Что такое бмо на жд
БМО: Чем живёт забытое железнодорожное кольцо
Strelka Magazine отправился в Подмосковье, чтобы узнать, как устроено пассажирское движение на Большом кольце Московской железной дороги.
«Конечно, про эту дорогу надо рассказывать, пропагандировать её. Я вот не знала о таком маршруте до сегодняшнего утра». Надежда едет в полупустом электропоезде по Большому кольцу Московской железной дороги. Она оказалась в гостях недалеко от станции Столбовая, а живёт в подмосковной Кубинке. Женщина собиралась возвращаться домой с пересадками через Москву, но в последний момент сын напомнил ей про кольцо. «Билет никто не проверяет. Зря купила», — вздыхает Надежда. Дорога до Кубинки заняла у неё чуть более часа.
КОЛЬЦО
БМО (Большое кольцо Московской железной дороги, оно же БК МЖД) — это огромное кольцо длиной почти 600 километров, которое соединяет все одиннадцать железнодорожных направлений, расходящихся от Москвы. Его главная задача — грузовые перевозки. Благодаря БМО товарные составы могут объезжать и без того загруженную столицу. Большинство станций и остановочных пунктов кольца находятся в Подмосковье, два небольших отрезка проходят через Новую Москву и Владимирскую область.
Окружная дорога разделена на участки, по которым курсируют и пассажирские электропоезда. Людей в вагонах мало, в основном это сотрудники железной дороги и дачники. Из-за низкого пассажиропотока на кольце используют короткие электрички, состоящие в среднем из шести вагонов. Платформы на окружной низкие, поэтому забираться в тамбур приходится по ступенькам. На станциях, где пересекаются радиальные и окружное направления, платформы для кольцевых электричек обычно расположены у дальних путей или немного в стороне.
Всё это создаёт особую атмосферу Большого кольца. Электричка часто останавливается на полустанках посреди леса. Может показаться, что едешь где-то далеко в глуши, хотя до Москвы всего несколько десятков километров. На радиальных направлениях поезда идут от одного большого города к другому, здесь же за окном только деревья, поля и дачные посёлки. Время от времени состав выезжает на большую станцию, а потом снова ныряет в лес. Иногда электричка останавливается только по просьбе пассажиров. «До Чернецкого все остановки по требованию. Кому нужно выйти, нажмите кнопку и скажите», — звучит голос из динамиков. На некоторых перегонах во всём поезде остаётся только два человека: машинист и его помощник.
ПАССАЖИРЫ
Окружная дорога за редким исключением не проходит через города, она никогда не задумывалась как пассажирская магистраль. Первый участок будущего кольца к юго-востоку от Москвы открыли в ноябре 1870 года мануфактурщики братья Хлудовы. Они на собственные средства проложили ветку от Егорьевска до Воскресенска, связав своё производство с Московско-Рязанской железной дорогой. Годом позже предприниматели Барановы построили севернее ещё один участок, Александров — Карабаново. К концу XIX века обе линии продлили, а в годы Первой мировой и Гражданской войн объединили в одну. К 1940 году сформировалась полуокружность от Александрова до Жилёва. В Великую Отечественную войну важность дороги возросла, по ней перевозили военных, технику и боеприпасы. Строительство второй половины кольца завершилось уже в 1944 году. В 60-х рабочие начали масштабную реконструкцию: ремонтировали старые платформы, строили новые станции и прокладывали дополнительные пути там, где дорога была однопутной. Инфраструктуру кольца постоянно модернизировали, плановые ремонтные работы ведутся и в наше время.
Пассажирское движение здесь запустили в первую очередь для рабочих, обслуживающих БМО. В вагонах то и дело появляются люди в униформе: путевые обходчики, осмотрщики вагонов, дворники, сотрудники ведомственной охраны РЖД. Рабочие перевозят инструменты и небольшие путевые тележки. На станции машинист терпеливо ждёт, пока груз спустят на платформу, и захлопывает двери по взмаху руки железнодорожника. «Поток пассажиров маленький, люди простые. Есть и те, кто постоянно ездит, так с ними и чайку попить можно, и за жизнь поговорить. БМО — это маленький муравейник, где все знают тебя, а ты знаешь всех», — рассказывает Игорь, который несколько лет проработал на окружной дороге помощником машиниста.
Участки Большого кольца МЖД могут включить в транспортную систему столицы
Отдельные участки Большой Московской окружной железной дороги (БМО) могут интегрировать в единую городскую транспортную систему, сообщил главный инженер Института Генплана Москвы Михаил Крестмейн.
«Их будет уместно включить в транспортную сеть столицы после ввода Московских центральных диаметров», – рассказал М. Крестмейн в интервью «Интерфаксу».
По его словам, запускать пассажирское движение по всему кольцу БМО нет смысла.
«Я недавно инспектировал работу этой дороги. Где-то она идет через дремучие леса, где-то через участки, осваиваемые весьма активно», – пояснил М. Крестмейн.
Он напомнил, что когда запускалось Московское центральное кольцо (МЦК), именно на БМО перевели основные грузовые потоки. При этом на ряде участков этой ж/д магистрали организовано и пассажирское движение.
Наша справка
Большое кольцо Московской железной дороги (БК МЖД) также известно как Большая Московская окружная железная дорога (БМО), Большое Московское кольцо и Большое московское окружное кольцо.
Окружная железная дорога опоясывает основную часть столицы. Проходит по территориям Москвы, Московской и Владимирской областей на расстоянии 25-80 км от МКАД. Длина дороги – около 584 км.
БМО помогает разгрузить Московский транспортный узел в черте города от транзитных грузовых поездов и пропускать транспортные потоки между всеми магистральными ж/д направлениями столицы, минуя ее основную часть.
На Большом кольце МЖД в основном организовано грузовое движение, также по нему ездят скоростные пассажирские поезда и пригородные электрички. Последние перевозят железнодорожников, жителей близлежащих населенных пунктов и дачников.
Пропуск пассажирских поездов по кольцу позволяет разгрузить московские вокзалы от транзитного потока.
Автор текста Информационная служба портала Стройкомплекса
Что такое бмо на жд
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Страсти по БМО
1. От Кубинки до Икши с ветерком
Итак, сегмент БМО №2 соединил для нас станцию Кубинка и Икшу, а сегмент №3 свел вместе Дмитров и Александровские края.
Но для начала до точки отъезда нужно еще добраться. Из дома посредством электрички и быстрых ног добираемся до затерявшейся на задворках площади 3-х вокзалов платформы Каланчёвская, там уже в 9.44 нас ожидает собака до Кубинки. Тонированные стёкла вагона прячут нас от яркого зимнего солнышка, азарт покорителей больших и малых ж/д объектов Белорусского направления присутствует.
Говорят, что летом 1932-33 гг. в Немчиновке жил всемирно известный художник Казимир Северинович Малевич. Он завещал похоронить себя здесь, и в 1935 г. его прах был развеян в поле между Немчиновкой и Раздорами.
Проезжаем дачные платформы Сушкинскую, Петелино, Часцовскую… Среди местных жителей бытует легенда, согласно которой в давние времена здесь располагались дремучие леса, в которых обитали разбойники. Купцы, проезжавшие эти места, опасаясь нападений, собирались в большие группы. Предупреждая друг друга, возчики постоянно прислушивались к шорохам из лесной чащи, часто повторяя «цыц-цыц». Так и получилось название Часцы. Несмотря на эту довольно остроумную сказочку, в действительности дело обстояло немного прозаичнее. В наиболее ранних документах, где встречается это название, деревня писалась как «Чисцы» или «Чистцы», что свидетельствует о том, что первоначально здесь находилось расчищенное от леса место. Позднее название трансформировалось в «Часцы».
И, наконец, в 11.15 по московскому времени прибываем к первой финальной остановке: Кубинка (если быть точными Кубинка-1, ибо существует еще одна – 2-я Кубинка, совсем ненаселённая, с которой мы часом позже начали своё второе путешествие по кольцу).
Пристанционная площадь выглядит довольно оживлённой. Вблизи станции сосредоточены продуктовые, хозяйственные, шмоточные и прочие магазины. Очень давно я не видела Универмага, где продается буквально всё от детских игрушек до неказистой техники и охотничьих лыж, а в Кубинке такой есть.
Есть там и чудесный по своей конструкции пункт милиции.
Есть рынок, который кокетливо назван Супермаркетом эконом-класса. Там продают загадочные цветные шарики цветочной пыльцы всего за 25 рэ за мешочек и еще какой-то мудреный продукт из трупиков пчёл примерно за ту же цену.
Автостанция Кубинки порадовала всего одним рейсом в день в Ашан, но достаточно разветвлённой местной маршруточно-пазиковой сетью.
Гордится Кубинка в основном своим крупнейшим в мире танковым музеем, авиабазой и расположенной поблизости от города бывшей усадьбой Герцена. Но времени до следующей электрички у нас, увы, мало – и, вдоволь набродившись по пристанционной площади, заглядываем в вокзал- касса билетов не продаёт и мы вольными зайцами садимся в электричку Кубинка-Икша- она уже стоит на платформе, неосведомлённые пассажиры путают её с московской электричкой. Машинист периодически буркает, что это электричка на Икшу, в Москву не идёт. То же подтверждает и дядька, сидящий в соседнем вагоне, куда мы заглядываем в поисках карты-схемы остановок. Оказывается в поездах на кольце, их не вешают вообще. Итак, старт в самое долгое наше собако-путешествие – с 12-00 до 14.37.
На платформе Дюдьково видны развалины станционных сооружений и чуть поодаль на горе заснеженный Саввино-Сторожевский монастырь.
Играем в «Угадай мелодию», поглядываем на проносящиеся за окном пейзажи и удивляемся, как быстро и безлюдно протекает наше путешествие. Населённых пунктов вблизи платформ нет. Несмотря на это, летом в выходные дни пассажиропоток составляет примерно 70-100 человек в день, т.к. вблизи от платформ находятся дачные посёлки. Окошки электрички грязны, поэтому картинки-иллюстрации выходят несколько непарадными.
В 7 минутах ходьбы к западу от платформы находится станция Манихино-1 Рижского направления Московской железной дороги. Полустанок состоит из двух боковых платформ. Платформы низкие, полной длины. Рассчитаны на приём 10-вагонного электропоезда, несмотря на то, что за всё время существования использовалась только половина длины каждой платформы). На западной платформе находится кассовый павильон, который не работает (сведений о том, что он когда-то работал, — нет). Однако здесь пассажиропоток несколько оживился.
Еще один пересадочный пункт на этом участке БМО – пл. 142 км.
В 6-7 минутах ходьбы к северу от платформы находится платформа Поваровка Октябрьской железной дороги.
Конечный пункт нашей путевой программы станция и городское поселение – Икша.
Вблизи посёлка протекает речка Икшанка, в русловых отложениях которой присутствуют частицы золота. Трудно представить, но в своё время, в конце 19 века, здесь случилась самая настоящая «золотая лихорадка». Сейчас доподлинно известно, что промышленного значения месторождение не имеет, а даже немного жаль…
Так, незаметно, в беготне и заячьем волнении мы доехали до Дмитрова. Широкая тропинка и 50% выходивших на станции подсказали нам путь обхода турникетов.
Здесь через полчаса нас ждет еще один виток по окружной.
Метеорами приближаемся к платформе, но и электричка уже стремительно движется к ней же. Из кабины машиниста выглядывает, очевидно, его помощник и ждёт, пока мы загрузимся. Теперь уже можно почувствовать себя относительно дома. Однако от Александрова ехать и ехать. Продолжаем наш заячий путь, пытаемся оторваться от нашего вновь обретённого «друга». Вроде бы оторвались, вроде бы обустроились, но тут в проходах замаячили снующие зайцы всех возрастов, гул и гомон разнёсся по вагонам, практически половина всех пассажиров включилась в гонку от контролёров. Поезд ехал без остановок аж до самого Софрина, поэтому время пометаться и побегать хватило вволю. В Софрино вместе с оживлённой вереницей попутчиков перебегаем проверяемый вагон и успокаиваемся в отконтролёренной части собаки. В Мытищах так же зайчиками перепрыгиваем перроны и залезаем в родную электричку до Подлипок.
2. Считаем столбы на Столбовой
Чтобы одолеть очередной виток окружной, нам нужно добраться до платформы Столбовая. День будничный, но чтобы успеть выполнить запланированный станцие-норматив выходить нужно довольно рано. Дабы народу при посадке на собаку было меньше, топаем, морщась от препротивного ветра, к фрязинской платформе Болшево. Грузимся. И жизнерадостно едем до Ярославского вокзала, рассматриваем в окошко поезда и электрички разных мастей и ждём начала настоящих приключений.
На станции пересекаются Московско-Курское направление Московской железной дороги и Большое кольцо Московской железной дороги. С 2001 по 2007 в расписании были даже электропоезда, имеющие конечной эту почти бесславную станцию. Они прибывали и отправлялись с высокой боковой платформы. Сейчас эта платформа используется как резервный путь для электропоездов в случае нарушения графика.
Станция представляет собой классический провинциальный пересадочный узел. Напротив остановки первого вагона из Москвы расположены остановки местных автобусов №№ 31, 32, 33, 37, которые следуют в восточном направлении до посёлков: Троицкое, Мещерское, Любучаны, Добрыниха соответственно. Возле вокзала останавливается автобус маршрута № 61 (Чехов-Подольск).
Свободного времени для прогулок примерно час. Решаем ехать по БМО до Кубинки без билетов, ибо ни разу еще в кольцевых коротышках не встречали контры. Дивимся на странную избирательность расписания по кольцу. Чем знаменательны дни 17, 18 и 21 сентября до сих пор непонятно:
Видим интернет-кафе на станции.
Охотимся на большие и не очень, но обильно произрастающие на трубах Столбовой сосульки. И подзаправившись необходимыми в дорогу товарами, отправились на низкую платформу, где уже толпился народ.
Глазеем на поезда, ждём собаку, других достопримечательностей в Столбовой всё равно больше нет.
Состав подали совсем коротенький, собранный из разных составов, схемы маршрута в вагонах нет. Загружаемся, через грязноватое окошко пытаемся задокументировать проезжаемый путь. Времени на маршрут железнодорожниками нам отведено – 2 часа.
Станция – Сандарово, и с названием, и с маленьким вокзалом, и даже с пристанционным магазином.
С шутками и прибаутками проезжаем Новогромово, а затем Кресты.
Поскольку Бекасово-1 является узловой станцией, приблизительно до 2004 г. на ней осуществлялась штатная остановка скорого фирменного поезда Брянск — Санкт-Петербург («Пересвет»). На различных платформах Бекасова постепенно вышли все наши попутчики по вагону.
Потом опять зачастили платформы, названные в честь разных километров. Вклинивается в этот полубезымянный ряд платформ станция Акулово:
И, наконец, мы подъезжаем к Кубинке (рассказ о ней был чуть ранее, поэтому не будем повторяться). Очередной сегмент БМО успешно пройден, осталось столь же успешно вернуться домой. Прыгаем в подходящую вскоре электричку и едем до Одинцово. Опять бегут зайцы, опять не встречают нас с сушками на Сушкинской, а жаворонки на Жаворонках.
Одинцово используем в качестве пересадочного пункта, радостно видим готовую отправляться до Каланчёвской электричку, быстренько в неё запрыгиваем и в наступающих сумерках, лениво обозревая виды в окнах, направляемся к Москве. А далее по проторенной с утра дорожке мчим с Ярославского вокзала до Болшево-фрязинской платформы. Еще один маршрут покорён.
Последнее наше путешествие по БМО мы совершили из Куровской в Воскресенск. О нем, а также о точке отъезда и приезда по маршруту и пойдет речь далее.
Если верить весьма патриотичному сайту города Куровское, первые поселения в окрестностях Куровского появились ещё в каменном веке. Стоянки первобытных людей время от времени меняя своё местоположение располагались в основном вдоль берега Нерской между Беливом и нынешней Краюшкой. Куровское известно с 1646 как деревня; в XVIII в. — владение А. Д. Меншикова. В 1854 в Куровском основана ткацкая фабрика (товарищество Балашовых). В 1913 в Куровское пришла Московско-Казанская железная дорога. В 1929 Куровское стало районным центром (позднее, в 1959 Куровской район был объединён с Орехово-Зуевским). В 1952 был получен статус города.
Мы же как не осведомлённые со стародавними делами славными Куровского, пошли куда глаза глядят и вот что увидели:
1. Увидели автовокзал, откуда автобусы бегут и в сторону Павловского Посада и Ногинска (Богородска) и в сторону Орехова-Зуева, не говоря о близлежащих деревушках.
2. Поразились очень маленьким количеством народа на улицах города
3. Усмотрели общую некоторую провинциальность и недо-городочность.
Вот такое замечательное креативное творчество куровчан:
4.Дворец спорта с катком, бодрящая музыка вступает здесь в жесткую и непримиримую борьбу с любителями размеренного процесса фигурного катания.
5.Странное кафе, судя по табличке работающее только 16 марта ежегодно.
6.Дворец культуры с полностью рукотворной афишей и рекламой.Хэнд-мейд forever!
7.Советское наследие табличек ответственных по дому.
Любопытно, что вокзальная часть Куровского раньше явно была закрыта шлагбаумом для непонятных ныне целей, по крайней мере, будка открывателя-закрывателя оного пока что сохранилась.
Но вот круг по Куровскому пройден и снова перед нами вокзал и несколько минут в ожидании электрички до Воскресенска. Здесь успеваем заметить патриотическую табличку про Москву-столицу, очевидно, мира, ибо никакого географического уточнения нет.
Это была первая и пока единственная известная мне электричка, которая на проходящей станции стоит – 20!! минут. Зачем и для чего точно непонятно, но стояночное время, по крайней мере, при нас, выстояла исправно. Вот здесь это было:
Казалось бы, глухой полустанок, ничего в нём и примечательного нет, и признаков жизни особо кипучей незаметно. Однако за лесом, ежели верить интернету, деревня Давыдово есть и довольно древняя и крупная, упоминающаяся в летописях еще в 17 веке (1631 году, если быть совсем уж точными). Центр старообрядчества, родина целых 3 хоккейных команд, центр сбора загадочных РМУ (разбрызгивателей минеральных удобрений) в советское время. Сейчас там открыт завод Мишлен. Недаром вдоль ж/д колеи далеко за границы Давыдово тянулись колеи соревнующихся с сугробами внедорожных по всей видимости колёсных транспортных средств.
Следующая станция у нас на пути – Нерская. Известна она своей близостью к одноимённой реке, в которой водятся большие и вкусные щуки, если верить рыболовам. Грибники откликаются на это тем, что и грибов де больших и вкусных там много. А летом можно и форсировать речку и выбраться пешком на станцию Подосинки, которую мы уже проезжали по пути в Куровское.
А еще википедия гласит, что станция сия каким-то загадочным образом «..может использоваться как точка выброски-заброски для детских и молодёжных походов небольшими группами»..так-то вот, но мы не походники и потому едем дальше на станцию Ильинский погост (прежнее название Гуслицы).
Село древнее, первое упоминание датируется 14 веком, но весьма небольшое, жителей всего 4 тысячи человек наберётся. Главной достопримечательностью станции является традиционный для казанского направления зелёный домик-станция, а в самом селе Церковь Воскресения Христова.
Следуем дальше. Тут какие-то не очень обитаемые Берендеевы царства:
А вот тот самый ледовый дворец «Подмосковье»:
Мне казалось, что таковых уже лет 10 как нигде днём с огнём, что называется, не сыщешь. Ан нет. И табличка вроде б не совсем старинная, хотя следов в снегу особо много и не наблюдается. Пешеходный мост открыл нам вид на незамерзшую Москву-реку, рыбака на треснувшей льдине, дома и трубы заводов.
А потом у нас задрожал фотоаппарат..Явление странное и не поддающееся логическому объяснению, то ли выбросы цементного завода, то ли испарения Москвы-реки тому виною, но с фотографированием на этом нам пришлось проститься, что, однако, тоже произошло почти вовремя, ибо до намеченной электрички оставалось всего 20 минут и нужно было срочно начинать двигаться в сторону вокзала.
Вот так и откатали мы почти полный круг по Московской ж/д кругосветке, немного похожий на романтичный сериал в стиле собако-роуд-муви. На том и сказочке длинной этой конец.
Путешествие в мир грузовых поездов. Репортаж с БМО
Основное назначение БМО — разгрузка Московского узла в черте города от транзитных грузовых поездов и пропуск транспортных потоков между всеми магистральными железнодорожными направлениями столицы, минуя основную часть Москвы.
На кольце осуществляется в основном грузовое движение, но существуют и пассажирские перевозки — поезда дальнего следования и пригородные электропоезда. Пригородное сообщение осуществляется преимущественно для перевозки сотрудников железной дороги, но есть участки, где основные пассажиры — жители близлежащих населенных пунктов. Летом вагоны часто заполняют дачники, проезжая до станций радиальных направлений.
Интересен отсчёт километража на БМО: он ведется отдельно на четырёх участках (не путать с делением на перегоны!), станциями стыковки различных нумераций являются Александров-1, Яганово, Орехово-Зуево, Воскресенск, Ильинский погост. Поэтому названия платформ «N-й км» нельзя сравнивать относительно друг друга с разных участков.
Подвижной состав БМО продиктован типом эликтрификации: постоянный ток напряжением 3 кВ. Поэтому основные грузовые локомотивы – ВЛ10 и ВЛ11 различных модификаций, а также пассажирские электрички, в основном серии ЭР2. Тепловозы на БМО более редкие гости.
За время 2-х часовой фотопрогулки мне повстречались следующие экземпляры: электровозы ВЛ10, ВЛ10У, ВЛ10К, ВЛ11(8) и электричка ЭР2Р.
Единственная увиденная нами электричка ЭР2Р-7016 (Электропоезд Рижский) везла всего 3х пассажиров и человек 10 путевых рабочих железной дороги. При этом в составе было аж 8 вагонов.
Всего построено 89 составов / 1024 вагона.
Вокруг ЖД полотна тоже можно найти немало красоты. В перерывах между проходами составов милое дело поползать в откосах 🙂
После посещения БМО родилось желание более обстоятельно поездить и поснимать этот объект, возможно даже попробовать преодолеть полный круг. Но это скорее всего в теплый сезон.