Что такое бортовой номер
Бортовой номер
Бортовой номер — (англ. Hull number ) способ обозначения кораблей в ВМС и Береговой охране Соединённых Штатов и некоторых других стран, служащий одновременно для их классификации.
В Великобритании, странах Содружества, как и некоторых европейских странах, его аналогом является номер вымпела (англ. Pennant number ).
Основной особенностью обоих является то, что они присваиваются при заказе корабля, и сохраняются в течение всей службы. Только изменение назначения или переклассификация могут повлечь изменение бортового номера. Этим они принципиально отличаются от тактического номера, принятого в ВМФ России и некоторых её союзников или стран-клиентов. Следует заметить, что ВМФ России также использует для него термин «Бортовой номер», но вкладывает в него совершенно другой смысл. За пределами России его называют тактический номер.
Содержание
Состав
Бортовой номер состоит из буквенной и цифровой части. Буквенная указывает на классификацию. Может состоять из 1÷4 литер, иногда больше. Цифровая часть обычно является порядковым номером в классе или серии. На нумерацию влияют также традиция и изменения доктрины ВМС.
Примеры бортовых номеров: SSN-688 — подводная лодка атомная, ударная. LHA-1 — универсальный десантный корабль. AT-64 — флотский морской буксир. T-AKE-2 — универсальный транспорт снабжения Командования морских перевозок.
Расположение и вид
В общем случае, бортовой номер наносится на борту корабля в двух местах: большой хорошо заметный номер в носовой части в районе клюза, и малый в корме у начала закругления, или у края транца.
У авианесущих кораблей, имеющих непрерывную полетную палубу, номер также наносится на ней у носового среза. У авианесущих кораблей, имеющих островную надстройку, номер также наносится по обоим ее бортам. У десантных кораблей, имеющих полетную палубу или площадку, номер дополнительно наносится у ее кормового среза.
Подводные лодки присвоенный им бортовой номер не несут.
Во всех случаях, кроме полетной палубы, номер имеет белый цвет с черным оттенением справа и снизу. На полетной палубе авианосцев наносится белый контур.
Боевые корабли основных классов (авианосцы, крейсера, эсминцы, фрегаты), а также суда Командования морских перевозок несут только цифровую часть номера.
Вспомогательные корабли и суда обеспечения перед цифрами несут буквенное обозначение уменьшенного (в 2÷2,5 раза) размера, где опущен префикс «A» и дефис. Например, вместо AOE-7 на борту изображается OE 7.
Десантные корабли и вспомогательные корабли и суда серий кроме «A» несут префикс полностью.
Некоторые исторические изменения
Вид бортовых номеров установился с середины 1990-х годов. До этого времени существовали вариации в деталях. Например, подводные лодки несли уменьшенный бортовой номер в верхней части ограждения рубки.
Серьёзные изменения произошли по окончании Второй мировой войны. В ходе ее все корабли и суда США, по соображениям маскировки, несли только уменьшенную цифровую часть номера.
Номер вымпела
Номер вымпела появился в Великобритании. Происходит из эпохи парусного флота, где корабли различались по эскадрам и дивизионам цветом вымпела. С развитием парового флота и специализацией кораблей взамен цвета появилось буквенное обозначение, сопровождаемое номером.
Буква обычно соответствует классу корабля. Смысл буквенного обозначения меняется от страны к стране. Так, в Великобритании в разное время использовались: S — подводная лодка; R — авианосец; B — линкор; C — крейсер; D — эсминец; F — фрегат; U — шлюп; K — корвет; P — патрульный корабль; L — десантный корабль; A — вспомогательное судно (англ. Royal Fleet Auxiliary, RFA ), и другие. Но есть и флота, где все префиксы одинаковы. Например, все корабли Украины независимо от класса несут префикс U.
В 1960-х — 1980-х гг. в ВМС Франции и ВМС ФРГ использовались следующие обозначения: D — для обозначения эсминцев с ракетным вооружением, F — для обозначения фрегатов (в том числе ракетных), P — для обозначения патрульных кораблей. Относительно фрегатов и эсминцев та же система обозначения бортовых номеров была принята в ВМС Италии, Турции, Испании и в военно-морских силах некоторых других стран.
По британскому примеру, номер вымпела обычно наносится на борту в районе мостика полностью. Например, F235 для HMS Monmouth. Дополнительно, может быть номер меньшего размера на транце.
Основные страны-пользователи
Бортовой номер
Номер вымпела
Другие применения
Система классификации с помощью бортовых номеров широко используется в семействе справочников «Джейн» (Jane’s Information Group) и военными аналитиками вообще, как база для сравнения кораблей разных стран, независимо от того, приняты в них бортовые номера или другие системы. При этом «Джейн» пользуется американскими буквенными обозначениями, но называет их Class, и далее приводит действительные номера, называя их Pennant Number независимо от страны.
Чего вы не знали о бортовых номерах кораблей?
Бортовой или тактический номер (tactical number) – это трехзначное число на борту корабля, которое является его тактическим идентификатором. Обычно его назначают на несколько лет, и время от времени меняют по приказу свыше.
Интересно то, что этот номер назначается абсолютно без какой-либо логики или систематизации: безотносительно к классу, проекту корабля и флоту, которому он принадлежит. Это абсолютно случайный набор цифр для каждого корабля.
Такие номера в ВМФ СССР появились, чтобы запутать США. Большая часть кораблей строились ( и строятся) серийно, а потому, определить какой корабль на учении, в боевом походу и т.д визуально очень сложно. Более того, по этому номеру было невозможно определить, сколько кораблей проекта на вооружении.
Кстати, эти две черты: отсутствие логики в назначении и периодическая смена номера – главное отличие российского бортового номера от западного.
Термином «tactical number» называют именно российский бортовой номер за пределами России. В США, например, бортовой номер называют “hull number” и в нем используются еще и буквы. В использовании номера тоже есть существенное отличие — на западе его дают единожды, еще при заказе, и изменить могут только при изменении назначения или переквалификации корабля.
Бортовой номер
В Великобритании, странах Содружества, как и некоторых европейских странах, его аналогом является номер вымпела (англ. Pennant number).
Основной особенностью обоих является то, что они присваиваются при заказе корабля, и сохраняются в течение всей службы. Только изменение назначения или переклассификация могут повлечь изменение бортового номера. Этим они принципиально отличаются от тактического номера, принятого в ВМФ России и некоторых её союзников или стран-клиентов. Следует заметить, что ВМФ России также использует для него термин «Бортовой номер», но вкладывает в него совершенно другой смысл. За пределами России его называют тактический номер.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Большие десантные корабли (БДК) — класс десантных кораблей в советском ВМФ, в целом, примерно соответствовавший танкодесантным кораблям (LST) стран Запада.
Десантные катера (ДКА) — подкласс боевых катеров в Военно-морских Флотах и Военно-морских силах многих стран. По кодификации НАТО — Landing Craft Utility (LCU).
Малые десантные корабли (МДК) — класс десантных кораблей в Военно-морском Флоте СССР и России. По кодификации НАТО — Tank Landing Craft (LCT) / Infantry Landing Craft (LCI).
В японском флоте Второй мировой войны были подводные лодки больших размеров, способные транспортировать до нескольких лёгких гидросамолётов (подобные подводные лодки также строились во Франции).
Военно-морская служба (англ. Naval Service) — вид вооружённых сил Великобритании, соответствующий военно-морским силам. В основном состоит из Королевского военно-морского флота и Королевской морской пехоты. В 1990—2002 годах численность личного состава ВМС резко сократилась: с 69,5 тыс. до 42,5 тыс. человек.
Как и где наносится регистрационный номер?
В соответствии с приказом МЧС России от 24.06.2016 N 340 «Об утверждении Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России. «:
Каждому зарегистрированному судну в Реестре присваивается идентификационный номер, который формируется из одиннадцати знаков, состоящих из буквенного кода, порядкового номера и буквенно-цифрового кода, определяющего принадлежность органа регистрации к субъекту Российской Федерации.
Структура идентификационного номера приведена в приложении N 2 к настоящим Правилам.
По желанию заявителя судну наряду с идентификационным номером может быть присвоено название. Название судна наносится на оба борта судна в кормовой части судна.
Название судна должно состоять из букв русского алфавита и/или латинского алфавита, соответствовать правилам правописания и не должно оскорблять нравственность, национальные и религиозные чувства граждан. В названии могут быть использованы арабские и римские цифры.
Любые надписи либо рисунки, нанесенные на корпус судна, не должны затруднять прочтение идентификационного номера и видимость изображения Государственного флага Российской Федерации, нанесенного на корпус судна.
ИДЕНТИФИКАЦИОННОГО НОМЕРА МАЛОМЕРНОГО СУДНА, ИСПОЛЬЗУЕМОГО
В НЕКОММЕРЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ
Идентификационный номер, присваиваемый маломерному судну, состоит из одиннадцати знаков, в том числе из буквенного кода, порядкового номера и буквенно-цифрового кода, определяющего принадлежность органа регистрации к субъекту Российской Федерации, и имеет следующую структуру:
Блог Лены ИсхаковойКак махнуть на отдых и не только рукой Как узнать самолет по номеру рейса на чем вы полетите
Как узнать регистрационный номер самолета, которым только собираешься лететь
Все не так просто. Авиакомпания может определится с выбором самолета для рейса непосредственно перед вылетом. Поэтому, для получения 100% точной информации следует смотреть регистрационный номер воздушного судна на непосредственно в зале ожидания аэропорта перед посадкой.
Но иногда бывает, что в списке запланированных полетов на рейсе регистрационный номер самолета появляется за пару дней.
Непосредственно перед покупкой билета можно посмотреть список всех полетов по выбранному рейсу и посмотреть какие самолеты на нем обычно используют. И если какой-то из вариантов вас чем-то смутил, то присмотреться к рейсу другой авиакомпании.
Как можно использовать сведения из биографии самолета
Они пригодятся для развлечения и расширения своего кругозора. Можно ожидая взлета рассматривать самолеты в аэропорту и оценивать как время влияет на разные модели. Можно использовать фразу: «Нашему самолету 30 лет, а так хорошо сохранился» для начала непринужденной светской беседы с соседом по креслу.
Если вы часто летаете одной и той же авиакомпанией, то можно следить, сколько раз вы попадали в один и тот же самолет. Особенно интересно самому сравнить, как изменился салон за пять, десять, пятнадцать лет интенсивных полетов.
Статистика мировых авиакатастроф показывает, что возраст самолета никак не влияет на вероятность его попадания в авиакатастрофу. Ведь любая нормальная авиакомпания тщательно проверяет все свои самолеты на точное соответствие всем требованиям безопасности.
Как расшифровать номер
Первый один или два символа от остального номера отделяет дефис. Буквы до дефиса указывают на государственную принадлежность воздушного судна. У России это RA или RF, у Германии – G, у США – N, у Франции – F, у Украины – UR, у Белоруссии – EW и так далее.
Цифры или буквы после тире могут что-то обозначать, а могут быть беспорядочными. В российских номерах, например, первых две цифры после тире указывают на тип самолета, дальше идет порядковых номер этого борта. Например, все «Суперджеты» будут иметь номера от RA-89001 до RA-89999, где 89 – это код «Суперджета».
В Германии совсем другой принцип. Там после G и дефиса идет латинская буква, любая в диапазоне от А до О в зависимости от категории воздушного судна. Например, A – это тяжелые самолеты с максимальной взлетной массой более 20 тонн, H – вертолеты, M – спортивные самолеты и т.д., а далее идут три буквы, присваиваемые самолету.
Попробуем расшифровать несколько номеров российских бортов?
Номер написан справа от задней двери VP-BTC
Вот «Аэрофлот», например. VP-BTC. Что такое VP? Сразу у нескольких стран есть префикс VP (как в России сразу несколько регионов имеют автомобильные номера 82).
Чтобы расшифровать номер полностью, в данном случае надо учитывать еще и первую букву после дефиса. VP-B.. – это Бермуды. Да, «Аэрофлот», таким образом, минимизирует налоги (есть целые длинные расследования на этот счет, но не это отдельная тема).
А когда его поставят на учет, то номер перекрасят на VQ-BDU. Вы не поверите, но VQ-B.. – это тоже Бермуды.
Не будем продолжать эту игру. Вы уже, наверное, догадываетесь, что более-менее все самолеты российских авиакомпаний зарегистрированы на Бермудах, кроме бортов отечественного производства. Потому что их не надо ввозить и платить за это налоги.
Самолетонаблюдение онлайн
Став, наконец, счастливым обладателем сведений о номере интересующего авиарейса, вы можете лицезреть его в режиме реального времени. Это может пригодиться, если вам нужно встретить кого-то. То есть вы, например, можете убедиться, что самолет вылетел в нужном направлении и пора выезжать в аэропорт.
Как это работает?
Подавляющее большинство самолетов оснащено специальными навигационными приборами. Их наличие позволяет воздушному судну примерно каждую секунду отправлять в эфир радиосообщение о своих координатах, скорости и высоте полета и другие полезные данные.
Какую информацию мы получаем?
Назову несколько наиболее известных авиатрекеров — сайтов, где можно отследить информацию о рейсе:
Flaigtradar 24 : по интерактивной карте можно наблюдать за перемещением воздушного судна + дополнительная инфа о высоте и скорости полета. Подробно о сервисе рассказывается вот тут:
Flaigt Aware : зная авиаперевозчика и № рейса, вы получите нужные сведения о маршруте самолета + погода на пути следования, время задержки посадки или вылета, номера стоек и терминалов для выхода.
Plane Finder : на интерактивной карте находим интересующий нас самолет. Нажав на него, получаем следующие данные: тип воздушного судна, его бортовой номер, маршрут, скорость и высоту полета. Тут просто жесть, сколько самолетов!
На перечисленные выше сервисы можно зайти и с компьютера, и с мобильного телефона.
FlightHero Free – онлайн Табло и Статус Рейса (есть приложение для iOS и Android). Позволит определить точное местоположение лайнера в пространстве и его скорость (если воздушное судно летит из / в Америку) или приблизительное для остальных авиамаршрутов. Здесь также можно найти нужный самолет по номеру авиарейса и дате или по пути следования и дате. Есть схемы терминалов крупных аэропортов, что иногда очень нужно.
И еще, сайты некоторых перевозчиков (например, Lufthansa, Аэрофлот) также предлагают специальные приложения для мобильных устройств, позволяющие следить за статусом авиарейса.
Кстати, обязательно почитайте, как я покупаю билеты на распродажах.
Вот такие полезности. Надеюсь, что вам понравилась статья. Если так, поделитесь ею с друзьями. Уверена, что им она тоже будет очень интересна. И если вы еще не подписались на обновления моего блога, сделайте это: вас ждет море всего интересного! А у меня на сегодня все, всем пока-пока!
История возникновения термина
Первые префиксы, используемые в авиации, были основаны на кодах радиопозывных, выделенных на Лондонской международной радиотелеграфной конференции в 1913 году. Первоначально эти позывные не были специально предназначены для использования в авиации, они выделялись для любого пользователя радиоустройств. В 1919 году в Париже на Международной аэронавигационной конференции были утверждены регистрационные префиксы стран специально для воздушных судов, в основе их были использованы коды радиопозывных, принятых в 1913 году.
В 1927 году на Международной радиотелеграфной конвенции в Вашингтоне список регистрационных префиксов страны был пересмотрен и принят с 1928 года, эти коды стали основой для используемых в настоящее время кодов регистрации. Изменения и дополнения в регистрационные префиксы вносились на протяжении многих лет, выделение префикса для каждой конкретной страны находится в ведении Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
Способ, дающий гарантию
На главной странице сайта изображена карта нашей планеты, причем сайт отслеживает ваше местоположение, и, открыв ресурс, вы увидите, скорее всего, свою страну. На карте изображены самолеты, которые в данный момент находятся в небе. Информация достоверная, поступает с самолетов со всего мира. Есть, конечно, самолеты, на которых не установлена такая аппаратура, но большинство ею оборудовано. Эта аппаратура отслеживает изменения в движении летательных аппаратов и передает на сервис. Туда также поступает информация и с других сайтов.
Отобразится таблица, в которой вы найдете свой рейс, будет видна траектория полета, время вылета и прилета. Вы найдете также оставшееся время в полете. Здесь же вы можете проверить время вылета рейса.
Забейте туда номер рейса самолета и город, в который тот прилетает. Отобразится таблица, в которой вы найдете свой рейс, будет видна траектория полета, время вылета и прилета. Вы найдете также оставшееся время в полете. Здесь же вы можете проверить время вылета рейса.
Когда вы летите на самолете, то ваши родители могут беспокоиться о том, как проходит полет, где сейчас находится лайнер, в котором вы летите. Так вот, в последней колонке таблицы отображается статус рейса. Вы можете видеть, что самолет приземлился и в какое время или ожидается его приземление.
Бывает, что самолет не отображается на этом ресурсе. Чтобы понять почему, нужно понять как работает эта система.
Самолеты фирмы Боинг
Фирма Боинг – один из лидеров пассажирских лайнеров мира. Неудивительно, что львиную долю воздушных перевозок выполняют самолеты этой фирмы. Расскажем подробней о наиболее востребованных из них.
Боинг 737-800
Самолет Boeing 737 выпускается с 1967 г., он назван самой массовой в истории гражданской авиации. Модификация 737-800 носит наименование «NextGeneration».
Рассмотрим схему салона и лучшие места для пассажиров.
Двух классовая компоновка салона лайнера является самой распространенной. С 1 по 5 ряд, места бизнес-класса, где расстояние между рядами составляет около метра. Это позволяет свободно вытягивать ноги в течение полета. Сидения расположены по 2 в каждом ряду, на спинке каждого из них отдельный монитор, что тоже очень удобно.
Единственным минусом первых рядов бизнес-класса является, по отзывам пассажиров, близость туалета и кухни.
Далее, начиная с 6 ряда, начинается эконом-класс. Местами повышенной комфортности считаются:
Эти места обычно отличаются повышенной ценой.
Боинг 777-300
Это первые самолеты, полностью спроектированные на компьютерах. Модель длиннее по сравнению с другими типами лайнеров Боинг на 10 метров, поэтому способна перевозить до 550 человек на борту.
У Боинга 777-300 трех классовая компоновка салона: бизнес, комфорт и эконом-класс.
Бизнес-класс
Бизнес-классу отведено 5 первых рядов самолета. Расстановка сидений «2-2-2», а проход между рядами довольно большой – 1,5 метра. Кресла тут созданы для максимального комфорта пассажира при перелете. Можно с уверенностью говорить, что это лучшие места лайнера.
Комфорт
Начиная с 11 ряда по 16 ряд, располагаются сиденья комфорт-класса. Для пассажиров тут предусмотрены индивидуальные светильники и монитор. Для удобства ног сделана специальная подножка. Кресло раскладывается таким образом, чтобы не мешать другим пассажирам спереди и сзади.
Эконом-класс
Остальные места принадлежат эконом-классу. Лучшими, по отзывам пассажиров, считаются сидения у перегородки, поскольку пространства для ног там больше, чем у остальных.
Боинг 747-400
Вместимость данного самолета зависит от компоновки и наличия разных классов комфортности. Варьируется это количество от 320 до 526 человек. Рассмотрим общую схему салона и лучшие места в нем.
На верхней палубе
Это с 5 по 7 ряд бизнес-класса, с увеличенным промежутком между рядами. 121 ряд — места эконом-класса также с большим пространством для ног. Мониторы также имеются, но не такие большие, как в бизнес-классе.
Нижнюю палубу
Здесь только один класс обслуживания — туристический. В носовой части на первых 3-х рядах компоновка ряда состоит из двух сидений, поэтому можно намного легче выйти в проход. Также можно путешествовать с детьми, так как имеются приспособления для перелета с маленькими пассажирами. На 40, 53 и 64 ряду, место для ног увеличено, хотя рядом находятся места с высокой проходимостью — буфет, туалеты, лестницы.
Боинг 767-300
Модель создавали как удлиненную версию 767-200. Первый полет совершен в 1982 году и приобрел большую популярность у авиаперевозчиков.
Рассматривая стандартную компоновку салона, лучшие места находятся:
Обусловлено это наличием пространства вытянуть ноги. Это предоставляет комфорт при дальнем перелете. Если пассажиры путешествуют вдвоем, то удобны также все парные места.
Как узнать, какой самолёт полетит на том или ином рейсе
Номер вашего рейса чаще всего указывается на билете, но иногда его не пишут. В любом случае, его всегда можно найти на сайте авиакомпании. После того как вы узнали номер вашего рейса, необходимо:
1. Зайти на сайт www.flightradar24.com.
2. Ввести в графу поиска номер вашего рейса.
На экране появится таблица, в которой слева будут отображаться дата рейса (Date), пункты отправления и прибытия (графы From и To), модель и бортовой номер вашего самолёта (графа «Aircraft»). Например: «A321 (VQ-BEG)», в котором A321 — модель лайнера, а VQ-BEG — его бортовой номер. При нажатии на него выдаётся информация обо всех рейсах с данным самолётом за последнее время.
Почему при взлёте и посадке самолёта нужно открывать шторки иллюминаторов?
Как это работает
Веб-ресурс flightradar24 для своей работы он использует технологию ADS-B (Automatic dependent surveillance-broadcast).
Аэролайнер узнает свое местоположение, используя технологию GPS навигации. На воздушном судне установлен транспондер, который передает сигнал о нахождении лайнера и другую важную информацию, например, скорость, высоту, курс. Сигнал поступает на приемник, подключенный к ресурсу flightradar24, и на сайте отображается информация о лайнере.
ADS-B технология
ADS-B — это относительно новая технология и не на всех самолетах установлены транспондеры, но примерно 70% коммерческих судов оснащены ими. Например, в Европе 80%, в США 60% всех воздушных судов оснащено транспондерами.
Это не такой большой процент от общего числа самолетов в мире, но число судов, оснащенных приемопередатчиками ADS-B, постоянно растет и к 2020 году планируется их сделать обязательными на каждом лайнере. По всему миру установлено более 10 тыс. приемников ADS-B, которые передают информацию на сервера flightradar24.
Поэтому, если самолет не оснащен транспондером или летит вне зоны покрытия приемником, то он может быть не отражен на карте.
Как узнать регистрационный номер самолета, на котором летал ранее
По умолчанию, история рейсов отображается только за семь дней. Но можно бесплатно получить доступ к годовой истории рейсов и прочим преимуществам золотого аккаунта FlightRadar на 7 дней. Для этого надо зарегистрироваться, выбрать самую дорогую версию, а в платежной информации указать виртуальную банковскую карту, на которой нет денег.
РЕГИСТРАЦИЯ ВОЗДУШНОГО СУДНА И НАЛОГИ
Каждая страна сама выбирает способ налогообложения зарегистрированных в ней воздушных судов. В некоторых странах регистрация воздушных судов особенно выгодна. Это небольшие страны с низкими налогами и Карибские острова, где регистрация воздушного судна привлекательна по цене.
Несколько примеров:
M = остров Мэн
VP-C = Каймановы острова
VQ-B = Бермудские острова
P4 = Аруба
Так как регистрация на таких островах становится все более популярной, некоторые органы гражданской авиации считают, что таким судам необходимо запретить выполнять коммерческие чартерные рейсы.
В частности, в Европе суда с регистрацией в вышеупомянутых странах не могут выполнять рейсы с коммерческими пассажирами на борту. Если Вам предложили чартер воздушного судна с подобным регистрационным номером, PrivateFly настоятельно рекомендует проверить, имеется ли у воздушного судна соответствующий сертификат оператора и страховые документы.
Другие возможности для пользователей
Некоторые сервисы дают возможность по номеру, который указан в билете, проследить за течением путешествия в онлайн режиме.
К ним относятся системы:
Технически это осуществимо при наличии современной специальной навигационной аппаратуры.
Благодаря обновлению технической базы многих отечественных и зарубежных авиапредприятий, лайнеры становятся самым удобным и недорогим средством передвижения на большие расстояния. Помимо марки самолета в режиме реального времени можно узнать данные о скорости авиалайнера и высоте полета, если он уже начался.