Что такое демократическое федеративное правовое государство
Федеративное правовое государство
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие и признаки федеративного правового государства
Верховенство права может быть обеспечено в государствах с различными формами правления и административно-территориальным устройством. При этом можно выделить особенности, присущие правовому государству той или иной формы.
Федеративное правовое государство – это федеративное государство, в котором обеспечены законность и верховенство права.
Как известно, сущность федеративной формы правления состоит в выделении двух уровней реализации государственных полномочий – центрального (общефедерального) и регионального.
Сама по себе федеративная форма государственного устройства довольно новая, но достаточно распространенная. К ее использованию обычно прибегают государства, имеющие значительную территорию либо значительные исторические, культурные, религиозные различия между конкретными регионами, входящими в состав государства.
Федеративная форма, таким образом, позволяет решить две важные задачи:
Федеративному правовому государству присущи все основные признаки правового государства, с той лишь разницей, что:
Таким образом, в федеративном правовом государстве:
Готовые работы на аналогичную тему
Проблемы реализации концепции правового государства в федерациях
С учетом особенностей федерации как формы государственного устройства перед федеративным государством, стремящимся обеспечить верховенство права, стоят специфические проблемы.
Российская Федерация – демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления.
В основах конституционного строя Российской Федерации закреплены характеристики важнейших параметров государства: формы правления, формы государственного устройства, политического режима, отношения государства к праву, задачам развития общества, гражданским институтам.
Конституционными характеристиками Российского государства согласно ст.1 Конституции РФ, являются: демократическое государство; федеративное государство; правовое государство; государство с республиканской формой правления.
Конституционные характеристики Российского государства также как и принципы конституционного строя развиваются в многочисленном законодательстве. Конституционные характеристики являются своего рода стандартами, нормативам, ориентирами, к которым общество и государство должны стремиться в их развитии.
Россия как демократическое государство характеризуется на основе статей 1, 3, 31-33 Конституции Российской Федерации. Под демократическим государством понимается организация публичной власти, при которой созданы эффективные механизмы участия населения в управлении делами государства, включая осуществление гражданского контроля над деятельностью органов публичной власти. Характеризуя РФ как демократическое государство, необходимо рассмотреть следующие элементы: народовластие, принцип разделения властей, политическое многообразие, наличие местного самоуправления.
Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Осуществление власти народа происходит в двух формах: непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (представительная форма народовластия).
Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Право на участие в осуществлении власти в этих формах принадлежит только лицам, являющимся гражданами Российской Федерации (ст. 32 Конституции РФ). Прямое волеизъявление граждан (ч. 2 ст. 130 Конституции РФ) возможно и в других формах, хотя они в Конституции РФ и не раскрываются (например, собрания граждан муниципального образования, петиции, индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местно самоуправления и др.).
Принцип разделения властей означает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10 Конституции РФ). Данный принцип направлен на недопущение концентрации и последующей узурпации власти одним органом или институтом власти, например, высшим должностным лицом. Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ) государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды Российской Федерации.
В Российской Федерации признаются политическое многообразие и многопартийность. Общественные объединения равны перед законом (ст. 13-14 Конституции РФ, ФЗ «Об общественных объединениях»). Каждый имеет право на объединение. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ст. 30 Конституции РФ).
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, посредством которого решаются вопросы местного значения. Под местным самоуправлением понимается право и способность населения разных территориальных единиц управлять в рамках закона под свою ответственность и в собственных интересах значительной частью общественных дел. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Россия как федеративное государствохарактеризуется на основе статей 1, 5, 65-78 Конституции Российской Федерации. Под федеративным государством понимается сложное государство, состоящее из политико-территориальных единиц, органы которых обладают определенной самостоятельностью и независимостью от центральных (общефедеральных) публичных учреждений. Основными признаками федеративного государства являются: 1) конституционно-правовой статус федеративного государства и его политико-территориальных единиц; 2) разграничение предметов ведения между федерацией и ее политико-территориальными единицами, а также разграничение полномочий между федеральными и региональными органами власти; 3) система правовых механизмов взаимоотношений центральных органов и органов политико-территориальных единиц, входящих в состав федерации, в том числе в сфере преодоления и разрешения споров.
В мире насчитывается около двухсот государств. Из них всего лишь 26 являются федеративными – Австрия, Бельгия, Германия, Швейцария, Индия, Малазия, ОАЭ, Пакистан, Бразилия, Канада, Мексика США, Нигерия, Танзания, Эфиопия и др.
Одним из важных признаков федеративного государства является установление качественных правовых форм реализации принципа равноправия и самоопределения народов в рамках федерации, проживающих на ее территории. Особенно это актуально для федераций, в государственно-территориальном устройстве которых в той или иной мере учитываются национальные, этнические, языковые, религиозные особенности различных групп населения.
Россия как государство с республиканской формой правления характеризуется на основе статей 1, 32, 81, части 1 статьи 96 Конституции Российской Федерации. Под государством с республиканской формой правления понимается государство, в котором система формирования органов, прежде всего высших, базируется на обязательном и периодическом проведении демократических выборов, цивилизованных правовых механизмах взаимодействия государственных органов, например, сбалансированной системы «сдержек и противовесов». Основными признаками государства с республиканской формой правления являются: 1) периодические выборы высших государственных органов и органов местного самоуправления, а также механизмы сменяемости персонального состава органов в ином порядке, например, ротации; 2) реализация принципа разделения властей на основе демократических законодательства и практики.
Россия как правовое государствохарактеризуется на основе статьи 1, части 2 статьи 4, статьи 15 Конституции Российской Федерации. Под правовым государством понимается государство, устройство и функционирование которого базируется на букве и духе конституции, организованный в нем правопорядок пронизывает все сферы взаимодействия личности, общества и публично-властных институтов, в котором уважается естественное право как система надпозитивных норм, ориентированных на признание высшей ценностью человека, его прав и свобод.
Основными признаками правового государства являются: 1) верховенство конституции в системе национального права, соответствие ей решений и действий (бездействия) всех органов публично власти и должностных лиц; 2) подчинение конституции и законов естественному праву как объективно существующим нормам, основываным на общепризнанных идеях разумности, добропорядочности, справедливости и равенства; 3) эффективное правовое обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина; 4) судебная система, функционирующая на независимости, беспристрастности, состязательности и иных демократических началах правосудия; 5) реализация принципа приоритета норм международного права.
Принцип правового государства означает не только разделение властей, верховенство закона, но и признание того, что права и свободы человека, имеющие надпозитивный характер, и в том числе достоинство человека, являются высшей ценностью.
Россия – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления
Характерной особенностью Конституции Российской Федерации 1993 г. является специфика формы правления, которую она закрепляет.
Основными характеристиками демократического государства являются:
1. Народовластие, т.е. признание народа единственным источником государственной власти и носителем суверенитета. «1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является его многонациональный народ. 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Эти нормы статьи 3 определяют содержание понятий «демократическое государство» и «государство с республиканской формой правления». Народ, свободно выражая свою волю, наделяет государственную власть необходимыми правомочиями: правом властвовать, правом принимать властные решения. Многонациональный народ РФ осуществляет свою власть непосредственно (непосредственная демократия), а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (представительная демократия). Высшим непосредственным выражением власти являются референдум и свободные выборы.
Референдум РФ – всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум наряду со свободными выборами является непосредственным выражением власти народа.
2. Рыночная экономика, которая служит экономической основой государства, устанавливает равенство различных форм собственности, свободу предпринимательства и частной инициативы.
Характерной чертой Конституции РФ 1993 г. является ее адекватный характер складывающимся в обществе общественным отношениям. Она отражает переходный характер российского общества, противоречивый способ его существования. В ней нашли воплощение то, что достигнуто и отстаивается многонациональным народом России: многообразие форм собственности, конкуренция, свобода экономической деятельности, политический и идеологический плюрализм, признание прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, основанное на самоопределении и равноправии народов, самостоятельный статус местною самоуправления и т.д.
4. Осуществление государственной власти на основе принципов легитимности и разделения властей. В РФ принцип разделения властей впервые провозглашен в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, в которой разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную объявлялось важнейшим принципом функционирования РСФСР как правого государства. В апреле 1992 г. этот принцип был внесен в ст.1 Конституции РСФСР 1978 г. в качестве одной из основ конституционного строя России. Принцип разделения властей провозглашен и в действующей Конституции РФ. В ст.10 закреплено, что государственная власть в России разделена на законодательную, исполнительную и судебную, органы, которых самостоятельны. Данный принцип является механизмом сдержек и противовесов в организации и осуществлении государственной власти, обеспечивает их самостоятельное функционирование и взаимодействие, препятствует развитию авторитарных и тоталитарных тенденций.
5. Децентрализация государственной власти, строгое разграничение полномочий между федеральными органам и органами субъектов РФ, поощрение местной инициативы.
Особенностью Конституции Российской Федерации 1993 г. является ее отношение к федеративному устройству России. Она придает статус субъектов Российской Федерации не только национально-государственным образованиям, но и обычным административно-территориальным единицам (включая Москву и Санкт-Петербург).
6. Демократический порядок формирования и осуществления государственной власти, создание политико-правовых механизмов обеспечивающих реальную возможность участия граждан в формировании, деятельности органов и в контроле за ними.
7. При принятии государственно-значимых решений по воле большинства должно учитываться мнение и интересы меньшинства.
8. Утверждение и соблюдение принципа верховенства закона, высокая правовая культура и политическое, нравственное сознание общества, должностных лиц и граждан.
9. Политический плюрализм: многопартийность, свобода мнений, отсутствие общеобязательной официальной идеологии. Согласно Конституция никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной (ст.14).
10. Наличие легальной оппозиции
По форме государственного устройства Россия является федерацией.
Федерация характеризуется территориальным единством, государственным суверенитетом в пределах своей территории, единым гражданством, единой федеральной конституционно-правовой системой, единой системой государственной власти, единой официальной государственной символикой, едиными вооруженными силами, единой кредитно-денежной политикой.
Правовое государство представляет собой способ организации государства, при котором оно подчинено праву, главной целью его деятельности является обеспечение прав, свобод человека и гражданина. Правовой характер государства проявляется:
— в признании верховенства права и закона; основным законом России является Конституция Российской Федерации, в ст.15 которой предусмотрено, что она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России; законы и иные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации;
— реальности прав личности, их правовой защищенности (судебная и внесудебная форма защиты);
— взаимной ответственности государства и граждан;
— признании принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
В России создаются правовые механизмы, основанные на демократических идеях, призванные обеспечить охрану конституционного строя, защиту прав и свобод личности, повышается авторитет и независимость судебных и правоохранительных органов, однако уровень преступности, правового нигилизма в обществе еще высок.
Республиканская форма правления имеет следующие признаки:
— верховная власть осуществляется выборными органами;
— источником власти является народ;
— сроки полномочий высших представительных органов ограничены;
— использование демократических институтов;
— юридическая и политическая ответственность главы государства и других должностных лиц.
Россия является президентско-парламентской (полупрезидентской) республикой, так как Президент РФ избирается всенародным голосованием, государственная власть осуществляется Президентом, Федеральным Собранием, Правительством, судами РФ. Президент располагает собственными полномочиями, позволяющими действовать независимо от Правительства, одновременно действуют Председатель Правительства и министры, образующие Правительство, которое в части ответственно перед парламентом. При выражении вотума недоверия Правительству Президент может отправить его в отставку или распустить парламент.
Основы конституционного строя
Понятие основ конституционного строя РФ
В юридической науке под конституционным строем понимается закрепленный конституционно-правовыми нормами определенный способ организации государства и общества, при котором соблюдаются права и свободы человека и обеспечивается подчиненность государства праву.
В настоящее время в науке конституционного права выделяются два подхода к понятию конституционного строя. Первый подход носит формальный характер. В соответствии с ним конституционным строем признается любая форма организации общества и государства, которая находит закрепление в конституции государства. Такой подход сложился в советский период развития отечественной государственности и имеет ряд недостатков.
Конституция может существовать как в условиях демократического режима, так и в авторитарном государстве. Этот подход к определению конституционного строя не содержит качественных характеристик государства и общества. По формальным признакам конституционный строй существовал в СССР, в странах Восточной Европы.
Другой подход к определению конституционного строя учитывает качественные характеристики государства и реальный порядок осуществления власти. Существование конституции еще не предполагает наличие конституционного строя в стране.
В соответствии с этим подходом под конституционным строем понимается такой порядок, при котором в стране действует демократическая конституция, реализуются ее основные положения и реально соблюдаются установленные основным законом конституционные права человека и гражданина.
Название первой главы Конституции Российской Федерации позволяет сделать вывод, что она закрепляет не весь конституционный строй, а только его основы. Под основами конституционного строя Российской Федерации понимаются устои государства, его основные принципы, которые призваны обеспечить России характер конституционного государства.
В первой главе Конституции Российской Федерации регулируются не все, а наиболее важные общественные отношения, характеризующие российскую государственность. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образует конституционно-правовой институт «основы конституционного строя Российской Федерации», занимающий ведущее место в системе конституционного права России.
Положения первой главы Конституции Российской Федерации обладают рядом свойств.
Во-первых, в соответствии со ст. 16 Конституции Российской Федерации положения Конституции не могут противоречить «Основам конституционного строя». Это своеобразная малая «конституция» внутри Конституции Российской Федерации 1993 г.
Во-вторых, решение вопроса о пересмотре основ конституционного строя относится к компетенции Конституционного Собрания Российской Федерации, если инициатива пересмотра будет поддержана тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Это положение Конституции Российской Федерации должно обеспечить стабильность российской государственности
Конституционная характеристика РФ
В соответствии со ст. 1 Конституции Российской Федерации Россия представляет собой демократическое государство. Это значит, что единственным источником власти в Российской Федерации выступает народ, права и свободы отдельной личности являются высшей ценностью, существует идеологическое многообразие и многопартийность.
В соответствии со ст. 3 Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Согласно девствующей Конституции России народ выступает учредителем государственной власти, которую имеет право свободно реализовывать через различные формы народовластия. Народ осуществляет власть непосредственно через институты прямой демократии, а также через своих представителей – депутатов представительных органов и выборных должностных лиц. Прямая демократия представляет собой особую форму осуществления власти народа непосредственно самим народом. К институтам прямой демократии относят референдум, выборы, отзыв депутатов и выборных должностных лиц и др.
В ст. 13 Конституции Российской Федерации закреплены идеологическое многообразие и многопартийность, которые являются важными признаками демократического государства и элементами формирования гражданского общества в России. В условиях, когда гражданин может свободно выражать свое мнение, для распространения своих взглядов может создавать различные, в том числе и политические, объединения, налицо такое качественное состояние общества, при котором оно может именоваться гражданским обществом. Именно этот элемент конституционного строя Российской Федерации позволяет создать благоприятные условия для выражения человеком своих взглядов в различных сферах жизни. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Граждане обладают правом на объединение для выражения мнений и защиты своих интересов. Данное право заключается в создании на добровольной основе общественных объединений, вступлении или отказе от вступления в них.
Россия – федеративное государство
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации по форме территориально-политического устройства Россия является федеративным государством. Федеративное государство – это сложное суверенное государство, составными частями которого являются относительно самостоятельные государственные образования. Они называются субъектами федерации.
Основы конституционного строя в сфере федеративного устройства России уточняются в ст. 5 Конституции Российской Федерации:
– Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации.
– Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство.
Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство.
– Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
– Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.
Конституция Российской Федерации в сфере регулирования правового статуса субъектов Российской Федерации провозгласила принцип равноправия всех субъектов Федерации (ст. 5), закрепила равный объем их прав по предметам совместного ведения (ст. 72, 76), одинаковые возможности регионального правотворчества (ст. 76) и организации региональной государственной власти (ст. 77). Российская Федерация – правовое государство
В соответствии со ст. 1 Основного закона Российская Федерация является правовым государством. Под правовым государством понимается форма организации и деятельности публично-политической власти, основанная на праве и подчиняющаяся ему и обеспечивающая свободы гражданского общества и автономию гражданина. К чертам правового государства относятся также верховенство права и взаимная ответственность государства и гражданина.
Принцип верховенства права проявляется в связанности, ограничении государства правом, обязанности государства и всех его органов, граждан подчиняться праву. Данный признак находит выражение в его нормативном закреплении. В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, а законы и иные правовые акты, принимаемые на территории России, не должны им противоречить. При этом содержание нормативных правовых актов должно в полной мере отвечать интересам народа и не нарушать права и свободы отдельной личности.
В связи с этим признаком правового государства можно считать приоритет международного права, который находит отражение в конституциях большинства демократических государств. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Правовое государство с помощью закона ограничивает вмешательство органов власти в целый ряд сфер общественной жизни, создавая гражданам условия для самостоятельного решения своих проблем, не требующих вмешательства государства. В правоотношениях между государством и человеком стороны по своему статусу являются равными и несут взаимную ответственность. Конституция устанавливает меру взаимной ответственности государства и личности, определяет пределы вторжения в ее частную жизнь. В случае причинения человеку вреда незаконным действием (или бездействием) органами государственной власти или ее должностными лицами потерпевший от таких действий имеет право на возмещение вреда, о чем прямо говорится в ст. 53 Конституции Российской Федерации.
В соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. С помощью компетенции, принадлежащей различным ветвям власти, органы публичной власти могут контролировать друг друга. Только при соблюдении этих условий может быть установлен демократический режим правления. В пределах своей компетенции по осуществлению своих функций органы государственной власти самостоятельны и независимы, но при этом они обязаны согласованно взаимодействовать.
Законодательная власть обеспечивает принятие законов, контроль за их исполнением, а также представительство интересов российских граждан. К функциям исполнительной власти относится реализация действующего законодательства в сфере исполнительно-распорядительной деятельности.
Судебная власть осуществляет правосудие. В Российской Федерации на федеральном уровне законодательная власть представлена Федеральным Собранием Российской Федерации, исполнительная – Правительством Российской Федерации, судебная – федеральными судами Российской Федерации (Верховный Суд Российской Федерации, суды субъектов Российской Федерации и др.).
Анализ конституционных норм позволяет высказать точку зрения, что Президент Российской Федерации не относится ни к одной из ветвей власти. Он является главой государства и в этом качестве обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Как отмечается в конституционно-правовой литературе, Президент Российской Федерации занимает позицию верховного арбитра, обеспечивая согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
На уровне субъектов Российской Федерации законодательную власть представляют законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Исполнительную власть возглавляет высшее должностное лицо субъекта Федерации. В структуру судебной власти субъектов Российской Федерации входят конституционные (уставные) суды субъектов Федерации и мировые судьи.
В отечественной правовой науке сложилось устойчивое мнение, что принцип разделения властей не распространяется на местное самоуправление.
Поэтому на местном уровне принятие решения, его исполнение сосредоточены в одних руках, одном органе или лице. Выборные коллегиальные органы не освобождены от исполнения решений, а управляющие не только исполняют решение коллегиальных органов, но и сами принимают решения. В соответствии с позицией других авторов принцип разделения властей распространяется на все уровни власти, в том числе и на местное самоуправление. Российская Федерация – социальное государство
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Это означает, что государство признает необходимость и берет на себя обязанность определенным образом перераспределять имеющиеся в обществе материальные и иные блага, материнство, детство и семья находятся под защитой государства. В Конституции Российской Федерации выделяется несколько уровней регламентации социального государства: первый – закрепление самого принципа (понятия) социального государства; второй – определение основных функций России как социального государства; третий – учреждение в качестве основных прав человека и гражданина достаточно широкой группы юридических возможностей индивидов в социальной сфере.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели политики Российской Федерации как социального государства предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности, и если в силу возраста, состояния здоровья, по другим не зависящим от него причинам человек трудиться не может и не имеет дохода для обеспечения прожиточного минимума себе и своей семье, он вправе рассчитывать на получение соответствующей помощи, материальной поддержки со стороны государства и общества. Поэтому Конституция Российской Федерации связывает обязанности социального государства не только с охраной труда и здоровья людей, установлением гарантированного минимального размера оплаты труда, но и с обеспечением государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитием системы социальных служб, установлением государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.
Следовательно, развитие системы социального обеспечения как составной части социальной защиты населения является необходимым условием осуществления целей социального государства.
Социальное обеспечение осуществляется посредством денежных выплат (пенсий, социальных пособий и др.), предоставления гражданам натуральных видов содержания, социальных услуг за счет средств обязательного социального страхования, бюджетных ассигнований и иных источников. И хотя социальное обеспечение охватывает различные виды помощи, поддержки, его основное содержание заключается именно в материальном обеспечении, предоставлении человеку средств к существованию, на что указывает и ст. 39 (ч. 2) Конституции Российской Федерации, согласно которой государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Строительство социального государства включает в себя развитие законодательства в сфере социального обеспечения и защиты, обеспечения эффективности деятельности органов власти, а также активное участие в этом деле самого гражданина и институтов гражданского общества.
Главная задача социальной политики состоит в достижении благосостояния в обществе, обеспечении равных и справедливых возможностей для развития личности. Приоритетным направлением государственной политики в социальной сфере является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Государство обязано вести разумную налоговую политику, осуществлять государственную защиту потребителей, оказывать государственную помощь, прежде всего материальную, тем гражданам, которые в силу объективных причин нуждаются в ней.
В ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации дается расшифровка обязанностей российского государства как социального: в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Российская Федерация – светское государство
Огромное значение в жизни современного государства и общества имеет религия, и вследствие этого регулированию данного вопроса уделяется особое внимание в конституционном законодательстве. Конституционный принцип светского государства учреждает основу взаимоотношений Российского государства и религиозных организаций. Провозглашение России светским государством (ст. 14 Конституции Российской Федерации) означает, что в государстве, во-первых, отсутствует узаконенная, официальная религия – никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; во-вторых, религиозные объединения отделены от государства; в-третьих, все религиозные объединения равны перед законом (ч. 1 ст. 14 Конституции Российской Федерации). Эти конституционные положения раскрываются в Федеральном законе от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Конституционный принцип отделения религиозных объединений от государства, закрепленный ч. 2 ст. 14 Конституции Российской Федерации, выражается в том, что государство:
В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Законодательство устанавливает принципы деятельности религиозного объединения, которое:
Эти положения находят развитие в позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой конституционный принцип светского государства и отделения религиозных объединений от государства означает, что государство, его органы и должностные лица, а также органы и должностные лица местного самоуправления, т. е. органы публичной (политической) власти не вправе вмешиваться в законную деятельность религиозных объединений, возлагать на них выполнение функций органов государственной власти и органов местного самоуправления; религиозные объединения, в свою очередь, не вправе вмешиваться в дела государства, участвовать в формировании и выполнять функции органов государственной власти и органов местного самоуправления, участвовать в деятельности политических партий и политических движений, оказывать им материальную и иную помощь, а также участвовать в выборах, в том числе путем агитации и публичной поддержки тех или иных политических партий или отдельных кандидатов. Это не препятствует приверженцам того или иного вероисповедания, в том числе священнослужителям, наравне с другими гражданами участвовать в народном волеизъявлении путем голосования.
Сторонники той или иной религии имеют свободу выбора и выражения своих политических убеждений и политических интересов, принятия решений и осуществления соответствующей деятельности, но не в качестве членов религиозных объединений, а непосредственно в качестве граждан или членов политических партий.
Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации религиозные объединения не имеют права заниматься партийной и политической деятельностью. В свою очередь политические партии не могут быть религиозными организациями и представлять интересы какой-либо религиозной конфессии. Поэтому для многонациональной и многоконфессиональной России с ее сложной организацией социально-политической жизни и отсутствием прочных традиций взаимодействия многопартийного общества с религиозными организациями, создание политических партий по религиозному признаку стало бы дополнительным фактором неустойчивости системы. Именно по этой причине конституционное законодательство запрещает учреждение политических партий на религиозной основе.
Принцип светского государства означает, что религия во многом может определять и развивать культурный, духовный и нравственный мир человека, оказывать влияние на выработку нравственных ценностей. Конституционные гарантии свободы совести и вероисповедания являются основой взаимодействия Российской Федерации и религиозных объединений в достижении общей цели формирования духовно-нравственных основ общества и личности.
Понятие суверенитета Российская Федерация – демократическое, правовое, федеративное, социальное, светское государство
Суверенитет как высшее состояние государства формировался в ходе длительной исторической борьбы и подвергался изменениям в соответствии с духом времени. Практически все периоды развития государственности связаны с совершенствованием его качественного содержания. Формирование и эволюция этой конституционно-правовой категории всегда сопровождается усилением роли государства во внутренней и внешней политике.
Согласно Конституции Российской Федерации 1993 г. государственный суверенитет распространяется на всю ее территорию (ст. 4).
Многонациональный народ России возрождал суверенную государственность, учредил политико-правовое содержание государственного суверенитета России и незыблемость демократических основ. Указанные конституционные идеи находят свое воплощение в верховенстве и единстве государственной власти и ее самостоятельности и независимости в международных делах и внутренней политике.
Под государственным суверенитетом понимается независимость, самостоятельность и верховенство государственной власти, которые получают свое выражение в праве и возможность по собственному усмотрению осуществлять внутреннюю и внешнею политику государства. В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г., «ни одно государство или группа государств не имеет права вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние и внешние дела другого государства».
Торжественное провозглашение государственного суверенитета России произошло в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, принятой 12 июня 1990 г. I съездом народных депутатов РСФСР. Декларация устанавливала, что Россия является суверенным государством, созданным исторически объединившимися в нем народами. Для обеспечения политических, экономических и правовых гарантий суверенитета России устанавливалась полнота власти России при решении всех вопросов государственной и общественной жизни.
Основные положения Декларации нашли отражение в ст. 4 Конституции Российской Федерации.
Основополагающий принцип суверенитета – единство и независимость государственной власти. Единство государственной власти находит отражение в согласованном взаимодействии и функционировании органов государственной власти, учрежденных на основе механизмов народовластия и реализующих общегосударственные задачи и цели всего общества.
Независимость государственной власти находит отражение в ее самостоятельности и свободе усмотрения во взаимоотношениях с другими государствами, международными организациями. В законодательстве закрепляются различные гарантии государственного суверенитета России. К политическим относится право Российской Федерации самостоятельно определять свою политическую систему, способы формирования органов государственной власти и т. д.
Правовыми гарантиями являются собственная правовая система и закрепленное на конституционном уровне верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации. К экономическим гарантиям суверенитета относятся единая кредитно-денежная система России и федеральная государственная собственность, единая система налогов, взимаемых в федеральный бюджет.
В целях защиты государственного суверенитета созданы Вооруженные силы России. Они предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.