Что такое биологическая природа
Биологическое и социальное в человеке
Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: «Биосоциальная природа человека« из раздела кодификатора (1.1 Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции))
Человек — это живая система, представляющая собой единство физического (биологического) и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного. Как живой организм, человек включен в природную связь явлений и подчиняется биологическим (биофизическим, биохимическим, физиологическим) закономерностям. В то же время на уровне сознательной психики человек обращен к социальному бытию с его специфическими закономерностями. Именно биопсихосоциальная природа человека определила его как высшую ступень эволюции живых организмов на Земле.
Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.
Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека.
Так, биологическое, указывает на то, что человек является неотъемлемой частью природы. Биологически человек связан с иными формами жизни, схож с другими живыми организмами:
Существует множество историй, сохранившихся до наших дней о детях, воспитанных волками, медведями, обезьянами, ягуарами. Но, в отличие от истории сказочного героя Маугли, эти дети лишены даже самых элементарных социальных умений и навыков. Так, они испытывают сложности с такими простыми вещами как прямохождение, одевание, речь. Феральные дети не проявляют интереса к обществу людей, с трудом учатся говорить и являются неразвитыми. Многие из реальных подобных детей умерли в раннем возрасте, потому что не смогли приспособиться к новой жизни.
Таким образом, биологическое и социальное в человеке находятся в сложном взаимодействии, определяют психическое развитие и своеобразие человеческой личности.
Попытки рассматривать человека только с одной из сторон, приводит к биологизаторству или социологизаторству.
Общая черта биологизаторских концепций — истолкование сущности человека преимущественно с позиций биологии. Ее представители стремятся объяснить социальные действия человека его биологическими и генетическими характеристиками и видят ключ к пониманию человека в молекулярной генетике.
Представители социологизаторских концепций абсолютизируют значение общественных отношений и считают, что все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками, а главную роль в развитии их способностей играет общество.
Большинство ученых в решении биосоциальной проблемы стремятся избежать крайностей и рассматривают человека как сложный синтез, переплетение биологического и социального начал.
Виды, роль, снижение и охрана биологического разнообразия
Биоразнообразие или биологическое разнообразие – это термин, который описывает разнообразие живых организмов на Земле и степень изменения жизни. Биологическое разнообразие включает в себя микроорганизмы, растения, животных и экосистемы, такие как коралловые рифы, леса, пустыни и т.д. Биоразнообразие – это все, от возвышающихся деревьев до крошечных одноклеточных водорослей, которых невозможно увидеть без микроскопа.
Оно также относится к количеству или обилию различных видов, живущих в определенном регионе. Биологическое разнообразие представляет собой богатство доступных для нас биологических ресурсов. Речь идет о поддержании естественных областей, состоящих из сообществ растений, животных и других живых существ, которые изменяются или вымирают из-за антропогенного воздействия, и разрушения местообитаний.
Элементы и распределение
В биоразнообразии каждый вид, независимо от того, насколько он крупный или маленький, играет важную роль. Различные виды растений и животных зависят друг от друга, и эти разнообразные виды обеспечивают естественную устойчивость для всех форм жизни. Здоровое и устойчивое биоразнообразие может оправиться от множества бедствий.
Биоразнообразие имеет три основных элемента:
Недавно был добавлен новый элемент – «молекулярное разнообразие».
Биоразнообразие распределяется неравномерно. Оно варьируется в глобальном масштабе и по регионам. К различным факторам, влияющим на биологическое разнообразие, относятся: температура, высота над уровнем моря, осадки, почвы и их связь с другими видами. Например, биоразнообразие океана в 25 раз меньше наземного разнообразия.
Биоразнообразие является результатом эволюции на протяжении 3,5 миллиардов лет. Оно подвергалось различным периодам вымирания. Последней и наиболее разрушительной стадией вымирания является голоценовое вымирание (эпоха четвертичного периода), на которое частично повлияла деятельность людей.
Роль биологического разнообразия
Биоразнообразие имеет ряд функций на Земле, включая:
Роль биоразнообразия в следующих областях поможет четко определить его важность в жизни человека:
Виды биоразнообразия
Главным способом измерения биоразнообразия является подсчет общего количества видов, живущих в определенной области. Тропические районы, где теплые климатические условия круглый год, имеют наибольшее биологическое разнообразие. В умеренных регионах, где теплое лето сменяется холодной зимой, наблюдается меньшее биоразнообразие. Регионы с холодными или сухими условиями, такие как области высотной поясности и пустыни, имеют еще меньшее биологическое разнообразие.
Как правило, чем ближе регион к экватору, тем больше биоразнообразие. По меньшей мере 40 000 различных видов растений обитают в тропических лесах Амазонки в Южной Америке, одном из самых биологически разнообразных регионов планеты.
Теплые воды западной части Тихого и Индийского океанов являются самыми разнообразными морскими местообитаниями. Морская экосистема в Индонезии служит домом для более чем 1200 видов рыб и 600 видов кораллов. Многие кораллы создают коралловые рифы, в которых обитают сотни видов организмов, от крошечных морских водорослей до крупных акул.
В некоторых регионах мира имеется большое количество эндемичных видов (виды, которые существуют только на определенной территории). В Капской области – природной экосистеме Южной Африке – обитает около 6200 видов растений, которые больше нигде в мире не встречаются. Районы с большим количеством эндемичных видов называются горячими точками биоразнообразия. Ученые и организации прилагают особые усилия для сохранения жизни в этих регионах.
Биоразнообразие также может относиться к разнообразию экосистем – сообществ живых существ и их окружающей среды. Экосистемы включают пустыни, луга и тропические леса. В Африке находятся тропические дождевые леса, альпийские горы и сухие пустыни. Материк обладает высоким уровнем биоразнообразия, а Антарктида, почти полностью покрытая ледяным покровом – низким.
Другим способом измерения биоразнообразия выступает генетическое разнообразие. Гены являются основными единицами биологической информации, передаваемой при размножении живых существ. У некоторых видов имеется до 400 000 генов. (У людей около 25 000 генов, а у риса более 56 000.) Некоторые из этих генов одинаковы для всех особей в пределах вида – они делают ромашку ромашкой, а собаку – собакой. Но некоторые гены внутри вида различны, поэтому, например, одни собаки – пудели, а другие – питбули. Вот почему у некоторых людей карие глаза, а других – голубые.
Более широкое генетическое разнообразие видов может сделать растения и животных более устойчивыми к болезням. Генетическое разнообразие также позволяет видам лучше адаптироваться к изменяющейся среде.
Сокращение биоразнообразия
За последние сто лет биоразнообразие во всем мире резко сократилось. Многие виды вымерли. Вымирание – естественный процесс; некоторые виды естественным образом вымирают, а новые виды эволюционируют. Но человеческая деятельность изменила естественные процессы исчезновения и эволюции. Ученые оценивают, что в настоящее время виды вымирают в сотни раз быстрее, чем того требует эволюция.
Основной причиной утраты биоразнообразия является уничтожение естественных мест обитания. Поля, леса и водно-болотные угодья, где живут дикие растения и животные, исчезают. Люди очищают земли, чтобы сажать культуры, строить дома и предприятия. Леса вырубаются для получения древесины.
Поскольку места обитания сокращаются, они могут поддерживать жизнь меньшего количества живых организмов. У выживших существ меньше партнеров для размножения, поэтому генетическое разнообразие снижается.
Глобальное изменение климата – также является фактором, снижающим биоразнообразие по всему миру. Более теплые океанические температуры повреждают хрупкие экосистемы, такие как коралловые рифы. Один коралловый риф способен поддерживать жизнь 3000 видов рыб и других морских существ, таких как моллюски и морские звезды.
Инвазивные виды могут также повлиять на биоразнообразие. Когда люди вводят виды из одной части мира в другую, у них часто нет естественных хищников. Эти “неместные” организмы процветают в их новой среде обитания и часто уничтожают местные виды.
Люди во всем мире работают над сохранением биоразнообразия. Животные и растения являются наиболее известными исчезающими организмами. На нашей планете были созданы тысячи охраняемых мест для защиты растений, животных и экосистем. Местные, национальные и международные организации сотрудничают в целях сохранения биологического разнообразия регионов, которым угрожают развитие или стихийные бедствия. Люди также работают над ограничением загрязнения и восстановлением экосистем. По мере того, как экосистемы становятся более здоровыми, их биоразнообразие увеличивается.
Природа биологическая
Установить отношения между той частью своей воплощенности, которая принадлежит живой биологической природе, и своим Я — задачка безумно интересная, но большинству людей это даже в голову не приходит.
Благодаря тому, что большинству это в голову не приходит, хорошо зарабатывают врачи — диетологи и другие люди, которые стоят между моим телом и природой. Раз у меня прямых отношений нет, то, естественно, другим можно на этом заработать, что они с большим или меньшим успехом и делают. Если уж вы взялись осваивать свое хозяйство, свою воплощенность, и хотите стать продвинутым пользователем, то действуйте. Это, собственно говоря, и есть главная и первичная задача — научиться пользоваться всем этим потрясающим изделием — человек. Что такое компьютер по сравнению с изделием под названием «человек»? — игрушка. Но для того чтобы стать продвинутым пользователем компьютера, нужно изучить толстенную, на тонкой бумаге напечатанную, инструкцию по пользованию для продвинутых.
Хотя изучать бесполезно…это знает каждый, кто пытался освоить хотя бы минимальные навыки пользования компьютером, не говоря уже о продвинутых. Пробовать надо, пробовать, отвечая на возникающие вопросы с помощью инструкции или лучше инструктора, а изучать толстую книжку — ну может для гения переноса теории на практику и полезно, для большинства — нет. Чтобы изучать изделие под названием «человек», нужно для начала хотя бы понять, что это очень сложное изделие и что пользоваться им надо учиться: изучать и пробовать, пробовать, пробовать… (см. выше о компьютере). Но поскольку мы получаем тело на халяву, бесплатно, просто по факту рождения, и оно само как-то работает, то чему, собственно, учиться?
А если сломается? Сломается — побежим искать, кто бы починил. Спрос на починяльщиков не уменьшается, и на рынке масса специалистов, в кавычках и без, которые с удовольствием за соответствующую плату нам что-то там починят. Что и как — неясно, но мы ориентируемся по принципу «лучше — хуже». Лучше стало, значит починили. Собственных-то взаимоотношений с этим нет.
Поэтому «назад к природе» — это бред. Никакого зада у нашей природы нет. Зад есть у нашего тела, и то относительно той плоскости, которую мы называем передом. Туда — на природу — человек может пойти только целиком. А целиком человек живет не только в биологической природе, но и еще в двух.
Человек на протяжении своего существования, отвоевав место у биологической природы, соорудил еще и природу социальную. Как во всякой природе, в ней случаются стихийные бедствия, в ней существуют надиндивидуальные законы и, как всякой природе, отдельно взятый индивидуум ей совершенно безразличен. Ну, что природе в целом до одного комара? Что социальной природе до какого-нибудь Сидора Сидорыча или Регины Ивановны? Чем больше масштаб, тем меньше детали. Вот такие мелкие детали.
Сколько там гомосапиенсов на планете? В целом — это человечество, а отдельно — один из шести миллиардов. Каждую минуту на планете умирает приблизительно 115 и рождается приблизительно 120 человек. Поэтому человеку мало одной биологической природы. В одной ей он и человеком-то не станет. Так стайное животное, и все.
Есть еще такое устройство, под названием «человеческая жизнь», с расписанием, с правилами поведения. Надо же не только производить себе подобных на биологическом уровне, из них нужно еще гомосапиенсов изготовить, нужно долгое время, чтобы произведенных социализировать, чтобы они «сапиенсами» стали. Плюс совместное проживание на ограниченной территории с ограниченными ресурсами, плюс постоянная борьба за выживание, с мечтой о гармоничных отношениях с природой.
Когда же внимательно вчитываешься в предлагаемые описания этих гармоничных отношений, то обнаруживаешь, что под гармонией обыкновенно подразумевают полностью подчиненную человеку природу. Вот вам и гармоничные отношения. Природа социализирована, а заповедники на отдельно взятых участках.
Точно также многое социализировано и в нашей персональной биологической природе. Аж диву даешься: дышать нечем, настолько все регламентировано различными социальными конвенциями под видом табу, условностей, модности, престижности, сегодняшних идеалов, идеалов заново созданных по поводу внешности и т. д. Даже есть, что хочется, не получается, потому что это не принято. Ты можешь есть это только дома, тайком, когда тебя никто не видит, но испытывая при этом тяжкие угрызения совести.
Корейцы говорят, что мы — европейцы — вообще все воняем, потому что не едим перец в таких количествах, как они. Однажды меня угостили настоящей корейской едой, так они положили перца в половину против того, что кладут для себя, и, несмотря на все мои возмущения, что я, дескать, могу как они, не уступили. Я не могу передать, какого это было вкуса, но горело в организме все. А потом начались странные явления с психоэнергетикой. Сковородку ко лбу прилепил и носил.
Мы так далеко ушли вперед, что оказались далеко позади. Мы не в состоянии сделать даже то, что могут младенцы, мы не в состоянии определить, чего именно в нашем организме не хватает, и едим что попало.
«Люблю побывать на природе». Ну, так, чтобы комаров не было, тараканов, клещей энцефалитных, грязи, пыли, холода, жары, а вообще-то природа очень красивая.
У меня есть одна знакомая, она очень любит «бывать на природе». Она приезжает в лес или на берег реки, не выходя из машины, открывает окно, если нет комаров, закуривает и любуется природой. Закрывает окошко и уезжает. Молодец. Но отношения у нее с природой ужасные, потому что если она вылезает, то ее обязательно покусают комары и оводы, все занозы — ее, все камушки под ногами — ее.
Читайте также
Чувство и биологическая эволюция
Чувство и биологическая эволюция Эмоция, как и другие виды психической деятельности, возникла и развилась в процессе эволюции. Следовательно, на каком-то этапе эволюции она явилась важным приспособительным фактором. В чём же её приспособительное значение?Жизнь
Биологическая школа и зверинец
Биологическая школа и зверинец После восьмого класса я решила поступить в биологическую спецшколу, чтобы закончить там девятый и десятый классы. Эта школа оказалась на другом конце Москвы. На дорогу у меня уходило полтора часа в одну сторону. Каждый день было по
Глава 1. Стресс как биологическая и психологическая категория
Глава 1. Стресс как биологическая и психологическая категория Упражнение 1.1. «Мои главные стрессоры». В первой колонке коротко обозначьте ваши главные стрессоры – то, что чаще всего беспокоит вас и создает психологические проблемы.Во второй колонке оцените
Ортодоксальная биологическая ориентация: Фенихель и Стерба
Ортодоксальная биологическая ориентация: Фенихель и Стерба Ортодоксальная психоаналитическая теория объясняет психические феномены как результат динамического взаимодействия сил. Конкретно взаимодействие осуществляется между побуждающими силами, или инстинктами,
Биологическая обратная связь
Биологическая обратная связь Биологическая обратная связь — еще один ресурс, помогающий установить более глубокую связь с собственным телом и соматическим интеллектом. Биологическая обратная связь позволяет человеку получить обратную связь (в аудиальной или
Глава 1. Интеллект и биологическая адаптация
Глава 1. Интеллект и биологическая адаптация Всякое психологическое объяснение рано или поздно завершается тем, что опирается на биологию или логику (или на социологию, хотя последняя сама, в конце концов, оказывается перед той же альтернативой). Для некоторых
Биологическая обратная связь
Биологическая обратная связь Биологическая обратная связь работает следующим образом: пациент подключается к различным приборам, которые измеряют разные функции его организма: пульс, кровяное давление, напряжение мускулов, волновую активность мозга. Он смотрит на
Наша биологическая природа изменилась незначительно
Наша биологическая природа изменилась незначительно Мальчики хотят играть с вещами, девочки — хотят общаться с людьми. Мальчики хотят доминировать, достичь высокого положения, а девочек больше заботит мораль, взаимоотношения и окружающие люди. Женщины все еще
Биологическая и социальная сущность женщины
Биологическая и социальная сущность женщины Теперь о главном. Учеными доказана биологическая первичность женского организма. Безусловно, возможность внутриутробного вынашивания плода сама по себе уникальна, а процесс родов несопоставим ни с какими другими
16.7. Биологическая обратная связь
16.7. Биологическая обратная связь Биологическая обратная связь (БОС) имеет исторические корни в кибернетике (науке о коммуникации и управлении). Американский ученый Н. Винер определил обратную связь (feedback) как регуляцию системы путем получения информации о прошлых
5. Наша биологическая природа
5. Наша биологическая природа Физическая природа наших органов чувств накладывает серьезные ограничения на то, какие вещи мы находим интересными. В изобразительном искусстве существует очевидная закономерность: цвет используется лишь в той части спектра, которая
Биологическая подготовленность
Биологическая подготовленность Почему дети боятся змей и пауков, даже несмотря на то, что ядовитые виды этих существ больше не встречаются в их стране? Это выглядит довольно странно. Однако у этого страха есть свое рациональное объяснение. Выяснение на личном опыте,
ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Человек и общество 1.4 Биологическое и социальное в человеке.
ОГЭ. Обществознание.
1.4 Биологическое и социальное в человеке.
План.
Человек — биосоциальное существо.
Человек — это биосоциальное существо. Это значит, что какие-то свойства передаются людям по наследству, обусловлены природой, а другие — результат социализации, жизни в обществе, приобретения свойств и качеств, необходимых для жизни среди людей.
Биологическая сущность человека передаётся ему по наследству, с рождения, а социальная способна сформироваться только в обществе, при взаимодействии с другими людьми.
Биологическое в человеке.
Человек — высшее млекопитающееся, которому свойственны особенности анатомии, физиологии, протекания различных биологических, физиологических процессов в организме – то есть всё то, что дала человеку природа, каким он родился.
Социальное в человеке.
Человек связан с обществом и лишь в нём способен стать личностью; только в обществе формируются его черты характера, развивается речь, мышление.
Человек и животное.
Особенности, свойственные только человеку.
Особенности, свойственные только животному.
Особенности, свойственные и человеку, и животному.
Человек — это часть природы. Многое в нём заложено самой природой. Поэтому есть свойства, объединяющие человека и животного. И связаны они только с инстинктами.
Какие же инстинкты сохранились у людей?
Человек, индивид, личность.
Человек — это биосоциальное существо, представитель человеческого рода Homo Sapiens,наделённое разумом, сознанием, способностью говорить, прямохождением, то есть качествами, отличающими его от животного.
Биологическая сущность человека передаётся ему по наследству, с рождения, а социальная способна сформироваться только в обществе, при взаимодействии с другими людьми.
Индивид
Индивид – это единичный, конкретный представитель человеческого рода. Каждый из нас – индивид.
Личность
Личность – это индивид, социально и духовно развитый человек, наделённый социально значимыми чертами, позволяющими ему жить и трудиться в обществе, отвечать за свои поступки. Процесс приобретения подобных черт личности называется социализация.
Индивидуальность
Индивидуальность – это неповторимое своеобразие каждого человека, то, что делает нас непохожими на остальных. Даже близнецы имеют различия.
В чём проявляется индивидуальность?
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Место человека в живой природе. Биологическая и социальная природа человека.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: Науки об организме человека.
Цель: создать условия для формирования представлений об основных науках, изучающих строение, процессы жизнедеятельности человека: анатомии, физиологии, гигиене, цитологии, гистологии, антропологии; способствовать пониманию роли этих наук в мире, формированию информационной компетентности.
1. Раскрыть роль наук: анатомии, физиологии, гигиене, цитологии, гистологии, антропологии, генетики, экологии человека, медицины – для сохранения и поддержания здоровья человека.
2. Познакомить с вкладом ряда учёных в развитие наук об организме человека.
1. Развивать творческое мышление учащихся, умение излагать свое мнение, обсуждать, делать выводы, сотрудничать, работать с источником информации.
1. Сформировать интерес к изучению нового курса.
2. Воспитывать доброжелательное отношение к мнению другого человека.
Тип урока: формирование новых знаний.
Формы и методы обучения:
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации; дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)
Основные термины и понятия: анатомия, физиология, гигиена, цитология, гистология, антропология.
Оборудование и материалы: презентация к уроку, портреты ученых (Гераклита, Аристотеля, Гиппократа, Луи Пастера, И.И. Мечникова, И.М. Сеченова, И.П. Павлова).
Электронное приложение: «Науки об организме человека» (1).
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Науки, изучающие человека. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/
2. http://biodan.narod.ru – интересные факты из области биологии.
2. Знакомство с учебником, основными компонентами комплекта.
3. Актуализация знаний.
4. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока.
5. Усвоений новых знаний и способов действий.
· Науки об организме человека; их значение для сохранения здоровья человека.
· Роль медицины в диагностике и профилактике заболеваний. Основные методы современной медицины.
6. Первичное закрепление изученного материала.
7. Рефлексия учебной деятельности.
8. Подведение итогов.
1. Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности детей к уроку, проверка отсутствующих.
2. Знакомство с учебником, основными компонентами комплекта.
3. Актуализация знаний.
Проверка опорных знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала.
1. Почему в курсе биологии организм человека мы изучаем после зоологии?
2. Что такое здоровье?
3. Что, по-вашему, нужно делать, чтобы сохранить здоровье?
4. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока. Вводная беседа. Работа по учебнику.
Мотивирую обучающихся к определению темы и постановке познавательной цели урока. На доске – слово «ЗДОРОВЬЕ».
— Здоровье. Что для вас означает быть здоровым? (Не болеть: чувствовать себя хорошо; быть счастливым; успевать делать все дела и не уставать; всегда быть в хорошем настроении и т.д.)
Здоровье – одна из важнейших составляющих человеческого счастья. Здоровье – это совокупность физических и духовных качеств и свойств человека, которые являются основой его долголетия и необходимым условием для осуществления планов, труда, создания семьи, рождения и воспитания детей.
С точки зрения биологии у здорового человека нормально функционируют все системы органов, организм правильно реагирует на все изменения во внешней среде.
— Для чего необходимо изучение строения организма человека? Что необходимо для того, чтобы как можно дольше сохранить здоровье и работоспособность? (Для того, чтобы узнать, какие процессы и каким образом происходят внутри нас: как работает сердце, что ему необходимо для работы: что нужно делать для того, чтобы сохранить здоровье.)
— Верно, для того чтобы решить эти проблемы, необходимо знать, как устроен организм человека, как он функционирует, что для него полезно, а что вредно.
Ребята пытаются озвучить тему и цели урока. Если возникаю трудности, озвучиваю тему и цель урока. Уточняю понимание учащимся поставленных целей урока.
5. Усвоений новых знаний и способов действий.
ü Науки об организме человека; их значение для сохранения здоровья человека.
Объясняю новый материал, используя ЭОР и учебник. Обращаю внимание на вопросы гигиены (бережное отношение к здоровью).
Анатомия – наука о строении организма и его органов.
Физиология- наука о жизненных функциях организма и его органов.
Гигиена – раздел медицины, изучающий условия сохранения и укрепления здоровья.
Главная потребность человека – сохранение жизни и здоровья. Большинство людей не знают, какими большими резервами физического и психического здоровья обладает организм. Мы должны знать, как можно сохранить, развить и использовать эти резервы, чтобы на многие годы продлить активную жизнь, быть здоровым.
В этом году вы также познакомитесь с такими науками, как цитология и гистология.
Цитология – наука, которая изучает строение клеток, их органоидов.
Гистология – наука о строении, функционировании и особенностях тканей.
ü Роль медицины в диагностике и профилактике заболеваний. Основные методы современной медицины.
Для каждой науки характерны свои методы изучения. Мы с вами рассмотрим основные, имеющие наибольшее значение, применение которых актуально и сегодня.
В предыдущих классах вы уже изучали строение микроскопа. Как называется метод, при котором используют микроскоп? (Микроскопия).
Многие из вас хотя бы раз проходили медицинский осмотр – либо перед поступлением в школу, либо в качестве допуска к тренировкам или же для справки в бассейн. При поступлении на работу тоже необходимо проходить медосмотр. В этом нам помогает медицина. Как и у любой другой науки, медицина имеет методы изучения. Думаю, что многие из вас смогут назвать несколько методов, которые также используют для изучения организма человека. ( Электрокардиография, флюорография, УЗИ, рентген).
Один из основных методов цитологии и гистологии – микроскопия. С помощью светового микроскопа можно различить разные типы тканей и увидеть в клетке некоторые структуры. Но для более детального изучения строения клетки и тканей используют электронный микроскоп. Сканирующий электронный микроскоп может создать трехмерное изображение изучаемого объекта.
Для изучения состава слюны, крови, лимфы и других жидких структур нашего организма используют биохимический анализ. С помощью некоторых реактивов можно обнаружить те или иные химические соединения, сделать их количественный анализ.
Эндоскопический метод дает возможность исследовать на живом человеке с помощью световодной техники внутреннюю поверхность пищеварительной и дыхательной систем, полости и сосудов.
Визуальный осмотр ( соматоскопический метод) используют в медицине для определения конституции тела, диагностики тела, диагностики искривления позвоночника. То есть то, что можно определить простым взглядом на тело.
Антропометрический метод изучает тело человека и его части путем измерения, определения пропорций тела, соотношения мышечной, костной и жировой тканей.
Генетический анализ проводится для выявления наследственных факторов предрасположенности к тем или иным заболеваниям.
Все эти методы позволяют более точно узнать о строении организма человека, обнаружить заболевание, если оно есть, и вовремя начать лечение. Надеюсь, что теперь у вас сформировалось более точное представление о том, что необходимо знать о строении тела человека.
6. Первичное закрепление изученного материала.
Устанавливаю осознанность восприятия материала обучающимися, организую первичное обобщение, побуждаю учеников к высказыванию своего мнения. Подвожу обучающихся к выводу о необходимости соблюдения мер по сохранению мер по сохранению здоровья. Наводящими вопросами помогаю выявить причинно-следственные связи между наукой и предметом ее изучения. Обеспечиваю положительную реакцию учеников на работу одноклассников.
Работа с рабочей тетрадью.
— Что изучает анатомия, физиология, гистология, гигиена?
— Почему каждому человеку необходимо знать строение и функции своего организма?
7. Рефлексия учебной деятельности.
Акцентирую внимание обучающихся на конечных результатах учебной деятельности на уроке:
— Что нового вы узнали на уроке?
— Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?
8. Подведение итогов.
Оцениваю работу обучающихся во время урока, комментирую оценки.