Что такое буквосочетание в русском языке 2 класс правило
Русский язык. 1 класс
Конспект урока
Тема: Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
Слово, буквосочетания, правописание, шипящие звуки.
Урок посвящен изучению слов русского языка. Учащиеся научатся узнавать слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Научатся правописанию буквосочетаний в словах, познакомятся с исключениями.
Основное содержание урока
Жираф, шило, чаща, чашка, чучело, щука
Разбор типового тренировочного задания
Слова с буквосочетаниями жи-ши, чу-щу, ча-ща
Слова с исключениями
Слова с буквосочетаниями жи-ши, чу-щу, ча-ща
Слова с исключениями
2) Выберите один правильный вариант ответа:
Выберите один правильный вариант ответа:
В каком из вариантов везде пишется буква «и»?
Что такое буквосочетание в русском языке? Какие примеры есть?
Все слова в русском языке состоят из буквосочетаний. Внимание обращается на некоторые из них. особенно те, которые нужно запомнить, на которые есть правила.
Например: ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН,ЧТ, ЩТ, НЧ.
Слова с сочетаниями согласных ск, ст, зг, зд. В этих буквосочетаниях первый согласный обычно является непроверямым.
Примеры буквосочетаний и правила их правописания дети начинают изучать фактически с 1 класса.
Наиболее известные примеры:
Здесь нужно просто запомнить правило.
В некоторых случаях используются более сложные правила употребления того или иного буквосочетания. Например, «Инк»/»Енк» в суффиксах.
К ним относятся Жи-Ши; Ча-Ща» Чу-Щу.
Примеры слов: чудаки, чашка, щука, чужой, лыжи, снежинки, чучело, чужестранец, роща.
Не стоит забывать и про другие сочетания букв, в словах мы слышим мягкую согласную, но мягкий знак не пишем.
Примеры слов: дочка, девочка, дудочка, сборщик, сварщик, коричневый
Примеры буквосочетаний, в отношении которых мы можем заострять внимание: чн, чк, щн, чт, нч. Так, нужно запомнить, что между этими буквами не может быть мягкого знака (а он может там казаться, так как «ч» и «щ» всегда мягкие, а буквосочетание «нч» тоже относится к этому коварному ряду).
Приведем также примеры слов с указанными буквосочетаниями: печник, кочка, помощник, почта, пончик.
С термином «буквосочетание» дети знакомятся еще в начальной школе. Что определиться со значением этом слова для этого давайте рассмотрим простейшие примеры в русском языке.
Для начала дадим определение что такое «Буквосочетание».
Примеры могут быть такие: Жи-Ши, Ча- Ща, Чу-Щу.
Если это жи-ши, то подойдут такие слова: кувшин, моржи, лыжи, чижи.
Если мы берем ча-ща, то слова можно подобрать такие, как: дача, чаща, роща, удача.
Если это чу-щу, то подойдут такие слова: чудо, щука.
Также есть более сложные буквосочетания:
В фонетической системе русского языка часто встречается набор определенных букв, которые произносятся и слышатся при чтении как единый звук. Это свойство графических знаков в русском алфавите называется буквосочетанием. Из буквосочетаний состоят все слова в русском языке. Некоторые из них следует запомнить, для их использования имеются правила.
Буквосочетания: ча/ща ( частота,прощаться); жи/ши (душистый, жилище); чу/щу(чудо, щука).
Даже уже по самому слову понятно, что это сочетание букв (буквосочетание). Эти буквы читаются как один звук. Все это принадлежит к фонетике нашего русского языка. Из сочетаний букв состоят слова. Есть сложные буквосочетания, а есть полегче.
Примеры распространенных буквосочетаний:
Значение понятия буквосочетание скрыто даже в самом его названии, то есть пишем несколько букв, а слышим как будто бы всего один звук. Написание большиства сочетаний выделяются в правила русского языка, которые детям нужно выучить чтобы не допускать ошибки. Этот раздел русского языка относится к фонетическому, изучается уже с первого класса, а затем и в остальных ступенях школьного звена. Примеры очень хорошо видно в таблице
В русском языке очень много буквосочетания, они состоят из нескольких букв, но при этом читаются, как один звук.
Есть в русском языке и другие буквосочетания.
Такие буквосочетания, как «чн» или «чк» необходимо писать без мягкого знака.
Примеры буквосочетаний в словах: точка, ночка, вечный.
Прежде чем писать слово, целесообразно посмотреть его морфемный состав, чтобы определить, кто есть кто или что есть что. Такой подход, на мой взгляд, в орфографии сразу проясняет проблему в написании многих слов.
А раз так, то никакого твердого знака в написании данного слова не требуется, если вспомнить орфографическое правило написания Ъ после русских приставок, заканчивающихся на согласный, перед корнем слов, начинающихся с букв е,ё, ю, я, как, например, вот в этих словах:
предъюбилейный
взъерошенный
отъём
подъязычный
Слово ВЛЮБЛЕННЫЙ и образовано от глагола влюбиться, а этот глагол имеет такие родственные слова, как
любить, полюбить, недолюбить, разлюбить, любовь, любитель, любительница, любительский, по-любительски,
у которых корень ЛЮБ-.
Как правило, корень в родственных словах одинаков.
Но в русском языке есть и исключения, когда в словах происходит чередование звуков.
Вот такое чередование наблюдается и в слове ВЛЮБЛЕННЫЙ, а также в других родственных словах,
например, в влюбляться, недолюбливать, влюбленность.
Такое чередование звуков Б-БЛ сложилось в языке исторически.
Такие чередования необходимо запоминать, чтобы уметь правильно выделить в родственных словах их корень.
В слове любовь корень люб-, а в слове влюбленный корень ЛЮБЛ-.
Приведу еще несколько примеров таких чередований в корнях родственных слов.
Пишется раздельно устойчивое сочетание иметь в виду. Например: Я имел в виду дорогу, ведущую в сад.
А предлог ввиду пишется слитно. Имеет этот предлог причинной значение. Ввиду усталости он решил доклад сделать завтра.
Расширенный ответ смотрите здесь(это сам изначальный вопрос, там я дала более исчерпывающий ответ)
Создал этот муляж голландский ученый Густав фон Кёнигсвальд,(годы жизни 1902-1982) Черно-белая фотография его, а вот цветная. не знаю, её часто используют в статьях, НО ЭТО МУЛЯЖ.
Урок русского языка на тему «Правописание буквосочетаний» (2 класс)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
20.12.2012 Русский язык
Тема: Правописание буквосочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Цель: создание условий для запоминания правила написаний буквосочетаний
ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.
Предметные – способствовать повторению и закреплению навыка правописания сочетаний ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.
Регулятивные – принимать учебную задачу урока, учитывать выделенные учителем ориентиры действия; осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.
Познавательные – обще учебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Личностные УУД: содействовать формированию положительного отношения к учебной деятельности, формировать представление о здоровье сберегающем поведении.
Мотивация к учебной деятельности.
Прозвенел для нас звонок –
К нам без опоздания приходи старание.
Помоги нам потрудиться,
Мы пришли сюда учиться.
— К нам на урок пришли гости, которым мы всегда рады. Повернитесь, улыбнитесь и тихонечко садитесь.
-Запишите число, классная работа. (презентация)
-Определите, какие правила правописания встретились в словах.
Снеж…нка, пуш…нка, ч…с, рощ…, ч…до, щ…ка. (презентация)
-Вставьте пропущенные буквы.
(Снежинка опасное место – буквосочетание жи. Применяю правило жи – ши пиши с буквой и, пишу в слове снежинка букву и).
-Запомните слова.Попытайтесь записать слова без ошибок по памяти.
-Сколько слов вы вспомнили и записали?
-Проверьте их ещё раз по образцу.
Снежинка, пушинка, час, роща, чудо, щука. (презентация)
-Сформулируйте тему нашего урока.
-Исходя из темы, скажите, чем мы сегодня будем заниматься.
-Используйте слова помощники:
Повторять (правила о правописании сочетаний жи- ши, ча- ща, чу – щу)
Закреплять ( умение писать слова с сочетаниями жи- ши, ча- ща, чу – щу)
-Цель нашего урока формировать практические навыки правописания буквосочетаний.
-Какое правило нам поможет достичь цели урока?
Жи и ши – такие слоги,
Что всегда к ребятам строги.
Только с и всегда пиши!
Упражнение в чистописании.
-Что вы о нём знаете? (Согласный, звонкий, твёрдый, парный)
-Какой буквой обозначен этот звук на письме?
-В каких словах количество букв не соответствует количеству звуков? (Жизнь, ежи)
-Какие слова нельзя перенести? (жизнь, ежи, ужин)
-Составьте и запишите предложение. (на доске)
Зелёная, спряталась, ёлочка, под, снежком, пушистым.
Зелёная ёлочка спряталась под пушистым снежком.
-Подчеркните основу предложения.
Декабрь, мороз, коньки, снегирь, одежда, пальто, ветер, погода.
-Что объединяет слова?
Работа по учебнику с.14 Упр. № 23.
-Прочитайте 3 загадку. Объясните написание слов с пропущенными буквами. Спишите загадку подчёркивая буквосочетания.
— Отгадайте загадку. Какие звуки помогают нам услышать порывы и завывание ветра, кружение снега?
Прослушивание звуков метели.
Работа с толковым словарём.
М е тель в слове 2 слога, ударение падает на 2 слог на гласную букву е, безударная непроверяемая е в 1 слоге)
-Запишите слово 3 раза.
Работа по теме урока.
-На дом вы получили задание.
–Найти правописаниесочетаний жи – ши, ча – ща,чу – щу.
1 ряд –в словаре однокоренных слов (с. 139) Час, часок, часик, часовой, часы
2 ряд – в словаре синонимов (с.140) Машина, мчаться, прощай, угощать, чуткий
3 ряд – в словаре антонимов (с.141) Молчать, запрещать, начало, широкий
-Как по другому называются однокоренные слова? (родственные)
Спишите однокоренные словас.139. Выделите корень.
Зашуршали камыши:
“Только с И пишите ШИ!”
Им ответили ежи:
“Только с И пишите ЖИ!”
Плавником бьёт чудо-щука:
“Буква У нужна, а ну-ка!”
И шумит лесная чаща:
“Ты стихи читай почаще,
Там волшебные слова:
ЧА и ЩА пишите с А!”
Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведём глазами дружно.
Ну а дальше – БУДЬ ЗДОРОВ!
-Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг прогрызли мышки.
Из слова буквы откусили
К себе в норку утащили.
Что же делать? Как же быть?
Буквы нужно возвратить!
(Чижи, туча, мыши, щука, крыши, часы, роща, лужи, чулок)
Игра «Найди ошибки». (попробовать написать на доске)
Текст написан с ошибками. Найдите их и исправьте. Объясните правильное написание слов. Спишите текст. Подчеркните орфограммы.
Земой птицы галадают. коля повесил в соду кармушки. прилители птичьки. теперь они сыты.
-Из записанных слов выбрать и записать слова с изученными буквосочетаниями:
Чудо, туча, шишка, трещу, чаща, чулок, чай, жир, шина, лыжи, щавель, щурята, моржи, угощай, молчу, чищу.
-Возьмите карточки. Выберите уровень сложности:
Запиши, одним словом.
Зимой летят с неба. __________________________
Человек долго смеётся, и тогда говорят, что ему в рот попала ____________________________
Катаются с горы зимой на длинных палках на ногах __________________________
Часть колеса машины __________________________
Чайная пара: блюдце и _________________________
Вставьте подходящие по смыслу слова.
______________________ в лесу. В воздухе кружатся __________________________. Птицы больше не ______________________. ________________ тучи.
Слова для справок: кричат, тишина, снежинки, мчатся.
Вставь пропущенние орфограммы «жи-ши, ча-ща, чу-щу».
Тре___т морозы. В лесу ти____на. Только дятлы сту___т по стволам. Они и____т пи____ под корой. Дятлы любят долбить ____шки. Там они и____т вкусные семена.
Проверка по одному человеку.
Итог урока. Рефлексия.
-Над чем мы с вами сегодня работали на уроке?
(По образцу из дневника)
-Какие правила мы должны знать, чтобы правильно написать гласную букву после шипящих ж, ш, ч, щ?
В сочетаниях жи –ши
Только ивсегда пиши!
В сочетаниях ча – ща
Пишем только букву а.
В сочетаниях чу – щу
-Оцените свою работу с помощью ёлки.
-Ребята, посмотрите на ёлку. Сколько жёлтых шариков на ней появилось. Вы хорошо поработали.
С. 15, составить орфографический словарик слов с каждым буквосочетанием.
Правила к учебнику Русский язык 2 класс Школа России
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Речь, которую мы слышим и произносим, называют УСТНОЙ.
ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ – это речь, написанная буквами и другими знаками. Письменная речь – это такая речь, которую мы читаем и пишем.
ДИАЛОГ – это речь (разговор) двух или нескольких лиц.
В письменной речи слова каждого участника разговора пишутся с красной строки, перед ними ставится тире.
МОНОЛОГ – речь одного лица обращенная к слушателям или самому себе (говорит 1 человек, другие слушают)
ТЕКСТ – это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу.
ТЕМА ТЕКСТА – это то, о ком или о чём говорится в тексте.
ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ текста – это то главное, о чём хотел сказать читателю автор.
НАЧАЛО текста как бы готовит читателя к чтению. В основной части говорится о том главном, о чём хотел сказать автор. Концовка завершает текст. Каждая часть текста пишется с красной строки.
1. Вступление (начало, завязка, зачин).
2. Основная (главная) часть.
3. Заключение (окончание, концовка, развязка).
ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны между собой по смыслу. В каждом предложении есть важное по смыслу слово, которое выражает главную мысль предложения.
Если в предложении спокойно сообщается о чём-либо, то в конце предложения ставится точка ( . ). Быстро пролетело лето.
Если предложение содержит вопрос, то в конце предложения ставится вопросительный знак ( ? ). Кто пишет книги для детей?
Если предложение произносится с сильным чувством (с радостью, огорчением, призывом), то в конце предложения ставится восклицательный знак ( ! ).
Не ломайте ветки деревьев и кустарников!
Когда слова объединяются в предложение, каждое из них становится одним из членов предложения. У каждого члена предложения своё назначение.
Главные члены предложения составляют основу предложения. В ней заключается главный смысл предложения.
ПОДЛЕЖАЩЕЕ – главный член предложения, который обозначает предмет речи (то, о чем говорится в предложении) отвечает на вопросы КТО? ЧТО? Подлежащее в предложении подчёркивается одной чертой.
Дети играют. Дождь льёт.
Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. Они составляют грамматическую основу предложения.
Предложения бывают распространённые и нераспространённые.
НЕРАСПРОСТРАНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ состоит только из главных членов предложения.
РАСПРОСТРАНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ состоит из главных и второстепенных членов.
СЛОВО И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
Слова, у которых имеется только одно лексическое значение, называются однозначными (берёза, ландыш).
Слова, имеющие несколько лексических значений, называются многозначными (звезда, язык, кисть).
ПРЯМОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА — это его основное лексическое значение
Слова, близкие или полностью совпадающие по значению, называются синонимами: родник и ключ, храбрый и смелый, работать и трудиться.
Слова, противоположные по значению, называются антонимами: большой – маленький, плакать – смеяться, день – ночь.
В русском языке есть слова – «родственники», родственные
Общая часть родственных слов называется корнем, поэтому родственные слова называются однокоренными.
Корень слова – это самая главная часть в слове. В ней заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА СЛОВ.
— Слова переносятся по слогам, например: кро-вать.
— Если в словах есть Ь или Ъ, то они остаются на строчке, например: паль-чик, подъ-езд, ко-лье.
— Если в словах есть Й, то при переносе она не отделяется от гласной, например: шай-ба, лей-ка, лей-ся.
— В словах с удвоенными согласными одна буква остаётся на строке, другая переносится, например: касс-са, ван-на.
— Нельзя переносить одну букву и слова с одной гласной, например: ест, пол, лаю, якорь.
— Не нарушать границу между приставкой и корнем, например: при-сказка, над-пись.
Алфавит – это буквы русского языка, расположенные в определённом порядке. Каждая буква имеет своё место, своё начертание и своё название.
Отличия гласного звука от согласного:
— Гласный звук состоит только из голоса;
— При произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно, без преград;
— Гласный звук образует слог.
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне
ПРОВЕРОЧНОЕ СЛОВО – это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук: ко ́ врик, стре ́ лы, стре ́ лка, пи ́ сьма.
Чтобы подобрать проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо:
А) или изменить форму слова (моря ʹ – мо ́ ре, у мо ́ ря);
так, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным.
В проверочном и проверяемом словах гласные в ударном и безударном слогах корня пишутся одинаково.
В русском языке есть слова, в которых написание буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне, проверить нельзя. Правописание таких слов надо либо запоминать, либо проверять по орфографическому словарю. Такие слова называются словарными.
Отличия согласного звука от гласного:
Согласный звук состоит из голоса и шума или только из шума;
При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (язык, губы, зубы);
Согласный звук образует слог только вместе с гласным.
Удвоенные согласные в слове – это орфограмма.
Написание удвоенных согласных в слове необходимо проверять по орфографическому словарю.
Мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами е, ё, ю, я, и и буквой ь (мягкий знак).
Твёрдость согласных звуков обозначается на письме буквами а, о, у, ы, э.
Буква мягкий знак (ь) звука не обозначает, а лишь указывает на мягкость предшествующего согласного звука. Мягкость согласного звука на конце и в середине слова перед другими согласными обозначается мягким знаком.
Буква «мягкий знак» (ь) в словах – это орфограмма.
Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч – это орфограммы. Они пишутся без ь (мягкого знака): точка, речной, почта, помощник, птенчик, женщина.
Гласные в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу – это орфограммы.
Вспомните, как они пишутся:
· жи-ши пишется с буквой и;
ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
[ б ] [ в ] [ г ] [ д ] [ ж ] [ з ]
[ п ] [ ф ] [ к ] [ т ] [ ш ] [ с ]
Некоторые звонкие и глухие согласные звуки образуют пары, поэтому их называют парными по глухости-звонкости.
Правописание слов с парным по глухости- звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным
Написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед глухим согласным, надо проверять:
В одинаковой части (в корне) одного и того же слова парный по глухости-звонкости согласный звук обозначается одной и той же буквой:
Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или в корне перед другим парным: ястреб, грибки, серп, скрипка, ветвь, дорожка, союз, скользкий, морж, просьба.
Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква находится перед гласным звуком или непарным звонким согласным звуком [н]: ястребы, грибок, серпик, скрипочка, ветви, дорожный, союзы, скользить, моржи, просить.
Чтобы правильно обозначить буквой парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед согласным, надо:
· или подобрать однокоренное (родственное) слово так, чтобы парный согласный звук в корне оказался перед гласным звуком или непарным звонким звуком [н]: сказка-сказочка, сказочный, холод-холодок, холодный.
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК (Ь)
Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне после букв, обозначающих согласные звуки, пред буквами е, ё, ю, я, и.
В этом случае буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука – согласный звук [й’] и последующий гласный звук:
Семья – семь[й’а́], колье – коль[й’э́],
Ружьё – ружь[й’о́], вьюнок – вь[й’у]но́к,
Соловьи – соловь[й’и́], судья – судь[й’а́].
Разделительный мягкий знак (ь) – это орфограмма: платье, эскадрилья, воробьи, чутьё, льют.
Разделительный мягкий знак (ь), как и мягкий знак – показатель мягкости согласного, при переносе слова не отделяется от буквы, которая стоит перед ним: вью-нок, пе-рья.
В русском языке слова объединяются в группы, которые называются частями речи. Каждая часть речи что-либо называет (обозначает): или предмет, или признак предмета, или действие предмета. У каждой части речи есть своё название: имя существительное, имя прилагательное, глагол и др.
предметов признаков действий
кто? какой? что делает?
что? какая? что сделает?
какие? что сделают?
Имя существительное Имя прилагательное Глагол
прил. сущ. гл. прил. сущ.
Ранняя гроза предвещает дождливое лето.
(какая?) (что?) (что делает?) (какое?) (что?)
Имена существительные могут отвечать не только на вопрос кто? или что?, но и на другие вопросы6 (чего?) зимы, весны; (чему?) весне, зиме; (о чём?) о зиме, о весне.
Вопрос кто? мы задаём к именам существительным, которые обозначают живых существ (людей и животных): (кто?) ученик, петух. Такие имена существительные называются одушевлёнными.
Вопрос что? мы задаём к именам существительным, которые не обозначают людей и животных: (что?) пенал, сахар, картина. Такие имена существительные называются неодушевлёнными.
СОБСТВЕННЫЕ И НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
Имена, отчества, фамилии людей – это собственные имена существительные, например: Саша, Дмитрий, Иванов, Петров, Анатолий Николаевич.
Имена собственные пишутся с заглавной (большой) буквы.
Все остальные (несобственные) имена существительные – это нарицательные имена существительные. Они называ́ют (нарица́ют) любой предмет, явление, свойство из множества им подобных: город, петух, иней, доброта.
Нарицательные имена существительные пишутся со строчной (маленькой) буквы.
ПРАВОПИСАНИЕ СОБСТВЕННЫХ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
· Заглавная буква в именах собственных – это орфограмма: Ольга Петровна Соколова.
· Названия сказок, рассказов, картин, спектаклей – это собственные имена существительные.
· Первое слово и имена собственные в этих названиях пишутся с заглавной буквы, а название заключается в кавычки:
рассказ Н.Н.Носова «Затейники»
· Клички животных – это собственные имена существительные, а названия животных – нарицательные имена существительные: пёс Жук, конь Гордый, коза Милка.
· Названия государств, городов, деревень, улиц, рек, озёр, морей – это собственные имена существительные: город Пенза, посёлок Рассвет, река Урал, озеро Ильмень, гора Казбек.
Единственное и множественное число имён существительных
Имя существительное может употребляться в единственном или во множественном числе.
Имена существительные в единственном числе обозначают один предмет: книга, ива. Имена существительные во множественном числе обозначают два или несколько предметов: книги, ивы.
Имена существительные изменяются по числам:
При изменении числа имени существительного меняется его форма.
В русском языке есть имена существительные, которые употребляются только в одном числе:
— в единственном числе: Москва, сахар, сметана;
— во множественном числе: брюки, качели, шахматы.
Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать?, называются глаголами.
Слова писать, поговорить, рассказывает, прочитает, жил, наклеил, будет ждать – это глаголы
Единственное и множественное число глаголов
Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета: стучит, пишет, играет.
Глагол во множественном числе обозначает действие двух и более предметов: стучат, пишут, играют.
Глагол стоит в том же числе, что и имя существительное, связанное с ним по смыслу:
Самолёт летит. Самолёты летят.
Глаголы изменяются по числам: читает – читают, играет – играют.
При изменении числа глагола меняется его форма.
Правописание частицы НЕ с глаголами
Слово не – это частица.
Частица не с глаголами пишется раздельно. Это орфограмма.
Текст, в котором повествуется, рассказывается о событиях, действиях, происходящих одно за другим, называется текстом-повествованием. К таким текстам можно поставить вопросы что случилось? что произошло?
Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, называются именами прилагательными.
Слова лёгкий, весенний, добрый – это имена прилагательные.
Имена прилагательные помогают описать предмет, делают нашу речь точной, яркой, выразительной.
Единственное и множественное число имён прилагательных
Имена прилагательные в единственном числе обозначают признак одного предмета и могут отвечать на любой из данных вопросов: какой? какая? какое?
Имена прилагательные во множественном числе обозначают признак нескольких предметов и отвечают на вопрос какие?
Имена прилагательные употребляются в том же числе, что и имена существительные, с которыми они связаны по смыслу.
Текст (часть текста), в котором даётся описание предмета или явления, называется текстом–описанием.
К тексту–описанию можно поставить вопросы какой? какая? какое? какие?
Если после мягкого знака стоят е, ë, ю, я, и, то мягкий знак называется разделительным. (вьЮга, платьЕ, воробьИ)
В других случаях он показатель мягкости. (конь, мальчик)
У каждой части речи есть своё название: имя существительное, имя прилагательное, глагол и другие.
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? (для одушевленных) или что? (для неодушевленных)
Имена собственные – это имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия городов, рек, морей, океанов, названия газет, журналов, книг, фильмов и др.
Все остальные сущ. – нарицательные .
Существительные делятся по числам. Различают единственное (один предмет) и множественное (много предметов) число. (огород – огороды, парта – парты)
Существительные делятся по родам.
Существительные, к которым можно подставить слова он мой, относятся к мужскому роду (он мой папа).
Существительные, к которым можно подставить слова она моя, относятся к женскому роду (она моя мама).
Существительные, к которым можно подставить слова оно моë, относятся к среднему роду (оно моë дитя).
ГЛАГОЛ – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и
отвечает на вопросы что делает? что делают? что будет делать? что сделал? что сделают? и другие …
Глаголы изменяются по родам : (кот стоял – кошка стояла – дерево стояло)
По числам : (кот стоял – коты стояли)
Прошедшее время – что делал? что сделал? (писал, написал) Настоящее время – что делает? (пишет)
Будущее время –что будет делать? что сделает? (будет писать, напишет)
Не с глаголами пишется отдельно (не спит, не хочет)
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ –это самостоятельная часть речи,
которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
Имя прилагательное изменяется по родам.
МЕСТОИМЕНИЕ – часть речи, которая употребляется ВМЕСТО имени существительного, но не называет предмет, явление и т.д.
Личные : я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.
Предлоги употребляются в речи вместе с именами существительными. Перед глаголами предлогов не бывает.
Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, весело, ветер, воробей, ворона, город, девочка, дежурный, декабрь, деревня, дорога, до свидания, жёлтый, завод, заяц, здравствуй(те), земляника, извините, иней, капуста, карандаш, картина, класс, коньки, корова, лисица, лопата, лягушка, магазин, малина, машина, мебель, медведь, месяц, метель, метро, молоко, молоток, морковь, мороз, Москва, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, пальто, пенал, платок, посуда, прощай, работа, рабочий, ребята, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, собака, сорока, спасибо, стакан, суббота, тарелка, тетрадь, товарищ, топор, улица, урожай, ученик, ученица, учитель, учительница, фамилия, февраль, хорошо, шёл, щавель, яблоко, яблоня, ягода, язык, январь.
ЗВУКО – БУКВЕННЫЙ РАЗБОР СЛОВА
Письменный разбор:
Голубь – 2 слога, 2 гласн., 3 согл.
г – [г] – согл., зв (п.)., тв. (п.)
л – [л] – согл., зв. (неп.), тв. (п.)
б – [п’] – согл., глух. (п.), мягк. (п.)
ПАМЯТКА РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
1. Пропуск, замена букв.
Выпиши слово. Напиши его три раза. Подчеркни в нём пропущенную букву.
2. Большая буква в именах собственных.
Запомни: Имена, отчества и фамилии людей, названия морей, рек, городов, деревень, клички животных пишутся с большой буквы.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Корова Мурка, мальчик Дима, город Владивосток.
3. Большая буква в начале предложения.
Запомни: Начало предложения пишется с заглавной буквы.
Выпиши правильно предложение. Придумай и напиши ещё одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
Запомни: Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Делай так: мо-ло-ко-3 сл., ро-бот-2 сл.
5. Знаки препинания в конце предложения.
Запомни: В конце предложения ставится точка, восклицательный знак, вопросительный знак.
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком препинания и запиши. Подчеркни знак препинания.
Делай так: Кедр – это хвойное дерево . Скоро Новый год! Кто стучится в нашу дверь?
6. Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Обозначь орфограмму. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму
Запомни: При переносе нельзя оставлять одну букву на строке и нельзя переносить на другую строку. Нельзя отрывать буквы Ъ и Ь от предшествующей согласной (коль-цо, отъ-езд). Нельзя отрывать Й от предшествующей гласной (лей-ка). Слова с двойной согласной переносятся так: дрож-жи. Некоторые слова не переносятся: Оля, танк.
8. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных.
Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
9. Разделительный мягкий знак.
Запомни: Разделительный мягкий знак пишется в корне после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.
Выпиши слово правильно. Выдели корень. Подчеркни разделительный мягкий знак и гласную букву. Запиши 2 слова на эту орфограмму.
10. Разделительный твёрдый знак.
Запомни: Разделительный твёрдый знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед корнем, начинающимся с гласных е, ё, ю, я.
Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Подчеркни твёрдый знак и гласную букву. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Подъезд, объявление.
11. Сочетания чк, чн, нщ, щн.
Запомни: Сочетания чн, чк, нщ, щн пишутся без мягкого знака.
Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши ещё 2 слова.
12. Правописание предлога со словом.
Запомни: Предлог пишется отдельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить другое слово.
Выпиши слово с предлогом. Обозначь орфограмму-пробел. Вставь между предлогом и словом другое слово или вопрос.
Делай так: От реки, от (чего?) от реки
13. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.
Запомни: Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать проверочное слово, в котором на эту гласную падает ударение.
Выпиши слово правильно. Поставь ударение. Выдели корень. Подчеркни безударную гласную. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
14. Парные звонкие и глухие согласные.
Запомни: (в – ф, б – п, г – к, д – т, з – с, ж – ш,). Чтобы написать парную согласную на конце или в середине слова, надо подобрать проверочное слово, в котором после этой согласной буквы стоит гласная.
Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
15. Написание частицы НЕ с глаголами.
Запомни: Частица не с глаголами пишется раздельно.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Не играл, не чувствовал, не верю.