Что такое деловая репутация организации
Из чего формируется деловая репутация компании и как над ней работать
Сооснователь и генеральный директор компании CloudPayments, советник заместителя председателя правления Тинькофф
В чем состоит важность деловой репутации, может ли ее разрушение уничтожить бизнес и как обстоят дела с институтом репутации в России? Рассказывает Дмитрий Спиридонов, сооснователь и генеральный директор компании CloudPayments. В конце материала — чек-лист успешной деловой репутации.
Назад к истокам: происхождение института репутации
Вернемся в 1991 год: развал СССР, появление Интернета в России и подъем рыночной экономики. Все эти события послужили началом института деловой репутации на постсоветском пространстве.
С появлением первого подобия форумов и FidoNet люди начали делиться мнениями в сети. Дальше в начале нулевых появлялись системы мониторинга, в десятых — отзовики с системой оценок и рейтинга, вслед за ними — беспрерывное развитие социальных сетей.
К слову, по данным исследований Apex Global Learning, 1 звезда онлайн-рейтинга компаний или заведения приносит 5-9% выручки, а также она эту выручку забирает. Таким образом, если у вашей компании 3 звезды рейтинга из 5, вы теряете по меньшей мере 10%; это ощутимые цифры.
Институт деловой репутации: что это и зачем
Давайте вернемся к вопросу: «Что такое деловая репутация?» Главное, что нужно понять, деловая репутация — это ваш спасательный круг и дополнительные нули к стоимости компании при продаже, которую нельзя отразить в бухгалтерский отчетах.
Если корабль пойдет ко дну с точки зрения финансовых показателей, репутация вас спасёт, и кто-нибудь да протянет руку помощи. Ну, или на крайний случай вы уйдете с рынка не с пустыми руками, превратив ваш нематериальный капитал в неплохую сумму.
Из чего формируется деловая репутация компании?
Существует ли институт репутации в России?
Он есть везде. В США, например, работают мастодонты репутационного менеджмента. Они играют по радикальным правилам, которые устанавливает аудитория.
Русскоязычной аудитории не свойственен «синдром отмены». Да, мы можем наблюдать за реакцией общественности, краткосрочным порицанием в социальных сетях, негативными комментариями, но от самого продукта не отказываются.
Достаточно вспомнить сервис Яндекс.Такси. В комментариях под постами сервиса в Instagram немало негатива, но он остается лидером на рынке.
Рекламодатели тоже не брезгуют работой со скандальными компаниями и инфлюенсерами. Вспомним нашумевший кейс с Собчак и Audi. Автопроизводитель разорвал контракт с Ксенией Собчак после ее провокационного поста с черным фоном, хэштегом #BlackLivesMatter и песней «Убили негра» в Instagram.
«Audi решительно отвергает любые формы расизма и дискриминации, так как это несовместимо с нашей корпоративной культурой», — Вернер Нойхольд
Сама Собчак отказалась предоставлять извинения, а также пообещала подать в суд на Business Insider.
«Я подаю в суд на издание Business Insider по факту клеветы. Немецкое издание вышло с заголовком «Ксения Собчак назвала чернокожих людей глупыми и ленивыми» и обвинило меня в расизме. Это прямая ложь», — Ксения Собчак
Уже спустя месяц два крупных концерна предложили стать их амбассадором, название концернов Ксения не уточняла. За короткое время причина порицания превратилась в факт биографии, не более. Мнение Ксении все еще ценится в сети, она продолжает рекламировать люксовые бренды и появляться на ковровых дорожках.
Жизнь по чужим законам
Условия современного рынка ставят нас в очень жесткие рамки этики и инклюзивности. Многие компании и инфлюенсеры пока морально не готовы принять правила игры, которые во многом диктуются западом: игнорирование со стороны недовольных потребителей, расторжение рекламных контрактов и т.д.
Если мы говорим о России, то кейсы с уходом рекламодателей и партнеров случались не раз, но на их место всегда приходили другие, как в случае с Региной Тодоренко. Да, после скандала к вам не придут лидеры той или иной индустрии с просьбой о рекламе или другого сотрудничества, но и у разбитого корыта вы не останетесь.
В США, например, мы видим совсем обратную ситуацию, тотальный бойкот скандальной персоны. Одного сомнительного высказывания или неподтвержденного обвинения шестидесятилетней давности, как в случае с Бобом Диланом, будет достаточно, чтобы сровнять карьеру с землей.
Большинству, скорее всего, кажется, что такие серьезные меры американские компании начали принимать с недавних пор, но в действительности тенденция уже устоявшаяся. Так, в 2014 году CEO Mozilla и создатель Java Script Брендан Айк был уволен спустя несколько дней после назначения.
В 2008 году Брендан сделал пожертвование в пользу инициативы о запрете однополых браков в размере 1000$. Известно об этом стало незадолго после назначения на должность. Извинения Айку не помогли, пришлось уйти. Вот такая вот жестокая родина «Макдональдса» и Микки Мауса.
Иметь или не иметь
Наша страна хоть и далека от последних тенденций репутационного менеджмента, но это вопрос времени. Поэтому, если вы только начинаете что-то делать или создавать, ориентируйтесь либо на прогрессивных представителей индустрии, либо на здравый смысл. Учитесь на чужих ошибках.
Чек-лист успешной деловой репутации
Всегда анализируйте ситуацию и перспективы ее развития. Это поможет вам контролировать положение дел, оценивать эффективность своей работы и выявлять ошибки, пока они не стали фатальными.
Четкий план действий должен присутствовать на всех дистанциях: краткосрочных, долгосрочных и промежуточных. Его наличие — это 80% успеха. Первая тактика должна появиться еще до разработки внешних визуальных атрибутов (логотипа, эмблемы, интерьера и др.).
Держите руку на пульсе! Негативно повлиять или разрушить репутацию вашей компании может то, что находится вне вашего поля зрения. Представьте, всего один комментарий в социальных сетях, повлекший за собой крупный скандал, может обнулить всю проделанную работу. Звучит как абсурд, но таковы реалии.
Обращайте внимание на мнение о вас или вашей компании со стороны, не жалейте на это времени и нивелируйте потенциально опасные для репутации ситуации и конфликты, не давайте им развиваться.
Вы можете, как вам кажется, быть неприкасаемыми по части негативных инфоповодов и последующих репутационных потерь. Однако это не панацея от конкурентных войн, поэтому всегда прикрывайте тылы и заранее готовьте список антикризисных мер.
Иногда один час молчания может стоить вам всего. Не понимаете, почему это важно, и как с такими ситуациями справляться? Не пожалейте средств и наймите специалистов, которые все объяснят и станут вашей скорой помощью, защитят вас и вашу компанию от репутационных потерь, а впоследствии — и ваши финансовые показатели. И помните, скупой платит дважды.
Защита деловой репутации юридического лица
У каждого юридического лица как и у любого гражданина есть своя репутация.
Если компания ведёт свою деятельность в экономической сфере, то у неё формируется своя деловая репутация, свой имидж. Прежде всего, деловая репутация, это оценка деятельности организации и признак её успешности.
Деловая репутация создается годами и может быть запятнана одномоментно. Для поддержания делового имиджа и репутации компании, её необходимо восстановить, а порочащие сведения опровергнуть.
Для защиты деловой репутации необходимо понимать особенности данного вида споров, виды посягательств на репутацию и способы его восстановления.
Деловая репутация компании опорочена если присутствуют сразу три признака:
-Имело место распространение ложной информации;
-Распространенные сведения порочат деловую репутацию компании;
-Распространенные сведения не соответствуют действительности.
Указанные признаки регламентируются положениями Постановления Пленума ВС РФ от 24.02.2005 № 3.
Что бы понять имело ли место посягательство на деловую репутацию Вашей компании рассмотрим все три признака.
Способы распространения ложных сведений могут быть следующими:
При наличии всех трех признаков, организация имеет право, согласно ст. 152 ГК РФ, на восстановление своей деловой репутации одним из следующих способов:
Ответственность за распространение ложных сведений.
За распространение порочащих сведений существует административная так и уголовная ответственность.
Если деловая репутация компании пострадала в результате распространения рекламы, то нарушитель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 14.3 КОАП РФ к штрафу до пятисот тысяч рублей.
В последнее время в практике существует много случаев распространения порочащих ложных сведений в сети Интернэт через социальные сети.
В некоторых случаях удается в досудебном порядке удалить порочащие сведения, без обращения в суды.
Так, руководитель одной компании обратился за юридической помощью с вопросом об устранении нарушений закона, выразившееся в распространении персональных данных и информации, порочащих деловую репутацию и имидж компании в сети интернет на ресурсе ВК (вконтакте).
После переписки адвокатов по защите деловой репутации с администрацией ВК, информация была удалена полностью с ресурса ВК.
В таких действиях прослеживается повышение правовой грамотности владельцев и администраций социальных сетей, ресурсов Интернет, где происходит распространение порочащих сведений и создает определенные предпосылки для защиты нематериальных прав без обращения в судебные органы.
Коллегия адвокатов г. Москвы
«Шериев и партнеры»
УСПЕЙТЕ ДО НГ!
Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.
Рейтинг деловой репутации: что это такое и с чем нам предстоит это есть
26.01.2021 года Правительством РФ был внесен проект закона на 318 листах, которым предлагается существенным образом реформировать контрактную систему. Этот законопроект еще именуется «оптимизационным».
Проектом предусмотрено следующее определение: Рейтинг деловой репутации участника закупки – совокупная оценка опыта участника закупки, зарегистрированного в ЕИС, формируемая в порядке, установленном Правительством на основе включенных в реестры контрактов и договоров, информации и документов об исполнении участником закупки контрактов и договоров, заключенных в соответствии с законами 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Законопроектом предусмотрено, что Правительство вправе утвердить правила формирования, случаи и порядок применения рейтинга деловой репутации участника закупки. При этом информация о таком рейтинге включается в реестр участников закупок и доступна для ознакомления.…Ну, и больше о Рейтинге деловой репутации в «оптимизационном» проекте – ни слова.
Вообще, история с Рейтингом деловой репутации участника закупки совсем не новая: идея введения такого рейтинга давно обсуждается и даже уже была попытка ввести это в закон (правда, этот законопроект был снят с рассмотрения). Сама идея такого рейтинга принадлежит ФАС России.
Что мы можем вытащить из «куцых» формулировок рассматриваемого законопроекта:
В конце декабря 2020 года ФАС России на своем официальном сайте опубликовало новость, в которой в самых общих чертах рассказала о своей идее и главных посылах создания рейтинга деловой репутации.
Закономерно, что разработка соответствующего Постановления будет поручена ФАС России (о чем также указано в приложениях к законопроекту).
Изначально ФАС настаивала на внедрении РДР в госзаказ в качестве механизма стимулирования поставщиков — в противовес действующему сейчас реестру недобросовестных поставщиков (РНП), уклонившихся от подписания контракта или контракты с которыми были расторгнуты по инициативе заказчика.
По оценке аналитического центра при Правительстве РФ около 70% поставщиков попадают в РНП за неисполнение договорных обязательств. Причем около 80% из них – это СМП по контрактам менее 10 млн. руб. Следует также учитывать, что часто субъект вносится в РНП без надлежащей оценки обстоятельств, приведших к неисполнению Контракта и/или степени вины поставщика, а также оценки добросовестности Заказчика.
Обширная судебная практика по признанию незаконными решений управлений ФАС о включении поставщика в РНП как раз свидетельствует о том, что поставщики часто становятся «без вины виноватыми».
Поэтому наличие сведений о поставщике в РНП не всегда является объективным основанием для недопуска последнего к торгам.
Аналитическим центром при Правительстве РФ так же обращается внимание и на обратные примеры, когда в списках РНП нет предпринимателей, регулярно исполняющих контракты, но с нарушениями и большим количеством претензионной работы. По статистике ЕИС Федерального казначейства, доля таких контрагентов драматически растет, при этом в РНП они не попадают.
Однако обсуждаемый законопроект никак не затрагивает основания для включения сведений о поставщике в РНП и не предлагает зависимость включения/невключения в РНП от «позиции» участника в рейтинге.
Норма ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, которой предусмотрено, что в РПН включается информация об участниках, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках, с которыми контракты расторгнуты по инициативе заказчика в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, остается неизменной.
Таким образом, вводимый РДР, судя по всему, никак не повлияет на рассмотрение вопроса о включении в РНП (по крайней мере в предлагаемой редакции закона).
Возможно, для участников закупок, которые давно и успешно осуществляют свою деятельность на рынке государственных закупок, их «высокий» РДР позволит существенно (в 2-3 раза!, как официально сообщает ФАС России) снизить бремя финансовой нагрузки, сопровождающей участие в закупках, путем снижения в зависимости от РДР размеров обеспечения заявок и/или контрактов.
И самый последний пункт. Я считаю так: если уж и создавать такой сложный инструмент, как РДР (а она действительно сложная и неоднозначная), то в первую очередь для целей оценки заявок на участие в закупках. Правительством утвержден и действует порядок оценки заявок на участие в закупках, который устанавливает критерии оценки, предельные значения их значимости и формулы, по которым заказчик производит расчет (Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1085). При этом содержание критериев Заказчики определяют самостоятельно, что зачастую приводит к злоупотреблениям. Рейтинг деловой репутации мог бы помочь решить проблему злоупотреблений заказчиков при оценке заявок.
И опять же: идея очень хорошая, мотивы благие, но работать так, как задумано, рейтинг деловой репутации будет при только при одновременном соблюдении двух условий: установление «рабочего» порядка расчета райтинга и достоверность и полнота «исходных данных».
Пока я не нашла никаких предложений по порядку расчета. И пока я не нахожу ответа на вопрос: будет РДР единым или будет считаться отдельно относительно каждой сферы предпринимательской деятельности или даже кода ОКПД2, или, возможно, есть еще какие-то варианты, потому что я не понимаю, как можно сопоставить рейтинги участников, один из которых исполняет многомиллионные контракты на строительство, а другой контракты с ценой 200 – 500 тысяч на поставку одежды для медицинского персонала больницы. А если участник закупки поставляет продукты питания и одновременно оказывает услуги по организации питания? Или если осуществляемые участником виды деятельности вообще полярны: например поставка оргтехники и оказание услуг по организации мероприятий?
По «исходным данным»: в настоящий момент информацию в реестрах контрактов и договоров нельзя признать достоверной.
В первую очередь хочу обратить внимание на неполное внесении информации в реестры контрактов со стороны Заказчиков.
Я уже неоднократно сталкивалась с тем, что исполненные контракты «висят» в ЕИС со статусом «Исполнение», что значения «Стоимость исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств» и «фактические оплачено» не совпадают, сведения о примененной неустойке не размещаются в реестре контрактов, или наоборот размещена информация о неустойке, применение которой признано незаконной судом, или размер которой снижен в соответствии со ст. 333 ГК РФ.
Реестр договоров по 223-ФЗ вообще ведется Заказчиками «кто во что горазд». Бывают случаи, что сведения о договорах не размещаются вовсе либо они некорректны. Сведения о применении штрафных санкций я встречала у единиц, также зачастую из реестра договоров невозможно понять, исполненен договор или нет.
И не понятно, как будут учитываться в РДР контракты, заключенные по итогам закупок, проводимых в соответствии со ст. 111 Федерального закона № 44-ФЗ, ведь сведений о таких контрактах в реестре контрактов отсутствуют.
И конечно же пока неясно, каков механизм воздействия поставщика на заказчика в случае, если последний нарушает порядок ведения реестра контрактов/договоров, при этом это негативно влияет на РДР такого участника.
Я же опасаюсь того, что в очередной раз будет истрачено огромное количество времени и бюджетных денег на создание дополнительного функционала ЕИС, который будет считать этот рейтинг, поставщики и заказчики будут нести издержки по причине того, что система не работает так, как надо, а в конечном итоге эта прекрасная идея так и останется в лучшем случае бесполезной «нашлепкой» на теле контрактной системы.
Защищаем деловую репутацию компании
Фирма вправе оспаривать сведения, не только порочащие ее деловую репутацию, но и просто не соответствующие действительности. Если такие сведения размещены в СМИ, при подготовке иска необходимо использовать законодательные нормы из этой сферы деятельности, а также Гражданского кодекса и Конституции РФ.
Защищаем деловую репутацию компании
Не соответствующие действительности и порочащие сведения
Распространяемая о юридическом лице информация может как не соответствовать действительности, так и порочить его доброе имя.
Лев Лялин,
почетный адвокат, член Президиума Московской областной коллегии адвокатов
Под распространением не соответствующих действительности и порочащих деловую репутацию сведений следует понимать их опубликование в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации (далее — СМИ), а также размещение в Интернете, упоминание в публичных выступлениях и заявлениях, адресованных должностным лицам, сообщение в той или иной (в т. ч. устной) форме хотя бы одному лицу. Вместе с тем не является распространением порочащих сведений ситуация, когда при сообщении лицу, которого касаются сведения, были приняты достаточные меры конфиденциальности, с тем чтобы ничего не стало известно третьим лицам.
Для подтверждения наступления неблагоприятных последствий в виде нематериального вреда деловой репутации истца необходимо сначала установить факт ее наличия, а потом — факт утраты доверия к ней. Следствием такой утраты может быть, например, сокращение числа клиентов, потеря конкурентоспособности и прочее. При выявлении причинно-следственной связи между действиями ответчика и возникновением неблагоприятных последствий на стороне истца суды будут учитывать наличие реальной возможности влияния действий ответчика на формирование мнения об истце у третьих лиц.
9. В силу пункта 1 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность доказывать соответствие действительности распространенных сведений лежит на ответчике. Истец обязан доказать факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, а также порочащий характер этих сведений.
Способы защиты
Статья 152 Гражданского кодекса предоставляет различные способы защиты и восстановления нарушенного права. Фирма может потребовать 13 :
При подготовке иска о защите деловой репутации необходимо руководствоваться:
Если не соответствующие действительности или порочащие сведения были размещены в СМИ или в Интернете на информационном ресурсе, зарегистрированном в качестве СМИ, необходимо использовать законодательные нормы, относящиеся к этой сфере деятельности. Очень важно при подготовке исковых требований проверить их на соответствие перечню случаев освобождения СМИ от ответственности за распространение недостоверных сведений. Таковыми являются случаи, когда подобные сведения 15 :
3. Пунктом 5 части 1 статьи 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлена специальная подведомственность арбитражным судам дел о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом согласно части 2 названной статьи указанные дела рассматриваются арбитражными судами независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане. Исходя из этого, дела о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не подведомственны судам общей юрисдикции.
Отмечу, при предъявлении фирмой иска ей необходимо быть готовой к ходатайству противоположной стороны о проведении судебно-лингвистической экспертизы с целью определения, являются ли спорные выражения в контексте статьи оценочными суждениями автора и носят ли они порочащий характер. Желательно уже на момент предъявления исковых требований в суд иметь соответствующее заключение специалиста. Если оно не будет оспорено противоположной стороной, есть большие шансы, что судьи сочтут его допустимым доказательством и сошлются на него в своем решении.
«Потерпевшая» сторона часто задает вопрос: что лучше, требовать опровержения или права на ответ? Универсального рецепта нет. Я считаю, что право на ответ может оказаться предпочтительнее (см. образец его составления ниже). Дело в том, что, опровергая те или иные сведения, суд зачастую выдергивает их из контекста и в результате в опубликованном ответчиком опровержении не всегда можно понять, о чем идет речь, да и сопутствующие комментарии судебного акта зачастую сводят опровержение на нет. Ответ, который подготовлен «потерпевшим» от нападок, как правило, более содержателен и логичен в опровержении доводов противоположной стороны.
Также отмечу: извинение как способ защиты деловой репутации законом не предусмотрено, но оно может быть указано в мировом соглашении между участниками спора.
Важно!
Деловая репутация представляет собой своего рода «доброе имя» лица и учитывается в составе его нематериальных активов наряду с авторскими правами, ноу-хау и торговыми марками. Деловая репутация может быть как положительной, так и отрицательной. Положительная деловая репутация связана с позитивным отношением контрагентов к ее обладателю, с доверием к нему и уверенностью в положительном результате сотрудничества. Отрицательная деловая репутация показывает нестабильность положения ее обладателя в экономическом обороте, недоверие к нему со стороны контрагентов*.
*Источник — Википедия.
Деловая репутация: плата за имидж
Показатель «деловая репутация» для многих бухгалтеров объект весьма экзотический. Между тем деловая репутация характеризует сделку приобретения имущественного комплекса, возникает в сводной бухгалтерской отчётности и даже может быть вкладом в деятельность простого товарищества.
На вопрос — что такое деловая репутация? большинство бухгалтеров уверенно отвечают, что это нематериальный актив. Действительно, из пункта 4 ПБУ 14/2007 «Учёт нематериальных активов» (утверждёны приказом Минфина России от 27.12.2007 г. № 153н) следует, что деловая репутация возникает в связи с приобретением предприятия как имущественного комплекса и учитывается в составе НМА. А вот чтобы разобраться с этим показателем, необходимо проанализировать названную сделку. Кроме того, с деловой репутацией бухгалтер может столкнуться при составлении сводной бухгалтерской отчётности (п. 3.7 Методических рекомендаций по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчётности, утверждённых приказом Минфина России от 30.12.1996 г. № 112, далее — Методические рекомендации). Наконец, деловая репутация и деловые связи могут быть вкладом товарища в совместную деятельность. Столь своеобразный вклад признаётся наравне с имущественными вкладами (ст. 1042 ГК РФ). И хотя в перечисленных хозяйственных ситуациях формально фигурирует один и тот же термин, в каждом случае он имеет собственный смысл.
Деловая репутация имущественного комплекса
Компания может вести прибыльный бизнес на базе определённого имущественного комплекса. В качестве примеров назовём производственный цех, здание для сдачи в аренду, ресторан, медицинский центр. Предположим, имеется другая фирма, заинтересованная в приобретении бизнес-комплекса и готовая выступить его покупателем. Для наглядности проанализируем такую сделку между двумя обществами с ограниченной ответственностью: будем именовать продавца «ООО-1», а покупателя «ООО-2». Суть сделки в том, что активы и обязательства, относящиеся к бизнесу, переходят с баланса «ООО-1» на баланс «ООО-2» в оценке, сформированной «ООО-1». Невзирая на продажу бизнеса «ООО-1» сохраняет свою самостоятельность как юридическое лицо и продолжает ведение другой деятельности.
Юридический аспект
Имущественный комплекс переходит в собственность покупателя по договору продажи предприятия (ст. 559 ГК РФ). Договор устанавливает состав и стоимость комплекса, причём он считается заключённым с даты государственной регистрации (п. 3 ст. 560 ГК РФ). Передача предприятия от продавца к покупателю удостоверяется передаточным актом (п. 2 ст. 563 ГК РФ). Момент перехода права собственности хотя и определяется договором, но не может предшествовать датам государственной регистрации договора и фактической передачи предприятия (ст. 564 ГК РФ).
К договору в обязательном порядке прилагается заключение аудитора о составе и стоимости предприятия. Формально оценка предприятий как имущественных комплексов относится к сопутствующим аудиту услугам (п. 6 ФПСАД № 24 Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, утверждённых постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 696). Но в действительности определение стоимости предприятия требует привлечения профессионального оценщика, состоящего членом саморегулируемой организации оценщиков (статьи 5, 9, 10 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Состав продаваемого предприятия определяется на основе его инвентаризации (ст. 561 ГК РФ). Гражданский кодекс предписывает формировать бухгалтерский баланс предприятия (п. 2 ст. 561 ГК РФ), но такой баланс нужно признать отдельным (п. 2 письма Минфина России от 02.06.2005 г. № 03-06-01-04/273). По аналогии с самостоятельным балансом разницу между активами и обязательствами предприятия именуют капиталом предприятия (п. 7.4 Концепции бухгалтерского учёта в рыночной экономике России, одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учёту при Минфине России, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997 г.) или его чистыми активами.
Продажа предприятия отражается как прочий доход и облагается НДС, если операции предприятия не освобождены от налогообложения. Особенности определения налоговой базы при такой реализации установлены в статье 158 Налогового кодекса. При этом передаваемые активы продавец спишет на прочие расходы. А передача кредиторской задолженности порождает прочие доходы. С гражданско-правовой точки зрения она является переводом долга (ст. 381, п. 2 ст. 562 ГК РФ). Для исчисления налога на прибыль у продавца особых правил не установлено. В частности, списание кредиторских задолженностей порождает внереализационные доходы (п. 18 ст. 250 НК РФ).
Учёт у покупателя
Покупатель принимает на свой баланс активы и обязательства, списанные с баланса продавцом, в той же самой оценке, в какой они отражены в акте инвентаризации, приложенном к договору. Иными словами, учётные цены объектов, составляющих комплекс, при передаче их от продавца к покупателю не изменяются. Такой подход приведёт к нарушению баланса покупателя — на разность между договорной ценой предприятия и стоимостью его чистых активов. Для восстановления балансового равновесия «придуман» показатель, именуемый деловой репутацией. Такой подход делает понятным пункт 42 ПБУ 14/2007, который гласит: стоимость деловой репутации определяется расчётным путём — как разница между покупной ценой, уплачиваемой продавцу при приобретении предприятия как имущественного комплекса, и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату его покупки. В этом определении идёт речь о балансе предприятия. В сумму всех активов и обязательств последние включаются со знаком минус, поскольку относятся к противоположной части баланса, то есть к пассиву. Положительная деловая репутация признается НМА и амортизируется линейным способом в течение 20 лет. Отрицательная деловая репутация единовременно учитывается в составе прочих доходов (п. 44 и п. 45 ПБУ 14/2007).
Как видно, показатель «деловая репутация» обеспечивает закрытие счёта расчётов с продавцом. Если же этот показатель оказывается отрицательным, то баланс покупателя уравновешивается при помощи прочего дохода:
Дебет 76 субсчёт «ООО-1» Кредит 91
• принята к учёту отрицательная деловая репутация предприятия.
Разумеется, активы и обязательства могут быть переданы от одного лица другому не только путём комплексной покупки, но и в индивидуальном порядке — каждый объект по отдельности. В таком случае активы принимаются к учёту по цене фактического приобретения, и принятие обязательства отражается как прочие расходы. Расхождений между активом и пассивом баланса не возникает.
В пункте 43 ПБУ 14/2007 положительная деловая репутация трактуется как надбавка к цене, а отрицательная — как скидка с цены. Если же вдуматься, то под ценой в этом контексте под ценой нужно понимать стоимость чистых активов предприятия, а вовсе не цену сделки.
Показатель «деловая репутация» не имеет специального наименования в налоговом законодательстве, но порождает записи и в налоговом учёте продавца. Обратимся к статье 268.1 Налогового кодекса. Тождественность толкований этого показателя в целях бухгалтерского учёта и налогообложения прибыли иллюстрирует таблица 1.
Положительная деловая репутация признаётся расходом по налогу на прибыль равномерно в течение пяти лет начиная с месяца, следующего за месяцем регистрации права собственности покупателя на предприятие. Этот порядок аналогичен её бухгалтерской амортизации, разница лишь в сокращённом сроке списания. Отрицательная деловая репутация порождает доход в месяце регистрации перехода права собственности на предприятие. В этом варианте разницы между бухгалтерским и налоговым учётом не возникает.
Деловая репутация в сводной отчётности
Покупатель может приобрести контроль над бизнесом иным путём — через покупку преобладающей доли в уставном капитале общества, ведущего этот бизнес. В этом случае покупатель становится основным обществом, а собственник бизнеса приобретает статус дочерней организации (п. 1 ст. 105 ГК РФ). Покупатель доли ведёт расчёты не с дочерним обществом, а с его участниками.
В бухгалтерском учёте основного общества возникают финансовые вложения в оценке, равной договорной стоимости покупки доли (пункты 3, 8, 9 ПБУ 19/02 «Учёт финансовых вложений», утверждённых приказом Минфина России от 10.12.2002 г. № 126н). В итоге оно получает право на дивиденды, приносимые бизнесом. Дочернее общество продолжает ведение бизнеса, но теперь его решения будет определять новый собственник.
Основное общество обязано формировать сводную бухгалтерскую отчётность (п. 91 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации, утверждённого приказом Минфина России от 29.07.1998 г. № 34н). При этом в сводный бухгалтерский баланс не включаются (пп. 1 п. 3.6 Методических рекомендаций):
Подход к консолидации зависит от соотношения балансовой оценки этих показателей (пп. 1 п. 3.6, п. 3.7 Методических рекомендаций). Разница между ними отражается в сводном балансе отдельной статьёй «Деловая репутация дочерних обществ». Положительную разницу показывают в группе статей «Нематериальные активы», а отрицательную — между разделами IV «Капитал и резервы» и V «Долгосрочные пассивы». Как видно, консолидация осуществляется по принципу покупки предприятия. Однако «сводная» положительная деловая репутация не подлежит амортизации. Она может уменьшиться лишь вследствие обесценения финансовых вложений в дочернее общество (пункты 37, 38 ПБУ 19/02).
Деловая репутация участника простого товарищества
До сих пор мы рассматривали деловую репутацию в значении, установленном для целей бухгалтерского учёта. Но этот термин имеет и гражданско-правовое содержание. Деловой репутацией обладает не только гражданин, но и организация. В случае распространения сведений, порочащих деловую репутацию юридического лица, оно вправе потребовать возмещения убытков и нематериального вреда (пункты 6, 7 ст. 152 ГК РФ; п. 2 определения Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 г. № 508-О). Правда, в таком контексте денежную оценку получает не сама деловая репутация, а моральный вред. Так, в споре о защите деловой репутации фирме была присуждена компенсация морального вреда в размере 100 тыс. рублей (определение ВАС РФ от 29.06.2010 г. № ВАС-7646/10 по делу № А53-802/2009).
Однако деловая репутация и деловые связи могут быть вкладом товарища по договору о совместной деятельности. Денежная оценка вклада производится по соглашению между товарищами (ст. 1042 ГК РФ). Заметим, речь идёт не об отдельно взятой деловой репутации, она объединена с деловыми связями.
Между тем, договор простого товарищества должен определять и порядок внесения вкладов. Как же вносить в общее дело подобный вклад? Пожалуй, уместно рассмотреть каждую из его составляющих.
При ведении общих дел товарищ вправе совершать сделки от имени всех товарищей. Эти полномочия удостоверяет договор простого товарищества (пункты 1 и 2 ст. 1044 ГК РФ). Нужно согласиться, что одно лишь наличие авторитетного партнёра открывает кредит доверия рядовому участнику товарищества. Деловая репутация проявляет себя признанием на рынке, которого приходится добиваться годами. Иначе говоря, вклад деловой репутацией связан с использованием в документах и рекламе фирменного наименования юридического лица (п. 1 ст. 1474 ГК РФ).
Другой неотъемлемой частью вклада являются деловые связи товарища. Значит, договор должен предусматривать, как именно такие связи будут использоваться в интересах товарищества. Нередко «авторитетный» товарищ предоставляет гарантии для получения кредитов, осуществляет согласования разрешительной документации, готовит рекомендательные письма. Если же порядок использования деловых связей не прописан, то и сам вклад, несмотря на денежную оценку, остаётся неопределённым. В этой связи договор может быть признан незаключённым (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.12.2009 г. по делу № А70-5724/2009).
Итак, две фирмы договорились о совместной деятельности. Каждая из них может внести вклад своими деловыми связями и деловой репутацией, если на это согласен другой товарищ (постановление ФАС Уральского округа от 06.04.2000 г. № Ф09-396/2000-ГК по делу № А50-7960/99). Но главный интерес представляет завершение совместной деятельности, когда товарищи распределяют созданное в её результате общее имущество. Скажем, фирмы объединились для строительства здания. По окончании строительства право собственности на долю в здании может быть передано в обмен на деловые качества участника совместной деятельности. Такая конструкция позволяет преодолеть запрет на дарение между коммерческими организациями (пп. 4 п. 1 ст. 575 ГК РФ).
Бухгалтерский учёт операций простого товарищества ведётся на основании ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности» (утверждены приказом Минфина России от 24.11.2003 г. № 105н).
Елена Диркова
электронное издание
100 БУХГАЛТЕРСКИХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТОВ
Полезное издание с вопросами ваших коллег и подробными ответами
наших экспертов. Не совершайте чужих ошибок в своей работе!
Свежий выпуск издания доступен подписчикам бератора бесплатно.
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование