Что такое библия дьявола
О чём рассказывает «Библия Дьявола»: Мифы и факты о скандальной средневековой рукописи
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Дьявол в деталях
Кодекс Гигас продолжает удивлять уникальными цветами и безупречными деталями, украшающими эту средневековую рукопись. Красочные иллюстрации, чёткие границы и стилизованные буквы постоянно привлекают внимание читателей. Различные аспекты Большой книги продолжают ставить в тупик даже самых знающих историков. Эксперты даже не знают ответа на вопрос, как она была написана. В основном это происходит из-за дисбаланса между всесторонним вниманием книги к деталям и её огромным охватом.
Эксперты пришли к выводу, что эта средневековая рукопись является работой одного писца. Самое удивительное, что непрерывное единообразие говорит о том, что создатель завершил работу над Кодексом Гигаса за короткий период. Тем не менее, специалисты по рукописям утверждают, что на самом деле этого достичь было невозможно.
Эксперты утверждают, что для завершения работы над Кодексом Гигаса потребовалось бы более пяти лет постоянной работы. Однако в работе писца нет никаких признаков старения или изменения мастерства и стиля. Мастерское единообразие творца остаётся феноменом.
Эта средневековая рукопись датируется началом XIII века и находилась в стенах бенедиктинского монастыря Подложице в Чехии. Впоследствии она стала частью императорской библиотеки Рудольфа II в Праге. В 1648 году, во время Тридцатилетней войны, вся коллекция королевской библиотеки была захвачена шведской армией. Так что в настоящее время Кодекс Гигас находится в Национальной библиотеке Швеции, расположенной в Стокгольме.
Легенда
Но давайте вернёмся в XIII век, в Чехию. Монах по имени Герман совершил непростительную мерзость. Он нарушил свои священные обеты, и поэтому получил смертный приговор. Ему предстояло быть замурованным заживо за монастырскими стенами. Как раз перед тем, как последний кирпич был поставлен на своё место, монах взмолился о пощаде. Затем настоятель предложил ему сделку. Перед монахом была поставлена задача создать книгу, которая включала бы все знания мира, и он должен был сделать это за одну ночь. Время шло, и монаху Герману ничего не оставалось, как заключить сделку с дьяволом. Он отдал свою душу в обмен на законченную книгу. На следующее утро монах представил настоятелю свою работу, и его жизнь была спасена.
В Кодексе Гигаса подпись писца гласит: Hermanus Inclusus. Эта деталь может либо подтвердить, либо опровергнуть ранее упомянутую легенду о средневековой рукописи. Германус переводится как Герман, что означает имя монаха. В переводе с латыни слово Inclusus означает либо наказание, либо добровольную изоляцию. Этот перевод освещает ещё одну возможную теорию, согласно которой монах посвятил свою жизнь созданию шедевра.
Многочисленные детали, разбросанные по средневековой рукописи, указывают на возможную нечистую совесть, скрывающуюся за сознанием автора. Старое средневековое поверье гласит, что можно искупить свои грехи, копируя священные тексты. Эта вера могла бы поддержать теорию искупления монаха. Длинный список греховных признаний также находит своё место на страницах рукописи. И он помещён как раз перед изображением Небес. Этот текст отличается от остальной части Кодекса Гигас. Он написан заглавными буквами. Монах просит прощения на целых пяти страницах, подробно описывая каждый свой грех. На последующих страницах представлено полномасштабное изображение рая и дьявола. Этот конкретный лист делает Гигантскую книгу единственной средневековой рукописью с портретом самого дьявола во всю страницу. Зверь изображён в пустом пейзаже, зажатый между двумя башнями.
Нарисованное с красными рогами и двумя языками, одетое в набедренную повязку из горностая, это существо зловеще смотрит с пустой страницы, нагоняя страх на зрителя. Стоит отметить тот факт, что горностай носили только члены королевской семьи, поэтому эта деталь определяет дьявола как князя тьмы. Этот портрет, в частности, принёс Кодексу Гигас ещё одно название – Библия Дьявола.
Прямо рядом с иллюстрацией дьявола находится изображение рая, представленное многочисленными рядами белых зданий. Рай находится между двумя высокими башнями. Таким образом, это связано с портретом дьявола. Что делает царство Небесное тревожным, так это тот факт, что там нет никаких признаков жизни. Без объяснений автор нарисовал рай совершенно лишённый жизни. Этот разворот на двух страницах зловеще изображает саму природу добра и зла, стоящих бок о бок. Эти иллюстрации также являются единственными полностраничными рисунками в Кодексе Гигас.
Следующие страницы содержат записи, описывающие определённые магические и демонические заклинания, которые предназначались для ритуалов экзорцизма, а также для борьбы с болезнями и галлюцинациями. По мнению экспертов, все работы и произведения искусства в Кодексе Гигас принадлежат одному человеку, хотя писцы обычно сотрудничали с несколькими иллюстраторами. Несмотря на неоспоримый талант автора, никаких других его работ так и не было найдено.
Утерянные страницы
Средневековая рукопись оставалась в Бржевнове до 1593 года. Затем монастырь решил одолжить книгу императору Священной Римской империи Рудольфу II. К сожалению, Кодекс Гигас так и не вернулся в монастырь, так как император стал одержим этой рукописью. Со временем его очарование росло, и на его правление повлияла паранойя. Это было незадолго до того, как семья императора решила свергнуть его с занимаемой должности. Шесть лет после смерти императора ознаменовали начало Тридцатилетней войны. Война закончилась тем, что шведская армия захватила библиотеку императора, включая Кодекс Гигас.
В 1697 году в королевском замке Стокгольма произошёл лесной пожар. За несколько мгновений до того, как пламя достигло королевской библиотеки, главный библиотекарь приказал своим людям спасти как можно больше драгоценных произведений. У мужчин не было другого выбора, кроме как начать выбрасывать книги из окон. Многие люди верят, что, когда огромная средневековая рукопись пролетела по воздуху, её десять недостающих страниц были вырваны из переплета. Эти таинственные страницы до сих пор остаются пропавшими без вести. Через три дня после инцидента состоялся судебный процесс по выяснению причины лесного пожара. Поскольку главный наблюдатель за огнём и двое его людей находились не на своих местах, они получили смертный приговор. Однако точная причина лесного пожара остаётся загадкой.
Однако оригинальная теория, объясняющая недостающие страницы Кодекса Гигас, имеет свои недостатки. Многочисленные архивисты утверждают, что недостающий раздел не просто выпал, а был вырван специально. Кроме того, многие учёные считают, что содержание недостающих страниц включает в себя правила бенедиктинского монастыря в Чехии. Из-за значительного объёма страниц в рукописи можно с уверенностью сказать, что монастырские правила не могли заполнить все десять страниц. Со временем в связи с этой средневековой рукописью возникают новые вопросы и загадки. Кодекс Гигас, с его древними тайнами и зловещей аурой, отказывается выдавать свои тайные ответы. Вместо этого он оставляет учёных и историков в состоянии постоянного удивления, предлагая бесконечные загадки, которые, возможно, никогда не будут разгаданы.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Библия Дьявола
В мире насчитывается огромное количество религий, их конфессий и сект, каждая из которых проповедует свои ценности. У большинства религий есть свой бог, боги или существа, которым поклоняются адепты.
Всем известно, что мировых религий всего три — христианство, ислам и буддизм. У каждой из них есть своя священная книга, в которой заключены все знания о религии и ее каноны. У христиан это Библия, у мусульман — Коран, у буддистов — Трипитака.
Кроме бога, которому поклоняются люди, есть и антипод — существо с негативной энергией, которое заставляет людей совершать поступки, противоречащие конкретной вере. Самое популярное существо из этой категории — Дьявол.
У него множество имен — Дьявол, Сатана, Черт и другие. Существует множество теорий на счет его возникновения. Основная теория гласит, что Дьявол — Люцифер, падший ангел.
История Люцифера знакома многим людям, которые имеют какое-то отношение к христианству. Он был ангелом и служил Богу. Люцифер был красив, умен и сообразителен, многие ангелы его почитали, обращались к нему за советом и прислушивались.
В какой-то момент ангел решил, что он может и сам править божьими созданиями, поскольку он силен и умен. Затеяв бунт, Люцифер полагал, что займет место Бога и станет верховным правителем всех созданий.
Однако он недооценил силы Бога, а потому революция не состоялась — битва была проиграна. У ангела были приспешники, которые ему верили и были на его стороне — вместе с ними он и был изгнан из Рая. Так, падший ангел Люцифер стал править миром грешников — Адом. А помогают ему в этом те самые приспешники — падшие ангелы и демоны.
Эту информацию мы почерпнули из Библии, которая является священной книгой у христиан. Немногие знают, но существует еще одно писание под названием Библия Дьявола. Это огромная рукопись объемом в 624 страницы, на создание которой ушли шкуры 160 ослов.
История возникновения Библии Дьявола
Легенда создания Библии Дьявола гласит, что ее написал некий монах. Датируется написание книги концом 12 — началом 13 веков. Обстоятельства, при которых была создана рукопись, весьма туманны.
Монах совершил какой-то грех, в искупление которого должен был написать книгу за одну ночь. Не совсем понятно, кому и зачем он был должен сделать это, и какой все-таки грех был совершен. Однако монах понял, что за ночь ему не справиться, поэтому он обратился за помощью к Дьяволу, который и помог создать рукопись.
Здесь тоже очень спорный момент — почему монах обратился к владыке Ада, а не к Богу, ведь он являлся служителем церкви? К тому же, за ним уже был грех, так зачем он решил усугубить свое итак шаткое положение? К сожалению, ответов на эти вопросы нет. Зато есть легенда создания книги, от нее и отталкиваемся.
Специалист по манускриптам Национальной библиотеки Чехии полагает, что данное писание составлялось одним монахом в течение долгого периода — не меньше 10 лет. Изначально книга состояла из 640 страниц, но в читаемом виде сохранилось только 624. Также подчеркивается, что вероятная дата создания книги — начало тринадцатого века.
Содержание Библии Дьявола
Библия Дьявола имеет вполне понятное содержание. Конечно, с названием книги ассоциируется инструкция по вызову демонов, страшные изображения и прочие неприятные вещи, но то не так. Точнее, почти не так — страшные и странные изображения в книге все-таки имеются. Вообще на 624 страницах содержится:
Вопреки домыслам, Библия Дьявола никогда не была запрещена, а некоторые поколения монахов даже изучали по ней Святое Писание. Примечательно, что на 290 странице изображен портрет Сатаны.
Выглядит он достаточно устрашающе: зубастый рот, рога, нарост на голове, когтистые четырехпалые руки и ноги. Взгляд у него достаточно безумный, посмотрев на него даже бросает в дрожь. Вот откуда взялось привычное нам описание Дьявола — из его Библии.
И если в обычной христианской Библии указано, что Люцифер принимает вид светлого человека, то, видимо, здесь изображена его настоящая сущность. Как уже говорилось, до наших дней дошли только 624 страницы из 640 — 16 страниц безнадежно испорчены.
Восемь страниц перед портретом Дьявола и восемь после залиты чернилами, так, что отреставрировать и прочитать их уже невозможно.
По сути, в писании не содержится никаких зловещих данных, тайн или информации, которая до того была неизвестна. Библия Дьявола — это простая книга, но невероятно ценная. И ценность ее заключается не в том, что, якобы, она написана при участии Сатаны.
Основная ценность заключается в том, что писание дошло до наших дней в хорошем состоянии. Кроме того, размеры книги внушительны — длина около 90 см, ширина порядка 50 см, а вес — 75 килограммов.
Такой фолиант даже с места сдвинуть не так просто, не то что носить с собой, как сборник стихов. Конечно, рукопись представляет огромную ценность как древняя книга, с текстами которой можно ознакомиться и сегодня.
История Библия Дьявола
Данный фолиант был написан одним монахом, по разным данным его имя то ли Герман, то ли Собислав. Написание продолжалось то ли одну ночь наедине с Сатаной, то ли на протяжении 10-ти лет.
Написание осуществлялось в монастыре города Подлажице, который расположен примерно в 100 км от столицы Чехии. После этого книга несколько раз перемещалась, и каждый раз приносила какие-то несчастья.
Так считали служители церквей, в которых содержалось писание, но доподлинно неизвестно, правда это или случайное совпадение. Так, например, в начале 14 века писание содержалось в городе Кутна-Гора. В это же время в город пришла чума, и в результате болезни умерло почти все население. Конечно, все шишки достались ни в чем не повинной книге, хотя, кто знает…
В настоящее время Библия Дьявола хранится в Швеции, город Стокгольм. Писание — достояние Национальной библиотеки Швеции. Книга попала сюда после окончания Тринадцатилетней войны, когда была привезена в качестве трофея.
Произошло это в 17 веке, и с тех пор не было замечено никаких мистических совпадений и несчастий, принесенных книгой.
Почему именно «Библия Дьявола»
Как мы видим, книга не несет в себе никакого ужаса за исключением портрета Сатаны. Отчасти именно поэтому ее и назвали Библией Дьявола. Также это название произошло из-за легенды написания, в котором, якобы, участвовал сам Дьявол.
К сожалению, невозможно узнать, что же находится на 8 страницах перед портретом, которые залиты чернилами. Также нельзя и узнать, что было написано на 8 похищенных страницах. Кто знает, может, именно они и несли в себе то проклятие, которое погубило людей из-за чумы в начале 14 века.
В настоящее время право листать страницы имеют только представители Национальной библиотеки Швеции, где хранится писание. При этом их руки обязательно должны быть в перчатках, а страницы следует перелистывать максимально бережно.
К счастью, в мире есть несколько копий Библии Дьявола, которые приведены в современный формат — они содержат в себе те же тексты и рисунки, что и оригинал.
Библия Дьявола и адописные иконы — что скрывают артефакты
Сегодня одной из самых зловещих книг мира считается Библия Дьявола. В документе есть разные священные христианские писания и предполагаемый автопортрет Князя тьмы.
Библия Дьявола — содержание
Огромная зловещая книга представлена в виде древней рукописи. Согласно распространенной теории, появился атрибут в начале XIII века в бенедиктинском монастыре чешского города Подлажице (сейчас Храст).
В Гигантском кодексе 624 страницы, высотой книга 89 см, ширина — 49 см. Вес труда внушительный — 75 кг. По приблизительным данным, на изготовление рукописи потрачено 167 шкур ягнят.
По одной из легенд, монаху в написании книги помогал Сатана. Предание гласит, что для искупления тяжкого греха чернецу необходимо в течение одной ночи переписать Библию. Взявшись за работу, монах осознал, что это невозможно, и призвав Сатану, молил Дьявола о спасении.
Выполнен кодекс нетипичным для XIII века почерком. Буквы напоминают печатные. Сегодня ученые не согласны с легендой и уверены, что срок изготовления книги — не менее 20–30 лет. Предположение М. Гулик подтверждал тем, что средневековый песец был способен скопировать не более 140 строк в сутки. Даже безостановочная работа потребовала бы около 5 лет для создания Библии.
В рукописи содержатся Ветхий и Новый Заветы, тексты «Этимологии» Исидора Севильского, «Иудейской войны» Иосифа Флавия, календарь с указанием дней святых и разнообразные заклинания.
Оригинал Codex Gigas (Библия Дьявола) выставлен в пражской библиотеке Клементинум.
Поразительна страница под номером 290, где расположены и привычные библейские рассказы, и странный рисунок, изображающий предположительно Дьявола. Просматривая книгу, просто определить, что лист отличается от остальных: другой окраски, стилистика и цвет текста явно иные. Создается впечатление, что отрывок выполнен другим человеком.
Тайны Дьявольской Библии
Кодекс Гигас должен быть окутан секретами. История про монаха, заключившего сделку с Дьяволом, гласит, что Сатана договорился помочь человеку, но взамен инок должен был на одной из страниц изобразить портрет Дьявола. Неизвестно, какая участь в дальнейшем постигла мужчину.
Странно, что рукопись дошла до нашего времени, ведь инквизиция должна была не бережно хранить книгу на протяжении многих веков в библиотеках разных монастырей, а в кратчайшие сроки уничтожить творение Сатаны. Возникает вопрос: возможно, существование кодекса было выгодно кому-то?
В 1595 г. Гигас сберегался в хранилище правителя Венгрии Рудольфа III. Во второй части XVII века книга стала достоянием шведов и была перевезена в Стокгольм. После возили текст показывать в Берлин, Прагу и Нью-Йорк. В шведском королевском музее Библия Дьявола хранилась до 2007 г., через некоторое время была перевезена в Национальную библиотеку Чехии.
8 страниц после изображения с Дьяволом залиты чернилами.
Несмотря на современные способы анализа, не удалось определить, какой текст находится под закрашенными чернилами страницами и почему лист с ликом Сатаны темнее других. Исследователи не могут объяснить отсутствие людей на изображении города Неба.
Скачать копию Codex Gigas можно по этой ссылке.
Согласно одной теории, на владельца Кодекса будет наложено проклятие. Например, замок, где находился том в Стокгольме, внезапно сгорел, когда книгу оттуда увезли. Один из монастырей был поражён бубонной чумой. Существует поверье, что для спасения от черной магии необходимо выбросить Библию Дьявола из окна.
Что такое адописные иконы
Можно предположить, что Гигантский кодекс — насмешка над христианством и религией в целом. Это обоснованно, ведь среди священных текстов христианского мира спрятано изображение самого страшного и могучего монстра — Дьявола.
Теория жизнеспособна, ведь искажение святых ликов уже встречалось в истории. Например, известные адописные иконы можно рассматривать как насмешку над религией. В средневековые времена были распространены ужасающие реликвии.
Особенность артефактов заключалась в том, что под одним рисунком прятался другой. На первом, скрытом, изображались бесы, черти и Дьявол. Когда краска высыхала, сверху наносились привычные мотивы — Иисус Христос, святые, апостолы. Иногда под изображениями праведных дорисовывались рога, хвосты и копыта, что скрывалось слоем масла.
Первый раз термин «адописные иконы» упоминается в XVI веке в «Житие Василия Блаженного». В истории говорится, что мужчина приблизился к стенам города, на которых виднелась икона с ликом Богоматери. Люди были уверены, что образ чудотворный — толпа молилась и просила икону даровать здоровье, силы.
Однако Василий Блаженный остановил людей. Вместо того чтобы подойти к чудесному образу в мольбах, мужчина бросал в изображение камнями. Толпа была в ужасе, но Василий обратился к людям с речью, уверяя, что под слоем краски нарисован черт. После снятия верхнего покрытия опасения подтвердились.
Есть еще одна теория, описывающая предназначение адописных икон: считалось, что если верующий обращается к изображённому на лике святому, параллельно молится и Сатане, ведь оба изображения неразрывно связаны друг с другом.
Следующая версия гласит, что в Средневековье адописными иконами могли пользоваться чёрные колдуны, если их цель — наказать человека глубоко верующего и регулярно молящегося. Подкинув атрибут, можно заставить индивидуума молиться врагу — Дьяволу.
По поверью, лики могли создать люди, выступавшие против церковной реформы и не пожелавшие соблюдать свод правил, принятый в XVII веке. Устрашающие иконы могли создать, чтобы напугать поддержавших реформу.
Распространено мнение, что адописные изображения выполнены религиозными, свято боявшимися нарушить правило «Не сотвори себе кумира» и желали устранить веру в волшебную силу икон. Например, были люди, которые противились поклонению святым образам и убеждены, что это аналогично служению языческим идолам.
В XX веке появилось мнение, что черных магических икон не было. Сегодня это скорее легендарные артефакты — сохранившиеся примеров нет. Русский славист Никита Толстой уверяет, что сказания об адописных иконах были страшилками для суеверных граждан.
Есть и другие, менее мистифицированные теории относительно изображения на первом слое: это могли быть просто плохо и неумело изображенные лики святых. Из-за низкого качества используемых материалов и недостаточной опытности мастеров образы праведных действительно могли казаться устрашающими. Слой перекрывали новым, а изображение переделывалось с нуля. Однако любителей сверхъестественного теория не устраивает.
Сегодня нельзя уверенно сказать, существовали ли адописные иконы и зачем тексты Завета изменили в Гигантском кодексе. Возможно, первые — плод труда не особо опытных художников, а второе — глупой насмешкой, а ценности артефакты не представляют. Остается лишь ждать, когда ученые решат загадку.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Средневековье. 1230 г. В уединенной келье монастыря в Богемии (Чехии), монах, чьи ужасные прегрешения хранили в секрете, просит старших монахов сохранить ему жизнь. Этот монах принадлежал к ордену бенедиктинцев, которых называли Черными монахами. Они носили черную одежду, давали обет безбрачия и полного послушания, подвергали себя тяжелым физическим испытаниям, самобичеванию, голоданию. Однако были и среди них слабые духом, которые поддавались различным искушениям. Их ошибки сурово карались, начиная от отлучения от церкви до одиночного заключения. Грешному же монаху уготована еще более ужасная участь – его должны заживо замуровать в одну из стен монастыря.
Старшие монахи были непреклонны в своем решении. Вдруг на грешника снисходит Божественное вдохновение. Он обещает, что напишет самую большую книгу своего времени, в которой будет размещаться Библия и все знания, доступные человечеству. Такая книга прославит монастырь бенедиктинцев на все времена. Монах также пообещал, что выполнит такой огромный труд всего за одну ночь. Долго упрашивал он старших монахов, пока те, наконец, согласились дать ему последний шанс на спасение. Если же он не выполнит свое обещание к утру, казнь неминуемо состоится. Грешный монах приступил к работе. Он писал книгу до полного изнеможения. Когда пробило полночь монах понял, что не сможет выполнить свое обещание, и он решил заключить страшный договор: он попросил помощи у падшего ангела – сатаны. Сатана откликнулся на призыв и помог монаху написать самую ужасную, загадочную, и самую притягательную книгу в мире.
Так гласит легенда…
Поднять эту книгу, сделанную из 160 шкур, могут только 2 человека. Легенда гласит, что Кодекс Гигас был написан монахом, который после вынесения ему смертного приговора, по которому монаха должны были замуровать в стену заживо, заключил сделку с дьяволом. С помощью Дьявола монах написал книгу за одну ночь (причем, дьяволом был написан автопортрет). Как ни странно, почерк в книге удивительно четкий и одинаковый, как будто она была действительно написана в течение короткого периода времени. Тем не менее, ученые считают, что такой труд занял бы от 5 лет (если писать без перерыва) до 30 лет.
Эта книга считается самой противоречивой, странной, обладающей сверхъестественной притягательностью. Ею пытались завладеть многие великие мира сего, но всем она приносила одни несчастья. Книга стала предметом охоты для многих алхимиков и магов. Ради нее убивали, продавали души, шли на казнь. Все, кто хоть раз видел ее, свидетельствуют о скрытой мощи, идущей от книги. Она имеет какую-то дьявольскую природу, возможно потому, что на одной из страниц изображен сам дьявол во всей своей «красе». Эта средневековая рукопись по праву считается восьмым чудом света. В ней содержится Ветхий и Новый заветы, медицинские рецепты, магические заклинания, 14 латинских текстов, «Этимология» Исидора Севильского, «Богемская хроника» средневекового летописца Косьмы Пражского, «Иудейская война» Иосифа Флавия, календарь церковных праздников и список имен монахов монастыря. Комбинация текстов в книге настолько уникальна, что такую нигде больше не встретишь. Высота книги – 90 см., вес – 74 кг., ширина – 49 см., толщина – 22 см. Изначально в книге было 640 страниц, сейчас в ней насчитывают 624 страницы. Во многих средневековых книгах использовали материал, который был подобен пергаменту. Его изготавливали из кожи животных. Говорят, что для создания библии дьявола было использовано 160 ослиных шкур. Кодекс Гигас является единственной книгой в мире, в которой рядом с Ветхим и Новым заветом находятся священные заклинания для изгнания дьявола.
Многие века ученые и специалисты задавали себе одни и те же вопросы: с какой целью была создана такая книга и кто ее создал? Был ли это один человек или группа людей? Точная дата создания рукописи не известна. Известна лишь примерная дата завершения работы над книгой – 1230 г. в средневековой Чехии. Место рождения книги – чешский монастырь ордена бенедиктинцев в г.Подлажице. Кодекс Гигас «пережил» много веков, много исторических событий и катастроф и практически «вышел сухим из воды» из всех передряг, но многим людям, владеющим им, далеко не так повезло. Возможно, рукопись впитала в себя характер Средневековья, Темных веков, которые были наполнены ужасными событиями: постоянными войнами, эпидемиями, сплошными суевериями. В конце XIII в. уже была всем известна легенда о грешном монахе, который продал душу, чтобы написать библию дьявола. Благодаря книге, монастырь бенедиктинцев действительно прославился. Однако ему угрожал финансовый кризис.
Однако, вскоре удача отвернулась от императора. Он стал замкнутым, рассеянным, склонным к паранойе, заперся в своем замке, словно нелюдимый отшельник. Неспособный управлять своей державой, Рудольф вскоре теряет поддержку своих поданных. Он вел междоусобную войну со своим братом Матьяшем. В 1611 г. дворянство вынудило его отречься от чешского престола, который занял его брат. Император умер в одиночестве, так и не оставив после себя наследников. Королевство Рудольфа оказалось в руках его врагов. В 1648 г. шведские войска захватили Прагу. Замок императора был разграблен, в том числе и королевская библиотека. Воины вывезли из страны самую выдающуюся книгу библиотеки – Кодекс Гигас.
Разграбив замок императора Рудольфа, шведские офицеры решили подарить Кодекс Гигас своему необычному монарху – Кристине, единственной в Европе женщине-королю. Отец Кристины, Густав II, обращался с дочерью так, как если бы она была его сыном. Он воспитывал, обучал и одевал ее, как мальчика. Взойдя на престол, Кристина дает клятву не от имени королевы, а от имени короля. Получив от своих воинов в подарок необычную книгу, Кристина приказала поместить ее в библиотеке в замке. В официальном перечне Кодекс указан первым из всех ценных рукописей. Однако Кристине не суждено было долго хранить его у себя. Меньше, чем через десять лет, в 1654 г. Кристина отреклась от престола. Она обратилась в католическую веру и уехала в Рим. Собрав в дорогу свои самые ценные вещи, королева не взяла с собой Кодекс Гигас. И библия дьявола осталась в Стокгольме.
В конце 16 в. в 1697 г. в королевском замке в Стокгольме умер король Швеции Карл XI. Внезапно в замке внезапно разгорается пламя огня. Королевская семья вынуждена была покинуть свою обитель. Слуги спасают от пожара все, что можно спасти. Один из слуг выбросил Кодекс Гигас из окна замка. Таким образом, странная, загадочная книга спаслась от огня. Действительно ли эта книга приносила несчастья своим хозяевам или естественный предначертанный ход событий прошелся параллелью рядом с шествием Кодекса Гигас? Возможно, что все это просто совпадение, а взможно и нет.
Почти нечеловеческий труд, Кодекс Гигас, тем не менее, был создан одним простым человеком. Почерк, которым написана вся книга, очень единообразен. Автор во время написания книги мог потерять зрение, страдать от болезней и состариться, но ученые так и не нашли в Кодексе очевидных ошибок. В такую колоссальную работу просто невозможно поверить, особенно, увидев ее своими глазами. Возможно, поэтому и родилась всем известная легенда о приговоренном монахе, продавшем душу дьяволу. Доказательства того, что эта книга была написана одним человеком, нашли ученые и специалисты в ходе расследования, которое проводилось с помощью анализа текста, почерка, взятия проб бумаги и чернил. В Средневековье монахи сами изготавливали чернила. Чернила были двух видов: сделанные из металла и из перемолотых ульев насекомых. Если Кодекс Гигас написал один человек, то чернила должны были быть только одного вида. Учеными было доказано, что в книге были использованы чернила, приготовленные только из ульев насекомых, а значит, автор был один. Особенности каллиграфического почерка также доказывают верность такой гипотезы. Можно предположить, что работая без остановок, круглосуточно, монах-писец мог справиться с таким гигантским творением за 20 – 30 лет, и уж никак не за одну ночь. Факт того, что над Кодексом работал осужденный за грехи монах, можно объяснить тем, что в средневековых монастырях переписывание священных книг было частой формой наказания. Тогда считали, что человек может искупить свои грехи, переписывая священные тексты. Возможно, что писец создавал инструкцию для собственного спасения, т.к. содержание книги делает акцент на заботе о теле и разуме, на защите бессмертной души.
Некоторые особенности рисунков в Кодеке Гигас свидетельствуют о том, что его автор был неплохим художником, но далеко не профессионалом. Он просто хотел сделать свое произведение больше, толще, чем это делали до него. Возможно, он был талантливым самоучкой. Обычно профессиональные монахи-писцы работали в огромных помещениях, которые назывались скриптории. У монахов были свои техники и методы. Если взять средневековую рукопись и сравнить ее с Кодексом Гигас, сразу видна разница. Кодекс выглядит старомодно и довольно таки непрофессионально. Однако такой непрофессионал и новичок поднял настоящий фурор вокруг своего произведения. Ведь создать рисунок дьявола во весь рост было очень дерзким и опасным поступком. В суровое Средневековье люди верили, что те, кто делали или говорили что-то отличное от других, находились под властью нечистой силы.
Именно изображение нечистого на 290 стр. Кодекса Гигас принесло рукописи недобрую славу. Шутка ли, ни в какой другой библии нет такого огромного рисунка, настоящего воплощения зла. Наполовину человек, наполовину чудовище с раздвоенным красным языком и поднятыми вверх когтистыми руками. На дьяволе надета шкура горностая, что символизирует собой высшую власть. Возможно, так и выглядел сатана из легенды. Однако художник изобразил чудовище так, словно оно заперто в стенах собственного зла. Автор лишил его привычной свободы, что никто до него еще не делал. Характер изображения дьявола может много рассказать о том времени, в котором жил автор, о его психологии, о его образовании. В средние, темные века люди ни в чем не были уверенны, их жизнь постоянно подвергалась различным угрозам, и они считали, что угрозы исходят только от дьявола. Поэтому дьявол беспокоил их умы больше, чем обращение к Богу.
Люди прозвали Кодекс Гигас библией дьявола не просто так. Помимо изображения нечистого, в книге содержится группа колдовских заклинаний, а также описывается ритуал «изгнание дьявола». Нападающий лукавый был самым большим страхом средневекового человека, нападающий и проникающий в человеческую сущность. Чтобы справиться с такой напастью, необходимо было проводить страшный и пугающий ритуал изгнания дьявола, где священник и жертва сражались за душу одержимого. Также есть интересные моменты, в которых особо суеверные личности видят знак одержимости злом. Во-первых, сразу после изображения дьявола были вырваны 8 страниц. Не известно, что было написано на пропавших страницах, но это только подогрело интерес суеверной публики. Во-вторых, после пожара 1697 г., в котором чуть не погиб Кодекс Гигас, на некоторых его страницах появились странные тени. Причем тени эти появились именно на тех страницах, которые соседствуют с изображением дьявола. И именно страница с известным рисунком кажется темнее всех остальных страниц. Но… Эти тени также можно объяснить. Они могли появиться на страницах благодаря ультрафиолетовому излучению, которому постоянно подвергался материал книги — кожа, практически выдубив ее. В течение многих веков люди обращали внимание, прежде всего, на рисунок дьявола, что свидетельствует о неуемном человеческом интересе по отношению к лукавому.
Кодекс Гигас – это уникальное творение, самая большая средневековая книга, завершенная за несколько десятилетий одним человеком. Этому человеку удалось прославить свое творение на века, но свою личность он скромно оставил в тени. Никто не знает, кем был этот человек. Однако существует версия, что книгу написал монах-отшельник по имени Герман-отшельник, о чем свидетельствует запсиь в списке имен в книге – Hermanus Monahus Inclusus.
Возможно, что легенда о грешном монахе основывалась на неверной интерпретации латинского слова, обнаруженного в Кодексе Гигас – Inclusus, что означает «заключение». В течение многих лет значение этого слова расценивали как ужасное наказание, т.е. замуровывание заживо, но само слово намного ближе по значению к слову «затворник». Итак, ужасную легенду, которая до сих пор будоражит страхи суеверных людей, можно опровергнуть и доказать, что это всего лишь легенда. Скорее всего, писцом был монах-отшельник, который добровольно уединился в своей келье, т.о. уйдя от внешнего мира и от его соблазнов. Для этого монаха Кодекс Гигас мог быть поиском прозрения, а также работой всей его жизни. Далеко не злом он был вдохновлен, а божественным благословением. Он дал людям надежду на спасение, дал им возможность выбора, показал этот выбор в виде рисунков, расположенных друг против друга – рисунок дьявола и рисунок Царствия Небесного. Добро и зло меряется силами перед вечностью на страницах Кодекса Гигас.
Кодекс Гигас находится в Стокгольме в стенах шведской Королевской библиотеки. В 2007 г. Кодекс Гигас впервые экспонировался на своей родине в Чехии в г.Праге. Несмотря на раскрытые загадки, огромная рукопись будет и дальше вызывать интерес у людей, будет вызывать в их умах образы странного монаха-отшельника, создающего неповторимое творение своих неутомимых рук. В одном легенда оказалась права: монах действительно рискнул создать книгу, которая прославила собой не только определенные места, но и определенные события, повлиявшие на ход истории.