Что такое биллинг аккаунта
billing account
1 billing account
2 billing document
Invoice ia a vendor’s billing document that itemizes descriptions and prices for goods provided. — Накладная является платежным документом, в котором продавец указывает описания и цены поставленных покупателю товаров.
См. также в других словарях:
Account stacking — is a broadcast industry term, which refers to the deployment of subscription Direct To Home (DTH) satellite receiving equipment at multiple geographical locations under a single customer account. It is often referred to as 2nd address service,… … Wikipedia
account — OnLANs or multiuseroperating systems, an account is set up for each user. Accounts are usually kept for administrative or security reasons. For communications and online services, accounts identify a subscriber for billing purposes. See… … Dictionary of networking
billing machine — noun : a machine designed specifically for some or all of the mechanical operations (as typing, adding or computations, and sometimes duplicating) usually involved in filling out and providing a record of customer invoices or bills * * * a… … Useful english dictionary
account code — A feature that allows a station user to enter a cost accounting or client billing code into a PBX system before initiating a long distance call. See also forced account code … IT glossary of terms, acronyms and abbreviations
billing machine — a business machine used to itemize and total customer accounts, produce bills, post account records, etc. [1905 10] * * * … Universalium
billing — bill·ing || bɪlɪŋ n. presenting of an account of money owed, invoicing, charging bɪl n. bank note, promissory note; invoice; beak; snout; headland, promontory; proposed law v. charge; announce, advertise … English contemporary dictionary
Fair Credit Billing Act — The Fair Credit Billing Act (FCBA) is a United States federal law enacted as an amendment to the Truth in Lending Act (codified at usc|15|1601 et seq.). Its purpose is to protect consumers from unfair billing practices and to provide a mechanism… … Wikipedia
Burstable billing — is a method of measuring bandwidth based on peak utilization. It also allows usage to exceed a specified threshold for brief periods of time without the financial penalty of purchasing a higher Committed Information Rate (CIR, commitment ) from… … Wikipedia
Double-Cycle Billing — A method used by creditors, usually credit card companies, to calculate the amount of interest charged for a given billing period. Double cycle billing takes into account not only the average daily balance of the current billing cycle, but also… … Investment dictionary
Lec billing — is a form of billing for internet based or other usually electronic services where the user is charged through his account with the local telephone company (also known as the Local Exchange Carrier), rather than directly from the provider of the… … Wikipedia
Как там биллинг делается: когда заказчик и разработчик говорят на разных языках
Биллинг — не просто калькулятор
Биллинговые системы давно не просто ведут баланс клиента и выставляют счета. Они глубоко интегрированы в бизнес: обеспечивают контроль трафика, управляют процедурой предоставления доступа к услугам, предоставляют клиенту отчет о расходах в разных разрезах — за месяц, за год, с момента последнего платежа. Плюс биллинговая система, как правило, должна поддерживать множество балансов пользователя: монетарный и несколько вещественных (бонусы, минуты разговора, гигабайты трафика и т.д.). Не говоря уже о партнерских программах и прочих вариантах кросс-продаж. То, что называется современный конвергентный биллинг. Реализуется он за счет интеграции тарификатора с другими модулями и подсистемами: CRM, PRM, BPM и т.д. Для разработчиков это не “сокровенное” знание. Как говорится, разделяй функции и властвуй. Но для пользователей биллинга, даже технически грамотных, мысль, что с “калькулятором” сложновато общаться напрямую, порой оказывается новой.
Пример из нашей практики. Клиент — небольшая, но перспективная компания. У них не хватало бюджета на биллинговый комплекс целиком, они попросили убрать модуль BPM (business process management). Нужно отдать должное, там работали достаточно продвинутые в техническом смысле ребята. Сказали, возьмут open source решение, настроят, интегрируют с системой. Мы согласились. А через четыре месяца “утонули” в их обращениях в техподдержку по поводу некорректных данных.
BPM — система, которая, помимо прочего, при подключении абонента занимается валидацией данных, и не пропускает тебя на следующий шаг, пока ты не заполнишь все необходимые параметры — технические и персональные. А они от BPM отказались, и нарисовали просто интерфейс для ввода данных. Люди, которые принимают заявки на подключение — не высокооплачиваемые специалисты, там большая текучка, малое время обучения персонала. Естественно они постоянно делали ошибки при внесении данных. Итог — в конце месяца компания выставляет счета, а тарификатору не хватает параметров. Он “ругается”, выдает сообщения об ошибках. Клиент звонит в поддержку. В конце концов, мы приняли решение подарить им BPM в дефолтных настройках. У них все стало сходиться, а у нашей техподдержки стало меньше головной боли. Теперь мы вообще не продаем биллинг без BPM, кроме случаев если он уже внедрен и есть варианты интеграции с ним. Если у клиента не хватает денег на минимально необходимый комплект, предлагаем аренду или аренду с возможностью выкупа через пять лет. Или, если это какой-то стартап, но видно, что люди серьезно относятся к делу и у них есть перспективы, предлагаем схему ревенью. В любом случае это бережет нервные клетки и нам, и руководству компании-клиента.
Гибкость — понятие растяжимое
Непродуманная архитектура биллинговой системы оборачивается не только техническими сбоями. По нашему опыту, в 70% случаев необходимость замены биллинга возникает из-за недостаточной ее маркетинговой гибкости. Телеком-рынок сейчас перенасыщен, и заполучить себе новых клиентов компании могут, только отбив их у конкурентов. Даже крупные провайдеры, осваивая новые ниши и расширяя территорию присутствия, начинают демпинговать, а уж новым игрокам на рынке “сам бог велел” привлекать к себе внимание уникальными предложениями. Разворачивается настоящая война тарифов. И тут уже маркетологи хватаются за голову: “Мы сможем вывести в продажи ваш новый инновационный тариф “Супер-Новогодний” только к июлю”, — приходит сообщение от IT-отдела.
В чем проблема. В очень небольшом числе биллинговых систем есть, например, отдельный модуль продакт-каталог, который позволяет легко комбинировать услуги в пакеты и настраивать акции. Параметры которыми он оперирует могут быть как услуги так и отдельные параметры такие как минуты разговора, пакеты трафика или услуги предлагаемые партнерами(так называемые услуги третьих лиц), например билеты в кино или поездки на такси. Есть мнение, что продакт-каталог — это вообще элемент CRM-системы, а не биллинга. Но да будь оно даже так, не во всех компаниях есть отдельная CRM. Многие обслуживание абонентов ведут прямо в биллинговой системе. А это значит, любая новая услуга, новый тариф, новая акция — и “айтишникам” нужно не собрать ее в конструкторе, а добавлять поля и писать строчки кода. Вот уже и июль не за горами.
Между централизацией и автономией
С подобными проблемами в плане маркетинга и продаж сталкиваются и крупные компании, разросшиеся за счет поглощения региональных операторов. Разные биллинговые системы в филиалах не позволяют, например, запускать масштабные акции сразу по всей стране. Страдает отчетность и аналитика: собрать данные по подключениям и пользованию услугами со всех этих разрозненных систем просто невозможно. Частичное решение проблемы — зонтичная CRM, в которой есть продакт-каталог. Некоторые компании так и поступают — торгуют из CRM, а тарифицируют в биллинге. Для этого в компании должен быть действительно продвинутый IT-отдел. Интегрировать написанные на разных языках и по разным принципам биллинговые системы с единой CRM — непростая задача.
Но есть одно извечная проблема, которую распределенные системы решить не в силах — это банальный фрод на местах. У нас было несколько таких примеров. В частности на Украине, где мы внедряли централизованный биллинг, перенося данные из недавно приобретенных региональных филиалов. Когда мы мигрируем данные, мы делаем ряд проверок и сравнений, все несоответствия попадают в соответствующие отчеты, и после этого обычно начинает шевелиться служба безопасности компании-заказчика. Чего там только не находится. Абоненты, подключенные мимо учетных систем, “нулевые” тарифные планы и т.д… Было и откровенное мошенничество: компанию продали, а квитанции абонентам еще какое-то время выставляли на левые реквизиты.
Организация единого расчетного центра делает все такие ситуации прозрачными, в регионах остается только функция абонентского информационного обслуживания поэтому возможности для фрода практически не остается. Плюс большая клиентская база, сведенная в единую систему, позволяет на совершенно ином уровне анализировать и прогнозировать поведение клиентов. Мы постепенно начинаем применять к таким большим данным наши системы аналитики построенные на машинном обучении. Например, можем выделить в клиентской базе “группы риска” — тех, кто в ближайшее время может отказаться от услуг компании. Это выявляется по тому, как люди платят, как они пользуются сервисами, личным кабинетом, как общаются с колл-центром, сколько и по каким причинам у них блокировой.
Правда, централизация биллинга приносит с собой другие проблемы. Нужно, чтобы региональные филиалы сохраняли долю технической независимости. Иначе, если вдруг центральный расчетный центр окажется “вне зоны доступа”, обслуживание абонентов в регионе может пострадать. Мы ее решаем за счет “выносов” на периферию: серверов авторизации, элементов сбора и обработки трафика, элементов сервис-провижининга. В частности для мобильных операторов наша препейдная платформа(Forward Fusion) может тарифицировать услуги автономно и ждать, когда восстановится связь, чтобы синхронизировать данные с биллинговым центром. Региональные абоненты при этом могут заметить, что стал недоступен личный кабинет, но деградации предоставляемого сервиса при этом не происходит.
Сервер, который поставил Джек: где хранятся данные?
Есть много вариантов, как и где разместить биллинговую систему. Часто компании переживают за сохранность данных клиентов, сами покупают сервера и ставят в своем дата-центре. Но не все могут потянуть их качественное обслуживание. Иногда у клиента что-то сломалось, а он даже не понимает, что это на его стороне. Звонит нам в техподдержку, и уже наши админы ему рассказывают, где поломка, какой сервер не отвечает. У нас система настроена так, что она постоянно “мониторит” по многим параметрам обслуживаемые системы, и поднимает тревогу, если что-то не так. Так что мы заранее можем сообщить, что кончается память или скорость какого либо важного процесса снизилась ниже нормы. Но это к сожалению не отменяет форс-мажоров.
Другой вариант — когда клиент размещаться хочет у себя, а мы поставляем программно-аппаратный комплекс, это делается когда клиент хочет чтобы мы програрантировали ему определенную производительность по критическим для него сервисам. В таком случае в стоимость “железа” сразу закладывается стоимость его трехлетней поддержки от производителя. Тогда оно держат запасные комплектующие и если что-то ломается, то их специалисты выезжают на место с запчастями в течение суток и ликвидируют поломку.
Бываю ситуации когда наоборот, привозят свои сервера и ставят в наш сертифицированный по Tier III дата-центр.
Еще один распространенный вариант — у нас арендуют вообще все. Тогда мы полностью отвечаем и за “железо” — и за обслуживание, и за то, чтобы вовремя увеличивать необходимые мощности. По этой причине в определенный момент мы стали использовать частные облака. Если у нас выросла нагрузка, мы меняем настройки, и нам выделяются дополнительные вычислительные мощности. Не нужно бесконечно заниматься непрофильным для нас “апгрейдом” оборудования. Российские компании, которые сегодня предлагают услуги публичного облака, к большому нашему сожалению пока не могут предоставить тот уровень гарантированной производительности, которого требует биллинговая система. У них можно хостить сайты, можно разворачивать интернет-магазины или поставить 1С. Поэтому нам пока приходится активно участвовать оптимизации и тестировании решения для различных частных облаков, например недавно начали использовать OpenStack.
Базы данных: важно не только где, но и как
Важность выбора базы данных для биллинга сложно переоценить. Высокой производительности тут можно добиться, только оптимизировав биллинговую систему под конкретный продукт. Forward Billing оптимизирован под работу с двумя СУБД: Oracle Database и PostgreSQL). В прошлом году Forward Billing был включен в реестр российского ПО, разрешенного для использования в государственных компаниях. И вот недавно пришла новость, что через полгода из реестра начнут исключать разработки на базе иностранных СУБД. С точки зрения государства, это понятно. В условиях, когда чуть не каждый день под санкции попадают все новые российские компании, им хочется обеспечить полную независимость российского ПО. Но для вендоров это грозит приличными дополнительными затратами. Думаю в этом вопросе мы как и весь остальной рынок ждем от законодателей более четких разъяснений на этот счет и после этого будем корректировать свою стратегию.
SLA: определитесь с приоритетами
Где-то в идеальном мире уровень техподдержки от поставщика определяет четко прописанное SLA — Service Level Agreement, оно же Соглашение об уровне оказания услуг. Чем SLA отличается от просто договора, где фиксируются положенные клиенту часы поддержки? В нем прописаны конкретные требования к сервисному обслуживанию: скорость приема заявки, время решения проблемы — и система штрафов, которые накладываются на поставщика, если требования не соблюдены.
Как показывает практика, чтобы SLA стал эффективным инструментом регулирования отношений между заказчиком и поставщиком, заказчику придется провести некоторую аналитическую работу. Нужно понять, как инциденты будут критическими для конкретного бизнеса, а какие не стоят того, чтоб паниковать. Большинство наших клиентов так или иначе используют наши базовые SLA многократно проверенные и на наш взгляд являющимися оптимальными.
Часть сталкиваемся с тем, что небольшие компании, которые приобретают готовые “коробочные” решения для биллинга в случае возникновения проблем оказываются 376-ми в очереди на техподдержку. Часто для таких компаний более оперативной оказывается помощь сообщества пользователей этого продукта на интернет-форуме.
Случаются, правда, и другие крайности. Один потенциальный заказчик, небольшой виртуальный мобильный оператор, пришел к нам как раз после того, как сильно “обжегся” с поддержкой биллинговой системы. В результате этот клиент предложил нам “сумасшедший” SLA, умножив наши стандартные требования по срокам реагирования и штрафам чуть ли ни в сто раз. Нам к сожалению не удалось его переубедить и он продолжает обслуживать своих абонентов на свой страх и риск.
Биллинговые системы: основные понятия
Биллинг. Какие ассоциации вызывает этот термин? Может быть, есть какая-то связь с Биллом Гейтсом? Нет, к счастью он еще не «сунул свой нос» в область телекоммуникаций. Ну это так — шутка. А если быть серьезным, то давайте рассмотрим происхождение слова биллинг. Английское слово «bill» можно перевести как «счет» (другие переводы: вексель, банкнота). «Billing» переводится выражением «выписывание счета».
Что такое биллинговая система?
Системы, вычисляющие стоимость услуг связи для каждого клиента и хранящие информацию обо всех тарифах и прочих стоимостных характеристиках, которые используются телекоммуникационными операторами для выставления счетов абонентам и взаиморасчетов с другими поставщиками услуг, носят название биллинговых; цикл выполняемых ими операций именуется биллингом. Биллинговая система (БС) — это бухгалтерская система, программное обеспечение, иными словами — «софт», разработанный специально для операторов. Каких операторов? Телекоммуникационных. Т. е. речь не идет лишь об операторах сотовой связи. БС используются также операторами обычной (стационарной, проводной) связи. В малых офисах, например, можно вести биллинг телефонии (анализировать: кто звонил, когда, сколько длился разговор). IP-телефония — другая область применения БС. А интернет-провайдеры? Они тоже используют БС, например, для формирования счетов, учета трафика. Любая БС создается на основе определенной системы управления базами данных (СУБД). Большинство БС в мире создавалось на основе СУБД Oracle. Среди других СУБД можно выделить Sybase и Informix как рассчитанные на большие объемы информации. А вот названия некоторых биллинговых систем: BIS, Flagship, CBOSS, Arbor, Bill-2000-prepaid. Стоит упомянуть, что под БС может подразумеваться и аппаратное обеспечение, участвующие в организации биллинга.
Терминология
Я постараюсь рассмотреть все основные понятия и определения, относящиеся к БС. Основной упор буду делать на БС, используемые операторами сотовой связи. Но большинство определений также подходит и к БС, используемым в других сферах. Постараюсь объяснять как можно проще, чтобы большинству читателей материал был понятен. Если у Вас будет что добавить к введенным мною терминам, пишите на e-mail.
Существуют несколько названий биллинговой системы: АСР — автоматизированная система расчетов; ИБС — информационная биллинговая система.
Одним из важных качеств БС является ее гибкость, то есть способность приспосабливаться к изменившимся обстоятельствам. Гибкая система адаптирована не только к сиюминутным потребностям оператора; за счет таких качеств, как настраиваемость, модульность и открытость она позволяет решать перспективные задачи. Чем больше у системы возможностей для настроек, тем лучше. А что такое модульность? Модульный принцип построения системы — это такой принцип, при котором вся система собирается из отдельных частей (модулей), как дом собирается по кирпичикам. БС тоже состоит из таких модулей — подсистем. БС включает в себя, например, подсистему предварительной обработки данных, подсистему оперативного управления биллингом, подсистему оповещения клиентов (читайте ниже о структуре и функциях БС). Под открытостью системы подразумевается открытость исходного кода программного продукта, что позволяет оператору не зависеть от разработчика в будущем и самостоятельно обслуживать и модернизировать систему. Тесно связано с гибкостью БС и следующее качество автоматизированных систем расчета — масштабируемость.
Масштабируемость по нагрузке. При росте абонентской базы, появлении дополнительных услуг не должна появляться необходимость изменять или дорабатывать программную часть БС. Увеличение возможностей БС должно достигаться за счет модернизации аппаратной части системы. Что важно учитывать при проектировании масштабируемых систем? Необходимо использовать СУБД, рассчитанные на большие объемы данных. СУБД должна быть совместима с различными компьютерными платформами, чтобы обеспечивать поддержку многопроцессорного режима работы.
Надежность — одно из основных требований, предъявляемым к любой системе. Надежность БС определяется надежностью СУБД и технологий, используемых при разработке системы. Далеко не последнее место занимает надежность поставщика (разработчика) прикладного программного обеспечения: время его работы на рынке и, как косвенный показатель, процент присутствия разработанных им систем на телекоммуникационном рынке. Почему показатель косвенный? А разве Microsoft Windows самая лучшая и надежная операционная система?… И при этом она занимает значительную долю рынка. Однако надежность БС обеспечивается также соблюдением определенных стандартов при их разработке (об этом читайте ниже).
Мультиязычность — возможность устанавливать различные языки для представления информации.
Мультивалютность — возможность работать с любыми валютами
Отложенный биллинг — биллинг, при котором расчеты производятся после состоявшихся звонков.
Горячий биллинг — изменение баланса счета происходит в процессе разговора, и информацию об остатке на Вашем счету можно получить сразу после звонка.
Оптимизация биллинга — улучшение, совершенствование оператором своей БС.
Большие БС — системы, применяемые крупными операторами.
Постинг биллинга — фиксация результатов расчета биллинга; после расчетов результаты становятся доступными пользователям (рассылаются, печатаются).
Что может, что должна или за что отвечает БС?
Вы пользуетесь услугой prepaid? Вы задумывались, как так получается, что сразу после звонка можно узнать об изменении баланса на Вашем счету? Вас обслуживают по кредитной системе? Кто подсчитывает сумму, которую Вы должны заплатить за предоставленные услуги? Все это «обязанности» биллинговой системы. Вы подключены по авансовой системе? Когда-нибудь замечали «исчезновение» незначительных сумм с Вашего счета? У Вас было такое: хотите узнать остаток Вашего счета, а автоинформатор предоставляет Вам сведения вчерашней свежести? Все это «глюки» биллинговой системы.
Так как БС предназначена для автоматизации расчетов с клиентом, то она и должна обеспечивать эту автоматизацию начиная с заключения договора до выписки счетов за услуги сотовой связи, причем корректно. При помощи подсистем автоматических услуг и автоматического сбора данных АСР должна предоставлять абонентам возможность самообслуживания. Некоторые БС позволяют абонентам оформлять заказы на подключение и производить оплату услуг через Интернет.
Структура и функции БС
Схема организации биллинга не сложна: информация о соединениях и их продолжительности записывается коммутатором и после предварительной обработки передается в расчетную систему. Расчетной системе «известны» тарифы. Она идентифицирует вызов и выполняет необходимые расчеты, формируя тем самым счет абонента. Очевидно, что в памяти системы должны храниться не только нормативы, тарифы и информация об услугах, но и данные о клиентах, заключенных контрактах с абонентами и сторонними поставщиками услуг связи (если таковые имеются), а также о стоимости передачи информации по разным каналам и направлениям (системой должно быть также предусмотрено наличие дилеров: у них могут быть другие расценки, например, на подключение). Кроме этого, любая БС должна иметь базу, хранящую историю платежей: только эти сведения позволяют контролировать процесс оплаты и автоматизировать так называемую активацию/деактивацию абонентов. Эту функцию БС можно еще назвать защитной, так как она не позволяет пользоваться услугами сотовой связи тем, кто за них не платит.
По функциональным возможностям БС можно разделить на три класса: предназначенные для транснациональных операторов связи, заказные национального масштаба и системы среднего класса для региональных сетей.
БС, относящиеся к первому классу, должны обеспечивать взаимодействие сетей на межнациональном уровне, в различных временных зонах, т. е. они должны быть мультивалютными и мультиязычными.
Заказные системы национального масштаба создаются под определенного оператора. Оператору может понадобиться новая БС, совместимая с уже существующей расчетной системой. Разумеется, стоимость таких единичных систем значительно выше.
В масштабе региона можно вполне обойтись стандартными БС. Однако и такие системы должны обладать качествами, перечисленными выше: гибкостью, масштабируемостью, надежностью.
Любая БС создается и настраивается на бизнес-процесс определенного оператора связи, имеет собственный набор функций, соответствующий технологическому циклу предоставления услуг, и может работать с конкретным сетевым оборудованием, поставляющим ей информацию о вызовах и соединениях, — то есть БС не является «коробочным» продуктом. Но существует и стандартный набор функций, поддерживаемых практически всеми БС. В него входят:
операции, выполняемые на этапе предварительной обработки и анализа исходной информации, например, функция получения данных о соединениях и услугах (запросы к коммутатору);
Как уже было сказано, БС должна обладать гибкостью или модульностью. Каждый элемент АСР обеспечивает реализацию конкретного участка технологической цепочки обслуживания клиента. Основные подсистемы, характерные для биллинга, это: подсистема предварительной обработки данных о соединениях, оперативное управление биллингом и подсистема оповещения клиентов.
Подсистема предварительной обработки данных.
Это приложение анализирует исходную информацию о соединении, определяет класс предоставляемой услуги и параметры трафика (направление вызова, источник, зоны взаиморасчетов, условия роуминга). В состав данной подсистемы входит декодер исходной информации о соединениях. Одна из сложнейших процедур этой подсистемы — поддержка роуминга. Дело в том, что требуется конвертировать роуминговые записи всевозможных форматов от разных коммутаторов (с учетом различных стандартов передачи информации в канале связи) и разных биллинговых систем в тот формат записи, которым пользуется данная БС. Программное обеспечение (ПО) тарифицирует все записи о соединениях между операторами (согласно проходящему трафику) и создает служебные таблицы, которые используются остальными подсистемами для выполнения расчетов с абонентами, взаиморасчетов операторов связи и формирования отчетов. Современные БС позволяют обрабатывать различные телекоммуникационные услуги, обеспечивая удобное выставление счетов (один клиент — один баланс — один счет). Это достигается за счет применения «интеллектуальных систем» предварительной обработки исходной информации о соединениях, трафике и услугах, выполняющих тарификацию независимо от вида связи.
Подсистема оперативного управления биллингом.
Данная подсистема дает возможность автоматически или через оператора биллинговой системы изменять условия подписки абонентов на коммутаторе, т. е. блокировать связь конкретного абонента или снимать эту блокировку, включать или отменять услугу. Вы звоните оператору и говорите: «Включите мне, пожалуйста, голосовой ящик». Вам отвечают: «Пожалуйста, назовите свой номер». После еще нескольких «обменов любезностями» Ваш голосовой ящик оказывается включенным.
Подсистема оповещения клиентов.
Неотъемлемая часть современного биллинга — подсистема оповещения клиентов с помощью голосовых или электронных сообщений. Информацию для рассылки уведомлений и объявлений данная подсистема берет из таблиц базы.
Перечисленное деление на функциональные подсистемы не является «строгим» для всех БС. Это лишь пример «классической» АСР.
Стандарты биллинга
Чтобы обеспечить взаимопонимание между различными БС разных операторов (это, например, требуется при роуминге, были разработаны группы стандартов биллинга. Основных международных групп стандартов три.
В 1998 г. американский институт стандартов ANSI утвердил стандарт ANSI 124. Дальнейшим усовершенствованием и поддержкой ANSI 124 занимается ассоциация TIA. После этого компания CIBERNET создала рабочую группу для определения спецификаций бизнес-процессов при передаче сообщений в стандарте ANSI 124, которые получили название NSDP-B&S. Данные спецификации устанавливают однозначное соответствие между бизнес-процессами телекоммуникационных операторов и информацией, передаваемой при обмене данными между коммутаторами по стандарту ANSI 124.
В 1998 г. было опубликовано описание первого североамериканского биллингового стандарта CIBER, который в настоящее время поддерживается фирмой CIBERNET и ее комитетом CAC-IS. Этот комитет объединяет разработчиков биллинговых систем и телекоммуникационных операторов. Главная область применения CIBER — сотовые сети стандарта AMPS.
Европейский (по происхождению) стандарт ТАР появился в 1992 г. Он поддерживается рабочей группой TADIG. Большинство операторов Европы используют ТАР2, хотя существует и третья версия. С 1995 г. модификация ТАР2, известная как спецификация TD.27, или NAGTAP2, начала применяться и в США.
Вместо заключения
Вы достаете из кармана свой сотовый, набираете номер, жмете «вызов» и… разговор состоялся. Теперь Вам не терпится узнать остаток на Вашем счете. Если биллинг системы «горячий», Вам тут же сообщают эту сумму. «Все точно подсчитала, хорошая биллинговая система», — думаете Вы. А в это время другой абонент узнает, что он только что исчерпал лимит времени и его отключили. «Зачем мне этот «горячий» биллинг! Глупая биллинговая система!», — сетует он… Да, одновременно всем не угодить!
Особая благодарность за информационную поддержку Большовой Галине, обозревателю журнала «Сети».