Что такое деонтология кратко

Основные понятия медицинской этики и деонтологии

Деонтология — что это такое простыми словами

Деонтология — в широком смысле это учение о долге человека перед другими людьми и обществом в целом

Медицинская деонтология — это учение о должном поведении медицинских работников.

Включает в себя свод правил поведения, касающихся взаимоотношений между:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Занимает важное место в структуре социального регулирования врачебной деятельности и является важным условием профессиональной компетентности медработников.

Теоретической основой деонтологии является медицинская этика.

Правила деонтологии трансформируются с течением времени. Например, в СССР врачи старались не сообщать больному о смертельном диагнозе. Современные правила призывают деликатно сообщать пациенту об его истинном положении. Необходимо соблюдать соотношение правдивости и бережного отношения к больному.

Нормы деонтологии могут отличаться в разных странах. Например, в Нидерландах разрешена эвтаназия, и этические нормы медицинских работников допускают добровольный уход из жизни. В России и многих других странах эвтаназия запрещена.

Есть универсальные базовые принципы деонтологии, применяемые врачами всех стран. Главный из них — действовать во благо пациента, а не во вред ему.

Происхождение термина, кто ввел в науку

Термин «деонтология» произошел от 2-х греческих слов:

Автором термина принято считать английского философа утилитаристского направления Иеремию Бентама. Утилитаризм оценивает моральность поступка с точки зрения его полезности. Бентам написал книгу «Деонтология», которая вышла отдельным изданием спустя 2 года после его смерти в 1834 году. В этом труде он понимает под деонтологией учение о морали.

В нынешнем значении понятие «деонтология» впервые употребил английский философ Чарли Броуд в своей книге «Пять типов этической теории», которая была опубликована в 1930 году.

Несмотря на сравнительно позднее появление термина, представление о профессиональном долге врача сформировалось еще в древние времена. На протяжении столетий оно развивалось и наполнялось новыми смыслами.

История применения, как это было в СССР

Уже в древности делались попытки зафиксировать кодекс морально-нравственных норм, регламентирующих поведение медицинских работников. Из дошедших до наших дней обрывочных сведений можно сделать выводы, что правила поведения врачей были сформулированы в следующих древних государствах:

Самым известным из сохранившихся деонтологических памятников является собрание сочинений древнегреческих врачей, условно объединенных названием «Сборник Гиппократа». Он включает в себя несколько десятков медицинских античных трудов, в том числе:

В данных трактатах сформулированы основы деонтологических норм, имеющее непреходящее значение. С точки зрения Гиппократа врач должен обладать следующими моральными качествами:

В СССР чаще использовался термин «медицинская этика», чем деонтология. Это связано с критикой Карлом Марксом учения Бентама, который упрекался в «буржуазности» и утилитаризме. В научный оборот в Советском Союзе термин ввел известный врач-онколог, хирург Николай Петров. В 1944 году им была написана ставшей классической книга «Вопросы хирургической деонтологии».

Большой вклад в развитие представлений о взаимоотношениях между медицинскими сотрудниками и пациентами внесли советские ученые и врачи:

Ятрогенные заболевания — расстройства здоровья, происходящие из-за деонтологических ошибок врачей — неосторожных высказываний или действий. Имеют психогенную природу.

Долгое время в советской медицине преобладала точка зрения первого Комиссара здравоохранения Николая Семашко. Он был одним из основоположников медицинской системы СССР и последовательно внедрял принцип уничтожения врачебной тайны.

Считалось, что в связи с построением справедливого социалистического общества потребность в соблюдении медицинской тайны является «буржуазным пережитком прошлого». Пациенту нечего стыдиться своей болезни, поэтому нет ничего зазорного в том, чтобы его диагноз стал достоянием общественности.

Важным шагом в развитии отечественной медицины стала Первая всесоюзная конференция по проблемам медицинской деонтологии, которая прошла в 1969 году. Она повлияла на:

Согласно Присяге врача СССР, приступая к профессиональной деятельности, медики обязывались:

Принципы деонтологии в медицине, понятие этики

Главные принципы деонтологии универсальны для представителей разных медицинских специальностей:

Основываясь на нормах медицинской этики, медработники должны соблюдать следующие правила:

Под дистрибутивной справедливостью понимают принцип равного доступа к качественной и своевременной медицинской помощи независимо от:

Критика деонтологии

Несоблюдение медицинскими работниками принципов деонтологии может привезти к серьезным последствиям, вплоть до смерти пациента. Тем не менее, не всегда в своей деятельности врачи строго руководствуются высокими моральными нормами, изложенными в профессиональных кодексах. Это происходит в силу разных причин:

В зависимости от тяжести последствий за нарушение деонтологических норм медработники могут подвергнуться:

Многие положения современной деонтологии подвергаются критике. Особенно это касается таких спорных областей медицины, как:

Начиная с 1970-х годов, в западной медицине активно внедряется принцип информированного согласия. Он заключается в признании нравственной автономии пациентов и их праве принимать решения относительно своего здоровья и лечения. Данный принцип не соответствует убеждениям Гиппократа, который полагал, что врач должен лечить больного даже вопреки его воле.

В основе концепции информированного согласия лежат 2 положения:

Информация должна включать:

Благодаря данной концепции пациент из пассивного получателя медицинской помощи превращается в активного соучастника процесса излечения.

Источник

Что такое деонтология и каково ее значение?

Что такое деонтология кратко. Смотреть фото Что такое деонтология кратко. Смотреть картинку Что такое деонтология кратко. Картинка про Что такое деонтология кратко. Фото Что такое деонтология краткоПроблема взаимоотношений между медицинскими работниками, а также врачами и пациентами сегодня стала важной, как никогда. В условиях отсутствия доверительных отношений между сотрудниками, а также медицинскими работниками и пациентами сложно рассчитывать на то, что лечебные мероприятия помогут добиться желаемого результата.

Ошибочно считать деонтологию синонимом медицинской этики. В действительности деонтология это отдельная отрасль этики. Она описывает комплекс профессиональных и нравственных норм человека. Что же касается этики, то она подразумевает более широкое понятие.

Какой бывает наука деонтология?

Специалисты выделяют несколько вариантов трактовки этого понятия. Определяющее значение здесь имеет уровень взаимоотношений, который рассматривается в конкретном случае. Основными их разновидностями являются следующие:

Взаимоотношения доктора с пациентом

Что такое деонтология кратко. Смотреть фото Что такое деонтология кратко. Смотреть картинку Что такое деонтология кратко. Картинка про Что такое деонтология кратко. Фото Что такое деонтология краткоИменно во взаимоотношениях этих субъектов медицинская наука деонтология приобретает наибольшее значение. Объясняется это тем, что при несоблюдении между пациентом и доктором основных ее принципов сложно рассчитывать на создание доверительных отношений между ними, а это непосредственным образом скажется на процессе выздоровления больного человека.

Как гласит наука деонтология, при выстраивании доверительных отношений с пациентом медицинский работник не должен использовать в своей речи непрофессиональные выражения и жаргонизмы. В то же время он должен уметь доходчиво рассказать пациенту о его болезни, а также комплексе мероприятий, которые должны быть проведены, чтобы лечение закончилось быстро и без осложнений для больного. Используя подобный подход, врач может рассчитывать на то, что он быстро завоюет доверие пациента. Ведь пациент станет полностью доверять врачу лишь тогда, когда будет уверен в его профессионализме.

Не все врачи помнят о том, что нельзя в беседе с пациентом использовать чересчур сложные термины, которые помешают человеку понять суть его состояния. Все это приводит к появлению у больного дополнительных страхов, а это никак не поможет ускорить процесс выздоровления. Более того, это навредит взаимоотношениям с врачом.

Согласно науке деонтологии, врач не имеет права обсуждать обратившихся к нему пациентов. Это правило должно неукоснительно соблюдаться в разговоре как со знакомыми и членами семьи, так и с коллегами, которые не принимали участие в лечении этого человека.

Взаимодействие медсестры с пациентом

Все знают о том, что чаще других работников сферы здравоохранения с пациентами взаимодействует медицинская сестра. Врач видит пациента только во время утреннего обхода. Медсестре же приходится бывать у больного, когда она:

Согласно принципам деонтологии, медсестра должна быть вежливой и отзывчивой во время контактирования с пациентом. Медицинская этика запрещает ей превращаться в собеседницу пациента и давать ответы на любые вопросы, касающиеся его болезни. Ведь не исключено, что медсестра может неправильно понять определенную патологию, а это может нанести серьезный вред профилактической работе, проводимой лечащим врачом.

Взаимоотношения медицинской сестры с доктором

Что такое деонтология кратко. Смотреть фото Что такое деонтология кратко. Смотреть картинку Что такое деонтология кратко. Картинка про Что такое деонтология кратко. Фото Что такое деонтология краткоСогласно медицинской деонтологии, медицинские работники должны демонстрировать уважительное отношение друг к другу. Иначе между ними не появится доверительных отношений, а это помешает слаженной работе коллектива. Залогом хороших профессиональных отношений в медицинском учреждении является правильное взаимодействие докторов со средним медицинским персоналом.

Каждая медсестра должна научиться соблюдать субординацию. Неважно, в подчинении насколько опытного врача находится медсестра — даже если она проработала в больнице два десятка лет, а доктор очень молод, то и в этом случае она должна относиться к нему как к старшему и в точности выполнять все его распоряжения. Это является базовым принципом медицинской деонтологии.

Подобные правила во взаимоотношениях с докторами медсестры должны особенно точно соблюдать в присутствии пациента. Видя это, он легко поймет, что имеет дело с уважаемым человеком, который считается лидером, способным управлять коллективом. Тогда у пациента сложится к врачу особенно сильное доверие.

В то же время принципы медицинской деонтологии разрешают медсестре, если это позволяет ее опыт, подсказать молодому врачу, что, например, его предшественник назначал пациентам в определенной ситуации такие-то процедуры. Если с таким советом медсестра обратится в неформальной и вежливой форме, то начинающий доктор не воспримет его как оскорбление или принижение его профессиональных качеств. Впоследствии он наверняка выскажет благодарность медицинской сестре за столь нужный и своевременный совет.

Общие принципы деонтологии

Медицинская этика подразумевает не только частные моменты во взаимоотношениях между различными категориями, имеющие отношение к лечебному процессу, но и общие, которые имеют отношение к каждому работнику.

Одним из основных из них является наличие специального образования у доктора. В соответствии с принципами деонтологии, врач обязан давать пациенту такие рекомендации, которые не нанесут ему вреда. Конечно, ни один медицинский работник не может знать все обо всём, но он должен стремиться как можно быстрее устранить эти пробелы, ведь от этого зависит здоровье других людей.

Правила, которые подразумевает деонтология, распространяются и на внешний вид медработников. Если пренебрежительно отнестись к этому моменту, то пациент не будет испытывать к такому специалисту достаточное уважение. Из-за этого он даже может недостаточно серьезно воспринять рекомендации врача и не станет соблюдать их, что, естественно, негативно повлияет на его состояние. О чистоте халата четко прописано не только в медико-санитарных инструкциях, но и в положениях медицинской этики и деонтологии.

Сегодня каждый медработник должен вдобавок ко всему вышесказанному соблюдать и принципы корпоративной этики. Если недостаточно серьезно относиться к ней, то пациенты станут еще меньше уважать профессию медицинского работника, которая в последние годы у пациентов вызывает все меньше доверия.

К чему может быть привести нарушение принципов деонтологии?

Что такое деонтология кратко. Смотреть фото Что такое деонтология кратко. Смотреть картинку Что такое деонтология кратко. Картинка про Что такое деонтология кратко. Фото Что такое деонтология краткоБывает так, что врач или медсестра допустила не очень грубое, но противоречащее основам деонтологии, нарушение. В этом случае максимальным наказанием, которое может быть на него наложено, станет лишение премии или серьезная беседа с главным врачом. Однако случаются и более серьезные инциденты. Иногда врачи совершают действия, которые наносят серьезный вред как его личной репутации, так и престижности лечебного учреждения. Для решения судьбы такого работника приходится собирать комиссию по вопросам этики и деонтологии.

Почему деонтология не всегда соблюдается?

Главная причина этого непосредственным образом связана с синдромом профессионального выгорания, который часто наблюдается у многих врачей. От этого не застрахован работник ни одной специальности, которому приходится регулярно взаимодействовать с людьми. У медицинских работников это состояние протекает наиболее быстро и достигает максимальной выраженности. Причина этого состоит в том, что врачам приходится не только постоянно общаться с разными людьми, но и испытывать определенное напряжение, ведь им приходится порой принимать непростые решения, которые могут повлиять на жизнь человека.

Еще нужно сказать о том, что в медицинскую сферу часто приходят люди, которые по своим качествам не подходят этой профессии. В данном случае речь идет вовсе не о количестве знаний, которыми обладает конкретный человек. Гораздо важнее умение общаться с людьми и желание это делать. Чтобы быть хорошим врачом, он должен беспокоиться за судьбу своих пациентов. Если человек будет лишён этого качества, то о соблюдении деонтологии и речи не может идти.

Бывают ситуации, когда нарушение принципов деонтологии происходит не по вине врача, хотя чаще всего обвинения падают именно на него. Иногда встречаются такие пациенты, которые ведут себя столь вызывающе, что врачу не хватает сил их вытерпеть.

Как улучшить соблюдение этики и деонтологии?

Что такое деонтология кратко. Смотреть фото Что такое деонтология кратко. Смотреть картинку Что такое деонтология кратко. Картинка про Что такое деонтология кратко. Фото Что такое деонтология краткоОдной из причин частого нарушения принципов деонтологии является денежный вопрос. Как показывает статистика, в странах, где медработники получают довольно высокую зарплату, принципы деонтологии в основном соблюдаются. Объясняется это тем, что в таких лечебных учреждениях гораздо медленнее развивается синдром профессионального выгорания, поскольку зарубежные специалисты обычно не сильно пекутся о деньгах, так как за свою работу они получают достаточно для нормального существования средств.

Еще один важный момент — администрация лечебного учреждения должна контролировать, как соблюдаются принципы деонтологии его работниками. Понятно, что она сама должна подавать пример служащим и придерживаться этих норм. Иначе сотрудники будут очень часто и довольно грубо нарушать правила деонтологии. Администрация лечебного учреждения должна предъявлять к каждому работнику одинаковые требования, иначе это также может стать причиной внутреннего конфликта в коллективе, что впоследствии и может привести к нарушению принципов деонтологии.

Очень важно, чтобы высший руководящий состав время от времени напоминал медработникам о существовании подобных норм. Это можно сделать путем проведения специальных тренингов, на которых работники будут совместно решать определенные ситуационные задачи. И желательно, чтобы подобные семинары проводились под руководством опытного психолога, который хорошо знаком с особенностями работы лечебных учреждений.

Заключение

Что такое деонтология кратко. Смотреть фото Что такое деонтология кратко. Смотреть картинку Что такое деонтология кратко. Картинка про Что такое деонтология кратко. Фото Что такое деонтология краткоНе все люди знают, что собой представляет наука деонтология. Ошибочно считать, что это понятие тождественно этике. В действительности деонтология — более узкое понятие, которое входит в состав медицинской этики. Но это никак не умаляет ее значения — каждый медработник должен соблюдать правила своей профессиональной деятельности. Он должен не забывать о том, что работает с людьми, с которыми у него должны быть созданы доверительные отношения. Иначе при всем своем желании он не сможет качественно выполнять свои профессиональные обязанности.

Источник

Медицинская деонтология: понятие и основные принципы

Что такое деонтология кратко. Смотреть фото Что такое деонтология кратко. Смотреть картинку Что такое деонтология кратко. Картинка про Что такое деонтология кратко. Фото Что такое деонтология кратко

Каждый врач должен иметь определённые навыки и знания, которые являются бесценными при общении с больными людьми. Хороший врач — это не только опытный клиницист, сухо прописывающий пациенту схему лечения. Это и опытный педагог, а иногда даже воспитатель, особенно если речь идёт о работе с детьми.

Стать блестящим специалистом врачу поможет соблюдение принципов этики и деонтологии. Именно они определяют перечень этических норм, необходимых для эффективного общения доктора и пациентов, более того: тонкий психологический подход уже сам по себе обладает удивительным лечебным эффектом.

Принципы деонтологии в медицине

В переводе с греческого языка слово «деонтология» означает комплекс норм в области этики и морали, которым должны следовать все медицинские работники. Принципы этики и деонтологии в медицине формировались ещё с древних времён, а само понятие обозначилось в науке только в начале 19-го века. Термин ввёл в обиход известный английский философ Бентам.

У многих авторов можно встретить отождествление понятий деонтологии и этики. Тем не менее, речь идёт о понятиях, тесно связанных друг с другом, но не являющихся тождественными.

Деонтология — это учение о том, как должен вести себя врач, а этика — своеобразный «кодекс» поведения. Таким образом, деонтология вытекает из неё, так как полностью построена на этических принципах.

Что такое деонтология кратко. Смотреть фото Что такое деонтология кратко. Смотреть картинку Что такое деонтология кратко. Картинка про Что такое деонтология кратко. Фото Что такое деонтология кратко

В качестве предмета деонтологии как раздела медицинской науки принято рассматривать принципы, на основании которых специалисты разрабатывают правила общения медработников с пациентами. Н.И. Пирогов определял деонтологию как принципы поведения медперсонала по отношению к пациентам.

Поскольку понятие деонтологии тесно связано со словом «долг», можно говорить о необходимости строгого выполнения медицинскими работниками всех этических правил. Если врач действует гуманно, тактично и профессионально, это оказывает положительное влияние на процесс выздоровления его пациентов. Именно поэтому в действиях врачей не должно быть бюрократизма, формализма и бездушия.

Принципы этики и деонтологии медицинских работников

Что касается этики, из которой вытекают все принципы медицинской деонтологии, она относится к философской науке, изучающей принципы нравственности и морали, принятые в человеческом обществе. Этика изучает такие понятия как честь, достоинство, добро, счастье. В работе врача эти качества незаменимы, поэтому требования к поведению медиков и были сформулированы мудрыми людьми ещё в древние времена.

Первый «нравственный кодекс врачей» появился при рабовладельческом строе после разделения труда. Когда в социуме появились представители разных профессий, работу врачей стали особенно почитать, так как главной задачей древних медиков было освобождение человека от физических и душевных страданий. Один из древнейших источников, где подробно описаны этические требования, предъявляемые обществом к врачу — это кодекс Хаммурапи (Вавилон). Далее Гиппократ усовершенствовал эти законы, и на их основании была создана так называемая «клятва Гиппократа». По традиции медики соблюдают её и по сей день.

Со временем появилось серьёзное научное обоснование норм и принципов врачебной этики. Она строится на осознании как законов природы, так и социального бытия общества и отдельного человека. Любая нравственная норма должна быть тесно связана с наукой, чтобы сострадание к больному не оказалось пустым и беспочвенным. Общаясь с пациентами, врачи не должны демонстрировать им поведение сострадающих родственников — и в то же время нельзя допускать проявлений равнодушия и формальности. Недаром А.И. Герцен как-то сказал, что, испытывая сострадание к больному, врач может «плакать в душе», однако для понимания сути болезни ему требуется холодный и здравый рассудок.

Что такое деонтология кратко. Смотреть фото Что такое деонтология кратко. Смотреть картинку Что такое деонтология кратко. Картинка про Что такое деонтология кратко. Фото Что такое деонтология кратко

Таким образом, вступая во взаимоотношение с больными, врач постоянно балансирует на тонкой грани, и именно это умение делает его специалистом высочайшего уровня: когда, работая исключительно по велению сердца, он применяет научные методы, позволяющие эффективно бороться с различными заболеваниями.

Ведущие принципы этики и деонтологии можно обозначить следующим образом:

Что такое деонтология кратко. Смотреть фото Что такое деонтология кратко. Смотреть картинку Что такое деонтология кратко. Картинка про Что такое деонтология кратко. Фото Что такое деонтология кратко

Принципы медицинской деонтологии тесно связаны с понятием слова как физиологического и лечебного фактора. Известно, что если человек болен, он гораздо острее воспринимает все факторы окружающей среды. Больные люди обладают высокой степенью внушаемости, поэтому один небрежный жест либо брошенное второпях слово медработника может привести к негативным последствиям. Например, услышав непонятное латинское слово, с помощью которого два врача общаются между собой, пациент может искажённо и неправильно понять суть своего заболевания и подумать о том, что его жизни угрожает реальная опасность. Если же больной слышит в свой адрес понятные, простые и ободряющие слова, это вселяет веру в выздоровление и в природные силы организма.

Когда-то В.М. Бехтерев сказал замечательную фразу: «Если пациенту не стало лучше после того как он поговорил со своим врачом — это никакой не доктор». И это понятно: слово, как справедливо заметил И.П. Павлов, является для человека таким же условным и материальным раздражителем, как и другие, поэтому оно вызывает в организме целый комплекс сложнейших реакций. Словом можно реально вылечить пациента, но иногда оно действует и прямо противоположным образом, если медработник проявляет по отношению к больным неосторожность и небрежность.

Личность врача и его моральный облик имеют огромное значение. Именно поэтому медикам ни при каких обстоятельствах не следует пренебрегать принципами деонтологии и этики.

Источник

Деонтология медицинская

(греч. deon, deontos должное, надлежащее + logos учение)

совокупность нравственных норм профессионального поведения медицинских работников.

Понятия «медицинская деонтология» и «медицинская этика» не тождественны. Проблема долга — одна из основных проблем медицинской этики; соответственно Д. м. является отражением этических концепций, но она имеет более прагматический и конкретный характер. Если медицинская этика не несет в себе специфики, обусловленной той или иной врачебной специальностью (не существует отдельно этики терапевта, этики хирурга и т.д.), то Д. м. обрела черты специализации, обусловленные ее прикладным характером, взаимосвязью с той или иной медицинской профессией (различают деонтологию хирурга, педиатра, онколога, рентгенолога, венеролога и т.д.).

Термин «деонтология» предложен английским философом Бентамом (J. Bentham) в 19 в. для обозначения теории нравственности. Однако основы Д. м. были заложены еще в медицине древнего мира. В каждую историческую эпоху в соответствии с господствовавшей в данном обществе моралью принципы Д. м. имели характерные особенности, но тем не менее общечеловеческие, внеклассовые этические нормы медицинской профессии, определяемые ее гуманной сущностью — стремлением облегчить страдания и помочь больному человеку, оставались незыблемыми. Принципы Д. м. определялись также уровнем развития медицинской науки, от которого во многом зависят действия врачей. Так, в Древней Индии рекомендовалось браться за лечение только такого человека, болезнь которого излечима; от неизлечимых больных следовало отказываться, как и от не выздоровевших в течение года. Гиппократ также считал, что лечение безнадежных больных ведет к потере врачебного авторитета.

Нравственные требования к людям, занимавшимся врачеванием, были сформулированы еще в рабовладельческом обществе, когда произошло разделение труда и врачевание стало профессией. Наиболее древним источником, в котором сформулированы требования к врачу и его права, считают относящийся к 18 в. до н.э. свод законов Хаммурапи, принятый в Вавилоне. Вопросы Д. м. нашли отражение и в древнейших памятниках индийской литературы — в своде законов Ману (около 2 в. до н.э. — 1 в. н.э.) и в Аюрведе (Науке жизни; 9—3 вв. до н.э.). Существуют три редакции Аюрведы — этой медицинской энциклопедии древности; наиболее полная принадлежит врачу Сушруте. В одной из книг Аюрведы говорится, каким должен быть врач, как следует ему себя вести, как и что говорить больному. Обращает на себя внимание дифференцированный подход к больным: можно и нужно лечить бедных, сирот, чужестранцев, но в то же время нельзя прописывать лекарства тем, кто в немилости у раджи. С появлением социального неравенства отношение больных к врачам становится неоднозначным: представители господствующих классов видели в них слуг, а угнетенных классов — господ.

Неоценимую роль в развитии Д. м. сыграл Гиппократ. Ему принадлежат максимы: «Где любовь к людям, там и любовь к своему искусству», «Не вредить», «Врач-философ подобен богу». «Клятва Гиппократа» пережила века. Примечательно, что II Международный деонтологический конгресс (Париж, 1967), счел возможным рекомендовать дополнить клятву единственной фразой: «Клянусь обучаться всю жизнь!». Ill Международный конгресс «Врачи мира за предотвращение ядерной войны» (1983) внес предложение дополнить национальные и международные кодексы о профессиональном моральном долге врача, в основе которых лежит «Клятва Гиппократа», пунктом, обязывающим медиков бороться против ядерной катастрофы.

Гиппократ впервые обратил внимание на вопросы должного отношения врача к родственникам больного, к своим учителям, взаимоотношений между врачами. Деонтологические принципы, сформулированные Гиппократом, получили дальнейшее развитие в работах Асклепиада, Цельса, Галена и др. В период средневековья разработкой вопросов должного отношения врача к больному занимались представители Салернской медицинской школы, называемой Гиппократовой общиной.

Огромное влияние на развитие Д. м. оказали врачи Востока. Ибн-Сина (Авиценна) — создатель «Канона врачебной науки», рассматривая различные стороны врачебной деятельности, подчеркивал неповторимость и индивидуальность обращающихся за медпомощью: «. Каждый отдельный человек обладает особой натурой, присущей ему лично». Ибн-Сине также приписывают изречение: «Врач должен обладать глазом сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва». Одной из главных идей «Канона врачебной науки» является необходимость предупреждения болезни, на что должны быть направлены усилия и врача, и больного, и здорового. Примечательно, что издавна проблема отношения врача к больному рассматривалась в плане их сотрудничества и взаимопонимания. Так, врач и писатель Абу-ль-Фарадж, живший в 13 в., сформулировал следующее обращение к заболевшему: «Нас трое — ты, болезнь и я; если ты будешь с болезнью, вас будет двое, я останусь один — вы меня одолеете; если ты будешь со мной, нас будет двое, болезнь останется одна — мы ее одолеем». Большое значение наравне с требованиями к личности врача, его человеческим качествам (порядочности, честности, доброте), придавалось необходимости постоянного самоусовершенствования, ибо малоквалифицированный врач может нанести больному вред, что является грубым нарушением моральных норм врачевания.

При капитализме, который породил новые классы и новые общественные отношения, существенно изменились и представления о морали, в т.ч. о нравственных основах врачевания. В «Манифесте Коммунистической партии» отмечалось. «Буржуазия лишила священного ореола все роды деятельности, которые до тех пор считались почетными и на которые смотрели с благоговейным трепетом. Врача, юриста, священника, поэта, человека науки она превратила в своих платных наемных работников» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 4, с. 427). Однако многие известные врачи, и в их числе Швейцер (A. Schweitzer), Лериш (R. Lenche), Спок (В. Spock), призывали болезни людей не превращать в средство наживы.

В современных условиях вопросам Д. м. во всех странах уделяют большое внимание. Принят ряд деклараций, кодексов, правил, которые призваны определить этические нормы поведения врачей. Во многих странах (Франции, ФРГ, Италии, Швейцарии, США и др.) существуют национальные деонтологические кодексы. Ряд документов носит международный характер. К ним следует отнести Женевскую декларацию (1948), Международный кодекс медицинской этики (Лондон, 1949), Хельсинкско-Токийскую декларацию (1964, 1975), Сиднейскую декларацию (1969), декларацию, касающуюся отношения врачей к пыткам (1975), и др. Однако в международных документах по вопросам Д. м. не всегда учитываются конкретные условия жизни той или иной страны, национальные особенности.

В основу Женевской декларации положена «Клятва Гиппократа», но в ней нашли отражение и наиболее острые социальные проблемы 20 в. Так, в декларацию внесены фразы: «Я не позволю, чтобы религия, национализм, расизм, политика или социальное положение оказывали влияние на выполнение моего долга. Даже под угрозой я не использую мои знания в области медицины в противовес законам человечности». Последняя фраза, отражая опыт второй мировой войны, закрепляет положения «Десяти Нюрнбергских правил» (Нюрнбергский кодекс, 1947), в которых подчеркивается недопустимость преступных опытов на людях.

Международный кодекс медицинской этики (Международный кодекс по деонтологии), конкретизировавший ряд положений Женевской декларации, одобрен генеральным директором ВОЗ и является наиболее распространенным документом, на который ссылаются многие исследователи проблем медицинской деонтологии. В нем обращается внимание на вопросы оплаты врачебной помощи, на недопустимость переманивания пациентов, саморекламы и т. п.

В 1970 г. вопросы Д. м. обсуждались на Х Международном конгрессе терапевтов в Варшаве и на Международном конгрессе историков медицины в Бухаресте. В 1973 г. деонтологические вопросы медицины в условиях научно-технической революции стали предметом обсуждения специального симпозиума XV Международного философского конгресса в Варне, а в 1974 г. — XVIII Международного конгресса по прикладной психологии в Монреале. В 1989 г. орган ВОЗ «Здоровье мира» посвятил проблеме «этика и здоровье» специальный номер, в котором затрагиваются и многие вопросы медицинской деонтологии.

В России вопросы Д. м. получили правовое отражение еще в ряде документов Древней Руси. Так, в «Изборнике Святослава» (11 в.) имеется указание, что монастыри должны давать приют не только богатым, но и бедным больным. Свод юридических норм Киевской Руси «Русская правда» (11—12 вв.) утвердил положение о праве на медицинскую практику и установил законность взимания врачами с заболевших платы за лечение. В Морском уставе Петра I сформулированы требования к врачу, однако его обязанности рассматривались в отрыве от врачебных прав.

Многое для пропаганды гуманной направленности врачебной деятельности сделали передовые русские ученые-медики 18—19 вв.: С.Г. Зыбелин, Д.С. Самойлович, И.Е. Дядьковский, С.П. Боткин, В.А. Манассеин. Особо следует отметить «Слово о благочестии и нравственных качествах Гиппократова врача», «Слово о способе учить и учиться медицине практической» М.Я. Мудрова и произведения Н.И. Пирогова, представляющие собой сплав любви к своему делу, высокого профессионализма и заботы о больном человеке. Всеобщую известность получила подвижническая деятельность доктора Ф.П. Гааза, ставшего главным врачом московских тюрем. Его девизом было: «Спешите делать добро!». В формировании принципов Д. м. большую роль сыграли прогрессивные представители земской медицины, которые считали своим нравственным долгом помогать бедным и обездоленным. Гуманистическая направленность деятельности русских медиков описана в произведениях писателей-врачей А.П. Чехова и В.В. Вересаева.

В России выпускники высших медицинских учебных заведений давали так называемое факультетское обещание. Большое место в нем отводилось отношениям между врачами: «Обещаю быть справедливым к своим сотоварищам. Буду по совести отдавать справедливость их заслугам и стараниям. ».

В СССР разработка вопросов Д. м. получила дальнейшее развитие в трудах многих медиков и философов.

Медицинская деонтология охватывает широкий круг проблем, связанных с взаимоотношениями медиков с больными, их близкими, со здоровыми людьми (практические мероприятия), а также между собой в процессе лечения больного. Должное отношение врача к больному предполагает доброжелательность, сострадание, максимальную отдачу своих умений и знаний, основанных на высоком профессионализме в постоянном самосовершенствовании. Главный принцип в отношении врача к больному состоит в следующем: относись к заболевшему так, как хотелось бы, чтобы относились в аналогичном положении к тебе.

Отношение медиков к родственникам больного предполагает приобщение их к борьбе за выздоровление заболевшего, а также попытки смягчить переживания близких больному людей в случаях, когда лечение неэффективно. При этом следует учитывать психотравмирующий эффект болезни на родственников больного, их реакцию на неблагоприятный исход заболевания, возможности и желание сотрудничать с врачами.

В свете профилактической направленности и перспектив развития советского здравоохранения принципиально важен вопрос об отношении медиков к здоровым людям. Врач должен стараться сделать здорового человека своим союзником в борьбе за сохранение здоровья.

Научно-технический прогресс обусловил возникновение ряда новых нравственных проблем в области Д. м., в частности касающихся отношений медиков между собой, что существенно сказывается на эффективности медпомощи. Научно-техническая революция и специализация в медицине резко увеличили число врачей и средних медработников, принимающих участие в лечебно-диагностическом процессе. Поэтому возросло значение сотрудничества между ними. Вопросы взаимоотношений врачей между собой приобретают особую актуальность в связи с разрешением в СССР индивидуальной трудовой деятельности (см. Кооператив медицинский). Основой поведения врачей, работающих в кооперативах, остается выполнение требований, обязательных для всех медиков в стране при выполнении ими своего профессионального долга. На многих научных форумах, посвященных проблемам Д. м., обсуждался вопрос о том, что медицинская техника, аппаратура, многочисленные лабораторные анализы отдалили врача от больного и обезличили пациента. На фоне прогрессирующей специализации и улучшения технической оснащенности медицины может теряться не только целостное восприятие больного, но и интерес к нему как к личности. Это явление получило название дегуманизации, или «ветеринаризации», медицины. Ухудшаются возможности психотерапии, часто возникают ситуации, когда лечат болезнь, а не больного. Все это создает предпосылки для нарушения изначальных принципов, служащих основой врачебной деятельности. В таких условиях потребность больного в сердечном отношении к нему медиков еще более возросла.

При всем том, что техника, особенно компьютерная, способствует объективизации диагностического, лечебного и прогностического процессов, медицина была и остается сплавом науки и искусства. А.Ф. Билибин писал: «При врачевании должно использоваться не одно крыло (наука), а два крыла — наука и искусство. Для настоящего полета (врачевания) нужен взмах обоих крыльев. Без проникновения во внутренний мир больного человека, чему способствует искусство, врачевание неполноценно». Эту же мысль лапидарно выразил Б.Е. Вотчал: «„Знающий врач“ и „хороший врач“» — не синонимы».

В литературе по вопросам Д. м. уделяется мало внимания проблеме старения населения, росту удельного веса лиц пожилого и старческого возраста, что отмечается за последние десятилетия и станет еще более актуальным в будущем. Медики недостаточно знакомы с психологией старения, прекращения профессиональной деятельности, одиночества. Это может быть причиной возникновения психических травм у пациентов.

В условиях возросших возможностей медицинской науки и практики появились новые проблемы, связанные с медицинской генетикой, регуляцией рождаемости и прерыванием беременности, экспериментами на людях. Последний вопрос специально освящен в Нюрнбергском кодексе, Хельсинкско-Токийской декларации и решениях XV конференции Совета международных организаций медицинских наук (Манила, 1981), одобренных специальным комитетом ВОЗ. Согласно этим документам, интересы испытуемых должны всегда превалировать над интересами науки и практики. Гуманистическая направленность документов, касающихся экспериментов на людях, безусловно заслуживает положительной оценки. Однако никакой документ не может предусмотреть всего, что связано с такими исследованиями, в частности индивидуальную переносимость, степень добровольности согласия испытуемого и др. Поэтому необходима конкретизация и разработка моральных норм применительно к появляющимся новым типам экспериментов. Практическим решением этой задачи занимаются национальные и международные организации, в некоторых случаях с участием не только медиков, но и представителей общественности.

В связи с развитием здравоохранения возникает ряд новых вопросов, связанных с соблюдением врачебной правды и врачебной тайны (Врачебная тайна). Врачебная правда предполагает такую информацию для больного и близких ему людей, которая не приносит вреда. Что же касается врачебной тайны, то вследствие увеличения числа лиц, имеющих доступ к информации о больном (врачи различных специальностей, регистратор, статистик, другой медперсонал, представители профсоюзной организации и др.), эта проблема выходит за рамки только врачебной. Поэтому правильнее говорить о медицинской тайне. Кроме того, возросшая образованность пациентов обусловливает их повышенный интерес к диагнозам, результатам исследований, прогнозу болезни. Медицинская тайна предполагает неразглашение сведений о болезни (если это не противоречит интересам общества) не только окружающим, но в ряде случаев и самому больному. Надо беречь пациента от тех сведений, которые могут нанести вред его психике и способности бороться с болезнью. Несоблюдение медицинской тайны медиками влечет за собой меры общественного воздействия. В особых случаях, повлекших за собой тяжелые последствия, возможно привлечение виновного к уголовной ответственности.

Несоблюдение норм нравственности само по себе не является предметом юриспруденции, в качестве судей выступает общественность, а если проступок не обусловлен некорригируемыми особенностями личности медработника — собственная совесть. Преступления медиков (см. Медицинские правонарушения) рассматриваются в уголовных кодексах с учетом особенностей той или иной страны. Серьезные нравственные конфликты возникают в связи с врачебными ошибками (Врачебные ошибки). По существующим в СССР определениям, они не содержат элемента предумышленности и не наказуемы. Для разбора особо конфликтных ситуаций, когда допущены грубые ошибки или иные прегрешения против врачебного долга, в 1987 г. при МЗ СССР создана специальная Высшая аттестационная комиссия. При некоторых врачебных обществах начали функционировать суды чести. За рубежом (США, ФРГ, Франция и др.) участились случаи предъявления врачам иска по поводу запоздалой госпитализации, неправильного лечения и т.п. Требования компенсации рассматривают суды, медицинские ассоциации, специальные комиссии «премирования» и др.

В 1956 г. в Гаване совместным научным комитетом в составе Международного комитета Красного Креста, Международного комитета по военной медицине и фармации. Всемирной медицинской ассоциации при участии в качестве наблюдателя ВОЗ были приняты «Положения на период вооруженного конфликта». Документ гласит, что требования Д. м. в период вооруженного конфликта идентичны принципам Д. м. в мирное время. Врач обязан оказывать необходимую помощь больному независимо от его расы, национальности, вероисповедания, политических убеждений, принадлежности к той или иной воюющей стороне.

На состоявшейся в Праге (1974) IV Международной медико-правовой конференции было высказано мнение, что в связи с появлением новых морально-этических проблем в медицине целесообразно создание медицинского права. Эту точку зрения поддержали и представители СССР.

Медицинскую деонтологию нельзя рассматривать в отрыве от отношения общества к медикам. Возросшая образованность людей, большие возможности ознакомления с медицинской литературой, не всегда правильно проводимое гигиеническое, воспитание населения, которое порой превращается в упрошенное обучение самодиагностике и самолечению, привели к некоторой «деромантизации» медицинских профессий среди населения. В известной степени этому способствуют увеличение численности врачей и отсутствие четкой системы определения их пригодности к данной профессии. Отрицательную роль играют саморекламные выступления некоторых ученых и не всегда обоснованная оценка тех или иных фактов средствами массовой информации. В этой связи требуют критической оценки массовые телевизионные сеансы психотерапии и стоящее на грани шаманства «индуцирование энергии», когда исчезает обязательная для врачевания обратная связь пациент — медик. Деперсонализация медицины в этих случаях выступает в наиболее наглядном виде.

Присяга, которую не дают представители ни одной другой мирной специальности, подчеркивает уникальность деятельности врача. Профессия врача предполагает органичное сочетание гуманизма, высоких нравственных качеств и глубоких профессиональных знаний. Многие медики правильно сознают свой моральный долг перед обществом. Не случайно врачи многих стран мира принимают участие в борьбе за мир на Земле, за предотвращение ядерной катастрофы. В 1985 г. движению «Врачи мира за предотвращение ядерной войны» присуждена Нобелевская премия мира.

Библиогр.: Билибин Д.Ф. Горизонты деонтологии, Вести. АМН СССР, № 5, с. 35, 1979; Грандо А.А. Врачебная этика и медицинская деонтология, Киев, 1988; Сук И.С. Врачебная тайна, Киев, 1981; Эльштейн Н.В. Диалог о медицине, Таллин, 1986.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *