Что такое бизнес чат
Бизнес в мессенджерах: как это работает и сколько стоит
Какие возможности для бизнеса открывают мессенджеры? Мы предлагаем разобраться в этом на примере Viber — самого популярного приложения для совершения бесплатных звонков и обмена сообщениями в Украине. Приложение установлено у 96% украинских пользователей смартфонов.
Рассылка бизнес-сообщений
Бизнес сообщениями в Viber называют текстовые сообщения от компаний, на рассылки которых подписались клиенты компании. Инструмент позволяет отправлять персонализированные сообщения в Viber абонента, используя фото, видео и, в отличие от SMS, без ограничений по количеству символов.
Прежде всего, пользователь должен дать согласие на отправку ему таких сообщений компанией. Важно отметить, в случае, если выяснится, что данные контактов были собраны незаконно и пользователи согласия на получение информации от компании не давали, заказчика будут ждать крупные штрафы. Тарифицируются только доставленные сообщения. При этом Viber предоставляет статистику по количеству просмотренных сообщений, что позволяет оценить эффективность рекламной кампании.
Если в первые 24 часа запуска кампании поступило 5% отказов, или жалоб на спам, то это главный сигнал пересмотреть кампанию.
Реклама в мессенджерах
Все крупные мессенджеры никогда не показывают рекламу на экране переписки. Они используют другие варианты размещения рекламных объявлений: окно после завершения звонка, баннер в списке чатов, поиске и пр. По данным Viber, средний показатель кликабельности рекламных объявлений составляет 1.41%. Это на 16% выше, чем реклама на других платформах.
Чат-боты
Чат-боты обычно используют как альтернативу мобильным приложениям. Разработать чат-бота можно своими силами, не привлекая профессиональных программистов. Кроме того, в отличие от приложений, ботов поддерживают все гаджеты. Бот позволяет обеспечить персонализированную поддержку каждого пользователя. Кроме того, что этот инструмент помогает снизить нагрузку на горячую линию компании, он позволяет экономить время клиента, что повышает лояльность к бренду.
Насколько же эффективны чат-боты украинских компаний? Сервисом Opendatabot в Украине пользуется 650 000 пользователей. В чат-боте доступны: проверка государственных органов, поиск по реестру должников и мониторинг недвижимости. Каждый из этих сервисов позволяет решить простую бытовую проблему. По словам основателя Opendatabot, пользователи Viber — одни из самых активных по количеству поисковых запросов и подписок. Каждый месяц сервисом пользуются более 200 000 человек, которые заходят в него 3-4 раза в месяц. Еще 140 000 подписчиков насчитывает сообщество сервиса в Viber.
Чат-бот Krispy Kreme
Интерфейс чат-бота Krispy Kreme позволяет провести полноценный заказ еды. После выбора пункта МЕНЮ пользователю отображают категории продуктов. При выборе категории на экране чата отображаются продукты, которые можно добавить в корзину. Завершающих этапом использования чат-бота является проверка и подтверждение заказа. В этом же окне возможно выбрать способ доставки. А после подтверждения личных данных и способа оплаты заказ моментально передаётся в заведение. Таким образом, один чат-бот в Viber заменяет целое приложение.
Создание чат-бота в Viber бесплатно (есть официальное руководство для разработчиков), но есть платные варианты продвижения чат-бота компании для привлечения новых пользователей. Внутри приложения продвижение чат-ботов возможно с помощью рассылки бизнес-сообщений, стикерпаков или через сообщества. Для продвижения чат-ботов можно использовать посты в других социальных сетях.
Самым успешным способом для привлечения аудитории чат-бота сегодня являются стикерпаки.
При загрузке стикерпака, который привязан к чат-боту, пользователи автоматически перенаправляются к боту. Подобные стикеры называются free&subscribe. Как говорят представители Viber, привлечение 1 000 000 человек обойдётся бренду порядка 10 000$, что, в свою очередь, составляет 0.01$ за вовлечение каждого пользователя.
Сообщества в мессенджерах
Инструмент, который позволяет бренду поддерживать коммуникацию со своей аудиторией. Сообщать о новостях, новинках и акциях. При этом у бренда есть возможность администрирования и модерирования своего сообщества. Таким образом, бренд не только может сообщать о новостях компании, но и проводить опросы, конкурсы, делиться видео, собирать обратную связь по лайкам. Создание сообщества абсолютно бесплатно. Но главное — это привлечение пользователей. Тут стоит задуматься о создании стикерпака, для загрузки которого пользователь даёт согласие и становится подписчиком сообщества. Например, выпуск тематического стикерпака привлёк в сообщество Тины Кароль 546 000 пользователей. Оля Полякова собрала более 1 миллиона участников, а Олег Винник объединил свыше 1,2 миллионов «вовчиць» в своём сообществе.
Стикерпаки
Ориентировочный срок для подготовки статичного стикерпака или стикерпака со звуком — 40 дней.
Для анимированного пака закладывается больше времени (+1 месяц), так как производится он на основании готового статичного пака. После запуска стикерпака в течение нескольких месяцев он находится в самом верху выдачи окна поиска стикеров. Дополнительно Viber предлагает возможность размещения баннера на экране поиска стикеров.
Существует несколько способов запуска стикерпаков — локальный и глобальный. В первом случае, стикерпак отображается в окне поиска только в выбранном регионе. После запуска стикерпака в течение нескольких месяцев он находится в самом верху выдачи окна поиска стикеров. Дополнительно Viber предлагает возможность размещения баннера на экране поиска стикеров.
Например, запуск стикеров Ольги Поляковой способствовал привлечению более 600 000 участников в сообществе певицы за 3 месяца. Это значит, что ежедневно стикеры скачивали более 6000 пользователей. После запуска стикерпака, сообщество Олега Винника в первый день пополнилось более 60 000 новых участников. А в течение трёх месяцев стикерпак артиста стал самым популярным в Украине и превысил 1 миллион загрузок. Благодаря стикерпаку, сообщество артиста является самым крупным в Украине.
Самыми популярными стикерпаками в Украине являются:
При этом, за первый квартал 2019 года самым загружаемым бесплатным стикерпаком являются стикеры Олега Винника. Следующим по загрузкам стал стикерпак Mystic Lab, а закрывают тройку стикеры Amazing ever town.
В сухом остатке
Мессенджеры предлагают различные инструменты для бизнеса, которые позволяют привлекать или удерживать пользователей и решать различные задачи компании. Но, в отличие от уже привычных рекламных инструментов, в мессенджерах пользователи сами выбирают какую информацию они хотят получать. Поэтому бренды стали интересными, а не навязчивыми. А после запуска в Украине клавиатуры для шоппинга (внедрение этой функции в мессенджеры станет отличной возможностью для развития малого бизнеса, например, брендов начинающих дизайнеров. Это позволит создавать витрины товаров и станет дополнительным каналом продвижения), мессенджеры станут настоящей торговой площадкой, которая позволит не только продвигать бренд, но и станет еще одним удобным инструментом для развития малого бизнеса.
Для тех, кто хочет знать больше
Подписывайтесь на наш нескучный канал в Telegram, чтобы ничего не пропустить.
Подписаться: крутые чаты и сообщества для предпринимателей
Несколько лет назад я присутствовал на собрании бизнес-клуба, на котором один из основателей произнес речь, называя всех собравшихся — в шутку, естественно — «анонимными алкоголиками». Он имел в виду, что жизнь и интересы предпринимателя — достаточно специфическое занятие, и даже семья, родственники и близкие друзья не всегда понимают того человека, который занимается бизнесом. Практически единственное место, где можно встретить единомышленников, посоветоваться и выговориться — это бизнес-сообщества.
Про бизнес-клубы в офлайне у нас еще будет публикация, а пока что мы решили собрать список интересных бизнес-чатов. Живое общение — это очень круто, но у интернет-сообществ есть свои выгоды: мгновенный обмен опытом вне зависимости от географии.
В Telegram
«Кофейный» чат
Канал «Заварили» придумала Саша Волкова, которая сначала работала редактором в компании «Эвотор» и писала про бизнес, а потом заключила пари с руководителем и решила открыть собственную кофейню, чтобы «пощупать» бизнес изнутри. Эти приключения Саша описывала в Телеграме. Пари она в итоге проиграла, кофейня не вышла в прибыль. Саша уволилась, учла предыдущие ошибки и сделала вторую попытку. Собственно, об этом и канал.
В чате 1849 участников. Будет интересно тем, кто занимается кофейнями. Чтобы присоединиться к чату, сначала зайдите на сам канал и нажмите внизу, под постами, кнопку «Обсудить».
Чаты для бизнеса от «Яндекс.Диалогов»: инструмент лидогенерации или красивый сниппет
Если пять лет назад было достаточно экзотично установить себе на сайт онлайн-консультанта, то сейчас появился новый вид экзотики — поговорите с потенциальным клиентом прямо из выдачи в «Яндексе».
Скорее всего, вы уже видели их — чаты для бизнеса в рамках платформы «Яндекс.Диалоги» компания анонсировала 2 августа 2018 года. По словам «Яндекса», с их помощью общение с качественными сайтами становится максимально доступным для пользователя — общаться будем непосредственно со страницы поисковой выдачи.
Пример чата в выдаче
Это нечто вроде усилителя: если раньше вы могли «докричаться» до клиента только в своей лавке с пряностями, шелками и прочим, то теперь у вас в руках мощный громкоговоритель, который позовёт клиента, как только тот переступит ворота ярмарки (если, конечно, вы в топе лавок с пряностями).
Есть как минимум две причины:
Выделяющийся сниппет. Есть одна психологическая теория, согласно которой человек, занимающий много места в пространстве, таким образом желает казаться более значимым, большим, успешным. Так и здесь: сниппеты в «Яндексе» буквально кричат «Нажми меня!». Пёстрые карусели турбо-страниц, рейтинги магазина, фото и видео и кнопка онлайн-чата с компанией.
Пример сниппета в выдаче «Яндекса»: карусель из турбо-страниц, рейтинг, адрес, чат с компанией
Чтобы не проиграть конкурентам и участвовать в выдаче в таком красивом облачении, вебмастера внедряют все новинки от «Яндекса», в том числе и «Яндекс.Диалоги» для бизнеса. Однако советуем сначала разобраться, подойдут ли они для вас.
Не готов отвечать на вопросы пользователей. Устанавливая сервис для красивого сниппета, помните о регулярных проверках со стороны «Яндекса». Отвечаете на вопросы посетителей из чата или игнорируете их? Во втором случае вам грозит исключение использования диалогов на сайте. Как выглядят проверки «Яндекса», покажем позже.
Немного сухой статистики: пользователь из выдачи ждёт ответа в чате не более 30 секунд, на сайте его лояльность к ожиданию ответа возрастает до трёх минут и выше.
Для остальных же установка «Диалогов» для бизнеса если не увеличит количество обращений и продаж, то хотя бы не навредит. В этом случае лучше иметь, но не пользоваться, чем не иметь и проиграть конкуренту, подключившему сервис себе на сайт.
1. Заходим на сайт под тем аккаунтом, у которого есть подтверждённые права в «Яндекс.Вебмастере» на сайт, жмём сюда:
Идея для продвинутых: как заработать на чат-боте
Создатели популярных чат-ботов утверждают, что сегодня обзаводиться ботами стремится и крупный бизнес типа банков и маркетплейсов, который таким образом серьезно сокращает затраты на персонал, и обычные предприниматели, для которых простейший бот в соцсетях может стать источником заработка. Нюансами «приручения» чат-ботов с РБК Трендами поделились основатель TalkBank Михаил Попов и ИТ-предприниматель, создатель платформы «Глаз Бога» Евгений Антипов. Оба считают, что в чат-ботах заложены огромные бизнес-перспективы, которые пока не все сумели увидеть.
Что такое чат-бот?
Чат-бот, или просто бот — это специальный вид приложений, который реализуется в виде диалогового интерфейса. Пользователи нередко сталкиваются с ботами, когда на странице сайта всплывает окошко, где некая Татьяна или Мария Степановна, представляясь сотрудником компании, предлагает ответить на ваши вопросы.
При этом общаться вы будете не с оператором, а с искусственным интеллектом, и по мнению экспертов, в этом есть свои преимущества.
Боты, которые работают в соцсетях, для того, кто с ними общается, не отличаются от обычных пользователей.
Зато они умеют делать полезную работу, часто за минимальное вознаграждение. Но в сумме оно может приносить владельцу до нескольких миллионов рублей в день, утверждает Антипов. По словам Попова, среди клиентов TalkBank есть такие, кто зарабатывает с одного клиента в чат-боте в среднем по 100-200 тыс. рублей.
В чем боты превзошли человека?
Чат-боты могут давать не только текстовый, но и медиаконтент. Это видеоролики, аудиосообщения, подкасты и любой другой контент, который доступен в мессенджере. Это делает коммуникацию максимально полной, живой и понятной по сравнению с чат-ботами в отдельных приложениях, например, в банковских.
Россия — лидер империи ботов
Чат-боты — один из редких примеров, когда Россия сумела завоевать лидерство. По словам Евгения Антипова, Россия находится на первом месте в области разработки ботов, причем отечественные разработчики часто ориентируются не только на российский, но и на мировой рынок. Впрочем, нет ничего удивительного в том, что лидерство в производстве чат-ботов остается за родиной создателя Telegram Павла Дурова. Михаил Попов утверждает, что по степени развития чат-ботов Россия опережает страны Европы и США. Но есть множество других стран, где чат-боты активно набирают популярность. В первую очередь это Иран, где в Telegram присутствуют практически все сферы деятельности, в том числе правительственные боты. В Индии чат-боты позволяют сотням миллионов людей получать сервисы на очень простых и дешевых смартфонах. Чат-боты популярны в Китае, где они входят в обиход пользователей, встраиваясь в процессы покупок в WeChat. Также это страны Южной Америки, в первую очередь Бразилия, где очень популярны WhatsApp и Telegram.
Что умеют чат-боты?
Разработчики ботов утверждают, что сфера их применения практически не ограничена. При этом все большее развитие они получают не только в традиционных сайтах и приложениях, но и в привычных всем соцсетях, в особенности Telegram. Там сфера использования ботов далеко не всегда может быть деловой. К примеру, недавно появились пранкер-боты. Им достаточно скинуть номер человека, которого вы хотите разыграть, и в ответ получите запись разговора с розыгрышем.
По словам Антипова, аналоги приложений для знакомств, такие как Tinder и многие другие, идеально подходят для интеграции в систему Telegram-ботов. И подобные приложения уже созданы.
Не выходя из любимого мессенджера, где вы проводите все время, можно быстро заполнить базовую анкету и начать подбирать себе пару. А там и до свидания недалеко.
Чат-боты позволяют скачивать книги, смотреть фильмы и музыку.
Однако чат-боты в Telegram способны не только развлекать. Пользователям они помогут решить временные финансовые трудности, а своим создателям — заработать на этом.
Отдельная сфера применения ботов, перспективная с точки зрения заработка, — персональные данные. Например, за небольшую сумму боты помогут приобрести номер для создания аккаунта на популярных сервисах бесплатных объявлений или в любой из соцсетей.
Еще одна сфера применения ботов — удобные аналоги различных приложений для бизнеса, чтобы вести собственный учет. Онлайн-магазины в связке с телеграм-каналами, где канал будет играть роль журнала покупок, а телеграм-бот — роль удобного личного кабинета для покупки, выбора размера и даже оплаты, ведь боты позволяют легко привязать внутреннюю оплату без заморочек, связанных с интеграцией сторонних платежных систем.
В сфере услуг, медиаконтента и образования у чат-ботов есть сильные преимущества по сравнению с другими интерфейсами. Все чаще ботами обзаводятся образовательные платформы и вузы.
Сколько стоит бот?
Сегодня обзавестись чат-ботом достаточно просто. Платформ для создания ботов в Сети — великое множество, причем есть среди них и те, где создать простейшего бота можно абсолютно бесплатно. Правда, и заработать на нем вряд ли получится. Другие сервисы работают по подписке.
Для примера, стоимость создания чат-бота для Telegram и дальнейшее пользование им начинается от 1000 рублей/месяц.
На платформе «Сбер Бизнесбот» обещают, что настроить бота можно буквально за три минуты, при этом он позволит сократить расходы на поддержку клиента на 20%.
Единственный недостаток таких платформ для пользователя — ограниченная функциональность. Как правило, конструкторы ботов позволяют создать инструмент для анкетирования клиентов, к примеру, при приеме на работу, или рассылки заранее подготовленных сообщений. «В этом смысле они больше напоминают сервисы e-mail рассылок, только в интерактивном формате», — уточняет Попов.
Более сложные и продвинутые решения для корпораций и Enterprice-сегмента — вотчина специализированных компаний-разработчиков. Они могут создавать ботов с нуля или использовать свои платформы с искусственным интеллектом для того, чтобы делать ботов качественнее и быстрее. Накопленная диалоговая база позволяет искусственному интеллекту чат-бота правильнее и грамотнее общаться с клиентом, эффективнее понимать его запросы и давать более уникальные ответы.
Именно такие боты интересны банкам, страховым компаниям и сервисным платформам. Стоимость Enterprice-решений измеряется миллионами и десятками миллионов рублей. Бизнес видит смысл в таких затратах, поскольку умные решения могут полноценно заменять большую долю операторов контакт-центров и любого другого фронт-офиса. Они общаются на одном языке с клиентами, имеют глубокую интеграцию с бизнес-системами компании-партнера и предоставляют разветвленный сервис для конечного клиента. Так, специализированные боты на базе TalkBank Platform позволяют провести клиента из пункта А в пункт Б в рамках бизнес-процесса партнера максимально быстро и эффективно с высоким уровнем конверсии. Это важно не только для компании-партнера, но и для клиента, так как ему необходимо быстрое распознавание его запросов и эффективное решение конкретно его ситуации, например, когда речь идет о совершении транзакции.
Кто уже оценил преимущества ботов?
Антипов и Попов приводят в пример и серьезные продукты, реализованные на базе ботов. Например, CLICK-кошелек. «Ребята использовали бот как третью площадку помимо мобильной разработки», — уточняет Антипов. Такие популярные бренды как Comedy Club, каршеринг YouDrive также используют боты для распространения контента и для оказания удобной технической поддержки. Известная мойка BlackStar дала возможность бронировать и записываться на мойку через собственного Telеgram-бота, где ведется аналитика посещений и можно следить за состоянием своего автомобиля. Такси «Максим» также решили не отставать и, благодаря возможности делиться геопозицией с ботом и даже давать возможность ее отслеживать, сделали полный аналог приложения такси в рамках маленького телеграм-бота, который не уступает в функционале.
По словам Попова, многие крупные корпорации используют боты для внутренних задач, для работы с персоналом, оптимизации бизнес-процессов, связанных с HR, закупками, логистикой и так далее. Многие уже предоставляют чат-ботов своим клиентам. Впереди всех находится финансовая сфера. Многие банки и страховые компании работают с чат-ботами и предлагают их клиентам.
Чат-боты стали новым трендом для ритейла. Клиент может прямо в нем собрать корзину, тут же ее оплатить, получить скидку или воспользоваться своими бонусными баллами и забрать покупку уже на кассе. Такие схемы становятся все более и более популярными. К примеру, недавно «Лента» запустила чат-бота Set Galya, который позволяет кассирам отменять позиции в чеке и менять количество товара без участия старшего кассира. В будущем такой чат-бот поможет управлять списком покупок самого клиента. Больших доработок это не потребует, потому что главная особенность — интегрироваться с кассовым узлом. Если она есть, то современные технологии чат-ботов позволяют дать такой интерфейс клиенту, где бы он мог подбирать и убирать позиции из своей корзины и также оплачивать. Если говорить о мировом опыте, то магазин канцтоваров Staples выпустил своего чат-бота в Facebook, который помогает клиентам заказывать товары и управлять своими заказами. «Поэтому такое направление будет развиваться, оно во многом упрощает историю быстрых покупок по сравнению с мобильными приложениями, которые нужно устанавливать», — отмечает Попов. Одно из преимуществ чат-ботов в сравнении с веб-сайтами возможность допродавать товары клиентам. Когда клиент сам выбирает товары в каталоге, у него есть сложность — он не знает, что искать. Покупки ограничиваются списком покупок или предложением, которое непосредственно оказалось перед глазами на сайте. «С чат-ботом можно сделать достаточно интересную структуру вопросов, которая позволяет клиенту определиться с товарами. Например, под событие или задачу, где чат-бот, зная потребительские предпочтения, поможет сформировать такую корзину и оформить заказ. Так, если бы с клиентом работал профессиональный продавец-консультант, но при этом в массовом цифровом формате, без очередей и ожидания отклика оператора», — отмечает Попов.
Растет спрос на чат-боты в сфере самозанятых, как для провайдеров услуг, так и для их клиентов. Они могут заказывать услуги мастеров и исполнителей через чат-ботов. Это становится важной составляющей маркетплейсов, которые работают с самозанятыми, например, YouDo.
Перспективы бизнеса на чат-ботах
Создатели чат-ботов утверждают, что в целом пока прямая конкуренция между чат-ботами не стоит так остро, как между мобильными приложениями. Там тратятся безумные деньги только за скачивание, чтобы быть в топе рейтинга магазинов мобильных приложений. В чат-ботах пока такой ситуации нет. «За счет больших сообществ в Telegram или Viber можно быстро прокачать свой чат-бот и сделать его популярным, если он дает действительно ценную информацию и приносит пользу клиентам», — убежден Попов. Большинство чат-ботов по-прежнему уникальны, так как сейчас достаточно легко найти свою нишу, где можно стать лучшим.
Корпоративный мессенджер: преимущества локального чата для компании
Эффективность бизнеса во многом зависит от качества и скорости коммуникации: внутри коллектива, с клиентами, поставщиками, партнерами. Самый удобный инструмент для этого — корпоративный мессенджер. Он поможет наладить работу при переходе на удаленный режим или в системе филиалов большой компании.
Что такое корпоративный мессенджер
Основные возможности корпоративного чата:
обмен документами, изображениями, аудио-, видеофайлами;
звонки по аудио-, видеосвязи, организация конференций;
тематические чаты, к которым можно подключать только определенных сотрудников.
Мессенджер — удобное решение для компании, если:
отделы расположены в разных зданиях, районах, городах;
у вас много офисных и удаленных сотрудников, вы часто собираетесь на планерках;
нужна немедленная реакция на запросы, например, оперативная отчетность.
Также чат нужен, если в течение рабочего дня происходит много согласований, есть большой поток заказчиков и важно контролировать ситуацию по каждому. История сообщений подскажет, в каком статусе находится общение, какие документы надо отправить или когда позвонить.
Плюсы корпоративных мессенджеров
Корпоративные мессенджеры созданы специально для бизнеса. У них больше функций в сравнении с массовыми приложениями и повышенный уровень безопасности передачи данных — обычно корпоративные мессенджеры работают под протоколом AES. Мессенджер можно настроить под потребности компании и контролировать его работу через отдел IT, а технические неполадки оперативно устранит производитель ПО.
Корпоративные мессенджеры помогают повысить продуктивность в команде. Пользователь может настроить оповещения, отмечать свое присутствие на рабочем месте и не отвлекаться на личные сообщения. К примеру, в мессенджере Mango Talker есть функция показа статусов коллег: вы устанавливаете статус «Не беспокоить» во время совещания, а другие сотрудники экономят время и не пытаются с вами связаться. Попробуйте приложение Mango Talker и оцените другие полезные опции — использование бесплатно для клиентов MANGO OFFICE.
Почему не стоит просто пользоваться обычными мессенджерами
Серверы, через которые проходят сообщения, принадлежат третьим лицам. Вы не контролируете безопасность передачи данных и доступ к ним посторонних людей. Программы на корпоративном сервере выигрывают, ведь правила в них устанавливает владелец компании.
Главные минусы публичных мессенджеров:
низкая скорость передачи файлов, их сжатие, ограничение по размеру;
отсутствие поиска в чатах или его неудобство;
рассылки спама, невозможность отключить его;
отвлечение на чаты с друзьями, подписки на каналы;
плохая работа push-уведомлений на смартфонах и компьютерах;
личные контакты вперемежку с рабочими, можно по ошибке отправить сообщение не туда.
Виды мессенджеров
Мессенджеры делятся на три категории: бесплатные, бессерверные и клиент-серверные. У них есть и преимущества, и недостатки, которые стоит учитывать при выборе.
Бесплатные
Преимущество бесплатных мессенджеров в скорости их работы и отсутствии затрат на внедрение ПО. Также они работают через облачные серверы разработчиков, которые гарантируют непрерывность связи. Но такие приложения, как Google Talk, Агент Mail.ru, ICQ уязвимы — у них невысокий уровень безопасности передачи данных.
Второй недостаток решения — для регистрации в системе часто используют личные телефоны, а это угроза конфиденциальности при увольнении сотрудников. В случае смены номера теряется история сообщений, а с ней адреса и телефоны клиентов, последние договоренности с ними, которых еще нет в CRM. Но главное — у компании нет возможности контролировать разговоры сотрудников, так как нет доступа к серверу.
Бессерверные
Это коммерческие продукты: Vypress Chat, Network Assistant, Tox. Все они отличаются замкнутой системой: пользователи видят только друг друга и не могут общаться с «внешним миром». Это инструмент для взаимодействия внутри коллектива — с его помощью не получится переписываться с заказчиками или поставщиками.
Бессерверные мессенджеры подходят для сетей до 30 рабочих мест. Они работают без доступа к интернету и сильно загружают сетевой трафик. Такой подход хорош, когда нужна система информирования без обратной связи. Для приватного диалога лучше установить коммутаторы — они помогут настроить отправку сообщений конкретным получателям.
Клиент-серверные
Более сложная ИТ-инфраструктура требует других решений, например, клиент-серверных. Их «центральная» программа устанавливается на удаленный или локальный сервер, а системы работают на платформе UNIX или Microsoft Windows. Сервер находится под контролем компании — вы сможете следить за безопасностью данных в сети. Сообщение дойдет до нужного адресата, даже если он не будет онлайн — информация останется на сервере. Поэтому для корпоративного использования больше всего подходит этот тип мессенджеров.
Клиент-серверные мессенджеры устанавливаются на те же серверы, что используются для учетных программ или IP-телефонии. Поэтому подключиться к серверу можно практически любым способом: по локальной сети, Wi-Fi, GPRS, 4G (LTE), VPN-каналу.
Как выбрать мессенджер
Есть продукты, популярные в определенной среде — например, Slack в IT-отрасли. Но мессенджер в любом случае нужно оценить с точки зрения удобства, функциональности. Иногда критичным становится возможность русификации интерфейса, его мобильная адаптация.
Перед выбором мессенджера составьте перечень необходимых функций. Мы подготовили примерный список критериев:
работа в рамках локальной сети или с подключением через интернет;
требуется ли анонимайзер или виртуальная частная сеть VPN;
тип платформы, поддержка мультиплатформенности;
наличие веб-версии для оперативного запуска в браузере;
возможность интеграции с другими сервисами вроде CRM;
поддержка обмена файлами, документацией.
В зависимости от направления бизнеса может понадобится шифрование данных. В этом отношении надежнее платные продукты, лицензионное соглашение которых предполагает сохранность информации и ответственность за разглашение коммерческой тайны.
Как внедрить корпоративный мессенджер
Внедрение проходит в несколько этапов. Первый заключается в подборе списка критериев. На втором этапе нужно установить мессенджер в тестовом режиме и подключить к нему группу сотрудников. Тестирование разных функциональных возможностей поможет выбрать подходящий вариант.
Как проходит внутренняя настройка программы:
Подключите нужное количество пользователей: установите мессенджеры на все компьютеры и телефоны, чтобы использовать чаты не только в офисе.
Создайте для каждого пользователя учетную запись.
Подготовьте инструкции и обучите сотрудников.
Настройте чат-бот для приветствия и инструктажа новых пользователей (зависит от приложения).
Создайте общий чат компании и чаты для проектов и отделов.
Подключите сотрудников к чатам.
Интегрируйте мессенджер с другими платформами.
Настройте права доступа для каждого члена команды.
Оформите интерфейс в фирменном стиле бренда.
Заключение
Корпоративный мессенджер поможет вам не только наладить удобную коммуникацию в команде, но и оптимизирует рабочий процесс. Присмотритесь к платным программам, так как они гарантируют безопасность ваших данных. Выбирайте мессенджер, который можно настроить под потребности компании — не игнорируйте этап тестирования. У некоторых поставщиков для этого есть пробный период использования.