Что такое брачный рынок
‘БРАЧНЫЙ РЫНОК’
‘БРАЧНЫЙ РЫНОК’, термин, применяемый в демографич. лит-ре для условного обозначения системы соотношений численностей разл. групп бракоспособного нас. Ситуация на ‘Б. р.’, вероятность вступления в брак зависит от числа потенциальных брачных партнёров в нас., его возрастно-половой структуры. Неблагоприятная ситуация для данного бракоспособного контингента вызывается диспропорцией числ. полов, возникающей в результате войн или массовых миграций. Так, резкие диспропорции соотношения числ. полов на ‘Б. р.’ в результате войн, связанные с массовой гибелью мужчин, уменьшают вероятность вступления в брак для поколений женщин (обрекая большинство женщин, потерявших мужей па войне, на пожизненное вдовство) и, наоборот, повышают её для соответств. поколений мужчин, вызывая их ‘сверхбрачность’ (последняя проявляется, в частности, в очень высокой доле женатых в старших возрастах).
Диспропорция численностей бракоспособных мужчин и женщин на ‘Б. р.’ может проявляться как во всём нас., так и в его отд. группах, напр. в городском и сельском. Так, в СССР в 50-е гг. миграция нас., гл. обр. мужчин, из сёл в города усугубляла диспропорцию численностей бракоспособных в сел. местности и смягчала (а иногда и устраняла) её в городах. Нарушение соотношения численностей полов на ‘Б. p.’ также может быть характерно для определ. терр. и носить локальный характер.
Неблагоприятная ситуация на ‘Б. р.’ влияет на процессы как брачности, так и разводимости. Напр., в условиях значит. преобладания женщин на ‘Б. р.’ ослабевает прочность браков и повышается число разводов по инициативе мужчин, для к-рых высока вероятность вступления в повторный брак.
Чуйко Л. В., Браки и разводы, М. 1975; Брак и семья. Демографич. аспект. [Сб. ст.], пер. с англ., франц., чеш. яз., М. 1975; Брачность, рождаемость, смертность в России и в СССР, М. 1977.
Полезное
Смотреть что такое «‘БРАЧНЫЙ РЫНОК'» в других словарях:
ПОДБOР БРАЧНЫХ ПАР — ПОДБOР БРАЧНЫХ ПАР, подбор брачных партнёров, термин, применяемый в социологич. и демографич. лит ре для обозначения деятельности отд. лиц или спец. орг ций по подысканию взаимно подходящих брачных партнёров. В условиях традиц. семьи подбор… … Демографический энциклопедический словарь
Левковские — Герб Трубы Описание герба: В белом серебряном поле т … Википедия
Вселенная X — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия
Standard Bank — (Стэндерт Банк) Сведения о банке Standard Bank, активы и отделения Информация о банке Standard Bank, развитие банка, новые цели Содержание Содержание Определения описываемого предмета Справочная о В Standard Bank новый руководитель… … Энциклопедия инвестора
Азия — (Asia) Описание Азии, страны, государства Азии, история и народы Азии Информация об азиатских государствах, история и народы Азии, города и география Азии Содержание А́зия — самая большая часть света, образует вместе с материк Евразию … Энциклопедия инвестора
Ипотека — (Mortgage) Определение ипотеки, возникновение и регулирование ипотеки Информация об определении ипотеки, возникновение и регулирование ипотеки Содержание Содержание Основания возникновения ипотечного кредита и ее регулирование Ипотека в силу… … Энциклопедия инвестора
Евразия — (Eurasia) Содержание Содержание Происхождение названия Географические характеристики Крайние точки Евразии Крупнейшие полуострова Евразии Общий обзор природы Границы География История Страны Европы Западная Европа Восточная Европа Северная Европа … Энциклопедия инвестора
Список серий телесериала «Возвращение Мухтара» — Ниже приведён полный список и описание всех серий телесериала «Возвращение Мухтара». В данный момент идёт трансляция 8 сезона сериала[1]. Серии, где герои уходят из сериала, помечены жёлтым цветом. Содержание 1 Список серий 1.1 1 сезон (2004) … Википедия
Бельгия — Королевство Бельгия, гос во в Зап. Европе. Гос во Бельгия (франц. Belgique, фламанд. Belgie) провозглашено в 1830 г., названо по образованной в 27 г. до н. э. рим. пров. Бельгика (Gallia Belgica), которая называлась по кельт, племени белей.… … Географическая энциклопедия
Брачный рынок
За тысячелетия письменной истории люди не переставая писали о любви, пытаясь разгадать ее тайну. А сколько памятников мировой художественной культуры затрагивают эту тему. Произведения художественного искусства тем и интересны, что не дают ответов на прямые вопросы, оставляя поле для интерпретаций.
Есть два типа исследователей: теоретики и практики. Теоретики – это не те люди, которые знают, а те, которые в процессе и по результатам своей работы только собираются узнать. К сожалению, не у всех получается.
Я отношу себя к практикам. Я знаю и умею как раз то, что пытаются исследовать специалисты по отношениям между мужчиной и женщиной, и, главное, то, что хотели бы прочитать читатели.
Я рассказываю правду жизни.
Во все времена существовала традиция сватовства: у нас товар, у вас купец. А если речь идет о товаре и купцах, то место, где происходят договоренности, – рынок, на котором встречаются покупатели и продавцы со своими товарами.
Между ними происходят сделки по ценам, определяемым балансом между спросом и предложением на их товары. Я – Хозяйка этого рынка. Я о нем знаю если не все, то почти все. И самое интересное заключается в том, что покупатели, уже нашедшие для себя редкий, нужный именно им товар, и продавцы, нашедшие достойный сбыт своему специфичному (и поэтому редко кому нужному) товару, уже после заключения удачной сделки часто бурчат: зачем, мол, нужен этот рынок?
Легко так рассуждать, когда они, не без помощи Хозяйки, уже нашли друг друга, а ведь могли бы и не найти… А что делать тем, кто еще до сих пор в поиске?
Если бы не было рынка, то продавец-женщина, которая является и одновременно товаром, не смогла бы продать себя как товар по той цене, на которую рассчитывает. Ну а покупатель-мужчина не мог бы найти тот товар, который кажется ему ценным и за который он готов заплатить реальную цену.
И получается, что брачный рынок – это не абстрактный принцип, а конкретное место, где и мужчина и женщина могут получить то, на что они смогут договориться.
Именно на принципе рыночных отношений и построена основная работа свахи. Как я неустанно повторяю: «Большое начинается с малого». Чтобы построить гармоничные отношения, надо найти того, с кем вы это сделаете. И если испокон веков идет традиция «товар – купец», и хочу заметить, что до сих пор она имеет место быть и дает хорошие результаты, то есть ли смысл отказываться от нее? Нет.
Когда юноши и девушки ищут себе подходящего партнера для жизни, они в любом случае начинают оценивать и выбирать друг друга. Поэтому их отношения на этом рынке определяются законами, общими для любого рынка, будь то южный базар или мировой экономический рынок. И незнание законов, повторю, не освобождает от ответственности.
Итог этого незнания, как мы знаем, печальный. Количество разводов превышает количество зарегистрированных браков. И первая трудность, связанная с этим незнанием, – это проблема выбора партнера.
Человек как биологический вид на сегодняшний день с избытком заполнил земной шар. И почему при колоссальном выборе человеческих индивидов в обществе так трудно найти и выбрать индивида противоположного пола, который так же свободен, то есть находится в поиске?
Казалось бы, все просто: если есть выбор, всегда найдется тот, кто тебе подходит. Но большинство людей почему-то не могут эффективно решить для себя эту проблему: или решают ее со сложностями, или так и не могут решить ее совсем и остаются в одиночестве.
Чтобы было легче понять суть проблемы, для ее иллюстрации предлагаю представить, что мы оказались на вещевом рынке.
Нас окружает несметное количество товаров самого различного качества. Мы пришли на рынок, потому что имеем потребность в товаре. Товары попали на рынок, потому что имеется потребность в их сбыте. В нужном месте и времени произошла встреча нуждающихся в товарах купцов и нуждающихся в купцах товаров. Но…
Почему же мы так долго ходим по рынку и ничего еще не купили?
Чем серьезнее и важнее для нас вещь, за которой мы сюда пришли, и чем скромнее содержимое нашего кошелька, тем выше вероятность того, что мы вернемся с рынка без покупки.
Потому что каждый приходит на рынок в надежде купить товар не какой попало, а качественный, тот, который на самом деле понравится. А кошелек-то у разных покупателей разной толщины.
И продавец тоже скорее унесет нереализованный товар обратно, чем продаст его по дешевке. Продавец имеет свое мнение о цене своего товара и желает получить за него столько, сколько желает, а не меньше этого.
Итак, сегодня на рынке покупателей было много, товаров было много, а сделок состоялось мало.
А теперь давайте попробуем сравнить происходящее на вещевом рынке с тем, что происходит на моем рынке человеческих отношений.
По-моему, описанный выше пример приоткрывает нам понимание того, почему при большом наличии в обществе юношей и девушек, свободных женщин и мужчин, желающих обзавестись сексуально-брачным партнером противоположного пола, образование пар идет достаточно вяло.
Может быть, дело в том, что, постоянно находясь в обществе, то есть на рынке, на котором представлен широкий ассортимент лиц противоположного пола, каждый индивид хочет создать отношения с партнером не с каким получится, а с каким получше?
Еще раз вернемся к традиции сватовства. Именно с фразы «У нас есть товар, а у вас есть купец» начиналось сватовство на Руси.
Это значило, что с момента полового созревания человек приобретает две новые взаимосвязанные социальные роли: роль сексуально-брачного товара и роль покупателя сексуально-брачного товара противоположного пола. А любой товар, как известно, может быть очень разного качества и, в соответствии с этим, очень по-разному стоить.
Чтобы у вас не возникало чувство неприятия по отношению к данной информации, хочу уточнить, что, когда я говорю о цене человека на брачном рынке, я подразумеваю не человека в широком смысле, а только его абстрактную роль в качестве партнера.
Так вот, один и тот же человек может иметь наивысшую цену в социуме, как, например, ученый, художник, творческая личность, и в то же время низко оцениваться как партнер на брачном рынке.
Часто человек высоко оценивает сам себя и оказывается болезненно разочарованным из-за того, что окружающие с ним в этом вопросе не согласны. Это идет из детства.
Ребенок бесценен для собственных родителей, поскольку факт его появления на свет, дальнейшего развития и жизни создает для них сладкую иллюзию. И взрослый уже человек оценивает сам себя, опираясь на мнение и взгляд родителей, для которого он всегда бесценен. И это уводит его от реальной оценки себя как индивидуума или, скорее, как подходящего партнера для жизни.
Можно было бы бесконечно долго вести вполне справедливые дискуссии на тему того, насколько применимы к человеку с точки зрения гуманности такие термины, как «товар», «цена» и пр., но хочу заметить, что именно эти термины позволяют построить вполне удовлетворительную и отражающую реальные жизненные закономерности модель отношений.
Может быть, мои рассуждения о брачном рынке нарисуют у неискушенного читателя картинку невольничьего рынка ушедших веков, где привередливый покупатель залезает в рот ручищей и изучает крепость и сохранность зубов человеческого товара (прямо как при покупке лошадей). Однако в жизни почти что так и происходит. Давайте быть честными.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Брачный контракт
Брачный контракт — Так ты хочешь выйти замуж из-за денег? — Боже упаси, я просто хочу, чтобы у моего будущего мужа был приятный вид и веселый характер. А если у него не будет денег, он будет беспокойным и сердитым. Из разговоров подруг Это сравнительно новое для нашей
Брачный контракт
Брачный контракт — Так ты хочешь выйти замуж из-за денег? — Боже упаси, я просто хочу, чтобы у моего будущего мужа был приятный вид и веселый характер. А если у него не будет денег, он будет беспокойным и сердитым. Из разговоров подруг Это сравнительно новое для нашей
Брачный кастинг
*Рынок
*Рынок Напротив площади Февам (F?v?m t?r), примерно на 500 м южнее, открывается «чрево Будапешта» – *крытый рынок (K?zponti V?s?rcsamok) (60). Он был построен в 1897 г. в виде огромной стальной конструкции. Здесь можно найти все, что угодно вашему вкусу и желудку. Прилавки ломятся от изобилия
Брачный договор
Брачный договор БРАЧНЫЙ ДОГОВОР — соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее их имущественные права и обязанности в браке и (или) в случае его расторжения.Данный правовой институт является новеллой для семейного законодательства РФ и
Брачный контракт
Брачный контракт — Так ты хочешь выйти замуж из-за денег? — Боже упаси, я просто хочу, чтобы у моего будущего мужа был приятный вид и веселый характер. А если у него не будет денег, он будет беспокойным и сердитым. Из разговоров подруг Это сравнительно новое для нашей
Глава 7 Брачный контракт – система договоренностей
Глава 7 Брачный контракт – система договоренностей В этом мире богатыми нас делает не то, что мы получаем, а то, что мы отдаем. Г. Бигер Зачем нужен брачный контракт Вот отгремела музыка, закончились поздравления новобрачных, и начинаются сугубо земные будни. Далеко не
Зачем нужен брачный контракт
Зачем нужен брачный контракт Вот отгремела музыка, закончились поздравления новобрачных, и начинаются сугубо земные будни. Далеко не всем удается прожить в браке счастливо – в любви и согласии – и умереть в один день. По данным Госкомстата, количество разводов
Брачный контракт
Брачный контракт Согласно Семейному кодексу РФ, «брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в период брака», и каждый из супругов может вернуться к вопросу заключения контракта в любое время. В связи с
Почему в России не работает брачный договор?
Почему в России не работает брачный договор? Заглянув в Семейный кодекс, мы увидим, что есть целая глава, посвященная брачному договору: «ГЛАВА 8. ДОГОВОРНЫЙ РЕЖИМ ИМУЩЕСТВА СУПРУГОВ…»Если изучить статьи 40-44 Семейного кодекса, то создается такое ощущение, что наши
Брачный рынок в России
Озвученная версия материала
Вопреки представлениям большинства, рынок — это не только площадка с кучей торговых павильонов и палаток. Рынок в экономике — это общая система производства, ценообразования и продажи товаров, работ, услуг, валют, ценных бумаг и идей. Рынок — это система взаимоотношений производителей, продавцов и покупателей. Это крайне обширная и сложная для понимания тема, и человек, сумевший разобраться в экономической теории рынка, скорее всего сумеет разобраться в чем угодно.
Изучают рынок для понимания происходящих в стане и в мире экономических процессов и для извлечения из этих знаний максимальной выгоды. Например, выбирая какой-либо товар, человек смотрит цены в различных магазинах, удаленность магазина от места своего проживания и прочие нюансы покупки. Тем самым он вот так примитивно, но изучает локальный рынок, чтобы в итоге сделать покупку наиболее выгодно для своего кошелька. Свободный рынок — это стихийное явление, он не поддается насильственной корректировке или влиянию, а может быть только изучен, и знания о нем можно использовать с большой эффективностью.
В целом, взаимоотношения мужчин и женщин очень похожи по своим законам на рыночные отношения. Но конечно же не в плане близких взаимоотношений двух конкретных личностей, нашедших друг друга, а при взаимодействии людей, так или иначе ищущих себе пару. Совокупность людей, находящихся в поисках второй половинки, а также их взаимоотношений, называют брачным рынком, сексуальным рынком или сексуально-брачным рынком. В рамках этой статьи будет использоваться определение «Брачный рынок». Это не значит что речь пойдет только о поисках супружества, просто определение довольно старое, еще из тех времен когда слишком некультурно было разделять близкие отношения и брак.
Брачный рынок — это фундаментально важная часть теории о взаимоотношениях мужчин и женщин. И он ничуть не менее сложен в освоении и понимании, чем рынок в экономической теории. Понимание явлений и процессов брачного рынка поможет повысить свои шансы на успех и найти наиболее подходящий для себя вариант в любовных делах, а также поможет дать ответы на некоторые вопросы, на которые никто не может ответить вразумительно.
Нам нужно выяснить, насколько конкретный человек востребован среди представителей противоположного пола, что добавляет ему цены, а что сбивает, что ценится, а что не приветствуется и какой в целом спрос на мужчин и на женщин. Рассматриваться будет брачный рынок в Российской Федерации с его спецификой и местным колоритом*.
На этом шаге надо сделать отступление и понять, что повелителями судеб все равно всегда будут любовь и личностные качества человека, а правила брачного рынка нельзя рассматривать как указ или как приговор. Это всего лишь часть вопроса о взаимоотношении полов, важная, но не определяющая. И нужно все это только для чуть более лучшего понимания и осознания положения своих дел.
Цена участника на брачном рынке определяет процент доступных вариантов для создания пары, процент представителей противоположного пола, готовых и желающих идти на контакт с конкретным человеком. Она совершенно не показывает возможную личную ценность, а только показывает насколько в целом среднестатистически будут заинтересованы с другой стороны прилавка. Первым делом стоит разобраться, из чего складывается эта цена, и когда наконец уже посыпятся варианты с неба. Для хорошего ценника потребуются: внешняя привлекательность, харизматичность и личностная привлекательность, материальная устойчивость и независимость. Каждый из этих параметров слишком объемен в рассмотрении и требует как минимум отдельной статьи. Но в теории брачного рынка, каким бы странным это ни показалось, все это не играет какой-то важной роли. Многие убеждены, что повысив свою стоимость, они непременно обрекут себя на успешную личную жизнь, но это совсем не так. Цена на брачном рынке не имеет особого значения, так же как и на рынке товарном, совершенно не важно какой ценник человек нарисует на своем товаре, значение имеет только за какую цену у него его готовы купить в условиях открытой конкуренции. И только исходя из этого он сможет решить для себя, отдавать ли свой товар за предложенную сумму. Рынок — явление стихийное, на него никак нельзя повлиять рисованием нулей на ценнике, цена сама определяется спросом и ценами конкурентов.
В теории брачного рынка, по большому счету, и нет никакой цены, потому что человек — это и покупатель и продавец одновременно, и себя он скорее обменивает, чем продает. Цена не может рассматриваться отдельно от спроса, и чем выше ценник, тем меньше людей, имеющих желание и возможность заплатить полную стоимость.
В конечном счете, все изучение брачного рынка должно сводиться к изучению спроса, потому что именно здесь кроются все секреты. Спрос показывает кто насколько популярен и востребован, кто на что может рассчитывать и почему так происходит. Этот параметр определяется следующими факторами: количество участников, соотношение участников и их активность. Попробуем остановиться на каждом из них поподробнее.
● Количество участников. Чем больше людей участвуют в поисках, тем больше возможностей для нахождения подходящего партнера. Хорошая совместимость — штука не слишком часто встречающаяся, и поэтому всегда должен быть какой-то выбор и сравнение. Если у вас всего один вариант, и он вам категорически не нравится, то дело плохо. Когда же есть достаточное количество кандидатов, тогда можно выбирать именно то что нужно.
● Соотношение участников. Чем больше мужчин участвуют в поисках второй половинки, тем вольготнее чувствуют себя женщины, и наоборот. Соотношение — это сколько количественно мужчин претендуют на одну женщину. Например если знакомиться пришли 10 мужчин и 20 женщин, то на каждую женщину будет приходиться по половине мужчины, женщинам будет неуютно, им придется конкурировать между собой, мужчины же получат возможность выбирать, и даже самые неприглядные из них получат свою порцию внимания и возможностей.
● Активность. Чем активнее ведут себя одни, тем меньше нужно напрягаться для поисков другим. На брачном рынке человек тем более востребован, чем активнее ведет себя противоположный пол. Повышенной активностью отличаются в основном мужчины, если в одну комнату посадить 5 мужчин и 10 женщин, то через какое-то время каждая из 10 женщин будет считать что у нее есть 5 разных ухажеров.
Но с этими параметрами не все так однозначно. Брачный рынок — это очень тонко настроенная система, и, как ни странно, в ней все должно находиться в гармонии. Нельзя бесконечно увеличивать показатели любого из этих параметров в надежде что становиться будет все лучше и лучше.
● Чем больше выбор, тем сложнее остановиться на ком-то конкретном и тем сложнее завязать какой-либо разговор вообще. Отличный пример — сайты знакомств, где чем больше участников, тем меньше процент удачных исходов знакомств. А брачность вовсе без выбора была очень долгое время распространена среди различных народностей, под венец выдавались дети без их согласия, зачастую в совсем неподходящие пары. И, как показала история, такой подход ведет к очень большой неудовлетворенности, от него пришлось отказаться.
● Чем больше неравенство в количестве мужчин и женщин, тем больше неудовлетворенность и тем агрессивнее неудовлетворенные, тем меньше мужчины умеют общаться с женщинами на равных, страдает культура общения, на выходе получается много разочаровавшихся в отношениях с противоположным полом. В условиях тысячи мужчин и одной женщины, последняя не будет царицей, а быстро станет сексуальной рабыней и умрет не естественной смертью в очередном эмоциональном порыве самого агрессивного самца, которому достанется. Наоборот, в условиях нехватки мужчин, в сугубо женских коллективах, женщины начинают ссучиваться и мужчин ненавидеть, вместо того чтобы проникаться к ним любовью и интересом. Природой предусмотрено равное соотношение, не понятно как и почему, но она очень жестко и точно регулирует количество новорожденных одного и другого полов, видимо это очень важно.
● Чем больше разница в активности, тем недолговечнее получаются пары. Многим женщинам хочется видеть сверхактивных мужчин, усыпающих каждый женский шаг стихами и цветами, но у этой медали не может не быть обратной стороны, и очень активным мужчинам никогда не хочется ни на ком останавливаться. Пассивные же люди, обоих полов, сами по себе не очень интересны как личности, и, как инертные газы, ни с кем не могут в соединения.
Теперь можно рассмотреть как вся эта теория накладывается на нашу реальность, какие процессы происходят на брачном рынке в РФ, и почему мы наблюдаем те или иные явления. Для лучшего понимания, структуру участников придется разбить на возрастные группы, так как с изменением именно возраста и происходит наибольшее количество интересных событий.
— 16-20 лет. Начало романтических отношений, созревание. На брачный рынок выходят практически все, очень мало состоявшихся пар или заключенных браков, количество участников высокое. Разница в соотношении полов еще не ощущается слишком остро. Девушек меньше, так как их меньше количественно, а также они чаще вступают в браки именно в раннем возрасте с мужчинами постарше и соответственно уходят с рынка. В этом возрасте девушек, состоящих в браке — уже 7,5%; парней — 1,5%**. Активность среди парней не самая высокая, так как окончательно созревают для отношений с противоположным полом многие из них чуть позже. На девушек уже активный спрос как среди ровесников, так и среди более взрослых мужчин, начинает ощущаться их нехватка и заметная конкуренция среди мужчин. Девушки начинают почивать на лаврах, принимают пассивную модель поведения, появляются тезисы о том что мужчина должен.
— 21-25 лет. Шаг во взрослую жизнь. На брачный рынок подтягиваются запоздавшие парни. Количество состоявшихся пар сильно увеличивается, девушек, состоящих в браке уже 39,1%, в то время как парней — 21,3%**. Пусть вас не смущает с математической точки зрения такая разница, она возникает из-за неравных браков, когда мужчина в паре старше (в обратную сторону это правило почти не работает). Из-за этого и получается, что в определенной возрастной группе, при почти равном соотношении девушек и парней, замужних оказывается почти в 2 раза больше чем женатых: девушки замужем за мужчинами постарше, парни не женаты ни на ком. Это самая «острая» возрастная группа в плане соотношения полов, ненужными оказываются множество парней, возникает огромная конкуренция за девушек. Активность среди парней очень высокая, часто приходится сильно попотеть, чтобы склонить на свою сторону женское сердце. Потребительское отношение к мужчинам усиливается, парни в ответ проникаются идеями женоненавистничества, пытаются отказаться от полового влечения вообще. Появляются мысли о том, что не уважающие себя парни набивают цену пассивным девушкам. Девушки, видя огромный спрос на себя, не могут понять несостоявшихся парней, в их головах возникают дурацкие советы «просто будь собой», потому что им действительно можно просто быть собой, и результат не заставит себя ждать.
Сейчас, из-за «демографической ямы» 90-х годов, большого количества парней 25-30 лет и малого количества девушек 20-25 лет, эта молодежная напряженность будет ощущаться еще сильнее.
— 26-30 лет. Начало взрослой жизни. Брачный рынок пустеет. Все больше людей обзавелись парой и начинают вести семейную жизнь, все меньше вариантов для знакомства остается. Начинает ощущаться «залежалость товаров», когда все кто мог уже состоит в паре, а остаются все больше люди с какими-либо проблемами. Среди женщин в браке уже 63,9%, среди мужчин — 54,4%**. Избыток мужчин на брачном рынке все еще достаточно большой, но конкуренция за женщин этой возрастной группы начинает спадать, так как многие их ровесники присматриваются к невестам помоложе. На этом моменте рождается миф о том, что парни «предпочитают» нагуляться и жениться попозже, что это они такие короли положения. На самом деле это не так, у многих просто нет никакой возможности обзавестись постоянной парой раньше. Также здесь лежат корни убеждения, что после 25 женщина уже «старая» и не сможет выйти замуж, женские трудности действительно начинаются где-то в этом возрастном промежутке. Мужская активность здесь самая высокая, но количество этих активных мужчин уже не такое большое. Мужчины начинают вынужденно присматриваться к любым вариантам, в том числе и для «легких романов», поэтому в их группу поисков попадают также женщины значительно старшего возраста, но не утратившие внешней привлекательности, так как ровесниц и девушек помладше привлечь очень сложно. Отсюда берется убеждение взрослых женщин о том, что молодые люди иногда предпочитают постарше, тогда как в действительности они просто ищут посговорчивее.
— 31-35 лет. Взрослая жизнь. Процент состоящих в браке практически выравнивается: 69,9% замужних и 69,0% женатых**. На брачном рынке затишье. Начинается «вторая брачная жизнь», многие разочаровываются в выбранном партнере и подыскивают себе приключений на стороне. Найти адекватного и не состоящего в отношениях человека любого пола становится заметно проблематично. Ранняя мужская смертность заявляет о себе, и общее соотношение мужчин и женщин в этой возрастной группе наконец-то выравнивается (до этого возраста мужчин было больше). Небольшой избыток мужчин на брачном рынке все еще наблюдается, но уже не представляет ощутимых проблем, мужчины становятся менее активны и все больше увлекаются работой. Скорее всего это самый гармоничный возрастной промежуток на брачном рынке, но он омрачается малым количеством достойных участников. Женщины и мужчины все больше начинают чувствовать себя на равных.
— 36-40 лет. Зрелый возраст. Парность продолжает набирать обороты, уже 70,2% женщин и 74,5% мужчин** состоят в браке. Впервые начинает ощущаться дефицит мужчин, на брачном рынке появляются «лишние» женщины. Из-за российской специфики — это в основном матери-одиночки. У вышедших на поиски женщин появляются первые трудности, они впервые сталкиваются с конкуренцией за мужчин. На рынке начинают появляться психологически состоявшиеся женщины со сформировавшимся пассивно-потребительским отношением к мужчинам. Такие женщины первыми оказываются невостребованными в условиях брачного рынка, отказываясь понимать что условия изменились и не желающие осознавать свою текущую цену. Начинаются мысли о нехватке достойных мужчин и мысли о том что мужчины обмельчали. В головах все еще преобладают отзвуки прошлого, где они королевы, но каждый раз из-под носа у таких «уводят» очередного мужчину более бойкие женщины. Начинаются мысли о том, что не уважающие себя женщины набивают цену пассивным мужчинам. Мужская активность все еще достаточно высокая, но уже отчетливо наблюдается психологическая дифференциация, когда хорошо видны мужчины, которые никому не нравятся, и желанные мужчины. На данном этапе, большую активность приходится проявлять только первым, отсюда и взгляды что мужчины вроде и есть, но стали какими-то совсем никчемными. И надо только подождать принца.
— 41-45 лет. Шаг во вторую половину жизни. Положение женщин все больше усугубляется. Мужчины начинают активно умирать и активно переставать интересоваться противоположным полом, все больше уходя в профессию и увлечения. Дифференциация мужчин все более заметна, уже достаточно четкая линия отделяет харизматичных и интересных с порохом в пороховницах от инертных «продавливателей диванов», чисто физически уже не интересующихся ни противоположным полом, ни вообще чем-либо. 69,4% женщин замужем, 77,8% мужчин женаты**. Мужчины «с порохом» нагнетают конкуренции за женщин скорее в более молодых возрастных группах. Многие женщины из-за невостребованности, обиды и отсутствия увлечений начинают превращаться в баб. Количество «лишних» женщин, по сравнению с предыдущей возрастной группой, практически удваивается. Конкуренция за свободного мужчину примерно такая же, как и за свободную девушку в возрастном промежутке 21-25 лет. Активность мужчин оценить уже сложно, скорее всего именно здесь она приблизительно сравнивается с женской активностью.
— 46-50 лет. Новая жизнь. Жизнь продолжается, появляются новые краски и увлечения, но брачная жизнь постепенно катится к своему закату. Брачный рынок сам по себе здесь уже очень странный, очень редко кто ищет на этом этапе что-либо. Здесь начинается очень низкая брачная подвижность и очень крепкие пары. 68,5% женщин и 79,9% мужчин** находятся в браке. Начинаются шутки про кладбище, здоровье напоминает о себе очень громко. Уже немногие продолжают представлять сексуальный интерес как друг для друга, так и для более молодого поколения, и оставшихся «в строю» женщин ощутимо больше, чем таковых мужчин. Конкуренция за еще представляющих из себя что-либо мужчин продолжает расти. Все больше рассматриваются платонические отношения и экономическое сотрудничество, нежели любовные приключения. Женщинам уже очень сложно отыскать себе подходящую пару, рог изобилия различных предложений от мужчин практически иссякает.
— 50 лет и более. Закат брачной активности. Количество замужних женщин начинает лавинообразно снижаться из-за мужской сверхсмертности с 67% до 20% (70 и более лет), количество женатых мужчин остается на устойчивом уровне 80-83%**. Количественное соотношение на брачном рынке — от 2 до 2,5 женщин на 1 мужчину. Время крушения последних надежд, время полностью уйти в работу, родню и увлечения. Говорить об активности практически невозможно, здесь уже совершенно другие законы взаимодействия. На этом этапе возрастное рассмотрение структуры брачного рынка заканчивается.
Это общая ситуация по стране, общая ситуация в обществе, средняя температура по больнице, она никак не влияет на любого конкретного человека и на положение его дел. Возникает вопрос, а зачем тогда вообще все это нужно знать и как все это можно использовать себе во благо? Ведь любая теория в конечном счете должна быть как-то применима на практике и приносить людям пользу. Вся суть изучения законов брачного рынка в следующем: нужна она для того чтобы понимать какие условия и как влияют на вашу популярность и на ваш успех в любовных делах. Лучшим уроком, который можно вынести из этой статьи, будет умение понимать, в каких рыночных условиях вы находитесь в том или ином месте. Понимать как количество, соотношение и активность участников влияют на ваши успехи, на вероятность нахождения второй половинки. Пытаться избегать мест с искусственно заниженными в худшую для себя сторону показателями и ища места с искусственно завышенными. Не искать там, где на вас нет спроса, не надо добиваться благосклонности у единственной женщины на корабле. Искать места желательно с преобладанием противоположного пола, но не состоящие только из него. Также нужно понять, что не всегда конкретный человек плох сам собой, да так что у него ничего не складывается на личном фронте, очень часто он просто оказывается в крайне неблагоприятных рыночных условиях, и при их изменении тут же вылетит из рядов одиноких.
Брачный рынок — это еще один шаг к комплексному пониманию вопроса любви, изучение общего взаимодействия мужчин и женщин, находящихся в одной группе.
* Российская специфика — это ранняя брачность, ранний возраст рождения детей, большой процент матерей-одиночек, мужская сверхсмертность, большое количество не равных по возрасту браков, быстрое старение и неважная ситуация со здравоохранением.
**В процентных показателях использовались данные всероссийской переписи населения 2010 года. Цифры показывают официальную брачность на момент 2010 года, в статье считаются условными, но все же хорошо отражающими общую картину, которая вряд ли существенно меняется с течением времени.