Что такое бизнес психология

Чем занимается бизнес-психолог?

Лидерство — сложная и кропотливая работа в условиях неопределенности и взаимоисключающих требований. Бизнес-лидер должен объединять сотрудников и мотивировать их на достижение корпоративных целей. За каждой из этих вещей стоит своя психология. Рассказываем, почему наиболее конкурентоспособные предприятия обращаются к бизнес-психологам.

Это специалист, который использует психологические знания, чтобы помочь лидерам бизнеса, топ-менеджерам или отдельным сотрудникам и составленным из них командам работать более эффективно для достижения амбициозных бизнес-целей.

Бизнес-психологи имеют широкий спектр специализаций — от организационной психологии до клинической и социальной психологии. Опираясь на свои знания, умения и навыки, они понимают, что именно в данный момент происходит с основателями и сотрудниками данной компании, и каковы мотивы их поведения. Помимо этого личностного аспекта, бизнес-психологи разбираются в динамике бизнеса и представляют, как работают предприятия, на системном уровне.

Но чтобы помочь компании процветать, им не обязательно становиться отраслевыми экспертами: они существуют не для того, чтобы давать советы по вопросам финансов, недвижимости или здравоохранения, их сфера — люди, они призваны определять, как психологические факторы препятствуют успеху в бизнесе.

Бизнес-психологи помогают лидерам, отдельным сотрудникам и составленным из них командам:

Бизнес-психологи, так же, как бизнес-тренеры, выявляют и решают основные проблемы компании. Более того, эти специалисты во многих случаях пользуются одними и теми же методиками. Однако, бизнес-психологи сфокусированы не только на стратегических вопросах, но и лучше подготовлены к решению текущих тактических проблем (в настоящем) и способствуют устойчивым изменениям (в будущем).

Идеальным для вас кандидатом будет специалист, который может предвидеть и решать проблемы до того, как они станут реальностью. Лучший способ оценить это — попросить рекомендации у бывших клиентов данного соискателя.

Однако, выбор бизнес-психолога, как, впрочем, и любого психолога, — ваше личное решение: вы должны почувствовать резонанс с соискателем и наличие потенциала для построения (с течением времени) доверительных отношений между вами.

Андрей Игнатьев, бизнес-психолог, основатель «220 Вольт». Специально для VC.

Источник

Особенности психологии бизнеса и качеств предпринимателя

Психологическая устойчивость и контроль ситуации в собственном деле являются немаловажными факторам успешного развития. Кризисные ситуации, неудачи, падения отпугивают людей. Психология бизнеса считается популярным направлением развития при становлении нового предпринимателя в бизнесе. Чтобы понимать её значение, требуется разбираться в ключевых моментах этого направления.

Что такое психология бизнеса?

Что такое бизнес психология. Смотреть фото Что такое бизнес психология. Смотреть картинку Что такое бизнес психология. Картинка про Что такое бизнес психология. Фото Что такое бизнес психологияПсихология и бизнес взаимосвязаны. Это направление представляет собой сферу науки, в которой анализируются психологические проблемы, возникающие при ведении собственного дела. Цель этой науки — изучить субъект, занимающийся бизнесом, и помочь ему исправить проблемы, возникающие по мере развития. Дополнительно психология бизнеса изучает взаимоотношения в коллективе, пытается найти решение различным конфликтным ситуациям.

У людей, которые задумываются заняться собственным делом, возникают различные проблемы, мешающие им начать делать первые шаги. Самые популярные из них:

Важно не только подготовить финансы для первоначального развития, бумаги, рабочих, помещение, но не забывать про психологическую подготовку. Важно настроиться на постоянную работу. В противном случае добиться успеха будет крайне сложно. Ошибочно думать, что на первых парах развития бизнеса руководитель будет сидеть сложа руки. Придётся работать в разных направлениях.

Психология успеха в бизнесе

Что такое бизнес психология. Смотреть фото Что такое бизнес психология. Смотреть картинку Что такое бизнес психология. Картинка про Что такое бизнес психология. Фото Что такое бизнес психологияНачинающий бизнесмен должен понимать, что успех предпринимательства зависит от социального анализа будущих покупателей, психологической подготовки и мотивации, рентабельности выбранного направления в развитии, вложения. Опытные предприниматели и психологи советуют придерживаться 10 правил, которые дадут успешное начало собственному делу.

Психологи утверждают, что без веры в себя и своё дело, человек не добьётся значительных результатов. Из-за этого требуется подготовиться к возможным трудностям, чтобы не переживать во время упадка.

Психология отношений в бизнесе

Нельзя забывать про отношения в бизнесе. Они являются основополагающим фактором для успешного развития. Принципиальные моменты, которые требуют особого внимания со стороны руководителя:

Психологи рекомендуют общаться со своими сотрудниками вне работы. Это помогает налаживать более тесные отношения, которые приводят к увеличению эффективности труда. Однако нельзя давать сотрудникам много «пряников».

Роль психологии в бизнесе

Что такое бизнес психология. Смотреть фото Что такое бизнес психология. Смотреть картинку Что такое бизнес психология. Картинка про Что такое бизнес психология. Фото Что такое бизнес психологияНе многие начинающие бизнесмены понимают важность психологии при развитии собственного дела. В первую очередь, нужно понимать, что в предпринимательстве важны переговоры. Без психологической подготовки сложно сдерживать требования партнёров и невозможно трезво оценивать общую ситуацию. Чтобы избавиться от проигрышных предложений, принять серьёзное решение, донести свою точку зрения и отстоять её, нужно уметь использовать приёмы психологического давления.

Психологическая подготовка обеспечивает надёжную нервную устойчивость. Руководить не будет паниковать при конфликтных, спорных, кризисных ситуациях. В последнее время многие люди уходят на путь мошенников. Психологические приёмы помогут определить врёт собеседник или нет. Это спасёт от нежелательных трат и конфликтов. Существуют также специальные практики, которые помогут настроиться на успех.

Психология деятельности бизнесменов

Что такое бизнес психология. Смотреть фото Что такое бизнес психология. Смотреть картинку Что такое бизнес психология. Картинка про Что такое бизнес психология. Фото Что такое бизнес психологияБизнес можно соотнести с хозяйственной деятельностью. Связано это с тем, что предприниматель вкладывает определённую суму денег в развитие собственного дела и несёт дальнейшую ответственность за вложенные средства. Важно, чтобы бизнесмен постоянно развивал новые направления получения прибыли. Хороший руководитель должен постоянно совершенствоваться и развиваться.

Если говорить о психологической составляющей, бизнес можно сравнить со спортом. Конкуренты — это соперники, которые пытаются достичь лидирующих мест быстрее всех. Чтобы ввязывать в конкурентную гонку, требуется подготовить ресурсы, мотивировать людей, оставить место и балласт для возможного отступления.

Психология личности бизнесмена

Психологи, опытные бизнесмены, экономики, аналитики выделяют четыре стадии развития начинающего руководителя собственным делом:

На ступени предпринимателя, человек начинает своё карьерное восхождение. В этот момент у бизнесмена появляются возможности, средства, цели. Он выбирает направление, начинает движение.

Предпринимателю требуется выполнять следующие задачи:

Что такое бизнес психология. Смотреть фото Что такое бизнес психология. Смотреть картинку Что такое бизнес психология. Картинка про Что такое бизнес психология. Фото Что такое бизнес психологияКогда руководитель получает в свое распоряжение сотрудников, он переходит на ступень Менеджера. Чтобы перейти к данному этапу карьерного роста, требуется научиться отходить от личных предпочтений и сделать бизнес независимым от желаний.

Далее руководить учиться общаться с персоналом, формирует надёжную команду, которая будет сопровождать его в дальнейшем. Когда ситуация стабилизируется, прибыль будет расти каждый месяц, персонал будет сплочён, бизнесмен становится Инвестором. Это связано с тем, что у руководителя появляются свободные средства, которые он может вкладывать в новые проекты. Если эффективность инвестиции превышает определённые показатели, бизнесмен переходит на ступень Лидера.

Психологические качества бизнесмена

Настоящий бизнесмен должен обладать рядом качеств:

На ступени предпринимателя, руководитель должен обучаться предложенным выше качествам. Они будут постепенно изменяться с развитием дела. При недостаточной устойчивости к возникающим проблемам, в компании может произойти раскол. Последующие сложности разрушат моральное состояние персонала, выведут из нормы производственный процесс.

Психологическая составляющая бизнеса является важнейшим направлением, которое необходимо развивать каждому начинающему руководителю. Неправильная подготовка приведёт к быстрому спуску активности, ажиотажа, темпов развития при возникновении первых трудностей. Важно учесть распределение доходов, набор персонала, ведение переговоров, установку целей развития, чтобы наблюдался ежемесячный рост компании по отношению к конкурентам.

Каждый руководитель должен уметь управлять, вести за собой, убеждать и мотивировать своих сотрудников, но как же этого добиться? Об этом в небольшом ролике:

Источник

Психология бизнеса в качестве направления психологической науки

Психология бизнеса — отрасль психологической науки, возникшая на стыке нескольких дисциплин гуманитарного направления.

Психология бизнеса основана на базе психологии, социологии, экономики в связи с активным развитием социально-экономических аспектов общества. Эти аспекты должны быть психологически осмыслены. Предметом психологии бизнеса является психика человека, следовательно в основу изучения положены фундаментальные и прикладные подходы, сложившиеся в общей, социальной, возрастной, педагогической психологии.

Рождение и развитие психологии бизнеса — реакция на современные новые условия социально-экономического характера. Рыночная экономика стремительно развивается, вследствие этого развития появились предпринимательство, банковское дело, торговые сети и сети обслуживания. Бизнес становится основой экономических отношений, а представители бизнеса должны непрерывно самосовершенствоваться, чтобы управлять этим сложным делом. Бизнесменам требуется помощь психологов как в личностном, так и профессиональном развитии. Появление психологии бизнеса своевременно и весьма правильно отражает классическую логику выделения новых отраслей в психологии, где главным принципом классификации является развитие психики человека под влиянием деятельности и социума. В центре прикладного направления психологические проблемы людей, связанных с ведением бизнеса, повышение эффективности бизнес деятельности. Психология бизнеса продолжает оформляться как отрасль психологии со своей определенностью, спецификой.

Специфика психологии бизнеса

Логика развития любого психологического направления включает в себя несколько этапов.

Сначала происходит накопление и объединение теоретических сведений в данной области. В то же время нарабатывается практический опыт, решаются конкретные прикладные задачи, явившиеся результатом взаимодействия человека с обществом, социальными институтами, трудовыми коллективами, деятельностью компаний. Теоретический и практический пути определяют сущность психологии вообще и психологии бизнеса в частности.

Психолог Курт Левин писал о том, что самой лучшей практикой является хорошая теория. В этом высказывании заключен весь смысл психологического знания: теоретическая база направлена на практические действия: оказание психологической помощи, обеспечение саморазвития, результатом является выживание человека.

Психология бизнеса — психологическая отрасль, объединяющая науку и практику в области бизнеса, разрабатывающая рекомендации по интеграции интересов бизнеса и общества, по повышению эффективности бизнес деятельности и бизнес проектирования. Психология и бизнес объединены в одно целое для того, чтобы оказывать помощь представителям бизнес структур и всех заинтересованных сторон.

Психология бизнеса носит междисциплинарный характер, подчеркивающий единство всех отраслей психологии, прежде всего психологии труда, личности, социальной, экономической, организационной психологии.

Психические категории в психологии бизнеса

В психологии бизнеса выделяют психические категории в соответствии с общепсихологическими понятиями:

Понимать структуру психических явлений необходимо в психологии бизнеса. Бизнес-психологи, исследуя профессиональное самоопределение личности в бизнесе, обращаются к психическим явлениям и выделяют различные аспекты этой проблемы: роль когнитивных факторов при самоопределении, работа волевых и эмоциональных механизмов.

Психология бизнеса, обогащенная знаниями о психологических явлениях, становится более определенной, позволяет находить новые решения проблем, связанных с управлением предприятиями, бизнес-организациями. Могут появиться новые идеи оптимизации бизнес-процессов, идеи построения типов управления, разработки стратегий обучения внутри корпораций, способы активизации поведения потребителей, методы эффективного взаимодействия бизнес-партнеров.

Уровни анализа бизнеса

Сегодня выделяют следующие уровни анализа бизнеса:

Личностный уровень исследует бизнесмена как личность, также подвергается изучению психологическая структура бизнес-деятельности. Профессии, относящиеся к бизнесу в России четко не определены, поэтому исследуется деятельность, приносящая доход, что и составляет суть бизнеса. Изучаются личностные особенности людей, способных заниматься бизнесом, процессы их самоопределения и самоидентификации, анализируются факторы удовлетворенности деятельностью. В центре изучения внутриличностные конфликты и психологические кризисы в деятельности бизнеса.

Социально-психологический уровень рассматривает особенности бизнес-структур: закономерности их появления, развития, взаимоотношений с другими структурами. Организация является инструментом бизнеса, то есть осуществляет координацию деятельности людей. Здесь внимание уделяется таким понятиям, как «руководство», «лидерство», «стимулирование». Подробно изучается проблема взаимодействия в бизнесе. В центре внимания деловое партнерство, конкуренция, деловая этика, деловая репутация. Рассматривается поведение людей в бизнес-сообществе: проведение переговоров, способы разрешения конфликтных ситуаций, заключение сделок.

Социологический уровень изучает бизнес как социальный институт, который охватывает большую часть жизни общества. Это система связей, имеющая социальные нормы, свои ценности и процедуры бизнес-сообщества. Здесь важное место занимает изучение проблемы социальной ответственности бизнеса, имиджевой стороны бизнеса.

Итак, бизнес с психологической стороны может изучаться как:

Эти три уровня находятся в тесной связи, дополняют и обогащают друг друга. Поэтому при изучении бизнеса с разных точек зрения (экономической, правовой, организационной) эти уровни учитываются. Такой подход дает возможность увидеть и изучить такое сложное явление, как бизнес с разных сторон. Работа предстоит долгая и сложная, связанная с адаптацией научного академического аппарата к решению задач из области психологии бизнеса.

Объектом исследований в области психологии бизнеса являются закономерности и механизмы функционирования бизнеса как сложного психологического феномена.

Предметом исследований являются:

Источник

Психология бизнеса: как устроен образ мира предпринимателя и каким изменениям он подвержен

Nastya Nikolaeva

Вопреки расхожему мнению, психология бизнеса — это не только тренинги личностного роста, эффективного управления и повышения продаж. T&P узнали у профессора Владимира Серкина, чем образ мира предпринимателя отличается от остальных, как возникают коллективная память и мышление сотрудников и почему словосочетание «честный бизнесмен» все еще звучит для нас неестественно.

Что такое бизнес психология. Смотреть фото Что такое бизнес психология. Смотреть картинку Что такое бизнес психология. Картинка про Что такое бизнес психология. Фото Что такое бизнес психология

Владимир Серкин

профессор кафедры организационной психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ, преподаватель программы «Психология в бизнесе»

— Большая часть ваших работ посвящена проблемам общей психологии: сознанию, психосемантике, образу мира, неврозам и сценариям отложенной жизни. Какое место занимают эти темы в изучении психологии бизнеса?

— Любая прикладная отрасль психологии все равно — психология. И общепсихологические законы в психологии бизнеса действуют также как, например, в возрастной или инженерной психологии, психологии труда и во всех других. Сейчас развелось много кустарных тренингов и «тренингеров», прошедших двухнедельные курсы и копирующих их. Такие «специалисты» часто не знают и не понимают общепсихологических закономерностей взаимодействия, реальных последствий различных упражнений и групповых форм работы, нарушают профессиональную этику и иногда просто вредят и людям, и их бизнесу. Психологические изменения тонки, индивидуальны, и «штамповать» их по одной для всех методике — профанация.

Мы учим студентов действовать не слепо по методичкам, а с понимаем их общепсихологической базы, их достоинств и недостатков, психологических процессов, происходящих в группе, во взаимодействии. Это делает магистрантов не только более успешными, но и более творческими и ответственными профессионалами. Иногда наши студенты в начале обучения не понимают этого и просят скорее методики-алгоритмы по принципу: «делай раз, делай два …». Но уже к середине первого года обучения все понимают, какие преимущества и возможности в профессии дает не узкое умение, а именно общепсихологическая фундаментальная база. Только на такой базе возможно самостоятельно конструктивно составлять и реализовывать нужные конкретной организации или клиенту проекты исследований, решения проблем, тренингов, оптимизаций, внедрения инноваций и так далее.

— Есть ли какая-то специфичность именно в психологии предпринимателя?

— Бизнес, предпринимательство — не только психологические, но и культурные, экономические, юридические и этические понятия. На семинарах мы не обходим всю их сложность. Приходится обращаться не только к знаниям, но и к языковой компетенции, интуиции, чувствованию. Например, естественно ли в русском языке звучат словосочетания «честный продавец», «честный бизнесмен», «честный пиарщик». Почему не всегда естественно и что с этим делать?

Семантическое поле понятия «честный» связано с понятиями «правда» и «честь», что в западной психологии частично утрачено. Например, в самой распространенной и известной западной методике исследования ценностей Ш. Шварца вообще нет таких ценностей. К российской выборке такая методика просто неприменима (инструкция предлагает работать с ценностями только из списка, в котором нет важнейших для нас ценностей). Словосочетания понятия «честный» с понятиями из других языков (бизнесмен, пиарщик) пока звучат для нас не слишком естественно: язык — многолетний результат коллективного мышления народа, основанный на опыте. «Неестественная» семантика словосочетания всегда говорит о настороженности и критичности общественного сознания лучше социологических показателей. Я не говорю, что это хорошо или плохо. Просто таковы факты. Семантическое поле уже вполне освоенного в русском языке слова «продавец» сегодня достаточно часто включает понятия «жулик», «бессовестный», «обвешивает», «обсчитывает» и прочее. Поэтому и словосочетание «честный продавец» пока семантически противоречиво. При этом факт нужности и развитости такой профессии никто не отрицает.

Что такое бизнес психология. Смотреть фото Что такое бизнес психология. Смотреть картинку Что такое бизнес психология. Картинка про Что такое бизнес психология. Фото Что такое бизнес психология

Семантические упражнения-игры — лишь один из примеров, но и он показывает, как магистранты учатся быть более чувствительными к нюансам речи (индивидуальному использованию языка) клиента, заказчика, договоров, деклараций. Более глубокий и менее осознаваемый самим говорящим уровень анализа можно применить, используя, например, анализ глубинных семантических ролей, но это тема специального длинного разговора.

— Чем отличается профессиональная специфика образа мира от психосемантики профессии?

— Что изучает психология бизнеса, кроме проблем взаимоотношений, управления, лидерства, стратегии развития организации, которые у всех на слуху?

В психологии бизнеса есть пласт проблем — организация как «мегамашина» (термин Г.П. Щедровицкого). Здесь мы говорим не только о корпоративных традициях и «миссиях», но и коллективной памяти, коллективном мышлении и даже сознании, о «судьбе», стадиях жизни организации и ее продукции. Другой пласт проблем — системы, сети, группы (иногда — стаи) или сообщества организаций, организации на организациях (от В. Лефевра — «системы, нарисованные на системах»). Для этих пластов даже еще нет разработанной научной терминологии, ученому здесь есть над чем поработать.

В психологии давно отмечен эффект совместной деятельности: два человека, работая сообща, делают гораздо больше, чем сумма их работы по отдельности. Обычно я начинаю объяснение этого феномена студентам с такого примера: «два нормальных мужика могут быстро взять за концы длинное бревно и положить его на высокий сруб избы. А один силач (чуть сильнее каждого из мужиков) не может, даже если потратит втрое больше времени и усилий». Еще сильней такой синергетический эффект проявляется при хорошей организации работы (правильном распределении совместной деятельности) большого коллектива. Совместная деятельность предполагает совместную цель, то есть системный субъект деятельности. И такой субъект обладает системными качествами, которых нет ни у кого из входящих в коллектив людей (как вода обладает качествами, которых нет ни у водорода, ни у кислорода). Именно такие системные «судьбы», память, мышление, внимание, сознание и другие процессы, вовсе не подобные человеческим, пока называются коллективными «судьбами», мышлением, памятью и так далее. Об этом писали А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, А.Л. Журавлев и другие отечественные авторы. Но понятно, что все это пока антропоцентрический редукционизм (приписывание сложным сущностям человеческих качеств), так как мы имеем дело с еще не исследованными и не объясненными системными качествами организаций.

— Существует ли формулировка психологического образа мира человека, который занимается бизнесом?

— Проблема в том, что категория «образ мира» достаточно новая, она была введена в психологию в 1979 году, а тематика связи профессионального образа жизни с образом мира реально начала развиваться где-то в 2003-м.

Как писал основатель первого в СССР факультета психологии МГУ А.Н. Леонтьев: «Деятельность конституирует». То есть выстраивает психическую конституцию человека. Если вы занимаетесь какой-либо деятельностью достаточно долго, хотите вы или нет, у вас появятся и профессиональные навыки, и профессиональное мировоззрение, и, увы, профессиональные деформации. К счастью, это не единственное, что у вас будет, потому что в норме человек всегда действует по нескольким направлениям.

Что такое бизнес психология. Смотреть фото Что такое бизнес психология. Смотреть картинку Что такое бизнес психология. Картинка про Что такое бизнес психология. Фото Что такое бизнес психология

Плохо, если человек не видит ничего, кроме своей профессиональной деятельности. У вовлеченных предпринимателей это часто бывает — он начинает воспринимать сотрудников не как людей, а только как функции. Сотрудники это чувствуют и (действие равно противодействию) отвечают тем же. В половине коллективов случается подобное. И если кто-то из сотрудников плохо выполняет свои функции, руководитель даже не ставит себе задачи разобраться в причинах. Он предпочитает заменить его другим сотрудником-функцией, но с ним тоже обязательно начнутся проблемы, поскольку он не функция, а человек.

Сейчас ведется работа по изучению профессиональной специфики образа мира и образа жизни у представителей разных профессий, но конкретно по образу мира предпринимателя пока работ не было, это как раз планируется на 2015/2016 учебный годы. Но уже сейчас можно говорить о некоторых особенностях. Совсем упрощая, бизнес есть одно и двух целевой. В обыденном сознании считается, что первый направлен на получение прибыли, во втором к прибыли добавляется «нанесение» какой-либо пользы. В этом смысле, например, в условиях нашей страны, получение прибыли обычно — это либо ресурсы, либо перепродажа. А для того, чтобы принести пользу, нужно что-то необходимое другим (товар или услугу) произвести. «Чисто» полезные дела, например, защита окружающей среды, у нас бизнесом по семантике слова в обыденном сознании не считаются.

— Кому наносится эта польза? Потребителю, миру или себе тоже?

— Если вы имеете в виду социальное признание, самореализацию, то бизнес — не самое лучшее поле, самореализовываться лучше в творчестве, если есть какие-то способности. От человека, организующего дело и сталкивающегося с разными административными и объективными барьерами, требуются определенные деловые и волевые качества. В условиях жесткой и не всегда корректной конкуренции необходимо постоянно думать о выгоде, рентабельности и своих интересах. Чтобы быть успешным на современном российском рынке, нужна некоторая неискренность и хищность что ли, поскольку сверхчестность может сыграть на руку нечестным конкурентам. Например, вы стоите на рынке и честно говорите покупателю, что помидоры китайские и с нитратами, а через ряд ваш конкурент говорит про такие же помидоры, что они турецкие и чистые. У кого купят — понятно. Вопрос «Что нужно делать, чтобы на таком рынке не разориться?» открыт для каждого. Увы, высоконравственный человек будет вытеснен с этого рынка почти мгновенно. Нужны и коммуникативные качества, потому что, сколько я знаю предпринимателей, которые работают в одиночку, все они люди зажиточные, но никогда не поднимутся выше определенного потолка. Чтобы расти дальше, нужна команда. Да, для предпринимателя полезно и быть восприимчивым, но все должно быть в меру. Если вы слишком чувствительны, сможете ли вы жестко потребовать что-то с человека? Поэтому и существует рекомендация по возможности не вести бизнес с друзьями и родственниками именно потому, что с них вы не сможете по-настоящему спросить, и разногласия в работе перейдут в личные отношения.

— Существуют ли особенности ядерного слоя образа мира, о котором вы рассказали выше, характерные для личности предпринимателя?

— Как предпринимательство связано с неврозами отложенной жизни?

— Это понятие введено нами еще в 1997-м. Сейчас оно широко используется. Неврозы отложенной жизни (НОЖ) встречаются редко, часто случается, так называемый, сценарий отложенной жизни (СОЖ). Особенно у стартаперов. Когда человек решает организовать бизнес-проект грамотно, он составляет план и отдает себе отчет, что его реализация начнется через год (если дела пойдут очень хорошо) или через лет (что вероятнее). Весь этот период до стабильности он тратит свою энергию, время, средства, иногда все, что у него есть, на реализацию плана. Соответственно, у него нет энергии, времени и денег на хорошие взаимоотношения с окружающими, на определенный уровень жизни, отдых. Он говорит сам себе, что все это будет потом, и это нормально. Подавляющее большинство населения думает: «Получу диплом, заживу» или «Стану директором, заживу». Кроме мелких невротических явлений это ничем не чревато, но в то же время и накладывает ограничения на внешнюю свободу, потому что порой невозможно, например, высказывать свою точку зрения или с ругаться. А по законам психологии постоянное внешнее становится характеристикой внутреннего.

Что такое бизнес психология. Смотреть фото Что такое бизнес психология. Смотреть картинку Что такое бизнес психология. Картинка про Что такое бизнес психология. Фото Что такое бизнес психология

— Каковы эти психологические изменения?

— Прежде всего, это самоограничение, которое становится внутренним свойством. Человек этого не замечает и считает, что все нормально. В этом смысле невроз еще не развивается. Любой невроз развивается при наличии внешнего или внутреннего непреодолимого препятствия, фрустрации важной мотивации. При СОЖ человек сам себе фрустрирует реализацию некоторых важных мотивов по схеме: «сначала добьюсь, потом заживу». Человек мог бы порешать свои проблемы, но сам себе пока не позволяет. То есть в СОЖ нормальный человек ведет себя как невротик, накапливающий проблемы. Мы видим, что многие предприниматели на этапе реализации своих стартпапов срываются, становятся дауншифтерами, устраиваются на бюджетную работу, то есть ищут стабильности, жертвуя самостоятельностью. И часто испытывают реальное облегчение, реализуя годами нерешенные мотивы (начиная с «вдоволь спокойно спать», «делать то, что хочу» и так далее). Но это те, кто создал уже себе условия. А если просто закончились внутренние ресурсы, этот срыв — невротический симптом. И это не всегда плохо. Иногда человеку лучше уйти из бизнеса и реализоваться в другой сфере.

— Может ли человек почувствовать сам предпосылки срыва?

— Большинство людей чувствуют их, но это не значит, что они могут их контролировать. Человек знает, что его энергия или терпение кончаются, но при этом не может регулировать свое поведение. Здесь схема общая: и у невротика и у обычного человека всегда много проблем, особенно, если человек активен и пытается реализовать свой проект. Что есть проект? Это изменение реальности. А любая реальность сопротивляется изменениям в лице, например, чиновников и других обстоятельств. Нормальный человек решает не все, но большинство своих проблем. То есть отличие нормального от невротика в том, что у первого проблемы не копятся, он их решает и мечтает, например, о жизни на даче, где новые проблемы (как ему пока кажется) не появляются. Невротик же не решает большинство проблем, откладывает, ищет объяснения, почему их не надо решать сейчас, дает им другие формулировки, пытается забыть. А проблемы при этом никуда не деваются, копятся. Срывы проявляются в том, что человек, например, не может поддерживать нормальные отношения с окружающими: он постоянно носит ношу, и у него нет сил на все остальное, он агрессирует или истерит, или его реакция астенична вплоть до «все бросить и заплакать».

— Значит ли это, что человек занимается чем-то не своим?

— Это очень индивидуально. Для кого-то значит, у причина — в обстоятельствах, а у — в недостатке волевых качеств, например. В настоящей психологии обобщенные рекомендации или не всегда работают, или их нужно очень тонко «настраивать и подстраивать» под конкретного человека. Личное консультирование пока ближе к искусству, чем к методическим рекомендациям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *