Что такое дактилическая рифма
Дактилическая рифма
Дактилическая рифма — разновидность рифмы, при которой ударение падает на третий от конца слог рифмующихся слов.
Пример
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
См. также
Смотреть что такое «Дактилическая рифма» в других словарях:
Дактилическая рифма — см. Рифма Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия
дактилическая рифма — рифма с ударением на третьем от конца слоге, например: Тучки небесные, вечные странники, Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную. М.Ю. Лермонтов См. также клаузула … Словарь литературоведческих терминов
дактилическая рифма — ДАКТИЛИ´ЧЕСКАЯ РИ´ФМА рифма с ударением на третьем от конца слоге, например: Тучки небесные, вечные стра´нники! Степью лазурною, цепью жемчу´жною Мчитесь вы, будто как я же, изгна´нники, С милого севера в сторону ю´жную. (М. Лермонтов) Чаще… … Поэтический словарь
дактилическая рифма — см. рифма + дактиль … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
РИФМА — (греч. rhythmos). Созвучие слов, которыми оканчиваются стихи; однозвучное скончание стиха. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РИФМА греч. rhythmos. Созвучное окончание стихов. Объяснение 25000… … Словарь иностранных слов русского языка
РИФМА — РИФМА, рифмы, жен. (греч. rhythmos) (лит.). В стихосложении созвучие концов стихотворных строк. Мужская рифма (с ударением на последнем слоге), женская рифма (на предпоследнем), дактилическая рифма (на третьем от конца). Богатая, бедная рифма.… … Толковый словарь Ушакова
рифма — (от греч. rhythmos соразмерность) созвучие концов стихов (или полустиший), отмечающее их границы и связывающее их между собой. Рубрика: структура стихотворного произведения Целое: звуковая организация стиха Вид: бедная рифма, богатая рифма … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Рифма — При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890 1907). В Викисловаре есть статья «рифма» … Википедия
дактилическая клаузула — см. клаузула + дактилическая рифма … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
рифма — (от греч. rhythmos соразмерность) одинаковое или сходное звучание концов двух или более стихотворных строк, отмечающее их границы и связывающее их между собой (например, в отрывке из стихотворения В.В. Маяковского: Поэзия // та же добыча радия.… … Словарь литературоведческих терминов
дактилическая рифма
Смотреть что такое «дактилическая рифма» в других словарях:
Дактилическая рифма — см. Рифма Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия
Дактилическая рифма — Дактилическая рифма разновидность рифмы, при которой ударение падает на третий от конца слог рифмующихся слов. Пример Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера… … Википедия
дактилическая рифма — рифма с ударением на третьем от конца слоге, например: Тучки небесные, вечные странники, Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную. М.Ю. Лермонтов См. также клаузула … Словарь литературоведческих терминов
дактилическая рифма — см. рифма + дактиль … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
РИФМА — (греч. rhythmos). Созвучие слов, которыми оканчиваются стихи; однозвучное скончание стиха. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РИФМА греч. rhythmos. Созвучное окончание стихов. Объяснение 25000… … Словарь иностранных слов русского языка
РИФМА — РИФМА, рифмы, жен. (греч. rhythmos) (лит.). В стихосложении созвучие концов стихотворных строк. Мужская рифма (с ударением на последнем слоге), женская рифма (на предпоследнем), дактилическая рифма (на третьем от конца). Богатая, бедная рифма.… … Толковый словарь Ушакова
рифма — (от греч. rhythmos соразмерность) созвучие концов стихов (или полустиший), отмечающее их границы и связывающее их между собой. Рубрика: структура стихотворного произведения Целое: звуковая организация стиха Вид: бедная рифма, богатая рифма … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Рифма — При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890 1907). В Викисловаре есть статья «рифма» … Википедия
дактилическая клаузула — см. клаузула + дактилическая рифма … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
рифма — (от греч. rhythmos соразмерность) одинаковое или сходное звучание концов двух или более стихотворных строк, отмечающее их границы и связывающее их между собой (например, в отрывке из стихотворения В.В. Маяковского: Поэзия // та же добыча радия.… … Словарь литературоведческих терминов
Дактилическая рифма в русской поэзии
Среди множества разновидностей рифм есть рифмы, которые присутствуют не во всех языках. Давайте рассмотрим примеры дактилических рифм в русской поэзии.
Если клаузула (окончание строфы или стиха, «clausula» – «окончание, завершение») имеет два последних безударных слога, то такую рифму называют дактилической.
Конечно, наиболее распространенными являются стихотворения, написанные из чередующихся мужских и женских рифм, но, тем не менее, многие поэты для придания своим произведениям оригинального звучания и уникальности используют другие типы рифмовки.
Называется эта рифма благодаря термину «дактиль» («daktylos» – «палец», в переводе с греческого) и представляет собой стихотворную стопу, состоящую из трёх слогов. Первый из этих слогов долгий (ударный), а остальные два — краткие, то есть ударение падает на третий от конца слог.
В русских народных песнях и частушках эта рифмовка нередкое явление:
Девочки беляночки
Ходите на гуляночки,
Скоро бабы будете
Гуляночки забудете.
В статье “Неточные дактилические рифмы в частушке” были рассмотрены их особенности и примеры.
Но в академической поэзии того времени эта рифма встречается очень редко.
На протяжении всего XVIII в академических кругах такую рифмовку считают „комической“ и „неблагородной“.
В своей работе (трактат “Письмо о правилах российского стихотворства”, 1739 год) Ломоносов предлагает развитие реформы стихосложения. А именно, к существующим двум двухсложным размерам, ямбу и хорею, добавить также три трехсложных размера: дактиль, анапест, амфибрахий.
Не принятая в канонических образцах европейской поэзии высокого стиля, она была известна русским поэтам и писателям из народных былин и песен, такое созвучие (с обязательным ударением на третьем слоге) в ту эпоху рассматривалось в чтении, как дактилическое.
Пример подражания народной поэзии в этом стиле встречается и в произведении Пушкина („Бова“, 1815):
Часто, часто я беседовал
С болтуном страны Еллинския,
И не смел осиплым голосом,
С Шапеленом и с Рифматовым
Воспевать героев Севера.
Стоит также отметить, что у французской поэзии из-за особенностей языка такой вид рифмы использовать невозможно.
Английская поэзия использует их как комические, причем довольно редко.
В немецкой поэзии дактилическая рифма используется преимущественно в экзотических жанрах, как подражание средневековым латинским гимнам, например в „Фаусте“ Гете.
В большинстве европейских языков, в частности в германских, неподвижное ударение. Что привело в результате редукции к разрушению конечных слогов и, соответственно к исчезновению или малой употребительности трехсложных окончаний.
А в русском языке распространены окончания всех трех типов, и дактилического, в том числе. Но влияние западной традиции замедлило осуществление реформ стихосложения, как было отмечено Ломоносовым.
Примеры дактилической рифмы в лирике высокого стиля начинают встречаться в первой четверти XIX века (Жуковский, Баратынский, Языков).
Есть примеры и в стихотворениях Лермонтова:
Я, матерь божия, ныне с молитвою Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью, иль покаянием,
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
В середине XIX века дактилическая рифма получает широкое распространение в творчестве Некрасова, отчасти под влиянием стихотворной техники народной песни.
Зной нестерпимый: равнина безлесная,
Нивы, покосы да ширь поднебесная –
Солнце нещадно палит.
Бедная баба из сил выбивается,
Столб насекомых над ней колыхается,
Жалит, щекочет, жужжит!
Дактилические рифмы обычно чередуются с мужскими, но встречаются и сплошные дактилические окончания:
„Орина, мать солдатская“:
Чуть живые в ночь осеннюю
Мы с охоты возвращаемся;
До ночлега прошлогоднего,
Слава богу, добираемся.
Из новейших поэтов особенно часто пользуется этим видом рифм Бальмонт:
Точно призрак умирающий,
На степи ковыль качается.
Смотрит месяц догорающий,
Белой тучкой омрачается.
Также нельзя не отметить балладу А. Блока „Незнакомка“, которая написана чередованием с мужскими рифмами:
.
И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
Мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая рифмы
Рифмой называют повтор сходных комбинаций звуков, которые связывают и переплетают таким образом между собой как минимум две строки. Также рифма может сплетать между собой симметрично стоящие места строчек, располагаясь, к примеру, посередине. По русским канонам считается показателем рифмы наличие в словах в окончании строчки одних и тех же гласных, стоящих под ударением. Повторный звук в конце строчки – клаузуле – выделяет паузу между строчками и задает ритм всего произведения. Рифма подразделяется на виды в зависимости от места ударения в созвучных словах. Она бывает:
Мужская
Мужская – это рифма, при которой в созвучных словах в конце строки ударение приходится на последний слог. Например:
Я живу только в снах,
Мужской клаузулой может завершаться стопа ямба, анапеста, а также усеченная стопа хорея, амфибрахия и дактиля. Кроме того, это могут быть разные виды акцентных стихотворных произведений, тактовый и долевых, которые завершаются иктом. Таким способом написаны, например, «Черная, потом пропахшая выть» Есенина и «С последнею нежностью, потому» Цветаевой.
Женская
В этом случая ударение падает на предпоследний слог в строчке:
Замело на несчастной планете,
То ль пурга, то ль тоска виновата,
Но смеются одни только дети,
В бой идут уж не только солдаты.
Строка должна оканчиваться одним слогом без ударения. Стихотворный размер может быть практически любым, усеченным или нет. Из классики можно вспомнить Лермонтова «Утес».
Дактилическая
Ударение при данном типе рифмовки должно падать на слог, третий с конца. Это идентично схеме дактиля – стихотворного размера, при котором ударный звук чередуется с двумя безударными.
В поле, в лесу – всё-то прелесть незримая,
Всё невесомая, звонкая, чудная.
Как же мне слиться с тобою, о милая
Матерь-природа, живая и юная?
С помощью этой клаузулы написана известная блоковская «Незнакомка» и «Пророк» Пушкина. Стихи эти звучат по-разному за счет использования разных размеров.
Гипердактилическая
При такой разновидности клаузулы ударение ставится на четвертый и следующие после него от конца строчки слоги. Это нечастый способ. Родился он благодаря устному фольклорному творчеству, в котором не всегда есть строгий размер. Например, он может выглядеть так:
А русалка из пруда водой поплескивает,
Добра молодца манит, косу причесывает.
Подобную рифму можно встретить в классике, например, в произведении Брюсова «Друзья».
Точная и неточная
Рифма может быть точной или неточной – тут играет роль совпадение и несовпадение звуков в переплетающихся клаузулах. Вот пример точной:
Блеснет на небе утром мимолетным
От ливня, слез и рос промокшая заря,
И человечество ребенком беззаботным
Продолжит жить, дышать, всё руша и творя.
Неточная рифма выглядит следующим образом:
Молод день, певуч и светел,
Слышен колокол вдали,
Над костром разносят пепел
Неточные рифмы являются отклонением от классических канонов, но часто применяются сознательно, для придания произведению оригинального звучания. Состав заударных гласных в них разнится.
Заключение
Стихотворения могут чередовать в себе разные виды рифм или сочетать один. Часто встречаются произведения с попеременной мужской и женской клаузулой, например:
По острым камням выжженных долин истерши ноги,
Из виду упустил единственный маяк.
Я долго брел во тьме, не находя дороги,
Несозданных миров искатель и чудак.
Это чередование может быть как упорядоченным, так и случайным. По статистике, среди стихотворных произведений русских классиков чаще всего встречается женская рифма – она занимает больше половины от всех других видов. На втором месте мужская, а на последнем – дактилическая и гипердактилическая. А вот в других языках это соотношение иное. Например, в английском подавляющее количество рифм – мужские (около восьмидесяти процентов от всех). Можно предположить, что частота использования той или иной рифмы зависит от свойств языка – в русском больше длинных и певучих слов, в языках же с латинскими корнями слова короче и ударение в них чаще падает на последний слог.
Лекция 10. Виды рифм
Ударная гласная может располагаться в слове несколькими способами. Она может замыкать слово, после нее могут идти только согласные, а могут следовать один или два слога с безударными гласными. В первом случае, когда после ударной гласной нет других гласных, рифма называется односложной. Если имеется безударная гласная – то двухсложной.
Односложные рифмы называются МУЖСКИМИ. Это самые простые рифмы: Я – моЯ, моЯ – свиньЯ, рАЗ – квАС – бАС – нАС и т.п.
Двухсложные рифмы называются ЖЕНСКИМИ. В них совпадает больше звуков: плАНЫ – рАНЫ; стрАННО – тумАННО; стАЯ – большАЯ, крАЯ – игрАЯ, вИна – картИна.
Иногда стихи строятся только на мужской, иногда только на женской рифме.
Как полны их звУКИ
Безумством желАНЬЯ!
В них слезы разлУКИ,
В них трепет свидАНЬЯ.
(М.Лермонтов)
Но чаще всего мужские и женские рифмы чередуются, что автоматически получается, например, при усечении амфибрахия.
Поздняя осень. Грачи улеТЕЛИ,
Лес обнажился, поля опусТЕЛИ.
Только не сжата полоска одНА…
Грустную думу наводит оНА.
(Н.Некрасов «Несжатая полоса»)
Применение различных видов рифм в одном стихотворении разрушает его монотонность и создает присущую только ему музыку.
После ударной гласной могут следовать и два слога: нОсИтсЯ – прОсИтсЯ, трОстОчкА – кОстОчкА, тЯнЕтсЯ – пьЯнИцА. Такие рифмы называются ДАКТИЛИЧЕСКИМИ.
Дактилической рифмой связаны строки лермонтовской «Тучи» («Тучки небесные, вечные странники….»). Но чаще встречается чередование дактилической рифмы с мужской.
По вечерам над рестоРАНАМИ
Вечерний воздух дик и глУХ,
И правит окриками пьЯНЫМИ
Весенний и тлетворный дУХ.
Вдали над пылью переУЛОЧНОЙ,
Над скукой загородных дАЧ,
Чуть золотится крендель бУЛОЧНОЙ
И раздается детский плАЧ.
(А. Блок «Незнакомка»)
Гораздо реже встречается чередование женской и дактилической рифм.
Под насыпью, во рву некОШЕНОМ,
Лежит и смотрит, как живАЯ,
В цветном платке, на косы брОШЕННОМ,
Красивая и молодАЯ.
Бывало, шла походкой чИННОЮ
На шум и свист за ближним лЕСОМ.
Всю обойдя платформу длИННУЮ,
Ждала, волнуясь под навЕСОМ.
(А. Блок «На железной дороге»)
Влияние вида рифм на музыку стиха хорошо видно на примере стихотворений одного размера (ямба).
«Мцыри» М.Лермонтова построено на мужских рифмах:
Ко мне он кинулся на грудь;
Но в горло я успел воткнуть
И там два раза повернуть
Мое оружье. Он завыл,
Рванулся из последних сил,
И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле
Бой продолжался на земле.
Царя властительно над долом,
Огни вонзая в небосклон,
Ты труб фабричных частоколом
Неумолимо окружен.
Стальной, кирпичный и стеклянный,
Сетями проволок обвит,
Ты – чарователь неустанный,
Ты – неслабеющий магнит.
Кратко скажем о ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКОЙ – четырех, пяти, шестисложной рифме: поМЕШАННАЯ – бЕШЕННАЯ, расскАЗЫВАЯ – размАЗЫВАЯ.
Они встречаются редко.
Холод, тело тайно сковывающий,
Холод, душу очаровывающий…
От луны лучи протягиваются,
К сердцу иглами притрагиваются.
….
Снег сетями расстилающимися
Вьёт над днями забывающимися,
Над последними привязанностями,
Над святыми недосказанностями!