Что такое библиотека для детей определение
НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста «Что такое библиотека»
Марина Петрова
НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста «Что такое библиотека»
Цель: уточнить представление детей о библиотеке.
Продолжать знакомить детей с правилами поведения в общественных местах.
Воспитывать бережное отношение к книге
Развивающие :
развивать связанную речь;
формировать и активизировать словарь детей, развивать любознательность, память и мышление детей;
развивать зрительное восприятие и внимание.
Развивать интерес к печатному слову.
Ребята все вы любите, когда вам читают книги. Можно выбрать книгу дома, можно попросить у друга, а можно пойти в библиотеку.Послушайте стихотворение:
Мы словно попали в волшебное царство:
В нём тысячи книг на полках живут.
Придут сюда умные, добрые дети,
От корки до корки все книги прочтут.
Наполнено царство таинственным светом,
Здесь спряталась где-то в тени тишина.
И слышно дыхание каждой страницы,
И можно услышать книг голоса…
Есть старые книги, а есть молодые.
Их все за всю жизнь невозможно прочесть.
Но каждая дарит нам счастья познанья,
Поэтому нужно их свято беречь.
— Что такое библиотека? Это собрание книг, которые один человек или много людей собрали и хранят. Собрали с любовью, хранят с заботой. Давайте посмотрим книги в нашей библиотечке в группе.
-На какие группы можно разделить книги? (Сказки, стихи, рассказы).
— А как вы узнаете стихи? (Концы строк похожи, есть ритм).
-А какие бывают рассказы? Длинные и (короткие, с хорошим концом и с (плохим, весёлые и (грустные).
-Разложите книги в нашей библиотеке так, чтобы их легко было найти.
Я вам расскажу о библиотеках, которые были раньше и которые существуют теперь. Когда же появились библиотеки? Это было очень давно, ещё при царе Иване Грозном. Слайд №1 Его бабушка, греческая царевна Софья, оставила ему большую библиотеку книг. Иван Грозный не только сберёг её, но и приумножил. Все книги библиотеки этого царя были рукописными.
— Что означает это слово? (Писали руками).
— Некоторые книги Иван Грозный сам правил. «Править»— от слово «правильный».
— Как вы думаете, в чём заключается это действие? (исправлять ошибки).
— Если бы не старинные книги-летописи, мы бы никогда не узнали подробностей о давних временах. В старину словом «лето» называли год. Значит, «летописи»— это годовые записи. Слайд №2. Позже в Москве открылся Печатный двор. Слайд №3.
— Как вы думаете, что делали на Печатном дворе? (Печатали книги). Располагался он близко от Красной площади. Слайд №4. Первые книги печатал здесь мастер Иван Фёдоров. Слайд №5. Ему поставлен памятник в Москве. Иван Фёдоров всёделал сам: и винты для своего станка вытачивал, и отливал формы для букв, и печатал. Он придумал первый букварь для детей. Были в нём не только буквы, но и цифры, и сказки, чтобы не только читать учились детки, но и росли добрыми да умными. Именно тогда стали собирать всеми вами любимые русские сказки.
Вы хорошо знаете героев русских сказок. Я буду называть сказку, а вы попробуйте изобразить их.
-Сейчас много библиотек. Есть библиотеки школьные, районные. Есть для взрослых и для детей. Есть библиотеки для людей разных профессий. Самая большая библиотека находится в Москве- Российская библиотека. Слайд № 6. Чтобы обойти все помещения этой библиотеки, понадобится много много часов. Надо будет подниматься на лифтах, спускаться по лестницам, идти подлинным коридорам. И везде- бесконечные ряды полок с книгами. Слайд №7. Чтобы нужные книги доставит в читальный зал, используются специальные поезда! Слайд №8. Эта библиотека такая большая потому, что попадают сюда каждая книга, журнал, газета, напечатанные в нашей стране. Книги, газеты и журналы приходят и из других стран. Здесь миллионы книг.
— А как называется человек, который работает в библиотеке? (Библиотекарь).
-Что он делает? (Следит за книгами и выдаёт их).
Сейчас появились электронные библиотеки- любой человек из любой точки мира через компьютер может в них попасть. Некоторые книги из библиотеки можно брать домой, некоторые- читать только в специальном месте, которое называется читальным залом. Как вы думаете, какие книги не дают на дом? (Наиболее ценные и старые книги). Читатели библиотеки должны выполнять определённые правила. Как вы думаете, какие? (С книгой, взятой в библиотеке, надо обращаться очень аккуратно).
— Почему? (После нас будут пользоваться другие ребята).
— Книгу надо возвращать в срок.
— А как нужно вести себя в самой библиотеке? (Соблюдать тишину и порядок, не мешать другим).
А теперь попробуйте отгадать загадки:
Если книгу написал,
Значит, ты- писатель,
Если книгу прочитал,
Значит, ты- (Читатель)
Таблетки и микстуру
Вам продаёт аптекарь,
Найдёт (Библиотекарь)
Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Библиотека»
Светлана Курочкина
Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Библиотека»
Знакомство с окружающим миром в подготовительной группе по теме:«Библиотека»
Цель: продолжать знакомить детей с правилами поведения в общественных местах; уточнить представление детей о библиотеке, развивать интерес к печатному слову; воспитывать бережное отношение к книге.
Ход занятия:
— Скажите тихо,чтобы никого не разбудить: Доброе утро!
— Скажите,чтобы тебя услышали все: ДОБРОЕ УТРО!
Сегодня день у нас особый!
Я познакомлю вас, друзья,
С предметом, без которого
Прожить на свете нам нельзя!
Сейчас я загадаю вам загадку, а вы должны отгадать ее.
Говорит она беззвучно,
Не понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней-
Станешь вчетверо умней! Не дерево, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
— Правильно – это книга. А для чего нам нужны книги? (Чтобы читать, узнавать новое, чтобы учиться в школе, чтобы быть умнее.)
— А из чего сделаны книги? (Из бумаги) Правильно, сейчас книги печатают на бумаге. Но всегда ли было так? Нет, ребята, не всегда!
Давным-давно я в Вавилоне
Написана на глиняных дощечках,
Попробуй, прочитай меня.
— Как вы думаете, удобно было читать книги, написанные на глиняных дощечках? (нет неудобно. Они тяжелые, листать их неудобно.)
Поэтому в Китае стали писать книги на бамбуковых пластинках, но это тоже было неудобно. И китайцы стали писать книги кисточкой и тушью на шелке. А в Египте писали книги на каменных плитах! Вы представляете, что у вас дома вместо книжек каменные плиты лежат. Это удобно?
— Правильно. Поэтому изобрели папирус, очень похожий на бумагу, но очень тонкий и длинный. Наконец изобрели бумагу,и книги стали писать на бумаге: сначала от руки, а затем стали печатать.
— Первую печатную книгу в России сделал Иван Федоров.
Иван Федоров все делал сам: и винты для своего станка вытачивал, и отливал формы для букв, и печатал. Он придумал и напечатал первый букварь для детей.
3.Физминутка: дыхательная гимнастика.
— Мы подуем далеко – с-с-с,
— Мы подуем близко – з-з-з,
— Мы подуем высоко – с-с-с,
— Мы подуем низко – з-з-з!
— А что такое библиотека? Это собрание книг, которые один человек или много людей собрали и хранят.
— А когда появились библиотеки на Руси? Это было очень давно, еще при царе Иване Грозном. Его бабушка, греческая царевна Софья, оставила ему в наследство большую библиотеку книг.
— Сейчас библиотек много. Есть библиотеки школьные, районные. Есть библиотеки для взрослых и для детей. Есть библиотеки для людей определенных профессий. Даже в нашей группе есть своя библиотека.
Но самая большая библиотека в Москве – Российская библиотека. Чтобы обойти все помещения этой библиотеки, понадобится много-много часов. Надо будет подниматься на лифтах, спускаться по лестницам, идти по длинным коридорам. И везде – бесконечные ряды полок с книгами. Чтобы нужные книги доставить в читальный зал, используют специальные поезда!
Эта библиотека такая большая потому, что попадают сюда каждая книга, журнал, газета, напечатанные в нашей стране. Книги, газеты, журналы приходят и из других стран. Здесь миллионы книг.
В библиотеках так много книг, что среди них трудно найти нужную. На помощь приходят указатели-каталоги. В длинных ящиках стоят карточки. На каждой – название книги и фамилия автора. А в углу знак – цифры и буквы. По этому знаку библиотекарь сразу определяет, на какой полке и в каком месте находится книга.
Люди, которые приходят в библиотеку за книгами, называются читателями.
5. На будущий год вы пойдете в школу. Обязательно запишитесь в библиотеку.
— А вы знаете, как нужно обращаться с книгами? (Их надо беречь! Нельзя рвать, рисовать на них, загибать страницы)
Читатели библиотеки должны выполнять определенные правила. Как вы думаете какие? С книгой, взятой в библиотеке, надо обращаться очень аккуратно. Ведь ею после вас будут пользоваться другие ребята. Книгу надо возвращать в срок.
— А как нужно вести себя в библиотеке?
Некоторые книги из библиотеки можно брать домой, некоторые читать только там, в специальном месте, которое называется читальным залом.
— Как вы думаете, какие книги не дают на дом? (Наиболее ценные или старые книги.)
В читальном зале сидит много людей, все углубились в чтение.
— Как надо вести себя в этом месте?
6. Давайте подведем итог. Ответьте на мои вопросы.
• Где хранятся книги?
• Где находится самая большая библиотека?
• Как называют людей, которые приходят в библиотеку за книгами?
• Как называется место, где люди могут читать книги?
• Кто работает в библиотеке?
• Как нужно вести себя в библиотеке?
На свете есть множество замечательных книг. Вы можете найти ответ в книге на самый сложный вопрос.
— А какие книги вы бы взяли с собой в путешествие?
Беседа о школьной библиотеке Цель: закрепить знания детей о школьной библиотеке, о работе библиотекаря; воспитывать интерес к школьной жизни; воспитывать бережное отношение.
Воспитательно-образовательная работа с детьми младшего дошкольного возраста на прогулке ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПРОГУЛКЕ Цель: Влияние компонентов прогулки на развитие, воспитание и формирование.
Творческие проекты и работы учащихся
Предложенная автором творческая исследовательская работа по литературному чтению на тему «О чем может рассказать библиотека?» будет интересна для учеников начальной школы, поможет выявить у них интерес к литературе, чтению и посещению библиотек. В проекте дается информация о библиотеке, их пользе, о библиотекаре и правилах читателя в библиотеке.
Тема работы, выбранная автором проекта, очень актуальна, так как культура чтения в современном мире снижается, дети все больше увлечены гаджетами и виртуальной реальностью, нежели чтением печатаных художественных и научных изданий. Работа «О чем может рассказать библиотека?» поможет обратить внимание детей на книги и привить им интерес к чтению.
Оглавление
Введение
Теоретическая часть.
1. Что такое библиотека?
1.1. Для чего нужны библиотеки?
1.2. Кто такой библиотекарь и каковы его функции?
2. Когда появились библиотеки?
3. Какие правила должен соблюдать читатель в библиотеке?
Практическая часть.
4. Детская библиотека города Суворова.
4.1. Библиотекарь
4.2. Абонемент
4.3. Расположение книг по разделам.
4.4. Как найти нужную книгу.
4.5. Содержание книги.
4.6. Тематические выставки в библиотеке.
Вывод
Введение
На уроках литературного чтения я и мои одноклассники узнали много интересного о библиотеках, но всё узнать на уроке невозможно. И мы решили провести исследовательскую работу: узнать, какие ещё тайны хранит библиотека.
Задачи проекта:
Объект исследования: Детская библиотека города Суворова.
Предмет исследования: о чем может рассказать библиотека.
Изучаемые вопросы:
Мы пошли в детскую библиотеку, чтобы получить нужную нам информацию по интересующим нас вопросам:
Что такое библиотека?
Библиотека — это место где хранится огромное количество книг. И любую из этих книг можно взять домой и прочесть, но только потом ее придется вернуть. Причем вернуть её надо в том виде, в котором ты её брал. То есть не стоит в этой книге рисовать или выдергивать страницы.
Обычно в помещении библиотеки расположены стеллажи и полки, на которых ровными рядами выстроены книги. Причём каждая книга должна занимать строго своё место, чтобы её легко можно было найти. В библиотеке есть специальный алфавитный каталог, в котором каждый читатель быстро и легко находит нужную ему литературу, главное знать автора и название книги.
Когда появились библиотеки?
Обычно первой библиотекой называют собрание глиняных клинописных табличек.
Еще жители Древней Месопотамии писали на глиняных дощечках с помощью тонкой палочки, которая называлась «клин», а способ их письма назывался клинописью. Дощечки обжигали, а самые ценные помещали в специальные конверты из глины, чтобы не портились. Археологи нашли тысячи таких дощечек, которые хранились во дворцах и были рассортированы в зависимости от их тематики.
их охраняли священники. Египтяне писали на папирусе, который затем сворачивали в рулон вокруг палки с наконечником и хранили в сундуках или на полках.
Крупнейшим центром античной книжности стала Александрийская библиотека. В ней хранилось более 700 000 (семисот тысяч) свитков папирусов. Древние римляне первыми догадались строить публичные библиотеки. Музей и большая часть Александрийской библиотеки были уничтожены приблизительно в 270 году нашей эры.
В Средние века очагами книжности были монастырские библиотеки. Там переписывалось не только Священное писание и сочинения Отцов Церкви, но и произведения античных авторов. В старинной библиотеке монастыря св. Флориана в Австрии находится около 30 000 книг.
Из-за огромной стоимости манускриптов и трудоёмкости их изготовления книги приковывались к библиотечным полкам цепями.
Изобретение печатного станка и развитие книгопечатания внесли огромные изменения в облик и деятельность библиотек. Библиотечные фонды стремительно разрослись.
Университеты также накапливали книги. Некоторые славились своими коллекциями «прикованных» книг. Почему «прикованных»? Книги было так трудно делать, что их приковывали к стенам большими цепями во избежание неприятностей.
Публичные библиотеки, какими мы их знаем сегодня, существуют всего 100 лет. Всего на сегодня в библиотеках находится примерно 130 миллионов наименований книг.
Для чего же нужны библиотеки?
Когда читаешь книги, можно узнать очень много интересного и познавательного. При этом повышается уровень культуры, расширяется кругозор, с начитанным человеком интересно общаться. В тихой спокойной обстановке есть возможность подготовить доклад или реферат на заданную тему.
Кто такой библиотекарь и каковы его функции?
Какие правила должен соблюдать читатель в библиотеке?
Существуют книги очень редкие в одном экземпляре, их на руки не дают. В этом случае такой книгой можно воспользоваться в специально отведённом месте, которое называется читальным залом.
1. Очень важно соблюдать тишину, так как присутствующие заняты своими делами, а шум отвлекает и мешает сосредоточиться, так что надо уважать друг друга.
2. Книги надо любить и беречь, ведь они предназначены для массового пользования. Поэтому нельзя их обрисовывать, загибать и мять страницы.
3. В библиотеку не стоит заходить с едой и напитками, на книгах могут остаться жирные пятна. Надо помнить, что этой книгой после вас будет пользоваться кто то другой.
4. Если книгу взяли домой, нельзя её терять, забывать в транспорте или в другом месте. Тогда придётся покупать такую же, но чаще всего найти такую книгу очень сложно, поэтому придётся возвращать её стоимость.
5. Находясь в читальном зале, можно подходить к книжным полкам и искать нужную литературу. Но необходимо запомнить, в каком месте стояла та или другая книга для того, чтобы вернуть её туда же, так как следующий читатель или библиотекарь будет искать книгу там, где она стояла.
Детская библиотека города Суворова
Детская библиотека города Суворова входит в состав Муниципального учреждения культуры «Суворовская межпоселенческая централизованная библиотечная система».
Суворовская детская библиотека была открыта в октябре 1955 года. В библиотеке работают два зала – абонемент и читальный зал. Фонд детской библиотеки составляет 20773 экземпляров книг и журналов. Более 1500 тысяч человек являются читателями библиотеки.
В библиотеке работает экологический клуб «Почемучка», где ребята знакомятся с наукой экологией и учатся дружить с природой. А помогают им в этом любимые сказочные и лесные звери. А литературные герои кукольного театра «Улыбка» встречают юных читателей в стенах библиотеки Суворова города уже 26 лет.
Наряду с традиционными формами библиотека использует новые: презентация, букдайвинг, литературная ярмарка, эрудит-лото, виртуальные экскурсии.
В нашей детской библиотеке очень много книг, энциклопедий, справочников, периодических изданий и все это называется книжным фондом.
Библиотекарь Суворовской детской библиотеки
Когда мы пришли в библиотеку нас встретила библиотекарь. Чуткая и доброжелательная, она познакомила нас с книгами, показала что есть в детской библиотеке и рассказала о правилах поведения в библиотеке и о том, как обращаться с книгами. Библиотекарь готова всегда прийти на помощь в выборе нужной книги.
Абонемент в Детской библиотеке г. Суворова
В нашей библиотеке есть два отделения: абонемент и читальный зал.
Абонемент это место, где я могу взять заинтересовавшую меня книгу на дом.
Самые ценные книги находятся в читальном зале. Это словари, энциклопедии, справочники и новые номера детских журналов. В читальный зал можно прийти после школы и почитать любимые журналы.
В нашей детской библиотеке есть много энциклопедий, справочников и периодических изданий. Вот некоторые из них.
Энциклопедия «Семь чудес света», справочник «Неорганическая химия».
Как расположены книги по разделам?
Книги в библиотеке расположены и в алфавитном порядке, и по тематическим разделам (например «Сказки», «Русская литература», «Зарубежная литература», «Техника», «Математика»)
Как можно найти нужную книгу?
Информацию о содержании книги можно получить из аннотации. Аннотация печатается в начале книги. Аннотация это краткое содержание книги или другого издания, а также краткая характеристика издания. Аннотация показывает отличительные особенности и достоинства книги, помогает читателю сориентироваться в их выборе.
Какие тематические выставки были в библиотеке?
С помощью тематических выставок можно познакомиться с книгами. При посещении нами библиотеки, в библиотеке проходила выставка «Чудо, имя которому книга». Мы узнали о роли книги в жизни человека, познакомились с пословицами и поговорками о книге и чтении.
Где книгам не скучно, где книгам есть место, библиотека – волшебное место!
Конспект образовательной деятельности на тему «Что такое библиотека» (старший дошкольный возраст)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад присмотра и оздоровления №31 «Сказка»
*дать детям знания о библиотеке, (ее помещении, назначении) и о работе библиотекаря (записывает читателей, помогает выбрать и выдает книги);
*познакомить с правилами юных читателей;
*уточнить представления детей о книге (ее роли в жизни человека, об истории ее создания);
*активизировать словарь по теме (библиотекарь, формуляр, стеллаж;
*воспитывать бережное отношение, интерес к книге, уважение к труду библиотекаря.
Чтение «Большая книга профессий» (Библиотекарь); рассказ-беседа об истории появления первых книг и библиотек; рассматривание картины «Библиотекарь», загадывание загадок о книгах и о героях.
Материал : детские книги, журналы, формуляры, мяч, выставка детских книг
Звучит музыка « В гостях у сказки», дети входят и останавливаются около выставки книг.
Воспитатель. Отгадайте загадку
Без дверей, а закрыта.
Воспитатель обобщает ответы детей. Книги сопровождают нас с самого детства всю жизнь. Они нас веселят, развлекают, учат.
Вы пока не умеете читать, но любите слушать сказки, рассказы. Назовите свою любимую сказку или запомнившийся рассказ, покажите книгу друзьям. (Дети называют и показывают свою любимую книгу)
Вот они, современные книги: яркие, красочные. Но всегда ли книги так выглядели? Кто из вас знает, на чем люди писали первые книги в древности?
Воспитатель. Верно, давным-давно, когда еще не было бумаги, слова записывали на чем придется: на камне высекали значки, писали на глиняных дощечках, на папирусе, пергаменте, коже, березовой коре ( бересте).Уже много позже люди научились делать бумагу.
Скажите, а где мы можем взять книги?
Дети. В магазине купить, взять у товарища, в библиотеке.
Воспитатель. О библиотеке и о людях, которые там работают, мы сейчас с вами поговорим.
Воспитатель. Что такое библиотека?
Библиотека – это место (здание), где хранятся книги. Библиотека- хранилище для книг. В библиотеке хранится большое количество самых разных книг: рассказы, сказки, стихи, словари, учебники, энциклопедии.
Но нет жильцов обычных в нем.
Стоят рядами тесными.
Люди приходят в библиотеку, чтобы взять интересную книгу, прочитать ее.
Конечно дома у вас тоже есть различные книги, но такого разнообразия как в библиотеке, нет ни у кого. Так, самая большая библиотека на земном шаре находится в Москве в многоэтажном здании и хранится в ней более 30 миллионов книг на разных языках.
Сюда же, в формуляр, библиотекарь записывает срок, когда нужно вернуть книгу.
Итак, в абониментном зале мы можем взять книги домой на определенный срок.
Как вы думаете, какими качествами должен обладать библиотекарь? (добрый, внимательный, общительный, аккуратный, умный, должен много читать, чтобы много знать и иметь хорошую память.)
Молодцы! Давайте немного отдохнем.
Проводится игра с мячом « Кто что делает»: воспитатель бросает детям мяч, называя профессию, дети ловят мяч и называют действия людей этой профессии ( врач лечит, портной шьет, библиотекарь выдает книги и т.д.)
Дети садятся, воспитатель продолжает.
С любым вопросом вы можете обратиться к библиотекарю, но и вы сами должны соблюдать правила юных читателей, правила бережного отношения с книгами. Как вы думаете, что это за правила, как надо обращаться с книгами?
Правила юных читателей.
Вовремя возвращай книгу в библиотеку.
Аккуратно обращайся с книгами:
*бери книгу только чистыми руками
*не мни, не загибай уголки, не слюнявь страницы
*не бросай и не рви
*не рисуй на страницах, не вырезай картинки
Сейчас проверим, запомнили ли вы эти правила.
Если хочется, ребята,
Книжку целый день читать,
То скажите, может можно
Вам ее не возвращать?
Если вы читали книгу,
Мама – кушать стала звать,
Можно ли ее на кухне,
За обедом дочитать?
Вам понравилась картинка
Может вырвешь ты страницу.
Чтоб картинку вырезать?
Если черно- белый в книжке
Мячик, город или дом,
Может можно разукрасить
Их цветным карандашом?
Молодцы, вижу, то правила юных читателей вы запомнили.
Поэтому я предлагаю вам сегодня в нашей группе открыть библиотеку. Пока в нашей библиотеке будет работать только читальный зал. Я буду сегодня библиотекарем. Посмотрите сколько в нашем читальном зале книг, журналов! Но посмотреть их сможет только тот, кто запишется в библиотеку.
(воспитатель-библиотекарь занимает рабочее место, дети подходят по очереди, воспитатель заполняет на каждого ребенка формуляр.) Дети выбирают себе книгу или журнал, проходят за стол. Воспитатель библиотекарь напоминает об осторожном обращении с книгами, читает стихотворение.