Что такое делимитация и демаркация государственной границы
Что такое делимитация и демаркация государственной границы
Государственной границей Российской Федерации является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР.
Границы Российской Федерации с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат их договорному закреплению.
Прохождение государственной границы Российской Федерации устанавливается, изменяется международными договорами, подписываемыми Президентами сопредельных стран и утвержденными (ратифицированными) Правительством Российской Федерации. Договоры разрабатываются по итогам работы межгосударственных комиссий по делимитации, демаркации и проверки прохождения линии государственной границы Российской Федерации.
Участие Росреестра в работах по делимитации, демаркации и проверки прохождения линии государственной границы проводится на основании:
В компетенцию Росреестра входит геодезическое, картографическое и топографическое обеспечение делимитации, демаркации и проверки прохождения линии государственной границы Российской Федерации, формирование банков геодезических данных и картографических материалов о российской границе и границах иностранных государств.
Росреестр участвует в процессе делимитации и демаркации границ, начиная от формирования российских делегаций в международных комиссиях до окончательного оформления государственной границы в соответствии с международными и российскими нормами права.
Основные мероприятия по геодезическому, картографическому и топографическому обеспечению делимитации, демаркации и проверки прохождения линии государственной границы Российской Федерации проводятся в соответствии с директивами и инструкциями, утвержденными совместными комиссиями.
В настоящее время Росреестром проводятся работы по геодезическому, картографическому и топографическому обеспечению государственной границы Российской Федерации:
Да Бог уже с этим обнулением, есть вещи поважнее, даже страшно становится…
Старый и новый варианты
Статья 67 – старый вариант:
1. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.
2. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию НА КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.
3. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.
Статья 67 (с изменениями) – крупным выделены новшества:
1. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ МОГУТ БЫТЬ СОЗДАНЫ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ТЕРРИТОРИИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ НА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ УКАЗАННЫМ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ.
2. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.
2.1. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ЗАЩИТУ СВОЕГО СУВЕРЕНИТЕТА И ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ. ДЕЙСТВИЯ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ДЕЛИМИТАЦИИ, ДЕМАРКАЦИИ, РЕДЕМАРКАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С СОПРЕДЕЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВАМИ), НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОТЧУЖДЕНИЕ ЧАСТИ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ ПРИЗЫВЫ К ТАКИМ ДЕЙСТВИЯМ НЕ ДОПУСКАЮТСЯ.
3. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.
Несколько терминов для ясности
Делимитация границы – договорное определение линии границы и нанесение ее на карту с подробным описанием ее прохождения по конкретным естественным или искусственно выбранным ориентирам и характерным признакам рельефа местности.
Получается, что эта самая делимитация, закрепляемая в Конституции, спокойно позволит по международному договору отдать любую часть страны другому государству. В общем, суверенитет с оговорочкой «если нельзя, но очень хочется, то можно»
Демаркация границы – обозначение (установление специальных пограничных знаков) линии границы на местности в соответствии с договором о делимитации.
То есть если договор будет подписан на международном уровне, то и пограничные знаки легко перенести…
А что такое федеральные территории и для чего они вообще нужны?
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТЕРРИТОРИЯ — в федеральном государстве территория, НЕ ВХОДЯЩАЯ В СОСТАВ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ, находящаяся в непосредственном управлении федеральных органов или назначенных ими лиц.
Давайте обратимся к «первоисточнику», то есть к основному инициатору данной поправки депутату Андрею Клишасу, который определил необходимость появления в Конституции федеральных территорий: «Это обусловлено повышенными требованиями к обеспечению безопасности, защиты и охраны окружающей среды (например, озера Байкал, Кавказских Минеральных Вод) или же К СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ». А что – без таких территорий нет привлекательности для инвестирования, зачем надо создавать районы, которые будут регулироваться специальным законом? Они что, не в России будут, а на необитаемом острове? Причем Клишас подтверждает, что будут приняты по этим территориям отдельные законы и «мы, конечно же, введем специальную процедуру о том, как согласовать все это с субъектами Федерации». Мы – это кто? И будет ли народ влиять на эти решения? Да что там народ, губернатор-то хоть сможет сказать свое слово? Скорее, нет, ведь, по словам инициатора, к числу «федеральных территорий» могут быть отнесены специальные зоны для бизнеса. чтобы установить там более удобный для бизнеса режим». Для бизнеса! Но не для нас, россиян.
Аналитики считают, что за термином Федеральные территории может быть скрыто намерение государственно-территориального переустройства России. Это означает, что начиная со 2 июля 2020 года, на территории страны могут быть выделены целые куски, на которые никак не будет распространяться действие законов РФ, кроме закона о самом образовании этих кусков («федеральных территорий»). То есть ЛЮБАЯ ЧАСТЬ РОССИИ (ГОРОД, РАЙОН, ОБЛАСТЬ, КРАЙ, ИЛИ ЛЮБЫЕ ИХ ЧАСТИ) МОЖЕТ БЫТЬ ОБЪЯВЛЕНА НЕКОЙ ОТДЕЛЬНОЙ «ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИЕЙ».
Например, будет объявлен федеральной территорией, ну скажем, Краснодарский край. Это будет означать, что выборные органы власти в крае прекращают своё существование, вместо них распоряжаться будет иная власть и отдельным, никому неведомым пока образом.
А где суша и земля под ногами?
В статье 67 непонятным образом прописано: « Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Российская Федерация обладает суверенными правами и ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ЮРИСДИКЦИЮ НА КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ШЕЛЬФЕ И В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права».
Получается, что юрисдикция РФ распространяется на континентальный шельф и исключительную экономическую зону. А шельф согласно статье 1 Федерального закона от 30 ноября 1995 года № 187-ФЗ “О континентальном шельфе РФ” континентальный шельф РФ включает в себя МОРСКОЕ ДНО И НЕДРА ПОДВОДНЫХ РАЙОНОВ, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.
Это как? А где суша и земля? Может, в исключительной экономической зоне?
Исключительной экономической зоной РФ является морской район с особым правовым режимом, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему (статья 1 Федерального закона от 17 декабря 1998 года № 191-ФЗ “Об исключительной экономической зоне РФ”).
В международном праве под государственной территорией традиционно понимаются РАЗЛИЧНЫЕ ПРОСТРАНСТВА ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ (СУХОПУТНОЙ И ВОДНОЙ), ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО, принадлежащие определенному государству, в пределах которой оно осуществляет свое территориальное верховенство. А у нас про сушу ничего не сказано. Мы что все – водоплавающие? Жители континентального шельфа? Уточним, что внешняя граница континентального шельфа Российской Федерации находится на расстоянии 200 морских миль от исходной линии, от которой отсчитывается ширина территориального моря. Если подводная окраина простирается на расстояние более 200 морских миль, внешняя граница континентального шельфа России совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права.
Причем здесь вообще этот шельф и почему нет упоминания о суше? Или мы должны радоваться тому, что все же прописаны территории 85 субъектов Российской Федерации. Полный перечень субъектов РФ приведен в статье 65 Конституции. Фу, даже легче стало… А то не очень-то хочется ощущать себя подводным существом… на дне морском. Хотя на дне уже привычно.
Напрашивается вопрос – зачем так витиевато и непонятно для большинства россиян писать основополагающие пункты Основного закона страны? Чтобы головы сломали или вообще не вникали? А потом с радостью узнали, что живут или на шельфе, или на федеральной территории, которая подчиняется кучке заморских хозяев?
Государственные границы. Делимитация и демаркация. Договоры о режиме границ. Законодательство РФ о государственной границе.
Понятие государственной границы
Государственная граница устанавливает пространственные пределы осуществления государством его суверенитета, отделяет территорию данного государства от территории других государств или от международных пространств.
Легальное закрепление понятия государственной границы получило в ст. 1 Закона РФ «О Государственной границе РФ»: «Государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета РФ». Приведенное определение применимо к границе любого другого государства.
Режим государственной границы определяется международными договорами сопредельных государств и законодательством каждого из них.
В качестве особого вида границы может быть названа астрономическая граница, которой называется геометрическая граница, совпадающая с параллелью или меридианом географической сетки.
Границы государства устанавливаются в договорном порядке. Международное право допускает изменение государственных границ, а значит и принадлежности государственной территории путём подписания соответствующего международного договора.
Принцип нерушимости государственной границы сформировался после окончания Второй мировой войны в связи с желаниями государств признать сложившиеся границы. Он нашёл своё воплощение в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и в ряде других последующих международно-правовых документов.
Принцип неприкосновенности территории государства означает запрет насильственного присоединения территории страны, что выражается в обязанности государства:
В соответствии с основополагающими принципами международного права — нерушимости государственных границ и территориальной целостности государств — границы между государствами не могут быть изменены путем применения силы или угрозы силой. Вместе с тем не исключена возможность изменения границ мирными способами в результате переговоров между государствами и заключения договора о новых границах между ними.
Современное международное право признает правомерными следующие способы изменения государственной границы :
Делимитации и демаркации границ
Делимитацией называется определение в договоре общего направления и положения границы. Договаривающиеся государства составляют краткое описание прохождения линии границы и наносят эту границу на карту.
Демаркацией называется проведение линии границы на местности. Для того чтобы провести демаркацию, договаривающиеся государства назначают смешанные комиссии. В такую смешанную комиссию входят представители договаривающихся государств, которые в соответствии с договором о делимитации обозначают прохождение границы на местности, для чего сооружаются специальные пограничные знаки и составляются документы о демаркации.
Этими документами о демаркации являются протоколы, в которых указываются места постановки пограничных знаков, описывается линия границы. К этим же документам относятся крупномасштабные карты, на которые нанесена линия границы.
Проверка существующей и демаркированной в свое время линии границы, а также восстановление при проверке разрушенных пограничных знаков называется редемаркацией.
Российское законодательство о государственной границе
Вопрос о границах имеет важное значение для каждого государства. Особенно велико его значение для России, имеющей границы с 16 государствами общей протяженностью более 60 тыс. км. Российское законодательство о государственной границе основывается на Конституции РФ и ее международных договорах и включает прежде всего упомянутый Закон «О Государственной границе РФ», а также принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В этой связи можно привести Основы пограничной политики РФ, утвержденные Президентом России 5 октября 1996 г.
Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательных актах РФ о государственной границе, то применяются правила международного договора.
Законом установлены следующие принципы, которыми руководствуется РФ по вопросам государственной границы:
РФ сотрудничает с иностранными государствами в сфере защиты государственной границы на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ.
Прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами РФ, устанавливается:
Режим государственной границы включает правила:
С учетом взаимных интересов РФ и сопредельных государств некоторые из вышеуказанных правил могут не устанавливаться, а характер устанавливаемых правил может быть упрощенным.
Основные положения по топографо-геодезическому и картографическому обеспечению демаркации государственной границы Российской Федерации ГКИНП (ГНТА)-14-272-03 (утв. приказом Федеральной службы геодезии и картографии от 22 августа 2003 г. N 123-пр)
Основные положения разработаны Центральным ордена «Знак Почета» научно-исследовательским институтом геодезии, аэросъёмки и картографии им. Ф.Н. Красовского (д.т.н. В.И. Кашаев, к.г.н. В.В. Шкурков), 439 Центральной экспериментальной военно-картографической фабрикой (Н.А. Неупокоев, А.Г. Рыженко, А.Ф. Шебалин).
Общая редакция Основных положений выполнена Первым заместителем руководителя Роскартографии В.Ф. Хабаровым.
Основные положения содержат определение и состав топографо-геодезического и картографического обеспечения демаркации государственной границы Российской Федерации, устанавливают основные технические требования к содержанию и точности проводимых при демаркации топографо-геодезических и картографических работ, устанавливают перечень документов по результатам топографо-геодезических и картографических работ при демаркации.
Основные положения предназначены для использования организациями Роскартографии, выполняющими топографо-геодезические и картографические работы при демаркации государственной границы Российской Федерации.
Введено в действие приказом Федеральной службы геодезии и картографии России N 123-пр от 22.08.2003 г.
Основные положения разработаны впервые и не требуют отмены других нормативных актов.
1.1.4 При демаркации и редемаркации проводятся определенные виды работ, среди которых значительное место занимают те, которые обеспечивают надежность, точность, ясность и наглядность прохождения линии границы в любое время года, закрепление этих свойств в совместно принятых документах демаркации, т.е. топографо-геодезическое и картографическое ее обеспечение.
Для проведения демаркации специальным постановлением Правительства Российской Федерации назначается российская делегация, как правило, под руководством МИДа России, в состав которой, как правило, входит представитель Роскартографии, а также, при необходимости, других министерств и ведомств.
В создании документов (инструкций) по топографо-геодезическому и картографическому обеспечению демаркации, разрабатываемых Межгосударственной комиссией, Роскартография участвует в рамках своих полномочий, и использует их (документы) при топографо-геодезическом и картографическом обеспечении процесса демаркации государственной границы.
При участии других ведомств могут разрабатываться другие инструкции по направлениям деятельности этих ведомств.
1.3 Топографо-геодезическое и картографическое обеспечение демаркации границы осуществляется (обычно) силами Роскартографии и не ограничивается временными рамками, а проводится на протяжении всех работ по демаркации границы и включает обеспечение российской делегации всеми необходимыми (картографическими и другими) материалами, характеризующими прохождение линии границы, создание демаркационной карты, проведение необходимых геодезических и аэрофотосъемочных работ, составление Протокола-описания линии государственной границы и других демаркационных документов.
Кроме топографо-геодезических и картографических работ при демаркации границы могут проводиться и другие работы (расчистка приграничных полос, прорубка просек, установка пограничных знаков, гидрографические исследования), которые могут обеспечивать сотрудники других ведомств, входящих в состав рабочих технических групп.
2 Топографо-геодезическое обеспечение демаркации государственной границы
2.1 Топографо-геодезическое обеспечение демаркации государственной границы включает:
— проверку наличия и развитие геодезической сети в полосе государственной границы;
— проведение аэрофотосъемки приграничной полосы (при необходимости);
— определение мест установки* пограничных знаков и определение их координат и высот;
— полевые топографо-геодезические работы по созданию демаркационной карты;
— подготовку исходных данных для проведения гидрографических работ на пограничных реках и озерах (водохранилищах);
— создание, при необходимости, крупномасштабных планов (схем) на отдельные участки государственной границы;
— подготовку проекта Протокола-описания линии государственной границы и других демаркационных документов.
2.2 Задачей топографических работ является составление топографической карты на приграничную полосу и, при необходимости, крупномасштабных планов (схем) на отдельные участки государственной границы.
2.3 Технические требования к аэрофотосъемке
В соответствии с утвержденными Межгосударственной комиссией документами аэрофотосъемка приграничной полосы может производиться силами предприятий Роскартографии при условии наличия соответствующих возможностей.
Контроль производства аэрофотосъемочных работ осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Межгосударственной комиссией.
2.3.1 Аэрофотосъемка осуществляется вдоль линии государственной границы прямолинейными маршрутами, которые охватывают каждый прямолинейный участок государственной границы, с необходимым перекрытием, позволяющим проводить стереоскопические измерения, по возможности не залетая для разворота самолета на территорию сопредельного государства. Во время разворотов аэрофотосъемка не производится.
2.3.2 Аэрофотосъемка может выполняться в двух масштабах одновременно. После завершения аэрофотосъемки и приемки материалов воздушного фотографирования сдаче в Межгосударственную комиссию подлежат следующие материалы: аэронегативы, контактные отпечатки на фотобумаге, негативы и отпечатки накидного монтажа по участкам залетов, паспортные данные аэрофотоаппаратов.
2.4 При разработке технических требований к содержанию и точности топографо-геодезических работ предприятия Роскартографии руководствуются документацией, разработанной Межгосударственной комиссией.
2.4.1 В качестве исходных (для производства топографических работ и определения координат пограничных знаков) принимаются имеющиеся на местности пункты геодезической сети России и сопредельного государства I-го, 2-го, 3-го и 4-го классов, а также дополнительно сооруженные для целей демаркации пункты низшего класса.
Координаты точек полевой подготовки аэроснимков и основных пограничных знаков определяются относительно исходных пунктов со средними квадратическими ошибками, установленными документацией Межгосударственной комиссии (обычно не превышающими м).
Методы определения координат могут быть как традиционными (триангуляция и полигонометрия, засечками, проложением ходов), так и новейшими, с использованием средств и методов спутниковой геодезии.
2.4.2 Пограничные знаки (основные и промежуточные) по решению Межгосударственной комиссии могут состоять из одного, двух и трех столбов и могут устанавливаться:
— на реках и ручьях пограничные знаки, состоящие из двух столбов, устанавливаются: на берегах рек (ручьев); на острове, принадлежащем одной из сторон, и на берегу реки другой стороны; на смежных островах от середины главного фарватера или середины реки;
— в местах слияния внутренних рек с пограничными и в местах перехода линии государственной границы с сухопутного участка на водный и наоборот устанавливаются пограничные знаки, состоящие из трех столбов.
При переходе государственной границы на акватории больших озер и водохранилищ на суше устанавливаются створные знаки на некотором удалении от пограничных знаков, установленных на берегах этих водоемов. В случаях, когда с одного берега на другой не обеспечивается прямая видимость со створных знаков, на акватории водоема непосредственно на линии государственной границы устанавливаются буи.
При переходе государственной границы с суши на водную поверхность моря устанавливаются створные знаки, один на море (веха, буй), другой на суше, обозначающие направление линии государственной границы от пограничного знака, установленного на суше, до границы территориальных вод.
Пограничные знаки устанавливаются с использованием делимитационной карты с учетом тщательного изучения местности в поле (рекогносцировка).
Пограничным знакам на всем протяжении демаркируемой границы присваиваются очередные порядковые номера (обычно с запада на восток и с севера на юг).
2.4.3 Создаваемая карта приграничной полосы принятой по взаимному соглашению ширины должна удовлетворять следующим основным требованиям:
— достоверно и с необходимой для принятого масштаба точностью отображать местоположение линии государственной границы, пограничные и створные знаки, а также современное состояние местности;
— создаваться в согласованных условных знаках и образцах шрифтов и сокращений для топографических карт соответствующего масштаба;
— отвечать другим требованиям документации Межгосударственной комиссии.
Демаркационная карта создается на приграничную полосу (ширина полосы по согласованию сторон может быть от 0,5 до 3 км с каждой стороны), как правило, на основе полевой подготовки аэрофотоснимков и полевого дешифрирования, осуществляемыми техническими группами.
При камеральных работах (с использованием материалов полевой подготовки и дешифрирования аэроснимков) наносится рельеф и ситуация в соответствии с документацией, утвержденной Межгосударственной комиссией.
С подготовленного в камеральных условиях составительского оригинала готовятся 2-4 копии, которые передаются Межгосударственной комиссии.
Все географические названия и пояснительные надписи на составляемых демаркационных картах и при условных знаках должны даваться в двух альтернатах (на русском языке и языке сопредельного государства). Особое внимание при создании демаркационной карты в технических группах должно быть уделено квалифицированному транскрибированию (а не переводу) географических названий по обе стороны от линии государственной границы во всей полосе картографирования.
Основные принципы единой системы сбора, установление написания географических названий на русском языке определяются действующими правилами написания на картах географических названий Российской Федерации (в т.ч. разработанными Роскартографией).
2.5 Технические требования к составлению проекта Протокола описания линии государственной границы основываются на требованиях «Закона Российской Федерации о государственной границе Российской Федерации» в редакции Федерального Закона от 10.08.94 N 23-ФЗ» и определяются документацией, утвержденной Межгосударственной комиссией.
2.5.1 Каждая совместная техническая группа полностью отрабатывает описание на своем участке и представляет его на рассмотрение в Межгосударственную комиссию по демаркации границы.
2.5.2 Описание границы производится последовательно от одного пограничного знака к другому, обычно, с запада на восток или с севера на юг.
Описание границы производится после детального изучения ее на местности. Запрещается проводить описание, руководствуясь только картой и описательными материалами. Однако пользование картой, так же, как и другими описательными и картографическими документами, при составлении Протокола-описания обязательно. Ориентиры, которые упоминаются в Протоколе-описании, должны быть обязательно изображены на демаркационной карте.
2.5.3 В Протоколе-описании линии государственной границы дается описание местности, по которой проходит граница, и описание местоположения пограничных знаков, установленных в ходе демаркации.
При описании местности особое внимание обращается на те местные предметы, долговременная сохранность которых не вызывает сомнения, и на те местные ориентиры, по которым наиболее легко можно установить положение линии границы на местности.
Необходимо также уделять внимание описанию тех участков местности, которые неблагоприятны в отношении сохранности на них пограничных знаков (затопляемые при паводках и заболоченные места, пески и т.п.).
Особенно детально линия границы описывается при прохождении ее возле населенных пунктов, дорог, а также у основных поворотных пограничных знаков.
2.5.4 Все географические названия, упоминаемые в Протоколе-описании, берутся с демаркационной карты и должны быть согласованы с протоколами пограничных знаков, таблицей принадлежности островов и др. демаркационными документами.
В экземпляре Протокола-описания, предназначенном для российской Стороны, названия на территории России даются только на русском языке, а на территории сопредельного государства транскрибированные названия на русском языке (и наоборот). Названия географических объектов, находящихся непосредственно на линии границы (хребты, горы, реки, озера и т.п.), даются на русском языке и в скобках транскрибированные названия сопредельного государства на русском языке.
2.6 Требования к качеству, контролю и приемке топографо-геодезических работ
Контроль за качеством топографо-геодезических работ (полевых и камеральных) осуществляется в соответствии с требованиями Межгосударственной комиссии.
2.7 Перечень документов по результатам топографо-геодезических работ
Совместные технические группы представляют в Межгосударственную комиссию надлежащим образом оформленные, тщательно проверенные и подписанные руководителями и их заместителями обеих частей группы следующие документы и материалы:
— Протокол-описание линии государственной границы;
— демаркационную карту с нанесенными на ней линией государственной границы (обычно сплошная красная линия толщиной 0,3 мм), пограничными и створными знаками, буями и названиями географических объектов на русском языке и языке сопредельного государства;
— карту точек стыка государственной границы с границами третьих Сторон, согласованную с их представителями;
— каталог координат пограничных знаков, исходных геодезических пунктов, точек аналитической сети и теодолитных ходов с приложенными к нему схемами геодезической сети, полевыми журналами измерений горизонтальных и вертикальных углов и материалами вычисления (в т.ч. при использовании современных, например космических, методов определения координат);
— таблицу контрольных измерений координат и высот пограничных знаков;
— протоколы пограничных знаков установленного образца;
— таблицу принадлежности островов;
— комплекты дешифрованных аэроснимков;
— список географических названий на двух языках;
— заключительный протокол по результатам работы совместной технической группы.
3 Картографическое обеспечение демаркации государственной границы
3.1 В состав картографического обеспечения входит предоставление российской делегации исходных картографических материалов (основная делимитационная карта, дополнительные делимитационные карты на отдельные участки, текстовые описания прохождения границы), а также картографические и иные работы (систематизация, проверка, редактирование) по подготовке к изданию и издание итоговых документов по демаркации государственной границы, поступивших из совместных технических групп.
3.2 В результате проведения картографических работ должна быть подготовлена и издана новая карта согласованного масштаба на приграничную (согласованной ширины) полосу с точным обозначением линии прохождения границы и положения пограничных знаков (с их протоколами и каталогами координат), а также Протокол-описание, составленный не по делимитационной карте, а непосредственно на местности (с учетом изменившейся или уточненной после демаркации природной или иной ситуации).
3.2.1 Подготовка к изданию демаркационной карты государственной границы проводится по оригиналам, составленным в соответствии с инструкцией по топографическим работам и инструкцией по аэрофотосъемке, утвержденным Межгосударственной комиссией.
При подготовке листов к изданию особое внимание уделяется качественному выполнению сводок между листами карты на границах рабочих участков, а также на согласованность карты с текстами Протокола-описания, протоколов и схем местоположения пограничных знаков.
Карта подготавливается к изданию в условных знаках для топографических карт принятого Межгосударственной комиссией масштаба.
Все листы демаркационной карты, как правило, имеют одинаковые размеры по ширине и высоте и нумеруются от начальной точки демаркации границы (обычно последовательно с запада на восток). Рамки листов не обязательно должны совпадать с рамками стандартных топографических карт Российской Федерации того же масштаба. При этом на каждом листе демаркационной карты приводится обозначение номенклатуры листов топографической карты данного масштаба, приходящихся на этот лист демаркационной карты.
Технология подготовки карты к изданию может быть как традиционной (с использованием гравирования на пластике и последующего изготовления комплекта расчлененных диапозитивов), так и с использованием новейшего электронного цветоделительного оборудования.
3.2.2 Изданные карты брошюруются в альбом, в который входят:
— шмуцтитулы (для каждого раздела);
— схема расположения листов карты линии государственной границы;
— перечень листов карты, условные знаки и листы карты государственной границы принятого масштаба;
— схемы геодезического определения пограничных знаков;
— рисунки и фотографии, характеризующие вид и размеры пограничных знаков.
3.3 Протоколы пограничных знаков содержат подробные данные и схемы, характеризующие положение знака на местности. Они изготавливаются в двух экземплярах: на русском и языке сопредельного государства, и оба представляются в Межгосударственную комиссию.
3.3.1 Схемы расположения пограничных знаков подготавливаются к изданию и издаются в упрощенном виде, с использованием согласованных условных знаков. При этом особое внимание обращается на согласованность схем с картой государственной границы, Протоколом-описанием и протоколом пограничного знака.
3.3.2 Схемы расположения пограничных знаков издаются на русском языке и языке сопредельного государства соответственно.
Протоколы сводятся в тома, в которых брошюруются в порядке номеров пограничных знаков.
3.4 Подготовка к изданию и оформлению каталога координат пограничных знаков и исходных геодезических пунктов проводится в соответствии с требованиями Межгосударственной комиссии, на основе подписанных двух подлинных экземпляров каталога координат, каждый на русском и языке сопредельного государства. Каталог брошюруется в книгу, состоящую из обложки, титульного листа, введения и каталога координат.
3.5 Подготовка к изданию Протокола-описания осуществляется на основе оригинала в двух экземплярах, каждый на русском и языке сопредельного государства и тщательно сверяется с текстом оригинала.
Отпечатанный Протокол-описание брошюруется в книгу с учетом требований Межгосударственной комиссии по демаркации.
4 Список использованных материалов
1. Альбом карт государственной границы между Союзом Советских Социалистических Республик и Республикой Афганистан на участке от Зюльфагара до Хамиаба, редемаркированной в 1987-1989 годах. Ташкент, 1989.
2. БСЭ. 2 и 3-е изд., М., 1949-57, 1970-78.
3. Бурбан П.Ю. Опыт картографического обеспечения делимитации государственной границы между Российской Федерацией и Латвийской Республикой. «Геодезия и картография», N 3, 1999.
4. Закон Российской Федерации о государственной границе Российской Федерации в редакции Федерального Закона от 10.08.94 N 23-ФЗ.
5. Инструкция о демаркации советско-монгольской государственной границы в 1977-1978 гг. (Рукопись, 1980).
6. Инструкция по проведению топографических работ при проверке прохождения линии советско-турецкой государственной границы по рекам и ручьям. (Рукопись, 1985).
7. Инструкция по производству аэрофотосъемки [советско-турецкой границы]. (Рукопись, 1990).
8. Инструкция по топографическим работам [при демаркации советско-корейской границы]. (Рукопись, 1986).
9. Инструкция по производству геодезических и топографических работ при демаркации государственной границы между Российской Федерацией и Латвийской Республикой (проект). М., Роскартография, 1994.
10. Инструкции по выполнению демаркационных работ на российско-китайской государственной границе. (Рукописи, 1992).
11. Киреев Г.В., Архаров Ю.А., Рыженко А.Г., Фомин Б.А., Андреев В.В., Ванюков Г.А., Голуб Н.А., Неупокоев Н.А., Постнов В.В., Пальтов С.Ю., Шебалин А.Ф. О демаркации российско-китайской государственной границы. М., 2000.
12. Клименко Б.М., Порк А.А. Территория и границы СССР. М., Межд. отнош., 1985.
14. Основные положения по картографическому обеспечению делимитации государственной границы Российской Федерации. ГКИНП (ГНТА)-05-253-01. М., Роскартография, 2001.
15. Федеральная целевая программа «Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годы)», (Проект). ФПС, 2002.
16. Федеральный закон «О геодезии и картографии». М., 1996.
* Установка пограничных знаков не входит в состав топографо-геодезического и картографического обеспечения демаркации.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Основные положения по топографо-геодезическому и картографическому обеспечению демаркации государственной границы Российской Федерации ГКИНП (ГНТА)-14-272-03 (утв. приказом Федеральной службы геодезии и картографии от 22 августа 2003 г. N 123-пр)
Текст документа приводится по изданию Роскартографии (Москва, 2003 г.)
Обязательны для всех предприятий, организаций и учреждений Федеральной службы геодезии и картографии России