Что такое декаданс простыми словами определение кратко и понятно
Значение слова декаданс
Словарь Ушакова
декад а нс [дэ], декаданса, мн. нет, муж. (франц. de cadence) (книж.). Упадок, культурный регресс.
| То же, что декадентство (редк.).
Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Начало конца и противоположность прогрессу. Декаданс – это медленная и кажущаяся необратимой эволюция к худшему или к ничто. Обычно декаданс создает вокруг себя атмосферу пессимизма и тоски, которую искусный художник способен представить в весьма изысканном виде. Декаденты охотно выступают в роли эстетов, ставя искусство выше реальной действительности (Малларме (***): «Мир создан ради написания прекрасной книги»), выше жизни (Вилье де Лиль-Адан (***): «Жить? Пусть за нас живут слуги»), выше истины (Ницше: «Искусство ценнее истины»), выше всего. Но реальность мстит за себя, и декаданс неизбежно вырождается в скуку или нелепость. А варвары на подходе…
Стефан Малларме (1842–1898) – французский поэт-символист, чье творчество проникнуто мотивами одиночества и бессилия перед жизнью. Для поэзии Малларме характерен усложненный синтаксис и стремление к передаче «сверхчувственного».
Филипп Огюст Матиас Вилье де Лиль-Адан (1838–1989) – французский писатель, близкий к деятелям Парижской коммуны. После поражения коммунаров в его творчестве усилились мотивы мистики и пессимизма. Гротескно-сатирические сборники «Жестокие рассказы» и «Новые жестокие рассказы» раскрывают тему столкновения «одинокого мечтателя» с оскудевающей духовной культурой буржуазного общества.
Эстетика. Энциклопедический словарь
Значение слова «декадентство»
[От франц. décadent — упадочный]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Подобно более раннему Движению искусств и ремёсел, родоначальники декадентства стремились освободить искусство от материалистических забот промышленной революции, раскрепостить мораль, скованную условностями викторианской эпохи. Они выступали против старых, академических форм искусства, искали новые формы самовыражения, более гибкие и более соответствующие усложнённому мироощущению современного человека.
Характерными чертами декадентства обычно считаются отход от общественности и отвращение к повседневной жизни (taedium vitae), что проявляется в искусстве отрывом от реальности, поэтикой искусства для искусства, эстетизмом, модой на демонизм («Там, внизу», «Скорбь Сатаны»), преобладанием формы над содержанием, стремлением к внешним эффектам, стилизации и т. д.
ДЕКАДЕ’НТСТВО, а, мн: нет, ср. [от фр. decadent — упадочный] (лит., искус.). Литературно-художественное направление в конце 19 в. и начале 20 в., отличавшееся упадочничеством, крайним эстетизмом и индивидуализмом, предшествовавшее символизму и отражавшее собой настроение нек-рых групп интеллигенции в эпоху упадка капитализма. || Вообще черты упадочничества в литературе или искусстве.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
декаде́нтство
1. искусств. направление в литературе и искусстве конца XIX — начала XX века, отличавшееся настроениями безнадежности, неприятия жизни, индивидуализмом
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова чина (существительное):
Декаданс
Декадентство (от позднелатинского decadentia — упадок) — общее наименование кризисных явлений европейской культуры 2-й половины XIX — начала XX вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма. Сложное и противоречивое явление, имеет источником кризис общественного сознания, растерянность многих художников перед резкими социальными антагонизмами действительности. Отказ искусства от политической и гражданских тем художники-декаденты считали проявлением и непременным условием свободы творчества. Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям и идеалам.
Содержание
Обозначение декаденства
Брошенное враждебной этому течению критикой как уничижительное, отрицательное, обозначение «декаденство» было подхвачено его представителями и превращено в лозунг. Наряду с декадентством для обозначения этого общеевропейского течения поэзии и искусства употребляются также термины: «модернизм», «неоромантизм», «символизм».
Из этих терминов — «модернизм» (от фр. moderne — современный, новейший) за бессодержательностью должен быть отброшен; «неоромантизм» следует признать недостаточным, ибо он указывает лишь на типологическое сходство этого течения в ряде признаков с романтизмом начала XIX века, а не на его специфические особенности (в защиту этого термина выступал С. А. Венгеров, «Этапы неоромантического движения»).
Кроме того, наряду с декадентством, наиболее употребителен термин «символизм». Некоторые считают эти термины одинаково обозначающими одно и то же явление. Однако их следует всё же разграничивать.
«Символизм» как термин шире термина «декадентства», по сути дела являющегося одной из разновидностей символизма. Термин «символизм» — искусствоведческая категория — удачно обозначает один из важнейших признаков стиля, возникающего на основе психики декадентства. Но можно различить и иные стили, возникающие на этой же почве (например, импрессионизм). И в то же время «символизм» может и освобождаться от декадентства (например, борьба с декадентством в русском символизме).
Иногда термин «декадентство» употреблялся также в биологическом смысле, означая патологические признаки психо-физического вырождения в области культуры (М. Нордау и др.). С социологической точки зрения термин декадентство применим для обозначения проявлений социально-психологического комплекса, свойственного всякому общественному классу, находящемуся в стадии упадка, особенно же нисходящему господствующему классу, вместе с которым приходит в упадок целая система общественных отношений (Плеханов, Искусство и общественная жизнь).
История
В XIX веке европейская и особенно французская литература была названа декадансом сначала враждебно настроенными критиками, а затем этот термин был использован и самими авторами. Данный термин относился к авторам конца XIX века, которые были связаны с движениями символизма и эстетизма и которые также сочетали в своём творчестве элементы более раннего движения романтизма с его несколько наивным взглядом на природу. Некоторые из этих авторов находились под влиянием традиции готического романа и поэзии и прозы Эдгара Аллана По. Идея декаданса восходит к 18 веку, к Монтескьё, а далее, после Дезире Нисарда — французского писателя и критика (фр. Désiré Nisard ) — она была подхвачена критиками как термин для оскорбления Виктора Гюго и романтизма в целом. Более позднее поколение писателей-романтиков, как например Теофиль Готье и Шарль Бодлер, использовали это слово как знак почёта, как символ отрицания того, что они считали «банальным прогрессом». В 1880-х годах группа французских писателей называла себя декандентами. В Британии главной фигурой декаданса был Оскар Уайльд.
Как литературное движение декаданс — это переходный этап между романтизмом и модернизмом.
Часто символизм путают с декадансом. Несколько молодых авторов были иронично отнесены к декадансу в прессе середины 1880-х годов. Значительная часть манифеста Жана Моро была посвящена именно этой проблеме и спорам по этому поводу. Некоторые из этих авторов приняли его, а некоторые нет.
Идеи декадентства
Характерными чертами декадентства обычно считаются: субъективизм, индивидуализм, аморализм, отход от общественности, taedium vitae и т. п., что проявляется в искусстве соответствующей тематикой, отрывом от реальности, поэтикой искусства для искусства, эстетизмом, падением ценности содержания, преобладанием формы, технических ухищрений, внешних эффектов, стилизации и т. д.
Примером в древности можно назвать эпоху падения Римской империи и др.
Авторы-декаденты
Наиболее яркими представителями декадентства на Западе являлись Оскар Уайльд, Ш. Бодлер, Мария Корелли, П. Верлен, Метерлинк, Гюисманс, Станислав Пшибышевский и др. В группу русских декадентов так называемого «старшего поколения» в 1880-х — 1890-х гг. входили такие поэты и беллетристы, как Бальмонт, А. Добролюбов, Коневской, Ф. Сологуб, Мережковский, Зинаида Гиппиус, а также «ранний» Брюсов.
Если, по мнению Плеханова, литературное развитие русского декадентства и не вполне ещё соответствовало существовавшей в России системе капиталистических отношений, то корни его следует искать в условиях реакции 1880-х и начала 1890-х гг. Писатели-декаденты были особенно популярны после революции 1905.
Декадентское движение сегодня
Что такое декаданс
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.
Томная дама в меховой горжетке и с папиросой в длинном мундштуке, морфинисты, странные песни Александра Вертинского и тексты популярной в 90-е группы «Агата Кристи» — все это приходит на ум, когда слышишь слово декаданс.
Декаданс — это не столько течение или стиль, сколько настроение, переломный этап в развитии культуры.
Декаданс — это.
Термин декаданс, или декадентство, пришел из французского языка, где decadence означает «упадок». Происхождение слова восходит к латинскому глаголу decadere — падать.
В самом общем смысле можно сказать, что декаданс — это такое состояние упадка, распада значимого культурного стиля, когда внутреннего огня уже не хватает на создание шедевров, но еще достаточно энергии на причудливые стилизации.
Декадентство чаще ассоциируется с периодом конца XIX — начала XX века, потому что в это время начинается упадок огромного пласта классической культуры.
*Александр Вертинский в образе Черного Пьеро
Но вполне уместно говорить о декадансе великого Ренессанса (это когда было?), который проявился в маньеризме, или об академизме, как о декадансе Классицизма (это когда было?), или о рококо — как об упадке Барокко (что это было?).
Мы остановимся на декадентстве как явлении в искусстве и литературе на переломе XIX–XX веков, когда основные настроения творческих произведений — это безнадежность, неприятие жизни, крайний индивидуализм, а на первый план выходят темы смерти, тоски, душевных страданий.
«Страшно оттого, что не живется — спится.
И все двоится, все четверится.
В прошлом грехов так неистово много,
Что и оглянуться страшно на Бога.
Да и когда замолить мне грехи мои?
Ведь я на последнем склоне круга.
А самое страшное, невыносимое, —
Это что никто не любит друг друга…»
Зинаида Гиппиус, 1916 г.
Кстати, «с детства раненая смертью и любовью» Зинаида Гиппиус написала это стихотворение в 47 лет, но предчувствие «последнего склона круга» ее обмануло.
Поэтесса умерла в 76 лет в 1945 году в Париже.
Предпосылки декаданса
Простыми словами декаданс — это кризис, творческие люди всегда особенно остро чувствуют переломные моменты эпохи, а искусство становится отражением их мироощущения.
Кризис рационализма (это что?) привел к поискам новой точки опоры. Нужны были иные формы, новый язык искусства (это как?), который бы отразил меняющееся мироощущение.
В Европе такими поисками занялась творческая молодежь, которую стали называть модернистами от французского moderne — современный.
*Фредерик Базиль, Портрет Поля Верлена, 1868 г.
Модернисты, как и любые новаторы, сначала вызвали резкое неприятие, их творчество воспринималось упадническим и получило издевательское название декаданс.
Термин «декаданс» появился во Франции в конце XIX как ругательное определение, которое давали критики происходящему, по их мнению, безобразию в литературе.
Кружок поэтов, объединившихся вокруг Поля Верлена и Стефана Малларме, охотно подхватил это название, в 1880-е годы начал выходить журнал «Декадент», где печатались Шарль Бодлер, Теофиль Готье, Артюр Рембо и другие «прОклятые поэты».
Слово прижилось, а упаднические настроения быстро докатились из Франции до России.
*«. Надо выбрать иное… Найти путеводную звезду в тумане. И я вижу ее: это декадентство. Да! Что ни говорить, ложно ли оно, смешно ли, но оно идет вперед, развивается, и будущее будет принадлежать ему. »
Валерий Брюсов, поэт, основоположник русского символизма
Характерные черты декадентов
Поль Верлен в серии очерков назвал своих друзей poete maudit — прОклятые поэты. Со временем к этой компании из шести французских поэтов последней трети XIX века: Тристана Корбьере, Артюра Рембо, Стефана Малларме, Марселины Деборд-Вальмор, Вилье де Лиль-Адама и самого Верлена — стали причислять и других авторов.
Конечно, никто и не думал проклинать несчастных. Их проклятие в тонкой душевной организации, в особом темпераменте (это как?), нежелании подчиняться массе, принятым в обществе нормам морали, прописным истинам.
Декаденты — это изгои, бунтари, стремящиеся к гибели и страдающие от предчувствия заката великой эпохи.
Под влияние этих настроений попали многие знаковые фигуры того времени: Морис Метерлинк, Оскар Уайлд, Константин Бальмонт, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, Федор Сологуб, даже Александр Блок.
Для декадентского творчества характерны несколько ярко выраженных особенностей:
Декаденты отвергают законы морали как устаревшие предрассудки и мещанство. Их произведения полны ощущением безнадежности и пессимизма (это как?), но в упадке, смерти, пороке декаданс видит красоту.
*Константин Бальмонт (1867–1942 гг.)
Вот как описывает своих современников К.Бальмонт в очерке «Элементарные слова о символической поэзии»:
«Декадент — есть утонченный художник, гибнущий в силу своей утонченности. Как показывает самое слово, декаденты являются представителями эпохи упадка. Они видят, что вечерняя заря догорела, но рассвет еще спит где-то, за гранью горизонта; оттого песни декадентов — песни сумерек и ночи».
Декадентство как болезнь
Одни исследователи и современники оценивали декаданс как переломный момент, эпоху разочарования и переосмысления этических и эстетических норм, но многие не принимали такую точку зрения.
Декадентство — «симптом душевной болезни», так жестко определил это явление Николай Бердяев.
Врач и писатель Макс Нордау ставит свой диагноз декадентам:
«…Модные течения в литературе и искусстве, характеризуемые названием „конца века“, равно как и сочувствие к ним публики, вызываются болезнями, именно вырождением и истерией».
Действительно, декаданс — это не стиль и не школа, это настроение, объединившее в определенный отрезок времени совершенно разных поэтов, художников, музыкантов.
Обреченность, душевная усталость, потеря связи с реальностью, апатия — все это черты времени, состояние целой группы талантливых людей, болезненно чувствующих слом эпохи.
«Поиграем в декаданс»
*«Давай вечером умрем весело, поиграем в декаданс. »
Декадентские настроения могут настичь человека в разные отрезки жизни.
Сейчас декаданс — это скорее игра, стилизация, этакое эстетское смешение гламура и готики.
Существует даже свое декадентское шоу — фестиваль «Бархатное подполье», который, по сути, является обыкновенным балом-маскарадом любителей эстетики декаданса.
*Ряженые декаденты XXI века
Такие мероприятия имеют мало общего с истинным Декадентством, из которого вышли модернисты, символисты, акмеисты, авангардисты и другие творческие направления удивительной и трагической эпохи Серебряного века.
Автор статьи: Елена Румянцева
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
Слово красивое, но его смысл явно диссонирует с его красотой, ну и как обычно, из некой идеи, сегодня декаданс превратился в пустую блестящую обёртку.
Декаданс – что это
Что такое декаданс простым языком
Декаданс – термин, применяемый для описания художественных и литературных течений. Значение этого слова пришло к нам из Древнего Рима и на латыни обозначало «упадок». Основатели этого направления в искусстве протестовали против буржуазной морали и устаревших эстетических ценностей. Доведение такого отрицания до крайности привело к провозглашению отвращения к жизни, красоте и гармонии. Сторонники этого течения – декаденты – проповедовали депрессивные настроения и восхищались ими.
Декаданс в литературе и искусстве
Понятие декаданса родилось во Франции. Оно возникло в начале 20 века, когда мыслящие люди пришли к выводу, что в обществе назрели перемены и человечеству предстоит пережить трудные времена. Пока материалистические философы во главе с Карлом Марксом строили теории о борьбе классов и неизбежности пролетарской революции, художники и поэты интуитивно искали путь отображения политических процессов в своем творчестве.
Нужно отметить, что вначале термин «декаданс» появился во французской литературе как оскорбление. Критики этого литературного направления придумали такое название, стремясь очернить и выставить в невыгодном свете таких знаменитых писателей, как Виктор Гюго и Эдгар Аллан По. Однако сегодня их произведения вошли в золотой фонд мировой литературы, и переиздаются многочисленными тиражами.
Атмосфера кризиса, царившая в обществе накануне Первой мировой войны, порождала упаднические настроения и чувства безнадежности и депрессии. Деятели искусства подхватили эти веяния и отразили их в своем творчестве. Произведения поэтов, художников и театральных деятелей этой эпохи проникнуты чувством безнадежности и мрака.
В отличие от творцов прежних веков, воспевающих революционные идеалы, декаденты отказывались от политической борьбы. Индивидуализм пришел на смену гражданственным позициям. Декаденты призывали погрузиться во внутренние переживания, искать ответы на вечные вопросы типа «быть или не быть?».
Тематика декадентского творчества
Наравне с французскими поэтами, такими как Бодлер и Готье, классиками этого жанра стали известные русские писатели и поэты: Бальмонт, Гиппиус, Мережковский, Леонид Андреев.
Некоторые из них, как например Константин Бальмонт, проводили границу между декадансом и более новыми литературными течениями начала 20-го века – символизмом и импрессионизмом. Единым мотивом, объединяющим эти направления, был глубокий психологизм, обостренное внимание к личностным переживаниям человека на пороге глобальных перемен в окружающем мире. Свобода творчества, по мнению последователей этих теорий, предполагает отказ от давления со стороны общества и государства.
Многие классики русской литературы 20-го века были продолжателями идей декаданса. Александр Блок и Анна Ахматова – ярчайшие представители наследников этой культурной традиции.
Декаданс в наше время
В наши дни тематика декаданса снова стала модной. Новейшие молодежные течения, такие как «готы», выбрали мрачные кладбищенские тона. Популярны татуировки с символикой черепов, могил и крестов, обозначающие грусть, одиночество и тоску, тягу к загробному миру.
Молодые люди, использующие эти символы, претендуют на оригинальность, экстравагантность, стремятся таким образом выделиться из общей серой массы людей без идеалов. Для них использование декадентских символов служит своеобразной игрой. В своем стремлении удивить, возмутить, эпатировать свое окружение они готовы пойти на крайности, лишь бы привлечь к себе внимание. Их лозунг: «Поиграем в декаданс» (группа «Агата Кристи»).
Есть и те, кто воспринимает такую мрачную символику серьезно. Это люди, пережившие в жизни глубокие разочарования, столкнувшиеся с непониманием и отторжением общества или потерявшие близких друзей. Для них ближе слова из песни группы «Крематорий»: «Мы живем для того, чтобы завтра сдохнуть», «И сам Господь в последний раз в небесный скажет мегафон: Никто не любит тебя». Суперсовременная гламурная готика выражает себя сегодня в декадентских фестивалях «Бархатное подполье», регулярно проводящихся в Москве.