел из строя, но исполнитель КУ не был об этом извещён в установленные сроки, то при проверке прибора учёта исполнитель фиксирует безучётное потребление ресурса.
Также неучтённым потребление считается, если на ПУ обнаружены следы несанкционированного вмешательства в работу счётчика, которое могло исказить данные счётного механизма (п. 2 ПП РФ № 442). Например, несанкционированным вмешательством считаются механическое повреждение корпуса счётчика или заводских пломб, антимагнитных пломб, установка магнитов, подключение к сети и трубопроводу в обход счётчика и другое.
Как правильно составить акт о безучётном потреблении
Исполнитель КУ имеет право проводить проверки состояния приборов учёта коммунальных ресурсов в жилых помещениях хотя бы раз в год, но не чаще раза в три месяца (п. 83 ПП РФ № 354). Если в ходе проверки установлен факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учёта, то составляется акт о безучетном потреблении (п. 81 (11) ПП РФ № 354).
Такой акт составляется немедленно после завершения проверки. Порядок его составления и направления были установлены постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498, которое внесло дополнения в ПП РФ № 354.
Закон допускает внесение в акт иной информации, связанной с выявленным нарушением. Можно внести отметку, что велась фото- или видеосъёмка, что подтверждается подписями всех участников проверки (п. 85 (1) ПП РФ № 354).
Если потребитель отказывается подписывать акт о безучётном потреблении ресурса, в акте необходимо зафиксировать факт отказа и причины отказа при их наличии. При отказе потребителя от подписания акта или от присутствия при проверке ПУ исполнитель коммунальной услуги должен провести проверку счётчика в присутствии двух незаинтересованных лиц. В таком случае свидетели подписывают акт о безучётном потреблении, подтверждая факт несанкционированного вмешательства в работу ПУ (п. 193 ПП РФ № 442).
Акт должен быть составлен в двух экземплярах, один из которых вручается потребителю или его представителю лично под подпись или заказным письмом с уведомлением (п. 85 (2) ПП РФ № 354).
Как рассчитывается объём безучётно потреблённого ресурса
На основании составленного в установленном порядке акта безучётного потребления ресурсов исполнитель КУ доначисляет плату за коммунальный ресурс в соответствии с п. 62 ПП РФ № 354.
Если у исполнителя есть возможность установить мощность подключённого оборудования, то расчёт объёма неучтённого потребления равен произведению мощности оборудования и его круглосуточной работы в течение установленного периода.
В иных случаях объём определяется согласно нормативам потребления ресурса, установленных в регионе РФ, с применением повышающего коэффициента 10. Период, за который делается расчёт, начинается с даты предыдущей проверки ИПУ до даты составления акта, но при этом не может быть больше трёх месяцев.
Сделав перерасчёт, исполнитель КУ должен направить потребителю требование о внесении доначислений платы за ресурс (п. 81 (11) ПП РФ № 354). На оплату предъявленной суммы доначислений потребителю отводится 10 рабочих дней с момента получения счёта, иначе исполнитель КУ вправе подать иск в суд (п. 194 ПП РФ № 442, ст. ст. 8, 11, 12 ГК РФ).
Как суды решают споры о безучётном потреблении ресурса
Потребитель, в отношении которого составлен акт о безучётном потреблении, имеет право оспорить документ и доначисления в судебном порядке. Рассмотрим несколько дел из судебной практики по вопросу оспаривания акта о безучётном потреблении ресурса.
Решение в пользу потребителя вынес Тамбовский районный суд, рассмотрев иск исполнителя КУ к собственнику помещения. Акт о безучётном потреблении ресурса не содержал информации о способе безучётного потребления, способе выявления нарушения, объяснений нарушителя. Кроме того, в акте не заполнена графа о месте установки счётчиков. Поэтому суд счёл вину потребителя недоказанной и отказал исполнителю КУ в удовлетворении иска.
Такое же решение вынес Президиум Верховного Суда Республики Бурятия, рассматривая спор потребителя и исполнителя КУ о факте безучтётного потребления ресурса. Суд отметил, что акт о неучтённом потреблении составлен с существенными нарушениями: потребитель не присутствовал при заполнении документа, в акте не отражена причина его отказа. Суд не признал вину потребителя доказанной.
Вологодский областной суд вынес решение в пользу исполнителя КУ, поскольку акт о безучётном потреблении соответствовал требованиями законодательства. Суд отметил, что документ составлен сразу после проверки прибора учёта, в нём указаны способ и место безучётного потребления электроэнергии.
На что обратить внимание при составлении акта о безучётном потреблении
Как показывает судебная практика, потребитель может оспорить акт о безучётном потреблении ресурса, если при его составлении были допущены нарушения или внесена не вся информация, предусмотренная законодательством.
Помните: одно незаполненное или некорректно заполненное поле может дать повод суду признать акт о безучётном потреблении недействительным, а требования исполнителя КУ по уплате доначислений – незаконными.
Безучетное потребление воды
Бездоговорное потребление воды
Так к бездоговорному потреблению холодной воды относится:
В вопросах бездоговорного водопотребления горячей воды при этом ссылаются на Приказ Минстроя РФ N 99/пр.
Правила и методики расчёта
Приказом Минстроя РФ N 99/пр определено, что при потреблении «без договора» количество горячей воды на ГВС в закрытой системе определяется по пункту 16 Правил организации коммерческого учета воды. Аналогичный регламент действует и при расчёте по ХВС.
В случае нарушения установленного порядка штрафные санкции рассчитываются в соответствии с Правилами пользования коммунальным водоснабжением, исходя из пропускной способности устройств, соединённых с водопроводной сетью при скорости в 1,2 м/с движения воды, полным сечением и круглосуточном действии.
При выявлении указанных выше фактов составляется акт бездоговорного потребления холодной воды. В нём должны содержаться:
Такой акт становится основанием для взыскания всего объема потреблённого ресурса, то есть, потребитель не освобождается от обязанности заплатить за фактическое пользование данными услугами. Взыскание производит та организация, к чьим сетям было произведено присоединение.
Практика применения
Один из показательных примеров такого типа водопотребления рассматривался на информационной сессии, проводимой арбитражным апелляционным судом и отделением Ассоциации юристов в регионе. Этот пример описывал случай реконструкции очистных сооружений подрядчиком по договору с последующей передачей объекта заказчику.
Организация энергосбыта выявила потребление и привлекла собственника очистных сооружений – администрацию города – в качестве соответчика. Муниципалитет в ответ заявил, что передал очистные сооружения контрагенту и не должен оплачивать ресурс, потребленный в период эксплуатации третьим лицом. Потребление при этом производилось в отсутствие договора. Договор на снабжение с подрядчиком не расторгался, однако выбытие объекта квалифицировалось как основание для остановки договорных отношений. В случае, когда подобные отношения не урегулированы, они квалифицируются как бездоговорные.
Из этого, в частности, следует, что если организация, например, предъявила акт о подобном водопотреблении арендатору нежилого помещения, то вывод суда будет следующим: арендатор не совершал бездоговорного потребления, а требования необходимо предъявлять собственнику помещения.
Если же рассматривать водопотребление в многоквартирном жилом доме, то оно не считается бездоговорным, даже в случае отсутствия письменного договора с управляющей компанией или ТСЖ (на которые и возлагается ответственность за отплату потребленных ресурсов).
Для сравнения бездоговорного водопотребления с безучётным к последнему отнесли случаи:
Кроме того, описывая практику судебных разбирательств, некоторые юристы отмечают, что если потребитель не подписывается под содержанием акта, а ставит подпись под отметкой о несогласии с ним, то суды принимают такой акт, признавая его как составленный в соответствии с требованиями.
Методика определения неучтенных расходов и потерь воды в системах коммунального водоснабжения (не действует)
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ НЕУЧТЕННЫХ РАСХОДОВ И ПОТЕРЬ ВОДЫ
В СИСТЕМАХ КОММУНАЛЬНОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ
УТВЕРЖДЕНА приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 20.12.2004 г. N 172.
Настоящая Методика определения неучтенных расходов и потерь воды в системах коммунального водоснабжения разработана на основе ряда законодательных актов Российской Федерации, строительных норм и правил, санитарных правил и норм, правил пожарной безопасности, других нормативных документов.
Методика служит для определения неучтенных расходов и потерь воды в системах ее подачи и распределения.
Методика предназначена для предприятий (организаций) водопроводно-канализационного хозяйства, эксплуатирующих централизованные системы коммунального водоснабжения городов и населенных пунктов и носит рекомендательный характер.
Методика содержит порядок определения структуры и величины неучтенных расходов и потерь воды в коммунальных системах ее подачи и распределения и разработки мероприятий по снижению потерь и экономии воды в организациях водопроводно-канализационного хозяйства Российской Федерации и не предназначена для обоснования норм водопотребления населением.
В Методике приводится пример определения неучтенных расходов и потерь в системе подачи и распределения воды и удельного водопотребления в жилищном фонде (результаты измерений и обработки данных).
Методика утверждена приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 20.12.2004 г. N 172.
Методика разработана ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» (Ф.В.Кармазинов, П.П.Махнев, М.Ю.Юдин) и Кафедрой водоснабжения Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета (Ю.А.Феофанов) при участии Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Минпромэнерго России (С.И.Круглик, Л.Д.Соловьева).
Методика прошла рецензирование в ГУП «МосводоканалНИИпроект», ОАО «НИИ КВОВ», ГП «Союзводоканалпроект», НИИ ВОДГЕО, Северо-Западной Ассоциации Водоснабжения и Водоотведения «БАЛТВОД», ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Ленинградской области», ГУП «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт АКХ им. К.Д.Панфилова» и получила рекомендации к утверждению.
Разработчики Методики выражают благодарность за замечания и предложения, которые содержались в заключениях рецензентов и частично учтены при редактировании материала: ГУП «МосводоканалНИИпроект» (О.Г.Примин), ОАО НИИ КВОВ (Р.Ш.Непаридзе, Г.Л.Железнова, Г.А.Орлов), ГП «Союзводоканалпроект» (И.И.Баранов, Н.В.Савина), НИИ ВОДГЕО (И.А.Нечаев).
Разъяснения по применению Методики дает министерство промышленности и энергетики Российской Федерации.
Замечания и предложения по настоящим Методическим рекомендациям просьба направлять в ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» 193015, Санкт-Петербург, Кавалергардская ул. д.42 Тел.: (812) 274-10-90 Факс: (812) 274-13-61 и на Кафедру водоснабжения Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета по адресу: 198005, Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул., 4. Тел/факс (812) 3164849, E-mail: prm2@vodokanal.spb.ru
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Введение
Улучшение обеспечения населения питьевой водой высокого качества и рациональное использование водных ресурсов — приоритетные задачи жилищно-коммунальной реформы. Для решения этих задач необходима разработка и реализация мер, обеспечивающих повышение эффективности и надежности работы систем водоснабжения, совершенствование систем подачи и распределения воды, развитие нормативно-правовой базы и хозяйственного механизма водопользования, стимулирующего экономию питьевой воды.
Дефицит питьевой воды во многом связан со значительными объемами ее потерь и утечек, вызванных высокой степенью износа сетей и оборудования, нерациональным расходованием водопроводной воды. Значительное количество питьевой воды нерационально расходуется на технические цели промышленными предприятиями, в то время как во многих случаях без ущерба для производства можно использовать воду технического качества, себестоимость которой в несколько раз ниже.
В настоящее время остро стоит проблема рационального использования воды в жилом секторе. По данным НИИ КВОВ, утечки в жилищном фонде в среднем по стране оцениваются в размере 20-30% от суммарного отпуска воды населению. Ликвидация утечек, ремонт внутренних водопроводных сетей и применение более совершенной арматуры, установка средств измерений, снижение избыточных напоров у потребителей позволяет, как показывает практика, снизить объемы водопотребления в жилищном фонде на 15-25%.
Внедрение мероприятий по водосбережению позволит устранить потери воды, сократить объемы водопотребления и водоотведения, существенно ослабить, а в отдельных регионах и ликвидировать дефицит воды питьевого качества, снизить нагрузку на водопроводные и канализационные станции, повысив качество их работы и, таким образом, увеличить зону обслуживания населения действующими системами водоснабжения без их расширения и нового строительства.
Ликвидация потерь и утечек в жилищном фонде позволит увеличить полезную мощность внутреннего водопровода и канализации, исключить отрицательное воздействие утечек воды на фундаменты и другие строительные конструкции зданий.
Для контроля за водопотреблением большое значение имеет правильный учет воды, выполняемый с помощью средств измерений, которые должны применяться на всех стадиях подачи и реализации воды.
Для сокращения и устранения непроизводительных затрат и потерь воды необходимо произвести анализ структуры, определить величины потерь воды в системах коммунального водоснабжения, отдельно оценить объемы полезного водопотребления, допустимую и неустранимую величину потерь воды.
Выявление потерь питьевой воды и разработку мероприятий по их сокращению необходимо осуществлять на основе единого методического подхода, апробированного в регионах Российской Федерации и оформленного соответствующим документом.
Таким документом является Методика определения неучтенных расходов и потерь воды в системах коммунального водоснабжения (далее Методика).
Методика составлена на основании анализа и обобщения данных эксплуатационных служб систем водоснабжения и канализации ряда городов России, экспериментальных данных, полученных при исследовании неучтенных расходов и потерь воды в системах подачи и распределения воды Санкт-Петербурга и других городов.
1.2. Основные понятия, применяемые в Методике
_____________
* Основные понятия приняты в соответствии со следующей законодательной и нормативно-технической документацией: Водным кодексом Российской Федерации, Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.02 N 814 «О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей».
— водоснабжение — технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды;
— централизованная система коммунального водоснабжения — комплекс инженерных сооружений населенных пунктов для забора, подготовки, транспортировки и передачи абонентам питьевой воды;
— водопроводная сеть — система трубопроводов и сооружений на них, предназначенных для транспортировки и передачи абонентам воды в системе водоснабжения;
— абонент — юридическое лицо, а также предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации, заключившие с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод;
— водопотребление — использование воды абонентом (субабонентом) на удовлетворение своих нужд;
— авария в системе коммунального водоснабжения — повреждение или выход из строя систем коммунального водоснабжения или отдельных сооружений, оборудования, устройств, повлекшее прекращение либо существенное снижение объемов водопотребления, качества питьевой воды или причинение ущерба окружающей среде, имуществу юридических или физических лиц и здоровью населения;
— предприятие (организация) водопроводно-канализационного хозяйства — предприятие (организация), осуществляющее отпуск воды из системы водоснабжения и (или) прием сточных вод в систему канализации и эксплуатирующее эти системы;
— питьевая вода — вода после подготовки или в естественном состоянии, отвечающая установленным санитарным нормам и требованиям и предназначенная для питьевых и бытовых нужд населения и (или) производства пищевой продукции;
— самовольное присоединение к системам водоснабжения — присоединение, произведенное без разрешительной документации либо с нарушением технических условий;
— самовольное пользование — пользование системой водоснабжения при отсутствии договора на отпуск (получение) воды, а также в случае нарушения условий договора абонентом;
— средство измерений (прибор) — техническое средство, предназначенное для измерений, имеющее нормированные метрологические характеристики, воспроизводящее и (или) хранящее единицу физической величины, размер которой принимается неизменным (в пределах установленной погрешности) в течение определенного интервала времени и разрешенное к использованию для коммерческого учета;
— неучтенные расходы и потери воды — разность между объемами подаваемой воды в водопроводную сеть и потребляемой (получаемой) абонентами;
— утечки воды — самопроизвольное истечение воды из емкостных сооружений и различных элементов водопроводной сети при нарушении их герметичности и авариях;
— скрытые утечки воды — часть утечек воды, не обнаруживаемых при внешнем осмотре водопроводной сети;
— естественная убыль воды — потеря (уменьшение массы воды при сохранении ее качества в пределах требований (норм), устанавливаемых нормативными правовыми актами), являющаяся следствием естественного изменения биологических и (или) физико-химических свойств воды;
— подача воды — объем воды, поданный в водопроводную сеть зоны обслуживания от всех источников за расчетный период;
— реализация воды — объем реализованной абонентам воды по выставленным счетам за водоснабжение за расчетный период;
— потери воды из водопроводной сети — совокупность всех видов технологических потерь, организационно-учетных потерь, естественной убыли, утечек и хищений воды при ее транспортировании, хранении и распределении.
1.3. Цель разработки и назначение
1.3.1. Методика определяет:
— порядок расчета и форму отчетности при определении неучтенных расходов и потерь воды в коммунальных системах подачи и распределения воды;
— порядок определения естественной убыли воды при транспортировке и передаче ее абонентам;
— порядок определения мест повреждений и утечек на водопроводной сети;
— порядок определения объемов скрытых утечек воды на водопроводной сети.
1.3.2. Целью Методики является разработка эффективных способов и приемов определения неучтенных расходов и потерь воды при ее транспортировании, распределении и хранении в системах коммунального водоснабжения.
1.3.3. Результатом применения Методики на предприятиях водопроводно-канализационного хозяйства должны являться мероприятия, направленные на сокращение потерь и утечек воды, снижение отказов в системе подачи и распределения воды, сокращение объемов водопотребления и себестоимости водопроводной воды.
1.3.4. Методика предназначена для предприятий (организаций) водопроводно-канализационного хозяйства и собственников систем коммунального водоснабжения и канализации независимо от их форм собственности.
1.3.5. Методика не распространяется на нецентрализованные системы водоснабжения, а также на системы коммунального водоснабжения, эксплуатирующиеся в Северной строительно-климатической зоне.
1.3.6. Методика регламентирует структуру и порядок определения величины неучтенных расходов и потерь воды в системах подачи и распределения, в которых учет воды ведется на основе средств измерений в соответствии с гражданским законодательством и Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации.
2. СТРУКТУРА НЕУЧТЕННЫХ РАСХОДОВ И ПОТЕРЬ ВОДЫ
2.1. Неучтенные расходы и потери воды разделяются на следующие группы (рис.1):
— полезные расходы воды,
— потери воды из водопроводной сети и емкостных сооружений.
Рисунок 1. Структура неучтенных расходов и потерь воды
Рисунок 1. Структура неучтенных расходов и потерь воды
_____________
* В случае, если самовольное пользование было направлено на удовлетворение нужд потребителя, его следует относить к полезным расходам, несмотря на неправомерный характер использования воды. В случае, если самовольное пользование представляло собой сброс воды через самовольную врезку, его следует относить к потерям воды.
2.2. Неучтенные полезные расходы воды делятся на:
— технологические;
— организационно-учетные.
2.3. Потери воды из водопроводной сети и емкостных сооружений включают:
— утечки воды из водопроводной сети и емкостных сооружений,
— потери воды за счет естественной убыли.
2.4. Технологические расходы воды:
2.4.1. Расходы воды на собственные нужды организации водопроводно-канализационного хозяйства;
— промывка и дезинфекция водопроводных сетей;
— собственные нужды насосных станций (охлаждение подшипников и т.д.);
— чистка резервуаров (опорожнение, промывка, дезинфекция и т.д.);
— технологические нужды эксплуатации сети водоотведения (промывка и прочистка сетей);
2.4.2. Расходы воды на противопожарные нужды:
— тушение пожаров;
— проверка пожарных гидрантов;
2.4.3. Расходы воды на нужды городского хозяйства, не предъявляемые к оплате потребителям по решению местных органов власти.
2.5. Организационно-учетные неучтенные расходы воды:
2.5.1. Расходы воды, не зарегистрированные средствами измерений вследствие недостаточной чувствительности, наличия погрешности приборов и неодновременности снятия показаний приборов:
— Погрешность средств измерения (приборов) в узлах учета подачи воды на водопроводных станциях;
— Погрешность средств измерения (приборов) в узлах учета потребляемой воды у абонентов;
— Погрешность измерения расходов воды вследствие неодновременности снятия показаний приборов, установленных в узлах учета подачи и потребления воды.
2.6. Потери и утечки воды из водопроводной сети и емкостных сооружений:
2.6.1. Утечки воды из водопроводной сети и емкостных сооружений:
— скрытые утечки воды из водопроводной сети и емкостных сооружений;
— видимые утечки воды при авариях и повреждениях трубопроводов, арматуры и сооружений;
— утечки воды через водоразборные колонки;
— утечки через уплотнения сетевой арматуры;
— потери воды при ремонте трубопроводов, арматуры и сооружений;
2.6.2. Самовольное пользование.
2.6.3. Потери воды за счет естественной убыли:
— потери от просачивания воды при ее подаче по напорным трубопроводам;
— испарение воды из открытых резервуаров;
— потери от просачивания воды при ее хранении в РЧВ, размещенных на водопроводной сети, при их исправном техническом состоянии;
— потери на брызгоунос (ветровой и капельный унос) и испарение воды при эксплуатации фонтанов, установленных на водопроводной сети в случае, если фонтанные системы имеют балансовую принадлежность организации ВКХ.
2.7. Формирование структуры и оценку размера неучтенных расходов и потерь воды следует систематизировать и обрабатывать в табличной форме по прилагаемому образцу (приложение 1). Результаты рекомендуется накапливать в базе данных.
Примечание. Все виды расходов, упоминаемые в Методике, представляют собой расходы (объемы) воды в м за определенный период (сутки, месяц, год).
3. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ НЕУЧТЕННЫХ РАСХОДОВ И ПОТЕРЬ ВОДЫ
3.1. Объем неучтенных расходов и потерь воды надлежит устанавливать способами, объективность и достоверность которых может быть проверена на любом этапе их определения.
3.2. Порядок расчета, расчетные формулы и форма представления результатов приведены в приложении 1.
3.3. Технологические расходы воды:
3.3.1. Оценка расходов воды на собственные нужды организации водопроводно-канализационного хозяйства;
а) Расходы воды на обслуживание производственных фондов систем водоснабжения определяются по показаниям средств измерений, установленных на трубопроводах, подводящих воду к обслуживаемым фондам. При невозможности применения средств измерений, расходы воды на обслуживание производственных фондов (на промывку, дезинфекцию, очистку трубопроводов и резервуаров) оцениваются в соответствии с приложением 1, п.1.1-1.3.
б) Технологические нужды эксплуатации сети водоотведения (промывка и прочистка сетей) принимаются согласно п.1.4 приложения 1.
3.3.2. Оценка расходов на противопожарные нужды:
а) Расходы воды на цели пожаротушения (из пожарных гидрантов, внутренних пожарных кранов, спринклерных и дренчерных систем, автоцистерн), потребляемой без средств измерений, определяются в соответствии с приложением 1, п.1.5.1.
б) Расходы воды на проверку действия пожарных гидрантов, в том числе на проверку пропускной способности участков водопроводной сети при работе гидрантов на водоотдачу определяются в соответствии с п.1.5.2 приложения 1.
в). Расходы воды на восполнение потерь воды при эксплуатации фонтанов (потери на брызгоунос (ветровой и капельный унос) и испарение воды) относятся к категории естественная убыль и определяются по нормам естественной убыли воды при транспортировке и передаче абонентам (Приложение 2).
3.3.4. Самовольное пользование.
Расходы воды, не зарегистрированные организацией водопроводно-канализационного хозяйства и не оплаченные потребителями при самовольном пользовании допускается учитывать на основании данных о выявленном пользовании водой за предыдущий отчетный период.
Расчеты оформляются в соответствии с п.4, приложение 1.
3.4. Организационно-учетные расходы воды:
3.4.1. Расходы воды, не зарегистрированные средствами измерений вследствие недостаточной чувствительности приборов (расходы ниже порога чувствительности), определяются по п.2.1 приложения 1.
3.4.2. Объем воды, неучтенный вследствие погрешности средства измерения, определяется в соответствии с п.2.2 приложения 1.
3.4.3. При суммировании расходов воды, измеренных разными средствами измерения, погрешность принимается равной сумме погрешностей использованных средств измерения.
3.5. Потери воды из водопроводной сети и емкостных сооружений:
3.5.1. Потери воды из водопроводной сети и емкостных сооружений (при повреждениях и авариях, расходы на опорожнение при устранении переломов и трещин с заменой трубы, утечки из емкостных сооружений и через уплотнения сетевой арматуры, в т.ч. водоразборные колонки) определяются в соответствии с п.3.1-3.5, приложение 1.
3.5.2. Потери на естественную убыль воды (п.5, приложение 1).
Естественная убыль воды определяется в соответствии с приложением 2. В нее включаются:
а). потери от просачивания воды при ее подаче по напорным трубопроводам
б). потери от просачивания воды при ее хранении в РЧВ, размещенных на водопроводной сети, при их исправном техническом состоянии
в). потери на брызгоунос (ветровой и капельный унос) и испарение воды при эксплуатации фонтанов, установленных на водопроводной сети в случае, если фонтанные системы имеют балансовую принадлежность организации ВКХ.
3.6. Скрытые утечки воды определяются любыми из методов, перечисленных в приложении 4, в зависимости от оснащения предприятий ВКХ измерительными приборами. Расчет объема скрытых утечек воды дается в п.7 приложения 1.
3.7. Неучтенные потери и утечки воды по невыясненным причинам (невыявленное самовольное пользование, погрешность измерения расходов воды вследствие неодновременности снятия показаний приборов, установленных в узлах учета подачи и потребления воды, погрешность определения скрытых утечек и др.) определяются согласно п.9 и 10 приложения 1.