Что такое бизнес по франшизе простыми словами плюсы и минусы
18 плюсов и минусов бизнеса по франшизе
Франчайзинг является весьма удобным инструментом как для собственника бизнеса, так и для покупателя франшизы. Владелец бренда получает возможность развивать сеть с минимальными затратами на продвижение, а начинающий бизнесмен облегчает себе вхождение на рынок. Главное – правильно выбирать партнеров по сделке и не забывать о том, что франчайзинг имеет не только положительные, но и негативные стороны для обоих участников сделки.
Понятие франчайзинга и рынок франчайзинговых услуг
Франчайзинг – это предоставление технологий ведения бизнеса за плату компанией, известной на рынке и имеющей раскрученный бренд. Франшизу можно в определенном смысле назвать «арендой модели бизнеса». Покупатель (франчайзи) получает от продавца (франчайзёра) весь комплекс методов, необходимых для запуска и развития дела.
В российском законодательстве понятие франчайзинга прямо не определено. Наиболее близким к нему по смыслу является договор коммерческой концессии (глава 54 ГК РФ)
В российском законодательстве понятие франчайзинга прямо не определено. Наиболее близким к нему по смыслу является договор коммерческой концессии (глава 54 ГК РФ). Также многие франчайзёры используют для оформления своих взаимоотношений с партнерами лицензионные договора. Ни тот, ни другой договор не охватывают всех аспектов этой сферы бизнеса в полной мере. Такая правовая неопределенность существенно сдерживает развитие рынка франчайзинга в РФ.
Другим сдерживающим фактором является социально – психологический. В России традиционно «не принято» платить за интеллектуальную собственность. А в затратах за франшизу именно эта составляющая является основной. У этой проблемы есть и другая сторона – наличие на рынке большого количества псевдо-«франшиз», когда недобросовестные продавцы берут плату, не давая взамен практически никакой полезной информации.
Однако, несмотря на все сложности, российский рынок франчайзинга демонстрирует устойчивую положительную динамику. Одним из драйверов роста стало развитие в последние годы банковского кредитования затрат на приобретение франшизы.
В структуре рынка по данным портала franshiza.ru наиболее существенные доли занимают непродовольственная розница, общественное питание и услуги населению
Как выбрать выгодную франшизу – критерии оценки
В первую очередь нужно определиться с направлением деятельности. Оно должно быть не только востребованным на рынке, но и интересным для самого предпринимателя, т.к. увлечение своим делом – один из основных залогов успеха. Идеально, если бизнесмен уже имеет опыт работы в этой или смежной отрасли.
Лучше всего, когда франчайзёр предлагает заключить договор коммерческой концессии, либо лицензионный
При непосредственном выборе франчайзёра нужно обратить внимание на следующие моменты:
Если франчайзёр не предоставляет информацию о своей компании, других партнерах или условиях договора – лучше сразу перейти к рассмотрению других вариантов.
Плюсы и минусы франчайзинга
Как и любая сделка, франчайзинг имеет свои положительные и отрицательные стороны для обоих партнеров. Рассмотрим подробно плюсы и минусы франчайзинга с точки зрения продавца и покупателя франшизы.
Плюсы для франчайзёра
Плюсы для франчайзи
Начинающий бизнесмен, приобретая франшизу, получает ряд преимуществ перед своими «коллегами», пытающимися развивать бизнес самостоятельно.
Минусы для франчайзёра
Минусы для франчайзи
Многие договора франшизы запрещают франчайзи конкурировать с головной фирмой после окончания срока действия договора
Франчайзинг является привлекательным «стартовым» вариантом для начинающего бизнесмена. При выборе франчайзёра потенциального партнера нужно оценивать по нескольким критериям – от вида деятельности и узнаваемости бренда до юридической формы договора. Эта форма развития бизнеса является весьма эффективной, но не лишена недостатков. Как продавец франшизы, так и покупатель могут, кроме получения выгоды от сотрудничества, столкнуться и с негативными сторонами франчайзинга. Поэтому при заключении договора франшизы нужно учитывать всю совокупность факторов, которые могут повлиять на результаты работы.
Что такое франшиза. Плюсы и минусы бизнеса по франшизе
Блюдо под названием франчайзинг в российской бизнес сфере пока в новинку, поэтому и подают его редко. Данная область еще не распробована отечественными предпринимателями, хотя, по оценке экспертов, и переживает бурный рост. В этой статье мы познакомим вас с таким понятием, как бизнес по франшизе и рассмотрим все его плюсы и минусы.
Могу ли я открыть свой бизнес по франшизе?
Оказывается, сегодня чтобы открыть свое дело, не обязательно начинать все с нуля. Вы можете купить франшизу популярного бренда и заручиться поддержкой настоящих акул бизнеса, не задумываясь о раскрутке и рисках. Вы не ослышались: даже домохозяйка и студент могут открыть собственный бизнес и стать франчайзи, то есть пользователями известной марки. Но есть и другая сторона договора по франшизе – франчайзер или правообладатель. Это сфера для опытных предпринимателей: продавая права на свой бренд, вы можете легко и без особых затрат расширить и укрепить свой бизнес.
Так как это работает? Приведем пример: допустим, что вы выпускник экономического ВУЗа, обладающий амбициями и небольшими финансами (около 600 тысяч рублей). Вы активны и хотите открыть собственное дело, но совершенно не представляете с чего начать. Подумайте: что вас больше всего интересует, какая отрасль вам ближе. Существует огромное количество возможностей начать свой бизнес с минимальными вложениями, к примеру, в области образования. Выкупив франшизу, вы сможете легко открыть образовательные курсы, развивающий центр или даже музыкальную школу. Выплачивая франчайзеру небольшой процент от деятельности предприятия, через короткое время, ваш доход может составить более миллиона рублей.
А может быть вы уже достаточно опытный делец и владеете, к примеру, сетью магазинов одежды, но хотите развивать свой бизнес дальше: в ваших планах выход на международный рынок или вы просто ищете новый рынок сбыта? Тогда вам открывается перспектива стать франчайзером и расширять свой бизнес, делать его востребованным и популярным, не прикладывая особых усилий.
На что обратить внимание при выборе франшизы?
Если вы все-таки решились начать работу по франшизе, необходимо оценить все риски, а также знать все плюсы и минусы франчайзинга. Прежде всего, необходимо обратить внимание на регион, в котором вы будете вести бизнес. Внимательно изучив каталоги франшиз, выберите ту, которая будет работать в вашей местности. В России франшизы представлены практически во всех отраслях – от общепита и продажи товара, до строительства и туристических услуг. Не забудьте проверить рейтинг и репутацию выбранной компании. Оцените, как долго фирма находится на рынке, а также наличие у нее патентов и лицензий на ведение деятельности. Неоспоримым аргументом в пользу предприятия является наличие отдела по работе с франчайзи. Там вам предоставят всю интересующую информацию, возможность пообщаться с руководством и другими франчайзи. Не пугайтесь историй провала франчайзи: полностью успешных франшиз не существует! Помните: успешность той или иной франшизы можно отследить по количеству точек у ее франчайзи. Изучите условия запуска бизнеса: срок контракта, первоначальные взносы и ежемесячные роялти. Вы должны четко понимать, за что вы платите деньги, будь то фиксированная ставка или же процент от прибыли. Можно заплатить совсем небольшой паушальный взнос и воспользоваться бизнес-идеей, которую вы сможете в дальнейшем развивать, а можно вложиться и получить полный пакет поддержки и развития бизнеса от своего франчайзера. Помимо этого, стоит обратить внимание на чистую прибыль, которую обещает тот или иной франчайзер. И еще один нюанс – вклад в неизвестный бренд может принести прибыль в разы большую и за меньшие сроки, чем вклад в раскрученную торговую марку. Тут уж как повезет.
А что, если я хочу стать франчайзером?
Рассмотрим же все грани развития бизнеса по франчайзингу. Если вы намерены использовать франчайзинг для развития своего дела, будьте уверены, что за короткие сроки вы охватите огромную целевую аудиторию и сможете колоссально расширить территориальные рамки своего бизнеса. Вы гарантировано получите стабильный доход и не совершите ошибок на начальном этапе. Помимо этого, франчайзинг дает возможность не только укрепить уже существующий бизнес, но и расширить его границы. Франчайзеру, к примеру, гораздо проще получить кредит на развитие своих франчайзи в банке, т.к. он сам является гарантом. Вот еще ряд плюсов развития бизнеса по франшизе для правообладателя:
Какие плюсы есть для франчайзи?
Если вы в бизнесе новичок, то франчайзинг для вас – это хороший и легкий старт. Вот ряд очень убедительных преимуществ франчайзинга:
Мне точно подойдет бизнес по франшизе?
Однако такой вид ведения бизнеса подходит не всем. Некоторым предпринимателям будет довольно сложно держаться в рамках договора по франчайзингу. Подумайте о том, что вам придется постоянно развивать чужой бренд и выдерживать определенные правила, установленные внутри корпорации. Доходы бренда в этом случае будут неизбежно влиять на ваши собственные. К тому же ежемесячно придется отстегивать процент правообладателю, который иногда представляет весьма внушительные суммы.
При всех положительных сторонах бизнеса по франшизе, стоит оценить и возможные минусы данного вида бизнеса:
Есть риски и у франчайзеров, о которых тоже не стоит забывать:
И еще несколько важных моментов для начинающих бизнесменов.
Не стоит питать иллюзий по поводу того, что купив франшизу, вам не придется больше ничего делать для развития своего бизнеса. По сути франчайзи не является инвестором: за паушальный взнос он получает лишь бизнес с поддержкой, а развитие и величина дохода будет зависеть от правильности стратегии и нацеленности на результат самого бизнесмена.
Не ориентируйтесь на тенденции времени: на практике они зачастую оказываются невыгодными для получения дохода. Ориентируйтесь на свои интересы: бизнес, который окажется вам по душе, будет работать на вас. Предложения с окупаемостью в пару месяцев должны вызвать у вас недоверие. Средний срок окупаемости по франшизе – от года. Франшизы до 300 тысяч рублей окупятся за сезон, к примеру, аренда спецтехники.
Оцените здраво свои возможности. Если вы пока не видите четкой цели впереди, то возможно, вы еще не готовы к бизнесу по франшизе. Иногда легче и лучше для сети открыть еще одну собственную точку, а не несколько партнерских. Помните, что для оформления франшизного предложения вам потребуется не меньше года, достаточно весомые финансовые вложения и регистрация торговой марки в Роспатенте. Если вы все же нацелены открыть франшизу, хорошо продумайте стратегию и возможные риски для предприятия. Не стоит кидаться в омут с головой и пытаться сразу продать много франшиз: подходите к выбору партнеров более тщательно – от них будет зависеть будущий успех вашей корпорации.
Что такое бизнес по франшизе простыми словами плюсы и минусы
3 МИН
Покупка франшизы: плюсы и минусы
Начинающие предприниматели, у которых нет своей бизнес-идеи, могут открыть бизнес по франшизе. Этот вид предпринимательства позволяет быстрее встать на рабочие рельсы. Однако, если хочется сменить бизнес-курс, свернуть с этих рельсов впоследствии не так просто. Разбираем основные плюсы и минусы франчайзинга.
Плюсы франшизы
Работа под именем известного бренда
Не нужно продумывать идею, исследовать рынок, заниматься неймингом, повышать узнаваемость бренда — всё уже сделано до вас. Можно просто открыть предприятие, название которого уже знакомо покупателям, и начать работу.
Поддержка правообладателя
Бренд предоставляет франчайзинговый пакет. В него обычно входит брендбук, маркетинговый план, план помощи с обучением сотрудников и поддержки на этапе открытия. Возможность проконсультироваться со «старшим партнёром» в случае трудностей — это способ избежать ошибок и сэкономить приличную сумму денег.
Контакты поставщиков
Франчайзи часто не приходится самостоятельно искать партнёров и налаживать с ними контакты: поставщики прописаны в договоре. Многие правообладатели договариваются о закупках по сниженным ценам для точек, открытых по франшизе.
Готовое решение для старта бизнеса
Нет необходимости с нуля выстраивать все рабочие процессы и решать, что допустимо, а что нет. Основные действия уже регламентированы — остаётся следовать инструкции.
Покупка франшизы не значит, что вы получите абсолютно готовый бизнес. Это начало большой работы, для которой понадобится не только понимание выбранной ниши, но и много других навыков — от управления персоналом до ведения документооборота, финансовой грамотности и знания тонкостей законодательства.
Минусы франшизы
Оплата паушального взноса
Паушальный (первоначальный) взнос может составлять от десятков тысяч до нескольких миллионов рублей. Это расходы, которые при открытии собственного бизнеса не возникают.
Регулярные отчисления франчайзеру
Многие франчайзи обязаны уплачивать головной компании роялти. Это может быть как фиксированная сумма, так и процент от оборота.
Жёсткие требования договора
Большинство важных решений придётся принимать с оглядкой на старшего партнёра. Невозможность изменить условия работы и подстроить их под конкретную бизнес-ситуацию может демотивировать — к таким правилам игры нужно быть готовым.
Высокие штрафы за порчу репутации бренда
Один неловкий пост вашего сотрудника в соцсетях — и вы можете получить штраф в несколько сотен тысяч рублей.
Как купить франшизу
При выборе бренда-правообладателя советуем сосредоточиться на знакомой сфере бизнеса: понимание внутренних процессов в конкретной индустрии поможет компании быстрее выйти в плюс.
Ищите подходящие предложения в специализированных каталогах, где можно сравнивать разные варианты и сопоставлять условия договора коммерческой концессии.
Один из таких каталогов размещён на сайте Сбербанка. Там можно отправить заявку онлайн, а для действующих клиентов банка действуют специальные условия.
Подробнее о франчайзинге читайте в статье «Как устроен бизнес по франшизе».
Стоит ли начинать бизнес по франшизе: плюсы и минусы
Франшиза — очень удобный инструмент для запуска бизнеса. Не нужно ничего придумывать, выстраивать процессы с нуля и разрабатывать брендинг. Берём готовое решение и применяем его на практике. После этого — прибыль.
Однако, всё не так радужно: в этом материале детальнее разберёмся с франшизами и выясним, действительно ли они так хороши.
Вы заранее можете просчитать расходы. Франчайзер потребует с вас фиксированную плату за работу под его брендом и покажет готовую бизнес-модель. Вы вряд ли потратите сильно больше запланированного. Может, даже меньше.
Вы будете работать под именитым брендом. Начинающим предпринимателям может быть сложно выстраивать бизнес с нуля: нужно привлекать клиентов, запускать рекламные кампании, особенно печься о качестве. С франшизами всё проще: известные бренды привлекают клиентов уже самим своим именем. Вам, может, и делать ничего не нужно будет.
Вам поможет франчайзер. Франчайзер не меньше вашего заинтересован в том, чтобы вы открыли хороший филиал его бизнеса, поэтому он будет вам помогать. Почти у всех франчайзеров разработано много пакетных решений: от специфики маркетинговой политики до дизайнерских решений в оформлении интерьера.
Вам не нужно будет настраивать рекламу. В большинстве случаев рекламой занимается сам франчайзер. Ваше дело — бизнес.
Вы не столкнётесь с “сюрпризами”. Франчайзер уже имеет опыт открытия филиалов и может подсказать, на каких этапах возникают сложности. Подводные камни, о которых вы знаете — больше не подводные.
Вы не будете принимать решения самостоятельно. Франчайзер ограничивает вашу свободу: вы не сможете самостоятельно решать, как именно будете продавать услуги или товары.
Вам нужно будет заплатить высокий пашуальный взнос. Пашуальный взнос — это первая единоразовая выплата, которую вы отправляете владельцу бренда за право работать. Его стоимость колеблется от нескольких до сотен тысяч долларов.
Вы постоянно будете платить роялти. Роялти — процент от доходов вашего бизнеса, который вы обязуетесь по договору отправлять владельцу бренда.
Ваши репутация и клиенты — на самом деле не ваши. Если вы вдруг решите закрывать бизнес, учитывайте, что всё наработанное останется с брендом, а не с вами.
Вы не сможете продать свой бизнес. Если купили франшизу, передать другому её нельзя.
Вы не сможете выбирать поставщиков, сырьё, оборудование. Всё по согласованию с франчайзером. Чаще всего он будет давать готовые решения.
Франшизу выгодно покупать, когда у вас есть деньги и желание получить опыт. Кроме опыта с вами почти ничего не останется: в итоге бренд всё равно заберёт всё себе.
С другой стороны, это простой способ построить бизнес и не париться. В общем, этот вариант подходит для новичков или для опытных предпринимателей, которые не хотят головной боли с очередным бизнесом.
«В общем, этот вариант подходит для новичков или для опытных предпринимателей, которые не хотят головной боли с очередным бизнесом» значит подходит всем? Сложно представить опытного предпринимателя, который хочет боли с очередным бизнесом. Тема не раскрыта полностью, пишите ещё
Почему нельзя продать? Можно продать ООО, на которое оформлена франшиза
Будет ли собственник бизнеса думать о франшизере? очень вряд ли
Действительно, тема раскрыта не полностью.
Подойдёт ли, например, франшиза для создания капитала для открытия впоследствии какого-нибудь своего дела?
Франчайзинг – что это такое? Объясняем простыми словами
Понятие франчайзинга. Терминология
Франчайзинг – это тип отношений между двумя или более субъектами рынка, при котором один субъект передает другому права на ведение бизнеса под собственным брендом за определенную плату.
Субъект, передающий право, называется франчайзором.
А тот, кто это право получает – франчайзи.
Платеж за передачу прав называется паушальным взносом.
Передаваемый комплекс прав и обязательств как раз и есть франшиза.
Предприятие, открытое франчайзи, называется франчайзинговым предприятием.
Не-франчайзинговые филиалы компании называются собственными предприятиями.
Есть две компании, первая – успешная и опытная, вторая – начинающая. Первая (франчайзор) передает второй (франчайзи) право использовать свой бренд, свой накопленный опыт в ведении бизнеса, а вторая ей за это платит. На что получает права вторая компания:
Это основные компоненты франшизы, в каждом конкретном предложении какого-то из пунктов может не быть, либо добавлены еще какие-то права.
Модель, при которой франчайзи только начинает свой путь в бизнесе, наиболее распространена. Однако некоторые приходят во франчайзинг уже действующими и опытными бизнесменами. Причина – невозможность вывести свой бизнес на более высокий уровень своими силами, либо потребность в диверсификации доходов.
Плюсы и минусы франчайзинга
Говоря о «плюсах и минусах» франчайзинга, важно понимать, что это двусторонние отношения и то, что является преимуществом для одной стороны, может для другой быть недостатком. Поэтому стоит потенциальные выгоды и риски от такого соглашения для каждой из сторон.
Что франчайзор получает от продажи франшизы:
Что франчайзи получает от покупки франшизы:
Кроме выгод у этой деятельности, как и у любой другой, есть свои риски и подводные камни:
Договор франчайзинга. Франчайзинг и коммерческая концессия
Как франчайзинговые отношения регулируются российским законодательством? Какой договор следует заключать при оформлении партнерства – договор франчайзинга, лицензионный или договор коммерческой концессии? Обо всем по порядку.
Итак, в российском законодательстве нет термина «франчайзинг» и, соответственно, «франчайзингового договора» тоже нет. Вместо него используется термин «коммерческая концессия», а характер отношений регулируется главой 54 ГК РФ «Коммерческая концессия».
Но эта статья не обязывает любую компанию, назвавшуюся «франшизой», заключать именно такой договор. Поэтому франчайзинговые отношения в России оформляются разными договорами. Среди них:
Подробнее о каждом из договоров вы можете прочесть в нашем материале.
При этом российские власти часто анонсируют различные программы по развитию или субсидированию франчайзи (реже – франчайзоров). В большинстве случаев для участия в программах необходимо подписание именно договора коммерческой концессии.
На данный момент наиболее распространенный вид франчайзинга (он же «франчайзинг бизнес-формата»). Это тип отношений, при котором управляющая компания регламентирует и превращает в стандарты все процессы своей работы, после чего обучает и контролирует их соблюдение партнерами. Он, в свою очередь, делится на три подвида:
Франчайзи получает всю технологическую карту производства продукта и сам производит его под брендом франчайзора
Получает долю с продаж продукции.
Меньшие затраты на оборудование и логистику
Получает долю с продаж продукции
Франчайзи получает готовый товар и продает его в брендированном магазине
Продает франчайзи товар по цене выше себестоимости
Увеличивает узнаваемость бренда
Зарабатывает на разнице закупочной и розничной цены
Франчайзи оказывает услуги от имени франчайзора. Может также включать продажу товаров и даже производство (например, франшизы фаст-фуда, если последний готовится прямо на предприятии)
Получает паушальный взнос и роялти
Увеличивает узнаваемость бренда
Всю прибыль от оказания услуг (после вычета роялти, налогов и т.д.) забирает себе.
Деловой франчайзинг отличает то, что франчайзи в нем – автономный предприниматель, открывающий предприятие на собственные средства. Франчайзору он платит только за его интеллектуальную собственность и за оказываемые услуги, например, обучение или контроль. Этим он отличается от обратного франчайзинга.
Система, при которой основные инвестиции в предприятие вносит франчайзор, он же является его собственником, владеет оборудованием, а франчайзи продвигает и контролирует предприятие. Выгода франчайзи – в получении доли с продаж. Партнер при этом формате мало отличается от ставленника-директора, однако обычно у него больше прав и свободы в действиях.
«Компромиссный» вариант – мягкий франчайзинг. При нем франчайзор открывает предприятие на собственные средства, а франчайзи им управляет и берет на себя текущие расходы. Этот вид рискован для франчайзора, поэтому менее распространен.
«Компромиссный» вариант, при котором франчайзор открывает предприятие на собственные средства, а франчайзи им управляет и берет на себя текущие расходы. Этот вид рискован для франчайзора, поэтому менее распространен.
Форма франчайзинга – характер полномочий франчайзи в рамках определенной территории. Большинство договоров включают в себя конкретную территорию, в рамках которой франчайзи может открыть свое предприятие – форма регламентирует «свободу франчайзи» в рамках этой территории.
Один договор – одно предприятие. В тексте прописывается право открыть предприятие только по конкретному адресу. Для открытия новой точки франчайзи нужно будет подписывать новый договор. Конкуренция между франчайзи обычно минимальная.
Множественный франчайзинг (multi-unit)
Франчайзи получает право на открытие нескольких точек на территории, но и франчайзор может продать право на одну территорию нескольким компаниям. Такая форма может практиковаться в компаниях с низкими инвестициями, ориентированных на «выживание сильнейших» в конкурентной борьбе франчайзи. На практике используется редко.
Развитие территории (эксклюзив)
Франчайзи получает право на открытие нескольких предприятий на территории, при этом никому другому на нее права не продается.
Франчайзи получает право не только открывать предприятия, но и действовать как франчайзор на территории: продавать франшизу, контролировать, получать часть роялти и т.д. Этот способ еще называют субфранчайзингом.
Прямой франчайзинг – наиболее распространенная форма. При этом формы не являются взаимоисключающими: если франчайзи один в регионе, он может получить эксклюзив, а далее, если в этом регионе есть потенциал для быстрого роста, стать мастер-франчайзи по региону.
В силу неопределенной ситуации с термином «франчайзинг» в российском законодательстве, посчитать точное количество франшиз в России невозможно. По примерным подсчетам их около 5000. Так что примеры компаний, развивающихся по этой системе, можно найти в любой сфере и с любыми инвестициями.
Франшиза Додо Пицца
Сеть пиццерий, которую почти 10 лет назад основал Сергей Овчинников, сегодня разрослась до уровня международной. Это один из примеров успешного развития франшизы. Компания выстроила мощную бизнес-систему с собственным программным обеспечением (Dodo IS) и стандартами работы. Открыть по франчайзингу Додо Пиццу можно, внеся за нее паушальный взнос – 413 тысяч рублей. В целом, стартовый капитал понадобится размером не меньше 5 миллионов рублей.
Обычно люди, далекие от бизнеса, в качестве образца франчайзинга приводят McDonalds. Действительно, это одна из самых известных франшиз, сформировавших этот рынок в его современном виде. Однако такая франшиза доступна очень небольшому (нескольким сотням) человек в России – для ее открытия требуются десятки миллионов рублей, собственное помещение и большой бизнес-опыт.
Если же рассматривать предложения, доступные (как по деньгам, так и по требованиям) обычным людям, то их можно найти в нашем каталоге франшиз. В нем представлено 1500 компаний (на момент написания статьи) и есть подробная информация по каждому предложению.
Франчайзинг и франшиза. В чем разница?
Итак, как мы писали выше, франчайзинг — это прежде всего отношения двух субъектов бизнеса, и их цель — взаимовыгода. У одной стороны есть коммерческий опыт, деловая репутация и комплекс исключительный прав, а другая сторона хочет всё это приобрести и пользоваться. Так, франчайзи получает возможность открыть реально работающий и прибыльный бизнес без лишних рисков, а франчайзор в зависимости от условий соглашения получает прибыль либо от самой купли-продажи франшизы, либо от периодических отчислений франчайзи, либо за счёт продажи ему товара для реализации. Не стоит также забывать о дополнительных отчислениях, например, о рекламной плате.
Основой, на которой строятся взаимоотношения сторон является договор франчайзинга, о котором мы также писали в соответствующем разделе. В свою очередь франшиза — это объект договора франчайзинга. Это те блага, которые приобретает франчайзи, то есть это и модель ведения бизнеса, и бренд, и технологии, и обучение от франчайзора, и инструменты маркетинговой политики, и многое другое.
А вот как пользоваться предоставленными правами, технологиями и различными материалами определяет франчайзинговый пакет. По сути, франчайзинговый пакет — это набор документов, включающий комплект правовых документов (договор коммерческой концессии, сопутствующие ему дополнительные соглашения и другое), а также бренд-бук и бизнес-бук.
Брендбук — это руководство по правильному использованию бренда, который приобрел франчайзи. Это описание фирменного стиля, правила оформления мест продаж и дизайн офиса, это логотипированная продукция, например, униформа, автотранспорт и упаковка. Иногда выделяют ещё и мерчендайзингбук (требования к ассортиментному ряду и *POSm) и логобук (применение графического знака).
Бренбук является для франчайзи инструкцией по идеологии и легенде бренда, он рассказывает, как позиционировать бренд, включает правила использования элементов идентификации (Stylebook) их размещения в рекламе (Adbook).
Благодаря бизнес-буку франчайзи знает, какую вести стратегию развития, ценовую политику, какие в компании стандарты и методы продвижения, какие требования к месторасположению торговых точек. В общем, это все те нормы, которые должен соблюдать франчайзи для правильного ведения бизнес-процессов. По сути, это руководство к действию, проработанное до мелочей, программа поведения в часто встречаемых ситуациях. Линия поведения, которой должен придерживаться франчайзи.
* POSm — Point of Sales materials, материалы, предназначенные для привлечения внимания и продвижения товара непосредственно на местах продаж. Например, логотипированные стойки, ценники, брелоки, кружки, плакаты.
Слово franchise пришло из французского языка, где обозначало льготу или особое право. Впервые термин начал использоваться в XVI веке в Англии для обозначения прав епископатов, в том числе на организацию и сбор доходов с торговли. Однако этим словом могли обозначаться и другие права: так до сегодняшних дней дошли права на использование антуража и персонажей вымышленного мира (медиафраншиза), право на невыплату части суммы ущерба при страховании (франшиза в страховании) и право на именование спортивной команды (спортивная франшиза). Но их было еще больше, например, Оксфордский словарь английского языка включает и такое значение как «избирательное право».
Схожа с франчайзингом была английская система «связанных домов». Пивовары договаривались с владельцами постоялых домов о том, что они будут продавать свое пиво на их территории, за долю от дохода. Впоследствии в Германии компания SPATEN развила эту идею, требуя продажи в тавернах только брендированного пива – это был один из первых случаев передачи прав на товарный знак.
В колониальный период английская система раздачи прав была применена и в Америке. Но здесь было важное отличие: в отличие от епископств, привязанных к конкретному месту, права в Америке раздавались людям, которые на этой территории ранее не жили. Они могли брать другие территории, а право не было неотъемлемым. Такая система была уже гораздо ближе к современному франчайзингу.
В середине 1850-х годов компания-производитель швейных машин Singer была близка к краху из-за низких продаж. Машины были лучше, чем у конкурентов, но и стоили они дороже. На организацию сети магазинов у компании денег не было. Было принято решение отдать независимым предпринимателям – лицензиатам – право на продажу машин на определенной территории, в обмен на лицензионные отчисления. Это был первый пример товарного франчайзинга – т.е. такой модели отношений, при которой франчайзи продает от имени франчайзора товар и зарабатывает на разнице оптовой и розничной цены. Однако Singer пошли еще дальше – их представители учили клиентов шить на машинке и ремонтировали машинки в случае поломки. Что можно считать одним из первых примеров сервисного франчайзинга.
Опыт Singer был не очень удачным. Отсутствие единого стандарта по ведению продаж приводил к тому, что представители давали клиентам большие скидки, как следствие, выгода для франчайзора была минимальной. Но этот эксперимент стал примером для других американских компаний.
Аптекарь Джон С.Пембертон запатентовал в 1886 году состав напитка, известного сегодня как Coca-Cola. Чтобы быстро захватить американский рынок, он дал нескольким другим производителям право производить этот напиток под брендом Coca-Cola. Это – один из первых примеров производственного франчайзинга, при котором франчайзи не просто продает, но сам производит продукт.
Еще один аптекарь, Джастин Дарт, объединил 40 других аптекарей в «кооператив продавцов», работавших под одним брендом Rexall. Скорее всего, это был первый случай, когда компания начала развиваться по франчайзингу с первого дня ее основания.
Толчок развитию франчайзинга в США дала зарождающаяся автомобильная индустрия. Автомобиль был товаром новым и необычным, никто не знал точно, как его продавать. General Motors первыми внедрили систему, при которой они продавали свой товар через независимые автосалоны. Позже к ним присоединись две другие компании «большой детроитской тройки»: Ford и Chrysler. В 30-е годы массовое производство автомобилей привело к повышенному спросу на бензоколонки – они тоже стали открываться по франшизе, причем, в отличие от автосалонов, они открывались уже под конкретным брендом.
В довоенный период франчайзинг ассоциировался, в основном, с перепродажей или оказанием простых услуг под вывеской бренда. Франчайзи работали без стандартов, франчайзоры их особо не контролировали. Ситуация изменилась только в конце 50-х годов.
В 1955 году Рэй Крок купил право на развитие сети McDonalds. Крок ввел систему стандартов, которые должны были неукоснительно соблюдаться на каждой точке по всей Америке. Он стал брать с франчайзи долю от дохода, а не фиксированную сумму и не продавал им втридорога ингредиенты. Франшиза продавалась на каждый отдельный ресторан, а не штат или город. Эта модель развития, названная деловым франчайзингом, сегодня стала стандартом и синонимом слова «франчайзинг». Справедливости ради, стоит сказать, что такие системы работали уже с конца XIX века (например, сеть железнодорожных ресторанов Harvey House или салоны красоты Марты Матильды Харпер), но обычно локализовались в одном или нескольких штатах.
В то же время была построена федеральная сеть автодорог, и Америка пережила бум франшиз фаст-фуда, многие из которых всемирно известны сегодня: KFC (возникшая еще до войны), Burger King, Subway. Но мода на франчайзинг привела в эту сферу мошенников, из-за чего популярность франчайзинга в 60-х упала. Итогом стало государственное регулирование франчайзинга – сегодня в США каждый франчайзор должен раскрывать информацию о своей компании. Этот документ называется FDD и включает 23 пункта, в т.ч. список всех аффилированных лиц, финансовую отчетность компании и т.д. С появлением этого документа ситуация оздоровилась и сейчас франчайзинг на Западе вновь переживает свои лучшие годы.
Франчайзинг в России
Первые западные франшизы начали «проникать» еще в СССР. Самое известное событие – открытие первого ресторана McDonalds в Москве в 1990 году. В 1990-92 годах все крупные западные франчайзинговые компании зарегистрировали товарные знаки в российском Роспатенте, после чего начали продавать мастер-франшизы местным компаниям. Франчайзинг в 90-х был, в основном, западной экспансией на российский рынок. Исключением были компании «Дока-пицца» и «Дока-хлеб», которыми руководил Владимир Довгань, один из первых российских бизнесменов, использовавший термин «франшиза». К концу 90-х действовало уже несколько десятков российских франшиз.
В «нулевые» франчайзинг перестал быть экзотикой, хотя российских франшиз все еще было мало. Появились компании, занимавшиеся франчайзинговым консалтингом и разработкой франшиз. Одной из первых была компания FRANSH Стратегия роста, запустившая в 2006 году каталог франшиз БИБОСС. Большинство франшиз в этот период были из Москвы и Санкт-Петербурга.
Подробнее о франчайзинге в России и роли портала БИБОСС в его становлении можно почитать в соответствующей статье Википедии.
Международного франчайзингового права не существует, в каждой стране есть своя, в той или иной степени проработанная, законодательная база.
Соответственно, каждый раз, когда франчайзор из одной страны подписывает договор с франчайзи из другой, он должен прописывать, нормам какой из стран должен соответствовать договор и чей суд будет решать конфликты. Чаще всего это законы страны, в которой действует франчайзор. Однако международные франшизы имеют дело с тысячами франчайзи по всему миру, и подписание договоров и решение конфликтов может занимать у них все время.
Поэтому практически все международные компании работают либо создают в стране собственное юридическое лицо, подчиненное «центру», либо продают на территорию страны мастер-франшизу.
Чтобы передавать по договору товарный знак, даже если он уже зарегистрирован как международный, франчайзор должен подтвердить его в местном органе управления, занимающемся регистрацией интеллектуальной собственности. В России это – Роспатент. Если продается мастер-франшиза, то товарный знак регистрируется на зарубежную управляющую компанию и передается по договору коммерческой концессии. Мастер-франчайзи же подписывает со своими партнерами в стране договор субконцессии. Чаще всего эти договоры – калька с оригинального, который франчайзор подписывает с партнерами в своей стране.
Когда заходит речь о «международном франчайзинге», чаще всего упоминаются франшизы из США, реже – Европы. Однако большой сегмент рынка в России представлен франшизами из стран-соседей – Белоруссии, Казахстана, других стран СНГ. Эти компании часто работают не по договору коммерческой концессии, а по другим, например, договору поставки или оказания услуг. В этом случае договор может подписываться с компанией из другой страны напрямую.
Франчайзинг в туризме
Туристическая отрасль в нашей стране сейчас переживает не лучшие времена. После резкого падения количества выездных туристов в 2015 году (что было связано с ограничениями на выезд госслужащих и перепадами курса доллара), объемы туристических поездок постепенно восстанавливались и к 2019 году достигли «докризисных» значений. Однако «корона-кризис» 2020 года ударил по этой отрасли сильнее остальных, потому что такой бизнес невозможно перевести в онлайн или как-то быстро перестроить формат. Границы постепенно открываются, однако страх людей перед заражением еще долго будет сдерживать рост числа поездок. Поэтому в данной нише останутся только крупные игроки, которые могут диверсифицировать бизнес или просто переждать кризис. Справедливо это и для франчайзинга: игроков на этом рынке, развивающихся по франшизе, осталось менее десятка.
Видео с нашего канала: «Франчайзинг простыми словами»