Что такое деньги их происхождение 3 класс
Класс: 3
Презентация к уроку
Цель: познакомить с ролью денег в экономике.
Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать роль денег в экономике, объяснять, что такое деньги, различать денежные единицы некоторых стран, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, монеты достоинством 1 копейка, 1 рубль, 10 рублей (по количеству учеников); советские и зарубежные монеты и банкноты.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
1. Что даёт нам добывающая промышленность?
2. Что производит электроэнергетика?
1) электрические приборы
2) электрическую энергию
3) электростанции
4) нефть
3. Что производит химическая промышленность?
1) машины
2) краски
3) военную технику
4) продукты питания
4. Что производит лёгкая промышленность?
5. Что производит добывающая промышленность для химической?
6. Где производят электроэнергию?
1) в карьерах
2) на шахтах
3) на электростанциях
4) на заводах
7. Какие отрасли промышленности участвуют в изготовлении кастрюль?
1) добывающая промышленность
2) пищевая промышленность
3) металлургия
4) машиностроение
III. Самоопределение к деятельности
Слайд 10. Отгадайте загадки.
Для всех мы в обилии рождаемся на свет.
У одних нас много, у других нас нет. (Деньги.)
Маленькая, кругленькая,
Из кармана в карман скачет. (Монета.)
– Сегодня на уроке мы будем говорить о деньгах.
IV. Работа по теме урока
1. Беседа «Что такое деньги»
– Что такое деньги? (Ответы учеников.)
В словаре С.И. Ожегова дается такое определение этого слова:
«Деньги – металлические и бумажные знаки (в докапиталистических формациях – особые товары), являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопления».
Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами.
Гончары меняли горшки и кувшины, кузнецы – наконечники для стрел, ножи, топоры, земледельцы – зерно, растительное масло, скотоводы – быков, овец, шерсть и кожу.
Но обменивать товары очень сложно. Ценность вещей и продуктов разная. Она зависит от того, сколько труда затрачено на изготовление той или иной вещи. Например, за одного барана можно было получить два топора или четыре кувшина.
Чтобы упростить обмен, люди придумали деньги.
Первые деньги совсем не были похожи на те, к которым привыкли мы. В разных местах деньгами служили разные предметы, но всегда очень важные для этих мест: их в любой момент можнобыло обменять на другие товары или использовать по назначению в домашнем хозяйстве. И поэтому они назывались товаро-деньгами. Например, в Древней Монголии это был прессованный чай, на Каролинских островах деньгами служили камни размером с мельничный жернов. Сдвинуть такую «деньгу» С места могли только несколько человек.
Первыми мировыми деньгами были раковины каури с Мальдивских островов в Индийском океане. Маленькие, удобные, прочные и красивые, они служили деньгами во многих странах Азии, Африки и Европы. Ракушки каури довольно редки, обработка их требовала немалого труда, к тому же они ценились как украшение.
Самыми удобными деньгами оказались металлические. Можно было чеканить монеты любой стоимости: из меди – подешевле, из серебра – подороже, а из золота – самые дорогие.
Металлическими деньгами были серебряные слитки в Риме, серебряные кольца – в Египте, медные слитки в Италии, свинцовые шарики – в Северной Америке, серебряные лямы в Китае, бронзовые слитки в Микенах. В Греции за денежную единицу принимали шесть четырехгранных прутьев, сложенных вместе, которые можно было захватить в горсть (по-гречески «горсть» – драхма). Они так и назывались – драхмами. Деньги в Греции и сейчас называются так же.
Русские деньги
Сначала на Руси не было своих денег. Арабские купцы привезли свои серебряные деньги. На Руси они получили название куны (как и шкурки куницы) и стали ходить как русские деньги. Половину куны называли резаной – отрезанной куной. 25 кун составляли гривну. Считается, что, когда появились монеты, из них стали делать ожерелья, которые женщины носили на шее – на «гриве», отсюда название «гривна».
В XIII в. Русь, кроме Новгорода, оказалась под монгольским игом. Как ни тяжело было жить под властью захватчика, но жизнь продолжалась. Именно в это время в Новгороде появился рубль, который еще называли рублевой гривной. Такое название объясняется тем, что сначала отливали длинный слиток серебра, потом его рубили на части – гривны, массой примерно 200 г. Половина рубля называлась полтиной и весила около 100 г.
После изготовление рубля упростили. Из расплавленного серебра не делали один длинный слиток, а разливали его в формочки. это оказалось гораздо удобнее и точнее, чем рубить серебряный слиток. Название «рубль» осталось. И вскоре новгородский рубль распространился по всем русским княжествам. В 1380 г. монголов прогнали с Русской земли, но еще почти 100 лет избавлялась Русь от монгольского ига. Даже название русских денег было взято от названия монгольской монеты «денга» (в переводе «звенящий»). в нашем языке слово «денга» постепенно превратилось в слово «деньги».
С 1534 г. в Руси введены монеты одного типа с изображением всадника с копьем. Они назывались копейными деньгами. Это и были наши первые копейки. Они имели неправильную форму и размер с арбузное семечко. Кроме копейки, были и другие разменные монеты: деньга, или денежка (1/2 копейки), и полушка (1/4 копейки). Все эти монеты имели хождение до ХVIII в.
У металлических денег все же оказался важный недостаток – они тяжелы и занимают немало места. Богатым купцам, которые торговали с далекими странами, было опасно и неудобно возить с собой такой груз: как ни прячь, разбойники и грабители сразу его найдут. Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото.
Так впервые появились на свет бумажные деньги, на которых написано, какому количеству хранящегося в банке золота они равны.
Первые бумажные деньги
Как известно бумажные деньги сделали прогресс в нашем мире, облегчение торговли. Первыебумажныеденьгипоявилисьв Китае в 910 году нашей эры. В то время в Китае, сильно не распространялось, как они делали деньги из бумаги, это искусство было под строжайшим секретом, за подделку бумажных денег отрубали голову, за разглашение о том, как изготавливаются деньги в другие страны, назначалась смертная казнь. Бумажные деньги Китая были народным достоянием для страны.
Китай также продавал свои ценные бумаги по всей средней Азии: Корея, Япония. Но, ни одна страна, не могла разгадать секрет по изготовлению денег. И вот спустя век Корея начала печатать свои бумажные деньги, затем Япония. Затемденьгиразошлись по всему миру.
Сегодня деньгами оплачиваются вещи, продукты и услуги – все, во что вложен труд человека. Поэтому говорят, что деньги – это особый товар, известное количество которого всегда оказывается равноценным любому другому товару и может быть на него обменяно.
2. Работа по учебнику.
– Прочитайте в учебнике текст на с. 66-68.
– Назовите два способа обмена.
– Что такое бартер? (Прямой обмен одних товаров на другие.)
– Приведите пример бартера.
– Что такое купля-продажа? (Обмен, в котором участвуют деньги.)
– Что такое цена товара? (Стоимость одной вещи, одного предмета.)
– Что такое деньги? (Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.)
– Как называются металлические деньги? (Монеты.)
– Как называются бумажные деньги? (Банкноты).
– Назовите денежные единицы разных стран мира.
3. Практическая работа.
(Работа проводится в парах. У каждого ученика на столе монеты достоинством 1 копейка, 1 рубль, 10 рублей.)
– Что изображено и написано на монетах? Сравните.
– Найдите на монетах лицевую и оборотную стороны, ребро, номинал, легенду.
Оборотная сторона, на которой указан ее номинал, то есть достоинство (l рубль), называется «реверс», или «решка». Почему решка? Решка – это искаженное и сокращенное произношение слова «решетка». В ходе денежной реформы Петра 1 в обращение поступил серебряный рубль с монограммой царя, составленной из четырех переплетенных букв П и римской цифры 1. Она очень напоминала решетку, которая в разговоре стала решкой.
Сторона, на которой изображен герб (портрет или другой рисунок), – лицевая. Она называется «аверс», или, как часто говорят, «орел». Ребро монеты называется «гурт». Надпись на монете называется «легенда».
– Покажите на монете легенду, реверс (или решку), аверс (или орел) и гурт.
– Что можно узнать из надписей? (Сколько эта монета стоит, в какой стране используется, в каком году выпущена.)
– Опишите монету достоинством 1 рубль.
– Рассмотрите советские и зарубежные монеты и банкноты. Они выпущены в разное время в разных странах. Расскажите о них все, что вы смогли узнать из надписей.
– Почему на советских банкнотах надписи на 15 языках? (В то время официальными были признаны языки 15 союзных республик. )
– Рассмотрите гурт. Почему на нем насечки? (Это защита от фальшивомонетчиков).
– Кто такие нумизматы? (Люди, которые коллекционируют и изучают монеты)
Старинные и современные монеты могут многое рассказать о прошлом и настоящем разных стран, знаменательных событиях и великих людях.
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради.
– Прочитайте задание. Найдите в учебнике определения слов «бартер» и «деньги». Запишите их в рабочей тетради.
– Прочитайте задание. Найдите в приложении фотографии денежных единиц к данному заданию. Вырежьте их и наклейте. Подпишите названия.
– Какими деньгами вы пользуетесь, когда ходите в магазин?
– Какими деньгами вы воспользуетесь, если поедете в США?
– А в Европе?
VII. Рефлексия
1. Графический диктант
(После выполнения задания проводится самопроверка. Проверка: –, +, +, –, + )
– Представим, что на базар пришли сапожник, портной и гончар, чтобы обменять свой товар на другой. Сапожнику нужен глиняный кувшин, портному – сапоги, а гончару – рубашка. Как они будут обмениваться?
– В любом магазине можно убедиться, что цены на различные товары разные. От чего зависит цена товара?
VIII. Подведение итогов урока
– Что такое деньги?
– Что нового вы узнали о деньгах?
– Как вы думаете, будут ли деньги меняться? (Да, уже сейчас они выступают в виде пластиковых карточек.)
Вывод: деньги – особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.
Домашнее задание
Учебник: прочитать текст на с. 67-70, ответить на вопросы раздела «Про верь себя» на с. 69. Рабочая тетрадь: № 3-4 (с. 39).
Использованные источники информации.
Урок изучения нового материала»Что такое деньги», 3 класс, Школа России, Плешаков А.А.
Технологическая карта урока окружающего мира
Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Создать на уроке условия для знакомства детей с историей денежных единиц и их ролью в жизни человека.
— формировать умение выказывать своё мнение, выражать свои эмоции;
— формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
-познакомить с ролью денег в экономике.
— определять и формулировать цели деятельности на уроке с помощью учителя;
— учиться высказывать своё предположение на основе имеющихся знаний и личного опыта;
— учиться вместе с учителем и другими учениками давать оценку своей деятельности на уроке.
— добывать новые знания: находить ответы на вопросы, извлекать необходимую информацию из текста;
— перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;
-в процессе дидактической игры познакомиться с понятиями «БАРТЕР», «КУПЛЯ – ПРОДАЖА», понять трудности такого обмена.
— учиться работать в парах, приходить к общему решению в совместной деятельности;
— слушать и понимать речь других.
Урок изучения нового материала.
Формы организации урока :
Индивидуальная, в парах.
Абдрафикова Нурзима Рамиловна, МКОУ «ООШ № 23» г.Миасс, учитель начальных классов
Мотивация к учебной деятельности
— Здравствуйте дорогие мои ребята. Самое удивительное явление в мире, это человеческая доброта. Так давайте мы с вами подарим друг другу улыбки. Улыбнулись друг другу. А теперь подарите улыбки нашим гостям. Молодцы.
А сейчас проверь дружок
Готов ли ты начать урок
Всё ль на месте, все ль в порядке?
Книжка, ручка, тетрадка
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
Актуализация знаний учащихся.
— О чем мы говорили на прошлом уроке? (Какая бывает промышленность)
— Молодцы! Сейчас мы проверим, как вы усвоили эту тему.
— Я читаю вам предложения, если вы согласны ставите плюс, а если нет то минус.
1) Химическая промышленность производит: стиральный порошок, краски, лаки и многое другое. +
2) Пищевая промышленность обеспечивает людей продуктами питания. +
3) Электроэнергетика производит алюминий, медь, цинк. –
4) Машиностроение производит разнообразные машины и механизмы. +
5) Электронная промышленность производит порошок, лаки, краски и многое другое. –
6) Добывающая промышленность обеспечивает экономику нефтью, природным газом и всеми другими полезными ископаемыми. +
— Побудьте в роли учителя. Поставьте соответствующую оценку себе.
Молодцы. Продолжаем работать дальше.
Формулирование темы урока, постановка цели
— Введение в новую тему:
— Кто это? (К.И. Чуковский «Муха Цокотуха»)
— Вспомните первые строки этого произведения.
Муха – муха Цокотуха, позолоченное брюхо,
Муха по полю пошла, муха денежку нашла.
Пошла муха на базар и купила самовар.
— Каким образом Муха приобрела самовар? (Она его купила.)
-Что значит купила? ( Заплатила деньги.)
— Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке? ( О деньгах.)
Итак, тема урока «Что такое деньги» (Слайд № 3)
Посмотрите, какие разные определения вы даёте. Сегодня в течение урока мы проверим ваши предположения.
-Ребята, а стоит ли нам изучать эту тему? Для чего это надо?
-Что бы вы хотели узнать о деньгах?
-Итак, какие же цели поставим перед собой на уроке? (Надписи на доске)
Цель: Сегодня на уроке мы с вами…..
*Узнаем… (что такое деньги, для чего они нужны, их историю возникновения.)
*Познакомимся… со способами обмена.
-У вас на желтых листочках записан план нашей работы на уроке. Давайте с ним познакомимся. (дети читают) (Слайд №4)
1)Способы приобретения товара
2) Что такое деньги. История их возникновения.
-Вы согласны работать по этому плану? Отлично.
«Открытие» детьми нового знания
Работа со словарями
Сообщение «История денег»
-Переходим к первому пункту нашего плана:
-Мы с вами уже знаем, что разнообразные отрасли промышленности производят различные товары.
-И сегодня я пришла на урок с результатами этого производства.
(достаю конфеты, лак для волос, машинку, стиральный порошок,
-Вова, выходи ко мне. Сейчас ты попробуешь приобрести у меня какой-нибудь из товаров.
-Что бы ты хотел приобрести? Приобретай.
-Какая трудность у тебя возникла? (нет денег)
-А что у тебя есть? Давай представим, что у тебя есть конфеты.
-Давай попробуем обменяться. (обмениваемся)
-Ты получил, что хотел? Как ты это сделал? (произвёл обмен)
Вывод: Вова обменял товар, который у него был, на товар, который ему нужен. Изобразим это в виде схемы:
— как вы думаете, легко ли было договариваться древним людям? обмениваться было очень сложно. ведь ценность вещей и продуктов разная. она зависит от того, сколько труда затрачено, чтобы изготовить ту или иную вещь или продукт.
Сейчас я изменю условия игры.
— Катя, выходи ко мне.
(Кате выдаются деньги, на каждый товар указывается цена)
-Что бы ты хотела приобрести?
-Что ты можешь для этого сделать? ( заплатить)
— Откуда ты узнала, сколько денег ты должна заплатить за этот товар? (указана цена)
-А что такое цена? (стоимость товара)
-Ты получила тот товар, который хотела? (да)
-Как ты это сделала? (заплатила за него деньги)
-Итак, ты отдала деньги, а получила товар.
Изобразим это в виде схемы:
— Что общего в обоих случаях? (Произошел обмен.)
ОБМЕН
ТОВАР ТОВАР ДЕНЬГИ ТОВАР
— Вы знаете, как называются такие способы обмена? Где мы можем получить эту информацию? ( в учебнике)
-Прочитайте информацию в учебнике на стр. 68-69 и найдите, как называются такие способы обмена товара.
-Как называется способ обмена, представленный в первой схеме? (бартер)
-Как называется способ обмена, представленный на второй схеме? (купля-продажа)
— Что такое Бартер? Найдите значение слова в учебнике.
Бартер – это прямой обмен товарами.
Что такое Купля – Продажа?
-Прекрасно, мы познакомились с двумя новыми понятиями.
-Как вы думаете, какой обмен удобнее? (Купля – продажа.) Чем?
— Когда возможен такой обмен? (Когда есть деньги.)
-Это музыка зовет нас на ярмарку. У вас на партах у кого-то картина денег, у кого-то товар.
Алиса у тебя картошка, а у Толи земляника что ты сделаешь? Какой обмен совершила?
У Васи деньги. А у Вовы машина что ты сделаешь? Какой это у тебя обмен?
Вывод: Итак, вернёмся к нашему плану. Выполнили ли мы 1 пункт? (да)
Переходим ко второму пункту нашего плана.
-Что нам предстоит узнать? ( что такое деньги)
-В начале урока вы высказывали свои предположения по поводу значения этого слова.
-А вот какое значение денег записано в словаре Ожегова.
-А вот историю денег нам расскажет Василий, а вы внимательно слушаете.
Как вы думаете, деньги существовали всегда? (ответы детей)
Гончары меняли горшки и кувшины. Скотоводы- быков, овец, шерсть и кожи.
Слайды 8 Одними из первых денег, которые хоть отвечали требованиям, были раковины каури- моллюсков, добывающихся в южных морях. Их просверливали и нанизывали на веревочку, как бусы
Слайд 10 На Руси существовала обменная монета- серебряная гривна-брусок (кусочки металла, разной формы). Если вещь стоила меньше, то от гривны отрубали кружок. Такую половину называли рубль. гораздо позже стали выпускать копейки- монеты, на которых был изображен всадник с копьем, оттуда и название копейка.
Слайд № 11 Самыми удобными деньгами оказались металлические. Можно было чеканить монеты любой стоимости: из меди- подешевле, из серебра- подороже, а из золота- самые дорогие.
— Какой недостаток был у металлических денег? (Чтобы денег было носить с собой, тяжелы и занимают много места). Богатым купцам которые торговали с далекими странами, было опасно и неудобно возить с собой количество золотых монет. как не прясь, а разбойники не спали. и тогда золото передавали на хранение в банк, а вместо этого с собой брали бумажные расписки. так появились бумажные деньги.
-Что же придумали люди, как вы думает?
Слайд № 12 (Бумажные деньги)
— А в России бумажные деньги появились в 1769 году. Ввела в обращение бумажные деньги Екатерина II. Ее портрет украшал 100-рублевую купюру, отсюда и название «катенька».
Бумажные деньги впервые появились в Китае. (Слайд №13)
С течением времени банкноты менялись.
Вот так они выглядели в советские времена (Слайд № 14)
Ну а вот так выглядят деньги современной России (Слайд №15)
— как называются в других странах денежные единицы? Слайд 17
Вывод : Ну что, выполнили ли мы второй пункт нашего плана?
-Давайте подытожим всё вышесказанное:
-Что служило деньгами в древности?(Раковины каури- малюски)
-Где появились первые бумажные деньги? (в Китаи)
-Кто скажет, как называются современные российские денежные единицы? (рубль, копейка)
— Кто вспомнит, почему у рубля такие названия? (рубль т к раньше серебряные слитки гривны рубили если нужно было заплатить половину)
-У копейки копейка –( т. к. на ней изображён всадник с копьём)
Отлично! Вы здорово потрудились, предлагаю немного отдохнуть.
Музыкальная физминутка «Лучший друг»
У нас остался последний пункт нашего плана. Сейчас нам предстоит исследовательская работа.
-Как вы думаете, откуда берутся деньги?
А вы знаете, где печатают деньги и отливают монеты? (Слайд 18) (Монетный Двор.)
Процесс изготовления денег очень сложный. Печатать деньги имеет право только ЦБ РФ.
— Скажите, а можем ли мы с вами сами напечатать деньги, например, на цветном принтере?
-Нет, конечно. За подделку денежных средств существует статья
Помимо бумажных денег в России существуют и металлические монеты.
Сейчас я предлагаю вам практическую работу в группах
Вам необходимо определить, что на них изображено и написано, как называются части монеты. Для этого вам поможет план исследования.
1. Рассмотрите монету. Найдите сторону, на которой указан ее НОМИНАЛ, то есть ее достоинство – 1 рубль, 5 рублей, … Это оборотная сторона монеты или “решка”.
2. Найдите сторону, на которой изображен герб, портрет или другой рисунок. Это лицевая сторона монеты или “орел”.
3. Рассмотрите внимательно надписи на монете. Все надписи на монете называются ЛЕГЕНДА.
4. Рассмотрите ребро монеты. Ребро монеты называется “ГУРТ”.
5. У вас на столах лежат листочки с изображением пятирублёвой монеты. Вспомните и соедините стрелочками название частей монеты.
— Рассмотрите внимательно современные российские монеты
-Какую информацию мы можем прочитать на монетах?
-Что ещё указано на монетах? (Год выпуска)
-Что изображено на монетах? (Герб)
-Кто из вас знает, как называется сторона монеты, на которой изображён герб? ( Лицевая, или «Орёл»)
-Кто знает, как называется обратная сторона монеты? (Оборотная, или «Решка»)
-Кто догадался, что такое номинал монеты? (достоинство монеты-5 рублей,10 копеек..)
Надпись на монете, которая рассказывает о том, когда и где выпущена монета называется «Легенда».
Я предлагаю вам выполнить следующее задание:
У вас на столах лежат листочки с изображением пятирублёвой монеты. Вспомните и соедините стрелочками название частей монеты. Проверка ( Слайд 19 )
Вывод: Скажите пожалуйста, выполнили ли мы третий пункт нашего плана? Давайте подведём итог:
-Как называются денежные единицы нашей страны?
-Где печатают деньги?
— Что изображено на лицевой стороне монеты?
-Какие способы защиты денег от подделок вы запомни