Что такое буква что такое звук для дошкольников
Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:
Публикация «Конспект занятия «Звуки [З], [З’]; [З] — [З’]. Буква. » Звуки [З], [З’]; [З] — [З’]. Буква З Коррекционно-развивающие задачи. 1. Учить ребенка сравнивать слова по звуко-слоговому составу. 2. Научить правильно произносить звуки [З] и [З’], дифференцировать их на слух и в произношении. 3. Закреплять навыки звуко-слогового анализа слов.
Конспект занятия: «Звук [л] и буква Л» Ход занятия. 1. На места садятся дети, которые повторят сочетания слогов (споют песенки): ла-ла-ля, ля-ла-ля, ли-ли-лы, лы-ли-лы, лё-лё-ло, ло-лё-ло, лю-лу-лю и т.п. 2. Сегодня к нам прилетели вот такие птицы. Выставляются картинки птиц. Назовите их. (Ласточка и лебедь. Какой.
Конспект логопедического занятия по подготовке к грамоте детей старшего дошкольного возраста «Буквы и звуки [а]-[о]-[у]-[и]» Цель: закрепление полученных знаний о гласных звуках и буквах А, О, У, И. Задачи: 1.Коррекционно- образовательные: • Учить различать гласные звуки. • Учить определять место звука в словах. • Закрепить понятие «гласный звук» 2.Коррекционно-развивающие: • развивать общую, мелкую.
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме «Звуки [н], [м] и буквы Н, М» Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме: «Звуки и буквы Н-М». Цель: формирование у детей правильного звукопроизношения, обучение элементам грамоты. Задачи: коррекционно-образовательные: — учить детей дифференцировать Н – М на слух, в устной речи и на.
«Знакомство со звуками и буквами». Занятие с детьми дошкольного возраста по подготовке к школе
Цель занятия: Познакомить детей с понятиями “звуки речи”, “буква”, дифференцировать понятия – “звук” и “буква”.
1. ОРГМОМЕНТ
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Т.И. А вас?
Вы знаете, зачем вы сюда пришли? Чем мы будем заниматься?
2. ХОД ЗАНЯТИЯ:
Но кто это нам мешает? Это мои игрушки: лисенок, ежонок. А у них есть знакомая мудрая сова, которая всегда сообщает им много интересного. Но что случилось?
Ежик и лисенок решили рассказать вам сказку о планете звуков и букв. А вы знаете, что такое звуки речи и буквы?
Послушаем их сказку? Узнаем, какие бывают звуки и буквы. Придется совершить космическое путешествие.
Нам понадобиться транспорт, – какой?
3. ЗВУКИ.
МОЖЕМ ОТПРАВЛЯТЬСЯ, ЗАКРОЙТЕ ГЛАЗА – (появляется космическое пространство с планетами.)
Планета звуков невидимая и очень большая. Она окружает нас повсюду, потому что звуки есть везде, но их нельзя увидеть. Их можно услышать и произнести.
Закройте глаза – что вы слышите? Аудио запись.
Как работает наша ракета? Вы правы, мы слышим это. А это значит, что мы уже приближаемся к планете звуков.
Мы пролетаем созвездие Льва – как он с нами здоровается?
Большая и малая медведицы?
Это звуки, которые издают животные, а люди произносят звуки речи. Из звуков речи состоят слова. И мы прекрасно понимаем друг друга.
4. ФИЗМИНУТКА
5. ЗВУКИ ГЛАСНЫЕ
Какие же они звуки речи?
6. ЗВУКИ СОГЛАСНЫЕ
Посильней ты их раздуй.
На горячее подуй. (Щеки)
Всегда он в работе,
Когда мы говорим,
А отдыхает, когда мы спим. (Язык)
Да, эти звуки мы произносим с помощью губ, зубов и языка. Солнышко сказало им: “Негоже вам так жить. Гласные дружные и веселые. Вам надо с ними подружиться и стать опять счастливыми.
— Согласны? – улыбнулось солнышко. – Согласны. Согласны! – хором ответили звуки, которые так и назвали со-гласные. Теперь гласные и согласные станут опять жить в мире, дружбе и со-гла-сии.
7. БУКВЫ
Затем звуки – невидимки – мы же их только произносим и слышим, захотели показать себя. Тогда они стали надевать красивые костюмчики и так появились буквы, которые мы пишем, видим и читаем.
Звуки мы произносим и видим, а буквы пишем и читаем.
Обведите буквы, которые вы знаете. (Обводим буквы.)
У вас получилась очень красивая планета. И мне хочется поблагодарить вас помощь и внимание.
«Что такое звук?» Конспект занятия по обучению грамоте
елена рачкова
«Что такое звук?» Конспект занятия по обучению грамоте
Что такое звук.
Цель: Формировать представление о звуках. Развивать слуховое внимание, память.
Ребята, я хотела пригласить вас, отправимся в увлекательное путешествие – в мир звуков. Разобраться с понятие звук, подумать какие есть звуки и для чего они нужны. Но пока я ходила за вами, к нам в гости пришли наши знакомые из сказки «3 поросёнка», может быть, они нам помогут понять, что такое звук и какие звуки бывают. Но прежде чем, к ним подойти давайте вспомним сказку и разомнём язычок. Я буду говорить, и показывать, а вы повторяйте за мной
Волк и три поросенка
Каждое утро Наф-Наф чистил зубы. («Почистим зубки».)
Обходил вокруг дома. (Круговые движения языка.)
Белил потолки. («Маляр».)
Строил мостики, забивал гвозди. («Грибок», «цоканье».)
А его глупые братья сдували одуванчики. (Выработка плавной, длительной, непрерывной воздушной струи.)
Поросята испугались и побежали к брату. («Цоканье».)
Зашипел кипяток в котле, обжег Волка. (Ш-ш-ш-ш-ш.)
Мы, знаем, что поросята жили в разных домиках. Я слышу, что из каждого домика доносятся звуки, предлагаю подойти и послушать.
Игра «Угадай, что звучит»
1 домик – музыкальные звуки (барабан, колокольчик, погремушка).
2 домик – бытовые звуки (шуршащий пакет, смятая бумага, льющаяся вода).
3домик – звуки природы (ветер, дождь, пение птиц, голоса животных).
Игра «Кто как кричит»
А вы, дети, какие ещё звуки знаете? (голоса животных).
Что такое звук? (всё то, что мы слышим).
А когда мы ничего не слышим – это как называется? (тишина).
Отлежал себе бочок.
Вот он встал и потянулся,
Вправо, влево повернулся,
Игра «Найди такой же звук»
Ребята, в коробочке живут звуки и у каждого звука есть сестрёнка, но они потерялись, поможем им встретиться?
Всё, что нас окружает, издаёт звуки и человек произносит звуки, например, когда человек удивляется и произносит – о-о-о.
— мама укачивает ребёнка – а-а-а.
Скажите, с помощью чего мы произносим звуки (язык, рот, зубы).
А с помощью чего мы слышим звуки (уши).
Что бы нам слышать хорошо и произносить правильно звуки надо ушки наши беречь, вы знаете как? (Не кричать в ухо, не пихать туда мелкие предметы, защищать от холода).
А сейчас я предлагаю лечь на палас и послушать спокойную музыку для того, чтобы ушки, глазки немного отдохнули (музыка для релаксации).
Встаём, прощаемся с поросятами и уходим, договариваясь по пути послушать какие звуки вокруг нас.
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию фонематического слуха «Звуки [А] и [О]» Занятие: Звуки «А» и «О». Цели. Учить детей чётко произносить звуки «а» и «о», выделять звуки в словах, закреплять понятие гласный звук,.
Занятие по обучению грамоте в средней группе «Звук и буква А» для детей с общим недоразвитием речи Звук и буква А. Программное содержание. • Коррекционно-образовательные задачи: познакомить детей с понятием «звук», «буква». Закрепить.
Конспект НОД в старшей группе по обучению грамоте «Что такое звук»
Елена Гашенко
Конспект НОД в старшей группе по обучению грамоте «Что такое звук»
Цель: формирование представления о звуках и развитие слухового внимания и памяти.
Ход НОД
— Ребята, я хотела пригласить вас, отправимся в увлекательное путешествие – в мир звуков. Разобраться с понятие звук, подумать какие есть звуки и для чего они нужны. Но пока я ходила за вами, к нам в гости пришли наши знакомые из сказки «3 поросёнка», может быть, они нам помогут понять, что такое звук и какие звуки бывают. Но прежде чем, к ним подойти давайте вспомним сказку и разомнём язычок. Я буду говорить, и показывать, а вы повторяйте за мной
Волк и три поросенка.
Каждое утро Наф-Наф чистил зубы. («Почистим зубки».)
Обходил вокруг дома. (Круговые движения языка.)
Белил потолки. («Маляр».)
Строил мостики, забивал гвозди. («Грибок», «цоканье».)
А его глупые братья сдували одуванчики. (Выработка плавной, длительной, непрерывной воздушной струи.)
Поросята испугались и побежали к брату. («Цоканье».)
Зашипел кипяток в котле, обжег Волка. (Ш-ш-ш-ш-ш.)
Мы, знаем, что поросята жили в разных домиках. Я слышу, что из каждого домика доносятся звуки, предлагаю подойти и послушать.
Игра «Угадай, что звучит»
Игра «Кто как кричит»
Отлежал себе бочок.
Вот он встал и потянулся,
Вправо, влево повернулся,
Игра «Найди такой же звук»
Ребята, в коробочке живут звуки и у каждого звука есть сестрёнка, но они потерялись, поможем им встретиться?
Всё, что нас окружает, издаёт звуки и человек произносит звуки, например, когда человек удивляется и произносит – о-о-о.
— мама укачивает ребёнка – а-а-а.
Встаём, прощаемся с поросятами и уходим, договариваясь по пути послушать какие звуки вокруг нас.
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Т] и буква «Т» Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Звук и буква Т. т». Занятие: «Путешествие в страну Всезнайкино». Цель.
Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [Л], [Л`], буква Л» Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук Л (Л)`, буква Л» [Задачи: Ознакомление с буквой Л. Буква Л и.
Конспект занятия по обучению грамоте для детей с ОНР в старшей группе «Звук [п]» (урок 2) ЦЕЛИ Знакомство с глухим согласным звуком П. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо: • Добиваться четкой.
Конспект второго занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Звук [К]» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо: 1. Добиваться четкой артикуляции изучаемого звука. 2. Учить.
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Звук [п]» ЦЕЛЬ: Знакомство с глухим согласным звуком П. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо: • познакомить детей.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]» Цель: закрепить понятие о букве Е Задачи: познакомить детей с буквой Е, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный.
Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группе
Ольга Османова
Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группе
Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте.
Задачи:Образовательные: Совершенствовать навыки звукового анализа слов; определять гласные, согласные (мягкий, твердый, место звука в слове, делить слова на слоги, определяя количество слогов, уточнять понятия «звук» и «буква«. Совершенствовать технику осознанного чтения слов и предложений, обогащать словарный запас детей.
Развивающие: Развивать фонематический слух, зрительное восприятие, мышление, память, развивать умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом.
Воспитательные: Создать хорошее настроение; воспитывать чувство товарищества, желание и умение работать в коллективе; поощрять активность и самостоятельность.
Словарная работа: Звук, слог, буква, слово, предложение.
Демонстрационный материал: Плакат с алфавитом, картинка с иллюстрацией «Зима», буквы для составления коротких слов С,О, Л,Н, мяч.
Раздаточный материал: Картинки-пары, предметные картинки (домики) для определения количества слогов, картинки для определения предмета, простой карандаш, картинки и буквы Я, В для составления предложения «Я иду в школу»
Предварительная работа: Заучивание стихов, отгадывание загадок, знакомство с буквами и звуками, с иллюстрациями по теме, игры на развитие фонематического слуха.
Виды деятельности: игровая, речевая, познавательная, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.
Образовательные области: Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.
Ход занятия:
Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться:
Доброе утро! Доброе утро! Солнцу и птицам.
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро продлится до вечера.
Воспитатель- Ребята, давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Пусть ваши улыбки будут с нами на протяжении всего занятия. Вы многому научились в детском саду, скоро пойдете в школу, и сейчас мы проверим ваши знания и умения. Давайте повторим с вами правило речи:
Каждый день всегда, везде
На занятиях, в игре
Верно, чётко говорим
Никуда мы не спешим.
1. Воспитатель- Напомните, что вы изучаете на занятиях по обучению грамоте?
Дети- Мы изучаем звуки и буквы
Воспитатель- Чем отличаются звуки от букв?
Дети- Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем.
Тридцать три сестрички
Если знаешь их секрет,
То на всё найдёшь ответ.
Дети-Буквы
Воспитатель- На доске на плакате написаны буквы, давайте их назовем.
Воспитатель- Какие две группы у нас получились?
Дети- Гласные и согласные.
Воспитатель- Как произносятся гласные звуки?
Дети- Поются, не встречают преграду при произношении, образуют слог.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не жалеют свистеть и ворчать.
Воспитатель- Как произносятся согласные звуки?
Дети- Не поются, встречают преграду при произношении, не образуют слоги.
А согласные согласны шелестеть, шептать, шипеть,
Но не хочется им петь.
2. Игра на развитие мелкой моторики рук «Составь короткое слово»
Воспитатель- Я приготовила для вас необычные кружочки, что вы на них видите?
Дети- Буквы.
Воспитатель- Необходимо из имеющих букв составить как можно слов
Много с буквами хлопот уж, такой они народ,
Но когда с умом толково их построить в четкий ряд,
Превратятся буквы в слово и с тобой заговорят.
Воспитатель- СОН, СЛОН, НОС. Что вы можете сказать про эти слова, какие они?
Воспитатель- Назовите еще короткие слова.
Дети- Кот, дом, сыр, лес, мир, кит.
Воспитатель- Какие еще бывают слова?
Воспитатель- Назовите длинные слова.
Дети- Велосипед, фотоаппарат, экскаватор, президент, библиотека
3.Чтение скороговорки: «Зимним утром от мороза на заре звенят березы»
Воспитатель- Какой звук очень часто встречается в этой скороговорке?
Дети- Звук «З»
Воспитатель- Сейчас я буду произносить слова, а вы должны определить место звука «З»в слове: в начале, в середине или в конце слова. (Зима, корзинка, азбука, поезд, береза, заря, незабудки, мороз, ваза, золото, арбуз, кругозор, звезда)
4. Звукобуквенный анализ слова Зима.
Воспитатель-Ребята, какое сейчас время года? (показ картины)
Ребята выкладывают из магнитных букв на доске слово- «Зима».
Сколько букв в слове «Зима»? (4 буквы)
А сколько звуков в слове «Зима» (тоже 4)
Сколько согласных звуков в слове «Зима» (2 согласных звука)
Назовите их. (Звуки З, М)
Сколько гласных звука в слове «Зима» (2 гласных звука)
Какие это звуки? (И, А)
Сколько слогов в слове «Зима» (Два)
З- согласная, звонкая, мягкая.
И- гласная, безударная.
М- согласная, твердая, звонкая.
Вспомним правило: «Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов»
5. Музыкальная физкультминутка «Найди пару»
Воспитатель- Посмотрите, сколько снежинок. Возьмите по одной снежинке.
А снежинки необычные, с картинками на обратной стороне. Внимательно посмотрите, что нарисовано на вашей картинке и картинке соседа, и подумайте, с какого звука начинается данное слово. А сейчас мы потанцуем с снежинками под музыку, но как только музыка закончится, вы должны найти себе ту пару, у которой название картинки начинается с того же звука, что и у вас. Держите картинки так, чтобы их было видно. (дети под музыку танцуют с снежинками;пары: арбуз-апельсин, улитка-утюг, орех – огурец, чайник-часы, книга-карандаш, ананас-автобус, мяч-морковь, сова-слон) Какой звук объединяет вашу пару? Почему? (Воспитатель отмечает детей, которые первые и правильно выполнили задание)
Работа с раздаточным материалом
В школу осенью пойду, там друзей себе найду,
Научусь писать, читать, быстро правильно считать.
Я таким ученым буду! Но свой садик не забуду!
6. Задание на внимание «Определи время года и соедини стрелками подходящие картинки»
7. Задание «Рассели животных»
8. Задание «Определи и напиши название предмета»
Гимнастика для глаз:
В нашем садике, как в сказке (моргают глазками)
Все ребята лечат глазки.
На носу очки сидят вовсе не простые, (посмотреть на носик)
А волшебные очки, очень озорные!
Через них,смотря вокруг, (круговые движения)
Узнаешь, что это жук!
А вот сороконожка, гуляет по дорожке!
Там бабочка порхает, (посмотреть налево)
Цветочек расцветает, (посмотреть направо)
Плывут по небу облака, (посмотреть наверх)
Листва колышется слегка! (посмотреть вниз)
9. Задание «Составь предложение из букв и картинок«
Воспитатель- Отгадайте загадку:
Оно может быть тихим,
Оно может быть громким,
Оно может быть ласковым,
Оно может рассмешить,
Его можно взять и написать
Воспитатель- Верно. Что получается из слов, которые собираются вместе?
Воспитатель- Наша речь состоит из предложений. Чтобы правильно и красиво говорить, мы подбираем слова по смыслу друг к другу и у нас получаются предложения. Сейчас составьте из букв и картинок предложение «Я иду в школу»
Какой знак ставится в конце предложения?
Воспитатель- А сейчас немножко поиграем.
10. Игра с мячом «Подскажи словечко»
Дети- Машина, мама, малыш, масло, матрас, мыло, мышь, нора, нос, носки, шарик, шашки, лимон, липа, лиса, муха, мусор.
Рефлексия. Ребята, я рада за вас вы выполнили все задания, которые я вам приготовила. Вы показали свои умения, знания, проявили смекалку.
Как хорошо быть грамотным на свете,
Все знать и много так читать
Ведь грамота- ступенька к свету,
Которую не нужно пропускать
В знак благодарности за отличные знания я приобрела прописи, которые вам дарю.
Конспект итоговой НОД по развитию речи и обучению грамоте «Весенние приключения» в подготовительной группе Цели: Обобщить и систематизировать Знания детей по теме «Весна». Закрепить речевые достижения, достижения в развитии основных психических.
Конспект открытого занятия «Гласные звуки и буквы» Конспект открытого занятия на тему «Гласные звуки и буквы»Цель:1. Развивать зрительное и слуховое внимание и память. 2. Обобщение знаний.
Конспект открытого занятия по обучению грамоте «В поисках Азбуки» в подготовительной группе Конспект открытого занятия по развитию речи (обучение грамоте) «В поисках Азбуки» в подготовительной группе Цель: Закрепить усвоенные детьми.
Конспект по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе «Звуки [У], [А], [О]» ЦЕЛЬ: Формирование умения различать звуки на примере гласных звуков А, У, О. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [В]-[В’]. Буква В» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки В — Вь. Буква В» Образовательные задачи. Ознакомление со звуками.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ж], буквы Ж, ж» В декабре провела для своих родителей «День открытых дверей. Посетили они фронтальное занятие и индивидуальные занятия. Провела занятие обычное,.