Что такое бутовский полигон

Бутовский полигон

Массовые расстрелы и захоронения на Бутовском полигоне начались 8 августа 1937 года. На Бутовский полигон для расстрела отправляли заключенных из Таганской, Бутырской и Сретенской тюрем. Иногда на территорию полигона привозили тела расстрелянных непосредственно для захоронения.

Примерно до августа 1937 года расстрелянных хоронили в небольших отдельных ямах-могильниках, но по мере увеличения нагрузки подготовка мест для погребения производилась уже с использованием экскаватора. С его помощью предварительно рылись громадные рвы с целью дальнейшего оборудования «братских» могил.

Что такое бутовский полигон. Смотреть фото Что такое бутовский полигон. Смотреть картинку Что такое бутовский полигон. Картинка про Что такое бутовский полигон. Фото Что такое бутовский полигон

Подавляющее большинство расстрелянных были беспартийными, примерно половина имели низшее образование. В основном здесь покоятся останки простых рабочих, служащих советских учреждений, крестьян, представителей духовенства. За годы террора на территории Бутовского полигона было захоронено более 20000 человек, из них 19 904 человека составляют мужчины, 858 — женщины. Также имеющиеся данные свидетельствуют о том, что 11 300 расстрелянных являлись жителями Москвы и Московской области, остальные — из различных регионов СССР, а также других государств: Германии, Польши, Франции, США, Австрии, Венгрии, Румынии, Италии, Югославии, Чехословакии, Турции, Японии, Индии, Китая и др.

По имеющимся сейчас сведениям, за годы советской власти на Бутовском полигоне было расстреляно 69 несовершеннолетних, самым младшим из которых был Миша Шамонин, на момент расстрела ему было всего 14 лет. Самым старшим по возрасту из расстрелянных на Бутовском полигоне был 82-х летний старец Серафим (Чичагов). Ходить он уже не мог, его переносили на носилках.

Что такое бутовский полигон. Смотреть фото Что такое бутовский полигон. Смотреть картинку Что такое бутовский полигон. Картинка про Что такое бутовский полигон. Фото Что такое бутовский полигон

Расстрелянные дети могли быть как попавшимися на краже пары буханок хлеба беспризорниками или уголовниками, имевшими за плечами богатую историю краж и побегов, так и бывшими заключенными московской Сретенской тюрьмы, осужденными к высшей мере наказания за контрреволюционную агитацию или контрреволюционную деятельность — например, за наколку портрета Сталина на левой ноге. Всех их постигла одна и та же участь.

Осужденных на расстрел привозили из московских тюрем в машинах с надписью «ХЛЕБ». На полигоне их размещали в длинном бараке, где проводилась перекличка и сверка людей с доставленными из тюрем документами. И только после этого им объявляли смертный приговор. Расстрел начинался после восхода солнца выстрелом в затылок из пистолета.

Известно, что возглавлявший группу расстрельщиков, приводивших в исполнение решения «тройки» УНКВД Московской области в 1937—1938 годах, И.Д. Берг прославился тем, что в 1936 году в московском НКВД «запатентовал» машину-«душегубку», в которой приговоренные умерщвлялись выхлопным газом. Сам Берг пояснял, что без такого усовершенствования «невозможно было исполнить столь большое количество расстрелов».

На Бутовском полигоне он занимался исполнением смертных приговоров, выносимых «тройками» НКВД СССР. Так как приходилось ликвидировать слишком много «врагов народа», то внёс рационализаторское предложение — в кузов машины, внешне напоминавшие хлебные фургоны, выводилось отверстие выхлопной трубы, и находившиеся там отравлялись продуктами сгорания. В случае, если жертвы не умирали от удушья, то они находились в полубессознательном состоянии, что облегчало их ликвидацию.

Недалеко от Бутовского полигона находятся два других бывших специальных объекта: полигон Коммунарка (бывшая личная дача Генриха Ягоды, впоследствии — место массовых казней и захоронения репрессированных), и Сухановская особорежимная тюрьма.

В 1942–43 годах Бутовский полигон из ведения Московского управления НКВД перешел в ведение Центра. Сама Бутовская сельскохозяйственная колония НКВД продолжала действовать в годы ВОВ, и вскоре здесь были обустроены лагеря для военнопленных. Неподалеку от самого полигона были построены бараки для них. Заключенные работали на Бутовском кирпичном заводе и на строительстве Симферопольского шоссе.

Территория Бутовского полигона находилась в ведении службы госбезопасности вплоть до 1995 года, после чего была передана РПЦ. В 2006 году на полигоне произведена рекультивация земли, кроме того, были установлены точные границы каждого погребального рва. Всего обнаружено 13 рвов, общая протяжённость которых составляла 900 метров. Ширина каждого рва была 4—5 метров, а глубина около 4 метров.

Что такое бутовский полигон. Смотреть фото Что такое бутовский полигон. Смотреть картинку Что такое бутовский полигон. Картинка про Что такое бутовский полигон. Фото Что такое бутовский полигон

Что такое бутовский полигон. Смотреть фото Что такое бутовский полигон. Смотреть картинку Что такое бутовский полигон. Картинка про Что такое бутовский полигон. Фото Что такое бутовский полигон

Данные о числе расстрелянных на Бутовском полигоне за 1937 год (20762 человека):

Всего в августе 1937 года было расстреляно 1294 человека.

8 августа 1937 года — 91 человек;
9 августа 1937 года — 115 человек;
11 августа 1937 года — 4 человека;
15 августа 1937 года — 194 человека;
17 августа 1937 года — 136 человек;
20 августа 1937 года — 135 человек;
21 августа 1937 года — 87 человек;
23 августа 1937 года — 202 человека;
28 августа 1937 года — 170 человек;
30 августа 1937 года — 160 человек, список.

Всего в сентябре 1937 года было расстреляно 3167 человек.

2 сентября 1937 года — 111 человек;
3 сентября 1937 года — 146 человек, список;
4 сентября 1937 года — 205 человек;
5 сентября 1937 года — 280 человек;
8 сентября 1937 года — 126 человек;
9 сентября 1937 года — 343 человека;
10 сентября 1937 года — 82 человека;
14 сентября 1937 года — 164 человека;
16 сентября 1937 года — 221 человек;
17 сентября 1937 года — 118 человек;
21 сентября 1937 года — 431 человек;
22 сентября 1937 года — 8 человек;
23 сентября 1937 года — 368 человек;
26 сентября 1937 года — 293 человека;
27 сентября 1937 года — 271 человек.

Всего в октябре 1937 года было расстреляно 2045 человек.

3 октября 1937 года — 236 человек;
5 октября 1937 года — 164 человека;
8 октября 1937 года — 172 человека;
9 октября 1937 года — 144 человека;
10 октября 1937 года — 1 человек;
11 октября 1937 года — 61 человек;
13 октября 1937 года — 147 человек;
14 октября 1937 года — 111 человек;
17 октября 1937 года — 129 человек;
21 октября 1937 года — 347 человек;
25 октября 1937 года — 250 человек;
31 октября 1937 года — 283 человека.

Всего в ноябре 1937 года было расстреляно 1743 человека.

3 ноября 1937 года — 229 человек;
5 ноября 1937 года — 123 человека;
13 ноября 1937 года — 184 человека;
15 ноября 1937 года — 2 человека;
16 ноября 1937 года — 356 человек;
19 ноября 1937 года — 189 человек;
21 ноября 1937 года — 276 человек;
25 ноября 1937 года — 224 человека;
27 ноября 1937 года — 160 человек.

Всего в декабре 1937 года было расстреляно 2374 человека.

2 декабря 1937 года — 210 человек;
3 декабря 1937 года — 133 человека;
4 декабря 1937 года — 311 человек;
8 декабря 1937 года — 473 человека;
9 декабря 1937 года — 158 человек;
10 декабря 1937 года — 243 человека;
11 декабря 1937 года — 127 человек;
15 декабря 1937 года — 137 человек;
19 декабря 1937 года — 154 человека;
22 декабря 1937 года — 62 человека;
25 декабря 1937 года — 120 человек;
29 декабря 1937 года — 246 человек;

Всего в январе 1938 года было расстреляно 544 человека.

2 января 1938 года — 132 человека, список;
8 января 1938 года — 35 человек;
19 января 1938 года — 66 человек;
31 января 1938 года — 311 человек.

Всего в феврале 1938 года было расстреляно 2327 человек.

3 февраля 1938 года — 259 человек;
5 февраля 1938 года — 247 человек, список;
17 февраля 1938 года — 502 человека, список;
21 февраля 1938 года — 370 человек, список;
26 февраля 1938 года — 387 человек;
28 февраля 1938 года — 562 человека.

Всего в марте 1938 года было расстреляно 2339 человек.

7 марта 1938 года — 312 человека, список;
8 марта 1938 года — 367 человек, список;
10 марта 1938 года — 199 человек;
14 марта 1938 года — 356 человек;
16 марта 1938 года — 321 человек;
20 марта 1938 года — 232 человека;
22 марта 1938 года — 325 человек;
25 марта 1938 года — 227 человек.

Всего в апреле 1938 года было расстреляно 879 человек.

5 апреля 1938 года — 274 человека;
7 апреля 1938 года — 253 человека;
11 апреля 1938 года — 208 человек;
14 апреля 1938 года — 67 человек;
27 апреля 1938 года — 77 человек.

Всего в мае 1938 года было расстреляно 1345 человек.

16 мая 1938 года — 154 человека;
17 мая 1938 года — 172 человека;
26 мая 1938 года — 217 человек;
27 мая 1938 года — 159 человек;
28 мая 1938 года — 232 человека;
29 мая 1938 года — 261 человек;
31 мая 1938 года — 150 человек.

Всего в июне 1938 года было расстреляно 1168 человек.

2 июня 1938 года — 1 человек;
3 июня 1938 года — 115 человек;
4 июня 1938 года — 136 человек;
7 июня 1938 года — 113 человека;
10 июня 1938 года — 123 человека список;
14 июня 1938 года — 118 человек, список;
16 июня 1938 года — 105 человек, список;
20 июня 1938 года — 160 человек, список;
23 июня 1938 года — 155 человек, список;
27 июня 1938 года — 142 человека, список.

Всего в июле 1938 года было расстреляно 513 человек.

1 июля 1938 года — 162 человека;
4 июля 1938 года — 161 человек;
10 июля 1938 года — 120 человек;
26 июля 1938 года — 70 человек.

Всего в августе 1938 года было расстреляно 780 человек.

3 августа 1938 года — 120 человек;
9 августа 1938 года — 122 человека;
10 августа 1938 года — 114 человека;
13 августа 1938 года — 117 человек;
16 августа 1938 года — 123 человека;
20 августа 1938 года — 116 человек;
27 августа 1938 года — 68 человек.

Всего в сентябре 1938 года было расстреляно 118 человек.

10 сентября 1938 года — 117 человек;
26 сентября 1938 года — 1 человек.

Всего в октябре 1938 года было расстреляно 126 человек.

2 октября 1938 года — 74 человека;
19 октября 1938 года — 52 человека.

Источник

Бутовский полигон

Что такое бутовский полигон. Смотреть фото Что такое бутовский полигон. Смотреть картинку Что такое бутовский полигон. Картинка про Что такое бутовский полигон. Фото Что такое бутовский полигон Что такое бутовский полигон. Смотреть фото Что такое бутовский полигон. Смотреть картинку Что такое бутовский полигон. Картинка про Что такое бутовский полигон. Фото Что такое бутовский полигон

Бутовский полигон является крупнейшим местом массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий в Московском регионе. Урочище находится около поселка Дрожжино, в котором согласно исследованиям, в период с 1930 по 1950 гг., было расстреляно более 20 тыс. человек.

Патриарх всея Руси Алексей II назвал полигон местом тяжких испытания и мучений, а именно «Русской Голгофой». Среди пострадавших здесь около 1000 человек — это представители духовенства: как Русской церкви, так и других конфессий. Более 300 из них прославлены в лике святых.

С лета 2001 г. Бутовский полигон согласно Постановлению Правительства Московской области стал считаться памятником истории и культуры.

Что такое бутовский полигон. Смотреть фото Что такое бутовский полигон. Смотреть картинку Что такое бутовский полигон. Картинка про Что такое бутовский полигон. Фото Что такое бутовский полигон

Храм на Бутовском полигоне

Узнав информацию о существовании полигона, патриарх Алексей ІІ по просьбе родственников тех, кто пострадал в Бутове, поставил свою резолюцию о строительстве храма-часовни.

В мае 1994 г. на полигоне освятили памятный крест и совершили первую соборную панихиду по убиенным. Через год территорию передали Церкви. Сейчас здесь располагается два храма: каменный и деревянный. Каменный храм считается одновременно и частью мемориального комплекса. Внутри находится реликварий, в котором сохранились личные вещи расстрелянных: одежда, молитвословы, документы.

В цоколе храма работает музей. Здесь собраны предсмертные фото убитых на Бутовском полигоне и вещи, оставшиеся в погребальной яме, которые естественно, находится в ветхом состоянии. В нижней части храма расположен алтарь, освященный в честь иконы Божьей Матери. По периметру стен висит 51 икона — по числу дней расстрелов. На каждой иконе изображены лики святых, убитых вместе, в один день.

Что такое бутовский полигон. Смотреть фото Что такое бутовский полигон. Смотреть картинку Что такое бутовский полигон. Картинка про Что такое бутовский полигон. Фото Что такое бутовский полигон

Начиная с 2000 г., на полигоне проходят патриаршие богослужения, на которых собираются несколько тысяч молящихся. Как правило, действия проводятся в четвертую субботу по Пасхе, в день памяти Новомучеников, пострадавших в Бутове. Сегодня это традицию, основанную патриархом Алексием II, продолжает патриарх Кирилл Каледа. Его дед — священномученик Владимир Амбарцумов, был расстрелян на полигоне.

Списки расстрелянных

Расстреливали в первую очередь националистов и священнослужителей. Здесь было убито и похоронено 374 «церковника»: митрополит Серафим, десяток диаконов, пономарей и чтецы.

Основная часть пострадавших — это жители Москвы или Подмосковья, однако были и такие, которые приезжали в Союз из других государств или континентов, наивно веря в то, что у них получится построить коммунизм. Большое количество репрессированных составляют иностранцы. Среди них имеются уроженцы США и Аргентины, индусы, афганцы, немцы, латыши, поляки, и многие другие.

Самым младшим из убитых был Миша-беспризорник. Его наказали за то, что он украл две буханки хлеба. Расстреливать можно было только с 15, но на момент репрессий мальчику было только 13 лет. Дату рождения исправили, а беспризорника лишили жизни.

Что такое бутовский полигон. Смотреть фото Что такое бутовский полигон. Смотреть картинку Что такое бутовский полигон. Картинка про Что такое бутовский полигон. Фото Что такое бутовский полигон

Убивали и за меньшее, например, за татуировку Иосифа Виссарионовича на ноге. Иногда расстреливали целыми семьями, сразу по 6–9 человек. Случалось, что и деревнями, к примеру, из села Петрово Рязанской области в Бутове сразу расстреляли 18 человек.

Захоронения происходили без церковной или гражданской панихиды, а также не оповещая родственников. Имена всех убитых на полигоне неизвестны до сих пор. Родные расстрелянных начали получать свидетельства о смерти только в 1989 г.

Точные сведения имеются о людях, пострадавших в период с августа 1937 по октябрь 1938 гг. По именам установлено только более 3 тыс. человек. Из расстрелянных за указанный период, на октябрь 2003 г. было реабилитировано 15166 чел. А 5595 чел., которые подверглись казни по смешанным и уголовным статьям не реабилитировано и по сей день.

Что такое бутовский полигон. Смотреть фото Что такое бутовский полигон. Смотреть картинку Что такое бутовский полигон. Картинка про Что такое бутовский полигон. Фото Что такое бутовский полигон

История

В первый раз село Дрожжино упоминается в середине ХVІ в., тогда здесь находилось имение боярина Ф. М. Дрожжина. Известно, что в конце XIX в. владелец усадьбы — Н. М. Соловьёв основал на территории конный завод, а у леса построил ипподром. После Октябрьской революции И. И. Зимин (был хозяином усадьбы в то время) не дожидаясь конфискации, передал все хозяйство правительству, а сам уехал за границу.

В 1920 г. в Бутово появилась сельскохозяйственная колония ОГПУ. В 1934 г. здесь был создан Бутовский полигон, который использовался в качестве стрельбища НКВД (территория занимала 2 кв. км). Стрелковый полигон был окружен глухим забором, находился под круглосуточной вооруженной охраной и отлично подходил для казни.

Осужденных в сторону барского имения Дрожжино по вечерам направляли на хлебовозках. На полигоне их помещали в длинном бараке, где проходила перекличка и сверка людей.

Непосредственно перед расстрелом лицо жертвы сверяли с фотографией на документах, после чего был объявлен приговор. Действие продолжалось до рассвета.

Что такое бутовский полигон. Смотреть фото Что такое бутовский полигон. Смотреть картинку Что такое бутовский полигон. Картинка про Что такое бутовский полигон. Фото Что такое бутовский полигон

Столичные кладбища не вмещали такого количества расстрелянных, поэтому людей хоронили как слоеный пирог — убивали стоящих возле рва, присыпали их землей, а сверху хоронили следующих пострадавших. Таких ям на полигоне 13 штук. Ширина каждой составляла 4–5 м, а глубина достигала 4 м.

Летом 1937 расстрелы дошли таких масштабов, что для захоронения тел уже не хватало ям-могильников. Тогда, с помощью экскаватора, начали копать траншеи длиной по 3–5 м и глубиной 3,5 м.

После прекращения массовых расстрелов, в 1938 г. урочище стали использовать для захоронения тех, кто был расстрелян в московских тюрьмах.

Во время Второй мировой войны в районе «Русской голгофы» был создан лагерь для немецких военнопленных. Их силы были задействованы на постройку Варшавского шоссе. Тех, кто отказывался принимать участие в строительстве — расстреливали и сбрасывали в ров.

Списки расстрелянных на панораме Гугл-карт

Мемориал

С конца 1997 г. в здании администрации деревни Дрожжино, около входа на полигон, стали проходить заупокойные службы.

На территории полигона расположены стенды с поименным перечислением 935 убитых служителей и прочих членов Русской православной церкви. Мемориальный комплекс открыт для посещений по выходным дням.

Вход на ухоженную территорию свободный. Каждый год сюда приезжает более 10 тыс. человек. Люди посещают достопримечательность, как в составе паломнических групп, так и небольшими партиями. Группы паломников принимаются каждый день с 10:00 до 15:00 часов, по предварительной записи.

Экскурсия по мемориальному комплексу занимает 1,5 — 2 часа. Она включает в себя посещение территории захоронений и приходских храмов, повествует об истории Бутовского полигона, периоде массовых репрессий и гонений на Русскую Православную Церковь в XX столетии.

Уточнить интересующую информацию о дате проведения экскурсии или времени ее выполнения, можно позвонив по телефону: 8 909 974 62 99.

Как добраться

Бутовский полигон находится за МКАДом, к югу от Москвы. Доехать сюда можно на автобусе или машине. Около кладбища есть остановка наземного транспорта «Бутовский полигон». Здесь курсируют автобусы № 18 и 379.

Попасть на полигон можно также на собственном или арендованном авто. Недалеко расположена общедоступная бесплатная парковка на 50 мест.

К урочищу удобно проехать на такси, воспользовавшись приложениями: Uber, Gett, Maxim, Яндекс. Такси, Везет и многими другими.

История Бутовского полигона

Источник

Бутовский полигон как Русская Голгофа

Что такое бутовский полигон. Смотреть фото Что такое бутовский полигон. Смотреть картинку Что такое бутовский полигон. Картинка про Что такое бутовский полигон. Фото Что такое бутовский полигон

Настоятель храма Свв. Новомучеников и исповедников Российских в Бутове протоиерей Кирилл Каледа рассказывает о подвиге новомучеников Церкви Русской и истории этой Русской Голгофы.

Что такое бутовский полигон. Смотреть фото Что такое бутовский полигон. Смотреть картинку Что такое бутовский полигон. Картинка про Что такое бутовский полигон. Фото Что такое бутовский полигон

Протоиерей Кирилл Каледа. Фото: Facebook / Бутовский полигон

В России гонителями были вчерашние христиане

С первых дней своего бытия Церковь Христова стала Церковью мучеников. Активные гонения древней Церкви продолжались с первых дней ее основания до эдикта императора Константина, но и в последующее время в тех или иных странах происходили гонения на христиан. В прошлом ХХ веке преследования христианства вновь прокатились по многим странам.

В Испании во время гражданской войны 1936-1939 гг. было убито около семи тысяч католических священнослужителей и монашествующих. В оккупированной нацистами Польше с 1939 по 1941 гг. было убито 700 католических священников и около трех тысяч священнослужителей было сослано в концлагеря. В Хорватии почти 700 человек пострадало за христианскую веру во времена нацистского режима и впоследствии при И. Тито. В Мексике с 1926 по 1929 годы, в период так называемой Войны Кристерос, было уничтожено около 500 католических священников, монашествующих и семинаристов. В наши дни мы являемся свидетелями гонений на христиан на Ближнем Востоке.

В ХХ веке гонения на Церковь Христову своего апогея достигли в России, где они практически беспрерывно продолжались 70 лет.

По последним оценкам, в этот период пострадало около 100 000 священнослужителей, монашествующих и мирян Русской Православной Церкви.

Сравнивая положение христианства в Римской империи с эпохой гонений на христиан в ХХ веке в России, можно заметить и сходства, и некоторые отличия.

Говоря о гонениях в первохристианское время, историки отмечают, что в Древнем Риме языческая религия тесно переплелась с идеей государственности. Сама государственность была предметом религиозного почитания. Восставая против этой религии, христиане становились виновными в государственном преступлении.

Гонения на христиан в древности отличались длительными периодами мира между ними и краткостью времени самих гонений, неодновременностью их по территории империи, так что тот или иной епископ мог удалиться со всей своей паствой в пустынное место и оставаться там до окончания гонений. Это было совершенно невозможно во время гонений в Советской России, где гонения были повсеместными, непрекращающимися, и в стране не было такого места, где христианин мог бы скрыться.

В основу коммунистической идеологии как аксиома был заложен воинствующий атеизм, исключающий веру в бытие Бога и бессмертие души, что делало невозможным какой-либо идеологический компромисс между христианским и коммунистическим мировоззрением. Это было осознано Церковью и изложено в знаменитом послании Соловецких епископов весной 1927 г.

Положение христиан в России было гораздо хуже положения первых христиан, так как язычники не стремились вторгаться во внутреннюю жизнь самой Церкви. В России же гонителями были вчерашние христиане, и они предприняли не просто шаги к физическому уничтожению Церкви, но и организовали массу церковных расколов, чтобы развалить здание Церкви изнутри.

В эпоху гонений в империи были те, кто отрекся от Христа. Отречение требовалось гонителям как возможность оправдания человека, и гонители стремились создать такие условия, чтобы христианин вслух даже не отрекался от Христа и не приносил жертву богам, а только бы на ухо шепнул, что признает императора и богов, а вслух было бы объявлено, что обвинение в принадлежности к христианству не подтвердилось. Отречение сохраняло жизнь и имущество.

Что такое бутовский полигон. Смотреть фото Что такое бутовский полигон. Смотреть картинку Что такое бутовский полигон. Картинка про Что такое бутовский полигон. Фото Что такое бутовский полигон

Результаты переписи 1937 года признали вредительскими

Наиболее жестокими стали гонения, которые произошли в 1937-1938 гг., когда руководство Советского Союза провело так называемую операцию по борьбе с «врагами народа», вошедшую в историю как «Большой террор». Несомненно, что события 37-38 годов были результатом продолжающейся борьбы за власть между Сталиным и различными группировками партийной верхушки, а также борьбой разных кланов, сформировавшихся к этому времени внутри аппарата НКВД. Вместе с тем нельзя оставить без внимания мнение некоторых историков (Зубов А.Б., игумен Дамаскин (Орловский), Чумакова Т.В.), которые считают, что репрессии 1937-1938 гг. были ответом на результаты переписи населения начала 1937 г.

В 1937 году руководство страны готовилось отметить двадцатилетие большевистской революции. В январе юбилейного года была проведена перепись населения, целью которой было показать прогрессивное развитие социалистического общества. Перепись проводилась в Рождественский сочельник, 6 января. Одним из вопросов, который был включен в анкету, был вопрос об отношении к религии. Ожидалось, что верующими себя признают небольшое число граждан, и это будет свидетельствовать об идеологической победе большевизма.

Но к удивлению Сталина и его соратников, 44% населения заявило, что они христиане, 13% признали себя сторонниками других религий, преимущественно мусульманами. Неверующими себя назвало меньшинство – 43,3%.

Массовость положительного ответа на вопрос об отношении к религии ясно свидетельствует о том, что вера у большинства людей в момент переписи была столь сильной, что они предпочли лучше попасть в лапы палачей, нежели прогневать Бога отступничеством от веры. Такое открытое признание веры после многих лет кровавых гонений на религию стало уникальным в мировой истории одновременным массовым исповедничеством десятков миллионов людей разных вер и национальностей, ведь опрос не был анонимным, ответы заносились в личный переписной лист, с именем и адресом каждого.

Российский историк профессор А.Б. Зубов в связи с этим пишет:

«Перепись января 1937 года дает уникальный в мировой истории факт одновременного массового исповедничества десятков миллионов людей разных вер и национальностей, … после бесконечных репрессий, чинимых большевиками. Тоталитарная диктатура раздробила российское общество, уничтожила в нем любые содружества и организации, но она еще не смогла подавить дух людей, и те в одиночку или на семейном совете делали судьбоносный выбор между отречением от Бога и, следовательно, в религиозной системе координат, вечной гибелью и исповедничеством своей веры и, как результат, почти неизбежными страданиями и даже смертью от рук безбожников-большевиков. И 55 миллионов граждан России не испугались застенков и плахи».

Результаты переписи были признаны вредительскими, и ее организаторы репрессированы. На февральском пленуме партии большевиков принимается решение о проведении массовых репрессий. В июле наркомом внутренних дел Ежовым издается оперативный приказ № 00447 о проведении операции по репрессированию бывших кулаков, церковников, дворян и других «антисоветских элементов». Беспрецедентность этого приказа заключалась в том, что в нем была дана разнарядка по регионам, какое количество людей необходимо арестовать и какое число из арестованных должно быть расстреляно. Операция продолжалась с августа 1937 по октябрь 1938 г. В результате в 1937 и 1938 годах было арестовано 1 500 000 человек, из них почти 700 000 расстреляно. Вынесение смертных приговоров в большинстве случаев производилось несудебными органами, тройкой или вообще «особым совещанием», состоявшим из двух человек. Приговоры выносились заочно, т.е. без вызова обвиняемого, а также без участия защиты и обвинения, обжалованию приговоры не подлежали. Специально указывалось, что приговоры к расстрелу должны приводиться в исполнение «с обязательным полным сохранением в тайне времени и места приведения».

Что такое бутовский полигон. Смотреть фото Что такое бутовский полигон. Смотреть картинку Что такое бутовский полигон. Картинка про Что такое бутовский полигон. Фото Что такое бутовский полигон

Расстреливали и подростков, и стариков

В связи с тем, что предполагалось уничтожить большое число осужденных, инструкции по проведению этой операции предусматривали необходимость подготовки специальных мест для приведения в исполнение смертных приговоров и захоронений убиенных. В основном эти места создавались за пределами городов, и практически у каждого областного города такие места были созданы. В Москве основным местом, где в 1937-38 годах производились расстрелы, стал Бутовский полигон.

Бутовский полигон стал крупнейшим в Московском регионе местом массовых расстрелов и захоронений жертв террора середины ХХ столетия. По официальным данным расстрелы на полигоне происходили с конца 1935 г., и по свидетельским показаниям вплоть до конца 40-х – начала 50-х гг. здесь производились захоронения умерших и расстрелянных в московских тюрьмах. Общее количество захороненных неизвестно, но только в период с 8 августа 1937 г. по 19 октября 1938 г., т.е. в период «Большого террора», по имеющимся документам здесь было расстреляно и захоронено 20 762 человека.

В отдельные дни расстреливали по 100, 200, 300 человек. 28 февраля 1938 года было расстреляно 562 человека.

Основную часть расстрелянных составляют жители Москвы и Московской области, но вместе с ними пострадали жители других областей и бывших республик Советского Союза, а также граждане и выходцы из Германии, Польши, Франции, США, Австрии, Венгрии, Италии, Греции и других стран. Вслед за русскими, которые составляют большинство убиенных, следуют латыши, поляки, евреи, украинцы, немцы, белорусы. Всего же среди жертв полигона представители более семидесяти национальностей.

Среди расстрелянных преобладают простые крестьяне и рабочие, которых арестовывали иногда целыми семьями. Расстреливали и подростков 13-15 лет, и 80-летних стариков. Подавляющее число пострадавших – беспартийные, имевшие низшее образование или вовсе неграмотные. Но наряду с ними немало ученых, деятелей искусства и культуры, бывших государственных и общественных деятелей, военных.

Что такое бутовский полигон. Смотреть фото Что такое бутовский полигон. Смотреть картинку Что такое бутовский полигон. Картинка про Что такое бутовский полигон. Фото Что такое бутовский полигон

Возглавляет сонм Бутовских новомучеников священномученик Серафим (Чичагов), митрополит Петроградский. Следует отметить, что владыка Серафим не только старший по сану среди убиенных в Бутове священнослужителей, но и самый старший по возрасту из всех расстрелянных на этом месте. В 1937 году ему было более 82 лет. Он уже не мог ходить, и при аресте, чтобы его доставить в тюрьму, была вызвана карета скорой медицинской помощи. Из дома его выносили на носилках. Владыка происходил из древнего аристократического рода, и среди его предков были известные в российской истории адмиралы и генералы. Сам он начал свою деятельность также военным, но после участия в Русско-турецкой войне 1876-78 годов вышел в отставку и принял священство. После смерти супруги был пострижен в монашество, и затем стал архиереем.

Что такое бутовский полигон. Смотреть фото Что такое бутовский полигон. Смотреть картинку Что такое бутовский полигон. Картинка про Что такое бутовский полигон. Фото Что такое бутовский полигон

Митрополит Серафим (Чичагов)

Владыка был очень одаренным человеком. Был живописцем и иконописцем, талантливым музыкантом и даже композитором, занимался медициной. В историю Православной Церкви он вошел благодаря тому, что в значительной степени именно его трудами был прославлен в лике святых великий русский святой, преподобный Серафим Саровский. В годы советской власти митрополит Серафим неоднократно подвергался арестам и гонениям. Во время церковных нестроений он был стойким борцом за сохранение единства Церкви. Оценивая постигшие Русскую Церковь гонения, сщмч. Серафим говорил: «Это золото очищается в горниле испытаний».

Большинство же пострадавших в Бутове священнослужителей были простыми приходскими священниками, которые честно исполняли свой священнический долг и были верны Христу даже до смерти. Подавляющее число из них пережили гонения, аресты, тюрьмы и лагеря. Некоторые из них, как например сщмч. Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий, побывали и на Соловках. Благодаря вере в Бога они ясно понимали причины происходящих катастрофических событий. На вопрос следователей об их отношении к советской власти, а именно ответ на этот вопрос был главным, краеугольным во всем следственном процессе, многие из них отвечали, что советская власть послана русскому народу за грехи, в первую очередь за вероотступничество, но, как всякая земная власть, она является временной, и придет время, когда на Руси вновь будут открываться храмы.

В Русской Церкви больше нет мест, где почивает столько святых

В середине 50-х годов полигон был закрыт, и внешнее ограждение было снято. Центральная часть полигона, где находилась основная часть захоронений, была огорожена глухим забором с колючей проволокой и вплоть до середины 90-х годов находилась под строгой охраной органов. На краях бывшей спецзоны, где не было захоронений, возник дачный поселок для сотрудников КГБ.

В начале 90-х годов прошлого столетия в архиве КГБ были обнаружены 18 томов дел с предписаниями и актами о приведении в исполнение расстрелов в отношении 20 762 человек.

В связи с тем, что в обнаруженных документах не было сведений о местах приведения приговоров и захоронений расстрелянных, с целью установления этих мест была проведена специальная проверка, по результатам которой Бутовский полигон был признан местом массовых расстрелов и захоронений жертв политических репрессий.

Одновременно с этим группа общественности приступила к обработке архивно-следственных дел с целью составления картотеки расстрелянных и кратких биографических справок пострадавших. Эта работа легла в основу изданной Правительством Москвы восьмитомной Книги памяти «Бутовский полигон».

В ходе изучения архивно-следственных дел было выявлено, что в Бутово пострадало большое число священнослужителей Русской Православной Церкви, и Святейший Патриарх Алексий благословил строительство храма на этом скорбном месте.

В мае 1994 г. на полигоне был освящен поклонный крест. Он был изготовлен Свято-Тихоновским православным богословским институтом по проекту и при активном участии скульптора Д.М. Шаховского, сына убиенного в Бутове священника Михаила Шика.

Что такое бутовский полигон. Смотреть фото Что такое бутовский полигон. Смотреть картинку Что такое бутовский полигон. Картинка про Что такое бутовский полигон. Фото Что такое бутовский полигон

Первое богослужение у Поклонного креста на Бутовском полигоне

Осенью 1994 г. из родственников убиенных в Бутове была создана община, которая взяла на себя труд строительства храма. Весной следующего, 1995 года территория Бутовских захоронений была передана Церкви, и здесь был построен небольшой деревянный храм.

Сразу после своего создания приходская община стала заниматься не только строительством храма, но и приведением территории захоронения в порядок, ее благоустройством и исследованием, сбором сведений о пострадавших, с целью создания музея их памяти, а также решением вопросов охраны этого памятного места. В 1996 г., в самом центре бывшей спецзоны в непосредственной близи от захоронений, было начато строительство многоэтажного жилого поселка. После обращения Святейшего Патриарха Алексия II к мэру Москвы о недопустимости жилищного строительства в таком месте оно было остановлено.

Летом 1997 г. общиной храма с привлечением необходимых специалистов был произведен раскоп одного из погребальных рвов. Проведенные исследования однозначно подтвердили, что Бутово является местом массового захоронения репрессированных.

Что такое бутовский полигон. Смотреть фото Что такое бутовский полигон. Смотреть картинку Что такое бутовский полигон. Картинка про Что такое бутовский полигон. Фото Что такое бутовский полигон

Раскопки погребального рва, 1997 г.

В 2000 г. на Архиерейском Соборе Русской Церкви в лике святых был прославлен Собор новомучеников и исповедников Российских. Наряду с другими в поименный список канонизированных святых были включены 129 новомучеников, убиенных в Бутове. В последующее время в этот список были включены еще 203 бутовских мученика.

В результате из пострадавших в Бутове 332 убиенных прославлены в лике святых, что придало особое значение этому месту, названному Патриархом Алексием «Русской Голгофой», так как на канонической территории Русской Церкви больше неизвестны места, где в мощах почивает такое количество святых.

С 2000 г. в 4-ю субботу по Пасхе, в день празднования Собора новомучеников в Бутове пострадавших, на полигоне под открытым небом совершается Патриаршее богослужение, на которое приглашаются духовенство и прихожане московских и подмосковных храмов. В богослужении принимают участие более 300 священнослужителей и около 3-4 тысяч молящихся.

Что такое бутовский полигон. Смотреть фото Что такое бутовский полигон. Смотреть картинку Что такое бутовский полигон. Картинка про Что такое бутовский полигон. Фото Что такое бутовский полигон

Патриаршее служение на Бутовском полигоне. Фото: patriarchia.ru

В 2001 г. в ответ на новое обращение Святейшего Патриарха Алексия Постановлением Правительства Московской области Бутовский полигон был объявлен памятником истории, что дало юридическое основание для его сохранения.

В 2002 г. общиной бутовского храма был создан научно-просветительский центр «Бутово», который возглавил И.В. Гарькавый. Задачей центра наряду со сбором материалов по истории Бутовского полигона и о лицах, пострадавших на нем, стало изучение этноконфессиональных традиций обустройства мест массовых захоронений жертв социальных катастроф.

Осенью 2005 г. на средства Правительств Москвы и Московской области на территории захоронений были проведены благоустроительные работы, основной целью которых было обозначение погребальных рвов в виде могильных холмов. Этим работам предшествовали двухлетние исследования территории захоронения с применением современных научных методик. В результате было обозначено 13 рвов общей протяженностью более 800 м, местонахождение которых было выявлено в ходе исследовательских работ.

В 2004-2007 гг. в центре бывшей спецзоны, к югу от территории захоронений, по проекту архитектора М.Ю. Кеслера был возведен каменный двухэтажный храм в честь Новомучеников и исповедников Российских.

8 августа 2007 г., в 70-ю годовщину начала расстрелов на Бутовском полигоне, около каменного храма был воздвигнут Большой поклонный крест, изготовленный в кресторезной мастерской Соловецкого монастыря. В Бутово он был доставлен водным крестным ходом, который прошел по водным системам Беломорско-Балтийского канала, Волго-Балта и канала им. Москвы, т.е. водным системам, которые были построены трудом, а нередко и ценой жизни многих тысяч заключенных. Таким образом, этот Крест стал памятником не только пострадавшим на Соловках и в Бутове, но многим сотням тысяч пострадавших в разных частях нашей страны.

Бутово место, которое будит христианскую совесть

Бутовский полигон становится все более посещаемым, как родственниками репрессированных, так и теми, кому дорога память о невинно пострадавших: это учащиеся светских и церковных учебных заведений, прихожане московских и подмосковных храмов, иностранные делегации. Для организации их приема при храме действует паломническая служба.

Богослужебная жизнь бутовского прихода в значительной степени определена днями памяти пострадавших на этом месте. 51 день в году, в дни памяти прославленных в лике святых бутовских новомучеников, совпадающие с днями их мученической кончины, совершаются богослужения в их честь.

Вместе с тем, понимая, что церковная в целом и богослужебная в частности форма почитания памяти пострадавших понятна не всем современникам, община храма развивает внебогослужебные формы поминовения и сохранения памяти.

Что такое бутовский полигон. Смотреть фото Что такое бутовский полигон. Смотреть картинку Что такое бутовский полигон. Картинка про Что такое бутовский полигон. Фото Что такое бутовский полигон

В течение последних трех лет 30 октября, в день, когда в России совершается светское поминовение пострадавших от репрессий, в Бутове проводится акция «Голос Памяти», во время которой прочитываются все известные имена убиенных на этом трагическом месте. Акция начинается с панихиды, после которой происходит возложение цветов на погребальные рвы и начинается чтение имен со специально установленной около одного из рвов кафедры. Читают все желающие от архиереев до школьников. Чтение продолжается более семи часов. В нем принимают участие родственники пострадавших, представители общественных организаций, сотрудники дипломатических представительств, прихожане храма, учащиеся общеобразовательных школ, деятели культуры и даже сотрудники силовых ведомств.

По мнению участников, такая форма поминовения дает возможность каждому соприкоснуться с той трагедией, которая произошла в истории нашего народа. Как сказала одна из участниц, после прочтения каждого имени она слышала отзвуки выстрелов…

В течение многих лет приходом и мемориальным центром осуществляется деятельность по созданию Музея памяти пострадавших. Он будет посвящен истории Бутовского полигона и людей, которые были здесь репрессированы. Уже сейчас коллекция музея состоит из более 500 единиц хранения, идет работа по расширению экспозиции. Музей размещен в бывшем усадебном флигеле, где в конце 30-х годов прошлого века располагалась комендатура полигона.

В августе 2015 года на полигоне были начаты работы по созданию «Сада памяти», мемориала, в котором на каменных досках будут увековечены имена всех пострадавших на этом месте. В связи с множеством имен общая длина этих досок составит 300 м. Открытие этого мемориала предполагается совершить 8 августа этого года, в 80-ю годовщину начала массовых расстрелов в Бутове.

Таким образом, в результате совместных усилий Церкви, государства и общественности создан уникальный церковно-общественный мемориал, получивший известность как в России, так и за рубежом, как среди церковной, так и среди светской части общества.

Что такое бутовский полигон. Смотреть фото Что такое бутовский полигон. Смотреть картинку Что такое бутовский полигон. Картинка про Что такое бутовский полигон. Фото Что такое бутовский полигон

В начале этой статьи были отмечены некоторые различия между гонениями, которые имели место в первые века христианства, и гонениями на Церковь Христову в России ХХ века, но следует сказать, что, несмотря на то, что эти события отделены друг от друга почти двумя тысячелетиями, они имели много сходного. В Риме до наших дней сохранилось аббатство Трех Фонтанов, где принял мученическую кончину апостол Павел и другие древние мученики. Это место имеет удивительное сходство с Бутовым. И одно, и другое использовалось для приведения в исполнение смертных приговоров. И одно, и другое располагались вне города, в дачной местности, в лесу, чуть в стороне от дорог, по которым было удобно доставлять осужденных. И в одном, и в другом месте были оборудованы темницы, в которых перед смертью содержались мученики. И в Аква Сальви, и в Бутове построены храмы, в которых возносятся молитвы к мученикам. И эти два места удивительно схожи еще с одним местом – Голгофой, где пострадал Сам Христос, которая, как это было отмечено еще ап. Павлом в его послании к Евреям (13:12), также находилась «вне врат» города, и где еще святой равноапостольной Еленой был воздвигнут храм Гроба Господня.

Что такое бутовский полигон. Смотреть фото Что такое бутовский полигон. Смотреть картинку Что такое бутовский полигон. Картинка про Что такое бутовский полигон. Фото Что такое бутовский полигон

Патриаршее служение на Бутовском полигоне. Фото: patriarchia.ru

Несколько лет тому назад, завершая Божественную Литургию на Бутовских погребальных рвах, Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Мы знаем, что сегодня происходит во многих странах мира, когда для того, чтобы быть членом благополучного и богатого общества, требуется отказаться от веры через принятие богохульных законов, идущих против Божественной воли и Божественной истины. И Бутово является не только памятником прошлого – Бутово является местом, которое сегодня будит христианскую совесть, свидетельствуя о величии Божией истины, которую невозможно помрачить или разрушить даже тогда, когда многие стараются это сделать».

Материал впервые опубликован в 2017 году

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *