Что такое деструктивность философия

Деструктивность и деструктивный – популярные понятия и определения

«Это был очень продуктивный день», «я хочу услышать конструктивную критику» – эти выражения знакомы каждому, всем понятны. А известно ли значение их противоположности – деструктивности? Так говорят о чем-то разрушающем, опасном, приводящем к регрессу, деградации, распаду общества, личности. Давайте познакомимся с понятием «деструктивность», определим, что такое «деструктивный» во всех популярных явлениях.

Что такое деструктивность философия. Смотреть фото Что такое деструктивность философия. Смотреть картинку Что такое деструктивность философия. Картинка про Что такое деструктивность философия. Фото Что такое деструктивность философия

Что такое деструктивность

Термин образован от латинского слова destructio, что значит разрушение, реструктуризацию чего-либо. Деструктивность в психологии обозначает особенности личности, разрушительное влияние индивида на самого себя или на внешний мир.

Известные психоаналитики Зигмунд Фрейд и Эрих Фромм придерживались разных взглядов о природе деструктивности. Первый психолог считал, что она заложена во всех индивидах и отличается направленностью. Фромм полагал, что деструктивность иногда возникает, но это необязательно. Если она возникает, то направлена на внутренний мир индивида и только потом на внешний (как проекция).

Деструктивность как качество личности развивается в том случае, если человек не может самореализоваться, его энергия не находит выхода. Деструктивность – это результат препятствий на пути самовыражения личности.

Деструктивный – что это значит

Определим значение слова деструктивный. Термин образован от латинского слова destructivus, что означает «разрушительный». Что означает деструктивный?

Определение понятия зависит от контекста, словосочетания, в котором используется. Рассмотрим популярные случаи употребления термина, его определение во всех феноменах.

Деструктивные отношения

Признаки токсичных отношений:

Любовь, по определению Фромма, это активная заинтересованность в жизни, развитии субъекта любви. Только так выглядят здоровые отношения. Это союз двух самостоятельных людей, независимых материально, морально, физически. Каждый свободен, но при этом каждый хочет проводить время с другим, потому что вместе они могут добиться еще большего, обогащают друг друга.

Деструктивная критика и общение

Деструктивная критика – это злобные, язвительные, принижающие замечания, которые не способствуют развитию личности, демотивируют. Это критика личности, а не поступков или отдельных черт. Это навязывание своего мнения, попытки «заточить» кого-то под себя, заставить делать что-то так, как вам нужно. После токсичной критики не появляется желание попробовать еще раз, попробовать что-то новое. Появляется разочарование в себе, злость, ощущение, что вас облили помоями и растоптали, установка «я никчемный».

Токсичная критика приводит к конфликтам, войнам, ссорам. Деструктивное общение – это претензии, оскорбления, упреки. Как и некорректная критика, оно приводит к конфликтам.

Деструктивный конфликт

Конструктивный конфликт приводит к сближению людей, улучшает взаимопонимание, повышает продуктивность деятельности. Деструктивный конфликт не содержит пользы. Участники не пытаются понять друг друга, решить проблему.

Такие конфликты опасны. Они вредят производству, отношениям, состоянию участников.

Признаки токсичного конфликтного поведения:

Деструктивный конфликт – это иррациональное противостояние двух личностей. Такие индивиды настроены резко негативно, они не пытаются взаимодействовать, искать компромисс. Они подавляют других, готовы идти по головам ради достижения личных целей. Разрушающий конфликт может быть урегулирован только третьей стороной (посредник, медиатор).

Деструктивные чувства и эмоции

Деструктивные эмоции, чувства – это неотработанная сила, которая разрушает индивида изнутри. Обида, ревность, тревога, грусть, тоска, любовь – любое чувство и эмоция может стать разрушающей, если не находит выхода. Но, конечно, чаще речь идет о негативных переживаниях, неудовлетворенности.

Деструктивные мысли и разговоры

Навязчивые мысли или бесполезные разговоры, которые мешают развитию личности. Например, фобии, воспоминания, проигрывание старых ситуаций с альтернативным концом, чрезмерное фантазирование, негативные рассуждения, причитания о том, как все в жизни плохо. Их нужно заменить продуктивными действиями, решением проблем в настоящем.

Деструктивный характер

Деструктивный характер – это наличие таких качеств, которые препятствуют самореализации, развитию личности, ее взаимодействию с социумом. К этой категории относится угрюмость, необщительность, замкнутость, стеснительность, боязнь общения, упрямство, эгоцентризм, прочее.

Деструктивная личность

Что значит деструктивная личность? Это человек, активность которого направлена на разрушение социальных норм, институтов, законов. Вместе с этим активность направлена на создание своей, альтернативной идентичности, отличной от тех моделей, которые личность пытается разрушить. Такая личность не может жить вне социума, потому что только во взаимодействии с другими людьми она находит способы самоутверждения, самоактуализации, самопрезентации.

Личностная деструкция бывает спонтанной и постоянной. Первая зависит от условий, проявляется в конкретных обстоятельствах. Вторая заметна всегда, во всем. В обоих случаях у человека присутствует деструктивная установка на самоутверждение при помощи агрессии, разрушения социальных объектов. Выраженность деструктивности личности колеблется от пассивных фраз типа «ненавижу этот мир, презираю все его устои, нормы» до активных асоциальных действий. Такой человек отрицает общепринятые ценности и нормы, ограничивает жизнь рамками своего мировоззрения. Это приводит к сужению мышления и сознания.

Деструктивный человек – это агрессивный тип, который бежит от свободы. При помощи разрушения он пытается преодолеть свою неполноценность, которую ощущает из-за неспособности раскрыть потенциал для самореализации. Деструктивными действиями (морально, физически) он подавляет потенциал других людей. Такой человек не может адекватно оценивать свои поступки, враждебно относится к миру.

Деструктивное влияние

Деструктивная деятельность

Что такое деструктивность философия. Смотреть фото Что такое деструктивность философия. Смотреть картинку Что такое деструктивность философия. Картинка про Что такое деструктивность философия. Фото Что такое деструктивность философия

Из-за разрушительных установок у человека искажается восприятие, способность оценивать себя и ситуации, возникают эмоциональные нарушения.

Деструктивное поведение: что это такое в психологии

В психологии чаще всего говорят о деструктивном мышлении и поведении. Это поведение, которое отклоняется от медицинских, социальных и иных норм, подвергает опасности и разрушает жизнь индивида. Оно реализуется через деструктивные действия. Это слова, поступки, действие или бездействие человека, приводящее к негативным для него или его окружения, всего общества последствиям.

Из-за разрушительных установок у человека искажается восприятие, способность оценивать себя и ситуации, возникают эмоциональные нарушения. Эти особенности приводят к дезадаптации и десоциализации личности.

Примеры и виды

Американский психолог Эрик Берн назвал две направленности разрушающего поведения: вовнутрь личности и вовне.

Примеры токсичного поведения, направленного вовне:

Примеры аутодеструктивного, саморазрушающего поведения:

Разрушающее поведение встречается у каждого человека, как правило, в кризисный период, например, в подростковые годы. Оно разрушает личность или ее отдельные компоненты. Заметны негативные изменения в характере и темпераменте, потребностях и системе ценностей, интересах, мотивах. Индивид со склонностью к разрушениям отличается неадекватной самооценкой, слабой силой воли.

Анализ разрушающего поведения помогает понять его направленность. Она, в свою очередь, помогает определить мотив и стереотипы поведения, привычные способы, модели реагирования. Условия среды предопределяют активизацию этих способов, но только сам человек решает, придерживаться привычных реакций или нет.

Причины

Причины развития склонности к разрушениям:

Склонность к разрушению и саморазрушению может преследовать человека как с рождения, если такой сценарий сформировали родители, так и возникнуть на любом этапе жизни. Например, человек узнает, что болен раком и решает не бороться, а пуститься во все тяжкие. Или человек не смог пережить гибель возлюбленной, другую трагедию, ставшую психотравмой, и решает мстить миру, себе. Или индивид не смог преодолеть кризис, не нашел свое место в жизни. Можно назвать сотни вероятных сценариев, которые толкают человека на путь разрушения себя и всего, что его окружает.

Коррекция поведения

Выбор программы коррекции зависит от следующих факторов:

Коррекция поведения требует слаженной работы медиков, психологов, педагогов, правоохранительных органов, социальных служб. Стоит отметить, что деструкция может быть частью (началом) продуктивного поведения, созидания. Например, чтобы построить новую систему ценностей, мотивов, средств достижения целей, человеку придется разрушить свой прежний образ жизни.

Что такое деструктивность философия. Смотреть фото Что такое деструктивность философия. Смотреть картинку Что такое деструктивность философия. Картинка про Что такое деструктивность философия. Фото Что такое деструктивность философия

Лучшим решением для избавления от деструктивности будет посещение психолога.

Как преодолеть деструктивность

Деструктивность – это отражение агрессии, страха. Для избавления от установки на разрушение и саморазрушение нужно проработать психотравмы. Для этого лучше обратиться к психологу.

В качестве самопомощи можно сделать следующее:

Деструктивность портит жизнь человеку и его окружению, приводит к деградации личности, психофизическому и эмоциональному истощению. Склонность к разрушению приводит к безнравственным, аморальным, преступным поступкам. Помните о том, что тяга к разрушению – это ответ на нерешенные психологические проблемы. Найдите их и разберитесь с ними.

Источник

Деструктивность

Что такое деструктивность философия. Смотреть фото Что такое деструктивность философия. Смотреть картинку Что такое деструктивность философия. Картинка про Что такое деструктивность философия. Фото Что такое деструктивность философияДеструктивность – это действия личности, направленные на какие-либо разрушения, затрагивающие либо внешние цели, либо ориентированные внутрь, на себя. Деструктивное начало считается неотделимым свойством природы гомо сапиенс, однако осознанность, самоконтроль, общественное неодобрение оберегают людей от их девиантных проявлений: убийств, членовредительства, суицидов. Также человеческая деструктивность рассматривается в качестве установки вредить себе либо причинить ущерб, нанести урон окружающим, сознательном стремлении вредить ради удовольствия, примитивном и анормальном реагировании на трудности, преграды, поведенческой модели, направленной на возвеличение собственной личности путём растаптывания, унижения других.

Что это такое

Понятие деструктивность произошло от латинского термина «destructio», обозначающего рассыпание, разрушение конструкции.

Деструктивность это в психологии личностное свойство, характеризующееся негативным отношением людей к собственным личностям, а также иным людям, и соответствующим ему разрушительным поведенческим паттерном.

Деструктивный поведенческий шаблон являет собой вербальные либо практические проявления внутренней жизнедеятельности субъектов, направленные на уничтожение чего-либо. Подобная поведенческая реакция иногда становится следствием инструмента защиты, состоящего из отождествления себя с нападающей стороной, которая может применяться против внутренней или внешней силы. Объектами девиантного поведения субъект (индивид) чаще выбирает коммуникативное взаимодействие между субъектами, их взаимоотношения, собственное эмоционально-физическое состояние, элементы материального мира. Субъект в собственный психический мир вводит опасность и старается оборониться от неё, вследствие чего наблюдается идентификация с враждебным окружением. С целью убеждения в такой идентификации человек действует разрушительно. Помимо того деструктивность может быть вызвана следованию ритуалам.

Известные практики психоанализа З. Фрейд и Э. Фромм следовали разным теоретическим воззрениям относительно генезиса деструктивности. Фрейд утверждал, будто деструктивность личности заложена во всех субъектах и разнится направленностью. В свой черёд Эрих Фромм полагал, что человеческая деструктивность возникает иногда. Если она появляется, то устремлена на внутреннюю среду человека и лишь после на внешний мир в качестве проекции.

Согласно Фромму деструктивность обнаруживается сознательным стремлением разрушать и возвыситься над другими. Он утверждал, что гомо сапиенс отличает от зверей его способность к душегубству. Он может становиться деструктивным вне зависимости от присутствия опасности самосохранения, а также человеческая девиантность не обусловлена необходимостью удовлетворения потребностей.

Таким образом, деструктивность – это простыми словами некое разрушительное, враждебное поведение индивидов, направленное либо на объекты извне, либо на себя. Заключается она в неспособности к рациональному поведенческому реагированию и неумении создавать базисы для дальнейшей продуктивной деятельности.

Деструктивность – сторонница быстрых результатов. Люди с описываемым свойством отказываются понимать, что успешности надлежит быть долгосрочной, они нацелены лишь на сиюминутные плоды. Получение стремительного результата считается деструктивной идей.

Деструктивный паттерн поведения во многом отождествляется с девиантным поведением и подразумевает он психоэмоциональные сбои в поведенческой модели индивидов, характеризующиеся внешней враждебностью, обнаруживающейся в стремлении к разрушению.

Причины возникновения

Проблематика различных вариаций деструктивности была актуальна во все времена по причине частоты её встречаемости и негативного воздействия. Сегодня существует масса теоретических воззрений о деструктивном стандарте поведения и его генезисе.

Деструктивность человека приводит к множеству проблем в ежедневном бытие. Подобным поведением люди лишают себя здоровья, успешности, любви. Зарождается оно, как правило, из-за стремления ощущать комфорт. Считается своеобразным механизмом защиты, истоки которого коренятся глубоко в детстве.

Одной и значимых опасностей психического характера считается неудовлетворение важной потребности в доверительно-личностной коммуникации. Установлено, что именно неудовлетворённость описанной потребности приводит к несбалансированности реакций детей на взаимодействие с ними окружения, проявлениям агрессивности и девиаций.

Чаще к деструктивности склонны:

– подростки, страдающие повышенной тревожностью, сосредоточенные на негативных переживаниях, склонные к депрессивным настроям, либо имеющие серьёзные недуги психического характера или соматического;

– тинэйджеры, считающие себя виноватыми в возникших нелегких ситуациях у близких лиц;

– девочки-тинэйджеры, имеющие любовные конфликты.

Среди причин деструктивного поведенческого реагирования можно выделить притеснение – попытку вынудить человека совершить что-либо помимо его желания, что порождает сопротивление, которое бывает внешним, когда преступаются общепризнанные нормы (нарушение дисциплины, непослушание), и внутренним, когда наблюдается уход от взаимодействия, самобичевание, аутоагрессия.

Что такое деструктивность философия. Смотреть фото Что такое деструктивность философия. Смотреть картинку Что такое деструктивность философия. Картинка про Что такое деструктивность философия. Фото Что такое деструктивность философия

Помимо приведённых выше факторов деструктивность личности может возникать вследствие нижеприведённых причин:

– психических отклонений, а также нарушений соматического здоровья, возникающих внезапно и бесповоротно, по причине которого у индивидов исчезает смысл в дальнейшем следовании установленным правилам;

– проблем в межличностном взаимодействии (конфликтность, неприятие коллективом, отвержение социумом, непопулярность, отчуждённость);

– дискомфортного ощущения при нахождении в социуме (сложности в коммуникациях с близкими, неудачи, мелкие ссоры);

– необходимости принимать значимые решения на этапе детскости;

– педагогических ошибок (превышение учительских полномочий, лишение детей персональных стимулов, наказания, унижающие личность ученика, проблемные отношения между родителями школьника и учительским составом, между школьником и педагогом);

– недостатки семейного воспитания (гиперопека, чрезмерное проявление родительской любви либо наоборот полное её отсутствие, равнодушие родителей, перекладывание ответственности за воспитание чада на школу, семейные конфликты);

– психотравмирующие ситуации (кончина близких, развод, переезд);

Также к факторам, провоцирующим девиантную модель поведения, относят такие:

– профессиональные неудачи, когда человек ощущает собственную неполноценность, неспособность соответствовать поставленным требованиям, когда разрушается самооценка индивида и его репутация, когда в отношении его наблюдается предвзятое отношение;

– рост числа событий, обладающих большой значимостью для человека и отражающихся на его безопасности;

– нетрезвость либо наркотическое опьянение;

– рост количества противоречий информации.

Основой разнообразных отклонений в поведенческом паттерне и противоправных деяний часто является влечение к самоутверждению, ситуационно обусловленные побуждения, мотивы, связанные с имитированием, внушением, импульсивностью.

Деструктивность по Фромму

Описываемый феномен изучали такие известные научные деятели, как К. Юнг, А. Адлер, З. Фрейд, С. Шпильрейн, В. Райх. Сегодня наибольшей известности и признания заслужили воззрения немецкого ученого Э. Фромма. Он отметил закономерность, заключающуюся в обусловленности войн развитостью социума. Психолог утверждал, что в менее развитом социуме войны случаются значительно реже, нежели в развитых обществах.

Действительно в ходе исторического формирования высокой степени социальности, разрушительные тенденции в социуме всё больше эскалируют, что являет собой парадокс, так как логичнее было бы снижение агрессивных устремлённостей.

В культурно-сформированном социуме потребности людей относительно легко удовлетворяемы. Для их удовлетворения нет нужды убивать кого-либо. Однако человек, проживающий в достатке и комфортной среде, всё равно расположен к деструкции и саморазрушению. Приведённую тенденцию Фромм объяснял наличием двух вариаций деструктивности: доброкачественной и злокачественной.

Первая – является оборонительной. Она служит психологическим механизмом защиты и обуславливает выживание при возникновении угрозы существования. При исчезновении такой угрозы либо опасности стремление разрушать пропадает.

Вторая – является необоснованной, поскольку не предназначена для выживания и не служит для самозащиты. Девиантная поведенческая модель, отличающаяся особой нецелесообразной жестокостью, согласно воззрениям Фромма, присуща исключительно «человеку разумному».

Злокачественная враждебность не направлена на биологическое приспособление, не содействует выживанию и не способствует продолжению рода. Она, по сути, является отклонением. Однако, будучи анормальной, она всё равно составляет значимую особенность психики людей. Способная к пробуждению удовлетворения и порой чувства удовольствия у лиц, любящих мучить либо убивать, она являет собой страсть в качестве биосоциального феномена, зарождающегося как следствие взаимодействия людских потребностей с условиями социальной среды.

Дифференцированный анализ феномена враждебности позволил психологу обосновать, что у личности, запрограммированной природой, является исключительно оборонительная агрессия. Максимально предельные проявления безжалостности, а именно – деструктивность представляет собой социальный продукт. Данное заключение внесло огромный методологический вклад во все социальные науки, включая и криминологию, поскольку, если злокачественная деструктивность не является биологически запрограммированной, то, следовательно, её нельзя причислять к неискоренимым феноменам.

Помимо того, учёному деятелю удалось выявить ещё одну закономерность, обладающую важнейшей методологической ценностью: проявление у людей доброкачественной враждебности обусловлено социальными условиями существования. Изменение таких условий способно значительно минимизировать уровень деструктивности.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник

Теория деструктивности Э. Фромма

1. Теория деструктивности Э. Фромма

2. Злокачественная агрессия и причины ее проявления

3. Доброкачественная агрессия и причины ее проявления

Список использованных источников

Введение

Загадку истоков агрессивности, жестокости и кровожадности человечество пыталось разгадать на протяжении тысячелетий. Именно с этими явлениями традиционно ассоциируется преступность в общественном сознании. В них причины неисчислимых людских бед, страданий и трагедий. В XX в. значительный шаг вперед в решении этой проблемы сделал немецкий ученый Эрих Фромм (1900-1980гг.). Он является ярким представителем неофрейдизма, попытался в своих работах соединить идеи психоанализа, марксизма и экзистенциализма.

Каждая книга, вышедшая из под пера этого автора, становилась значительным явлением научной жизни. Среди наиболее крупных его трудов «Бегство от свободы» (1941), «Здоровое общество» (1955), «Образ человека у Маркса» (1961), «Душа человека» (1964), «Анатомия человеческой деструктивности» (1973), «Иметь или быть» (1976).

Особенностью научного подхода Фромма является то, что свои идеи он подкреплял данными большого числа наук: нейрофизиологии, палеонтологии, антропологии, зоопсихологии, и, тем самым, выходил за границы психоаналитического метода.

В данной курсовой работе будет рассмотрен труд Э. Фромма «Анатомия человеческой деструктивности». Я постараюсь, основываясь на анализе изучения его работы и специальной литературы, изложить вкратце суть его теории.

Целью настоящей работы является исследование и изучение теории деструктивности Фромма, основных понятий, видов агрессии и причин их проявления.

В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть содержание теории Эриха Фромма.

2. Определить понятие деструктивности и агрессии.

3. Охарактеризовать основные виды агрессии.

4. Раскрыть особенности причин проявления агрессии.

Указанные вопросы изучаются в курсовой работе на основе анализа книги «Анатомия человеческой деструктивности» и иной литературы. При рассмотрении данной темы используются методы научного познания: социологический, статистический, сравнительный анализ и другие.

состоит из плана, введения, основной части, состоящей из трех пунктов, заключения и списка использованных источников.

1. Теория деструктивности Э. Фромма

На протяжении всей творческой жизни Фромма привлекала тема антропологических оснований зла. Подобно мыслителям прошлого, он видел в зле одно из неустранимых проявлений самой жизни, в которой, наряду с совершенством и гармонией, всегда присутствуют проявления несовершенства и дисгармонии. Принимая метафизические и этические предпосылки классической философии в объяснении истоков зла, Фромм, однако, предпочел идти своим путем, исследуя антропологические, психические и социально-психологические истоки деструктивных форм социального поведения людей.

Книга «Анатомия человеческой деструктивности», опубликованная, когда автору было уже за семьдесят, стала своеобразным итогом научного творчества выдающегося исследователя. Как признается автор, материал для этого издания он собирал более сорока лет. Сопереживание человечеству подвигло ученого взяться за решение столь сложной проблемы: «Я занялся изучением агрессии и деструктивности не только потому, что они являются одними из наиболее важных теоретических проблем психоанализа, но и потому еще, что волна деструктивности, захлестнувшая сегодня весь мир, дает основание думать, что подобное исследование будет иметь серьезную практическую значимость». В фундаментальном труде «Анатомия человеческой деструктивности» Фромму удалось провести глубокое исследование проблем агрессивности.

Исходной посылкой фроммовской теории деструктивности является положение о некорректности сравнения человека с животным. Э. Фромм далек от того, чтобы льстить современному человечеству: «Человек отличается от животных именно тем, что он убийца. Это единственный представитель приматов, который без биологических и экономических причин мучит и убивает своих соплеменников и еще находит в этом удовольствие». Ученый вынужден открыть человечеству нелицеприятную правду: «По мере цивилизационного прогресса степень деструктивности возрастает (а не наоборот). На самом деле концепция врожденной деструктивности относится скорее к истории, чем к предыстории. Ведь если бы человек был наделен только биологически приспособительной агрессией, которая роднит его с животными предками, то он был бы сравнительно миролюбивым существом; и если бы среди шимпанзе были психологи, то проблема агрессии вряд ли беспокоила бы их в такой мере, чтобы писать о ней целые книги».

Дифференцируя исследуемый феномен, Э. Фромм выделяет поведение, связанное с обороной, ответной реакцией на угрозу. Это поведение он называет агрессией (или доброкачественной агрессией). Механизм доброкачественной агрессии передается человеку генетически, у человека и у Диких зверей он практически аналогичен. Эту агрессию ученый называет доброкачественной потому, что смысл, сверхзадача, заложенная в нее природой, заключается в сохранении жизни. Согласно наблюдениям биологов, данный вид агрессии достаточно редко ведет к уничтожению соперника, т.к ее главная функция в отпугивании нападающего.

Вторая разновидность агрессии, проявляющаяся в формах немотивированной жестокости и деструктивности, называется у Фромма злокачественной. Сопровождающаяся стремлением к максимально возможному разрушительному эффекту, она отсутствует у животных и свойственна только человеку. Злокачественная агрессия не способствует биологическому приспособлению, выживанию и продолжению рода и является, по сути, аномалией. Но, будучи аномальной, она, тем не менее, составляет важную особенность человеческой психики и характерологии. Способная порождать чувство удовлетворения и даже удовольствия у тех, кто мучает или убивает, она представляет собой страсть как биосоциальный феномен, возникающий в результате взаимодействия человеческих потребностей с социальными условиями. [3]

Для обоснования своей концепции Э. Фромм использует обширную аргументацию из самых различных областей науки: нейрофизиологии, психологии животных, палеонтологии, антропологии. К данным нейрофизиологии ученый прибегает для того, чтобы опровергнуть сложившееся под влиянием фрейдизма расхожее мнение, будто имеющийся у человека инстинкт агрессивности является, наряду с сексуальностью, главным, и попытки ограничить этот инстинкт с помощью культурных импульсов часто оказываются обреченными на неудачу (отсюда изобилие насильственных преступлений). Опираясь на исследования нейро-физиологов, Э. Фромм опровергает данное положение. Экспериментальные исследования особенностей функционирования различных зон мозга показывают, что как реакция на угрозу мозгом генерируются не только импульсы агрессивности, но и импульсы бегства. Существенным оказывается и то, что бегство является более распространенной формой реагирования на опасность (не считая тех случаев, когда возможность бегства исключена и животное вступает в бой ради выживания). «На уровне физиологии мозга оба импульса имеют совершенно одинаковую степень интеграции, и нет никаких оснований предполагать, что агрессивность является более естественной реакцией, чем бегство. Почему же исследователи инстинктов и влечений твердят об интенсивности врожденных рефлексов агрессивности и ни словом не упоминают о врожденном рефлексе бегства? ‘

Опираясь на данные нейрофизиологии, человека в одинаковой степени правомерно оценивать как агрессивное существо и как существо, уклоняющееся от конфликтов: «Если рассуждения этих «теоретиков» о рефлексе борьбы перенести на рефлекс бегства, то едва ли не придется констатировать следующее: «Человека ведет по жизни врожденный рефлекс бегства; он может попытаться взять его под контроль, но это даст лишь незначительный эффект, даже если он найдет способы для приглушения этой «жажды бегства». Импульсы агрессивности преобладают над импульсами бегства у хищников. Однако к хищникам относятся лишь представители семейства кошек, гиен, волков и медведей. Ни человек, ни его предки, ни приматы вообще к хищникам не относятся. Палеонтологические исследования также не дают никаких оснований считать первобытного человека хищником.

Кроме того, исследователю удалось обнаружить еще один факт, имеющий важное методологическое значение: проявление доброкачественной агрессии у человека гипертрофировано социальными условиями бытия. Изменение этих условий также может значительно снизить уровень агрессивности.

2. Злокачественная агрессия и причины ее проявления

Злокачественная агрессия проявляется как человеческая страсть к абсолютному господству над другим живым существом и желание разрушать. Это и есть деструктивность. Ее природа социальна. Истоки деструктивности в пороках культуры и образа жизни человека. Ни у животных, ни у далеких предков человека (первобытных охотников и собирателей плодов) деструктивность не выявлена. В отличие от животных человек бывает деструктивным независимо от наличия угрозы самосохранению и вне связи с удовлетворением потребностей.

К формам злокачественной агрессии (деструктивности) в рассматриваемой теории отнесены садизм и некрофилия. Традиционно было принято считать эти феномены психическими аномалиями. Э. Фромм показал, что их детерминанты коренятся не в биологической природе, а в характере человека. [4]

Примеры «злокачественной» агрессии:

а) жестокость и деструктивность:

деструктивность характера (садизм)

б) некрофилия, в том числе клинические случаи;

Экзистенциальными исследователь называет потребности, которые необходимо удовлетворить для обеспечения душевного благополучия человека: «Экзистенциальный конфликт человека создает определенные психические потребности, которые у всех людей одинаковы. Каждый человек вынужден преодолевать свой страх, свою изолированность в мире, свою беспомощность и заброшенность и искать новые формы связи с миром, в котором он хочет обрести безопасность и покой. Я определяю эти психические потребности как «экзистенциальные», так как их причины кроются в условиях человеческого существования. Они свойственны всем людям, и их удовлетворение необходимо для сохранения душевного здоровья, так же как удовлетворение естественных потребностей необходимо для поддержания физического здоровья человека». [6]

Определенные условия формирования человека и его бытия могут оказаться причиной того, что в его личности начинают доминировать такие страсти, как садизм или некрофилия. Одни качества личности могут способствовать формированию других, совместимых с ними. Страсти обычно существуют не отдельно, они органично сочетаются в форме своеобразного комплекса. Комплекс деструктивных страстей (садомазохизма, жадности, зависти, нарциссизма) Э. Фромм называет синдромом ненависти к жизни.

Современные общественные системы, по мнению Э. Фромма, деструктивны. Он считает, что человечество соскользнуло с оптимального пути развития в IV-III тысячелетии до н.э., когда развитие средств производства позволило сделать «открытие», что человека можно использовать в хозяйстве как орудие труда (его можно обратить в раба и эксплуатировать). Прогресс привел к развитию вредных для жизни черт характера.

Садизм произрастает из самой сущности эксплуататорского общества: Власть, с помощью которой одна группа притесняет и эксплуатирует другую группу, часто формирует у эксплуатируемых садистские наклонности (хотя есть много индивидуальных исключений). И поэтому, вероятно, садизм (за исключением особых случаев) может исчезнуть лишь тогда, когда будет устранена возможность господства одного класса над другим, одной группы над другой.

Сам Э. Фромм весьма скептически оценивал шансы на то, что в характере людей и в обществе смогут произойти необходимые для такого глобального преобразования изменения, возлагая все надежды на притягательную силу новых идей. Здесь уместно вспомнить о том, что американский исследователь никогда не занимался практической реализацией своих социологических идей, и что они основывались исключительно на его теоретических разработках.

3. Доброкачественная агрессия и причины ее проявления

Оборонительная (или доброкачественная) агрессия служит выживанию индивида и рода. Она представляет собой врожденную способность к реагированию на внешнюю опасность либо нападением, либо бегством. При исчезновении внешней угрозы импульс, побуждающий к подобным реакциям, как правило, затухает. Оборонительная агрессивность, данная живым существам самой природой, является общей для человека и животных, и ее цель заключается не в разрушении, а в сохранении жизни.

Примеры «доброкачественной» агрессии:

агрессия, как самоутверждение;

агрессивность, как приём вытеснения страха;

агрессивность, как результат опасности лишения свободы;

агрессивность, когда под угрозой оказывается нарциссизм;

агрессивность, как реакция на попытку лишения иллюзий;

в) экзистенциальные потребности человека и различные укоренившиеся в его характере страсти:

ценностные ориентации и объект почитания;

возбуждение и стимулирование;

хроническая депрессия и скука;

В отношении оборонительной агрессии Э. Фромм констатирует, что поскольку она генетически запрограммирована, то изменить ее биологическую основу невозможно, даже если ее поставить под контроль и модифицировать. Поэтому главным условием снижения оборонительной агрессии является уменьшение числа факторов, реально провоцирующих ее.

Кроме того, исследователю удалось обнаружить еще один факт, имеющий важное методологическое значение: Проявление доброкачественной агрессии у человека гипертрофировано социальными условиями бытия. Изменение этих условий также может значительно снизить уровень агрессивности. [9]

Оборонительная агрессия является фактором биологической адаптации. Нейрофизиологический механизм агрессии сходен у человека и животного. Однако Э. Фромм вскрывает весьма важную особенность: одно и то же нейрофизиологическое устройство у человека вызывает более сильную агрессию, чем у животного. Причин этого несколько:

«1. Животное воспринимает как угрозу только явную опасность. Механизм оборонительной агрессии у человека мобилизуется не только тогда, когда он чувствует непосредственную угрозу, но и тогда, когда явной угрозы нет. То есть чаще всего человек выдает агрессивную реакцию на свой собственный прогноз.

2. Человек обладает не только способностью предвидеть реальную опасность в будущем, но еще позволяет себя уговорить, допускает, чтобы им манипулировали, руководили, убеждали. Он готов увидеть опасность там, где ее в действительности нет. Только у человека можно вызвать оборонительную агрессию методом «промывания мозгов».

3. Человек, как и зверь, защищается, когда что-либо угрожает его витальным интересам. Однако сфера витальных интересов у человека значительно шире, чем у зверя. Человеку для выживания необходимы не только физические, но и психические условия. Он должен поддерживать некоторое психическое равновесие, чтобы сохранить способность выполнять свои функции. Для человека все, что способствует психическому комфорту, столь же важно в жизненном смысле, как и то, что служит телесному комфорту». [10]

Отсюда такие дополнительные поводы к агрессии, как унижение или оскорбление, противоречия во взглядах, покушение на объект духовного почитания. Человек ограничивает возможность использования механизма бегства от угрозы из-за желания сохранить свое лицо. Кроме того, экономические основы общества посредством создания чрезвычайного изобилия товаров, а также с помощью их рекламы развивают патологию потребительства. У человека умышленно создают иллюзию, что ему нужно все, производящееся на продажу. Жадность рождает агрессивность. «В нашей культуре жадность значительно усиливается теми мероприятиями, которые призваны содействовать росту потребления. алчущий, у которого нет достаточных средств для удовлетворения своих желаний, становится нападающим».

Заключение

Как мы видим, Э. Фромм различает два вида агрессивности: «доброкачественную» и «злокачественную». Первая отчасти восходит к миру человеческих инстинктов. Она представляет собой врожденную способность к реагированию на внешнюю опасность либо нападением, либо бегством. Вторая коренится в человеческом характере, в человеческих страстях, за которыми стоят побуждения отнюдь не природного, но экзистенциального свойства. К формам злокачественной агрессии (деструктивности) в рассматриваемой теории отнесены садизм и некрофилия. По мнению Фромма, инстинкты категория чисто натуралистическая, тогда как страсти, укорененные в характере человека, категория социобиологическая и историческая. Страсти вовсе не обеспечивают физического выживания, но они не менее стойки и глубоки, нежели инстинкты. Они образуют фундамент человеческого интереса к жизни, человеческих порывов.

Список использованных источников

6. Крысько В.Г. Социальная психология. М.: Наука, 2001.208с.

8. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. // Психологический журнал. 1996. №5. С.3-18.

9. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль. // Вопросы психологии. 1992. №5/6. С.35-40.

11. Старовойтов В.В. Жизнь и творчество Эриха Фромма. // Журнал практической психологии и психоанализа. 2007. №1.

12. Телятникова Э.М. Радикальный гуманизм Эриха Фромма и его подход к проблеме деструктивности. // Социологические исследования. 1992. №6.113-12.

14. Якобс В. Происхождение зла и человеческая свобода. // Вопросы философии. 1994. №1.

[1] Старовойтов В.В. Жизнь и творчество Эриха Фромма.// Журнал практической психологии и психоанализа. 2007. №1. С.36.

[4] Телятникова Э.М. Радикальный гуманизм Эриха Фромма и его подход к проблеме деструктивности.//Социологические исследования. 1992. №6. С.113.

[5] Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. // Психологический журнал. 1996. №5. С.3-18.

[8] Телятникова Э.М. Радикальный гуманизм Эриха Фромма и его подход к проблеме деструктивности.//Социологические исследования. 1992. №6. С.119.

[9] Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль. // Вопросы психологии. 1992. №5/6. С.35-36.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *