Что такое библиотека 4 класс литературное чтение
Библиотечный урок в 4 классе «О книге и библиотеке»
Цель урока: изучение исторического значения книги в формировании духовной культуры человека.
знакомство с историей письменности и книги
привлечение детей к чтению книг
воспитание бережного отношения и любви к книге
привлечение детей к регулярному посещению библиотеки
К уроку готовятся кн.выставки: “Путешествие в удивительный мир книг”
На уроке использовалась презентация – см. Приложение 1.
Цитата: Книги – корабли мысли,
странствующие по волнам времени
и бережно несущие свой драгоценный груз
от поколения к поколению.
Слайд 1. Ребята, мы с вами с самых ранних лет знакомы с книгой и до того привыкли к книге, что редко думаем о ней, как о чуде, как о сокровище, и бывает, не всегда ценим и бережем её. Слайд 2.Но вдумайтесь: ведь книга – это наследство, которое передается от поколения к поколению. Это единственная “машина времени” с помощью которой можно совершить увлекательное путешествие. Слайд 3. Со страниц книг перед нами встают и Древний Рим, и старая Русь, и средневековый замок, и шумный современный город, будущее планеты Земля. Слайд 4. Книга позволяет побывать в любой части земного шара, познакомиться с жизнью замечательных людей.
Слайд 5. Говорят, что книга – источник знания. Это действительно так. Книга верно служит людям на протяжении многих веков. Она прошла долгий и сложный путь, прежде чем предстала перед людьми в современном виде. Вот об этом чуде превращения мы сегодня с вами и поговорим.
Много-много лет тому назад не было ни чернил, ни бумаг, ни, тем более книг. Все рассказы про отважных воинов, все сказки про Луну и Солнце – всё рассказывали вслух. И сейчас мы говорим про старинные истории – “предания”. Это значит, что их передавали от одного человека к другому, от поколения к поколению.
Слайд 6. Но как трудно запомнить самые разные и длинные истории. Поэтому люди придумали рисовать картинки, которые помогали им запоминать увиденное и услышанное. Нарисуют озеро, рядом огромную рыбу. Картинка означает память об удачной ловле рыбы. Нарисуют холм и реку, а среди деревьев и холмов, вдоль реки – тропинка. Это память о дальнем путешествии. А ещё такие картинки помогали человеку вести хозяйство. “Я взял у соседа трёх быков и обязан их вернуть на исходе лета” – писал древний человек. “Я собрал хороший урожай, у меня в амбаре сорок мешков гороха”, – всё это можно было для памяти изобразить в картинках.
Слайд 7. Очень удобная придумка – такие картинки! Они применяются и в наши дни. На спортивных олимпиадах повсюду такие “говорящие картинки”. Нарисован телефон и земной шар – значит здесь можно поговорить по телефону с любым городом. Движущаяся фигурка человека и сейчас знакома нам на пешеходных дорожках. Яркий, разноцветный светофор молча разговаривает с нами подмигивая то одним, то другим цветом и мы прекрасно понимаем эти знаки, так, как изучаем правила дорожного движения с детства. Картинки подсказывают, указывают, запрещают и разрешают.
Однако даже простенький рисунок рисовать не просто. И человек со временем старался делать рисунки всё проще и проще. Слайд 8. Вместо быка стали рисовать только его голову. Потом рисунок упростился и голова с рогами превратилась в три чёрточки, в знак А. Древний народ – шумеры называли быка – Алеф. Вот откуда появилась буква А.
Человек начал постепенно изобретать буквы, которыми можно было писать обо всём. Ведь люди думают, любят, сердятся, негодуют, смеются, ругаются, возмущаются. И каждый человек это делает по-своему. Разве всё это картинками расскажешь? Стали появляться первые книги. Слайд 9. Какими же были раньше наши книги. На чём писали раньше люди и как писали?
Представьте себе глиняную плиту. В середине прошлого века археологи раскопали останки древнего города. При раскопках они обнаружили глиняные плитки, заполненные мелкими ровными строчками. Эти глиняные плитки оказались страницами книг, их возраст 5000 лет. Древняя библиотека хранила десятки тысяч книг-табличек. Уже тогда, в те далёкие времена существовали первые библиотеки-хранилища, только выглядели они по-иному, не было высоких стеллажей, как теперь, но глиняные плитки не лежали грудой, а были аккуратно разложены по плетёным корзинам. К корзинам были прикреплены глиняные ярлычки,например: “Документы, касающиеся сада” и т. д.
Слайд 11. Сердцевину тростника – папируса резали на полосы, полосы укладывали друг на друга, прижимали тяжестью, сушили на солнце. Получались листы, на которых можно было писать. Потом листы папируса склеивали в ленту, а ленту свёртывали в трубочку, напоминающую кусок обоев. Так и появились книги-свитки. Слайд 12. Длина такого свитка достигала шести метров.
Слайд 13. А вот пергамцы во втором веке до нашей эры, нашли для книг другой материал, лучше папируса. Выделывали его из шкур телят, ягнят, ослов. Из шкур получался белый, тонкий, чрезвычайно прочный материал – пергамент. На нём можно было писать с обеих сторон. Слайд 14. Листы пергамента складывались в виде тетради. Тетради сшивались вместе и заключались в деревянные крышки. Они уже тогда напоминали ту форму книг, к которой мы привыкли.Всем хорош пергамент: прочен, долговечен и удобен для письма.
Слайд 15 Но этот способ изготовления не получил большого, широкого применения. Он был очень дорогим. Только для одной книжки в 700 страниц нужно было истребить целое стадо животных. Приобретать такие книги могли только очень богатые и состоятельные люди. Слайд 16. В других странах, например Китае, применяли для письма бамбук и шёлк. В Индии – пальмовые листья. А на чём писали в Древней Руси? При раскопках в Новгороде археологи обнаружили потемневшую от времени, скрученную полоску берёзовой коры. Это была берестяная грамота. Потом было найдено ещё много таких грамот. Авторами их были крестьяне, ремесленники, учащиеся.
А вот бумага, на которой мы сейчас пишем, впервые появилась в Китае, во втором веке до нашей эры. Но китайцы в течение нескольких столетий хранили в глубочайшем секрете способ изготовления бумаги. За разглашение тайны грозила смертная казнь. Только спустя семь столетий первая бумажная мастерская появилась за пределами Китая – в Самарканде.
Слайд 17. Ни один писчий материал не распространялся так широко, как бумага. Бумага легка и удобна, её можно производить в любой стране. Главное – она дешёвая. Ведь сырьём для неё служит тряпьё, растительные волокна, древесина. Слайд 18. Но и с приобретением бумаги делать книги было трудно. Букву за буквой, строку за строкой выводил писец. Слайд 19. Это была очень трудоёмкая работа. Книги были очень дорогие.
Слайд 20-22. В публичных библиотеках они приковывались к полкам железными цепями. И простой народ естественно не мог пользоваться такими дорогими книгами. Только тогда, когда появилось книгопечатание, вместо дорогих и редких рукописей, появились сравнительно дешёвые, издававшиеся в большом количестве книги.
А кто же был первым книгопечатником на Руси?
Слайд 23. На Руси начало книгопечатанию положил Иван Фёдоров. Это было 400 лет назад.
19 апреля 1563 года Иван Фёдоров приступил к набору первой печатной книги. На Руси за его работой с большим интересом следил царь Иван Грозный. Прошло четыре столетия с того времени, когда жил Иван Фёдоров. Искусство печатания книги за это время неузнаваемо изменилось. Умные машины делают сейчас в минуту то, на что у Ивана Фёдорова уходили месяцы, а то и годы.
Слайд 24. С большим трудом создавали первую печатную книгу Иван Фёдоров и его верный помощник Пётр Тимофеев. Слайд 25-27 И была она напечатана 1 марта 1564 года. С тех пор люди научились читать и писать, всю свою мудрость они доверили книгам. Они научились делать книги, научились и хранить их.
Слайд 28. С незапамятных времён появились библиотеки – кладовые мудрости. Самой крупной и знаменитой библиотекой папирусных свитков была Александрийская в Египте. Она просуществовала шесть столетий и имела 700 тысяч свитков с записями лучших произведений мудрецов, поэтов, драматургов. Во главе библиотеки во все времена стояли крупные учёные. Библиотеку называли одним из семи чудес света.
Слайд 29. Сейчас самая крупная библиотека в нашей стране находится в Москве и занимает целый квартал. Это Российская Государственная библиотека им. В. И. Ленина.
Она впервые появилась в Москве летом 1862 года и называлась Румянцевской библиотекой, так как была создана крупнейшим политическим деятелем начала 19 века графом Николаем Петровичем Румянцевым. Обладая большими средствами, Румянцев тратил их на покупку редких книг и рукописей, и даже целых частных библиотек.
Умирая, он не оставил завещания. Но его близкие друзья знали, что он давно уже собирался сделать своё собрание публичным. Его брат передал все коллекции и библиотеку государству. Так в Москве была открыта первая публичная библиотека, позднее она стала называться Государственной библиотекой им. В. И. Ленина.
Слайд 30. Сейчас в каждом большом городе и маленьком посёлке обязательно есть своя библиотека, в стенах которой хранятся величайшие сокровища мира – книги. В нашем лицее тоже есть библиотека, она не такая большая как нам хотелось бы, но хранятся в ней самые лучшие, самые красивые, самые умные книжки.
Слайд 31-31. Современные книги представляются нам самыми удобными, самыми современными по форме. Эта форма книги появилась очень давно, ещё во втором веке нашей эры. Тогда в Риме была организована первая корпорация переписчиков. Издатели начинают сшивать листы рукописей, а не сворачивать их в свитки. Вот откуда она, современная книга.
Наша страна считается самой читающей страной в мире. Книг у нас издаётся больше чем в других странах. Если взять все книги, изданные в нашей стране после Октябрьской революции и поставить рядом, то они бы могли два раза опоясать земной шар.
Валькова В. Г., Спаль А. Н. Книжкин дом. М,. 1990.
Дацкевич В. Как делают книгу. М., 1987.
Горбачевский Б. Первопечатник Иван Фёдоров. М., 1970.
Библиотечный урок Для 3-4 классов. «ВЫБОР КНИГИ»
Колохова Е.Н. (библиотекарь Родниковской общеобразовательной средней школы).
познакомить учащихся с каталогами и картотеками библиотеки
научить работать с каталогами и картотеками при выборе литературы
воспитывать бережное отношение к книге
Задачи урока : обучить учащихся самостоятельному поиску литературы по каталогам и картотекам.
Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас в Библиограде! Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по его улицам. Вы удивлены? Как вы думаете, почему так можно назвать библиотеку, что же такое библиотека?
А вообще вы знаете, как переводится на русский язык это слово?
Библио – книга, тека – хранить, библиотека – хранилище книг.
Правильно, ребята. Здесь живут ваши друзья и помощники – книги. Их здесь много, и все они очень интересные. Как же правильно сориентироваться в этом море книг, выбрать нужную. Это мы с вами узнаем, путешествуя по Библиограду.
Как в и любом городе, в Библиограде есть свои «районы», и вы с ними уже знакомы, два из них вы часто посещаете.
3. Хранилище – книжный фонд.
Знаете ли вы, что такое абонемент?
Ответы детей. (Абонемент – отдел, где выдаются книги на дом).
Обратимся к словарю иностранных слов. Слово «абонемент» пришло в русский язык из французского и означает право пользования чем-либо на определенный срок (библиотекой, местом в театре или концертном зале, катком бассейном). Книги, взятые здесь, вы можете читать дома целых две недели. А затем их надо вернуть, но можно продлить срок пользования книгой, если вы не успели её прочитать.
Ну, а если вы хотите почитать редкие или ценные книги, воспользоваться словарем или изучить статью в энциклопедии, полистать свежие журналы, то в какой район Библиограда вы отправитесь?
Конечно, в читальный зал!
Из читального зала книги на дом не выдают, их читают за столами. Вот так, как сейчас вы сидите.
В читальном зале тишина
Нам особенно нужна.
В вестибюли, в коридоры!
Не мешайте нам читать, –
Как вы думаете, почему надо соблюдать тишину в читальном зале?
А вот в хранилище, где размещается книжный фонд библиотеки, может входить только библиотекарь, а почему, вы скоро поймете. Книги на полках стеллажей расставлены совсем не по размеру и цвету, хотя, может, это было бы и красиво. Но при такой расстановке нужную книгу найти трудно, так как она теряется среди других.
Чтобы легко было найти нужную книгу, надо знать порядки Библиограда. Здесь все продумано.
Мы условились, что библиотека – это город книг, поэтому можно сказать, что у каждой книги есть адрес. Без адреса никак нельзя. Так как же узнать, где живет нужная книга?!
Район мы уже определили – это книжный фонд, а вот об улицах, домах и квартирах сейчас поговорим.
Собираются книги на полках по содержанию, в зависимости от того, о чем книга. То есть книги разделены на отделы – это «улицы». Например, второй отдел. Здесь можно найти книги о временах года, природе, растениях и животных. Этот раздел включает в себя книги по естественным наукам. А дальше что же?! А дальше третий отдел, здесь собраны книги, по которым можно научиться конструированию, рукоделию и домоводству.
Шестой отдел посвящен истории, а вся художественная литература находится в отделе восемь.
Когда знаешь тематику нужной книги, «улицу», на которой она проживает, не так уж и трудно отыскать.
Ну а теперь, я вам расскажу, как найти «дом» и «квартиру», в которых «проживает» нужная книжка.
На обложке каждой библиотечной книги в левом верхнем углу написан шифр, из чего же он состоит? А это и есть адрес книги. На верхней строчке пишется «улица», т. е. номер отдела, где находится эта книга, а вот на нижней строчке находится авторский знак – это и есть «номер дома» и «квартира». Авторский знак включает в себя букву, на которую начинается фамилия автора и цифру по распределению алфавитного номера в специальных авторских таблицах для библиотек.
Если бы не было порядка, библиотекарь и за неделю нужную книжку бы не отыскал. Разве что, если она сама на глаза ему не попадется. Какая польза от библиотеки, в которой быстро не могут найти нужную книгу?! Поэтому и устроили люди библиотеку, похожей на город. У каждой книги свое место.
Теперь вы понимаете, почему в книжный фонд ни в одной библиотеке не допускаются читатели? Там должен царить идеальный порядок, и все книги должны находиться по своим адресам – «улицам», «домам» и «квартирам».
Но иногда все же книги с разных улиц и домов и квартир встречаются, а как вы думаете, где это в библиотеке может произойти?
А произойти эта встреча может на тематических выставках. Вот, например, выставка, посвященная сказкам.
Каких сказок здесь только нет:
– сказки зарубежных писателей
– сказки российских писателей
Ребята, для чего в библиотеке организуются выставки, как вы думаете?
Выставки в библиотеке помогают читателям выбрать книгу по интересам, знакомят с новинками, рассказывают о юбилярах – писателях, художниках, а также книгах-юбилярах.
А теперь я хочу вам рассказать о помощниках, которые существуют в библиотеках всего мира. Это каталоги и картотеки. Знаете ли вы, что это такое?
Слово «каталог» пришло в русский из греческого языка – означает «список», т. е. перечень всех книг библиотеки с их адресами.
Но для чего же нужен библиотеке такой список?
Список состоит из множества карточек. А между ними разделители. По каталогам можно легко найти нужную книгу, узнать имеется ли данная книга в библиотеке.
Молодцы, ребята! А какие каталоги имеются в каждой библиотеке, вы знаете?
Алфавитный и систематический каталоги. А как вы думаете, что такое алфавитный каталог, и чем от него отличается систематический?
В алфавитном каталоге карточки расставлены по алфавиту, а в систематическом по отделам. Давайте посмотрим, что же пишут на карточках? На первом месте пишут фамилию автора, написавшего книгу, затем – заглавие книги, год, место издания, количество страниц и есть ли в книге иллюстрации.
А теперь давайте поговорим о картотеках, что же это такое? И для чего они нужны? Слово картотека сложное, созвучно слову библиотека, состоит тоже из двух слов «карт» и «тека». Так как мы знаем значение второго слова «тека» – хранилище, то, что же по вашему означает слово «картотека»?
Картотека это систематизированное собрание карточек с какими-либо сведениями, материалами. В картотеках расписаны книги или статьи в журналах по определенной тематике, это облегчает поиск. Например, если вам нужна книга, рассказывающая о какой-нибудь профессии, можно обратиться за справкой к картотеке «Мир профессий», а если нужно найти материал по истории или природе нашего края, существует картотека «Краеведение». Из картотеки «Периодические издания», можно узнать какие журналы и газеты поступают в библиотеку.
Давайте подведем итог и сделаем вывод, какими способами можно найти нужную книгу в библиотеке?
Задание: Найти книгу А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».
Задание I ученику – найти книгу по автору (Алфавитный каталог)
Задание II ученику – найти книгу по названию (Картотека названий)
Задание III ученику – найти книгу по разделу (Систематический каталог)
Вот, наконец, когда вы уже научились находить нужную или выбирать интересующую вас книгу, хотелось бы вам напомнить правила пользования библиотечными книгами. Ведь если с ними плохо обращаться, не долог становится век библиотечных книг.
Она боится промокнуть под дождем или снегом, поэтому для книг, взятых в библиотеке, надо завести специальную полиэтиленовую папку.
Боится она грязных рук. Они оставляют пятна на страницах, делают её неопрятной.
Не читайте во время еды. Прежде чем читать оберните книгу.
Не бросайте раскрытую книгу вверх переплетом, не загибайте страницы. Пользуйтесь закладкой.
И в завершении нашего путешествия по Библиограду, послушайте замечательное произведение детского поэта, писателя, драматурга, редактора, и, наконец, просто хорошего человека Самуила Яковлевича Маршака. Называется оно «Книжка про книжки». (Чтение произведения)
Вот и подошел к концу наш урок. Каждому из вас получает памятку «Девять заповедей юного читателя для самостоятельной работы с книгой». Эти заповеди вам очень пригодятся во время чтения книг, написания отзыва о прочитанном, и даже для того, чтоб порекомендовать понравившуюся вам книгу другим ребятам. До новых встреч! Приходите в гости ещё!
Проектная работа «Библиотека» (4 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Муниципальное образовательное учреждение «Красноярская средняя общеобразовательная школа №98 » Познавательный проект: «Что такое библиотека и для чего она нужна?» Выполнил: Марков Кирилл 4 «В» класс Руководитель: Бондаренко Т.А. 8 804 899 65 06 г. Красноярск 2015г.
. Задачи проекта: 1.Познакомиться с историей появления библиотек. 2.Узнать структуру библиотеки. 3. Познакомиться с правилами поведения в библиотеке. 4. Узнать правила поиска необходимой литературы.
Библиотеки впервые появились в Древнем Востоке. Первой библиотекой считается собрание глиняных табличек.
Одним из древнейших дошедших до нас собраний книг можно считать также ящик с папирусом.
Для изготовления папируса использовалось растение, которое так и называлось – папирус.
Известно, что впервые произведения письменности начали собирать в Древнем Египте, где свыше 3500 лет тому назад существовало хранилище папирусов.
Самой крупной библиотекой древности считается Александрийская библиотека. Она была создана в третьем веке до нашей эры. Войны и пожары стали причиной того, что это богатейшее собрание папирусных свитков погибло. На протяжении тысячелетий Александрийская библиотека оставалась лишь мифом, легендой
Новая Александрийская библиотека была построена на том месте, где когда-то стояла ее знаменитая предшественница. Словно солнце, встающее из моря, огромный комплекс библиотеки приподнимается над землей.
В Средние века центрами книжности были монастырские библиотеки.
Появление библиотек на Руси связывают с возникновением на территории нашей страны древнерусского государства- Киевская Русь. Библиотеки Древней Руси
Первая известная историкам библиотека Древней Руси была основана в 1037 году Ярославом Мудрым при Софийском соборе в Киеве.
При храмах создавались первые русские библиотеки и школы.
Обычно при храме с библиотекой располагались школы, где обучали искусству переписывания книг, там же зарождалось русское историческое летописание Летописец Нестор Страница рукописной книги
В настоящее время в России насчитывается около 130 тысяч библиотек. Крупнейшая из них Российская государственная библиотека находится в Москве.
Первая публичная библиотека г. Красноярска была открыта при общественном собрании 12 февраля 1889 года.
. Центральная городская библиотека им. А.М.Горького ул. Перенсона, 23
Государственная универсальная научная библиотека ул. Карла Маркса, 114
Библиотека им. Н.А.Некрасова пр. Металлургов,39А Библиотеки нашего микрорайона
Детская библиотека им. К.И.Чуковского пр. Металлургов,20а
Анкетирование: Посещаете ли вы библиотеки? А) да Б) нет 2. Как часто вы посещаете библиотеки? А) 1 раз в неделю Б) 2 раза в месяц В) 1 раз в месяц Г) реже 3. Какие библиотеки вы посещаете? А) школьная Б) библиотека им.Чуковского В) библиотека им.Некрасова Г) другие 4. При посещении библиотеки вы чаще всего берете литературу: А) в читальном зале Б) на абонементе 5. Какую литературу вы берете? А) художественная Б) научно-познавательная В) периодическая Г) другое
1. При входе в библиотеку соблюдайте тишину. 2. Бережно относитесь к книгам и другим документам, полученным в библиотеке. 3.Возвращайте книги в установленные сроки. 4. Не выносите из библиотеки документы, не записанные в читательский формуляр. 5. Не делайте в книгах никаких пометок, подчеркиваний, не загибайте страниц. 6. Осмотрите книгу при получении, при обнаружении каких-либо дефектов сообщите библиотекарю, который обязан сделать на них пометки.
Традиционные или карточные Электронные
А если что-то не получается всегда можно обратиться за помощью к библиотекарю.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-613539
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Якутии проведут первую в РФ федеральную олимпиаду по родным языкам
Время чтения: 1 минута
Путин поручил разработать концепцию развития допобразования детей до 2030 года
Время чтения: 2 минуты
Псковских школьников отправили на дистанционку до 10 декабря
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Москве новогодние утренники в школах и детсадах пройдут без родителей
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.