Что такое бюджет предприятия
Финансовое планирование и разработка бюджета предприятия
4. Бюджет предприятия и процесс разработки бюджета
4.1. Структура бюджета предприятия
Обычно создание бюджетов осуществляется в рамках оперативного планирования. Исходя из стратегических целей фирмы, бюджеты решают задачи распределения экономических ресурсов, находящихся в распоряжении организации. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам существования фирмы.
Выгоды качественного составления бюджетов и контроля за их исполнением с излишком окупают затраты на их внедрение и разработку. Безусловно, очень многое зависит от специфики деятельности предприятия, но даже небольшим фирмам рекомендуется применение бюджетирования (например, в сокращенном варианте).
Трудоемкий процесс внедрения системы бюджетирования может длиться месяцами и даже годами. Помимо временных затрат он требует наличия высококвалифицированных специалистов в области бюджетирования и компьютерной техники. Как правило, украинские предприятия не в силах самостоятельно провести эти работы, привлечение консалтинговой фирмы обходится дешевле и значительно надежней.
Теперь перейдем к процессу бюджетирования как таковому.
Бюджеты составляются как для структурных подразделений, так и для компании в целом. Бюджеты подразделений сводятся в единый бюджет предприятия называемый основным или головным. Американские финансовые менеджеры говорят Master Budget.
Последовательность формирования основного бюджета удобно представить в виде блок-схемы (рис. 3). Данная блок-схема не отражает всех возможных взаимосвязей между бюджетами, но описывает логическую последовательность процесса бюджетирования.
Рис. 3. Блок-схема формирования основного бюджета
Несколько слов в отношении временного характера бюджета. Традиционным считается разбиение года на 12 месяцев и составление всех бюджетных таблиц для каждого месяца в отдельности. Необходимо сознавать, что в этом случае целый месяц представляется одной точкой времени. Зачастую это не устраивает финансового менеджера, и он стремится производить дальнейшее более детальное бюджетирование с разбивкой месяца на недели или на декады. Такой случай можно считать идеальным. Главная проблема его практической реализации – это оперативное обеспечение процесса бюджетирования исходными данными. Практическая истина здесь очень проста: запрограммировать процесс планирования – это только часть задачи. Гораздо сложнее обеспечить информационную поддержку этому процессу в реальном масштабе времени.
В дальнейшем последовательно дадим краткую характеристику каждому из частных бюджетов в общей системе процесса бюджетирования.
4.2. Характеристика частных бюджетов предприятия
Процесс бюджетирование начинается с составления бюджета продаж.
Бюджет продаж – операционный бюджет, содержащий информацию о запланированном объеме продаж, цене и ожидаемом доходе от реализации каждого вида продукции. Роль этого бюджета настолько велика, что приводит к необходимости создания отдельного подразделения со своей инфраструктурой, качественно и постоянно занимающегося изучением рынка, анализом портфеля продукции и т.д. Как правило, это отдел маркетинга. Качество составления бюджета продаж непосредственным образом влияет на процесс бюджетирования и успешную работу компании.
В общем случае компания в текущем периоде уже выпускает несколько видов продукции. Подчиняясь стратегическому плану компании, отдел маркетинга оценивает хозяйственный портфель и выдвигает прогнозы относительно жизнеспособности и объемов реализации того или иного вида продукции.
Вопросы о стратегиях и тактиках установления цен на продукцию широко освещены в литературе. Выбор наиболее приемлемого из возможных вариантов осуществляется на основе анализа рынка, целей и состояния компании.
Переходя к вопросу об оплате реализованной продукции, отмечаем, что вся реализованная покупателям продукция может быть оплачена следующими видами платежей: предоплата, оплата по факту получения продукции и продажа товара в кредит, т.е. с временной отсрочкой платежа. Лучшим вариантом прогнозирования характера оплаты продукции является совокупная работа по статистическому анализу опыта компании, сортировке всех существующих контрактов по признаку срока оплаты продукции, оценка степени выполнения покупателями своих обязательств и выдача результата в следующем виде (табл. 16).
Бюджетирование на предприятии: что это такое, с чего начать формирование и ведение бюджета компании
Какого бы размера ни была компания, она стремится заработать деньги и потратить их на развитие бизнеса. Важно правильно корректировать финансовые потоки, составлять сметы, разбираться, куда уходят деньги фирмы, чтобы не допустить банкротства и работы в минус. Для этого требуется система бюджетирования предприятия, в статье мы расскажем, что это такое и как этим пользоваться.
Описание
Так называют обширный процесс по формированию и делению финансов, изменению имеющихся планов в соответствии с новыми фактами, управлению деньгами на основе различных показателей.
Бюджетом называют общность всех доходов и трат в любой компании. От его размера зависит, насколько успешным будет завод или магазин, и как он станет функционировать.
Понятие бюджетирования затрагивает не только юридических лиц, но и обычных граждан. Каждый отдельный человек контролирует собственные заработки и траты. Кроме того, он способен двигать и влиять на экономику государства совместно с миллионами таких же людей. Любой вправе предлагать идеи для расходования из казны государства.
Для жизни завода или офиса, любой формы деятельности жизненно необходимо грамотно распределять денежные потоки. Следует эффективно управлять текущими возможностями, чтобы преумножить будущие.
Бюджетирование — это метод понять и проанализировать, на что уходят финансы в течение периода.
Что включает в себя система: ее задачи
Все основано на планах и деньгах: собственных или заемных. При помощи распределения можно заранее узнать, как будут уходить средства в течение года, месяца или пятилетки.
Бюджетирование способствует правильной организации финансов, обдумыванию их движения. Для этого используется анализ настоящей деятельности и состояния. Если тщательно подходить к этому вопросу, удастся принимать наиболее эффективные решения относительно развития предприятия.
Выделим 5 основных задач, с которыми можно справиться с помощью грамотно выстроенного бюджета.
Текущее планирование
Это инструмент, который позволяет найти наиболее рациональные пути использования имеющихся трудовых, материальных и иных ресурсов. Если в фирме не занимаются этим, то и успешной деятельность компании назвать нельзя.
Но непрофессиональный план не учитывает целей бизнеса, а также не может стать главным для разбора и принятия решительных действий. Важно, чтобы документ составлялся знающим человеком на основе реальных данных и не для отчетности, а для практического использования. Такая документация после всех расчетов покажет, сколько реально денег у предприятия для всех проектов.
Составленный финансовый отчет в идеальных условиях должен захватить не только краткосрочные, но и далекие перспективные направления.
Оборудование
Насколько обоснованы затраты
Серьезный пункт, который отвечает на вопрос «куда потратили деньги». Любую статью для расходования необходимо обосновать и подтвердить ее целесообразность.
Оформление базы для анализа
В такой отчетности легко разобраться. Она позволяет понять, насколько правильными были конкретные траты, какие из проектов оказались успешными. С ее помощью можно строить дальнейшие цели с учетом ошибок прошлого. Своевременные корректировки улучшают финансовые показатели.
Повышение эффективности
Если профессионально вести бюджетирование, то повышается производительность, развиваются прибыльные направления и минимизируются бессмысленные затраты. Рекомендуется посвящать руководителей среднего звена в дела и планы компании, чтобы они были мотивированы на достижение результатов.
Выявление и минимизация рисков
В смете обязательно становится видно все бизнес-нюансы. Можно вовремя остановить развитие направления, если оно не приносит должного результата. Слишком рискованные операции оказываются под вопросом и выполняются в последнюю очередь.
Бюджетное управление и его особенности
Грамотно построенное бюджетирование позволяет добиться сразу нескольких целей:
В перечне мы указали только основные цели, которые позволяет достичь правильно спланированное бюджетирование. Этот процесс играет важную роль.
Какие функции выполняет
В любой компании есть задачи, которые легче оптимизировать и решить после введения контроля за денежными потоками. Они отличаются в разных сферах деятельности, но составление плана будет выполнять функционал одинаковой направленности:
На примере: предприятие должно запланировать свои действия, учесть затраченные ресурсы и полученную прибыль, проконтролировать выполнение.
Важные составляющие системы бюджетирования
Это совокупность действий, которые направлены на повышение производительности и эффективности работы. Правильное применение позволяет оперативно достигать поставленных задач.
Системный подход обеспечивает скоординированную работу разных подразделений ради достижения общих целей и выведения показателей экономики на новый уровень.
Применение бюджета дает массу достоинств:
Бюджетный цикл: что это, какие этапы включает
Так называют отдельный период планирования и распределения доходных и расходных статей. Это цикличное действие, повторяться оно будет с периодичностью, которую установят на предприятии.
Важно соблюдать последовательность этапов бюджетирования, но для чего это нужно? Чтобы не допустить путаницы, контролировать все изменения, наладить производство и увеличить прибыль.
Каждый раз это действие содержит 3 фазы:
Виды и методы бюджетирования на предприятии: с чего начать
Существует 3 главных разновидности. Их строят исходя из:
В первый формируются все предстоящие доходные/расходные процедуры, в него включаются расчеты прибыли, перемещений финансов и других планов относительно наличных и безнала. Это главный вид, цель которого заключается в планировании распределения денег внутри организации. Создавать и контролировать его необходимо, чтобы обеспечить платежеспособность и прибыль фирме, не допустить дефицита.
Вторая разновидность содержит:
Если финансовый план выражает общий ход средств, операционный отвечает за конкретные направления с цифрами.
Инвестиционный подвид включает в себя все, что относится к инвестированию. Среди прочего это:
Бюджетирование не может начинаться с одного вида планов. Если вы задаетесь вопросом, как составить бюджет организации, мы рекомендуем провести анализ работоспособности и продуктивности, прописать сметы по каждому. Необходимо хранить отчет по всем направлениям, это положит начало составлению глобальной отчетности комплексно по заводу и отдельно по подразделениям.
Процесс ведется с целью увеличения реальных результатов от деятельности. Предприятие чаще ориентируется на собственные принципы, ищет подходящие пути. Допускается обойтись без четкой детализации мелких или побочных ответвлений. Но расчеты проводить необходимо, чтобы не допустить ухудшения финансовой ситуации.
Бюджет организации и его состав
В широком понимании это учет всех активов. При более тщательном разборе это множество документов, результатов и анализа, которые позволяют составить несколько смет для планирования дальнейшей работы.
О главных типах мы говорили выше. Состав проще представить в виде небольшой схемы:
Приток ДС | Бюджет | Меняется долг по поставщикам и оплате труда | Смена объемов запасов сырья и материалов | Бюджет по производству | Меняются объемы запасов готовой продукции | Бюджет по отгрузке | Меняется долг по покупателям |
Обычно цепочка представлена в виде простой структуры:
Бюджетирование на предприятии: что включает и как организовать
Управлять ресурсами предприятия непросто. Нужно составлять финансовые планы, контролировать движение выручки и расходов, соотносить стратегические и управленческие решения с экономическим положением компании и многое другое. Менеджменту справиться с этими задачами помогает финансовое планирование и бюджетирование. Что из себя представляет данный процесс, какие бюджеты бывают и с чего начать бюджетирование на предприятии? Попробуем разобраться.
Основы бюджетирования на предприятии
Основная задача бюджетирования — обеспечить деятельность организации необходимыми ресурсами, в том числе финансовыми. Заключается оно в двух простых вещах: распределить имеющиеся ресурсы и спланировать новые поступления в будущем.
С глобальной точки зрения, бюджетирование помогает организации достичь стратегических целей и выиграть в конкурентной борьбе. Ведь когда у компании есть ресурсы, можно уверенно наращивать обороты, осваивать новые ниши, одним словом — развиваться. Поэтому к финансовому планированию в любой организации приступают только после разработки стратегии.
Когда известна стратегическая цель, финансовый отдел оценивает объем необходимых ресурсов для ее достижения и способы их привлечения.
Понятие финансовое планирование немного шире, чем бюджетирование (так как первое включает в себя второе).
Бюджетирование еще называют инструментом финансового планирования, учета и контроля доходов и расходов бизнеса. Ценность его в том, что система бюджетов позволяет анализировать прогнозируемые и фактические показатели не только по всей компании в целом, но и по отдельным подразделениям, проектам или центрам учета.
Обычно бюджетированию подлежат такие показатели:
Какие бюджеты бывают
Финансовые планы и бюджеты составляют на разные промежутки времени. Они бывают:
Долгосрочное планирование определяет допустимые темпы расширения предприятия и повышение стоимости бизнеса. А краткосрочное — обеспечивает постоянную платежеспособность предприятия.
В плане последовательности — бюджеты формируют вначале для каждого подразделения, а потом сводят их в основной бюджет по предприятию. В Америке его называют Master Budget.
Схема бюджетирования предприятия
Рассмотрим, что входит в эти бюджеты и для чего они нужны.
Еще бюджеты делят на фиксированные и гибкие. В первом случае финансовые показатели не пересматривают (фиксированный вид считается классической формой бюджетирования). Гибкие бюджеты можно корректировать.
В условиях неопределенности, компании практикуют средний вариант — «скользящие» бюджеты. Их обновляют каждый квартал. Пересчитывают плановые значения, что позволяет быстро реагировать на изменения экономики.
С чего начать бюджетирование на предприятии
Система бюджетирования на предприятии строится поэтапно. И начинается этот процесс далеко до формирования бюджетов, а как мы уже говорили — со стратегического планирования. Также основным условием для внедрения бюджетирования будет налаженная работа финансового департамента и четко обозначенные показатели работы всех подразделений компании.
Так выглядит подготовка к внедрению системы бюджетирования на предприятии:
Стратегический план позволяет определить образ и цель деятельности предприятия на долгосрочную перспективу.
Необходимо понять, если ли она вообще и как функционирует. Если она в хаотическом состоянии, нужно организовать ее работу.
Определить показатели для ЦФО и подразделений, и как будет построена по ним отчетность.
Организовать бюджетный регламент и связать его с учетной политикой организации.
К ней приступают, когда система бюджетирования налажена и работает без сбоев.
Как организовать систему бюджетирования по этапам — мы писали в статье «Разработка и внедрение бюджетирования на предприятии». В этот раз — рассмотрим самые сложные участки этой работы, которые стоит учесть перед формированием бюджетов.
Например, финотделу нужно рассчитать целесообразность инвестиций в расширение производства или закупку нового оборудования. У руководителя подразделения могут запросить показатели производительности труда на отдельной линии.
Иногда сложности возникают на этапе согласования планов между отделами. Например, отдел закупок запрашивает детальный план у отдела поставок продукции, но тот не может оперативно его предоставить. Чтобы решить проблему, нужно согласовать между собой документы по каждому отделу, виду бюджета и сроки сдачи отчетности.
Что дает бюджетирование и кому это нужно
Считается, что финансовое планирование нужно только крупным компаниям, а небольшим фирмам достаточно вести учет доходов и расходов. Данный подход вполне оправдан. При небольших оборотах составление детальных финансовых планов может усложнить работу предприятия.
Но с ростом бизнеса управлять финансовыми потоками без бюджетов будет сложно — прибыль и убытки станут «непредсказуемыми». Бюджетирование в таком случае позволит не только навести порядок в имеющихся ресурсах, но и четко спрогнозировать их поступление в будущем.
А еще грамотно выстроенная система бюджетирования позволяет:
Из недостатков — система бюджетирования трудоемкий процесс и понятна далеко не всем менеджерам. Иногда возникают трудности с выполнением планов, передачей информации от руководящих звеньев к линейным сотрудникам, что может демотивировать команду. Такие сбои происходят из-за непонимания сути бюджетирования, его пользы и элементарных основ построения системы бюджетов в компании.
Чтобы выстроить эффективную систему бюджетирования или подтянуть отдельные ее участки, предприятие может пригласить аутсорсинговую компанию. Привлеченные эксперты помогут выявить слабые места в экономике предприятия, скорректировать финансовые цели и показатели. Однако эксперты не смогут выстроить систему бюджетов без помощи штатных менеджеров и сотрудников. Поэтому как бы предприятие ни внедряло бюджетирование: с помощью аутсорса или своими силами — финансовое планирование будет эффективным, только если им будет заниматься обученный и квалифицированный персонал.
Организация бюджетирования на предприятии
Бюджет актуален и для семей, и для государственных учреждений, и для городов, и для компаний. Без него невозможно работать над проектами, организовывать деятельность.
Вопрос: Чем отличается план ФХД от маркетингового бюджетирования? Как учесть все расходы и правильно их отразить в документах организации?
Посмотреть ответ
Что представляет собой бюджетирование
Бюджетирование представляет собой работу по управлению бюджетом. Это составной элемент финансового планирования. Бюджетирование способствует грамотному распределению ресурсов. Занимаются им специальные отделы в компании. Бюджетирование осуществляется по специальной модели. Она не может быть типовой. Для каждого предприятия разрабатывается индивидуальная модель, соответствующая особенностям деятельности и финансовым возможностям.
ВАЖНО! Сложность бюджетирования определяется размером компании. Если организация совсем небольшая, достаточно просто сформировать смету по доходам и расходам.
ВНИМАНИЕ! Именно на основании бюджетирования формируется нынешняя и будущая деятельность компании.
Главные задачи
Рассмотрим базовые задачи бюджетирования:
Бюджетный период – это время действия определенного бюджета. Как правило, это год. Качественное бюджетирование включает в себя финансовое планирование, а также менеджмент.
ВНИМАНИЕ! Необходимость в бюджетировании появляется тогда, когда количество персонала в компании превышает 50 сотрудников.
Основные функции бюджетирования
Рассмотрим шесть базовых функций бюджетирования:
Какие существуют практические аспекты бюджетирования бизнес-процессов в системе финансового планирования?
Многим менеджерам не нравится идея о введении бюджетирования. Связано это с увеличением ответственности. Для предупреждения проблем следует провести обучение менеджеров, объяснить необходимость бюджетирования, его пользу.
ВНИМАНИЕ! Качественное бюджетирования невозможно без автоматизации. Для управления бюджетом используются специальные программы, позволяющие уменьшить трудозатраты.
Разновидности бюджетирования
Существуют различные виды бюджета. Каждый из них позволяет решить разные задачи. Рассмотрим некоторые из разновидностей:
Существует очень много видов операционного бюджета. В частности, вид определяется в зависимости от того, бюджет какого направления имеется в виду.
Особенности внедрения бюджетирования в компании
Не существует типового алгоритма внедрения бюджетирования. Однако можно рассмотреть общий порядок действий:
ВАЖНО! Эффективность системы бюджетирования можно увеличить при помощи сценарного анализа.
Рекомендации по повышению эффективности бюджетирования
Внедрение бюджетирования на предприятии – крайне сложная задача. Как правило, эта работа доверяется специализированным компаниям. Однако сотрудники предприятия могут самостоятельно повысить эффективность бюджетирования. Для этого нужно следовать данным рекомендациям:
Бюджетирование – задача для специалистов. Не обязательно доверять соответствующим компаниям все этапы работы. Можно обратиться за профессиональной помощью только в том случае, если возникли сложности.
Виды бюджетов
Совокупность взаимосвязей различных видов бюджетов, представленная в графическом виде, может служить довольно точным отражением специфики работы той или иной компании. Конкретный набор бюджетов и их размер — уникальны для каждого бизнеса, как отпечаток пальца для человека.
Впрочем, на самом верхнем уровне классификация бюджетов для любых бизнесов будет общая. Таким образом можно выделить следующие типы бюджетов:
Бюджетирование
Систему взаимосвязанных между собой бюджетов различных типов и видов также называют финансовой моделью компании или холдинга. Если фирма небольшая или только начинает свой путь в бизнесе, то как правило она управляется собственником, как говорится “в ручном режиме”. На этом этапе роль системы бюджетирования не столь уж велика. А вот когда компания начинает развиваться, — количество персонала растет, как и все усложняющиеся бизнес-процессы и появляются люди которым нужно делегировать решение финансовых вопросов, — вот в этот момент эффективное бюджетирование становится критически важной задачей.
Стоит добавить, что бюджетирование не ограничивается планированием расходов и доходов. Не менее важную роль играет контроль их исполнение и последующая корректировка в зависимости от достигнутых в реальности показателей. Также большое значение имеет система автоматизации. Сервис “Финоко: Управленческий учет” позволяет составлять бюджеты различных типов, видов и уровней.
Операционные бюджеты
Главный смысл операционных бюджетов — это предоставить исходную информацию для финансовых бюджетов. В первую очередь — для бюджета доходов и расходов, а также бюджета движения денежных средств. Во-вторых, система операционных бюджетов служит для трансформации плановых единиц измерения, например из человеко-часов или тонн в денежные показатели. И в-третьих — позволяет рассчитать расходы на единицу выпущенной продукции. Операционные бюджеты могут как относится как отдельным департаментам предприятия, так и быть консолидированными.
Инфографика показывает взаимосвязь различных бюджетов. В частности, производственный бюджет зависит от бюджета продаж, и, в свою очередь, служит источником данных для бюджетов: прямых материальных затрат, труда и общепроизводственных расходов.
Бюджет продаж
Пожалуй, самый сложный, но при этом и самый важный бюджет для любой компании касается объемов продаж. Представить их нужно, как в натуральном, так и денежном выражении. Для его составления необходимо ясное понимание возможностей фирмы, рыночной ситуации и даже доля интуиции. Далеко не у всех получается сделать хотя бы более-менее точный бюджет продаж. Именно поэтому этой части бюджетирования нужно уделять большое внимание, особенно когда компания только выходит на рынок. Управленцу необходимо держать в голове, в частности, такие факторы как: сезонность, рыночная динамика, конкурентное окружение, уровень покупательской способности потребителей и многие другие. Можно развести этот бюджет по каналам сбыта или по регионам присутствия компании, что позволит видеть факторы влияющие на уровень продаж. Посмотреть пример составления бюджета продаж в сервисе Финоко.
Бюджет поступления денежных средств от реализации продукции
После формирования бюджет продаж имеет смысл составить бюджет поступления денежных средств от реализованной продукции. Управляет таким бюджетом отдел, отвечающий за продажи. То есть, у менеджеров этого подразделения должны быть свои бюджеты ДДС, которые затем сливаются в соответствующий консолидированный бюджет. Посмотреть пример расчета.
Бюджет производства
Следующий шаг — наметить производственный бюджет в натуральном выражении. Разумеется, это актуально для компаний, выпускающей продукцию. Такой документ иногда еще называют производственной программой. Он содержит в себе как наименования товаров, так и периоды за которые нужно будет выпустить те или иные объемы. Поэтому очень важно, чтобы бюджет производства согласовывался с детальными производственными отчетами. Информация из этого бюджета поступает в другие документы, которые отражают прямые материальные затраты, затраты труда и общепроизводственные расходы. Расчет бюджета в сервисе Финоко.
Бюджет прямых затрат на материалы
Бюджет прямых затрат на материалы нужен производителям, чтобы точно понимать размер затрат. Как правило под “материалами” в этом случае понимается: исходное сырье, расходники, тара и т.д. В совокупности все это довольно большая статья расходов. Такие бюджеты нужно анализировать с особой тщательностью в том случае, если вы решите минимизировать затраты предприятия. Планируются затраты на материалы отталкиваясь от номенклатурного разнообразия производства. Посмотреть пример.
Бюджет закупок материалов
Бюджет закупок составляется исходя из данных предыдущего документа, определяющего объем прямых затрат на материалы. В первых строках этого бюджета отражаются данные об их необходимых объемах. Важным фактором в данном случае являются остатки, например исходного сырья или тары, на начало и конец периодов. Нужно отметить, что данные представлены не в денежном, а в натуральном выражении. Пример расчета бюджета закупок материалов.
Бюджет прямых затрат на оплату труда
Как понятно из названия этот бюджет фиксирует затраты на сотрудников компании. Кроме основного фонда оплаты труда, этот бюджет может включать в себя расходы на систему мотивации персонала по каждому из отделов или департаментов. Как правило, фирмы делять затраты на персонал на две части: постоянную и переменную. В соответствующем бюджете они находят свое отражение по разному. В каждой компании затраты на труд считают по своему, но есть несколько обязательных элементов: общий объем ФОТ с разбивкой на постоянные и переменные затраты; текучка кадров за определенный период; выплаты по больничным листам и другие показатели. Расчет бюджет прямых затрат на оплату труда в сервисе Финоко.
Бюджет общепроизводственных расходов
Бюджет общепроизводственных расходов включает в себя те из них, что не входят в прямые производственные затраты. Их еще называют “накладными” или “косвенными”, то есть такого рода расходы могут иметь совершенно разную природу под влиянием большого количества факторов. В частности, под общепроизводственными затратами понимаются: ремонт станков или зданий, уборка, амортизация, “коммуналка”, страховые выплаты и другое. Пример бюджета.
Бюджет коммерческих расходов
Расходы на мероприятия, по реализации продукции, неразрывно связаны с продажами. Это расходы на рекламу, складирование продукции и др. В большинстве случаев, бюджет коммерческих затрат формируются исходя из плана продаж.
Бюджет коммерческих расходов формируется с учетом объемов продаж продукции на плановый период. Он включает расходы на маркетинговые исследования, рекламу, оплату труда менеджеров по продаже, транспортные расходы, если их оплачивает производитель, и прочие аналогичные расходы.
Бюджет управленческих расходов
Затраты на управление определяются функционирование административного персонала. Причем распределяются относительно как произведенной продукции, так и уже на реализованной. В каждой компании расходы на менеджмент высшего звена распределяются исходя из особенностей бизнеса.
Формирование финансового бюджета
В смысл формирования финансового бюджета заложено планирование всех предстоящих издержек предприятия в денежном эквиваленте. В основе лежат следующие документы: прогнозирование доходов и расходов, прогнозирование движения денежных средств, бухгалтерский баланс и движение капитала имеющихся средств на счету.
Финансовый бюджет – это основа всего бюджета. Его целью является прогнозирование и планирование финансового оборота всей компании. Направлен на обеспечение платежеспособности предприятия и рассмотрение всех моментов, связанных с дефицитом бюджета.
Движение денежных средств на основании бюджета
Любая деятельность организации возможна лишь в том случае, если она приносит прибыль. Независимо от размера компании, все вопросы всегда связаны с получением дохода. Условия рынка и конкуренция непосредственно влияют на движение денежных средств. Если денег в фирме будет не хватать, это значит, что без вовремя принятого решения, это приведет к банкротству.
Одной из важных составляющих финансового бюджета является бюджет движения денежных средств. Его главная задача – не допускать дефицита денежных средств в компании и недопущение кассовых разрывов.
При составлении бюджета денежных средств, используются показатели. Их количество и вид устанавливается в зависимости от направления деятельности компании и от поставленных задач.
Как только компания приступает к составлению данного бюджета, следует учитывать:
Классифицировав все статьи, исходя из деятельности предприятия, гораздо удобнее производить анализ. При формировании бюджета доходов и расходов, все поступления и издержки учитываются раздельно. Если у компании есть статья расходов, которая является очень высокой, ее также стоит учитывать отдельно.
Статьи расходов
На усмотрение организации, все статьи затрат могут выражены, как в денежном эквиваленте, так и в процентном соотношении.
Внутри бюджета, также можно произвести детализацию. Например, по поступлениям, или выплатам, налогам, или расходам на развитие компании.
Чтобы бюджет движения денежных средств был полностью корректным, стоит учитывать дополнительную информацию: издержки, которые не влияют на финансовый поток, авансовые платежи, дебиторская задолженность.
Есть еще один важный момент в составлении данного варианта бюджета. Это средний остаток финансовых средств. В него входят:
Операционный остаток
Это минимальная сумма, которая нужна, для покрытия издержек по основному виду деятельности.
Чтобы рассчитать операционный остаток, необходимо: объем денежного оборота (план) / план расхода денежных средств по организации в целом. Все это считается за необходимый период времени.
Расчёт показателя суммы остатка по плану обеспечит своевременное совершение всех обязательных платежей по операционной деятельности.
Страховой остаток
Страховой остаток необходим для организации. Определяется суммой операционного остатка и коэффициента поступлений финансовых средств в организацию.
На основании данного бюджета, можно составить график поступлений денежных средств в организацию. Он может изменяться, исходя из дебиторской задолженности.
Информацию для формирования бюджета движения денежных средств, можно получить из данных. Например, бюджета продаж, бюджета материалов, производственных расходов и др.
Важно при создании такого бюджета, найти грань между получением денежных средств и правом получения. Прибыль признается тогда, когда сделка считается совершенной. Но в нашем случае необходимо учитывать только фактические поступления и издержки.
Отчет о прибылях и убытках на основании данных бюджета
Основная цель БДР– это выявление отличий между поступлениями и денежным потоком в целом. Поток денег – это только реальные выплаты и выручка, которые отражаются на счетах фирмы и кассе.
Бывают такие ситуации, когда компания в итоге получает отрицательный финансовый результат. Хотя в течение запланированного периода, на счетах всегда были денежные средства и кассовые разрывы отсутствовали. Стоит напомнить, что выручка и деньги – это не одно и то же.
Используя калькуляцию по затратам, нужно уделить внимание производственным расходам, ими могут быть запасы предыдущих периодов времени. Это значит, что такие затраты уменьшают доход в целом по предприятию. Формируя отчет по бюджету, лучше применять калькуляцию переменных затрат по производству. Именно она четко отображает связь продаж и прибыли.
Баланс бюджета
Управленческий баланс — это один из завершающих этапов. Здесь потребуется информация о бюджете денежных средств, функциональных бюджетах и отчете о прибылях и убытках. Только после получения данных, реально сформировать такой бюджет.
Каждый бюджет имеет очень подвижный характер. Именно баланс бюджета позволяет быстро отразить картину финансовой деятельности компании. Это можно сделать, как на определенную дату, так и на период.
В принятии управленческих решений, этот бюджет мало помогает. Он не дает информацию о том, как и что, было достигнуто, он дает только общую картину.
Консолидация бюджетов
Не стоит забывать, что виды бюджетов включают операционный и финансовый бюджеты – это единый бюджет всего предприятия. Но он включает в себя все сметы доходов и расходов структурных подразделений.
Операционный бюджет включает в себя бюджет:
Финансовый бюджет включает в себя:
При рассмотрении связи между всеми видами бюджетов и планов центра финансовой ответственности, можно включать более детальные виды смет. Они создаются при масштабных целях и если они действительно важны для фирмы.
Консолидация бюджетов
К ним могут относиться сметы доходов и расходов:
Группы статей расходов и прибыли организации
Все доходы и расходы компании, можно разделить на виды:
Нет специального стандарта по группам доходов и расходов. Каждое предприятие выделяет свои, подходящие по виду и направлению работы организации. Фирма может выбрать для себя несколько видов для составления бюджета. Или сделать основное планирование без деления по видам доходов и расходов. Все это можно составить самостоятельно, или при помощи автоматизированных программ.
Все виды бюджетирования применяются в организации, с целью планирования и увеличения финансового результата компании.