Что такое биньяны в иврите
Что такое биньяны в иврите
В иврите 7 глагольных групп (биньянов). [бинья́н] «בִּנייָן» на иврите означает «здание».
Ниже покажу 2 биньяна.
Итак, название каждого биньяна (Б.) – это формула. Формула глагола, который стоит в прошедшем времени, в мужском роде, в единственном числе. По этой формуле образуется прошедшее время ВСЕХ глаголов группы. Сейчас поймете, о чем речь.
В одной статье мне понравилось сравнение Б. с разными видами работников. Аллегория удачна, поэтому я доработала ее немного и отдаю вам:
1) Б. «פָּעַל» [паа́ль] – простой работник. Большинство глаголов в этой группе обозначают простые (разовые) действия, которые работник выполняет без усилия.
2) Б. «הִפעִיל» [ифъи́ль] — начальник. Глаголы этой группы имеют оттенок «задействовать», «заставить», действие направлено на другого. Формула: «הִססִיס». Три буквы корня + огласовки [и]-[и́] + приставка «ה-» [h] и вставка «י» [йуд].
Поставим корень «к-т-в» с общим значением «писать» в эту формулу: «הִכתִיב» [ихти́в] — диктовал (заставлял другого писать). Из корня «б-р-х» (убегать), получаем «הִברִיחַ» [иври́ах] — прогнал (заставил сбежать кого-то).
Друзья, понятна логика?
Сложно уместить такую важную информацию, с примерами в короткой статье. Если хотите узнать больше о глаголах и начать их использовать в речи приходите учиться.
Успехов в изучении иврита!
Ваша Рина Мисрели,
выпускница д-ра Инны Раковской и преподаватель в онлайн-колледже «Корни иврита»
Практика глаголов (система биньянов)
В предыдущем уроке мы изучили теорию системы бинья́нов, а сейчас, для закрепления, займемся практикой глаголов в иврите. Давайте подробно рассмотрим некоторые глаголы, их корни и формы, соответствующие каждому из биньянов.
Корень גדל (быть большим/расти)
Корень דלק (гореть)
דָלַק («дала́к» — гореть). הַנֵר דוֹלֵק («hанэ́р долэ́к» — свеча горит). В נִפְעַל «нифъа́ль» (материал) мы имеем форму נִדְלַק («нидла́к» — загорелась). Поскольку דָלַק — это глагол состояния, то נִפְעַל говорит о переходе в это состояние. В הִפְעִיל мы имеем форму הִדְלִיק («hидли́к» — зажег), т.е. побудил загореться, вызвал процесс горения, задействовал: הִדְלִיק אֶת הַנֵר («hидли́к эт hанэ́р» — зажег свечу), הִדְלִיק אֶת הָאוֹר («hидли́к эт hао́р» — зажег свет). Соответственно, в биньяне הֻפְעַל «hуфъа́ль» (подчиненный/сырье труда) — הֻדְלַק («hудла́к» — был зажжен).
В принципе נִדְלַק и הֻדְלַק означают одно и то же с точки зрения самого действия. Однако, здесь подчеркиваются разные аспекты. הַנֵר נִדְלַק («hанэ́р нидла́к» — свеча загорелась, возможно, сама по себе, возможно, и нет — для нас это не существенно, важен сам факт). А вот הַנֵר הֻדְלַק («hанэ́р hудла́к» — свеча была зажжена) подчеркивается, что она загорелась не без посторонней помощи, ее кто-то зажег. הֻפְעַל как раз и подчеркивает наличие некого посредника-исполнителя.
Аналогично, от корня חתם (подписывать): נֶחְתַם («нэхта́м» — был подписан, например, мною самим) — הַצ’ֶק נֶחְתַם («hаче́к нэхта́м» — чек был подписан). А הֻחְתַם («hухта́м» — был подписан у кого-то определенного) — הַצ’ֶק הֻחְתַם אֵצֶל הַמְנַהֵל («hаче́к hухта́м эцэ́ль hамэнаhэ́ль» — чек был подписан у директора).
Корень רתח (кипеть)
В биньяне פָּעַל означает «кипеть»: הַמַיִם רוֹתְחִים («hама́им ротхи́м» — вода кипит), или в прошедшем времени: הַמַיִם רָתְחוּ («hама́им ратху́» — вода кипела). В נִפְעַל мы имеем «заставление» — «заставить воду кипеть», т.е. «вскипятить»: אֲנִי הִרְתַחְתִי אֶת הַמַים («ани́ hэрта́хти эт hама́им» — я вскипятил воду). В הֻפְעַל образуется форма הֻרְתַח «hурта́х»: הַמַים הֻרְתְחוּ («hама́им hуртэху́» — воду вскипятили).
Сравните: הַמַים נִרְתְחוּ («hама́им ниртэху́» — вода закипела) и הַמַים הֻרְתְחוּ («hама́им hуртэху́» — воду вскипятили). В принципе, с точки зрения физического действия, это одно и то же — переход воды из состояния до кипения в состояние кипения, но биньян הֻפְעַל прибавляет к этому значению новый аспект — то, что был исполнитель действия, кто-то пришел и вскипятил воду, в то время как נִפְעַל обозначает сам этот физический факт. Таким образом, הֻפְעַל богаче содержанием, он содержит идею נִפְעַל плюс еще дополнительную идею наличия исполнителя действия. В נִפְעַל нас интересует только то, что произошло с водой, а הֻפְעַל говорит не только об этом, но и о том, что предшествовало этому, в силу чего она закипела.
Корень קרב (приближение)
В биньяне הֻפְעַל мы имеем форму: הֻקְרַב («hукра́в» — был приближен). А вот в обратном к פִּעֵל биньяне פֻּעַל мы имеем: מְקֹרָב («мэкора́в» — приближенный), например מְקֹרְבֵי הַמֶלֶךְ («мэкорвэ́й hамэ́лэх» — приближенные царя).
Корень כּתב (писать)
В פָּעַל он означает, как известно, «писать». В נִפְעַל мы, соответственно, имеем נִכְתַב («нихта́в» — писаться/быть написанным), т.е. просто пассив, поскольку в иврите это глагол действия. הִפְעִיל имеет форму לְהַכְתִיב («лэhахти́в» — побуждать к писанию/заставлять писать). В прошлом уроке мы говорили, что этот глагол утвердился в значении «диктовать». הֻפְעַל имеет форму הֻכְתַב («hухта́в» — быть надиктованным/диктоваться).
В פִּעֵל образуется לְכַתֵב («лэхатэ́в» — делать надпись, т.е. покрывать письменами какую-то поверхность, как бы «обписывать» что-то, а также «писать в какой-то журнал/быть корреспондентом журнала/корреспондировать», т.е. здесь речь идет о действии в развитой, совершенной форме). В любом случае, действие более богато содержанием, чем просто «писать». לִכְתֹב «лихто́в» — это писать буквы, слова, фразы, а לְכַתֵב — это использовать данное умение писать для достижения дополнительного эффекта — покрытие надписью какого-то пространства, поверхности (в частности — страниц журнала).
Соответственно, פֻּעַל образует מִכֻתָב («михута́в» — «исписанный», т.е. покрытый какими-то надписями). В הִתְפַּעֵל образуется слово לְהִתְכַּתֵב («лэhиткатэ́в» — переписываться). Здесь мы видим пример так называемого взаимного действия, когда замыкание действия идет не на одного человека, а на двоих, состоящих между собой в переписке. Между ними действие и происходит, они пишут друг другу. Такое же значение имеют глаголы לְהִתְלַחֵשׁ («лэhитлахэ́ш» — перешептываться) и לְהִתְרָאוֹת («лэhитрао́т» — видеться/видеть друг друга), отсюда и לְהִתְרָאוֹת «лэhитрао́т» — «до свидания/до скорой встречи».
Исключения в системе биньянов
Система биньянов в иврите может несколько отклониться от своего идеала. Рассмотрим основные из этих отклонений:
1. Неполнота системы биньянов
Когда некоторые из них для определенного корня попросту отсутствуют. Причиной этого, как правило, является малая содержательность для данного корня тех биньянов, которые можно было бы вообразить на месте этих пропусков. А если необходимо передать соответствующий смысл, используются конструкции из двух слов. Могут сказаться и факты исторического плана. Тот или иной корень мог иметь своеобразную судьбу, при которой некоторые биньяны попросту не возникли, хотя можно было бы представить, что они означали. Часто бывает так, что вместо двух биньянов פִּעֵל и הִפְעִיל есть только один из них, и этот один берет на себя функции и второго, отсутствующего, т.е. тонкая разница между ними в данном конкретном случае остается не выраженной в грамматике.
Пример: корень לבשׁ (одеваться)
2. Случай отклонений
3. Смысловой сдвиг
На этом мы закончим обзор различных отклонений от идеальной системы биньянов. Разумеется, он не исчерпывает всех возможных случаев. Но все, что осталось за пределами нашего рассмотрения, это уже единичные глаголы в иврите.
Урок 1. Напускная прелесть биньяна
Что такое биньян
страдательный | возвратно- взаимный | действительный | ||
● | ЗАЛОГ | |||
---|---|---|---|---|
простое | נִכְתַּב был написан | כָּתַב писал | ||
интенсивное | כֻּתַּב был высечен на камне | הִתְכַּתֵּב переписывался | כִּתֵּב высекал на камне | |
понудительное | הֻכְתַּב был продиктован | הִכְתִּיב диктовал | ||
ДЕЙСТВИЕ |
Рис. 1.1. Типичные смысловые соотношения между семью биньянами
Три правых глагола, как видите, выражают активное действие (оно же действительное: кто-то что-то делает). Три левых, симметричных им, обозначают пассивное действие (страдательное: кто-то подвергается чему-то). У глагола в серединке выполняет действие и подвергается ему один и тот же предмет (или два). Сверху вниз по оси растет интенсивность действия, убедитесь по переводам на рисунке: вот он просто пишет, вот он «очень пишет», вот он уже заразил другого и тот принимается писать под его диктовку.
В прежние времена было более десятка биньянов. Ныне их осталось ровно 7.
Названия биньянов
נִפְעַל | פָּעַל | |
פֻּעַל | הִתְפַּעֵל | פִּעֵל |
הֻפְעַל | הִפְעִיל |
Рис. 1.2. Названия биньянов
Если вы чувствуете, что стало трудно читать, отложите книгу и потренируйтесь с глаголами. Увидев глагол, попытайтесь установить, к какому биньяну он принадлежит. Правда, до того как я объясню явление, называемое гизрой, это не всегда будет удаваться, но тем не менее.
Что еще обозначают биньяны
А теперь надо сказать правду: эти общие значения (рис. 1.1) таковы только в общих чертах. У каждого из биньянов есть еще несколько значений, вот в табличках (рис. 1.3) для примера еще часть из них.
2 биньяна | Частные значения | Примеры | |||
---|---|---|---|---|---|
< | פָּעַל | действие берущего | שָׂכַר снял в аренду | יָרַשׁ унаследовал | > |
הִפְעִיל | действие дающего | הִשְׂכִּיר сдал в аренду | הוֹרִישׁ завещал | ||
< | פָּעַל | само действие | שָׁכַן обитал | יָשַׁב сидел | > |
הִתְפַּעֵל | начало действия | הִשְׁתַּכֵּן поселился | הִתְיַשֵּׁב сел | ||
< | הִפְעִיל | активное действие | הִצִּיל спас | הִסְתִּיר скрыл | > |
נִפְעַל | пассивное действие | נִצַּל был спасен | נִסְתַּר был скрыт | ||
< | הִפְעִיל | приобретение признака | הִשְׁחִיר чернел, чернил | הֶחֱמִיר усугубился, усугубил | > |
наделение признаком | |||||
< | прилагательное | אָשֵׁם виновный | יָקָר дорогой | > | |
הִפְעִיל | приписывание качества | הֶאֱשִׁים обвинил | הוֹקִיר почитал | ||
< | существительное | גֶּשֶׁר мост | יַעַר лес | > | |
פִּעֵל | оснащение чем-либо | גִּשֵּׁר навел мост | יִעֵר засадил лесом |
Рис. 1.3. Примеры более редких соотношений между значениями биньянов
То, что я отношу к биньяну словА, которые вроде на него не очень похожи, пусть вас не пугает. Пока просто поверьте, что подвоха здесь нет, а позже мы это изучим. Если коротко, то дело в особом характере некоторых букв корня, от которого образовано слово.
Как устроен иврит
Вопросы
3) Одна преподавательница утверждала, что если в начале глагола имеется буква ה, то действие, обозначаемое глаголом, требует двух участников. Покажите, что это не так.
Глаголы (система биньянов)
Мы подошли к центральной теме ивритской грамматики — системе глагольных бинья́нов. Обычно бинья́ны вызывают наибольшие трудности в восприятии и даже самим своим названием отпугивают приступающих к изучению иврита. Однако, в этом вопросе, как и в прочих, все зависит от подхода. Можно посмотреть на биньяны с такого ракурса, когда они будут представлять собой систему, стройную и по-своему прекрасную. Это позволит заглянуть в самую сущность еврейского глагола и понять систему глагольных форм в переливе красок, а не мучаться, вбивая себе в голову застывшую, безжизненную схему.
Разница между русскими и ивритскими глаголами
Прежде всего, поставим себе вопрос: какая смысловая связь существует между различными биньянами, в чем смысл того, что в иврите вместо одной единственной формы глагола используются семь? Для этого заметим, что существует определенная аналогия между еврейской системой биньянов и русскими приставочными глаголами.
Рассмотрим, например, глагол «бегать». К нему можно присоединить целый ряд приставок и мы получим: «прибегать, убегать, выбегать, забегать, подбегать». Каждый из них представляет собой совершенно самостоятельный глагол — у него есть прошедшее, настоящее и будущее время, инфинитив, повелительное наклонение. Однако, понятно, что эти параллельные ряды глаголов определенным образом связаны друг с другом и эта связь как раз и задается значением приставок.
Подобно этому, в иврите существует некий исходный биньян, а другие являются вариацией на тему этого исходного с определенными смысловыми добавками. В каждом биньяне глагольный корень образует совершенно самостоятельные глаголы, параллельные ряды форм, которые определенным образом связаны по смыслу. На этом аналогия между русскими приставочными глаголами и ивритскими биньянами заканчивается, поскольку приставочные глаголы часто дают вариацию смысла по пространственным и временным соотношениям между действиями, а ивритские биньяны передают другие смысловые оттенки. Какие именно? Этим мы подробно и займемся в этом уроке.
Отношения между человеком и трудом
Но для начала отвлечемся от грамматики и поговорим, казалось бы, на совсем постороннюю тему. Какие отношения существуют между человеком и трудом, которым он занимается, а также между людьми в обществе в зависимости от их отношения к выполняемому труду? Это может быть нейтральное отношение человека к выполняемому действию, так сказать, технологический аспект труда. Назовем такого человека «работником». «Работник» имеет дело с «материалом», его энергия переносится на «материал труда». Итак, «работник» и его «материал».
По нашему определению «работник» является «просто исполнителем», без всяких эмоций, без всякого вдохновенного отношения к исполняемому труду. Если же некто относится к труду творчески, старается усовершенствовать процесс, расширить сферу применения, выполнить его наиболее полно, развернуто, то такого человека мы назовем «творческим работником». Можно выделить три варианта в творческом подходе:
На кого воздействует «творческий работник»? На некое поле деятельности, целью его труда является расширение поля этой деятельности, сферы применения того процесса, о котором идет речь, усовершенствование его выполнения. Понятно, что у учителя сферой деятельности являются ученики. Итак, мы имеем пару — «творческий работник» и «поле деятельности».
Теперь представим себе, что кто-то хочет добиться результата труда, не прикладывая при этом непосредственных усилий, точнее — не общаясь с «материалом труда». Для этого он должен заставить работать на себя других исполнителей. Такого человека мы назовем «начальник». «Начальник» совершает работу руками других, его «материалом», т.е. «полем приложения сил» является «подчиненный». Если же мы будем говорить о соотношении между «начальником» и «материалом труда», то здесь дистанция между «человеком» и «материалом труда», оказывается гораздо больше, чем в первой паре. Там у нас был «рабочий» и «материал», с которым «рабочий» работает непосредственно, он чувствует его, «материал» наполнен для него энергией, вызывает эмоциональное отношение. Здесь же «начальник» и «материал» отстранены друг от друга, для него это некая абстракция, он не видит его в глаза, просто дает распоряжения определенным образом преобразовать «материал» в «результаты труда». Такой «материал», воспринятый холодным умом, мы назовем «сырье». Итак, мы рассмотрели отношения между «работником» и «материалом» с одной стороны, и «начальником» и сырьем» — с другой.
Кроме того, можно выделить еще одну категорию. Когда мы говорим о «творческом работнике», мы не уточняем, заинтересован ли этот человек в результатах исполняемого труда, или он занимается этим трудом «из любви к искусству». Здесь возможны два варианта:
Все это показано в таблице:
Работник | Творческий работник (учитель, реализатор, разработчик) | Начальник |
Материал | Поле деятельности (ученик) | Подчиненный (сырье) |
Творческий индивидуал |
В этой таблице описанные семь позиций расположены в три столбца. Первый включает «работника» и его «материал». Во втором находится «творческий работник (учитель)», «сфера деятельности (ученик)» и внизу — «творческий индивидуал». Третий столбец — «начальник» и его «подчиненный» (или «сырье»).
В принципе, эта схема выражает все возможные типы отношений человека к труду и людей друг к другу в зависимости от участия в процессе труда, если, конечно, воспринимать их в общих чертах, не вдаваясь в конкретные детали. Внимательно посмотрев на расположение этих категорий, мы обнаружим структуру, повторяющую систему биньянов. Каждому из таких состояний соответствует определенный биньян иврита, а именно:
Это очень стройная, четкая схема, передающая отношение человека к деятельности. А если мы вспомним, что глагол — это и есть обозначение деятельности, процесса труда, то понятно, что еврейская система биньянов передает наиболее фундаментальные свойства реализации идеи действия в человеческом обществе.
Активные и пассивные биньяны
Неслучайность каждого из биньянов (и, тем самым, их числа), четкая очерченность занимаемого им места в общей системе особенно наглядно проступает при следующем подходе. Семь биньянов делятся на две категории:
Понятно, что פָּעַל «пааль» (работник), פִּעֵל «пиэль» (творческий работник) и הִפְעִיל «hифъиль» (начальник) являются биньянами активными и, в принципе, к этой же категории принадлежит הִתְפַּעֵל «hитпаэль» (творческий индивидуал) — он тоже активен, но только в своих собственных интересах. А вот נִפְעַל «нифъаль» (материал), פֻּעַל «пуаль» (поле деятельности) и הֻפְעַל «hуфъаль» (подчиненный, сырье) — несомненно передают объекты действия и являются пассивными. Таким образом, четыре активных биньяна как бы, задают кристаллическую решетку всей системы биньянов, поскольку пассивные биньяны прикреплены к соответствующим активным. Поэтому, если мы найдем строгое соотношение между четырьмя активными биньянами, то, тем самым, мы обоснуем и всю систему в целом.
Взаимоотношения четырех активных биньянов
Заметим, что каждый труд имеет два аспекта:
В процессе труда человек может с интересом или безразличием относится к самому действию, процессу труда или к присвоению его результата. Условно обозначим явно выраженную заинтересованность — 1, а никак не выраженную — 0. Соответственно, мы имеем четыре различные комбинации в подходе:
Каждой из таких комбинаций соответствует один из наших активных биньянов:
פָּעַל «пааль» (работник)
Не заинтересован ни в действии, ни в результате, он просто выполняет работу (0/0). Сама семантика биньяна פָּעַל не подчеркивает этой заинтересованности. Человек, который на что-то смотрит, что-то видит, что-то пишет, может быть, и заинтересован в этом, однако, в самом биньяне פָּעַל средствами грамматики это никак не выражено.
פִּעֵל «пиэль» (творческий работник, учитель)
Это несомненно заинтересованность в действии, поскольку речь идет о творческом подходе, но при этом к присвоению результата отношение вполне безразличное (1/0). Мы уже говорили, что это как бы идеалистический подход к деятельности.
הִתְפַּעֵל «hитпаэль» (творческий индивидуал)
А вот הִתְפַּעֵל — это заинтересованность как в действии, так и в присвоении его результата (1/1).
הִפְעִיל «hифъиль» (начальник)
Схема (процесс/результат)
Практическое изучение системы биньянов
Активные
Видно, что פָּעַל «пааль» (работник) является исходной идеей, он «задает тон» всем ивритским глаголам системы, а остальные биньяны являются своеобразными обертонами, представляющими собой наложение на идею פָּעַל каких-то дополнительных смысловых оттенков. Каковы эти оттенки и как правильно переводить данный конкретный корень, поставленный в тот или иной биньян?
Давайте сравним сначала פָּעַל «пааль» (работник) и הִפְעִיל «hифъиль» (начальник), поскольку между ними разница особенно велика. Они полярны и начать проще с них. Итак, «работник» и «начальник». Предположим, мы имеем в פָּעַל значение «сидеть», в הִפְעִיל это будет означать: «сделать так, чтобы кто-то сидел/заставить сидеть/побудить сидеть». В русском языке, понятно, этому соответствует глагол «посадить». А если мы в качестве פָּעַל выбираем значение «стоять», то в הִפְעִיל мы получим: «заставить стоять/побудить к стоянию», т.е. «поставить». Аналогичный пример: значение «есть/кушать» в פָּעַל перейдет в הִפְעִיל в значение «кормить», т.е. «побуждать к тому, чтобы кто-то ел».
Прекрасный способ перевести הִפְעִיל — взять פָּעַל соответствующего корня, добавить слово «заставить» или » побудить», а потом подумать, как перевести это сочетание на русский язык: есть ли для этого один глагол, или нужно использовать словосочетание, точно такое же или несколько иное. Для вышеприведенных примеров у нас находилось одно слово, хотя сравнение глаголов «кушать» и «кормить» показывает, что здесь может произойти смена корня.
Глагол רָקַד «рака́д» означает «танцевать», הִרְקִיד «hирки́д» — «заставить танцевать/растанцовывать кого-то/пускать в пляс». פָּגַשׁ «пага́ш» — «встречать», הִפְגִישׁ «hифги́ш» — «устроить встречу». В каждом конкретном случае мы составляем пару «заставлять делать» («заставлять писать», «заставлять танцевать», «заставлять встретить»), а далее решаем, как это наиболее естественным образом передать по-русски.
А что будет в том случае, если действие הִפְעִיל распространяется на выполнять некую процедуру. «Обклеивать» — в принципе, выполнять ту же самую процедуру, но с целью достижения дополнительного эффекта: «обклеить комнату обоями», т.е. действие «обклеить» оказывается богаче, чем «клеить». Кроме самой процедуры «клеяния», в нем есть еще и цель этого действия. Эта целесообразность действия очень типична для биньяна פִּעֵל «пиэль» (творческий работник, учитель) в варианте значения, названного нами «реализатор». Творческий работник расширяет сферу деятельности, применяет действие פָּעַל для достижения какой-то дополнительной цели.
Возьмем, например, יָשַׁב («йаша́в» — сидеть), который означает также и «проживать», т.е. постоянно находиться, «сидеть» в каком-то месте. В פִּעֵל глагол יִשֵׁב «ишэ́в» означает «обживать землю/заселять её». Мы видим, что та или иная территория становится местом действия проживания, вовлекается в действие в этом качестве. Или, например, в פָּעַל глагол חָשַׁב «хаша́в» означает «думать», в פִּעֵל он звучит: חִשֵׁב «хишэ́в» — «просчитывать/высчитывать», т.е. имеется некий объект, который становится сферой действия думания (как бы, местом в переносном смысле). Это соответствует русскому слову «обдумать» или «высчитывать/просчитывать».
Третий вариант перевода פִּעֵל — выполнение того или иного действия наиболее полным, совершенным образом, в развернутом его виде. Иными словами, речь здесь идет об исчерпании потенциальных возможностей, заложенных в данном действии. Этот творческий аспект назван нами «разработчик». Например, שָׁלַח «шала́х» ( פָּעַל ) означает «посылать», а вот שִׁלֵח «шилэ́х» ( פִּעֵל ) означает «проводить в дорогу/отсылать/высылать». Здесь налицо доведение действия до максимально развитой формы. Еще один пример, ставший классическим: שָׁבַר «шава́р» — «сломать», где-нибудь в одном месте взять и переломить, שִׁבֵּר «шибэ́р» — «разломать/разнести вдребезги», т.е. довести действие ломки до логического завершения.
Рассмотрим, наконец, четвертый из активных биньянов — הִתְפַּעֵל «hитпаэль» (творческий индивидуал). Обычно его называют возвратным биньяном, подразумевая, что действие совершается кем-то над самим собой, как бы возвращается к тому, кто его делает. Сам субъект действия является его объектом. Сравните: «брить (кого-либо)» и «бриться (самому)». Ивритский глагол «бриться» — הִתְגַלַח «hитгала́х» в биньяне הִתְפַּעֵל говорит о том, что некто действует и сам же является объектом этого действия — действие на самого себя.
Аналогично: הִתְלַבֵּשׁ «hитлабэ́ш» — «одеваться/одевать себя самого», הִתְרַחֵץ «hитрахэ́ц» — «умываться/умывать себя самого». В более общем смысле можно сказать, что действие הִתְפַּעֵל совершается для самого себя, в своих собственных интересах, как мы назвали это «творческий индивидуал». Частным случаем этого является действие, распространенное на самого себя. Например, הִתְלַמֵד «hитламэ́д» — «обучается». Здесь может идти речь о самообразовании или о том, что человек занимается где-то. לוֹמֵד «ломэ́д» — это просто сидит и занимается, может быть из-под палки, может быть — нет, в слове לוֹמֵד ничего подобного не указано, а вот слово מִתְלַמֵד «митламэ́д» делает упор именно на том, что человек делает это сознательно, понимая свой интерес. Это и есть специфика הִתְפַּעֵל — осознание интереса.
Понятно, что это относится к осознанию биньяна, а не к реальному переводу. Например глагол לְהִתְפָּרֵק «лэhитпарэ́к» означает «разделяться на составные части». Он возвратен к глаголу לְפָרֵק «лэфарэ́к» — «демонтировать/разделять» (сравните: פֶּרֶק «пэ́рэк» — «глава/часть»). Если что-то неодушевленное, некая система, конструкция разделяется на составные части, то подразумевается как бы внутренняя воля этой системы — ей почему-то вздумалось разделиться!
Девизы активных биньянов
Можно применить также так называемые девизы биньянов — емкие слова, которые как бы кодируют различные оттенки значений. В качестве девиза פָּעַל «пааль» (работник) мы выбираем слово «действовать». Для פִּעֵל «пиэль» (творческий работник, учитель) таких девизов будет три:
Девизом биньяна הִתְפַּעֵל «hитпаэль» (творческий индивидуал) может быть «действовать в собственных интересах».
Подытожим значение изученных активных биньянов, выбрав общую формулировку для значения каждого из них. Если для исходного פָּעַל «пааль», мы говорим о «действии», то в פִּעֵל «пиэль» — это «развертывание действия» (по трем описанным направлениям), в הִפְעִיל «hифъиль» — «управление действием», а הִתְפַּעֵל «hитпаэль» — «действие в собственных интересах».
Название биньяна | Значение | Социальный план |
פָּעַל «пааль» | Действие | Работник |
פִּעֵל «пиэль» | Развертывание действия:ПассивныеКроме разобранных выше четырех биньянов, остаются еще три, которые можно назвать пассивными, с некоторыми нюансами, о которых будет сказано ниже. נִפְעַל «нифъаль» (материал) — пассивный к פָּעַל «пааль» (работник) פֻּעַל «пуаль» (ученик или поле деятельности) — пассивный к פִּעֵל «пиэль» (творческий работник, учитель) הֻפְעַל «hуфъаль» (подчиненный или сырье труда) — пассивный к הִפְעִיל «hифъиль» (начальник) Звуки, указывающие на пассивность или активность биньяновНа пассивность פֻּעַל «пуаль» (ученик или поле деятельности) и הֻפְעַל «hуфъаль» (подчиненный или сырье труда) указывает звук «у», содержащийся в их основах. В глаголах иврита «у» — признак пассивности, а «и» или «э» — признаки активности. Сравните פִּעֵל «пи э ль» (творческий работник, учитель) — פֻּעַל «п у аль» (ученик или поле деятельности), הִפְעִיל «h и фъиль» (начальник) — הֻפְעַל «h у фъаль» (подчиненный или сырье труда). Строение пассивной фразыВыше мы уже говорили о строении пассивной фразы, пассивной (или страдательной) конструкции. Напомним кратко: אֲנִי מְלַמֵד אֶת הַתַלְמִיד («ани́ мэламэ́д эт hаталми́д» — я обучаю ученика). Эта фраза активная, и использован в ней активный биньян פִּעֵל «пиэль» (творческий работник, учитель). Я являюсь источником этого действия, я — субъект, и фраза начинается с меня, а объект этой фразы, (тот, на кого направленно это действие), ученик, является дополнением. Мы можем перестроить фразу, если нас интересует прежде всего судьба объекта действия — ученика. Мы его ставим на первое место во фразе, делаем его подлежащим, начинаем фразу с него. Мы говорим הַתַלְמִיד («hаталми́д» — ученик), затем мы должны поместить глагол в «отраженном», пассивном виде, перевести из биньяна פִּעֵל «пиэль» (творческий работник, учитель) в биньян פֻּעַל «пуаль» (ученик или поле деятельности): מְלֻמָד («мэлума́д» — обучается/обучаемый). Затем указывается, кем — עַל-יָדַי («аль-йада́й» — мною). Получаем: הַתַלְמִיד לֻמַד עַל-יָדַי («hаталми́д лума́д аль-йада́й» — ученик был обучен (или обучаем) мною). Для значения הֻפְעַל «hуфъаль» (подчиненный или сырье труда) можно привести такой пример: הַצֶ’ק הֻחְתַם אֵצֶל הַמְנַהֵל («hаче́к hухта́м эцэ́ль hамэнаhэ́ль» — чек был подписан у начальника). Понятно, что речь идет о том, что чек был непросто подписан, а что его понесли на подпись, т.е. опосредованное «действие чужими руками» פָּעַל относится к глаголам действия, например: דוֹלֵק («долэ́к» — горит). А вот נִפְעַל относится к глаголам состояния: נִדְלָק («нидла́к» — «загорается», т.е. переходит в состояние горения), נִרְתַח («нирта́х» — закипает) и т.п. В следующем уроке мы с вами рассмотрим множество практических примеров, иллюстрирующих разобранную систему биньянов. Корень גדל (быть большим/расти)Корень דלק (гореть)דָלַק («дала́к» — гореть). הַנֵר דוֹלֵק («hанэ́р долэ́к» — свеча горит). В נִפְעַל «нифъа́ль» (материал) мы имеем форму נִדְלַק («нидла́к» — загорелась). Поскольку דָלַק — это глагол состояния, то נִפְעַל говорит о переходе в это состояние. В הִפְעִיל мы имеем форму הִדְלִיק («hидли́к» — зажег), т.е. побудил загореться, вызвал процесс горения, задействовал: הִדְלִיק אֶת הַנֵר («hидли́к эт hанэ́р» — зажег свечу), הִדְלִיק אֶת הָאוֹר («hидли́к эт hао́р» — зажег свет). Соответственно, в биньяне הֻפְעַל «hуфъа́ль» (подчиненный/сырье труда) — הֻדְלַק («hудла́к» — был зажжен). В принципе נִדְלַק и הֻדְלַק означают одно и то же с точки зрения самого действия. Однако, здесь подчеркиваются разные аспекты. הַנֵר נִדְלַק («hанэ́р нидла́к» — свеча загорелась, возможно, сама по себе, возможно, и нет — для нас это не существенно, важен сам факт). А вот הַנֵר הֻדְלַק («hанэ́р hудла́к» — свеча была зажжена) подчеркивается, что она загорелась не без посторонней помощи, ее кто-то зажег. הֻפְעַל как раз и подчеркивает наличие некого посредника-исполнителя. Аналогично, от корня חתם (подписывать): נֶחְתַם («нэхта́м» — был подписан, например, мною самим) — הַצ’ֶק נֶחְתַם («hаче́к нэхта́м» — чек был подписан). А הֻחְתַם («hухта́м» — был подписан у кого-то определенного) — הַצ’ֶק הֻחְתַם אֵצֶל הַמְנַהֵל («hаче́к hухта́м эцэ́ль hамэнаhэ́ль» — чек был подписан у директора). Корень רתח (кипеть)В биньяне פָּעַל означает «кипеть»: הַמַיִם רוֹתְחִים («hама́им ротхи́м» — вода кипит), или в прошедшем времени: הַמַיִם רָתְחוּ («hама́им ратху́» — вода кипела). В נִפְעַל мы имеем «заставление» — «заставить воду кипеть», т.е. «вскипятить»: אֲנִי הִרְתַחְתִי אֶת הַמַים («ани́ hэрта́хти эт hама́им» — я вскипятил воду). В הֻפְעַל образуется форма הֻרְתַח «hурта́х»: הַמַים הֻרְתְחוּ («hама́им hуртэху́» — воду вскипятили). Сравните: הַמַים נִרְתְחוּ («hама́им ниртэху́» — вода закипела) и הַמַים הֻרְתְחוּ («hама́им hуртэху́» — воду вскипятили). В принципе, с точки зрения физического действия, это одно и то же — переход воды из состояния до кипения в состояние кипения, но биньян הֻפְעַל прибавляет к этому значению новый аспект — то, что был исполнитель действия, кто-то пришел и вскипятил воду, в то время как נִפְעַל обозначает сам этот физический факт. Таким образом, הֻפְעַל богаче содержанием, он содержит идею נִפְעַל плюс еще дополнительную идею наличия исполнителя действия. В נִפְעַל нас интересует только то, что произошло с водой, а הֻפְעַל говорит не только об этом, но и о том, что предшествовало этому, в силу чего она закипела. Корень קרב (приближение)В биньяне הֻפְעַל мы имеем форму: הֻקְרַב («hукра́в» — был приближен). А вот в обратном к פִּעֵל биньяне פֻּעַל мы имеем: מְקֹרָב («мэкора́в» — приближенный), например מְקֹרְבֵי הַמֶלֶךְ («мэкорвэ́й hамэ́лэх» — приближенные царя). Корень כּתב (писать)В פָּעַל он означает, как известно, «писать». В נִפְעַל мы, соответственно, имеем נִכְתַב («нихта́в» — писаться/быть написанным), т.е. просто пассив, поскольку в иврите это глагол действия. הִפְעִיל имеет форму לְהַכְתִיב («лэhахти́в» — побуждать к писанию/заставлять писать). В прошлом уроке мы говорили, что этот глагол утвердился в значении «диктовать». הֻפְעַל имеет форму הֻכְתַב («hухта́в» — быть надиктованным/диктоваться). Соответственно, פֻּעַל образует מִכֻתָב («михута́в» — «исписанный», т.е. покрытый какими-то надписями). В הִתְפַּעֵל образуется слово לְהִתְכַּתֵב («лэhиткатэ́в» — переписываться). Здесь мы видим пример так называемого взаимного действия, когда замыкание действия идет не на одного человека, а на двоих, состоящих между собой в переписке. Между ними действие и происходит, они пишут друг другу. Такое же значение имеют глаголы לְהִתְלַחֵשׁ («лэhитлахэ́ш» — перешептываться) и לְהִתְרָאוֹת («лэhитрао́т» — видеться/видеть друг друга), отсюда и לְהִתְרָאוֹת «лэhитрао́т» — «до свидания/до скорой встречи». Исключения в системе биньяновСистема биньянов в иврите может несколько отклониться от своего идеала. Рассмотрим основные из этих отклонений: 1. Неполнота системы биньяновКогда некоторые из них для определенного корня попросту отсутствуют. Причиной этого, как правило, является малая содержательность для данного корня тех биньянов, которые можно было бы вообразить на месте этих пропусков. А если необходимо передать соответствующий смысл, используются конструкции из двух слов. Могут сказаться и факты исторического плана. Тот или иной корень мог иметь своеобразную судьбу, при которой некоторые биньяны попросту не возникли, хотя можно было бы представить, что они означали. Часто бывает так, что вместо двух биньянов פִּעֵל и הִפְעִיל есть только один из них, и этот один берет на себя функции и второго, отсутствующего, т.е. тонкая разница между ними в данном конкретном случае остается не выраженной в грамматике. Пример: корень לבשׁ (одеваться) 2. Случай отклонений3. Смысловой сдвигНа этом мы закончим обзор различных отклонений от идеальной системы биньянов. Разумеется, он не исчерпывает всех возможных случаев. Но все, что осталось за пределами нашего рассмотрения, это уже единичные глаголы в иврите. Спряжение глаголовВ каждом биньяне существуют шесть различных грамматических категорий, которые собственно и составляют все вместе один глагольный биньян. Во первых, это три времени: Во вторых, это инфинитив (неопределенная форма) — «делать». Далее, это повелительное наклонение или императив (от латинского «imperare» — «повелевать»), на иврите эта форма называется צִוּוּי — «делай/делайте». И наконец форма имени действия ( שֵׁם פְּעֻלָה «шэм пэула́»), которая обозначает процесс действия — «делание». Это не что иное, как отглагольное существительное, но поскольку у каждого биньяна своя форма образования имени действия, ее удобно рассматривать вместе с биньяном. Итак, в каждом биньяне есть пять глагольных форм и одна именная. Правда, это максимальное число, в некоторых биньянах их меньше, о чем мы будем говорить далее. Образование форм спряженияКак же образуются эти формы? Спряжение, т.е. изменение глагола по лицам («я делаю/ты делаешь/он делает/мы делаем») в иврите однотипно для всех биньянов. В чем же разница между различными биньянами? Прежде всего в основе,к которой присоединяются окончания или приставки спряжения. Если вы знаете основу, то более или менее однотипным способом вы можете построить все формы глагола. Понятно, что основ гораздо меньше, чем форм, и поэтому лучше всего начать изучение именно с рассмотрения основ, а потом уже «плясать» от этого каждый раз. Максимальное число основ в каждом биньяне меньше, чем количество грамматических категорий. Дело в том, что у правильных глаголов (а мы сейчас с вами занимаемся правильными трех буквенными глаголами) основы будущего времени, инфинитива и императива всегда совпадают. Это связано с логикой этих основ. Повелительное наклонение соответствует будущему времени: «делай», т.е. ты еще не делаешь, я прошу, чтобы ты делал. А ивритский инфинитив с предлогом ל типа לִכְתֹב («лихто́в» — писать) имеет исходное значение «чтобы делать, чтобы писать», например: אֲנִי רוֹצֶה לִכְתֹב («ани́ роцэ́ лихто́в» — я хочу (чтобы) писать), т.е. здесь тоже идет речь о действии, которое идет в будущем. Итак, основы будущего времени, императива и инфинитива совпадают и, следовательно, максимальное число различных основ в биньяне всего лишь четыре (из шести возможных — две совпадающие, остаются четыре). В большинстве биньянов основ меньше, чем четыре, что еще более упрощает задачу их запоминания. Рассмотрим их последовательно во всех биньянах: 1. פָּעַל «паа́ль» (работник)Основа прошедшего времени огласуется гласными «а-а», например: כָּתַב («ката́в» — писал), עָמַד («ама́д» — стоял), חָשַׁב («хаша́в» — думал). Эта форма совпадает с формой третьего лица единственного числа мужского рода — «он делал», то есть основа כָּתַב является одновременно формой «он писал». Прошедшее время«Ты» образуется с помощью суффикса תָ «та» — под рифму с местоимением אַתָה («ата́» — ты м.р.): אַתָה כָּתַבְתָ («ата́ ката́вта» — ты писал/ты написал). В женском роде с суффиксом תְ «т»: אַתְ כָּתַבְתְ («ат ката́вт» — ты писала/ты написала). «Он» — הוּא כָּתַב («hу ката́в» — он писал/написал). Для «она» добавляется окончание женского рода «а» и сокращается основа — вместо כָּתַבָה «катава» образуется כַּתְבָה «катва́». «Мы» — окончание נוּ «ну»: אָנוּ כָּתַבְנוּ («а́ну ката́вну» — мы писали/написали). «Вы» — окончание תֶם «тэм»: אַתֶם כָּתַבְתֶם («атэ́м ката́втэм» — вы писали/написали) «Они» — окончание «у» и форма звучит כָּתְבוּ («катву́» — они писали/написали) Видно, что все эти формы четко различаются при помощи окончаний. Обратите внимание на сокращение форм: כַּתְבָה («катва́» — писала) и כָּתְבוּ («катву́» — писали) вместо כַּתַבָה «катава» и כָּתַבוּ «катаву». Поскольку формы эти — сокращенные, мы не говорим, что в них другая основа, а считаем, что в формах כַּתַבָה «катава» и כָּתַבוּ «катаву» такая же основа כָּתַב «ката́в», как и в форме כָּתַבְתִי («ката́вти» — я писал). Настоящее времяИзвестные вам формы כּוֹתֵב «котэ́в» и עוֹמֵד «омэ́д» являются не чем иным, как причастием. В פָּעַל основа причастия образуется огласовками «о» и «э», которые ставятся между согласными корня, т.е. כּוֹתֵב («котэ́в» — пишущий), עוֹמֵד («омэ́д» — стоящий), יוֹשֵׁב («йошэ́в» — сидящий). Женский род образуется добавлением окончания ־ֶת «эт»: כּוֹתֶבֶת («котэ́вэт» — пишущая), עוֹמֶדֶת («омэ́дэт» — стоящая), יוֹשֶׁבֶת («йошэ́вэт» — сидящая). Во множественном числе добавляются окончания ־ִים «им» в мужском роде, וֹת «от» в женском и сокращается основа — вместо כּוֹתֵבִים «кот э вим» образуется כּוֹתְבִים «котви́м», а вместо כּוֹתֵבוֹת «кот э вот» образуется כּוֹתְבוֹת «котво́т». Будущее времяБудущее время биньяна פָּעַל образуется от краткой основы, у которой на первом месте огласовка «шва», а на втором — «о» ( כְּתֹב «кто́в»). То же самое касается, разумеется, инфинитива и повелительного наклонения. ИнфинитивБудущее время правильных глаголовПод рифму с инфинитивом образуется будущее время правильных глаголов. Для этого используются префиксы (приставки). Эти приставки одинаковы для всех биньянов и состоят только из согласных, характеризующих то или иное лицо и число: Остальные формы спряжения в иврите образуются с помощью окончаний. «Ты напишешь» в женском роде образуется от формы תִכְתֹב мужского рода добавкой окончания «и» и сокращения основы — вместо תִכְתֹבִי «тихт о ви» образуется תִכְתְבִי «тихтэви́». Второе «шва » — произносимое, т.к. получено в результате сокращения гласного «о», и произносить его как краткое «э» следует всегда. Во множественном числе «вы напишете» образуется добавлением окончания «у» к форме «ты напишешь» — תִכְתְבוּ «тихтэву́». Окончание «у» встречалось уже в прошедшем времени, во множественном числе глаголов, вспомните: כָּתְבוּ («катву́» — они написали). «Они напишут» образуется от формы «он» — יִכְתֹב «ихто́в» добавлением того же окончания «у» — יִכְתְבוּ «ихтэву́». В современном разговорном языке не различаются мужской и женский род для форм «вы напишете» и «они напишут», но в литературном иврите существует форма женского рода. Для того чтобы не запутать вас, мы не стали приводить эту форму в пример. Повелительное наклонениеОбразуется от формы будущего времени второго лица «ты» и «вы» отбрасыванием приставки. Возьмем форму תִכְתֹב («тихто́в» — ты напишешь) и отбросив приставку «ти», получим כְּתֹב («кто́в» — напиши/пиши). Это не что иное, как основа будущего времени в чистом виде. В женском роде мы берем форму תִכְתְבִי «тихтэви́» и снова отбрасываем «ти», остается כְּתְבִי «ктэви». Так как эта форма неблагозвучна — две огласовки «шва» в начале слова недопустимы, мы добавляем вспомогательное «и»: כִּתְבִי («китви́» — напиши ж.р.) Форма תִכְתְבוּ «тихтэву́» множественного числа дает после отбрасывания «ти» и добавления огласовки «и» כִּתְבוּ («китву́» — напишите). Надо сказать, что в современном иврите чаще всего можно услышать в качестве повелительного наклонения формы будущего времени: תִכְתֹב («тихто́в» — напиши м.р.), תִכְתְבִי («тихтэви́» — напиши ж.р.), תִכְתְבוּ («тихтэву́» — напишите). Эти формы звучат менее категорично, нечто вроде «напиши-ка, напиши-же», а вот формы כְּתֹב, כִּתְבִי, כִּתְבוּ — это уже скорее приказ. Имя действияПерейдем теперь к остальным биньянам. Здесь все будет проще, поскольку нам уже известны принципы спряжения, которые, как говорилось, относятся в равной степени ко всем биньянам. 2. פִּעֵל «пиэ́ль» (творческий работник/учитель)Прошедшее времяНастоящее времяВ настоящем времени פִּעֵל основа דַבֵּר употребляется с приставкой настоящего времени. В פָּעַל такой приставки не было, в פִּעֵל она есть, и имеется в большинстве биньянов. Это приставка מ (согласный «м»). Возьмем основу דַבֵּר «дабэ́р» и прибавим приставку מְ — получим מְדַבֵּר «мэдабэ́р». Это означает «говорящий», форма, которая употребляется в качестве настоящего времени. Женский род — מְדַבֶּרֶת «мэдабэ́рэт». מְדַבְּרִם «мэдабри́м», מְדַבְּרוֹת «мэдабро́т» — множественное число. Инфинитив, будущее время и императивИнфинитив имеет основу דַבֵּר «дабэ́р» и приставку לְ «лэ», звучит он — לְדַבֵּר («лэдабэ́р» — говорить). Будущее время образуется под рифму с инфинитивом с заменой приставки «лэ» на приставку, соответствующую лицу. תִדַבֵּר («тидабэ́р» — ты будешь говорить), יְדַבֵּר («идабэ́р» — он будет говорить), נְדַבֵּר («нэдабэ́р» — мы будем говорить), אֲדַבֵר («идабэ́р» — я буду говорить). В женском роде во 2-ом лице окончание «и» — תְדַבְּרִי («тэдабри́» — ты будешь говорить(обращение к женщине). תְדַבְּר («тэдабэ́р» — она будет говорить), напомним, совпадает с формой «будешь говорить» (м.р.). תְדַבְּרוּ («тэдабру́» — вы будете говорить) — окончание «у» и сокращение. יְדַבְּרוּ («идабру́» — они будут говорить). Повелительное наклонение — דַבֵּר («дабэ́р» — говори м.р.), דַבְּרִי («дабри́» — говори ж.р.), דַבְּרוּ («дабру́» — говорите). Имя действияИмя действия — דִבּוּר («дибу́р» — разговор). Существует дополнительная форма имени действия פִּעֵל с огласовками «а» — «а» и окончанием женского рода типа קַבָּלָה («кабала́» — приём), בַּקָשָׁה («бакаша́» — просьба), но она в современном иврите не продуктивна, т.е. то, что уже в течении веков образовалось, вы можете найти в словаре, но новые формы образуются по такой модели сравнительно редко. Форма «и» — «у», наоборот, очень продуктивна, это обычная модель для данного биньяна. 3. הִפְעִיל «hифъи́ль» (начальник)Прошедшее времяНастоящее времяИнфинитив и будущее времяДля инфинитива мы имеем в הִפְעִיל такую же основу, как и в настоящем времени, и звучит он לְהַדְלִיק («лэhадли́к» — зажигать). В этой форме ה не пропадает. В будущем времени приставки «съедают» ה так же, как это делает приставка настоящего времени. Вместо формы אֲהַדְלִיק образуется אַדְלִיק («адли́к» — я зажгу), вместо תְהַדְלִיק образуется תַדְלִיק («тадли́к» — ты зажжешь). «Ты зажжешь» в женском роде תַדְלִיקִי «тадли́ки». «Он зажжет» — יַדְלִיק «йадли́к», «она» — תַדְלִיק «тадли́к», «мы зажжем» — נַדְלִיק «надли́к», «вы зажжете» — תַדְלִיקוּ «тадли́ку», «они зажгут» — יַדְלִיקוּ «йадли́ку». Повелительное наклонениеПовелительное наклонение образуется отбрасыванием приставки: הַדְלִיק («hадли́к» — зажги м.р.), הַדְלִיקִי («hадли́ки» — зажги ж.р.), הַדְלִיקוּ («hадли́ку» зажгите). Эти формы категоричные, а в разговорном иврите можно услышать תַדְלִיק «тадли́к», תַדְלִיקִי «тадли́ки», תַדְלִיקוּ «тадли́ку». Имя действияПассивные биньяныВ будущем времени имеются формы: אֲדֻבָּר («адуба́р» — обо мне будет говориться), יְדֻבָּר («идуба́р» — о нем будет говориться), תְדֻבָּר («тэдуба́р» — о ней), נְדֻבָּר («нэдуба́р» — о нас), תְדֻבְּרוּ («тэдубру́» — о вас (вы будете обговорены) и יְדֻבְּרוּ («идубру́» — о них (они будут обговорены). Других форм в פֻּעַל нет. הֻפְעַל «hуфъа́ль» также имеет лишь одну единственную основу הֻפְעַל и три времени, т.е. параллелизм между פֻּעַל и הֻפְעַל сохраняется и в их пассивах. Например הֻדְלַק («hудла́к» — был зажжен), в женском роде — הֻדְלְקָה («hудлэка́» — зажжена), во множественном числе — הֻדְלְקוּ «hудлэку́» и т.д. В настоящем времени прибавляем מְ к основе הֻדְלַק и после ухода ה как и раньше получаем — מֻדְלָק («мудла́к» — зажигаемый), מֻדְלֶקֶת «мудлэ́кэт», מֻדְלָקִים «мудлаки́м», מֻדְלָקוֹת «мудлако́т». В будущем, соответственно, после ухода ה получается תֻדְלַק («тудла́к» — ты будешь зажжен), תֻדְלְקִי «тудлэки́» — в женском роде, יֻדְלַק («йудла́к» — он будет зажжен), תֻדְלַק («тудла́к» — она будет зажжена), יֻדְלְקוּ («йудлэку́» — они будут зажжены). Видно, что принцип спряжения этих форм достаточно прост. Биньян נִפְעַל «нифъа́ль». У него имеются все шесть форм и две различные основы. Основа прошедшего времени: נִפְעַל «нифъа́ль». Например: נִכְתַב («нихта́в» — был написан), נִכְתְבָה («нихтэва́» — она была написана), נִכְתְבוּ («нихтэву́» — они были написаны). Такая же по звучанию основа в настоящем времени: נִכְתָב «нихта́в». Строго говоря, נִכְתַב в прошедшем времени огласован кратким «а», а в настоящем — долгим «а», но в современном произношении разница между обеими формами стирается. Основа спряжения будущего времени, императива и инфинитива совсем другая и имеет вид הִפָּעֵל «hипаэ́ль», то есть резко отличается от נִפְעַל «нифъа́ль». Инфинитив корня כּתב звучит לְהִכָּתֵב («леhикатэ́в» — писаться). В будущем времени ה «съедается» и появляются формы אֶכָּתֵב «экатэ́в», תִכָּתֵב «тикатэ́в», יִכָּתֵב «икатэ́в» и т.д.
|