Что такое библиотека каталог аннотация
Электронный библиотечный каталог
Электронный библиотечный каталог (ЭБК) — совокупность программных и аппаратных средств по обеспечению деятельности библиотеки по заказу, каталогизации, поиску, выдаче книг, решения различных задач по отчётности и книгообеспеченности читателей и др. как в локальной вычислительной сети, так и через web-сопряжение.
Содержание
Из летописей
Первые электронные библиотечные каталоги представляли собой просто перечень записей об изданиях в одном файле, что уже позволяло ускорить поиск нужной книги, газеты, журнала.
Использование электронных таблиц, а впоследствии и СУБД (более-менее широко с 1960-х годов) позволило разделять подобные записи на отдельные поля, такие как название, автор, издательство, год издания, язык, аннотация и др., что позволило более точно задавать поисковые запросы.
К примеру, развитие технологий торговли, в частности, внедрение использования неповторяющегося штрих-кода для каждого товара, оказало воздействие и на работу библиотек. Ведь штрих-код можно использовать не только при розничной продажи книги как товара, но и при каждой выдаче (приёмке) издания от читателя, межбиблиотечном обмене, переучёте книг и т. д., что позволяет заметно увеличить производительность труда. Старые издания, которым ещё не присваивался штрих-код при печати, при этом, конечно, приходиться снабжать новыми штрих-кодами, для чего в типовые системы создания ЭБК были добавлены соответствующие возможности.
Для задач научного поиска, где нередко приходится иметь дело с огромным и постоянно пополняемым объёмом данных, разработаны более изощрённые и усовершенствованные (сравнительно с ЭБК для общедоступных (народных) библиотек) системы поиска и отбора источников. Заметное влияние на дальнейшее развитие систем поиска в ЭБК ныне оказывают достижения поисковых систем, разработанных для поиска в Интернет. В будущем, при более доступных вычислительных мощностях, будут более широко использоваться подходы экспертных систем и т. д.
Превращение в АБИС
В настоящее время ЭБК на деле превратились в мощные информационные системы по обеспечению работы библиотек (АБИС) и выполняют широкий круг задач.
Каждый пользователь обычно видит лишь часть возможностей ЭБК в зависимости от того, какие задачи решаются им с помощью этого каталога.
Пользователь-читатель обычно знаком через web-сопряжение с собственно библиотечным каталогом в электронном виде, позволяющем в более удобной обстановке быстро найти и, возможно, заказать к выдаче интересующие издания.
Сотрудники отдела комплектования применяют программы ЭБК для исследования книгообеспеченности (например, учебного процесса), заказа новых изданий, продолжения подписки, каталогизации и регистрации новых поступлений, различных видов отчётности.
Сотрудники отдела выдачи ведут с помощью ЭБК картотеку читателей, получают и обрабатывают заказы на литературу, свои задачи решает руководство библиотеки и т. д.
Типовой состав программных модулей ЭБК
Библиотека
Содержание
Разновидности
Социальные виды универсальных библиотек:
Специальные отраслевые библиотеки бывают:
Национальная библиотека призвана обеспечить сохранность и доступность всей печатной и смежной продукции, выпущенной и выпускаемой данным государством или имеющей к нему то или иное отношение, могущей быть востребованной читателями. Для обеспечения полноты фонда национальной библиотеки во многих странах используется система обязательного экземпляра. В России функции национальной библиотеки выполняют Российская государственная библиотека (бывш. имени Ленина) в Москве и Российская национальная библиотека в Санкт-Петербурге.
Региональные библиотеки выполняют роль филиалов национальной библиотеки, что особенно актуально для отдалённых регионов страны. В России особенно важную роль играют несколько региональных библиотек Урала и Сибири, наряду с двумя национальными библиотеками наделённых правом получения обязательного экземпляра.
Публичные библиотеки обеспечивают читателей наиболее употребительными и популярными изданиями.
Специальные библиотеки собирают издания определённого типа (нотные издания, книги для слепых, государственные стандарты, патенты, предсказания на пальмовых листьях и т. п.) или определённой тематики. Необходимость специальных библиотек в ряде случаев вызывается особыми условиями хранения изданий и пользования ими, но по большей части связана с невозможностью сосредоточить слишком большое количество изданий в одном помещении и обеспечить работу в одном учреждении высококвалифицированных специалистов по слишком разным отраслям книжного дела. В России в последние десятилетия особенно важную роль стала играть Всероссийская Государственная библиотека иностранной литературы, взявшая на себя ряд периферийных для библиотеки функций и превратившаяся благодаря этому в крупный культурный центр.
Университетские, институтские, школьные библиотеки нацелены, главным образом, на обеспечение учащихся литературой, необходимой для учебного процесса и по составу фонда приближаются к специальным. То же можно сказать и о ведомственных библиотеках. Однако, в отличие от специальных библиотек, институтские и ведомственные библиотеки не являются общедоступными и обслуживают только читателей, относящихся к соответствующему учебному заведению или ведомству. Впрочем, реализация этого принципа зависит от национальной традиции и конкретных социокультурных условий: так, в США ряд университетских библиотек обеспечивает свободный доступ к своим фондам для всех желающих.
Деятельность
Деятельность библиотек по обслуживанию читателей осуществляется в двух основных формах. Библиотечный абонемент предоставляет читателю право получить издание из библиотеки в своё полное распоряжение на определённый срок. В другом случае читатель имеет возможность знакомиться с книгой только в помещении библиотеки (как правило, в специально отведённом читальном зале). В некоторых библиотеках работает только абонемент или только читальный зал, в других эти формы обслуживания сочетаются, хотя не для всех единиц хранения возможны обе.
Передвижные библиотечные пункты облегчают доступ к книгам и Интернету для населения удаленных районов, жителей домов престарелых и т. п. Для доставки книг и средств связи используются автобусы, автофургоны (англ. bookmobile , исп. bibliobús ), а в некоторых странах (Зимбабве [3] ) даже ишаки.
Как утверждал выдающийся российский историк и литературовед, просветитель и гуманист Дмитрий Лихачев:
«Если в результате какой-нибудь разрушительной катастрофы с лица земли исчезнут все центры образования и культуры, если на свете не останется ничего, кроме библиотек — у мира и человечества будет возможность возродиться»
История
Библиотеки впервые появились на древнем Востоке. Обычно первой библиотекой называют собрание глиняных табличек, приблизительно 2500 год до н. э., найденное в храме вавилонского города Ниппур. В одной из гробниц близ египетских Фив был обнаружен ящик с папирусами времени II переходного периода (XVIII—XVII вв. до н. э.). В эпоху Нового царства Рамсесом II было собрано около 20 000 папирусов. Самая известная древневосточная библиотека — собрание клинописных табличек из дворца ассирийского царя VII века до н. э. Ашшурбанипала в Ниневии. Основная часть табличек содержит юридическую информацию. В древней Греции первая публичная библиотека была основана в Гераклее тираном Клеархом (IV век до н. э.).
Крупнейшим центром античной книжности стала Александрийская библиотека. Она была создана в III веке до н. э. Птолемеем I и была центром образования всего эллинистического мира. Александрийская библиотека являлась частью комплекса mouseĩon (музей). В комплекс входили жилые комнаты, столовые помещения, помещения для чтения, ботанический и зоологический сады, обсерватория и библиотека. Позднее к нему были добавлены медицинские и астрономические инструменты, чучела животных, статуи и бюсты, которые были использованы для обучения. В mouseĩon входило 200 000 папирусов в Храме (почти все библиотеки античности были при храмах) и 700 000 документов в Школе. Музей и большая часть Александрийской библиотеки были уничтожены приблизительно в 270 году нашей эры.
В Средние века очагами книжности были монастырские библиотеки, при которых действовали скриптории. Там переписывалось не только Священное писание и сочинения Отцов Церкви, но и произведения античных авторов. В эпоху Ренессанса деятели Возрождения, буквально, охотились за сохранявшимися в монастырях греческими и латинскими текстами. Из-за огромной стоимости манускриптов и трудоёмкости их изготовления книги приковывались к библиотечным полкам цепями (см. книги на цепях).
Появление книгопечатания внесло огромные изменения в облик и деятельность библиотек, все более теперь отличавшихся от архивов. Библиотечные фонды начинают стремительно разрастаться. С распространением грамотности в Новое время растёт также число посетителей библиотек.
Всего на сегодня в библиотеках находится примерно 130 миллионов наименований книг (по версии Google). [4]
Что такое библиотека каталог аннотация
Все карточки в алфавитном каталоге располагаются в едином алфавите фамилий авторов, коллективных авторов, названий книг (4-х и более авторов, сборников). Специфика построения каталога позволяет собрать в одном месте все произведения одного автора.
Пользоваться алфавитным каталогом довольно просто. Для того чтобы осуществить поиск книг по алфавитному каталогу, необходимо знать алфавит и запомнить несколько основных правил расстановки карточек:
После того, как вы нашли нужную книгу в алфавитном каталоге, для того, чтобы ее получить на абонементе или в читальном зале, необходимо выписать из каталожной карточки следующие сведения:
К систематическому каталогу нужно обращаться в том случае, если необходимо выяснить, по каким отраслям знания имеются книги в библиотеке; необходимо подобрать литературу по определенной теме, вопросу, предмету; нужно установить автора и точное название книги, если известно ее содержание.
Название каталога говорит о том, что карточки с описанием произведений печати сгруппированы по определенной системе, в соответствии с содержанием по отдельным отраслям знаний. Книги разных авторов по одной и той же теме, таким образом, собраны вместе.
После того, как вы нашли нужную книгу в систематичесом каталоге, для того, чтобы ее получить на абонементе или в читальном зале, необходимо выписать из каталожной карточки следующие сведения:
Электронный каталог (ЭК) дает возможность провести поиск по следующим признакам документа:
Аннотирование
Общая характеристика процесса. Виды аннотаций
Аннотирование — процесс аналитико-синтетической переработки информации, целью которого является получение обобщенной характеристики документа, раскрывающей его логическую структуру и наиболее существенные стороны содержания. Аннотирование — распространенный технологический процесс, широко используемый в издательской, информационной и библиографической деятельности.
Как и при реферировании, здесь происходит сокращение физического объема первичного документа при сохранении его основного смыслового содержания. Аннотирование — сложный процесс, сопряженный со значительными интеллектуальными и временными затратами, необходимыми для анализа и обобщения информации, содержащейся в первичном документе, поэтому для осуществления аннотирования необходима специальная профессиональная подготовка.
Будучи результатом аналитико-синтетической переработки информации, аннотация — это вторичный документу содержащий краткую обобщенную характеристику первичного документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей.
Вопросы методики аннотирования давно стали объектом исследований. Одной из первых работ на русском языке на эту тему было практическое пособие А. М. Белова «Правила составления каталогов алфавитного, систематического и предметного» (1915 г.). В 20-е гг. издается пособие И. Жука и А. Мининой «Аннотация в каталоге массовой библиотеки» (1929 г.). Освещая в пособии основы теории, терминологию и принципы составления аннотаций, авторы в то же время полагали, что аннотация не должна содержать оценку произведения, а лишь бесстрастно излагать его основное содержание. Эту точку зрения разделяли и другие ученые (М. Н. Куфаев, Л М. Белов, Н. Ю. Ульянинский и др.). Однако в последующие десятилетия в работах А. Г. Фомина, Е. И. Шамурина, М. А. Брискмана и М. П. Бронштейн, К. Р. Симона, Г. Г. Кричевского, М. В. Истриной и др. была убедительно доказана необходимость наличия в аннотации оценки документа.
Основными функциями аннотации как вторичного документа являются:
Классификация аннотаций осуществляется по многим признакам. По функциональному (общественному) назначению аннотации делятся на справочные и рекомендательные. Главное различие между ними состоит в отсутствии или наличии оценки документа.
Справочная аннотация уточняет неясное заглавие и сообщает в справочных целях сведения об авторе, содержании и других особенностях документа, которые отсутствуют в библиографическом описании.
Рекомендательная аннотация призвана активно пропагандировать документы, заинтересовывать, привлекать внимание, убеждать в необходимости прочтения документа. Поэтому в рекомендательных аннотациях имеют место дидактическая направленность, педагогические рекомендации, методические советы и т. д. Рекомендательные аннотации должны быть написаны живым и доступным языком. По объему они значительно превосходят справочные аннотации.
По способу характеристики первичного документа аннотации подразделяются на общие и аналитические (или специализированные). Общая аннотация характеризует документ в целом и составляется на документы, содержание которых целиком относится к теме библиографического указателя (и) его раздела. Общие аннотации используются также при подготовке универсальных библиографических пособий.
Аналитическая аннотация раскрывает только часть содержания документа. Ее использование целесообразно в тех случаях, когда аннотируемый документ относится к теме библиографического пособия лишь частично. При этом аналитическая аннотация может представлять или определенный аспект содержания документа, или выделять какую-то конкретную часть документа (главу, параграф, статью).
По количеству анализируемых документов различают монографические и сводные (групповые) аннотации. Монографическая аннотация составляется на один документ. Групповая аннотация объединяет несколько близких по содержанию (или по какому-либо другому признаку) документов, позволяя показать в них общее и особенное. Групповая аннотация может содержать характеристику нескольких произведении одного или разных авторов, одного вида документов или одного жанра. К групповым также относят аннотации на один документ, если в них помещаются сведения и о других источниках, связанных в той или иной мере с аннотируемым.
По объему и глубине свертывания различают пояснительные, описательные и реферативные аннотации. Пояснительные аннотации, состоящие из нескольких слов или одного-двух предложений, только раскрывают недостаточно информативное заглавие документа.
Описательные аннотации, обобщенно характеризуя содержание первичного документа и приводя перечень основных тем, в нем отраженных, отвечают на вопрос «О чем сообщается в документе?» Реферативные аннотации не только указывают перечень основных тем, но и раскрывают их содержание. Они отвечают на два вопроса: «О чем сообщается в первичном документе?» и «Что именно по данному поводу сообщается?» По глубине свертывания реферативные аннотации приближаются к рефератам. Близки и методические приемы составления этих вторичных документов, однако написание реферата предполагает, что его составитель владеет существом проблемы, отраженной в тексте, является специалистом в той области, к которой принадлежит первичный документ.
По исполнению аннотации бывают авторскими и составленными редакторами, библиографами.
По способу подготовки различают «ручные» и автоматизированные аннотации.
Объектами аннотирования, в отличие от объектов реферирования, могут быть любые документы. Практически на любой документ можно составить аннотацию, сообщив читателю, о чем говорится в данном первичном документе. Выбор вида создаваемой аннотации зависит от назначения пособия, отрасли знания, вида документа, особенностей его жанра, назначения, доступности, объема и ряда других факторов. Так, например, если для характеристики официальных, научных, справочных, производственно-практических изданий целесообразно составление справочных аннотаций, то для раскрытия содержания научно-популярной, художественной, детской литературы, массово-политических изданий, изданий для досуга обычно составляют рекомендательные аннотации.
В соответствии с требованиями ГОСТа 7.9-95 в состав аннотации могут входить следующие элементы:
В аннотации на произведения художественной литературы должны быть даны сведения о литературном жанре, период, к которому относится творчество автора, основная тема и проблема произведения, место и время описываемых событий.
Аннотация на периодические и продолжающиеся издания включает данные о задачах, целях, характере издания, об объединении, разделении, возобновлении или прекращении выпуска других изменениях в издании.
Текст аннотации должен отличаться лаконичностью и высоким уровнем обобщения информации, содержащейся в первичном документе. В текст аннотации не включают сведения, имеющиеся в библиографическом описании аннотируемого документа, в частности, в заглавии; стремятся не использовать сложные синтаксические построения, громоздкие предложения, затрудняющие восприятие текста.
Этапы написания аннотации
Процесс написания аннотаций предполагает осуществление трех этапов:
На первом этапе определяется целесообразность включения документа и библиографическое пособие с точки зрения актуальности его тематики, оригинальности содержания, точности, достоверности, полноты и оперативности информации. Изучение документа начинается со знакомства с заглавием, справочным аппаратом издания (введением или предисловием, оглавлением), рубриками внутри текста, выводами резюме.
На втором этапе выявляют основную тему, проблему, объект, цель работы, ее результаты; определяют новизну, отличительные особенности издания; устанавливают целевое и читательское назначение документа. При этом основное внимание уделяют новой информации, принципиальным положениям, концепциям, вновь предлагаемым методикам. Существенная информация может быть выявлена в результате анализа элементов формы первичного документа (автор, название, объект документа, год издания и т. д ) и элементов содержания (область изучения, цель изучения, время действии пространственные признаки и т. д.). Для облегчения и нормализации процессов содержательного анализа библиографы практикуют использование формализованных методов, в частности поаспектного (анкетного), фасетного и контент-анализа.
Назначение формализованных методов — снижение субъективности действии человека, временных и интеллектуальных затрат на составление аннотации, предотвращение случаев пропуска существенно-значимых сведений. Планы-макеты для составления справочных и рекомендательных аннотаций при поаспектном анализе документа приведены ниже.
План-макет поаспектного (анкетного) анализа документа при составлении справочной аннотации
В аннотируемом документе могут отсутствовать какие-либо аспекты и приведенного перечня. В этом случае они опускаются, однако последовательность изложения в аннотации сохраняется.
План-макет поаспектного (анкетного) анализа документа при составлении рекомендательной аннотации
Нахождению в тексте анализируемого документа основных аспектов содержания способствует умение быстро выявлять маркеры — слова и словосочетания, являющиеся устойчивыми признаками данного аспекта.
На третьем этапе осуществляется обобщение наиболее значимой информации для составления аннотации.
Что касается структуры аннотации, то прежде всего приводятся сведении об авторе (авторах) аннотируемого документа. Это могут быть указания на его профессию, специальность, особые заслуги, место, которое занимает в данной области, его национальность, даты жизни и т. д. При этом фамилия автора, как и другие сведения, содержащиеся в библиографическом описании, не должны повторяться.
Важнейшим элементом аннотации является обобщенная характеристика темы произведения печати, которая выполняется в лаконичной форме и не должна быть пересказом содержания. В аннотации отражаются основные аспекты содержания документа, которые характеризуют структурные, функциональные, отраслевые, региональные и другие особенности его текста.
При составлении научно-вспомогательных указателей в этих целях можно использовать оглавление или содержание документов, из которых в аннотацию включаются соответственно названия отдельных глав или разделов. При этом важно соблюдать основное требование — соразмерность и последовательность в раскрытии содержания первичного документа, отсутствие «скачков» при перечислении глав и разделов. Например, недопустимо включать в аннотацию названия отдельных глав, если в целом характеристика смыслового содержания документа дается на уровне названия разделов.
В рекомендательных аннотациях приводится обобщенная оценка документа, подчеркиваются его достоинства, значение для раскрытия и изучения темы. В некоторых случаях могут быть отмечены и недостатки документа. Однако делать это следует максимально кратко, не забывая, что аннотация не является рецензией, хотя при рекомендательном аннотировании сами рецензии, а также критико-библиографические и историко-литературные работы зачастую привлекаются в качестве дополнительных источников.
Аннотация может содержать сведения о стиле, языке, степени доступности изложения материала, внешнем полиграфическом оформлении и исполнении документа. В частности, приводятся конкретные данные о наличии иллюстраций, чертежей, схем, таблиц — как в основном тексте, так и в приложениях. Могут быть указаны источники, на основании которых создан документ, степень глубины изложения материала, его новизна и т. д.
В аннотации рекомендуется уточнить целевое и читательское назначение документа. Цель формулируется в достаточно широкой форме (для самообразования, повышения квалификации, в помощь научной деятельности, популяризации знаний и т. д.). Читательский адрес по возможности конкретизируется путем перечисления групп читателей, которым преимущественно адресуется документ.
При этом перечисленные элементы, как правило, не присутствуют в одной аннотации в полном наборе. Модель аннотации разрабатывается предварительно и закладывается в проспект библиографического пособия. В процессе аннотирования библиограф для характеристики каждого документа использует те элементы, которые наиболее интересно, информативно и yглубленно представляют этот документ.
Важно правильно оформлять аннотации в соответствии с требованиями ГОСТ 7.9-95.
Аннотация должна быть лаконична, но в то же время достаточно конкретна, со ссылкой, в случае необходимости, на факты, имена, даты и т. д
Следует исключать стандартные формулировки («автор рассказываем «автор повествует», «книга содержит», «в данной монографии рассматривается». ), которые не могут привлечь читателя. Их заменяют соответствующем краткой формой. Целесообразнее использовать различные варианты подачи материала: вопрос к читателю, сравнение с другими документами, выделение главной идеи и т. д. Необходимо избегать лишних слов, повторов, штампов, сложных придаточных предложений, длинных определений, неудачных выражений.
Важно соблюдать согласование времен и единообразие глагольных форм. Особое внимание на стиль написания аннотаций требуется обращать при составлении рекомендательных пособий.
Научная терминология, применяемая в аннотации, должна быть общепринятой, соответствовать современному уровню знаний. Малоизвестные или устаревшие термины, введенные в аннотацию, необходимо пояснять
Желательно для каждого библиографического пособия предварительно определить примерный объем аннотации, а также соблюдать логический порядок приводимых сведений. Правда, в рекомендательной аннотации последовательность расположения элементов зависит от того, что представляется составителю наиболее существенным и интересным. Поэтому единообразие в построении рекомендательных аннотаций не обязательно даже и пределах одного пособия.
Требуется четкое оформление библиографической записи в целом. Текст библиографического описания не должен сливаться с аннотацией. Аннотация начинается с новой строки и с интервалом; в печатных указателях оба вторичных документа набираются разным шрифтом. Для близких или родственных документов, сведения о которых размещаются в разных разделах, возможны ссылки к ранее помещенным аннотациям. Если разделы библиографического пособия имеют вводные (вступительные) замечания, то аннотации не должны их повторять. Текст каждой аннотации необходимо внимательно вычитать и отредактировать.
В тексте аннотации, особенно справочной, «словам должно быть тесно а мыслям — просторно». Достичь этой «высшей категории качества» можно только на основе опыта и предельно ответственного отношения к составительской библиографической деятельности.
Накопленный в библиографии опыт составления аннотаций активно используется в последние десятилетия для разработки методов автоматического аннотирования и реферирования.
Сущность их заключена в том, что на основе алгоритмических методов осуществляется экстрагирование из первоисточников наиболее информативных фрагментов текста (предложений, словосочетаний, отдельных понятий) и создание формализованных аннотаций (рефератов). Значимость их содержательных единиц определяется путем анализа частоты их повторяемости, места расположения в тексте, связей друг с другом. Бесспорное преимущество автоматизированных аннотаций (рефератов) состоит в их оперативности и сравнительно низкой стоимости подготовки. Поэтому будущее методики аннотирования (реферирования) во многом зависит от развития и совершенствования автоматизированных методов выявления и представления семантической информации.
05.09.2020, 3765 просмотров.