Что такое бизнес финансовая грамотность
Финансовая грамотность: как не потратить всю зарплату и заработать больше
Что такое финансовая грамотность
Это набор навыков и знаний, которые помогают не тратить лишнего и приумножать накопления. К ним относятся планирование бюджета, знание кредитных и страховых продуктов, умение распоряжаться деньгами, правильно оплачивать счета, инвестировать и откладывать.
Среди стран G20 население России не добирает до средних показателей по уровню финансовой грамотности. Но чтобы повысить ее, достаточно освоить теоретические азы и прикладные приемы. Это позволит не переживать по поводу долгов и непредвиденных ситуаций, быть спокойным за свое долгосрочное будущее и достойно жить в настоящем.
Финансовая грамотность похожа на школьный предмет. Вы начинаете с базовых принципов и со временем осваиваете все больше полезных инструментов.
Фирма по финансовому консультированию Ramsey Solutions вывела три основных подхода, которыми пользуются люди, умеющие обращаться с деньгами.
Вести ежемесячный бюджет. Чтобы научиться тратить меньше, чем вы получаете, следует вести бюджет. Нужно учитывать доходы: зарплату, инвестиции, налоговые вычеты; фиксированные расходы: арендные, коммунальные и кредитные платежи; переменные издержки: питание, покупки, поездки и развлечения; сбережения.
Формировать «подушку безопасности». Она спасет в чрезвычайной ситуации вроде потери работы или серьезной поломки машины. Минимальный размер резервов — доходы за 3-6 месяцев, оптимальный — за 12 месяцев. Например, с зарплатой в ₽50 тыс. минимальная подушка безопасности будет ₽150-300 тыс., а оптимальная— ₽600 тыс. Если у вас есть дети, резервы нужно увеличить.
Инвестировать в будущее. Нельзя брать новые кредиты, пока не выплатили текущие, а также тратить кредитные деньги на развлечения и одежду. Стоит задуматься о пенсионных отчислениях и страховании, вкладывать в обучение и покупать только ту технику, которая нужна для работы. Например, если вы дизайнер, хорошим приобретением будет мощный компьютер, который потянет сложные программы по 3D-моделированию и поможет больше зарабатывать.
Как оценить свою финансовую грамотность
Чтобы оценить свои навыки управления деньгами, честно ответьте на десять вопросов. За каждое «да» ставьте себе один балл. Чем больше баллов, тем выше финансовая грамотность.
Как повысить финансовую грамотность
Правильное отношение к деньгам — основа жизненной философии финансово грамотного человека. Для этого нужно развить финансовое мышление и поддерживать дисциплину.
Планируйте бюджет
Заведите таблицу в Excel, тетрадь или воспользуйтесь специальными приложениями вроде «Домашней бухгалтерии». Сначала просто записывайте все свои траты и сегментируйте их. Фиксированные расходы — это плата за аренду, ипотеку, кредиты и коммунальные услуги, переменные — все остальное. Они могут включать деньги на еду, одежду, развлечения, отдых, товары для дома и уход за собой. Также складывайте все свои доходы.
Через три месяца проанализируйте, сколько потратили и получили, и подумайте, от чего можно отказаться в будущем. Это будут трудные решения, но они помогут сократить издержки. Планируйте бюджет так, чтобы откладывать определенную часть денег. Будьте честными и реалистичными. Нужно вычесть из доходов сбережения и фиксированные расходы. В разницу придется уложить все переменные траты. Можно воспользоваться удобным шаблоном «Т—Ж».
Одна из рабочих схем планирования бюджета — правило 50-30-20. Если следовать ему, 50% денег должны уходить на необходимые фиксированные расходы, 30% — на необязательные переменные и 20% — на сбережения и инвестиции.
Делайте сбережения
Откройте сберегательный счет и настройте автоматическое пополнение с каждой зарплаты. Размер отчислений определите исходя из запланированного бюджета. Для начала это может быть сумма в несколько тысяч рублей. Деньги в банке будут расти также за счет процентов. Эксперты советуют хранить их в нескольких валютах.
Например, доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Плеханова Татьяна Скрыль считает, что лучше держать часть средств в рублях, а часть — в долларах. А аналитик ГК «ФИНАМ» Андрей Маслов советует делать ставку на евро и защитные валюты.
«Все же, что касается валютных вложений, наиболее консервативным способом именно сбережения средств и их постепенного приумножения будут вложения в защитные валюты, такие как швейцарский франк или японская иена. Тот же евро чувствовал себя в 2020 году заметно лучше американского доллара, потому и держать средства в этой валюте было гораздо безопаснее и выгоднее», — объясняет Маслов.
Сберегательный счет — это дополнительные накопления к пенсии и резерв на серьезные нужды, такие как внеплановые медицинские расходы и непредвиденные обстоятельства. Не снимайте деньги на покупки ради удовольствия, а потраченное старайтесь как можно быстрее восполнить.
Измените отношение к покупкам
Мышление устроено так, что иногда нам трудно воздержаться от импульсивных приобретений даже с распланированным до мелочей бюджетом. На это влияют реклама, маркетинг, окружение, обстановка и внутреннее состояние, когда мы принимаем решения. Но существуют несколько приемов, которые помогут не попасться на уловки брендов и собственного мозга.
Сделайте паузу, если не понимаете, действительно ли вам нужна понравившаяся вещь. Отложите покупку как минимум на 24 часа, а лучше — на несколько дней. По прошествии этого времени будет проще разобраться, стоит ли тратить деньги.
Используйте тест незнакомца, чтобы определить для себя ценность покупки. Представьте, что вам предлагают бесплатно получить то, что хотите, или эквивалентную сумму денег. Если выбрали второе, вещь вам ни к чему.
Не делайте шопинг поощрением. Найдите другие источники удовольствия. Вместо прогулок по торговому центру лучше отправиться в парк или музей, заняться спортом, принять ванну, перечитать любимую книгу или посмотреть интересный фильм.
Будьте осторожны с кредитами
Берите займы только в случае крайней необходимости или на действительно нужные вещи, которые станут хорошей инвестицией. Такими могут быть покупка жилья или средств для работы и производства, а также оплата лечения. Не совмещайте несколько кредитов и берите новый, только когда погасите предыдущий.
Если собираетесь завести кредитную карту, придется продумать, как извлечь из этого наибольшую выгоду. Сравните предложения банков, изучите ограничения, системы штрафов и вознаграждений. Будьте осторожны — не тратьте больше денег, чем сможете вернуть в течение беспроцентного периода, не выходите за лимиты и не допускайте просрочек. Вам нужно обозначить ситуации, когда и как вы пользуетесь кредиткой, и с ответственностью следовать этому плану.
Лучшие условия в банках получают люди с хорошим персональным кредитным рейтингом (ПКР). Это оценка платежеспособности и надежности, основанная на кредитной истории. По шкале НБКИ она может лежать в пределах от 300 до 850 баллов. Заявления заемщиков с ПКР 800-850 баллов одобряются в 71% случаев, а до 600 — только в 24%. Узнать свой рейтинг можно на сайте НБКИ.
Конспект урока по финансовой грамотности «Что такое бизнес?»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация «средняя школа № 1»
Тема: Семья и финансовые организации. Как сотрудничать без проблем. Урок 4 Что такое бизнес?
Финансовая грамотность 9 класс
Цель урока: познакомить учащихся с малым бизнесом как источником средств существования семьи
дать представление об основных финансовых правилах ведения бизнеса
развивать умения находить актуальную информацию на специальных сайтах, посвящён-ных созданию малого (в том числе семейного) бизнеса
развивать умения анализировать ситуации и вырабатывать идеи возможного бизнеса
формировать понимание ответственности и рискованности занятия бизнесом; понимание трудностей, с которыми приходится сталкиваться при выборе такого рода карьеры
Тип урока: урок изучения нового материала с использованием технологии развития критического мышления, ИКТ.
Форма урока: лекция – беседа с элементами практикума.
Оргмомент. Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
Начнем урок с мозгового штурма, работая в паре, разгадайте кроссворд, в выделенном столбце зашифровано основное понятие темы сегодняшнего урока. (рабочий лист, продолжительность выполнения задания 5 минут, оценивание результатов по количеству набранных баллов).
Слайд 1. Проверка выполнения задания.
Изучение нового материала.
Слайд 2. Подведение итогов работы учащихся: Итак, тема нашего урока «Что такое бизнес» (запись темы в тетрадь). Название раздела «Семья и финансовые организации. Как сотрудничать без проблем». Каким образом тема урока связана с темой раздела? (ответы учащихся).
Обобщение учителя: я думаю, вы прекрасно понимаете, что организовать свой бизнес и таким образом обеспечить средства к существованию себе и своей семье без участия финансовых организаций невозможно.
Слайд 3. Цель урока: познакомить учащихся с малый бизнесом как формой самозанятости
дать представление об основных финансовых правилах ведения бизнеса
развивать умения находить актуальную информацию на специальных сайтах, посвящён-ных созданию малого (в том числе семейного) бизнеса
1.Что такое бизнес? Как стать бизнесменом?
2. Предпринимательская деятельность.
3. Бизнес – идея (практикум).
Слайд 5. 1.Что такое бизнес? Как стать бизнесменом?
Бизнес понимается в узком смысле как предпринимательская деятельность, направленная на получение прибыли.
Что общего в определениях бизнеса? В чем различия понятий бизнеса в широком и узком смыслах?
Слайд 6. Статистика свидетельствует о том, что около трети новых бизнесов успешно живут более 6 лет и постепенно делают своего владельца состоятельным человеком. А большая часть предпринимателей терпят неудачу и теряют деньги, силы, нервы и время, так и не сумев «раскрутиться». И даже те, кто успеха добивается, далеко не всегда к нему приходят в первом же своём бизнес-проекте.
Что нужно, чтобы стать успешным бизнесменом? (ответы учащихся).
Слайд 7. Чтобы вырастить свою фирму до крупных размеров и стать богатым человеком, необходимы предпринимательский талант и очень сильный характер. Но создание небольшой фирмы, приносящей стабильный, вполне приличный доход, по плечу многим людям. Необходимо преодолеть наиболее типичные ошибки начинающих предпринимателей:
1) непонимание рынка, на который выходит фирма;
2) отсутствие регулярного и квалифицированного планирования бизнеса;
3) недостаток управленческих навыков;
4) недостаток денежных средств для развития бизнеса.
Как вы думаете, какой недостаток преодолеть сложнее всего? (ответы учащихся).
Слайд 8. Какие качества необходимы для занятия бизнесом:
1. Сильное желание добиться успеха («Я одолею проблемы и создам успешный бизнес»!).
2. Способность очень много работать (нагрузку на этапе стартапа выдерживают немногие).
3. Умение неуклонно двигать бизнес к заданной цели вопреки трудностям.
4. Готовность принять на себя ответственность (моральную, юридическую и интеллектуальную).
5. Желание получить достойное вознаграждение («Мои труды должны быть оценены высоко!»).
6. Оптимизм («Всё можно сделать, если не сдаваться»).
7. Ориентация на совершенство («Мы сделаем это по первому классу!»).
8. Умение организовывать работу (истинный предприниматель способен всё сделать и сам, а потому может научить и других).
9. Ориентированность на прибыль (желание получить прибыль и разбогатеть).
Слайд 10. Начиная бизнес с нуля, конечно, чаще всего предприниматель организует малый бизнес.
Слайд 11. 2. Предпринимательская деятельность.
Познакомьтесь с определением предпринимательства, данном в ГК РФ.
Предпринимательство – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск экономическая де-ятельность, направленная на систематическое получение прибыли лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Выделите признаки предпринимательской деятельности. (ответы учащихся).
Обобщение учителя: Не любая деятельность, приносящая доход (прибыль), признаётся предпринимательством.
систематическая деятельности (осуществляется два и более раза в год)
Слайд 12. За ведение предпринимательской деятельности человек должен платить налоги государству. Существуют разные системы налогообложения, одну из которых необходимо выбрать, когда открываешь собственное дело. Государство оставляет предпринимателю право выбора, так как виды бизнеса могут быть очень разными. Это может быть небольшой магазинчик, в котором работают 1–2 человека, может быть достаточно крупная производственная фирма, ко-торая занимается производством и продажей продукции как внутри страны, так и за рубеж. Довольно сложно требовать от владельца маленького магазинчика держать специального человека, который будет заниматься только бухгалтерией и оплатой налогов. Это ему может быть просто не по карману. Поэтому для таких маленьких предприятий, как правило, применяется упрощённая система налогообложения, не требующая специальной профессиональной подготовки для составления налоговых отчётов. Но любые упрощения предполагают наличие ограничений на их использование, и крупным фирмам с большим (более 100 человек) персоналом законодательно запрещено работать по упрощённым системам налогообложения.
Для того чтобы понять, какая система налогообложения будет наиболее выгодной для вашего бизнеса, необходимо обратиться к специалистам, налоговым консультантам.
Слайд 13. 3. Бизнес – идея (практикум).
Представьте себя в роли начинающего бизнесмена, у вас есть партнер по бизнесу (ваш сосед по парте).
Уроки финансовой грамотности: как найти точку безубыточности вашего бизнеса
Вице-президент по инвестициям в МКБ-Капитал
Станислав Сухинин, вице-президент по инвестициям в МКБ-Капитал, дает на Rusbase уроки финансовой грамотности для индивидуальных предпринимателей.
Первым делом поговорим просто о бюджете. Вы знаете, где находится точка безубыточности вашего бизнеса?
Давайте посчитаем вместе.
Работать можно много и безрезультатно, а можно мало, но эффективно
Ваша бизнес-деятельность по определению будет эффективной, если вы тратите меньше, а производите больше. Не так важно, что вы производите – товары или услуги, в любом случае вы должны получать прибыль. В этом смысл любого бизнеса.
Если прибыль – это сумма, на которую доход превышает затраты, то чтобы получать прибыль, вам нужно четко понимать расходы и доходы вашего бизнеса, уметь составлять его бюджет.
В этой статье мы поговорим о том, зачем индивидуальному предпринимателю финансовая грамотность, что такое бюджет, где находится точка безубыточности бизнеса, и зачем нужно ее рассчитывать.
По данным официальной статистики, в России на октябрь 2017 года зарегистрировано более 3,8 млн индивидуальных предпринимателей.
Еще 15 млн человек, или 21,2% от числа занятого населения — те «счастливчики», кого отсутствие возможностей для официального трудоустройства, нехватка денежных средств или просто веления сердца, сподвигли стать homo occupatus и стали «человеком самозанятым».
Конечно, мысль о том, чтобы начать собственное дело, подпитываемая острым желанием быть творцом своей судьбы, рано или поздно приходит в голову каждому (или почти каждому) из нас. В обществе бытует мнение, что доходы индивидуальных предпринимателей гораздо выше, чем доходы работающих по найму.
Чрезвычайно привлекательными непосвящённому в тонкости бизнеса обывателю кажутся и те свободы, которые гарантирует «самозанятость» — свобода выбора вида деятельности, свобода от мнения дурака-начальника, свободный график работы.
Вроде все так… Но!
Смерть от финансовой безграмотности
Так, в чем же причина смерти бизнес-начинаний российских граждан?
Первое и главное – финансовому менеджменту в его традиционном понимании индивидуальные предприниматели уделяют недостаточно времени. У них практически отсутствуют надлежащее финансовое планирование и контроль — эти виды деятельности ведутся эпизодически. Поэтому первое место среди причин летальных исходов не только стартапов, но и состоявшихся бизнес-проектов занимают финансовые проблемы.
Довольно часто ИП просто берегут свою психику. Я знаю много предпринимателей, которые, по их словам, «ничего не понимают в финансах», «обходятся без них» или «выше этой мышиной возни с цифрами». Это личное дело каждого, конечно, но прибыльным их бизнес так и не стал.
Жизнь показала, что именно финансовая грамотность обеспечивает выживаемость предпринимателя. В ее основе – скучная бухгалтерия, баланс, дебет с кредитом, накладные, счета-фактуры, понимание налоговых выплат… «СКУУУ-КА!» – скажете вы.
Увы! Практика показывает, что только тот, кто здраво и честно год за годом создает финансовую картину своего бизнеса, оказывается способным не только заработать, но и вытащить бизнес из долговых ям в кризисные времена.
Мои успешные клиенты – индивидуальные предприниматели – давно обнаружили, что их прибыль напрямую связана с финансовой дисциплиной или просто умением считать деньги.
Неумение считать деньги, непонимание, какие накладные расходы способен выдержать бизнес, какие доходы может принести тот или иной продукт, рано или поздно станет причиной роста расходов и сокращения доходов, в том числе в результате вынужденного снижения цен, разработки непродуманных программ лояльности в попытке удержать потребителя.
Это страшное слово «бюджет»
С чего начинается финансовая грамотность индивидуального предпринимателя? С четкого понимания, что бизнес – это денежный поток в овеществленной форме, которая может быть какой угодно – хлеб, молоко, автоматы Калашникова, контент, услуги… И чтобы «увидеть» этот поток вам необходимо преодолеть лень и вести базовый учет, который включает, среди прочего, учет доходов, расходов и денежных потоков, расчет прибыли.
Финансовая информация вам может показаться сложной, однако это просто другой способ посмотреть на то, как профессиональные менеджеры планируют и ведут деятельность своей организации.
Бюджеты содержат информацию о доходах и расходах. Вы можете посмотреть на бюджет своего предприятия, то есть на ваши доходы и планируемые расходы за определенный месяц.
Вы думаете, что бюджетирование – страшно дорогое удовольствие (хотя если ее не ввести – это может обойтись еще дороже)? Это не так. Можно научиться пользоваться некоторыми инструментами бюджетирования – пусть элементарными, – самостоятельно, чтобы планировать и следить за своими финансовыми ресурсами.
Учимся считать свои деньги
Большая часть финансовой информации, которую вы получаете как управленец, относится к затратам. Эта информация очень нужна, так как на ее основе вам принимать важные решения.
Определение затрат, относящихся к товару, услуге или виду деятельности, может быть довольно сложной задачей. Для получения информации о расходах, применяется множество самых разных подходов, определяющих порядок определения затрат и их выражения в численном виде.
Эти подходы включают в себя различные методы калькуляции, но все они имеют одну общую цель: предоставить вам информацию, необходимую для принятия обоснованных и рациональных решений.
Управление затратами может помочь при решении вопроса о том, целесообразно ли организации заниматься производством товара или предоставлением услуги, и может использоваться для поддержки решений о ценообразовании.
Выходим на безубыточность
Анализ безубыточности используется для принятия финансовых решений вместе с другими подходами к учету затрат.
Это очень эффективный и мощный метод, помогающий определить, сколько вы должны произвести (товаров или услуг), чтобы покрыть свои затраты.
Вам также может быть интересно знать, сколько единиц товара или услуги вам следует продать, чтобы достичь уровня «безубыточности», при котором вы не будете получать прибыли, но и не будет нести убытков, а лишь покроете все свои затраты. Это достигается в том случае, когда выручка равна затратам (постоянным и переменным).
Этот уровень деятельности называют точкой нулевой прибыли или точкой безубыточности (BEP – breakeven point). Ее можно рассчитать следующим образом: BEP = постоянные затраты / удельная маржинальная прибыль.
Воспользуюсь примером из своей практической деятельности, чтобы объяснить суть этого метода. Возьмем в качестве услуги финансовые консультации.
С использованием формулы расчета BEP и (условных) финансовых данных, относящихся к финансовым консультациям, можно получить ответ на следующий важный вопрос: сколько консультаций я должен продать, чтобы выйти на уровень безубыточности?
Для достижения безубыточности мне достаточно продать столько консультаций, чтобы получить маржинальную прибыль (прибыль, эквивалентную постоянным затратам) в 40 000 рублей. Каждая консультация приносит маржинальную прибыль 50 рублей, поэтому для достижения безубыточности компании надо продать 800 таких консультаций. Фактически при 800 консультаций моя чистая прибыль равна нулю, как показано в табл. 1.
Таблица 1. Чистая прибыль при уровне безубыточности
Такой подход к расчету точки безубыточности особенно полезен, поскольку может быть использован для любой операции и любого вида деятельности.
Финансовая грамотность для предпринимателей. Курсы, где учат управлять деньгами в бизнесе
Финансовая грамотность сегодня важна практически так же, как умение читать. Без этого можно прожить, но качество жизни сильно пострадает. Что уже говорить о предпринимателях: без объёмного понимания финансовой картины в бизнесе невозможно идти в рост. Можно ли этому научиться? Конечно! Для этого есть курсы по финансовой грамотности для предпринимателей, которые мы собрали в этой статье.
Как устроены курсы по финансам для бизнеса
На обычных курсах по финансовой грамотности учат контролировать доходы и расходы, пользоваться банковской системой, инвестировать и составлять личный финансовый план. На курсах для предпринимателей и руководителей предусмотрена расширенная программа: здесь предлагают погрузиться в финансовые отчёты, системы налогообложения, научиться аналитике и прогнозированию.
Общие курсы по финансам в предприятии. Они подходят для тех, кто никогда не имел дело с финансовым учётом и хотел бы разобраться, как управлять деньгами в компании. Здесь вас научат базовым навыкам:
Чем дольше будет длиться курс, тем глубже вы погрузитесь в тему. Например, программа на 2-3 недели позволит вам узнать всё необходимое, чтобы умело контролировать бухгалтерию или финансового директора. А на курсах от месяца и дольше вы научитесь заниматься финансами самостоятельно, без посторонней помощи.
Если вы новичок, рекомендуем выбирать программу с обратной связью и возможностью выполнять домашние задания, используя ваш бизнес в качестве кейса. Так вы получите советы от экспертов и сможете сразу применить их в своём деле.
Курсы по финансовому анализу. Подходят, если у вас уже есть активный бизнес и вы хотите навести порядок в его финансовой системе и сделать все процессы прозрачными. Вы научитесь вести документацию и вовремя сдавать отчёты в налоговую.
Курсы по финансовому моделированию. Их полезно пройти как начинающим, так и опытным предпринимателям. Вас научат строить финансовую модель бизнеса, чтобы он был процветающим и защищённым от колебаний во время кризиса. Это позволит вывести бизнес в прогнозируемый рост.
Хотите контролировать денежные потоки в своём бизнесе? Выбирайте подходящий курс и начинайте учиться онлайн!
Курсы по финансовой грамотности для предпринимателей
Финансы для предпринимателя
Подходит предпринимателям с небольшим штатом, наёмным сотрудникам, которым нужно принимать решения на основе финансовых показателей, а также тем, кто хочет открыть свой бизнес.
В программе — полный ликбез по финансовой терминологии и налоговому законодательству, руководство по видам финансовых отчётов. Вы научитесь управлять финансами в бизнесе, финансово мотивировать сотрудников и строить базовые воронки продаж. В качестве дипломного проекта вы проведёте аудит финансов компании и составите финмодель на базе своего бизнеса или учебного кейса.