Что такое демаркация и делимитация границы
Государственные границы. Делимитация и демаркация. Договоры о режиме границ. Законодательство РФ о государственной границе.
Понятие государственной границы
Государственная граница устанавливает пространственные пределы осуществления государством его суверенитета, отделяет территорию данного государства от территории других государств или от международных пространств.
Легальное закрепление понятия государственной границы получило в ст. 1 Закона РФ «О Государственной границе РФ»: «Государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета РФ». Приведенное определение применимо к границе любого другого государства.
Режим государственной границы определяется международными договорами сопредельных государств и законодательством каждого из них.
В качестве особого вида границы может быть названа астрономическая граница, которой называется геометрическая граница, совпадающая с параллелью или меридианом географической сетки.
Границы государства устанавливаются в договорном порядке. Международное право допускает изменение государственных границ, а значит и принадлежности государственной территории путём подписания соответствующего международного договора.
Принцип нерушимости государственной границы сформировался после окончания Второй мировой войны в связи с желаниями государств признать сложившиеся границы. Он нашёл своё воплощение в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и в ряде других последующих международно-правовых документов.
Принцип неприкосновенности территории государства означает запрет насильственного присоединения территории страны, что выражается в обязанности государства:
В соответствии с основополагающими принципами международного права — нерушимости государственных границ и территориальной целостности государств — границы между государствами не могут быть изменены путем применения силы или угрозы силой. Вместе с тем не исключена возможность изменения границ мирными способами в результате переговоров между государствами и заключения договора о новых границах между ними.
Современное международное право признает правомерными следующие способы изменения государственной границы :
Делимитации и демаркации границ
Делимитацией называется определение в договоре общего направления и положения границы. Договаривающиеся государства составляют краткое описание прохождения линии границы и наносят эту границу на карту.
Демаркацией называется проведение линии границы на местности. Для того чтобы провести демаркацию, договаривающиеся государства назначают смешанные комиссии. В такую смешанную комиссию входят представители договаривающихся государств, которые в соответствии с договором о делимитации обозначают прохождение границы на местности, для чего сооружаются специальные пограничные знаки и составляются документы о демаркации.
Этими документами о демаркации являются протоколы, в которых указываются места постановки пограничных знаков, описывается линия границы. К этим же документам относятся крупномасштабные карты, на которые нанесена линия границы.
Проверка существующей и демаркированной в свое время линии границы, а также восстановление при проверке разрушенных пограничных знаков называется редемаркацией.
Российское законодательство о государственной границе
Вопрос о границах имеет важное значение для каждого государства. Особенно велико его значение для России, имеющей границы с 16 государствами общей протяженностью более 60 тыс. км. Российское законодательство о государственной границе основывается на Конституции РФ и ее международных договорах и включает прежде всего упомянутый Закон «О Государственной границе РФ», а также принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. В этой связи можно привести Основы пограничной политики РФ, утвержденные Президентом России 5 октября 1996 г.
Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательных актах РФ о государственной границе, то применяются правила международного договора.
Законом установлены следующие принципы, которыми руководствуется РФ по вопросам государственной границы:
РФ сотрудничает с иностранными государствами в сфере защиты государственной границы на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ.
Прохождение Государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами РФ, устанавливается:
Режим государственной границы включает правила:
С учетом взаимных интересов РФ и сопредельных государств некоторые из вышеуказанных правил могут не устанавливаться, а характер устанавливаемых правил может быть упрощенным.
Делимитация и демаркация государственных границ
Государственные границы. Принцип нерушимости границ
Государственная граница – это обозначенная на картах и закрепленная путем маркировки на местности линия и проходящая по этой линии вертикальная плоскость, определяющая внешние пределы государственной территории (суши, вод, недр, воздушного пространства) соответствующего государства, то есть пространственный предел действия его государственного суверенитета (территориального верховенства).
Границы разделяются на сухопутные, водные и воздушные.
Делимитация границы– договорное определение линии границы и нанесение ее на карту с подробным описанием ее прохождения по конкретным естественным или искусственно выбранным ориентирам и характерным признакам рельефа местности.
Демаркация границы– обозначение (установление специальных пограничных знаков) линии границы на местности в соответствии с договором о делимитации. Возникающая иногда необходимость при демаркации отступать от договора о делимитации решается с помощью смешанных межгосударственных комиссий или проведения дополнительных переговоров между соседними государствами (и соответствующего дополнения или изменения договора о делимитации). Результаты демаркации оформляются протоколом о демаркации.
На сухопутной границеоборудуется пограничная полоса(шириной около 6 м) с установленными пограничными столбами и другими знаками, подробное описание каждого из которых (вид знака, его размеры, цветовая раскраска, материал изготовления и др.) содержится в протоколе о демаркации. Иногда пограничная полоса отсутствует, что характерно в отношениях между дружественными сопредельными государствами.
Водные границыподразделяются на речные границы, озерные границы, границы других водоемов, морские границы. Границы на реках устанавливаются по договору между прибрежными государствами: на судоходных реках – по тальвегу (линии наибольших глубин) или главному фарватеру, на несудоходных – по середине реки или ее главного рукава (если рукав не один). Поскольку линия границы на реке нередко изменяется из-за различных намывов, наносов и других природных явлений, в таких договорах, как правило, определяется, является ли установленная таким образом линия неизменной или меняется в зависимости от естественных изменений реки.
На прохождение линии границы по реке и в особенности на режим пользования пограничной рекой вследствие изменения уровня воды непосредственное влияние оказывают такие действия и деятельность, как сооружение, переоборудование или снос плотин, дамб, мостов и подобных сооружений. Считается неправомерным осуществление таких мер каким-либо из приречных государств в одностороннем порядке. Если же таких государств не два, а более, то подобные меры не может осуществлять и группа приречных государств без согласования своих действий со всеми другими приречными государствами. В договорах, касающихся режима пограничных рек, и в нормах, определяющих конкретный режим государственной речной границы, обычно содержатся специальные предписания по данному вопросу.
На приграничных озерах и иных подобных водоемах (например, Чудское озеро между Россией и Эстонией, Великие озера между США и Канадой), к которым выходят два сопредельных государства, граница проводится по прямой линии, соединяющей точки выхода сухопутной границы указанных государств на берега такого озера или водоема. Пограничный режим указанных озер устанавливается по договору между приозерными государствами.
Специфичен режим озер-морей, к берегам которых выходят несколько государств. Уникальным на сегодня в этом отношении является Каспийское море, по берегам которого расположены Россия, Казахстан, Иран, Азербайджан, Туркменистан.
Морские границыгосударства проходят по внешним линиям его территориальных вод, которые согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, составляют ширину не более 12 морских миль от линии наибольшего отлива или прямых исходных линий. Между противолежащими и смежными государствами такие границы на море считаются установленными по срединной линии, если только между такими государствами не заключено соглашение об ином или действуют исторически сложившиеся или другие специальные нормы.
Боковые (или вертикальные) воздушные границыгосударства проходят по вертикальной плоскости, проецируемой вверх от линии сухопутной, водной и морской границ государства до границы с условным космическим пространством (100-110 км над уровнем моря). Не существует специальных договоров или норм национального законодательства по данному вопросу. Территориальное разграничение в данном случае имеет обычно-правовую природу.
Если границы проводятся по специфическим характеристикам рельефа местности (долинам, герам, рекам и т.п.), они называются орографическими.Границы, устанавливаемые по прямой линии между двумя избранными в этих целях точками, именуются геометрическими.Границы, проходящие по меридианам или параллелям, носят название астрономических.
Сопредельные государства в своем законодательстве и в двусторонних договорах устанавливают специальный пограничный режимв целях обеспечения: неприкосновенности границы, ее содержания в надлежащем порядке, охраны, пересечения, проживания и ведения определенной деятельности в районе границы, расследования приграничных инцидентов и конфликтов и пр.
Иногда государства по взаимным договорам устанавливают специальный режим своих государственных границ. Это могут быть «прозрачные границы» со свободным их пересечением и даже (чрезвычайно редко) без пограничных знаков.
Режим прозрачности границ действует в отношениях между государствами – участниками СНГ, в соответствии с Декларацией о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств – участников СНГ 1994 года и Концепцией охраны внешних границ Пограничными войсками государств – участников СНГ (принятой главами государств СНГ в 1995 г.). Последним документом введены в оборот два специальных понятия: внешние границы СНГ и внутренние границы СНГ. К числу первых отнесены границы СНГ по общему внешнему периметру границ государств-участников с сопредельными государствами – неучастниками СНГ или с международной территорией общего пользования (открытым морем). Внутренними в данном случае являются границы между самими государствами-участниками.
Вдоль государственной границы на местности (как на суше, так и на воде), как правило, устанавливается пограничная зонашириной до 5 км, в пределах которой пограничные войска обладают особыми правами в отношении обеспечения пограничного режима.
В целях урегулирования пограничных инцидентов правительства многих государств назначают специальных пограничных представителей, именуемых (как, например, в Российской Федерации) пограничными комиссарами или пограничными уполномоченными. Последние взаимодействуют с аналогичными представителями соседних государств на основе двусторонних договоров. В практике договорных отношений по данному вопросу встречаются примеры, когда и сам институт пограничных представителей как таковой, и порядок их назначения, а также права и обязанности таких представителей, правила их сношений между собой, иммунитеты и т.п. изначально определяются договорами о режиме границы и о порядке урегулирования пограничных инцидентов.
Случаи нарушения границы, которые не получают решения на уровне пограничных представителей или столь серьезны, что выходят за рамки их компетенции, разрешаются дипломатическим путем.
Режим государственной границы России определен Законом о государственной границе Российской Федерации от 4 мая 1993 г., с изменениями и дополнениями от 29 ноября 1996 г.
Договоры о границах принципиально отличаются от других договоров тем, что заключаются не на временный срок, а имеют целью окончательное установление границ, их стабильность и по этой причине не содержат положений об их денонсации и отменительных условий (даже в случае войны или коренного изменения обстоятельств).
Государство-преемник обязано соблюдать договоры о границах, заключенные своим предшественником, если по новому договору не достигнуто согласие заинтересованных сторон об изменении границ в соответствии с международным правом. Это вытекает из смысла ст. 11 Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 года.
Существуют три основания изменения границ. Все они связаны с изменением принадлежности территории и состоят в следующем: 1) осуществление народами и нациями права на самоопределение, результатом чего является выделение новой государственной территории в составе прежней, разделение существующей территории или воссоединение (присоединение) различных территорий; 2) обмен участками территории между государствами или их уступка на основании международного договора, подлежащего ратификации; 3) редемаркация границы на основе двустороннего протокола.
Свидетельством непризнания границы или владения территорией является официально заявленный протест одной стороны в адрес Другой по поводу действий последней в отношении спорного участка границы или границы и/или территории в целом.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Что такое демаркация и делимитация границы
Государственной границей Российской Федерации является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР.
Границы Российской Федерации с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат их договорному закреплению.
Прохождение государственной границы Российской Федерации устанавливается, изменяется международными договорами, подписываемыми Президентами сопредельных стран и утвержденными (ратифицированными) Правительством Российской Федерации. Договоры разрабатываются по итогам работы межгосударственных комиссий по делимитации, демаркации и проверки прохождения линии государственной границы Российской Федерации.
Участие Росреестра в работах по делимитации, демаркации и проверки прохождения линии государственной границы проводится на основании:
В компетенцию Росреестра входит геодезическое, картографическое и топографическое обеспечение делимитации, демаркации и проверки прохождения линии государственной границы Российской Федерации, формирование банков геодезических данных и картографических материалов о российской границе и границах иностранных государств.
Росреестр участвует в процессе делимитации и демаркации границ, начиная от формирования российских делегаций в международных комиссиях до окончательного оформления государственной границы в соответствии с международными и российскими нормами права.
Основные мероприятия по геодезическому, картографическому и топографическому обеспечению делимитации, демаркации и проверки прохождения линии государственной границы Российской Федерации проводятся в соответствии с директивами и инструкциями, утвержденными совместными комиссиями.
В настоящее время Росреестром проводятся работы по геодезическому, картографическому и топографическому обеспечению государственной границы Российской Федерации:
Территория и другие пространства в международном праве
В результате изучения данной главы обучающийся должен:
Понятие и виды территории
Территория в международном праве — это весь земной шар, охватывающий его сухопутные, водные пространства, недра и воздушное пространство, космическое пространство и небесные тела.
Территория в международном праве подразделяется на следующие виды: 1) государственная территория; 2) территория с международным режимом; 3) территория со смешанным режимом.
Государственная территория — Это часть земного шара, на которой распространяется суверенитет определенного государства.
Государственная территория состоит из сухопутного, водного и воздушного пространств и недра. Внешние пределы государственной территории определяются границей данного государства.
Сухопутная территория государства составляет часть суши и ее недра, которая находится в пределах границ государства. Сухопутная территория государства может быть отдельным земным массивом либо разделена водным пространством (острова), может быть отделена от основной территории государства и окружена со всех сторон территорией другого государства (анклав).
К водным территориям государства относятся внутренние воды, территориальные воды, озера, реки, заливы, порты, бухты. На все эти водные пространства распространяется суверенитет соответствующего государства, и данное государство устанавливает их правовой режим в соответствии с его законодательством.
Воздушное пространство государства — это пространство, находящееся над сухопутной территорией, внутренними и территориальными водами государства. Высотный предел в международном праве не установлен, однако сложилась такая обычно-правовая норма, согласно которой предел не должен быть выше 100—110 км над уровнем Мирового океана. Данное пространство находится под суверенитетом государства, которое устанавливает правовой режим воздушного пространство и правила полетов в соответствии с национальным законодательством и международным правом.
К государственной территории также относятся посольства и другие виды представительства за рубежом, воздушные и морские суда, космические корабли, кабели подводные, трубопроводы.
Каждое государство в пределах своей территории осуществляет территориальное верховенство. Территориальное верховенство означает, что власть данного государства распространяется на все лица, находящиеся в пределах его территории. Территория государства исключительно находится под властью данного государства, власть другого государства исключается на этой территории. Государство осуществляет свое территориальное верховенство с помощью органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Юрисдикция государства может осуществляться за пределами ее территории, например: на континентальном шельфе, в исключительных экономических зонах.
К территории с международным режимом относятся открытое море, воздушное пространство над ним, морское дно открытого моря, космическое пространство, включая Луну, и другие небесные тела.
Правовой режим и статус таких территорий определяется международным правом. На этих территориях действует принцип общего наследия человечества. Суверенитет государств на них не распространяется.
К территориям со смешанным режимом относятся исключительные экономические зоны, континентальный шельф и прилежащие зоны. Они не входят в состав государственной территории, но прибрежные государства имеют суверенные права на разведку, разработку и сохранение живых и минеральных ресурсов. К территориям со смешанным режимом также относятся проливы, международные реки.
Способы приобретения и утраты территории
Вопрос приобретения и утраты территории имеет особое значение в международных отношениях. Учитывая важность территории в образовании государства и тот факт, что государство осуществляет свой суверенитет исключительно на его территории, является одним из наиболее важных вопросов, имеющих отношение к международному праву.
В международной практике сложились такие способы приобретения территории, как первоначальные и производные. К первоначальным способам относятся эффективная оккупация (завладение), приращение, приобретательская давность. К производным способам относятся цессия или уступка, обмен, дарение, плебисцит.
Одним из первоначальных способов приобретения территории является эффективная оккупация. Данный способ появился в средних веках во время Великих географических открытий. Данный способ считался законным, если оккупируемая территория на момент оккупации была terranullius — ничейной территорией. В качестве правового основания приобретения новых территорий являлся титул «первичного присвоения». Для эффективной оккупации необходимо не только провозглашать суверенитет на данную территорию, но и осуществлять контроль над ней и верховную власть на данной территории. Государство, которое открыло новую территорию, обязано официально уведомить другие государства о том, что оно открыло новую территорию, такое уведомление включает в себя заявление о границах приобретенной территории.
К первоначальным способам относится приращение, означающее увеличение территории государства в результате образования новых земельных участков за счет действия сил природы, например, образование островов. Государство также обладает промышленными приращениями, которые оно строит на своей территории, — это барьеры волн или портов, установленные государствами в их территориальных морях.
Производные способы приобретения территории заключаются в переходе территории одного государства к территории другого государства, как на договорной, так и на внедоговорной основе.
К производным способам относятся цессия или уступка территории — это уступка части своей территории государства другому государству на договорной основе. Уступка может быть осуществлена на возмездной основе (например, уступка в 1867 г. Россией США Аляски за 7,2 млн долл.). Уступка может быть безвозмездной в соответствии с принципом ответственности за агрессию. Такие меры были приняты после Второй мировой войны в соответствии с решениями Берлинской (Потсдамской) конференции 1945 г. От Германии была оторвана северная часть Восточной Пруссии с городом Кенигсбергом и передана СССР.
Такой способ, как плебисцит, означает всенародное голосование (референдум) о территориальном изменении. Например: Исландия в 1944 г. на основе плебисцита вышла из состава Дании.
Под приобретательской давностью понимается приобретение территории путем длительного законного владения такой территорией. Для того чтобы владение стало законным: владение должно быть мирным и постоянным; осуществление суверенитета на всей этой территории; владение должно быть публичным; владение должно быть в течение длительного периода времени. На сегодняшний день не установлен срок для приобретательской давности.
Известны еще такие способы, как адьюдикация, — передача территории другому государству на основе судебного решения, передача территории по решению международной организации.
Понятие государственной границы и ее режим
Границы имеют политическое и юридическое значение. Государство осуществляет свой суверенитет в пределах своих границ. Границы государства обычно устанавливаются международными договорами между соседними государствами.
Государственная граница — это линия, которая определяет предел действия государственного суверенитета и отделяет территорию государства от других территорий.
Граница — это линия, в которой нет размерности, кроме длины, которая определяет площадь государства и действие его суверенитета.
Граница — это точка, с которой начинается и затем заканчивается суверенитет, власть, собственность и законы государства для его соседних государств. Они отображаются только на политических картах в виде линий, которые следуют между странами для обозначения и отделения территорий и территорий каждой страны от другой.
В современную эпоху границы составляются по соглашению между заинтересованными государствами, в соответствии с международными соглашениями и договорами или арбитражными решениями или решениями международного суда.
Границы бывают естественные и искусственные.
Естественные границы связаны с природными рубежами, которые создают благоприятные условия для развития государства и его обороны (горы, реки и т.д.). Они создаются самой природой.
Искусственные границы связаны с созданием линий военно-инженерных укреплений, которые разделяют государственные территории. Такие границы устанавливаются в виде колючей проволоки или цветных линий, контрольно-пропускных пунктов или таможенных зон. Ярким примером искусственных границ является Великая китайская стена.
Государственные границы делятся на сухопутные, озерные, речные, морские и воздушные.
Сухопутные границы представляют собой линию, отделяющую территорию одного государства от территории соседнего государства, они устанавливаются с учетом географических особенностей местности (моря, озера, реки, горы). Они могут проводиться посредством проведения прямых линий от одной точки к другой. Такие линии называются геометрическими (например, карта Африки). Они также могут устанавливаться по параллелям и меридианам.
Границы по озерам и рекам тоже устанавливаются по договоренности и на основе соглашения между соседними государствами. По судоходным рекам границы проводятся посередине главного фарватера (по тальвегу реки) или по линии наибольших глубин. На несудоходной реке границы устанавливаются посредине реки. На озерах и других водоемах границы проводятся по прямой линии, соединяющей выходы границы к берегам водоема. Примером границы по рекам служит река Рио гранде между США и Мексикой, река Рейна между Францией и Германией. Примером границы по озерам: Великие озера между Канадой и Соединенными Штатами, Озеро Виктория между Угандой, Кенией и Танзанией, Женевское озеро между Швейцарией и Францией, Озеро Чад между Нигерией, Нигером и Чадом.
Морскими границами является внешний предел территориального моря государства или линия разграничения территориального моря соседних государств. Морская граница государства проводится в соответствии с законодательством прибрежного государства и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., но ширина не может превышать 12 морских миль.
Воздушная государственная граница — это воображаемая вертикальная плоскость, проходящая по линии сухопутной и водной границ. Верхний предел воздушной границы государства находится на высоте 100—110 км. Каждое государство имеет право на полный и исключительный суверенитет над воздушным пространством над его территорией.
Для установления государственных границ выделяют две стадии: делимитация и демаркация.
Делимитация — это установление линии государственных границ по соглашению между соседними государствами и нанесение этой линии на карту. Как правило, данная карта становится приложением к пограничному договору.
Демаркация — это прохождение линии государственных границ на местности на основе договора и приложения к нему карты с помощью специальных пограничных знаков.
Для прохождения демаркации создаются совместные комиссии, и о всех действиях по демаркации составляют документы: протоколы об описании прохождения границ, карту с нанесением на нее линии границы и протоколы на установленный пограничный знак. Все эти документы являются приложением к пограничному договору и подписываются сторонами, скрепляются печатями.
Периодически государства проводят редемаркацию государственных границ, т.е. проверку, восстановление, замену разрушенных пограничных знаков или установку новых.
Режим государственной границы устанавливается в соответствии с законодательством каждого государства и его международными договорами.
Режим государственной границы включает в себя следующие правила:
В международном праве сформировалась норма, согласно которой смена территориального суверенитета или иные случаи правопреемства не дают правовых основания для пересмотра границ.
Международно-правовой режим Антарктики и Арктики
На основе договора были приняты международные соглашения о сохранении природной среды Антарктики: Конвенция о сохранении антарктических тюленей 1972 г., Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г., Конвенция по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 г. и Протокол об охране окружающей среды к Договору об Антарктике 1991 г.
Срок Договора об Антарктике 1959 г. истекает в 2048 г.
Правовой режим Арктики основывается на следующих международных соглашениях: Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.,
Вопросы и задания для самоконтроля