Что такое депривация в возрастной психологии
Депривация в психологии: что это простыми словами
Приветствую Вас, друзья!
С депривацией в своей жизни так или иначе сталкивался каждый из нас. Это слово часто используют психологи, да и в массовых статьях о самосовершенствовании оно встречается регулярно. При этом далеко не все правильно понимают, что такое депривация, часто путая её с фрустрацией и некоторыми другими явлениями. Сегодня мы подробно разберём, что представляет собой данное состояние, а также выясним, какие виды депривации существуют, как и почему она возникает и как от неё избавиться. Начнем.
Что такое депривация?
Депривация – это болезненно переживаемая потеря, которую человек воспринимает как серьезное лишение. Она вызывает чувство опустошения, связанное с пониманием, что определенные вещи потеряны навсегда. В английском языке глагол «to deprive» подразумевает, что человека насильно лишают чего-то важного или даже жизненно необходимого.
Первый опыт депривации мы обычно получаем в глубоком детстве, осознавая, что какие-то события никогда не повторятся. В какой-то момент ребенок понимает, что уже не вернётся в детский сад или в первый класс, не будет так увлеченно играть с любимыми игрушками и не сможет верить в Деда Мороза. Взрослому человеку это кажется несерьезным, но дети из-за подобных мелочей чувствуют себя по-настоящему опустошёнными.
В большинстве случаев встречается психологическая депривация, подразумевающая потерю любви, заботы, определенных переживаний. Существует также биологическая депривация, связанная с физическими увечьями. Независимо от природы, она угнетающе действует на психику.
Взрослые испытывают подобные чувства только при серьезной потере, а вот ребенок может испытать их даже из-за мелочи. К примеру, если родители отказались купить ему игрушку, он сразу думает, что его перестали любить. Если это единичный случай, он испытывает так называемую неугрожающую депривацию. Если же ему отказывают регулярно, это может достаточно серьезно повлиять на его психику.
Людям свойственно скрывать депривацию. Это хорошо иллюстрирует басня «Лисица и виноград». Увидев спелые гроздья винограда, она уже настроилась на лакомство (и неважно, что в природе лисы не едят виноград). Но не сумев до него дотянуться, Лиса испытала депривацию. Чтобы подавить это чувство, она постаралась обесценить цель, убеждая себя, что виноград зелёный и невкусный.
Как проявляется депривация?
Независимо от природы и формы, депривация сопровождается такими реакциями как:
При депривации у человека складывается впечатление, что он лишился чего-то необходимого. Он испытывает подавленность и угнетенность, а всё новое начинает его пугать, поскольку он боится потерять ещё что-нибудь. Постепенно он свыкается с депривацией, становясь заложником данного состояния. Иногда это приводит к затяжной депрессии, продолжающейся вплоть до нескольких лет. Подобные состояния нельзя пускать на самотёк, поэтому лучше сразу обращаться к психотерапевту, который поможет найти выход и справиться со стрессом. Близким по значению к депривации является понятие фрустрация (что это такое?).
Виды депривации
Наиболее распространенной является классификация по потребностям, которые были ограничены. Выделяют следующие виды депривации:
1. Сенсорная. Подразумевает полное отключение или существенное ослабление определенных внешних стимулов (цвета, запахи, звуки, тактильные ощущения). Может проявляться вследствие особенностей среды (этот вариант хорошо продемонстрирован в советском мультфильме «Ёжик в тумане») или из-за собственных физических ограничений человека. В определенных условиях люди нуждаются в сенсорной депривации и осуществляют её искусственно. Например, ночная повязка на глаза и беруши – это приспособления для сенсорной депривации.
2. Когнитивная. Данный вид депривации подразумевает резкий дефицит внешней информации, необходимой человеку для нормальной мыслительной деятельности. Возможен и противоположный вариант – информации слишком много, она резко меняется, поэтому человек не имеет возможности правильно её интерпретировать и воспринимает как бесполезный информационный шум. Особенно опасна когнитивная депривация для детей.
3. Эмоциональная. Объясняя, что такое депривация, довольно часто приводят в пример именно эту форму. Она подразумевает ограничение или потерю эмоциональных контактов. Это состояние может возникнуть у ребенка, которого жестоко наказывают, вследствие чего он перестаёт чувствовать эмоциональную близость с родителями.
4. Социальная. Подразумевает лишение идентичности, ощущения собственной значимости, возможности считать себя частью социума. Данное состояние наблюдается у пенсионеров, учеников закрытых школ, пациентов, долго находящихся на лечении, заключенных и других людей, не имеющих полноценной общественной жизни.
5. Двигательная. К этому виду относятся различные ограничения двигательной активности, например, прикованность к постели или инвалидному креслу.
Существуют и другие варианты депривации: образовательная, этическая, экономическая и прочие. Под депривацией обычно подразумевается сам факт ограничения определенных возможностей (в том числе по добровольному выбору человека). Также данное понятие расширяется на состояние опустошенности, связанное с ограничением (например, после получения увечья или потери близкого человека). То есть, депривация – это и само лишение, и осознание человеком данного лишения.
Как справиться с депривацией?
Существуют разные способы преодоления депривации, как конструктивные, так и деструктивные. К примеру, часто люди, ощущающие опустошенность из-за большой потери, становятся верующими. Кого-то привлекают традиционные религии, а кто-то становится доступной жертвой для тоталитарных сект. Часто спасением от депривации становятся увлечения вроде сериалов или онлайн-игр. Есть и более конструктивные подходы: иногда люди начинают активно работать над собой, изучают методики саморегуляции, занимаются спортом, стремятся к развитию.
Человек, столкнувшийся с депривацией, всегда ищет способ отвлечься от неё, заполнить свою действительность. Если пустить всё на самотёк, это может оказаться какая-то вредная привычка или бесполезное увлечение. Но приложив некоторые усилия, можно найти действительно осмысленное и полезное увлечение. Лучший и вполне достижимый вариант – начать работать над собой. В состоянии депривации человеку необходима какая-то увлекающая деятельность, и самосовершенствование – отличный выбор.
Важно учитывать вид и природу депривации, чтобы создать правильные условия для борьбы с ней. К примеру, при сенсорной депривации необходимо обеспечить себе больше ярких событий и впечатлений. При когнитивной депривации – найти способы получения, структурирования и сохранения ценной информации. При эмоциональной депривации желательно найти людей, с которыми возможны доверительные отношения.
Поскольку депривация может иметь разную природу и проявляться по-разному, для эффективной коррекции необходим индивидуальный терапевтический подход. Поэтому оптимальный способ, позволяющий справиться с данным состоянием – это обращение к психотерапевту. Важно своевременно избавиться от лишних неконструктивных переживаний, поскольку они могут привести к необратимым последствиям для психики.
Заключение
Депривация – это распространенное явление, с которым сталкивался каждый из нас. Этим словом можно охарактеризовать любое лишение или сознательный отказ от чего-то жизненно важного, чаще всего связанного с эмоциями, переживаниями или физическими ощущениями. Депривация может возникнуть как следствие непреодолимых внешних обстоятельств. Также она может быть принудительной (например, заключение и другие формы наказания). Лишение ребенка карманных денег – это тоже форма депривации, применяемой в воспитательных целях.
К сознательной сенсорной депривации прибегают, чтобы оградить себя от шума (беруши), хорошо спать в освещенной комнате (повязка на глаза) или не чувствовать боли (анестезия). Помещение человека на лечение в клинику также подразумевает депривацию. Её нельзя назвать ни добровольной, ни принудительной, поскольку это вынужденная мера, необходимая пациенту, но сильно ограничивающая его свободу.
Умело используя депривацию, можно извлечь из неё пользу. К примеру, медитация, прослушивание музыки или йога – это тоже формы депривации. Концентрируясь на одних чувствах, человек может полностью отключиться от других, забыть о головной боли или отдохнуть от болезненных переживаний, связанных с проблемами в делах. Таким образом, многие из нас используют депривацию себе во благо, даже не догадываясь об этом. В психотерапии применяются и более серьезные методы, позволяющие пациенту отключаться от определенных чувств, чтобы лучше управлять своим эмоциональным состоянием.
Депривация: определение, виды, примеры, последствия
Депривация происходит, когда индивид меняет свою привычную жизнь. Каждый человек по-разному реагирует на изменения в жизни. Кто-то очень легко привыкает к новому, другие же могут испытывать неприятные чувства. В этой статье вы узнаете о значении депривации, опасности данного состояния, а также методы избавления от него.
Что такое депривация?
В психологии под определением «депривация» подразумевают психологическое состояние, при котором привычная жизнь человека меняется. Обычно это происходит из-за невозможности удовлетворить свои желания или же в связи с изменившимися обстоятельствами.
По мнению ученых депривация происходит лишь тогда, когда потребности не удовлетворяются на протяжении длительного времени. К таким потребностям можно отнести создание условий для работы или обучения, потребность в реализации поставленных целей и в налаживании связей с окружающими.
Проявление депривации
Детская депривация может развиться на фоне того, что ребенок попал в детский дом. Уже в год можно отличить детдомовского ребенка от «домашнего». У детдомовцев в этом возрасте часто обнаруживают рахит и задержку психического эмоционального развития. В данном случае депривация развивается из-за недостатка материнской любви.
Во взрослом периоде симптомами депривации могут быть излишняя тревожностью, апатия, перемена настроения и вспышки агрессии. В этом случае человек теряет интерес ко всему из-за своего подавленного состояния.
Разновидность и последствия депривации
Различают несколько видов депривации:
Эмоциональная депривация
Данный вид депривации очень сложно диагностировать, так как она может проявляться по-разному. Тяжелее всего переносят эмоциональную депривацию дети, так как у них на фоне нее появляются проблемы в когнитивном, эмоциональном и социальном развитии. Данный вид депривации способствует появлению раздражительности, приводит к частым конфликтам, психозам, страхам и депрессии. Также может страдать память и речь.
Как справиться с депривацией?
Чтобы справиться с подобным состоянием, рекомендуется уделить время спорту, саморазвитию, а также провести качественную работу над собой. Действовать также нужно в зависимости от вида депривации. В тяжелых случаях лучшим решением станет обращение к профессионалу. А можно также попробовать справиться с этим состоянием с помощью курса Викиум «Детоксикация мозга».
Понятие и виды психической депривации, влияние на детей
По мнению Й.Лангмейера и З.Матейчека (1984), понимается состояние, возникающее в результате различных неблагоприятных влияний, которые в естественных жизненных ситуациях проявляются комбинированно. Отсюда выделение «чистых», изолированных видов психической депривации является весьма условным и возможно лишь в рамках эксперимента. В зависимости от того, какая жизненная потребность оказывается преимущественно неудовлетворенной, в экспериментальных исследованиях, посвященных данной проблеме, выделяются различные виды психической депривации.
Если определять депривацию как состояние, возникающее в результате недостаточного удовлетворения основных психических потребностей (в течение длительного времени и в серьезной степени), то выделение данных видов психической депривации позволяет уточнить, что считается основными психическими потребностями и как эти потребности проявляются в развитии ребенка.
Й.Лангмейер, З.Матейчик выделяют следующие виды психической депривации:
1. Депривация стимульная (сенсорная). Данный вид депривации определяется как пониженное количество сенсорных стимулов или их ограниченная изменчивость и модальность.
В первую очередь для своего развития ребенок нуждается в среде, снабженной стимулами различной модальности. Нормально развивающийся ребенок стремится к определенному оптимальному уровню стимуляции, а окружающие его взрослые этот уровень ему обеспечивают, снабжая ребенка тактильными, визуальными, акустическими раздражителями. Стимульный дефицит или стимульная перегрузка могут оказывать влияние и на физиологические процессы. Экспериментально доказано, что сенсорная депривация воздействует на уровень и флюктуацию кожного сопротивления, частоту дыхания и пульса, десинхронизацию ЭЭГ и т.п. Ряд экспериментальных исследований свидетельствует о том, что определенные виды сенсорной депривации, например недостаток прикосновений и движений, имеют результатом пораженное развитие центральной нервной системы, например потерю дендритов нервных клеток.
2. Депривация значений (когнтивная): слишком изменчивая хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядочения и смысла, которая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне.
Важной основой психической потребности ребенка является потребность дифференцированной и релятивно постоянной структуры внешних стимулов, т.е. определенного осмысленного порядка стимулов. «С первых месяцев своей жизни ребенок проявляет данную потребность познания мира и овладения им в качестве осмысленной структуры прошлого и настоящего, ожидаемого и осуществленного. Стимулирующая ситуация отличается, следовательно, характером призыва: развитие ребенка стимулируется ею прежде всего тогда, когда она представляет условия для понимания распорядка и придает уверенность в наличии активного контроля протекающих процессов» (Лангмейер И., Матейчик 3.,1984, с.252).
3. Депривация эмоционального отношения (эмоциональная): недостаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к какому-либо лицу или разрыв подобной эмоциональной связи, если таковая уже была создана.
Аналогичные виды депривации выделяются отечественными исследователями (Прихожан A.M., Толстых Н.Н., 1990).
1. Сенсорная депривация. Данный вид депривации возникает в обедненной среде при недостатке зрительных, слуховых, осязательных и других стимулов или при расстройствах функций основных органов чувств. В обедненную среду попадает ребенок, оказавшийся в детском доме и в других учреждениях закрытого типа. Такая среда, вызывая «сенсорный голод», вредна для человека в любом возрасте. Однако для ребенка она оказывается наиболее губительной. Необходимым условием для нормального созревания мозга в младенческом и раннем возрасте является достаточное количество внешних впечатлений, так как именно в процессе поступления в мозг и переработки информации различной модальности, поступающей из внешнего мира, происходит активное развитие органов чувств и соответствующих структур мозга. Обедненная среда оказывает отрицательное воздействие на созревание мозга в младенческом и раннем возрасте. Участки мозга ребенка, которые не управляются, перестают нормально развиваться и как следствие атрофируются (Щелованов Н.М., Аксарина Н.М., 1955). Если не реализуется потребность ребенка во впечатлениях, то происходит резкое отставание и замедление всех сторон развития: несвоевременно развивается двигательная сфера, не возникает речь, отмечается торможение умственного развития.
Последствия сенсорной депривации наиболее выражены у детей, от которых отказались в родильном доме. У таких детей наблюдается слабость и даже отсутствие реакции на речь взрослого, выраженная задержка эмоционального и интеллектуального развития, негативные особенности характера (дети эмоционально лабильные, нерешительные, безынициативные, нецелеустремленные).
Таким образом, обедненная среда отрицательно влияет на развитие не только сенсорных способностей ребенка, но и всей его личности, всех сторон психики.
3. Материнская депривация. Привязанность к взрослому человеку является биологической необходимостью и изначальным психологическим условием для развития ребенка. Наиболее значимым взрослым для младенца при становлении первичной межличностной связи является мать. Формирование привязанности к матери жизненно необходимо для развития ребенка. Она дает ему чувство безопасности, способствует развитию образа себя и социализации.
В последнее время специалисты рассматривают младенца как инициативное существо, играющее активную роль во взаимодействии с находящимися рядом, познающее окружающий мир и действующее в нем. (Выготский П.С., 1982, Лисина М.И., 1974, 1979, 1986, Мухамедрахимов Р.Ж., 1999).
Понятие «материнская депривация» обобщает целый ряд различных явлений. Это и воспитание ребенка в детских учреждениях, и недостаточная забота матери о ребенке, и временный отрыв ребенка от матери, связанный с болезнью, и наконец, недостаток или потеря любви и привязанности ребенка к определенному человеку, выступающему для него в роли матери, Депривация в общении с матерью и в материнском уходе вызывает нарушения развития, невротические и аффективные расстройства, порождает у ребенка страх, агрессивность, недоверие к другим людям. Обобщенный портрет личности, формирующейся у ребенка с рождения оказавшегося в условиях материнской депривации можно представить таким образом: интеллектуальное отставание, неумение вступать в значимые отношения с другими людьми, вялость эмоциональных реакций, агрессивность, неуверенность в себе. В отличие от ребенка, лишенного материнской заботы с момента рождения, развитие личности ребенка, имевшего мать, но потерявшего ее, идет по неврологическому типу. В этом случае вступают в действие различные защитные механизмы. Таким образом, разрыв с матерью приводит к возникновению тяжелых эмоциональных переживаний ребенка. Последствия материнской депривации и жестко регламентированного отношения к детям ярко проявляются в школьные годы. У младших школьников в общении выступают два ведущих «симптом о комплекса»: «тревога по отношению к взрослым» и «враждебность по отношению к взрослым» (Дубровина И.В., Рузская А.Г., 1990).
4. Социальная депривация. Под социальной депривацией A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых понимают социальную изоляцию, т.е. изоляцию ребенка от общества. Примером такой депривации могут служить «волчьи дети», «дети-маугли». Известно, что человек представляет собой единство биологического, психического и социального уровней. Благодаря общению с окружающими людьми ребенок овладевает завоеваниями культуры. Становясь сознательным субъектом деятельности, ребенок осознает себя личностью. Человек, изолированный от общества, не овладевает нормами и правилами поведения в обществе, психические процессы не развиваются.
В жизни все эти виды депривации существуют в сложном переплетении. Конкретные ситуации, приводящие к возникновению психической депривации ребенка, могут быть разнообразными и сложными. Часто один и тот же ребенок страдает несколькими формами депривации последовательно или даже одновременно. Поэтому достаточно трудно определить, как действуют отдельные депривационные факторы в детском возрасте, когда накладываются на процесс развития. Тем более это сложно в условиях воспитания ребенка в закрытом детском учреждении, когда сенсорная, двигательная, социальная депривация встречаются в комбинированном варианте или даже являются следствием материнской депривации, являющейся результатом лишения ребенка с раннего возраста материнской заботы, любви и тепла.
В исследованиях посвященных проблеме психической депривации, выделены и охарактеризованы наиболее типичные проявления поведения детей в условиях ограничения основных жизненных потребностей (Лангмейер Й., Матейчик 3., 1984, Дубровина И.В., 1991, Денисевич Н.Н., 1992);
– Социальная гиперактивность. Дети с данным типом депривированной личности легко вступают в контакт с окружающими, проявляя выраженную тенденцию к показным действиям. При этом их общение является крайне поверхностным и непостоянным. Они чрезвычайно живо интересуются всем происходящим вокруг. Обучение и психологические исследования представляются для них развлечением, а не серьезным делом. Социальный интерес значительно преобладает над интересами к вещам, игре. Их трудно увлечь коллективной игрой, вместе с тем простая социальная игра вызывает у детей большую заинтересованность. Такие дети стремятся привлечь к себе внимание со стороны взрослого, ласкаются к нему, стараются «показать себя», но на более глубокие контакты не идут, относясь ко всем одинаково поверхностно. Они с трудом овладевают новыми знаниями и навыками.
– Социальные провокации. У этих детей образуется иной тип реакции на пребывание в закрытом учреждении. Уже в самом раннем возрасте дети своей агрессией провоцируют внимание взрослых. Они добиваются игрушек злобными вспышками и никому их не дают. Они требуют различных преимуществ, а в отношении других детей проявляют агрессивность и ревность. С ними не удается организовать ни социальной, ни конструктивной игры вследствие постоянно возникающих конфликтов с другими детьми.
– Подавленный тип. Подавление является характерным ответом ребенка на депривационную ситуацию. Однако оно не приводит к регрессии в развитии. Это говорит о том, что у ребенка есть такой набор социальных и эмоциональных стимулов, который позволяет ему постепенно приспособиться к условиям учреждения. Этот процесс бывает длительным, а в отдельных случаях не заканчивается, т.е. переходит в стойкую характеристику. Такие дети пассивны в общении со сверстниками и взрослыми, не проявляют особого интереса к игрушкам, играм, интересуясь в большей степени вещами. Дети с этим типом депривированной личности имеют значительно меньшую стимуляцию, меньше возможностей для личного контакта со взрослыми и обучения, чем более активные дети, что, по-видимому может усугублять задержку развития.
– Хорошо приспособленный тип. Эти дети, в отличие от гиперактивного типа, не стремятся «показать себя», не кокетничают, спокойно и сдержанно вступают в контакт. В данном случае речь идет о взаимодействии специальных условий среды учреждения с особым вкладом, вносимым ребенком в данные ситуации в виде свойственной ему психической структуры. Однако то, что эти дети могут хорошо играть в дошкольном возрасте, а затем учиться, не означает, что они способны хорошо приспосабливаться в условиях жизни вне учреждения. «Хорошее приспособление» действительно только для тех условий, в которых оно возникло, так как та жизненная среда, окружающая ребенка, «в целом более бедна стимулами, отличается более простой структурой и предъявляет меньше требований, чем обычная семейная среда» (Лангмейер Й., Матейчик 3., 1984, с.103).
– Тип, характеризующийся замещающим удовлетворением аффективных и социальных потребностей. В поведении этих детей можно усмотреть определенные проявления компенсации за неудовлетворение аффективно-социальных потребностей. Примечательно, что данные замещающего вида активности соответствуют, как правило, более низкому уровню, приближают, скорее к биологическим потребностям (еда, сексуальная активность, манипулирование вещами вместо контакта с людьми, «ябедничество» вместо стремления сблизиться с товарищами). Возникающие формы замещающего удовлетворения обусловлены отсутствием возможности получить удовлетворение при непосредственном социальном включении в группу, найти свое место в группе.
Для понимания особенностей поведения детей в условиях психической депривации интересной является концепция В.С.Роттенберга, В.В.Аршавского и С.М.Бондаренко (1989). Они выделили два типа поведения: пассивно-оборонительное и активно-оборонительное. Исследования этих ученых показали, что ни длительность, ни интенсивность критической ситуации, ни характер эмоционального состояния в этот период не определяют ее влияния на здоровье. По их мнению, определяющим фактором становится поведение. В связи с этим исследователи сформулировали понятие «поисковой активности», хотя они специально не изучали особенности психического развития воспитанников детских закрытых учреждений. Под поисковой активностью авторы понимают «деятельность, направленную на изменение неприемлемой ситуации или на изменение своего отношения к ней, или на сохранение благоприятной ситуации вопреки действию угрожающих ей факторов и обстоятельств, при отсутствии определенного прогноза результатов такой активности, но при постоянном учете самой деятельности» (1989, с.14).
Сравнивая выше описанные типичные проявления поведения детей в условиях ограничения основных жизненных потребностей и типы поведения, рассмотренные В.С.Роттенбергом, В.В.Аршавским и С.М.Бондаренко, можно проследить три основных линии в поведении воспитанников в условиях психической депривации:
1. Стремление к активному поиску выхода из сложившейся ситуации. Это выражается в намерении компенсировать недостающие стимулы, в неудовлетворении от общения со взрослыми и сверстниками. Подобные черты можно найти в описании второго и пятого типов депривационной личности Й.Лангмейера, 3,Матейчика (1984).
2. Проявление способности приспособления к существующей среде, довольствование минимальным количеством стимулов. Такое поведение характерно для четвертого типа депривированной личности по И.Лангмейеру, 3. Матейчику (1984).
3. Выражение подавленности, пассивности, равнодушия ко всему окружающему, что соответствует третьему типу депривированной личности, описанному чешскими учеными.
Анализ биографий и анамнестических данных свидетельствует о том, что большинство детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях, являются сиротами при живых родителях (95%).
Рассматривая ситуацию, когда помощь и поддержка ограничены, а потребность ребенка в любви и признании неудовлетворена, как критическую, Н.Н.Денисевич (1996) по аналогии с Й.Лангмейером и З.Матейчиком (1984) выделил различные типы депривационной личности детей, воспитывающихся в детских закрытых учреждениях: стремящиеся к компенсации, хорошо приспособленные, подавленный тип.
Обобщая данные исследований, посвященных проблеме психической депривации, можно отметить, что практически во всех работах указывается на отрицательное влияние условий психической депривации для полноценного психического развития ребенка. Проведенные сравнительные исследования развития детей из семей и детей лишенных родительского попечительства, почти всегда подтверждают более низкий уровень интеллектуального, эмоционального, речевого развития; констатируют нарушения формирования личности, характера у детей из детских закрытых учреждений. Является очевидным, что влияние неблагоприятной среды воспитания, в которой находятся дети, лишенные родительского попечительства, особенно отражается на развитии детей раннего возраста до трех, или пяти лет. Дети, воспитывающиеся в учреждениях закрытого типа с момента своего рождения, подвергаются еще более значительному «депривационному поражению».
Возникновению состояния психической депривации способствуют как внешние (воспитание детей в закрытых детских учреждениях, госпитализм, депривация в семье по внешним и психологическим причинам, депривация в общественной среде, экстремальные жизненные ситуации), так и внутренние условия (различия по полу, конституциональные различия, сенсорные, двигательные нарушения, расстройства психических функций). Одинаковые депривационные условия различно воздействуют на детей разного возраста, пола, конституционального устройства, имеющих какие-либо дефекты развития. Часто возникновение состояния психической депривации обусловлено сочетанием внешних и внутренних условий.
Следует отметить, что неправомерным является утверждение о том, что обширные, серьезные, различные по форме и длительности депривационные поражения всегда приводят к тяжелым депривацонным последствиям. Определенное число детей, воспитывающихся в учреждениях, вне семьи с раннего возраста и в течение длительного времени, остается в своем психическом развитии если не полностью, то достаточно сохранными. «Тот факт, что у детей, вырастающих в тождественных депривационных условиях также устанавливаются различные формы депривационных последствий, указывает, несомненно, на то, что следует серьезно считаться с индивидуальными факторами, вносимыми самим ребенком в депривационную ситуацию (свойства конституции, пол, возраст, возможно патологические признаки и др.). В каком соотношении стоят эти индивидуальные предпосылки к определенным депривационным условиям или констелляциям условий, остается пока открытым вопросом» (Лангмейер Й., МатейчикЗ., 1984, с.107-108).
Последствия психической депривации, оказывающие отрицательное влияние на психическое и речевое развитие личности и поведение детей, воспитывающихся вне семьи, требуют особых условий коррекционной работы для их преодоления.