Что такое борцы сумо
Дух самурая Сумо — борьба гигантов и великанов. Почему всему миру трудно ее понять
Фото: Victor Decolongon / Getty Images
Два здоровенных японца в набедренных повязках, похожих на большие стринги, выходят на круглую земляную площадку, становятся друг против друга в полуприседе, широко расставив ноги, и пытаются вытолкнуть противника за пределы площадки. Это — сумо, вид спорта, о котором знают все, и в то же время эти знания ограничиваются только внешней атрибутикой. Информация об этой традиционной японской борьбе размыта слухами и фантазиями, зачастую далекими от действительности. «Лента.ру» собрала главные мифы о сумо и выяснила, имеют ли они связь с реальностью.
Это вообще не спорт
Исторически сумо вовсе не спорт. В качестве прикладного боевого искусства оно бурно развивалось в конце XIV — начале XV века. Изначально оно понималось как средство воспитания духа и укрепления тела самураев. Лицезрение сумо — ритуал, проводимый при дворе сегуна, военного правителя Японии, описывается в хрониках того времени в отдельных главах. В них прослеживается тонкий символизм, без которого и сегодня нельзя представить сумо.
Позднее сумо из системы подготовки самураев мутировало в полноценный культурный пласт, ведь развивая свою «элитарную» часть, оно проникало и в народ. Ритуальные поединки в дни празднеств, посвященных благодарению богам за урожай, начали проводить примерно тогда же, на рубеже XIV-XV веков. Перемотать лет 300 — и вот, к середине XIX столетия сумо становится не просто прикладной борьбой, а частью национальной культуры японцев всех сословий. Потом были потрясения XX века, мощный экономический и технологический прогресс, но сумо так и осталось незыблемой ценностью для японцев, склонных к сохранению традиций.
«Сумо — это все. Это культура, история, религия. Это, если говорить по-английски, лайфстайл. Это учит очень многому. Как начать жить без проблем, как стать нормальным мужчиной, как себя вести. Это все», — рассказывает «Ленте.ру» эстонец Кайдо Хевельсон, один из немногих иностранных профессиональных сумоистов в Японии. Там он выступал под именем Баруто Кайто — оно взято из японского названия Балтики.
А теперь важная ремарка, вгоняющая в ступор. Все это относится исключительно к Японии — только там, строго говоря, и существует профессиональное сумо со всеми его странными для неподготовленного взгляда ритуалами и традициями. Все остальное — национальные первенства, континентальные и мировые чемпионаты — проводится в более привычном, академично-спортивном виде и носит любительский характер. Потому и рассматривать сумо стоит в двух плоскостях — профессиональной и любительской.
Просто потому, что везде сумо — это спорт, а в Японии — это стиль жизни.
Узнать сумо можно только в Японии
Вернее будет сказать: нигде не занимаются сумо так, как в Японии. Баруто в 19 лет попал в хэю — школу сумоистов. Хотя давайте говорить правильно: могучие борцы согласно японской традиции называются рикиси, и до того как стать великими чемпионами, они проходят трудный путь.
Так вот, Баруто — эстонец, в 19 лет работал охранником, не имея возможности оплатить высшее образование, параллельно занимался сумо, куда пришел из дзюдо. На один из турниров приехали представители японской федерации, Кайдо им приглянулся — и они позвали его, скажем, на стажировку. Большой сильный эстонец относительно быстро освоился в совершенно чужой стране, транзитом через университетский клуб попал в школу Михогасэки, ставшую для него и его новых товарищей еще и школой жизни.
«Я никогда не понимал, зачем нужно вставать в 4:30. Мы убирались в это время, но я знал, что это можно сделать и чуть позже. Только потом осознал: ты просто должен быть идеальным», — вспоминает Баруто.
Вкратце распорядок дня молодых учеников хэи выглядел так:
1) подъем в 4:30, уборка территории и подготовка дохе — площадки для борьбы;
2) утренняя трех-четырехчасовая тренировка, причем старшие спускались чуть позже — им это позволено;
3) к 10-11 часам утра будущие рикиси шли завтракать; готовкой занимались младшие, а первыми за стол садились старшие;
4) после завтрака немного времени для себя, потом опять уборка, к 15 часам начиналась вечерняя тренировка.
Дальше по той же схеме: готовка, ужин, чуть позже сон в комнате на 12 человек.
И так по кругу. В первый раз Баруто выпустили из хэи через два с половиной года. Срок действия паспорта закончился, он должен был на время вернуться в Эстонию. Иначе бы не выпустили.
Японцы, если говорить совсем просто, заморочились. В профессиональном сумо нет ни одной вещи, которая не несла бы какого-то смысла. Дохе делается для каждого турнира командой во главе с мастером с десятилетним стажем, для него подбирается глина особой породы и тщательно утрамбовывается, а затем посыпается песком — в знак чистоты. Потом сверху бросают соль — это уже не чистота, а очищение. Сейчас будет страшное: женщинам заходить на дохе категорически запрещено, а если такое происходит, необходимо вызывать синтоистского священника — он должен провести обряд очищения.
Фото: Itsuo Inouye / AP
Над дохе висит некое подобие крыши, символизирующей синтоистский храм. Судьи разговаривают исключительно на японском, причем говорят много и быстро — подбадривают борцов во время схватки. В районе Токио Регоку есть целый район сумо, там же был построен грандиозный дворец для проведения турниров. «Эта конструкция обнесена специальными кистями разных цветов — это времена года. Сумо — очень символичный вид спорта. Любое действие, которое здесь происходит, имеет объяснение», — подтверждает Юрий Голубовский, старший тренер сборной России по сумо.
Турниры (хомбасе по-японски) проводятся не только в дворце Регоку, но и по всей Японии. Они начинаются в первых числах каждого нечетного месяца и длятся примерно 15 дней. Так что забыть о великих рикиси возможности нет, в Японии они — настоящие рок-звезды. Мощные, гигантские, с традиционным пучком на затылке — борцы, как правило, собирают толпы зрителей. «В 2012 году я стал чемпионом, я был звездой», — говорит Баруто. Через год после этого эстонец завершил карьеру из-за постоянных болей в колене, зато потом четыре года отработал на местном телевидении — настолько узнаваемым был этот чужак, ставший чемпионом в Японии.
Сложно. Японцы сильнее всех, да?
Помните же, что есть две плоскости: профессиональное и любительское сумо? Ну так вот, за пределы своего маленького, но богатого мира великие японские рикиси практически не выходят. Им это, собственно говоря, запрещено.
Так что в чемпионатах мира или Европы (последний, кстати, проходил в Эстонии в апреле, организовал все Баруто) спортсмены-профессионалы не участвуют, да и относятся к ним скорее снисходительно. Получается, что, говоря о сильнейших сумоистах мира, мы априори отбрасываем японских рикиси. К слову, на континентальном первенстве сильнее всех были россияне.
«В России и в мире сумо рассматривается только как соревнование, спорт. Та техника проведения поединка, которая есть в Японии, у нас не представлена. Людей, занимающихся сумо с детства, практически нет. Они приходят из дзюдо, греко-римской борьбы, вольной борьбы, самбо. И вот это смешение всего приводит к некоторому симбиозу», — рассказывает Голубовский.
Действительно, в чистом виде сумо за пределами Японии не существует. «В миру» организация соревнований предельно упрощена. Проводятся они в спортивных залах, дохе, понятно, вовсе не из глины, а из резины — но с куполом над ним. «Просто потому, что европейцам и американцам не присущи все жесты и символы, которые есть в классическом сумо, они их не понимают», — отмечает Голубовский. Для многих спортсменов соревнования на уровне континентального или мирового первенства становятся первыми в жизни: они выходят, сразу проигрывают, и все — конец.
Сумо – религия Японии. Правда ли, что там только толстяки? Что за пояс между ног у мужчин? И как их защищают длинные волосы?
Самые популярные виды спорта в Японии – бейсбол и фигурное катание (Загитову и Медведеву тут, кажется, знают все), но сумо – нечто большее. Это любовь, душа и сердце японского народа, который пережил яростные войны и патриархат.
Разобраться в феномене сумо нам помогла мастер спорта международного класса, 9-кратная чемпионка мира Олеся Коваленко, которая уже 5 лет живет в пригороде Токио и познает местную культуру.
Что это вообще за странное слово – сумо? Если дословно – «борьба». Но сами японцы уверяют, что традиции исходят от двух древних слов: «сумахи» – танец вдвоем и «сумафу» – меряться силами.
По легенде два бога поспорили, кому достанется Япония. Они встретились на импровизированном дохё (глиняной площадке, посыпанная песком – Sports.ru), и победитель, бог грома и меча Такэмикадзути, стал первым владыкой. И одновременно первым чемпионом по сумо.
Почему сумо так любят в Японии?
– Это традиции, а здесь даже некоторые законы не меняются по 300 лет. Когда я тренировалась у Александра Яковлева, своего учителя сумо, он нам рассказывал, что сумо занимались императоры и самураи.
Японцы не называют сумо видом спорта, а бусидо или сокращенно будо – «путь воина». Важно не только развивать силу и гибкость, но и пройти духовный путь – познать тело и душу.
В сумо реально все толстые?
– Ой, неправда! Это миф, что сумоисты – толстые и неповоротливые. Было даже исследование, что средний процент жира среди всех бойцов-суматори меньше, чем у взрослого населения Японии. Я и сейчас, хотя и крупного телосложения, практически могу сесть на продольный шпагат, занимаюсь фитнесом и дайвингом.
Сумо – это только для мужчин?
– Профессиональное сумо – однозначно. Женщин в древние времена даже не пускали в качестве зрителей, но сейчас нет проблем.
Мы как-то с мужем ходили на профессиональный турнир (басё). Там волшебная атмосфера! Спортсмены, а их еще называют рикиси (сильные воины), выступают только в маваси – такие специальные пояса, которые обматывается вокруг тела и между ног и закрепляют за спиной узлом. Судьи (или гёдзи) одеты в необычную одежду – придворного стиля периода Муромати (XIV – XVI вв), они выполняют роль священнослужителей. Так, по крайней мере, было раньше – и сейчас это дань традиции.
В зале почти театральная обстановка, но борьба настоящая. Такие страсти, крики, аплодисменты. Задача – вытолкнуть соперника из дохё, опрокинуть его или заставить коснуться ринга. Запрещено бить кулаками или ногами – только открытой ладонью, нельзя хватать за волосы и душить.
Какие ритуалы перед боем? Зачем сумоисты носят длинные волосы?
– И в любителях были ритуалы, а в профессионалах все серьезно. Там дохё – это священное место, которое, как написано в мифах, нужно оберегать от злых духов. Перед схваткой песок окропляется солью – традиционный символ очищения у синтоистов. А еще обязательно приветствовать соперника поклоном стоя. Это уважение и достоинство (хинкаку)!
Длинные волосы – тоже традиция. Дело в том, что мальчики, которые мечтают вырасти в профессиональных сумоистов, поступают в школу и живут почти в спартанских условиях – небольшие комнаты, общий зал и телевизор, кухня. Четкая иерархия, ранний подъем, 5-часовые тренировки, подчинение младших старшим (например, готовят еду и моют посуду), тренер-отец – оякато, чье слово – закон.
Такую дедовщину прошли и наши ребята – Коля Иванов и Толя Михаханов, которые успешно выступали в профи. И волосы они тоже отращивали – специальные хвосты, за которыми ухаживали парикмахеры (токояма). Они собирают волосы перед схватками, фиксируют их воском из дубильного вещества, которое получают из семян лакового дерева. Смотрится очень красиво!
Анатолий Михаханов или Орора Сатоси – самый тяжелый сумоист, его максимальный вес – 293 кг
Длинные волосы, к слову, напоминают шлем, чтобы при падении голова была защищена.
Волосы остригаются только тогда, когда борец, добившийся успеха, уходит из сумо.
И еще несколько цифр, чтобы понять сумо чуть лучше:
• В сумо проходят всего 6 профессиональных турниров (басё) в году – все проводятся в Японии. Среди суматори достаточно много выходцев из Монголии.
• Борцам сумо запрещено водить автомобиль: а) живот и комплекция мешает управлять машиной, б) в нулевые участились аварии, когда виновниками ДТП были сумоисты.
• Борцам низших лиг, которые живут в специальных комнатах в школах, запрещено иметь мобильные телефоны и жить с женщинами. Уклады настолько закрытые и секретные, что мастера часто злоупотребляют своими полномочиями – в частности, чемпион Хакухо рассказывал, что его часто били в наказание и без. Но в основном спортсмены хранят кодекс молчания.
Сумо: японское боевое искусство
Японские боевые искусства подразумевают яростные удары и быстрые броски. Сумо выглядит совсем иначе, но остается любимым видом спорта жителей Японии.
Согласно синтоистским мифам, первый поединок по сумо прошёл между богами грома и ветра, когда они делили земли Японии. Победу одержал повелитель молний, который и стал покровителем страны.
Первое соревнование среди смертных прошло, согласно легендам, в 23-м году до н. э. К императорскому двору прибыл великан, заявивший, что сразится в поединке с любым желающим. Правитель Японии объявил награду тому, кто победит великана. Могучий борец Номи-но Сукунэ голыми руками одолел незваного гостя, получив за это богатые владения и место при дворе императора. После смерти Сукунэ стал богом-покровителем сумо.
Номи-но Сукунэ к фото Источник: wikipedia.org
Первый исторически зафиксированный турнир по сумо прошёл в 642 году. Тогдашние правила очень отличались от нынешних. Ритуальные танцы переходили в бои без правил. Нередко поединки заканчивались смертью одного из борцов. Постепенно сложился свод правил сумо, и оно превратилось во что-то вроде шоу при императорском дворе.
Японская борьба: схватка между традициями и прогрессом
Через несколько веков на основе сумо появился комплекс упражнений для самураев. То, что раньше было ритуальным танцем, стало тренировочным курсом для воинов. С переходом власти в Японии к сёгунам сумо стало популярным развлечением на фестивалях и ярмарках. Часто благородные феодалы спонсировали особо понравившихся им борцов сумо, которых традиционно называли рикиси. Если борец продолжал находиться в фаворе у своего покровителя, то он мог рассчитывать даже на самурайский титул.
Фанатом сумо был великий сёгун Ода Нобунага. Он настолько любил наблюдать за борьбой, что в 1578 году провёл в своём замке турнир для полутора тысяч борцов. Из-за огромного числа участников решили сильно ограничить место для проведения боёв, чтобы владыка мог смотреть одновременно за несколькими схватками. Так появились традиционные площадки для сумо — дохё.
Но не все правители были так благосклонны к старинному спорту. В 1600-х годах, в период Эдо, сумо попало под запрет. Причиной стали массовые беспорядки на ярмарках: уж слишком азартными болельщиками оказались японцы, и постоянно возникали драки между зрителями. Запрет был частично снят лишь в 1684 году, когда представители высшего синтоистского духовенства смогли доказать сёгуну, что сумо — это не только развлечение на потеху публике, но и важный религиозный обряд. В том же году провели и первый за более чем столетие официальный турнир.
Во избежание новых беспорядков сёгун повелел разработать для сумо более строгие правила и создать организацию, объединявшую борцов. Чтобы иметь возможность выступать на дохё, обязательным было членство в «цехе». Возвращаясь к древним синтоистским корням, сумо вновь обросло ритуалами.
Так, например, именно в период Эдо официально установилась церемония выхода борцов на дохё, появились костюмы судей, напоминающие жреческие одеяния. Согласно новым правилам, победителя определяли профессиональные судьи, а не самый высокопоставленный зритель, как раньше.
Пояс Ёкодзуны. Источник: pinterest.com
К этому же периоду относится и появление системы рангов для борцов. Всего рикиси поделены на шесть дивизионов: от начинающих до наиболее успешных профессионалов. В каждом дивизионе есть свои подразделения. На самой вершине многоступенчатой лестницы находятся ёкодзуны — великие чемпионы.
Дословно этот титул означает «носящий веревку» — в честь особого пояса, который чемпионы надевают в знак своего статуса. Каждый такой похожий на толстый канат пояс весит около 20 кг. Делается он по образцу священных ограждений в синтоистских храмах.
11-й и 13-й ёкодзуны, 1866 год. Источник: en. wikipedia.org
После реставрации Мейдзи в 1868 году сумо снова пришло в упадок. Во-первых, потому что с уходом с политической сцены старых феодалов и сёгунских придворных у борцов пропали спонсоры. А во-вторых, когда закончился период закрытых границ, японцы начали считать сумо анахронизмом, которому нет места в стремительно меняющемся мире.
Спас древний вид спорта лично император Мейдзи. В 1884 году он провёл всеяпонский турнир и объявил, что считает эту борьбу национальным символом. После таких слов императора популярность сумо взлетела до небес. Японская Ассоциация сумо была официально зарегистрирована 28 декабря 1925 года, и с тех пор все турниры проходят именно под её патронажем.
Правила сумо: масса ограничений и неограниченная масса
Современное сумо является видом спорта с очень строгими правилами. Согласно им, проигрывает тот, кто, либо покинет дохё, либо коснётся земли чем-то, кроме ступней. Диаметр площадки для борьбы составляет 4,55 метра и ограничен толстой верёвкой. Запрещены удары ногами и кулаками, удушающие приёмы и многое другое. Основными приёмами боя в сумо являются захваты за пояс соперника, удары открытой ладонью и броски. Многое в современной технике этой борьбы пришло из других боевых искусств, в особенности из дзюдо.
Регламент поединков зависит от ранга борцов. В высшем дивизионе участники выходят к месту схватки в ярких одеждах и бросают на дохё пригоршни соли, тем самым ритуально очищая его. После этого борцы приступают к разминке, последовательность движений которой также издавна закреплена. Длительность подготовки к поединку зависит от ранга борцов. В высшем дивизионе на неё уходит четыре минуты.
Схватка сумоистов. Источник: en.wikipedia.org
После окончания ритуалов участники поединка занимают места на стартовых линиях, касаясь земли кулаками. По сигналу судьи начинается бой. Раунд длится четыре минуты. Если за это время победитель ещё не выяснен, то объявляется перерыв, после чего борцы должны продолжить из позиций, максимально близких к тем, в которых они закончили раунд.
Если ещё за четыре минуты победитель не определён, то после второго перерыва рикиси начнут бой со стартовых позиций. Третий раунд всегда последний. Если после него победитель не выявлен, то объявляется ничья. Это очень редкое явление. Последний раз в профессиональном сумо такое случилось в сентябре 1974 года. Обычно бои проходят гораздо быстрее и заканчиваются за один раунд.
В настоящее время в Японии около 700 борцов сумо. По требованию Федерации, введённому в 1994 году, атлеты должны быть ростом не менее 173 см. Это правило привело к курьёзной ситуации, когда один молодой рикиси, который не дорос до норматива, обратился к пластическим хирургам. Те нарастили ему голову, поместив на череп силиконовую подушку толщиной 15 см.
Это не помогло. Федерация вынесла категоричное решение, что борцы, искусственно увеличившие свой рост, приниматься не будут из-за опасений за их здоровье. В 2019 году нормативы по росту смягчили. Теперь шанс стать рикиси получили те, кто дорос до 167 см и весит 67 кг. Весовых категорий в сумо нет. Против 200-килограммового борца может выступать человек, весящий меньше 100 кг.
Борцы сумо всегда выступают под псевдонимами. Если раньше использовались имена, связанные с религией, то теперь псевдонимы выбирают тренеры или спонсоры на свой вкус. Когда борец достигает определенных успехов и поднимается в рангах, он имеет право сменить своё «сценическое имя», если захочет.
Жизнь борцов очень ограничивается строгим сводом правил. По пунктам расписано, как рикиси должен одеваться в зависимости от его ранга. Например, борцам из низших дивизионов даже зимой запрещено появляться на публике в чём-то, кроме юкаты — тонкого халата. Регламентированы причёски и меню. Основной едой для рикиси является тянконабэ — рагу из рыбы, разных видов мяса, тофу и овощей, приготовленное в котелке. Это старинное блюдо готовится по рецептам традиционной японской кухни. При этом во время турниров подаётся исключительно вариант из курицы. Объясняется это просто: борец должен стоять на двух ногах, а не на четырёх, как корова или баран.
В список правил регулярно добавляются новые запреты. Сегодня, например, борцам запрещено управлять автомобилем. Правда, большинство рикиси и так бы не смогли нормально уместиться в водительское кресло. Нарушение любого из запретов может вести к штрафам, понижению в ранге или даже к пожизненной дисквалификации.
Причём исключение не делается даже для чемпионов. Так, например, в 1949 году ёкодзуна получил пожизненный запрет на участие в боях за то, что посетил бейсбольный матч во время соревнования по сумо, в котором он даже не участвовал из-за травмы. Правила ему предписывали либо присутствовать на турнире, либо проходить лечение.
Мунхбатын Даваажаргал, один из двух действующих ёкодзун. Источник: en.wikipedia.org
Последнее время в сумо приходит всё больше иностранных борцов, особенно из Монголии. Многие связывают это с тем, что национальная монгольская борьба похожа по правилам на сумо. Жители степей весьма успешно применяют свои навыки на Японских островах. На начало 2021 года в Японии два ёкодзуны, и оба они родом из Монголии. В высшем дивизионе из 42 человек — пять монголов, болгарин, грузин и бразилец. Остальные — японцы.
Встречались среди борцов сумо и жители России. Так, самым тяжёлым за всю историю этого вида спорта был Анатолий Михаханов из Бурятии, выступавший под псевдонимом Орора Сатоси. При росте в 193 см он весил 293 кг. Но его спортивные достижения при таких габаритах были достаточно скромными — он не добрался до двух высших дивизионов.
Единственный этнический русский, профессионально занимавшийся сумо, — Николай Иванов, который под псевдонимом Амуру Мицухиро добрался до высшей лиги и вошёл в топ-20 лучших борцов в 2015 году. При этом он вовсе не похож на стереотипного толстяка. При росте в 192 см в своей пиковой форме он весил 126 кг.
Николай Иванов на дохё. Источник: wikipedia.org
Хоть сумо и является японским национальным символом, другие народы тоже понемногу осваивают этот вид борьбы и весьма успешно. Возможно, когда-нибудь сбудется мечта некоторых японских фантастов, и сумо даже войдёт в олимпийскую программу.
Что такое борцы сумо
Сумо́ (яп. 相撲 ) — вид единоборств, в котором два борца выявляют сильнейшего на круглой площадке. Родина этого вида спорта — Япония. Японцы относят сумо к боевым искусствам. Традиция сумо ведется с древних времён, поэтому каждый поединок сопровождается многочисленными ритуалами.
Япония является признанным центром сумо и единственной страной, где проводятся соревнования профессионалов. В остальном мире существует только любительское сумо.
Современное профессиональное сумо сочетает в себе элементы спорта, единоборства, шоу, традиций и бизнеса.
Содержание
История
Первое письменное упоминание о сумо встречается в Кодзики, книге датированной 712 годом, являющейся старейшим существующим источником японской письменности. Согласно приведенной там легенде, 2500 лет назад боги Такэмикадзути и Такэминаката схватились в поединке сумо за право владеть Японскими островами. По преданию в первом поединке победу одержал Такемиказуке. Именно от этого героя древности ведёт свою родословную император Японии.
Сумо упомянуто в старинных японских текстах, датированных VIII в., под названием сумаи. В дополнение к своему основному предназначению, сумо ассоциировался с ритуалом религии Синто. По сей день в некоторых монастырях можно увидеть ритуальную схватку человека и бога.
Считается, что современная площадка для сумо — дохё, появилась около XVI века, однако форма и размер дохё менялись со временем.
Правила сумо сложились в эпоху Хэйан (794—1185 гг.). Запрещалось хватать друг друга за волосы, пинать и бить в голову.
Параллельно с храмовым и придворным, существовало и уличное, народное, площадное сумо, поединки силачей или просто горожан и крестьян на собственную потеху и забаву толпе. Существовали различные борцовские забавы, сходные с сумо, в весёлых кварталах, такие, как поединки женщин (часто с похабными борцовскими именами), поединки женщин и слепых, комическая борьба и тому подобное. Уличное сумо неоднократно запрещалось, потому что уличные схватки иной раз перерастали в массовые потасовки и городские беспорядки. Женское сумо тоже подвергалось ограничениям и практически исчезло к началу XX века, сохранившись только как редкий храмовый ритуал и на любительском уровне.
Основные сведения
Площадка для борьбы
Площадка для борьбы сумо представляет собой квадратный помост в 34—60 см высотой, называемый дохё. Дохё сделан из утрамбованной глины особого сорта и покрыт сверху тонким слоем песка. Поединок проходит в круге диаметром в 4,55 м, границы которого проложены особыми плетенками из рисовой соломы (т. н. «тавара»). В центре дохё расположены две белые полосы, обозначающие стартовые позиции борцов. Песок вокруг круга тщательно разравнивается вениками перед началом каждой схватки, чтобы по следам на песке можно было определить, коснулся ли один из соперников земли за пределами круга. На боках дохё в глине в нескольких местах сделаны ступеньки, чтобы борцы и гёдзи могли на него подняться.
Сама площадка и множество окружающих её предметов полны синтоистскими символами: песок, который покрывает глиняный дохё, символизирует чистоту; бросаемая соль символизирует очищение, изгнание злых духов; навес над дохё (яката) выполнен в стиле крыши в синтоистском святилище. Четыре кисточки на каждом углу навеса представляют четыре сезона: белая — осень, черная — зиму, зеленая — весну, красная — лето. Пурпурные флаги вокруг крыши символизирует дрейф облаков и смену сезонов. Судья (гёдзи), в числе прочих обязанностей, выполняет роль синтоистского священнослужителя.
Вход на дохё для женщин по древней традиции запрещён.
Тренировочные дохё сделаны схожим образом, но круг расположен вровень с полом. Для них тоже проводится церемония очищения.
В любительском сумо дохё — просто обозначенный круг, не обязательно расположенный на возвышении. Запрет для женщин не соблюдается, существует и женское любительское сумо.
Одежда и причёска
Одежда и причёска борцов строго регламентируется и вне соревнований. Предписания очень сильно зависят от уровня борца. Как правило, предписываемые в обыденной жизни борцам одежда и прическа весьма архаичны. Оформление причёсок требует особого искусства, практически забытого вне сумо и традиционного театра.
Правила
В сумо запрещено бить иначе, чем открытой ладонью, а также по глазам и в область гениталий. Запрещено хватать за волосы, уши, пальцы и закрывающую гениталии часть маваси. Нельзя проводить удушающие захваты. Всё прочее разрешено, поэтому в арсенал борцов входят пощёчины, толчки, захваты за любые разрешённые части тела и особенно поясов, а также броски, разного рода подножки и подсечки. Поединок начинается с одновременного рывка борцов друг навстречу другу, с последующим столкновением («татиа́й»). Хорошим тоном, равно как и более успешной тактикой, считается наступательная борьба. Трюки, основанные на увёртках (например, такие, как уклонение от контакта в начале поединка), хотя и являются допустимыми, не считаются красивыми. В силу большого разнообразия приёмов, редко кто владеет их полным арсеналом, поэтому бывают борцы, более склонные или к захватам и борьбе в поясе (например, одзэки Кайо), или, напротив, к борьбе толчками на расстоянии (например, Тиётайкай).
Два основных правила используются для определения победителя каждой схватки:
Телом считается всё, вплоть до кончиков волос. В ряде случаев судья объявляет победителем борца, первым коснувшегося земли. Это происходит тогда, когда у его соперника, пусть бы он и коснулся земли вторым, не было никакого шанса победить: его весьма эффективно бросали, или выносили из круга, оторвав от земли (принцип «мёртвого тела»). К безусловному поражению ведёт и попытка проведения запрещённого приёма, например, захвата волос.
Часто поединок продолжается всего несколько секунд, так как один из борцов быстро вытесняется другим из круга, или сбивается с ног броском или подсечкой. В редких случаях, поединок может длиться и несколько минут. Особенно продолжительные поединки могут быть приостановлены для того, чтобы борцы могли перевести дух или подтянуть ослабевшие пояса. При этом, позиция и захват четко фиксируются гёдзи, с тем, чтобы точно восстановить взаимное положение борцов на дохё после таймаута.
Жизнь борца
В комнаты сумо учеников принимают по окончании средней школы. Кроме того, сумо пополняется любителями, как правило, по окончании ими университета, если они смогли проявить себя. Показывающие хорошие результаты любители начинают выступления сразу с третьего дивизиона (макусита). Верхний предел возраста — 23 года для дебютантов и 25 для любителей из студенческого сумо.
Поступив в хэя, борец принимает особый борцовский псевдоним, сикона, под которым и выступает. Борцов сумо называют также сумотори и рикиси.
Формирование тела борца происходит исключительно в процессе тренировок за счёт увеличения мышц и наращивания веса. Этой цели посвящён сам распорядок дня. Подъём с первыми лучами солнца, утренний туалет, затем натощак начинается изнурительная пятичасовая тренировка, требующая полной отдачи сил и предельной концентрации. После тренировки борцы принимают горячую ванну и обязательно плотно едят, обычно без ограничений, а также не отказывают себе в спиртном. После еды — трёхчасовой сон, затем кратковременная тренировка и лёгкий ужин.
Доступность борцу жизненных благ определяется его успехами. От достигнутого борцом уровня зависит, какую одежду и обувь можно носить, можно ли пользоваться мобильным телефоном, интернетом, спать в общей палате или своей комнате и пр. Тот же уровень определяет вид и объём хозяйственных обязанностей — так, раньше всех встают, убирают и готовят еду младшие по званию борцы. Они же прислуживают старшим в бане и за едой. Считается, что такой уклад создаёт серьезный стимул: если хочешь повысить свой статус и не делать чёрной работы — лучше тренируйся, выступай сильнее.
Вес борцов
В любительском сумо может устанавливаться система весовых категорий.
Травмы и потеря здоровья в сумо
Поскольку сумо — контактная борьба тяжеловесов со столкновениями, бросками и падениями, в сумо распространены травмы пальцев, суставов, позвоночника, мышц, рассечение бровей. При встречных столкновениях возможны сотрясение мозга и потеря координации, как при нокдауне и нокауте в боксе. Опасность травм тем более велика, что борьба ведется на примерно полуметровом возвышении, и плохо контролируемое падение с него после проведения приёма совершенно обычно. В порядке вещей получение травм на тренировках. Из-за больших габаритов и массы, опасными могут быть и бытовые травмы. Поскольку в профессиональной борьбе проводится 6 турниров в год, и, сверх того, между ними проводятся серии показательных выступлений, борцам часто не удаётся в полной мере восстановиться. Пропуск схватки на басё по любой причине расценивается как поражение, пропуск турнира (конечно, кроме показательных, где результат не влияет на рейтинг) — как поражение во всех его схватках, и это удерживает борцов от продолжительного лечения. Поэтому обычным зрелищем являются борцы с замотанным эластичным бинтом голеностопом, коленями, локтями, пластырями на пальцах, широким пластырем на плечах, спине. Существуют трудности со здоровьем, вызванные явно избыточным (но необходимым для борьбы) набранным весом: хронические болезни позвоночника, коленей, голеностопа, гипертония, нарушения обмена веществ.
Во время поединка могут пострадать не только борцы, но случайно гёдзи и даже зрители из передних рядов, если на них кто-нибудь неудачно упадёт. Известны случаи, когда травмировались другие борцы, готовившиеся возле дохё к следующему поединку.
Сильно вредят здоровью и неспортивные обстоятельства, например, частая необходимость пить спиртные напитки на многочисленных встречах со спонсорами, клубами поддержки хэя, праздниках по окончании турнира и прочих подобных собраниях.
Организация
Турниры и поединки
Официальные турниры профессионалов (басё) проводятся 6 раз в год, в Токио (январь, май, сентябрь) и по разу в Осаке (март), Нагоя (июль) и Фукуоке (ноябрь). Басё начинается, как правило, во второе воскресенье нечетного месяца и длится 15 дней. Между турнирами борцы участвуют в различного рода выездных и благотворительных показательных турнирах.
Борцы старших лиг (макуути, дзюрё) проводят 15 поединков за басё, прочие — 7. Пары определяются накануне, на два дня вперед. Поскольку число поединков, проводимых борцом за турнир, гораздо меньше, чем число борцов его лиги («каку»), схватки не могут пройти вкруговую. В типичном случае, борец встречается с коллегами примерно того же уровня.
В поединке (кроме особых случаев, таких, как суперфиналы при равенстве результатов в последний день, «кэттэй-сэн») не могут встретиться борцы одной хэя, а также, хотя это явно не оговорено, родные братья, даже если они оказались в разных хэя. В младших лигах такое требование может распространяться и на итимоны. По этой причине борцы очень сильной хэя, не принадлежащие к верхушке лиги, имеют некоторое преимущество: для них число сильных соперников уменьшается.
В любительском сумо устанавливаются собственные, отличные от перечисленных выше, регламенты проведения соревнований.
Призы и премии
Для секитори (борцов макуути и дзюрё) ежемесячно установлены следующие выплаты:
Борцы рангом ниже дзюрё не получают ежемесячных выплат, однако за каждый турнир получают басё (basho):
Существуют и прочие выплаты и пособия, в частности:
После каждого турнира саньяку получает:
Победитель турнира получает:
Также существуют три специальные премии по 2000000 иен каждая, присуждаемые по итогом басё.
Сверх перечисленных выше выплат, в профессиональном сумо существует особая накопительная бонусная система. Практически за каждое, большое или малое достижение, начиная с самого дебюта, сумотори получает определенное количество бонусных очков. Для сэкитори накопленные очки оборачиваются периодическими денежными выплатами. Борцы младших лиг очки накапливают, но таких выплат не получают. Список достижений, за которые начисляются бонусные очки, велик, в частности, они начисляются за:
Расчет ежемесячного дохода конкретного рикиси из-за его сложности и бонусной накопительной системы непрозрачен для посторонних. В целом годовой доход ёкодзуна, включая сторонние заработки (например, реклама) примерно соответствует доходу футболиста мирового класса.
Лиги и ранги в сумо
Ранги высшей лиги макуути, от старшего к младшему:
В профессиональном сумо существует шесть лиг, от младшей к старшей: дзёнокути, дзёнидан, сандаммэ, макусита, дзюрё и макуути. По-настоящему профессиональными являются две последних, все прочие считаются ученическими. Существует и «входная» лига маэдзумо, в которой все вновь поступившие учатся вместе основам борьбы, сопутствующих сумо искусств и истории.
Борцы всех рангов макуути и дзюрё зовутся сэкитори (sekitori), борцы низших лиг зовутся деси (deshi). Дзюрё — «дзю» — десять, «рё» — древняя монета. Десять рё отображало заработок сумотори. Макусита — «maku-shita» — ниже «маку». Сандаммэ — «третий ранг». Дзёнидан — «второй с начала». Дзёнокути — «введение к началу» («кути» — рот).
Современная организация профессионального сумо в Японии
Ассоциация управляет значительной частью привлекаемых средств, распределяя их между хэя сообразно уровню выступления их борцов. Кроме того, хэя могут получать финансирование и из сторонних источников, например, спонсорских групп или через одобренных Ассоциацией рекламодателей.
Жизнь ассоциации регулируется множеством неписанных правил.
Договорные поединки в сумо
До самого последнего времени существование платных договорных схваток или безвозмездной «взаимопомощи» борцов не было доказано. Тема была любима «жёлтой прессой», подозрения чаще всего были основаны на том факте, что борцы выступают заметно лучше, если поединок для них много значит (например, при счете 7-7). C другой стороны, такое явление можно было объяснить высокой мотивацией борца. В конце января 2011 года разразился скандал, когда полиция, изучая (совершенно по иному поводу) SMS на телефонах некоторых борцов, обнаружила сообщения, недвусмысленно свидетельствующие о договорных поединках за деньги. Суммы исчислялись тысячами долларов. [3] Разгоревшийся скандал привел к исключительным последствиям, так, отменён мартовский весенний турнир в Осаке (Хару басё) 2011 года и все показательные выступления (дзюнгё) 2011 года. Это свидетельствует о колоссальных проблемах — турниры отменяются крайне редко, в последний раз регулярный турнир отменялся в 1946 году из-за послевоенных трудностей разорённой страны. Всю предшествующую войну, даже после атомных бомбардировок, турниры не отменялись. [4]
Университетское сумо
Любительское сумо
В 1980 году Федерация сумо Японии провела Первый Всеяпонский любительский чемпионат, на который пригласили команды из-за рубежа для повышения конкуренции. В результате состоялся первый международный любительский турнир по сумо. С этого момента количество иностранных команд, участвующих в этом событии, каждый год увеличивалось, а в июле 1983 года Япония и Бразилия создали организацию, ставшую предшественником современной Международной федерации сумо (IFS). В 1985 году, в связи с увеличением числа команд участниц, название турнира изменилось на Международный чемпионат по сумо. В 1989 в Сан-Паулу прошёл юбилейный 10-й чемпионат. 10 декабря 1992 года в ознаменование создания IFS, название чемпионата вновь изменилось.
Профессиональное сумо
Первый Чемпионат мира по сумо, проведённый под эгидой IFS, собрал в общей сложности 73 участника из 25 различных стран. Турнир стал ежегодным, а число участвующих стран продолжает расти. Чемпионат мира проводится в личном и командном зачётах. Спортсмены разделены на четыре весовые категории: легкий, средний, тяжелый вес и абсолютная весовая категория.
В 1995 году были созданы пять континентальных федераций любительского сумо, которые проводят отборочные турниры за право участия в чемпионате мира. В настоящее время IFS насчитывает 84 страны-участницы. В 1997 году был проведён первый чемпионат мира по сумо среди женщин. Федерация активно пропагандирует женское сумо. [источник не указан 670 дней]
Иностранцы в сумо
Хотя в сумо издавна выступали ассимилированные корейцы, настоящей отправной точкой процесса интернационализации следует считать 1964 год, когда на дохе появился американский сумотори Такамияма, в миру известный под именем Джесси Кухаулуа. Родившийся на Гавайских островах борец стал первым иностранцем, завоевавшим императорский кубок. Он достиг уровня сэкиваке, что есть признак вполне успешной карьеры, и был очень популярен. Он же стал первым иностранцем, возглавившим хэя. Вслед за ним и под его влиянием, в сумо появились такие видные борцы, как Конисики, Акэбоно (лучший ученик Такамиямы) и Мусасимару. Множество иностранных борцов, в частности, китайцы, американцы, бразильцы, аргентинцы и даже сенегальцы, не преуспели и остались незамеченными. С конца XX — начала XXI века наиболее заметен приток борцов из Монголии, а также с Кавказа. Первый одзэки европейского происхождения и первый европеец, выигравший Императорский кубок является Котоосю Кацунори — болгарский профессиональный борец сумо в ранге одзэки.
Ограничения имеют под собой основания, так как принято считать, что сумо — не только и не сколько спорт, и приток иностранцев, с чуждыми манерами и взглядом на вещи, способен нарушить присущий сумо чисто японский дух. Это, как следствие, якобы снизит интерес к сумо в Японии и, в конечном счете (хотя об этом и не принято говорить открыто), доходы Ассоциации. С другой стороны, неоднократно именно иностранцы, такие, как Мусасимару и Акэбоно, а затем Асасёрю, сильно подогревали интерес к сумо, как в Японии, так и в мире.
Иностранец не обладает правами борца в полной мере. Так, иностранные ёкодзуна и одзеки, в отличие от японских коллег, не имеют права голоса в Ассоциации. Без перехода в японское подданство иностранец не может, после отставки, остаться тренером.
В последнее время [когда?] иностранцы были вовлечены в ряд скандалов, приведших к их дисквалификации: Кёкутэнхо был дисквалифицирован на турнир за вождение автомобиля, Асасёрю — на два турнира за публичную игру в футбол, при том, что он не участвовал в официальных показательных выступлениях, как травмированный, а трое российских борцов — Ваканохо, Рохо, Хакурозан — пожизненно, после скандала, связанного с предполагаемым употреблением ими (а Ваканохо — ещё и доказанным хранением) марихуаны. Последний случай имел большой резонанс и привел к отставке президента Ассоциации, ояката Китаноуми.
Сумо в России
В 1965 году Японская ассоциация сумо в честь годовщины восстановления японо-советских дипломатических отношений выбрала СССР для первого зарубежного фестиваля сумо. Борцы выступили с показательными выступлениями в Хабаровске и Москве. Ёкодзуна Тайхо был в составе делегации, но не смог увидеть своего отца, который умер за пять лет до того в Южно-Сахалинске.
После окончания карьеры Тайхо старался наладить дружественные отношения между Японией и странами бывшего СССР. Он основал ассоциацию сумо в Харькове, городе, уроженцем которого был его отец. Инсульт не позволил Тайхо лично посетить город.
В 2002 году Тайхо пригласил в Японию для участия в боях сумо братьев Борадзовых из Северной Осетии — Сослана (выступавшего под борцовским псевдонимом Рохо — «Русский феникс») и Батраза (Хакурозан — «Белая русская гора»). Оба брата впоследствии добились права выступать в первом элитном дивизионе — макуути, однако в сентябре 2008 года были со скандалом дисквалифицированы вслед за другим российским борцом — Ваканохо. В профессиональном сумо в Японии участвуют и другие россияне: Анатолий Михаханов (Орора — «Аврора»), выступающий в низших дивизионах, сэкитори Алан Габараев (Аран) и ныне [когда?] травмированный Николай Иванов (Амуру). Кроме того, в сумо принимают участие ещё несколько борцов из стран-бывших республик СССР — грузины Левани Горгадзе (Точиносин) и Теймураз Джугели (Гагамару), эстонец Кайдо Хёвельсон (Баруто — «Балтия») и Суюныш Худибаев (Казафудзан) из Казахстана.
Иногда в домах, где тренируются борцы сумо, и на некоторых турнирах можно услышать русскую речь. В настоящее время два ёкодзуны и один из четырёх одзэки (чемпионов) — монголы, один одзэки — болгарин. Согласно японской прессе (Asahi Newspaper, 29/09/2006), они часто используют русский, чтобы общаться между собой. Братья Борадзовы были гостями на уроках русского языка, транслируемых NHK в 2005 году.