Что такое декрет французская революция

Важнейшее законодательство отдельных этапов Великой французской революции

Работа над Декларацией велась в рамках Конституцион­ного комитета Учредительного собрания. Однако провозгла­шенные в ней идеи неоднократно озвучивались и до револю­ции. Сначала они получили философское обоснование в тру­дах французских просветителей, а затем воплотились в На­казах избирателей своим депутатам в Генеральных штатах (особую известность получил Наказ третьего сословия Париж­ского округа, содержавший проект декларации прав). Прообразом французской Декларации послужили англий­ский Билль о правах 1689 года, а также Декларация независимости США от 4 июля 1776 года. Среди авторов Декларации были Лафайет, Мирабо, Мунье, предполагавшие, что она станет частью первой Консти­туции страны.

Хотя Декларация в ту пору не являлась юридическим документом прямого правоприменения, а была лишь манифестом, ее значение огромно. Она оказала влияние, как на формирова­ние французского конституционализма, так и демократиче­ского правопорядка других стран мира, по своему влиянию превзойдя предшествовавшую ей Декларацию независи­мости США 1776 года (последняя несла печать английско­го общего права и поэтому не могла получить широкого признания на европейском континенте). Французская Декларация появи­лась в историческом центре Западной Европы и вобрала обще­национальный и всемирно-исторический опыт идейного обо­снования и конституционного закрепления прав и свобод личности[29].

В 17-ти пунктах Декларации провоз­глашались принципы новой буржуазной государственности и права. Особое внимание уделялось «естественным и неотъемлемым правам человека», «народному суверенитету», «разделению властей». Декларация провозгласила важнейшие принципы государственного, гражданского, уголовного права. Важнейшая задача документа состояла в провозглашении прав и свобод человека как завоевания революционного периода. Авторы декларации делили их на естественные права и свободы (лич­ные, неотъемлемые) и гражданские (политические). Ст. 1 Декларации заявляла: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах». В качестве естественных и неотъемлемых прав в ст. 2 провозглашались: свобода; собственность; безопасность; сопротивление угнетению. В ст. 3 была закреплена идея о суверенитете: она служила обоснованием принципа народного представительства. Свобода определялась как «возможность делать все, что не причиняет вреда другому (ст.4)». Статьи 7, 9, 10 и 11 утверждали свободу личности, свободу совести, вероисповедания, слова и печати, провозглашали принцип презумпции невиновности: обвиняемые, в том числе и задержанные, считаются невиновными, пока их винов­ность не будет доказана в установленном законом порядке.

24 ноября 1789 года был принят Декрет о передаче земель церкви в распоряжение нации. Благодаря этому документу возник термин «национализация». 15 марта 1790 года принимается Дек­рет о феодальных правах, отменивший феодальные привилегии. 14 июня 1791 года был принят Закон Ле-Шапелье (по имени депутата собрания – инициатора его принятия). Законом были запрещены забастовки и любые неподчинения хозяевам предприятий; в качестве санкций вводились огромные штрафы, длительное тюремное за­ключение. Примечательно, что этот закон действовал около 70 лет.

Революционные преобразования в области права и госу­дарственности, произошедшие во Франции в первый период Великой французской революции, были закреплены в тексте Конституции 1791 года. Это была первая в истории страны (вторая в Европе и третья в мире) кон­ституция, ознаменовавшая переход от абсолютной монархии к конституционной. Источниками конституции стали:

42) философско-правовые трактаты английских авторов XVII столетия, где обосновывались концепции обще­ственного договора и естественных прав (Т. Гоббса и Дж. Локка), французских просветителей XVIII века (Монтескье, Руссо, Вольтер, Дидро), которые подверг­ли рационалистической критике устои феодального об­щества и подготовили общественное сознание к воспри­ятию новых ценностей;

43) «Декларация независимости» США 1776 года и Конститу­ция США 1787 года;

44) Декларация прав человека и гражданина 1789 года. У этого документа конституция позаимствовала пере­чень демократических прав и свобод (но существенно его расширила), а также принципы государственности (разделения властей, национального суверенитета, за­конности), уголовно-процессуальные нормы;

45) французское революционное законодательство 1789–1791 годов;

В совокупности эти источники способствовали воплоще­нию в политической практике Франции передовых принци­пов государственности: гражданского равенства; равного до­ступа к общественным должностям; гарантии демократичес­ких прав и свобод; приоритет гражданских прав и свобод; разделения властей, подзаконности королевской власти; на­ционального суверенитета[30].

Первый проект конституции был представлен Учредитель­ному собранию еще в июле 1789 года. В ходе об­суждения возник вопрос о будущем государственном устрой­стве. Предлагались варианты, связанные с отстранением ко­роля от власти. Однако большинство депутатов высказалось за сохранение института монархии, чтобы обеспечить преем­ственность нового и старого устройства.

3 сентября 1791 года Учредительное собрание приняло Конституцию, заставив короля подписать ее. Конституцией утверждались основные принципы, определяющие ста­тус высших органов законодательной власти: короля, правительства, суда, избирательной системы по избирательным цензам. Состояла она из семи разделов с преамбулой, куда вошла «Декларация прав человека и гражданина». Право пересмотра Конституции имело Националь­ное собрание, опиравшееся на суверенитет нации. В колониях же сохранялись старые порядки, т.к. статья 8 разд. VII Конституции гласила: «На французские владения и колонии в Азии, Африке и Америке, хотя они и составляют часть Французской импе­рии, настоящая Конституция не распространяется».

Высшим органом государственной власти становилось однопалатное Национальное собрание, которое избиралось на два года и не могло быть распущено королем. Законодательная власть была представлена этим Национальным собранием в количестве 745 представителей, выбранных от 83 департаментов активными гражданами старше 25 лет, постоянно проживающими на одном месте, платящими прямой налог, внесенными в списки национальной гвардии и не находящимися в услужении. Депу­таты наделялись правом неприкосновенности; для преследования их за уголовные преступления требовалось согласие Национального собрания. Исполнительная власть вру­чалась королю, который должен был управлять страной на основе за­кона. Король был не вправе отклонить закон, он мог только отсрочить его принятие (так называемое отлагательное, суспензивное право), не мог распустить Национальное собрание. Судебная власть формировалась из выбранных судей, ут­вержденных королем, и из суда присяжных в количестве 12 человек. Учреждались: Кассационный суд при Национальном собрании, вер­ховное жюри и Верховный национальный суд с правом импичмента. Было установлено, что судьи выбирались на определенный срок и могли быть смещены толь­ко в случаях совершения преступления и в строго установленном по­рядке.

Таким образом, эта Конституция устанавливала государственный строй, основанный на принципах разделения властей, утверждения национального суверенитета и представительного правления, закрепляя режим конституционной монархии.

На втором этапе революции (10 августа 1792 г. – 2 июня 1793 г.) власть сосредоточилась в руках жирондистов, являвшихся тогда самой влия­тельной политической силой в Законодательном собрании. Из их пред­ставителей был сформирован Временный исполнительный совет. Специальным декретом Законодательное собрание объявило о созыве нового органа государственной власти – Национального Учредительного конвента. В сентябре 1792 года выборы в Конвент завершились и прошли без всяких цензов и ограничений. Всего было избрано 783 де­путата, из них – около 200 жирондистов и около 100 якобинцев. Большин­ство депутатов (483) не принадлежали ни к одной из группировок и составля­ли политический центр – так называемое «болото». Правда, и жирондисты, став правящей партией, заняли вполне консервативные позиции и впоследствии стремились остановить револю­цию

22 сентября 1792 года Конвент принял декрет, уничтожавший коро­левскую власть.25 сентября 1792 года специальным декретом Франция была провозглашена Первой рес­публикой. Принимается декрет о новом летоисчислении, в котором го­ворилось, «что все государственные акты отныне будут помечаться датой первого года Французской республики». 2 октября 1792 года был учрежден Комитет общественной безопасности для охраны республи­ки. 10 марта 1793 года. Конвент принял декрет, учреждавший Чрезвычайный уголовный трибунал, приговоры кото­рого не могли быть обжалованы, а 6 апреля 1793 года – декрет, учреждавший Комитет общественного спасения.

17 января 1793 года Конвент судил короля. Якобинцы настояли на открытом и поименном голосовании. В результате за смертную казнь короля без всяких отсрочек проголосовали 387 депутатов, за тюремное заключение – 334 депутата. 21 января Людовик XVI был гильотини­рован. После его казни Кон­вент провозгласил 1793 год «четвертым годом свободы и первым годом равенства».

Однако авторитет жирондистов начинает постепенно падать. Так, резко ухудшилось экономическое и, в особенности, продовольственное положение Франции, а жирондисты не ставили вопрос об окончательной и полной ликвидации феодальных отношений в деревне. Отменив Конституцию 1791 года, лидеры жирондистов не смогли дать Франции новый республиканский конституционный документ. Около двух третей территории страны оказалось в руках иностранных войск и контрреволюционеров. Поэтому под влиянием лозунгов якобинцев, настаивавших на продолжении революции, в начале июня 1793 года свершилось восстание вооруженных граждан и национальных гвардейцев. Из Конвента были изгнаны и в последующем казнены жирондисты. Власть переходит к якобинцам.

Наступил третий этап революции – утверждение Якобинской республики (2 июня 1793 г. – 27 июля 1794 г.). Инициативу в Конвенте захватили лидеры якобинцев: Робеспьер, Марат, Дантон и Сен-Жюст. Робеспьер про­возгласил свой знаменитый лозунг: «Кто не с нами, тот против нас!». Он касался тех депутатов Конвента, которые не хотели развития рево­люции. В июне – июле 1793 года Конвент принял серию Декретов,передавкрестьянам общинные и конфискованные у контрреволюционеров земли(бесплатно либо по льгот­ной цене) и полностью ликвидировал все оставшиеся феодальные пра­ва и привилегии.

24 июня 1793 годаКонвентом была принята новаяКонституция(«Конституция первого года респуб­лики»). Она, как и предыдущая, состояла из Декларации прав человека и граж­данина (35 статей) и собственно Конституционного акта. Характерно, что новая Декларация прав человека и гражданина заявляла о том, что це­лью общества является «общее счастье». Кроме того, говорилось, что правительство должно обеспечивать человеку пользование его естественными и неотъемле­мыми правами. В Декларации 1793 года последовательно и жестко проводился принцип законности, а верховенство закона нераз­рывно связывалось с понятием «суверенитет народа», введенным вза­мен понятия «суверенитет нации».

Принципы Декларации были конкретизированы в Конституционном акте 1793 года, устанавливавшем основы государственного строя. Актом торжественно подтверждалось установление республики. Верховная власть объявлялась принадлежащей суверенному народу. Избирательное право было всеобщим, а не цензовым, но только для мужчин. Возможность избирать предоставлялась всем гражданам, имеющим постоянное место жительства в избирательном округе не менее шести месяцев. В соответствии с Конституционным актом, органом законодательной власти становится постоянно действующий однопалатный Законодательный корпус (Национальное собрание), избиравшийся на один год. По ряду вопросов Национальное собрание могло издавать дек­реты, имеющие окончательную силу. Высшим правительственным органом республики являлся Исполни­тельный совет, на который было возложено руководство деятельнос­тью всех ведомств (министерств). Члены совета избирались Национальным собранием из кандидатов, выдвинутых списками от первичных и департаментских собраний. Совет нес ответственность перед Нацио­нальным собранием[31]. Однако в связи критическим положением республики Конвент не стал вводить в действие конституционный режим, а заменил его режимом диктатуры.

При диктатуре важнейшими органами власти становятся Конвент, имевший право издания и истолкования законов; Комитет общественного спасения, ставший фактически главным орга­ном правительства и Комитет общественной безопасности. Чрезвычайными полномочиями наделялись комиссары Конвента, по­дотчетные Комитету общественного спасения. 17 сентября 1793 года якобинцы приняли печально известный Декрет о подозрительных, который стал основой для репрессий. 24 октября 1793 года якобинцы судили бывших депутатов Конвента во главе с жирондис­тами, и 30 октября состоялась их массовая казнь. По всей Франции были образованы революционные комитеты, возглавляемые комисса­рами. Задачей комитетов было физическое устранение врагов револю­ции. Якобы все это делалось ради высшей цели, о которой было написано в первом пункте якобинской Декларации: «Целью об­щества является общее счастье». Ради скорейшего достижения «на­родного счастья» якобинцы приняли Декрет о секвестре имущества врагов революции от 26 февраля 1794 года и о Революционном трибуна­ле 10 июня 1794 года. Попавший в Трибунал был обречен на смертную казнь, применявшуюся в качестве универсальной меры наказания. Даже на основе устного доноса происходили арест, суд и казнь в течение нескольких часов. Это означало переход к политике государственного террора против врагов революции как внутренних, так и внешних. Оправдывая эту политику, Марат сказал на заседании Конвента: «Надо немедленно организовать деспотизм сво­боды, дабы смести с лица земли деспотизм королей». Сен-Жюст, обращаясь к парижанам на митинге, оценивал эту си­туацию так: «Мы дали вам счастье Афин и Спарты в их лучшие дни, счастье добродетели, довольства, среднего достатка». Было даже решено переименовать Париж в «Перикл» и сменить все старые названия городов и селений. Опять же во имя «земного счастья» якобинцы проводили политику «дехристианизации», когда вместо ре­лигии они провозгласили «культ разума». Стали строиться памятники и бюсты «мученикам свободы» (Марат); вводилось всеобщее бесплатное начальное атеистическое образование.

Принятые в феврале – марте 1794 года вантозские декреты (согласно кото­рым надлежало конфисковать собственность лиц, признанных врагами революции, и распределить ее между неимущими патриотами) не были проведены в жизнь вследствие сопротивления аппарата якобинской диктатуры. Позицию прагматиков выразил один из депутатов Конвента: «Мы должны, наконец, гарантировать собственность богатых людей. В стране, управляемой собственниками, царит социальный порядок; страна, управляемая неимущими, находится в первобытном состоя­нии».

27 июля 1794 года в результате заговора против возглавляемого Ро­беспьером правительства произошел Термидорианский переворот, свергнувший якобин­скую республику. Лидеры якобинцев во главе с Робеспьером (всего 117 чело­век) были казнены 28 июля 1794 года. В августе 1795 года Конвент принял новую буржуазную Конститу­цию. В соответствии с ней были проведены выборы в двухпалатный парламент, который избрал директорию из пяти человек, управляв­шую страной в течение четырех лет посредством так называемой «политики качелей». На пять лет в стране был установлен режим Директории.

Лекция 16. Эволюция государственного строя во Франции в Новое время (конец XVIII – конец XIX века)

Вопросы:

1. Франция в период Консульства и Империи Наполеона Бонапарта

2. Вторая республика во Франции.

3. Третья республика во Франции.

1. Франция в период Консульства и Империи Наполеона Бонапарта

Временный и непоследовательный режим Директории не решил проблем, стоявших перед Францией: страна по-прежнему нуждалась в стабильности. Круп­ный капитал сделал ставку на генерала Наполеона Бонапарта (1769–1821. 9 ноября 1799 года во Франции был совершен военный государственный переворот. Бонапарт с помощью верных войск разогнал существовавший в то время высший орган законодательной власти – Законодательный корпус и высший орган исполнительной вла­сти – Директорию. Особенность этого государственного переворота состояла в том, что он был осуществлен не только посредством заговора политической «верхуш­ки», но и при прямой поддержке армии, ставшей опорой государствен­ной власти в условиях политической неустойчивости и неэффективнос­ти системы конституционных органов. Новый режим поддержало и крестьянство, которому была обеща­на, а впоследствии и обеспечена защита его собственности на землю.

10 ноября 1799 года Бонапарт заставил парламент проголосовать за передачу власти Исполнительной комиссии, со­стоявшей из трех консулов. Реальная власть была сосредоточена у первого консула, пост которого занял Бонапарт. Законодательный корпус первоначально был заменен двумя законодательными комис­сиями, задачей которых стала выработка новой конституции. Директива Наполеона гласила: «Пишите коротко и неясно». 13 декабря 1799 года новая Конституция, больше напоминавшая протокольную запись заседаний комиссии, была принята.

Основными чертами вводимого Конституцией государственного строя были верховенство правительства и представительство народа через плебисцит. Статья 39 гласила: «Конституцией назначается первым консулом гражданин Бо­напарт, бывший временный консул». Правительство состояло из трех консулов, выбираемых сроком на 10 лет. Первым консулом Конституция назначила Наполеона Бонапарта, который имел особые полномочия. Во-первых, он осуществлял исполнительную власть; во-вторых, назначал и смещал министров, членов Государственного совета, по­слов, генералов, высших чиновников местного управления, судей; в-третьих, он обладал правом законодательной инициативы. Второй и третий консулы имели лишь совещательные полномочия. Законопроекты могло предлагать только правительство, то есть по существу первый консул.

По Конституции органами законодательной власти были: Государственный совет, осуществлявший первоначальное редактирование за­конопроектов; Трибунат, обсуждавший их; Законодательный корпус, принимавший или отвергавший законопроекты целиком и без прений; Охранительный сенат, утверждавший законопроекты. Но и эти органы не имели самостоятельного значения, а только маскировали единовластие первого консула, без одобрения которым нормативного акта последний просто не принимался.

Административно-территориальное управление осуществлялось с помо­щью разделения страны на департаменты, дистрикты, коммуны. Руко­водство департаментом осуществлял назначаемый правительством пре­фект, а в дистрикте – супрефект. Мэров и членов совещательных советов коммун и городов назначало правительство. При этом устанавливалась строгая иерархическая подчиненность должностных лиц первому консулу. «Обсуждать коллегиально, принимать решения единолично» – такова была установка Наполеона.

Первый плебисцит в истории Франции 1802 года сделал должность первого консула Франции пожизненной с правом назначения преемника, что означало, по сути, возоб­новление монархии. Таким образом, уже на том этапе Наполеон полнос­тью сосредоточил в своих руках исполнительную и законодательную власть. День рождения Бонапарта был объявлен национальным праздником, а с 1803 года изображение Бонапарта стали чеканить на монетах. Очень быстро Франция de facto превратилась в империю. Идее империи было отдано предпочтение перед королевской властью, потому что она напоминала о временах Рима и Карла Великого.

Органический сенатус-консульт 1804 года легализовал империю, а в мае 1804 года Бо­напарта короновал папа Римский, и он стал императором Наполеоном I. В руках Наполеона сосредоточивается не только исполнитель­ная, но и законодательная власть. Во главе с ним стал формироваться слой новой аристократии за счет закона об амнистии, вернувшего дворян и практику пожалования дворянских титулов (с 1808 по 1814 гг. было пожаловано 3600 титулов). Но главной опорой императора стала огромная армия, с помощью которой он впоследствии завоевал всю Европу. Армия превратилась к моменту образования империи в профессиональную, включала в себя привилегированные войска (императорскую гвардию) и приобрела огромное влияние на политическую жизнь стра­ны. Очень важную роль играла и полицейская система, развитию и укреплению которой Наполеон уде­лял особое внимание. При министерстве полиции была создана система политического сыска и шпионажа. Генеральные комиссары и комисса­ры полиции в округах и городах формально подчинялись префектам, но фактически назначались министром полиции Фуше и действовали под его руководством. Императору помогали также бюрократия и церковь.

Общество с переходом Франции к империи внешне приобрело стабильность и порядок, но утратило все основные демократические завоевания рево­люции. Так, правительством запрещались публичные собрания и манифестации, устанавливалась жесткая цензура над прессой, преследовались республиканцы. Конец империи был предопределен военными поражениями Франции. В 1812 году наполеоновские армии вторглись в Россию и, в ходе освободи­тельной войны, были разгромлены. В 1814 году русские войска совместно с войсками союзников вступили во Францию. Окон­чательный разгром армии Наполеона в июне 1815 года при Ватерлоо привел к падению милитаристского режима во Франции и предопределил конец Первой империи. Венский конгресс держав–победительниц определил дальнейшую судьбу Наполеона Бонапарта, приговорив императора к ссылке.

Источник

Декрет о подавлении беспорядков 10 августа 1789. Великая французская революция (1789 —1794 гг.)

История показывает нам, как медленно, веками, развивалось гражданское право, например, развитие римского права шло на протяжении десяти веков.

Такое развитие, продолжающееся уже не десять веков, а только пятнадцать лет в процессе утверждения конституционного порядка и новых демократических принципов организации государственной власти во Франции в последней трети XVIII в., вызывает в юридическом отношении интерес не меньший, но еще более сосредоточенный и захватывающий.

Особую роль в этом развитии сыграла французская революция 1789—1794 гг. Ее нередко называют великой. Она была действительно таковой, поскольку превратилась в подлинно народную революцию как по широкому кругу своих участников, так и по далеко идущим социальным последствиям.

На этом этапе революции депутаты третьего сословия выступали против абсолютистского строя, но еще не против монархии как института государственной власти.

Вместе с тем депутаты стремились самыми решительными мерами пресечь стихийные выступления вооруженных люмпенов.

На первом этапе революции (14 июля 1789 г. — 10 августа 1792 г.) власть во Франции оказалась в руках группы наиболее активных депутатов — Лафайет, Сиейес, Барнав, Мирабо, Мунье, Дюпор и др., выступавших в Генеральных штатах от имени французского народа и именем революции. Объективно они отражали интересы крупной буржуазии и либерального дворянства. Они стремились сохранить монархию, подвести под пошатнувшееся здание старой государственности прочный фундамент конституционализма. В связи с этим вожди третьего сословия в Учредительном собрании получили название конституционалистов.

Конституционалисты имели своей главной и непосредственной политической целью достижение компромисса с королевской властью, но при этом постоянно испытывали на себе “воздействие улицы” — революционно настроенных масс. Таким образом, основным содержанием первого периода революции стала напряженная и затяжная борьба Учредительного собрания с королевской властью за конституцию, за сокращение традиционных королевских прерогатив, за утверждение конституционной монархии.

Под воздействием все более втягивавшихся в революционный процесс масс населения конституционалисты осуществили через Учредительное собрание ряд антифеодальных преобразований, разработали важные демократические документы.

Опираясь на положения декларации и используя оказавшуюся в их руках государственную власть, конституционалисты под влиянием широких народных масс провели ряд важных антифеодальных и демократических преобразований. В условиях развертывающейся крестьянской революции Учредительное собрание еще декретами 4—11 августа 1789 г. торжественно заявило, что оно «окончательно упраздняет феодальный порядок». Однако безвозмездно уничтожались лишь личные или крепостные повинности крестьян, а также такие второстепенные феодальные институты, как сеньориальное право охоты и разведения кроликов на крестьянских землях.

Основная масса феодальных повинностей, связанных с землей (вечные земельные ренты, всякого рода и происхождения, как натуральные, так и денежные), должна была выкупаться крестьянами. Декретом о феодальных правах (15 марта 1790 г.) собрание расширило круг земель и поземельных обременений, которые подлежали выкупу крестьянами. Предвидя вероятную неудовлетворенность крестьянства и бедноты Франции слишком умеренным подходом к решению аграрной проблемы, ставшей в ходе революции ключевой, Учредительное собрание 10 августа 1789 г. приняло специальный Декрет о подавлении беспорядков. Этим декретом местным властям предписывалось «наблюдать за сохранением общественного спокойствия» и «разгонять все мятежные сборища, как в городах, так и в селах».

Декрет о подавлении беспорядков. 10 августа 1789

Национальное Собрание. постановляет:

что все муниципалитеты королевства, как городские, так и сельские, обязаны наблюдать за сохранением общественного спокойствия и что по их требованию войска придут на помощь национальной милиции и полиции для преследования и ареста всех нарушителей общественного спокойствия, независимо от их состояния; что арестованные лица будут отправлены в суды, немедленно допрошены и преданы суду;

что по требованию муниципалитетов национальная милиция, полиция и войска будут разгонять все мятежные сборища как в городах, так и в селах, включая и те, которые соберутся под предлогом охоты;

что в городских и сельских муниципалитетах, а также и во всех дистриктах больших городов будут составлены списки подозрительных личностей, не имеющих ремесла, профессии или постоянного местожительства, кои будут затем разоружены. Национальной милиции, полиции и войскам поручается особенно внимательно следить за поведением этих лиц;

что городские и сельские священники прочтут настоящее постановление своим прихожанам, созванным для этой цели в церкви, и что они со всем пылом, доказательства коего они так часто представляли, используют весь свой авторитет для восстановления общественного мира и спокойствия и для приведения всех граждан к послушанию, подобающему в отношении законных властей.

Национальное Собрание умоляет его величество сделать все распоряжения для полного исполнения настоящего декрета, который будет разослан во все города, муниципалитеты и приходы королевства, а также и в суды, на предмет прочтения, распубликования, расклейки и внесения в регистры.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *