Тезис: «Конечной целью власти должно быть улучшение жизни граждан».
В свою очередь ответственность за принимаемые политические решения формирует политическую и правовую культуру избираемых и избирателей.
«Конечной целью власти должно быть улучшение жизни граждан».
А теперь поговорим о том, как граждане страны влияют на власть посредством выборов. В статье 3 Конституции РФ сказано, что «высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы». Конституционное право избирать и быть избранным подкреплено положениями федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Все современные демократии проводят выборы, но не всякие выборы являются демократическими. Некоторые из них превращаются в спектакль, призванный иллюстрировать законность. В таких выборах может участвовать только один кандидат или единственный список кандидатов без альтернативы. Подобные выборы путем запугивания и фальсификации могут гарантировать, что пройдет кандидат, угодный действующей власти. Эти выборы нельзя назвать демократическими.
· а также проходить при тайном голосовании.
Принцип равного избирательного права означает, что граждане России на равных основаниях могут участвовать в формировании органов государственной власти и органов местного самоуправления, участвовать в референдумах.
Принцип всеобщего избирательного права гарантирует гражданам России по достижении установленного законодательством возраста право избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, местожительства, убеждений и иных обстоятельств. Ограничения активного и пассивного избирательных прав могут быть установлены только федеральным законом.
Принцип прямого избирательного права означает, что граждане России участвуют непосредственно в формировании органов государственной власти и местного самоуправления, в решении вопросов государственного и местного значения.
Принцип тайного голосования гарантирует тайну волеизъявления избирателей при голосовании на выборах.
Известно, что в древних Афинах периодически проводилась сверка гражданских списков: «Имена тех, кто не был рожден от отца-гражданина и матери гражданки, должны были быть вычеркнуты. »
· Справедлив ли, на ваш взгляд, такой подход?
· Схоже ли это с законами нашей страны?
· Насколько справедлива система Солона?
· Есть ли у нас имущественный ценз (ограничение) для избирателей?
Интересен и пример из римской истории: «Было дано равное право голоса, и не все голоса имели равную силу, но были установлены степени. А именно: первыми приглашали к голосованию всадников, затем восемьдесят пехотных центурий первого разряда, если мнения расходились, что случалось редко, приглашали голосовать центурии второго разряда, но до самых низких не доходило почти никогда». (Тит Ливий «История Рима от основания города»)
Обратимся к иным характеристикам демократических выборов.
Оппозиционные партии и кандидаты должны пользоваться свободой слова, собраний, передвижения. Правящая партия может пользоваться преимуществами, дающимися пребыванием у власти, но правила и проведение конкурентной борьбы должны быть честными.
· Для чего, на Ваш взгляд, состязание партий или лидеров должно быть открытым и честным?
Выборные должности народные избранники занимают в течение периода времени, обозначенного в законе, и через определенный срок избирательные комиссии всех уровней (от центральной до участковой) организуют новую избирательную кампанию.
· Вспомните, как часто проводятся выборы Президента страны, мэра города, депутатов парламента и т. д. Почему так делается?
· Могли ли Никия выбрать на должность стратега пожизненно? Почему?
· Что дает периодичность выборов?
Руководство, избранное маленькой группой, не является поистине народным, даже если соблюдена демократичная процедура выборов. Вот почему при недостаточном участии избирателей в голосовании результаты выборов считаются недействительными, и приходится объявлять 2-й тур голосования.
· Выгодна ли государству пассивность избирателей?
Исход предвыборной борьбы за власть определяется результатами голосования. Вот почему высокие требования предъявляются к процедуре голосования. Например:
— кабины для голосования должны быть оборудованы таким образом, чтобы обеспечить тайну волеизъявления;
— бюллетени выдаются по предъявлению паспорта, чтобы каждый мог проголосовать один раз, и только за себя;
— урна для голосования опечатывается;
— результаты голосования фиксируются в протоколе избирательной комиссии;
— за работой избирательной комиссии следят наблюдатели.
Попробуйте смоделировать ситуации:
1. Как развивается демократическое государство, если активность граждан высока?
2. Как развивается демократическое государство, если в обществе наступает период политической апатии (пассивность и неверие избирателей в позитивные перемены в жизни общества)?
Или попробуйте решить вот такие необычные задачки:
1. «Что такое активный электорат»?
Из 30 000 избирателей голосовать пришли 24 000. Какая часть электората оказалась активной? Почему остальная часть электората оказалась пассивной? Что посоветовать председателю избирательной комиссии на следующие выборы или на 2-й тур голосования?
Во сколько раз больше проголосовало за первого кандидата?
Почему не все пришли на избирательный участок?
«Там, ежегодные заканчиваются где рабство выборы, начинается».
«Управление мудрых подбора зависит от государством людей».
«Голосуй меньше человека, который меньше всех, будешь всех за обещает разочарован».
«Неосведомленность ущерб одного в демократическом избирателя обществе наносит безопасности всех».
Спасибо! И пусть вас не покинет вера в свободу и демократию!
1. Господство (верховенство) права. Это означает, что закон должен быть выражением права
как узаконенной справедливости. Не всякий закон может считаться правовым, а лишь тот, кото
рый отвечает жизненным потребностям человека и гражданского общества в целом. Таким право
вым законам обязаны подчиняться и индивиды, и организации, и все должностные лица в государ
стве. Нормы права должны быть обязательными для государственных органов в той же мере, как и
2. Реальность прав и свобод личности. В правовом государстве необходимым является не только конституционное закрепление основных прав и свобод человека и гражданина, но и реальная возможность реализации их на практике. Для этого в государстве должна существовать дейст-венная система гарантий прав и свобод личности. Важна в этом смысле связанность государства и гражданина взаимными правами, обязанностями и ответственностью.
3. Организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей. Этот принцип был впервые сформулирован в классическом труде Ш. Монтескье «О духе законов». Принцип разделения властей предполагает распределение функций государственного управления между тремя ветвями власти: исполнительной, законодательной и судебной. Причем принцип разделения властей вовсе не предполагает их обособления. На практике такое разделение эффективно, если сопровождается системой «сдержек и противовесов», то есть сформированы структуры, не позволяющие, с одной стороны, чрезмерно усиливать какую-либо ветвь власти, а с другой, — вынуждающие законодательную, исполнительную и судебную власти действовать согласованно для достижения целей, поставленных перед государством.
Выборы, по определению, являются неотъемлемым признаком демократического государства, однако это утверждение не равноценно признанию выборов демократическими. В последние годы средства массовой информации, политические деятели и граждане все чаще говорят о нечестных выборах, многочисленных нарушениях и случаях фальсификации. До сих пор этот вопрос остается открытым, не находя достаточно полных разъяснений по всем пунктам в законодательной базе, тем актуальнее сегодня вернуться к истокам проблемы и точно определить, что собой представляют демократические выборы.
Демократические выборы – это свободные честные выборы, базирующиеся на четырех ключевых принципах:
1. Равенство. Речь идет о равноценности голосов избирателей, независимо от социального статуса, финансового положения, должностных привилегий или других частных признаков. Также данный признак подразумевает относительное равенство по количеству избирателей в различных округах (абсолютное равенство недостижимо в связи с особенностями распределения плотности населения на территории государства).
2. Всеобщность. Аналогично первому пункту, право голоса предоставляется всем гражданам, независимо от национальности, пола, профессиональной принадлежности, уровня образования, дохода и пр. Данный принцип имеет ряд ограничений – цензов, определяющих условия допуска избирателей к голосованию. На примере цензов можно особенно наглядно проследить эволюцию института выборов и демократии в целом. Так в Древней Греции право голоса являлось привилегией свободных граждан. История большинства стран демонстрирует яркие примеры ограничения в праве голоса на выборах различных групп населения – женщин, военнослужащих, студентов, представителей национальных меньшинств, малоимущих слоев населения, наемных рабочих, людей, проживающих на одном месте менее установленного срока, и т.д. На сегодняшний день большинство цензов отменено, т.к. фактически они являются дискриминацией по различным признакам. В Российской Федерации действуют следующие цензы для избирателей: возрастной (18 лет), недееспособности (признание психических заболеваний судебным решением), моральный (отбывание срока в местах лишения свободы на момент проведения очередных выборов), гражданство РФ. Для кандидатов этот список значительно больше, он включает цензы по возрасту, оседлости (проживанию на территории страны не менее определенного срока), республиканскому гражданству, образованию, уровню владения национальным языком, наличию судимости и предыдущим государственным должностям.
3. Прямое голосование. Предполагается отсутствие посредников между избирателем и кандидатом, т.е. избиратель самостоятельно принимает решение и голосует за конкретного кандидата (список кандидатов).
4. Тайное голосование. Этот принцип призван обеспечить свободу выбора и защитить избирателей от любых форм давления или подкупа.
Билет 9
1. Избирательная система
Избирательная система в широком смысле — совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов в органы государства и местного самоуправления, определения результатов голосования. Такая система правовых норм в совокупности образует избирательное право (в широком смысле).[1]
Избирательная система в узком смысле — порядок определения результатов голосования.[1]
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Основные требования к проведению демократических выборов и соблюдению избирательных прав граждан
Голосование – это право и обязанность, заключающаяся в выражении своего мнения, подтверждения своей поддержки кандидата (обычно тайно) путём помещения бюллетеня в урну для голосования. При любых избирательных системах, при любой социально-политической ситуации в стране, существует ряд общих и универсальных требований по обеспечению справедливого избирательного процесса.
Существуют обширные трактаты о том, как волю электората можно представить в таких избирательных системах, в соответствии с какими критериями можно оценивать исход выборов, какие методы выборов лучше всего подходят для общества.
Для выборов существует ряд требований с целью достижения баланса интересов и возможностей повлиять на исход выборов.
Основные требования к выборам
Политические выборы, согласны демократическим принципам, должны отвечать следующим требованиям:
Конечно, между различными требованиями к выборам могут возникать определённые компромиссы. Например, больным или инвалидам разрешается говорить свою волю устно другому человеку, чтобы он письменно записал этот выбор в бюллетень. Да, это нарушение требования тайности голосования и личного голосования. Но для них делается исключение, разрешается передавать свою волю устно.
Кроме того, не все требования могут быть последовательно соблюдены. Так, округа, которые привели бы к одинаковому количеству избирателей в каждом округе, привели бы к проблемам принятия результатов голосования. Кроме того, из-за различий в демографической ситуации в регионах, избирательные округа необходимо изменять для каждых выборов.
Избирательный ценз
Чтобы защитить демократический процесс от некомпетентного вмешательства и безответственного влияния, ряд законодательных актов предусматривает квалификацию избирателей, и тем, кто не соответствует требуемой квалификации, не предоставляется права голоса. Наиболее распространёнными видами избирательного отбора являются:
В прежние времена (а в некоторых странах и до сих пор) существовали другие ограничения избирательного права:
Кто вообще имеет право голосовать? Это вопрос определения источника «компетентности» и (или) «представительности» избирателей. Столкнувшись с множеством возможных вариантов выбора, возникают два вопроса:
Наиболее распространённое правило гласит: один человек = один голос. Однако специальные положения могут предусматривать, что количество голосов, которыми обладает избиратель, может варьироваться и определяться точным критерием.
Право не голосовать
В большинстве государств те, кто имеет право голоса, имеют также полное право не воспользоваться этим голосом (то есть не проголосовать на выборах). Но вместо этого некоторые государства рассматривают участие в голосовании не только как право, но и как обязанность избирателя. За неучастие в выборах на граждан этих государств накладывают штрафы или другие санкции.
Запрет для кандидатов заниматься деятельностью, приносящей дополнительный доход
Правила или обычаи могут устанавливать ограничения на осуществление приносящей доход деятельности (например, предпринимательской деятельности) для кандидата или избранного должностного лица. Дело в том, что любой чиновник может работать только на одной государственной работе и больше нигде (пока он исполняет свои служебные обязанности в качестве чиновника).
Эти ограничения предназначены для предотвращения конфликтов интересов, возможного давления чиновников на своих конкурентов по бизнесу, для предотвращения фактов коррупции и ради концентрации усилий должностного лица на своих должностных обязанностях.
Именно поэтому на выборах каждый кандидат обязан предоставлять налоговую декларацию, предоставлять полную информацию о своей работе, образовании, сфере деятельности, источниках дохода, личном или семейном наследстве и др.
Ограничение количества сроков полномочий и накопления мандатов
Регулярно поднимается вопрос о сроке полномочий. Некоторые страны ограничивают количество переизбраний своих президентов и других чиновников. В разных странах формулы различны: 4 года, 5 лет (пятилетний срок), 7 лет (семилетний срок) и др.
Существует также запрет на накопление мандатов. Сколько государственных мандатов может иметь одно избранное должностное лицо? Вопрос остаётся спорным. С одной стороны, есть практическая невозможность для одного и того же человека полностью посвятить себя слишком большому количеству обязательств.
Есть ли, например, у мэров городов достаточное количество времени для оказания других услуг обществу? Сторонники кумуляции подчёркивают ценность взаимодополняемости определённых мандатов.
Программа кандидата или личность кандидата?
Необходимость для кандидата собрать голоса обычно побуждает его – за исключением нескольких весьма символичных мер – составить относительно согласованную предвыборную программу.
Другой часто выдвигаемый аргумент заключается в том, что избиратель голосует не за программу, а стремится избрать личность. Некоторые политологи цинично отмечают, что обещания даются только тем, кто верит этим обещаниям.
Другие указывают на то, что программа кандидата (часто исходящая от центральной избирательной команды) недостаточно близка к обычному «базовому» избирателю. Электорат всегда надеется, что сам кандидат как личность способен на большее. Ему выказывают некоторое доверие.
Программам кандидатов, как правило, доверия меньше. И на программы кандидатов, как правило, смотрят реже. Электорат верит, что кандидат сможет внести более эффективный вклад через каналы и методы партиципативной демократии.
Несправедливое избирательное деление
Любое население стремится к эволюции. На выборах возможна несправедливость, когда соотношение «избранные кандидаты / зарегистрированные избиратели» значительно различается. Так, например, существуют определённые различия между сельским электоратом (2000 избирателей избирают депутата) и городским (для достижения того же результата кандидату в депутаты необходимо набрать 50000 голосов избирателей).
Тайна выборов и секретность голосования
Сейчас в мировой практике является общепризнанным, что голосование на выборах должно быть тайным. Это делает невозможным давление на избирателей со стороны различных лиц, от которых избиратель чувствует себя зависимым. Секретность, как правило, обеспечивается требованием заполнять избирательные бюллетени в специальных кабинках, в которых может находиться более одного человека одновременно (кроме случаев, когда избиратель не может заполнить бюллетень самостоятельно в связи с состоянием здоровья).
В целом, выборы являются тайными при следующих условиях:
Тайна голосования исключает возможность какого-либо контроля со стороны власти и заинтересованных лиц над волеизъявлением электората. Результаты самостоятельного выбора избирателя не должны быть известными. В истории впервые тайное голосование было внедрено во Франции в 1789 г.
Для соблюдения требования тайны голосования сотрудники избирательного участка должны следить за тем, чтобы все избиратели пользовались кабинкой для голосования, не проносили поддельных бюллетеней на участки, не голосовали по нескольку раз, не оказывали давления на других избирателей и др.
Тайные выборы должны не только защитить избирателя от нежелательного влияния на его волеизъявление в ходе избирательного процесса, но также избавить его от беспокойства и опасений, что он всегда будет подвергаться обвинениям и ущемлениям любого рода из-за того, что он голосует в определённом направлении: за ту или иную политическую силу, партию, организацию, кандидата.
Следует отметить, что тайна голосования должна означать не только право, но и обязанность избирателя не показывать другим лицам, как он проголосовал. Иначе лицо, имеющее возможность давить на избирателя, могло бы попросить его показать бюллетень после заполнения. А это даёт возможности для шантажа, психологического давления, подкупа, коррупции и др.
Требование секретности голосования является достаточно тяжёлым для полной буквальной реализации. Довольно трудно проконтролировать, чтобы никто не раскрыл свой бюллетень перед тем, как опустить его в избирательную урну. В случае существенных очередей на избирательном участке трудно также проконтролировать, чтобы избиратели заполняли бюллетени только в кабинках.
Нарушение тайны голосования приводит к существенному искажению воли избирателей только тогда, когда некоторые влиятельные должностные лица имеют целью нарушить тайну для получения определённого результата выборов.
Умышленное нарушение тайны голосования при проведении выборов заключается в разглашении содержания волеизъявления гражданина. Оно является преступлением и предусматривает уголовную ответственность в большинстве стран. Только если избиратель сам этого захочет, он может рассказать, как он проголосовал, другим (журналистам, социологам, независимым экзитполам и др.). Но, опять же, это должно быть вне избирательных участков.
Благодаря требованию секретности голосования значительно усложняются возможности взяточничества, вымогательства, коррупции, подкупа и др., потому что невозможно определить, за кого был отдан голос избирателя.
Свобода выбора, всеобщность и универсальность выбора
Право голоса является общим для всех граждан, достигших избирательного возраста. Право на участие в выборах не должно ограничиваться в зависимости от интересов человека в отношении ряда основных свобод.
Не должно быть никакого политического принуждения, социально-экономического или административного давления, психологической манипуляции на избирателей, кандидатов и членов их команд, на наблюдателей, партии и общественные организации.
То, что на самом деле считается одним из основных свобод людей, в значительной степени зависит от исторического развития и соответствующей организации и по-прежнему подвержено сильным региональным колебаниям сегодня.
Выборы являются свободными при отсутствии вмешательства третьей стороны в подготовку предвыборных предложений, предвыборную рекламу или осуществление активного (пассивного) права голоса. Должна существовать возможность свободного выбора из нескольких кандидатов или партий. Список кандидатов также должен быть альтернативным.
В целом, каждый избиратель может отдать свой голос без необходимости делать это через третьих лиц. Содержание выбора каждого отдельного избирателя не отслеживается, а право голоса не является обязательным. Это требование возникает из требований конфиденциальности и защиты от фальсификаций.
Прямые выборы
В случае избрания человека голос предоставляется непосредственно кандидату. Кандидат не имеет права отдавать голоса другим по своему усмотрению. Это требование возникает из требования защиты от фальсификаций. Без запрета на обмен голосами невозможно предотвратить преобразование голоса человека против его воли.
Как правило, голоса также должны подаваться лично, обычно путём проставления «галочки» или «крестика» на официальном бюллетене. «Помощь» разрешена только в очень ограниченном объёме и только инвалидам.
В целом, при прямом голосовании избиратель сам решает за какого конкретного кандидата или политическую партию отдать свой голос. При этом между кандидатами и их электоратом не может быть никаких специальных посредников.
Бывают и косвенные выборы, когда избиратель делегирует свой голос выборщику или специальному органу (предварительно выбрав их), которые вместо него принимают участие в голосовании. Так, например, при парламентской форме республики, президента выбирает непосредственно парламент. Простые граждане (электорат) при этом имеют к выборам только косвенное отношение.
Прозрачность выборов, гласность и требование проверяемости результатов выборов
За процессом выборов может следить общественность. Требование прозрачности и проверяемости выборов возможно благодаря следующим мерам:
Требование прозрачности выборов является, наверное, самым важным, т. к. любой человек может нарушить любое из прочих требований избирательного процесса. В частности, это может нарушить должностное лицо, которому поручено обеспечение соблюдения упомянутых требований. Настоящая защита от всех видов фальсификации выборов возникает только и именно потому, что всем избирателям дано право проверять соблюдение требований.
Путь голосов от бюллетеней для голосования, брошенных в урну, до формирования общей суммы и окончательного подсчёта голосов в центральной избирательной комиссии, полностью отслеживается. Это означает, что вполне возможно проследить цепочку подсчёта голосов от местных избирательных участков до ЦИКа, потому что вся сумма голосов за кандидата или политическую партию – это сумма всех промежуточных подсчётов голосов в цепочке вычислений избирательным участком. До окончательного распределения мест каждый частичный расчёт можно отследить, поэтому в этой цепочке нет пробелов. Мошенничество на выборах часто совершается из-за недостающего звена в такой цепочке.
Равенство голосов
Каждый избиратель, вне зависимости от своего положения в обществе, в период голосования обладает только одним голосом. Равенство голосов означает, что действительный голос всех избирателей имеет одинаковый политический вес. Никакие обстоятельства, такие как семейное положение, высшее образование, имущественный достаток и т. д. не могут быть использованы для более высокой оценки голоса того или иного избирателя. Это требование называется равным подсчётом всех голосов в процессе голосования.
Однако часто бывают и исключения, когда не все голоса имеют одинаковую ценность. Так, например, в некоторых странах голоса сенаторов имеют больший вес, чем голоса простых избирателей, а 1 голос жителя сельской местности равен определённому количеству голосов городских жителей и т. п. Однако, в целом, чтобы выборы были признаны «демократическими», все голоса должны иметь примерно одинаковый вес.
Избирательное правосудие
Как показывает сравнение выборов при мажоритарной и пропорциональной системе, избирательный процесс может привести к результатам, которые математически верны, но не обязательно точно отражают волю избирателей.
Это можно представить на абстрактном примере. Допустим, есть 5 кандидатов, которые избираются в пяти округах по 100 избирателей в каждом. Кандидаты представлены только двумя партиями (A и B), и голосуют все правомочные избиратели. Если партия A выигрывает в трёх округах с 51 голосом, а партия B выигрывает в двух округах с 99 голосами, то партия B имеет 3 * 49 + 2 * 99 = 345 голосов или 69% всех голосов. Таким образом, здесь более 2/3 всех избирателей поддерживают партию B, но она получила только два из пяти мест. Имея только 40% мест, она не может обеспечить выполнение решений для большинства избирателей.
Наоборот, с некоторыми избирательными системами может случиться так, что кто-то получит больше мест с меньшим количеством голосов (отрицательный вес голосов).
Финансирование политических партий
Власти в демократических государствах стремятся к активной политической борьбе, к конкуренции полярных политических сил, столкновению альтернативных точек зрения. Именно поэтому практикуется рядом государств финансирование политических партий. Государство в период избирательных кампаний поддерживает финансово политические партии.
Это может помочь уравнять кандидатов и политические партии. Использование финансирования чаще всего регулируется правилами государственного учёта. Каждый кандидат или политическая партия должны обосновать использование выделенных государством финансовых средств.