Что такое деловая речь 4 класс русский язык

Конспект урока по русскому языку. 4 класс Перспектива тема «Составление планов. Научная и художественная речь.»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Урок русского языка

Урок «открытия» нового знания

Тема: Составление планов. Научная и художественная речь.

Мотивация к учебной деятельности.

— Ребята, что вы ВИДИТЕ, СЛЫШИТЕ, ЧУВСТВУЕТЕ прямо сейчас? Закройте глаза. Подумайте над тем, чего вы хотите прямо сейчас?

Посмотрите и выберите себе установку на урок, отметьте ее галочкой:

Я буду доброжелателен

В конце урока посмотрим, удалось ли вам справиться с установкой. Приступаем к работе.

Выполним упражнение Гимнастика мозга»

Настраиваются на урок

Выполняют технику «Здесь и сейчас»

Дают себе установку на урок

Актуализация и пробное учебное действие.

Восемь, одиннадцать, желание, интересный, двенадцать, беседа, прекрасный, шестнадцать, интерес, двадцать, путешествие.

-Запишите слова в три столбика: числительные, существительные, прилагательные. Выделите орфограммы.

Мы отправились в далекое путешествие

Повторяют написание слов с непроверяемой орфограммой, части речи

Отрабатывают навык синтаксического разбора предложения

Отрабатывают навык разбора слова как часть речи

Выявление места и причины затруднения

?- это способ общения и взаимодействия посредством определенной системы. Для этого используют языки

?- Какие виды речи вы знаете

?- Беседа, разговор двух или более лиц

?- Передача информации, совместная работа, сотрудничество для обмена мыслями, впечатлениями (в нем мы стараемся достичь цели, взаимопонимания, общего результата)

?- Слово или словосочетание, которое называет того, к кому обращаются с речью

?- Этот стиль речи более строгий( официальный). Его используют в объявлении, инструкции и т.д.

— Подумайте, к какой теме относятся все понятия?

— Прочитайте на доске записи

Забрать брата из садика.

-Что общего в этих записях?

-К какому стилю речи относится план?

-Для чего создаются планы?

Устная и письменная

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Сформулируйте цели урока :

К какому стилю речи относится план

Как составляется план

Научиться составлять план

Формулируют тему урока, определяют цели и задачи

Реализация построенного проекта.

Техника «Здесь и сейчас»

В восточной философии есть образ, называется он «Точка сознания». Выглядит это как круг с точкой в центре. Давайте и попробуем с вами применить эту технику.

-Итак, представьте себя в таком круге прямо сейчас и попробуйте определить: вы находитесь в точке? Где-то рядом? Или за кругом? Или есть ощущение, что вас «мотает « по внешнему кругу?

— Попробуйте определить чувства, которые у вас есть, когда вы обнаруживаете себя в этой или иной точке круга. Какие у вас мысли, чего вам хочется?

Работа по учебнику с.20

-Почему план действий относится к деловой речи?

-Как составление плана помогает организовать работу?

— Сравним ваши высказывания с формулировкой толкового словаря.

Техника «Прием информации»

С чем вы сейчас познакомились?

Перечислите факты, необходимые для темы?

Что вам понравилось? Что не понравилось в этой теме?

Что нового узнали из информации?

Какова главная мысль темы?

Где вам изученный материал пригодиться в жизни?

Выпишите из упражнения выделенные слова, обозначьте в них орфограммы

Выполняют технику, помогающую осуществить самодиагностику

Работают над упражнением

Рассуждают, анализируют выводят правил

Выполняют психотехнику «Прием информации»- позволяющей не возникать напряжению фильтровать информацию ( тема, факты, критика, новизна, смысл, доминанта)

Упражнение выполняют комментировано

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Работая в парах составьте и запишите одни из планов по предоставленной теме.

Работают в парах, сотрудничают, распределяют роли,

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа над деформированным текстом. Отработка навыка составлять план.

Рядом с поляной находится сад. Деревья засохли, выродились. Дикие ветки дают кислые мелкие яблоки. Однажды я услышал хруст. Я осмотрелся. Это были лоси. Один из лосей мягкими губами срывал яблоки с дерева. Другой лось собирал их на земле. Он подгибал длинные ноги и вставал на колени.

Зимой я часто вспоминаю свою поляну и лосей, жующих кислые яблоки.

У меня есть любимая поляна. Красива она. На рябину прилетают кормиться дрозды. В сухих листьях здесь живут ежи. Осенью приходят лоси.

— У каждого из вас на столе листочек с деформированным текстом. Ваша задача:

1. восстановить нарушенную последовательность- пронумеровать части

Работают над деформированным текстом

Отрабатывают навык составления плана по тексту

Включение в систему знаний и повторение.

Работа над понятием «научная речь» учебник с. 21

— Прочитайте сообщение Самоварова. – Где используют научную речь? Какова цель научной речи?

Упр. 29- устно. Сравните два текста. Какой из них относится к научной речи, какой к художественной? Почему вы так решили?

Дополняют знания о научной речи

Отрабатывают навык отличать научную речь от художественной

Рефлексии учебной деятельности.

С какими понятиями мы познакомились на уроке?

Для чего нужен план? Что такое план?

В каких ситуациях используется научная речь?

Что понравилось на уроке? Над чем бы вы еще хотели поработать?

Д.з. уч. С. 21- упр. 29- списать научный текст, звуко-буквенный анализ слова ненастье»

Рядом с поляной находится сад. Деревья засохли, выродились. Дикие ветки дают кислые мелкие яблоки. Однажды я услышал хруст. Я осмотрелся. Это были лоси. Один из лосей мягкими губами срывал яблоки с дерева. Другой лось собирал их на земле. Он подгибал длинные ноги и вставал на колени.

Зимой я часто вспоминаю свою поляну и лосей, жующих кислые яблоки.

У меня есть любимая поляна. Красива она. На рябину прилетают кормиться дрозды. В сухих листьях здесь живут ежи. Осенью приходят лоси.

Рядом с поляной находится сад. Деревья засохли, выродились. Дикие ветки дают кислые мелкие яблоки. Однажды я услышал хруст. Я осмотрелся. Это были лоси. Один из лосей мягкими губами срывал яблоки с дерева. Другой лось собирал их на земле. Он подгибал длинные ноги и вставал на колени.

Зимой я часто вспоминаю свою поляну и лосей, жующих кислые яблоки.

У меня есть любимая поляна. Красива она. На рябину прилетают кормиться дрозды. В сухих листьях здесь живут ежи. Осенью приходят лоси.

Рядом с поляной находится сад. Деревья засохли, выродились. Дикие ветки дают кислые мелкие яблоки. Однажды я услышал хруст. Я осмотрелся. Это были лоси. Один из лосей мягкими губами срывал яблоки с дерева. Другой лось собирал их на земле. Он подгибал длинные ноги и вставал на колени.

Зимой я часто вспоминаю свою поляну и лосей, жующих кислые яблоки.

У меня есть любимая поляна. Красива она. На рябину прилетают кормиться дрозды. В сухих листьях здесь живут ежи. Осенью приходят лоси.

Рядом с поляной находится сад. Деревья засохли, выродились. Дикие ветки дают кислые мелкие яблоки. Однажды я услышал хруст. Я осмотрелся. Это были лоси. Один из лосей мягкими губами срывал яблоки с дерева. Другой лось собирал их на земле. Он подгибал длинные ноги и вставал на колени.

Зимой я часто вспоминаю свою поляну и лосей, жующих кислые яблоки.

У меня есть любимая поляна. Красива она. На рябину прилетают кормиться дрозды. В сухих листьях здесь живут ежи. Осенью приходят лоси.

Рядом с поляной находится сад. Деревья засохли, выродились. Дикие ветки дают кислые мелкие яблоки. Однажды я услышал хруст. Я осмотрелся. Это были лоси. Один из лосей мягкими губами срывал яблоки с дерева. Другой лось собирал их на земле. Он подгибал длинные ноги и вставал на колени.

Зимой я часто вспоминаю свою поляну и лосей, жующих кислые яблоки.

У меня есть любимая поляна. Красива она. На рябину прилетают кормиться дрозды. В сухих листьях здесь живут ежи. Осенью приходят лоси.

Рядом с поляной находится сад. Деревья засохли, выродились. Дикие ветки дают кислые мелкие яблоки. Однажды я услышал хруст. Я осмотрелся. Это были лоси. Один из лосей мягкими губами срывал яблоки с дерева. Другой лось собирал их на земле. Он подгибал длинные ноги и вставал на колени.

Зимой я часто вспоминаю свою поляну и лосей, жующих кислые яблоки.

У меня есть любимая поляна. Красива она. На рябину прилетают кормиться дрозды. В сухих листьях здесь живут ежи. Осенью приходят лоси.

Рядом с поляной находится сад. Деревья засохли, выродились. Дикие ветки дают кислые мелкие яблоки. Однажды я услышал хруст. Я осмотрелся. Это были лоси. Один из лосей мягкими губами срывал яблоки с дерева. Другой лось собирал их на земле. Он подгибал длинные ноги и вставал на колени.

Зимой я часто вспоминаю свою поляну и лосей, жующих кислые яблоки.

У меня есть любимая поляна. Красива она. На рябину прилетают кормиться дрозды. В сухих листьях здесь живут ежи. Осенью приходят лоси.

Рядом с поляной находится сад. Деревья засохли, выродились. Дикие ветки дают кислые мелкие яблоки. Однажды я услышал хруст. Я осмотрелся. Это были лоси. Один из лосей мягкими губами срывал яблоки с дерева. Другой лось собирал их на земле. Он подгибал длинные ноги и вставал на колени.

Зимой я часто вспоминаю свою поляну и лосей, жующих кислые яблоки.

У меня есть любимая поляна. Красива она. На рябину прилетают кормиться дрозды. В сухих листьях здесь живут ежи. Осенью приходят лоси.

Источник

Знакомство с деловой речью в IV классе

С деловой речью дети встречаются еще в начальной школе, когда учатся писать адрес, помогают вожатому или учителю оформлять объявления, приглашения и т. п. Однако на этом этапе подобная работа носит эпизодический характер. Начиная с IV класса ее следует вводить в русло системы, постепенно расширяя объем сведений об официально-деловом стиле, усложняя характер заданий.

* ( Этот стенд используется также на других уроках знакомства с новыми видами деловой переписки.)

Учитель обращает внимание на стенд и поясняет, что деловые бумаги сопутствуют человеку во многих случаях жизни. Необходимо научиться писать хотя бы самые распространенные из них. В качестве примера уместно напомнить учащимся чеховский рассказ «Ванька». Ванька Жуков, закончив письмо дедушке, где сетует на свою горькую судьбу, «свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку. Подумав немного, он умокнул перо и написал адрес:

На деревню дедушке.

Потом почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу».

Чехов ничего не говорит о том, что произошло дальше. Читатель сам догадывается об участи Ванькиного письма: его не получил дедушка. Всякие деловые бумаги (и адрес в том числе) * нужно уметь правильно оформлять. А пишутся они не так, как газетные заметки, рассказы или дружеские письма.

* ( Оформление адреса входит в сферу делового письма, поэтому в школе адрес можно условно отнести к деловым бумагам.)

Почти все деловые бумаги пишутся по определенной форме. Это облегчает и ускоряет составление и рассмотрение их.

Отличаются деловые бумаги и манерой изложения: строго официальный («сухой») тон, точность, ясность, возможная краткость; употребление слов только в их прямом значении.

В деловых описаниях важно точно указать и раскрыть главные, отличительные, характерные для данного лица, предмета, явления признаки, свойства, особенности, которые следует расположить в определенной последовательности по степени их важности. Такое описание дает возможность быстро составить более точное и правильное представление о том или ином предмете, лице, явлении.

Все названные способы изложения используются в служебных документах. Автобиография, например, представляет собою деловое сочинение повествовательного характера; элементы описания преобладают в характеристике; примером рассуждения являются докладные записки, служебные письма, в которых раскрывается внутренняя связь явлений, доказываются определенные положения. Однако нередко названные способы изложения, дополняя друг друга, применяются в сочетании (в одном документе используется и описание, и повествование, и рассуждение). С этими и другими особенностями деловой речи учащиеся познакомятся на уроках обучения деловому письму.

Знакомство с официально-деловым стилем целесообразно начать с выяснения понятий «деловое письмо» и связать эту работу с темой «Предложения с обращениями».

После выполнения упражнений 180 и 181 учебника * преподаватель раскрывает значение термина «деловое письмо», знакомит учащихся с образцами простой формы письма и сообщает некоторые сведения об этом документе.

* ( Здесь и далее ссылки на IV класс даются по действующему учебнику: Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Григорян Л. Т., Кулибаба И. И., Тростенцова Л. А. Русский язык. Учебник для 4 класса. М., 1980.)

Деловое письмо, в отличие от письма личного, представляет собою деловую бумагу, в которой содержится запрос или уведомление о чем-либо. Деловое письмо пишется, когда нужно получить какие-либо сведения или ответить на запрос.

Содержание делового письма должно быть предельно ясным, однозначным, по возможности лаконичным. Желательно посвящать письмо одному вопросу. Тон письма должен быть деловым и корректным.

В служебной переписке существует определенный речевой этикет, знание которого необходимо составителям писем. Прежде всего это касается форм обращения и концовки письма. Письмо может начинаться с обращения к должностному лицу: Уважаемый товарищ! или Уважаемый товарищ И. С. Андреев! В этом случае отсутствует наименование учреждения, организации, предприятия и должности лица. Заканчивается деловое письмо подписью его автора, которой могут предшествовать слова С уважением.

При составлении писем, как и других деловых бумаг, необходимо строго соблюдать нормы современного делового языка в области лексики, морфологии, синтаксиса и стилистики. Нельзя допускать тяжеловесных синтаксических конструкций, словесных штампов типа «во исполнение Вашей просьбы», неправильного употребления терминов. Однако в деловых письмах не следует избегать стандартных оборотов речи, которые ускоряют и облегчают составление и рассмотрение деловых бумаг, например: «Прошу сообщить»; «В соответствии с тем-то. «, «Просим разъяснить. «; «В связи с чем-то. » и др. Важно также придать письму безупречную внешнюю форму.

Далее уместно рассмотреть два варианта делового письма одинакового назначения с целью показать различие в их оформлении.

I. Директору киевского магазина

Прошу сообщить, можно ли приобрести в Вашем, магазине следующие книги:

1. Песни для учащихся IV-V классов. Изд. 2-е, 1979, ц. 2 р. 74 к.

2. Песенник школьника (для учащихся IV-V классов). Изд. 2-е, 1979, ц. 63 к.

* ( Название города вымышленное.)

Прошу сообщить, может ли Ваш магазин выслать наложенным платежом следующие книги:

1. Песни для учащихся IV-V классов. Изд. 2-е, 1979, ц. 2 р. 74 к.

2. Песенник школьника (для учащихся IV-V классов). Изд. 2-е, 1979, ц. 63 к.

С уважением Иванова.

Адрес: 173014, г. Дальск, 14, ул. Десятская, д. 76, кв. 10.

После чтения образцов выясняется значение терминологического сочетания «наложенным платежом» (т. е. таким способом расплаты покупателя за отправленный ему товар, при котором стоимость товара взыскивается почтой, железной дорогой, пароходством с получателя для передачи отправителю), повторяются знаки препинания при обращении и составляется план, по которому пишутся деловые письма подобного характера:

1) наименование должности (иногда указываются инициалы и фамилия) лица и название учреждения, организации, которым адресуется деловое письмо;

2) содержание просьбы или уведомления;

3) подпись автора письма;

5) адрес отправителя (можно не указывать, адрес имеется на конверте).

Закрепляются полученные сведения путем составления делового письма в магазин подписных изданий Ленкниги (работа эта выполняется на следующем уроке). Можно рекомендовать ученикам дома обсудить с родителями содержание данного письма и сделать запрос на те товары (книги, учебные принадлежности и т. д.), в которых действительно нуждается школьник. Составленные ими деловые письма можно отправить по назначению, с тем чтобы ученики смогли получить заказанный товар.

Подобные упражнения дают учащимся возможность применить на практике полученные теоретические знания и потому выполняются детьми с большим интересом.

На уроке закрепления правописания собственных и нарицательных имен существительных проводится работа над адресом.

Адрес ученики уже писали в начальной школе. В IV классе следует закрепить этот навык, предварительно повторив правила правописания прописных букв в существительных, обозначающих географические названия, и в прилагательных, образованных от них и употребляемых при написании адреса.

Затем следует познакомить учащихся с некоторыми почтовыми правилами * оформления адреса:

* ( См.: Почтовые правила. М., 1973.)

1) адрес пишется разборчиво, грамотно, аккуратно;

3) на почтовом отправлении внизу в левой части конверта пишется цифровой индекс предприятия связи места назначения, состоящий из шести цифр (образец написания их дан на обратной стороне конверта; следует научить детей правильно писать каждую цифру индекса);

4) располагаются части адреса в строго установленной органами связи последовательности; так, в адресе отправителя, живущего в сельской местности, вначале указывается почтовый индекс, затем название предприятия связи, области, района, сельского Совета, населенного пункта, далее фамилия, имя и отчество адресанта, например:

Далее учитель сообщает адрес магазина подписных изданий Ленкниги и записывает его на доске:

* ( Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1973, с. 727.)

Телеграмма оформляется на готовом бланке, отпечатанном типографским способом, и состоит из следующих элементов:

1) наименования документа;

2) отметки о категории в виде телеграммы;

3) наименования пункта назначения и адресата;

4) текста сообщения;

5) подписи отправителя;

6) фамилии отправителя и его адреса.

На бланке телеграммы внизу, под чертой, необходимо написать фамилию и полный адрес отправителя.

Далее ученики рассматривают бланки телеграмм различных категорий и устанавливают, что по назначению телеграммы подразделяются на обыкновенные и срочные. На бланке последнего вида есть особая пометка «Срочная телеграмма».

Срочная телеграмма подается в экстренных случаях и доставляется адресату в течение двух часов с момента ее отправления.

Телеграммы могут быть поздравительными (с днем рождения, праздником и т. п.). Для них имеются специальные художественно оформленные бланки, которые вручаются получателю. При отправлении поздравительной телеграммы заполняется бланк обыкновенной телеграммы и в графе «Особые пометы» указывается серия художественного бланка, например: «Серия Е-33».

Для закрепления навыка оформления и составления телеграмм можно провести такие упражнения:

1. Обдумывание ситуаций, которые требуют телеграфного сообщения.

2. Устное составление текстов телеграмм сначала под руководством учителя, потом каждым учеником самостоятельно.

1. 24 сентября в 15 часов в библиотеке школы № 2 для учащихся IV-V классов проводится лекция «О культуре поведения».

2. С 26 по 28 августа 1979 г. в помещении Дома культуры открыта городская выставка «Родная природа». Выставка работает с 12 до 20 часов.

Дирекция Дома культуры.

Сначала объясняется значение встретившихся в текстах объявлений специальных слов и правописание падежных окончаний некоторых существительных, затем проводится беседа, в ходе которой выясняется, что содержание объявлений может быть самым различным: объявление о приеме в учебные заведения, о приглашении на работу, о поступлении новых товаров в магазин, об открытии выставки, о занятиях кружка, о проведении субботника и т. п. В последних трех случаях речь идет о тех или иных мероприятиях. Это очень распространенный тип объявления. Для него характерна определенная форма. В такого рода объявлениях обычно указывается: 1) время (когда); 2) место (где); 3) наименование мероприятия (что); 4) ответственный за проведение мероприятия (кто).

После коллективного обсуждения данных вопросов ученики составляют сначала устно, потом записывают в тетрадях объявление, например о соревнованиях, которые будут проводиться в ближайшее время.

Один из учащихся читает составленный им текст и попутно объясняет правописание падежных окончаний имен существительных (окончания следует выделить):

4 октября 1979 г. в Центральном парке состоятся массовые соревнования по осеннему легкоатлетическому кроссу. Начало в 10 часов.

Областной совет профсоюзов.

В воскресенье в 12 часов для учащихся IV-VI классов организуется лыжный поход в селение Иванихино. Сбор у здания школы.

В среду, т. е. 12 октября, в помещении IV Б класса состоится родительское собрание.

Для самостоятельной домашней работы можно предложить ученикам такое задание: написать объявление на одну из тем: 1) о классном собрании по итогам успеваемости за четверть; 2) о просмотре кинофильма по изучаемому литературному произведению; 3) о концерте художественной самодеятельности учащихся класса для октябрят подшефной группы; 4) об открытии во Дворце пионеров выставки детского рисунка.

Далее анализируется образец простого заявления и устанавливается последовательность расположения элементов в нем.

Директору дальской средней школы № 1

Прошу освободить меня от учебных занятий на 3 дня (с 1 по 3 октября) в связи с поездкой в г. Сиверск на слет юных туристов.

В заявлении содержится:

1) наименование адресата, к которому обращаются с просьбой (этот элемент заявления располагается посредине листа);

2) должность, фамилия, имя или инициалы (иногда указывается адрес заявителя (пишется в родительном падеже без предлога);

3) наименование документа (пишется с маленькой буквы посредине строки; после слова заявление ставится точка);

4) изложение просьбы (пишется с красной строки);

5) подпись автора заявления (пишется внизу справа);

6) дата (ставится слева под текстом письма ниже подписи).

В ходе анализа текста заявления объясняется постановка знаков препинания. Следует заметить, что три первые части (элемента) заявления представляют собой одно предложение: Директору дальской средней школы № 1 ученика IV класса Алексеева Юрия заявление, что в этом предложении по правилам пунктуации не требуется никакого знака препинания, кроме точки, которая ставится в конце предложения.

Учитель сообщает детям, что по такому плану составляется простое заявление, в котором содержится просьба о чем-либо (иногда краткое обоснование ее).

В последнее время в деловой переписке встречается и другая форма заявления:

Директору дальской средней школы № 1

Текст, в котором излагается сущность заявления.

Ученик IV А класса

дальской средней школы № 1

Для закрепления полученных сведений школьникам можно предложить ряд упражнений.

1. Напишите заявление по образцу на заданную тему, например о приеме в один из кружков Дома пионеров.

2. Отредактируйте текст заявления.

Очень прошу Вас предоставить мне путевку в пионерский лагерь «Орленок» с 15 июля 1979 года.

Убедительно прошу в просьбе не отказать.

На уроках русского языка целесообразно проводить лексико-стилистические упражнения, направленные на развитие у детей языкового чутья, навыка уместного употребления лексики, характерной для деловой речи.

1. Подберите синонимы к словам и словосочетанию. Получатель, послание, человек, отправитель, деловая бумага, название, проверка, ходатайство.

Для справок: адресант, документ, наименование, письмо, лицо, ревизия, адресат, просьба.

2. Подберите антонимы к словам и словосочетаниям.

Получить, разрешить, адресат, получатель, присутствовать, удовлетворить просьбу, положительно, удовлетворительный ответ, письмо-запрос, ответственность.

Для справок: отправить, отказать, адресант, отсутствовать, неудовлетворительный ответ, отказать в просьбе, отрицательно, письмо-ответ, безответственность.

3. Пользуясь словарем синонимов, составьте синонимические ряды из слов, уместных в деловых бумагах.

1. Изъян. 2. Уведомление. 3. Оповестить. 4. Помогать. 5. Отправлять. 6. Затруднять. 7. Приказ.

Для справок: 1) недочет, недостаток, пробел; 2) извещение, оповещение, информирование; 3) уведомить, информировать, известить; 4) содействовать, способствовать; 5) посылать, адресорать, направлять; 6) препятствовать, тормозить; 7) распоряжение, директива, указание.

4. Раскройте значение выделенных слов и словосочетаний, составьте с ними предложения.

В конце учебного года с целью повторения полученных в IV классе сведений по деловой речи полезно предложить ученикам несколько заданий на составление деловых бумаг, например: 1) написать заявление о предоставлении путевки в пионерский лагерь на срок, согласованный с родителями; 2) оформить объявление о сдаче книг в школьную библиотеку (по окончании учебного года) в сроки, установленные администрацией школы. И др.

Заявления, написанные детьми, можно направить по назначению, а лучшее объявление, оформленное соответствующим образом, вывесить в классе.

* ( Следует в доступной для учащихся этого возраста форме рассказать о том, что иногда писатели в своих произведениях используют с определенными стилистическими целями элементы деловой речи.

В анализируемых текстах можно выделить, например, слова и выражения, присущие деловому стилю: названия документов (приказ, донесение, ультиматум, телеграмма), официальных лиц (министр, канцлер, аккредитованный посол), процессов и действий, связанных со сферой делового общения (приказывать, отдать приказ, составить ультиматум) и др.)

1. Обычно мальчишка возникал внезапно перед нами, вынырнув откуда-то из ворот, и, став перед Гайдаром по-военному смирно, спрашивал:

— На сегодня не будет никаких приказаний, Аркадий Петрович?

Гайдар также по-военному отвечал ему:

— Нет, на сегодня нет никаких приказаний. Когда будут, позову. Ступай на свой пост.

Мальчик живо повернулся кругом, всей своей маленькой фигуркой выразив готовность действовать.

Он исчез. Но через полчаса снова раздался звонок в коридоре, и появился другой мальчик, уже мне незнакомый, и принес первое донесение, что в районе Сретенских ворот и Колхозной площади, где ему было поручено обследовать аптеки номер такой-то и номер такой-то, сухой малины нет.

(Из воспоминаний писателя Р. И. Фраермана.)

Как составляются ультиматумы, этого еще никто не знал, и Тимур спросил об этом у дяди.

Тот объяснил ему, что каждая страна пишет ультиматум на свой манер, но в конце для вежливости полагается приписать:

«Примите, господин министр, уверение в совершеннейшем к Вам почтении».

Затем ультиматум через аккредитованного посла вручается правителю враждебной державы.

«Буду сегодня проездом от двенадцати ночи до трех утра тчк Ждите на городской квартире папа».

«Приезжай немедленно ночью папа будет в городе Ольга».

Королева. Еще писать! Хорошо. Но уж тогда я не буду дописывать «зеленеет». Давайте сюда ваши бумаги! (Подписывает бумагу одну за другой.)

Канцлер. Благодарю вас, ваше величество. А теперь позволю себе попросить вас начертать.

Королева. Опять начертать!

Канцлер. Тольку вашу высочайшую резолюцию на этом ходатайстве.

Королева (нетерпеливо). Что же я должна написать?

Канцлер. Одно из двух, ваше величество: либо «казнить», либо «помиловать»,

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *