Что такое деташе на трубе
статьи
24.05.2017 Штрих и его роль при игре на духовых инструментах
Исполнение, в котором не используются краски, достигаемые различными штрихами, производит вялое, однообразное впечатление. Чем больше исполнитель применяет на практике разнообразных штриховых приемов, тем выше его мастерство. Поэтому грамотно подобранные и исполненные штрихи всегда способствуют выразительности исполнения и правдивому отображению содержания музыки.
Что такое штрих?
Определенные формы звуков, возникшие в результате применения различной артикуляции, но несущие уже в себе художественно-смысловое содержание называются штрихами.
Роль штрихов при игре на духовом инструменте
С помощью штриха определяется стилистика, образное содержание, особенности трактовки исполняемой музыки (произведения).
Принципы и названия основных штрихов при игре на духовых инструментах изначально были заимствованы из практики исполнителей на струнных смычковых инструментах (detache, portato, staccato, martele), поскольку понятие «штрих» в практике музыкантов возникло у скрипачей, и был связан с разнообразными способами ведения смычка.
Со временем в практику духовиков вошли штрихи вокалистов (legato, portamento) и пианистов (glissando). В процессе исполнительства появились новые штрихи, отражающие специфику духовых инструментов, такие как frullato и двойное staccato.
Одну из первых и наиболее значительных попыток систематизировать вопрос о штрихах при игре на духовых инструментах предпринял в 30-х гг. выдающийся советский исполнитель и педагог Владислав Михайлович Блажевич. В своих методических трудах «Школа для раздвижного тромбона» и «Школа коллективной игры на духовых инструментах» В.Блажевич подробно изложил свои взгляды на сущность различных приемов звукоизвлечения, которые заслуживают серьезного внимания.
В.М.Блажевич заявил о возможности применения при игре на духовых инструментах следующих видов атак:
Три группы штрихов Б.Григорьева для духовых
Развивая и систематизируя взгляды В.Блажевича на штрихи духовых инструментов, его ученик Б.Григорьев в своей «Школе игры на тромбоне» разделил штрихи на три группы:
Эта систематизация обеспечивает тесную связь штрихов с атакой звука.
В силу постоянного совершенствования приемов музыкальной выразительности, обогащения и усложнения звуковой палитры оркестра и сольных произведений процесс образования и консолидации (слияния, объединения) новых штрихов на духовых инструментах будет продолжаться и дальше.
Пять групп штрихов на духовых инструментах:
Как артикуляционное явление каждый штрих имеет три зоны: начало (атаку), стационарную часть (продолжительность звучания) и окончание. В зависимости от вида атаки звука, характера его развития и окончания штрихи духовых инструментов объединяются в пять групп.
Штрихи, исполняемые твердой атакой звука:
1. Detache (франц. detacher – отделять)
Штрих выполняется посредством определенной, энергичной атаки и полноценного выдерживания длительности звучания. Графического обозначения не имеет.
2. Tenuto (итал. – выдержанно, точно по длительности и силе)
Штрих, производный от detache. Обозначается чертой над или под нотой.
3. Marcato (итал. marcare – выделять, подчеркивать)
Штрих выполняется посредством концентрированного, акцентированного начала звука с дальнейшим его ослаблением к концу длительности. Обозначается знаком акцента.
4. Martele (франц. marteler – молотить, чеканить)
Прием предельно четкого, жесткого извлечения звука и выдерживания динамики до конца длительности. Обозначается заостренным клином в ноту.
Прием короткого исполнения звука (приблизительно половина записанной длительности). Атака острая, окончание активное, со слогом «тит». Обозначается точкой над или под нотой.
6. Staccatissimo
Разновидность стаккатного штриха. Звучит короче staccato (обычно четвертая часть длительности). Окончание звука также прекращается движением языка («тит»). Обозначается словом staccatissimo.
Штрихи, исполняемые мягкой атакой звука:
1. Non legato (итал. – не связно)
Атака мягкая, звук выдерживается приблизительно 3/4 написанной длительности (1/4 приходится на паузу, поэтому между звуками при игре прослушиваются легкие паузы), окончание без участия языка. Обозначается точками, стоящими над нотами, объединенными лигой.
2. Portato (итал. portare – нести)
Прием скользящего перехода от одного звука к другому, мягкого подчеркивания как-бы непрерывно тянущегося звука. Длительность звука предельная. Обозначается знаками тире над или под нотами, объединенными лигой.
Штрих, исполняемый фрикативной атакой звука:
1. Frullato (итал. frullare – свистящий, вращаться)
Специфический штрих духовиков, имитирующий тремоло струнных инструментов. Начало звука выполняется путем простой атаки, окончание звука может быть как с участием, так и без участия языка. Тремолирующее ведение звука осуществляется двумя способами: посредством кончика языка («тр», «фр»), или с помощью язычка, находящегося у основания языка («хр», «кр»). Находящийся в определенном напряжении язык, как пружина, пропуская воздух в инструмент, постоянно вращается под нёбом. Обозначается словом «frullato».
Штрихи, исполняемые комбинированной атакой звука:
1. Двойное стаккато (применяется, как правило, на флейте, корнете, трубе, валторне, тромбоне и фаготе).
Основанием для его применения служит, как правило, скорость исполнения. Двойное чередование образуется путем последовательного повторения твердой и вспомогательной атак («ту-ку»). В нотной записи специального обозначения не имеет.
2. Тройное стаккато
Образуется двукратным применением твердой атаки в чередовании с одним приемом вспомогательной («ту-ту-ку» или «ту-ку-ту»). Специального обозначения не имеет. Применяется исполнителями, когда необходимо в быстром темпе исполнить тройное чередование звуков (триоли, секстоли и т.п.).
Штрихи, не связанные с атакой языка (кроме первого звука):
1. Legato (итал. – связно)
Прием мягкого, плавного соединения звуков. Исполняется путем изменения силы напряженности губных мышц и интенсивности струи воздуха. Опровергая существующее мнение, язык не находится в неподвижном состоянии. Он участвует в формировании струи воздуха и регулирует её направление. Обозначается лигой.
2. Legatissimo
Требует большей связности между звуками, подчеркивая напевность звучания штриха. Обозначается словом legatissimo.
3. Маркированное legato
Штрих характеризуется тем, что плавность соединения звуков под лигой нарушается резкой активизацией выдоха, имитирующей атаку. Толчок воздуха заменяет работу языка. Обозначается знаками акцента, объединенными лигой.
4. Glissando (итал. – скользя)
Специфический прием игры, основанный на последовательном заполнении интервала «скользящими», промежуточными звуками. Достигается с помощью действий губ (в пределах небольшого интервала), либо при одновременном взаимодействии амбушюра с аппликатурными действиями пальцев (при широких интервалах), путём неполного нажатия вентилей или неполного прикрытия звуковых отверстий инструмента. На тромбоне легко воспроизводится с помощью кулисы. Обозначается волнистой линией от ноты к ноте, заменяющей лигу и коротким словом gliss.
Вышеперечисленные штрихи не исчерпывают всех исполнительских средств духовика. Художественное значение штрихов заключается в том, что они дают возможность получить огромное разнообразие оттенков их исполнения. В зависимости от стиля и характера музыки, её художественного содержания, индивидуальности исполнителя меняется и характер штрихов.
Основные штрихи
detache (деташе), legato (легато), staccato (стаккато)
Первоначальное ознакомление со штрихами начинают с detache, поскольку этот штрих очень важен при исполнении на всех духовых инструментах. Работа над detache для исполнителей на духовых инструментах очень важна: она помогает выработать четкую и ясную атаку звука, ровную подачу выдыхаемой струи воздуха и способствует формированию полного, красивого звука.
При исполнении detache музыкант должен обращать особое внимание на то, чтобы энергичный толчок языка при атаке и начало выхода производились строго одновременно. Следует также добиваться полного сохранения длительности звуков: иногда исполнители укорачивают звуки. Широкая кантилена, подлинное «пение» на инструменте, овладение четкой и «звучащей» техникой связаны с постоянным применением правильного detache.
Штрих является фундаментом для успешного овладения такими приемами игры, как marcato, tenuto и др. В качестве упражнений для овладения штрихом detache рекомендуется использовать исполнение гамм и арпеджио в медленном движении.
Вторым шагом в освоении штрихов является работа над legato. Этот штрих почти на всех инструментах (кроме тромбона) осваивается довольно легко, но требует соблюдения ряда условий. Необходимо следить за тем, чтобы выдох и переход от звука к звуку производились плавно, без толчков, недопустимо так называемое «выжимание» звука.
Исполнителям на медных, амбушюрных инструментах при игре legato не следует допускать появления «глиссандирующего» соединения звуков, для чего необходимо тесно и своевременно менять «настройку» губ и подкреплять их работу активным выдохом. При игре на деревянных духовых инструментах необходимы также правильные («экономные») движения пальцев, без чрезмерного их подъема над инструментом и отклонений в стороны.
Наиболее проблемным является исполнение legato на раздвижном тромбоне. Связное исполнение звуков на тромбоне требует четкого и быстрого, без толчков передвижения кулисы, что способствует преодолению элементов glissando, неизбежных при медленном перемещении кулисы. Для развития этой техники используют упражнения из пособия В.Блажевича «Школа развития легато на цугтромбоне».
В качестве упражнений для развития legato на всех духовых инструментах обычно используются гаммы и арпеджио всех видов, а также различные образцы широкой, кантиленной музыки.
Следующим этапом в развитии техники штриха становится работа над staccato. Играющий должен овладеть быстрым и легким толчком языка при атаке, но быстрота движений языка (труднодостижимая сама по себе) должна быть точно согласована по времени с движениями пальцев и должна подкрепляться соответствующим напором выдыхаемой струи воздуха. Отрывистое воспроизведение звуков не должно искажать их качества: звуки не должны терять свою естественную «округлость».
Техника исполнения staccatissimo почти ничем не отличается от способа исполнения staccato, требуется предельная отрывистость и четкость звучания, без излишнего утрирования и сокращения длительности звуков из-за плотного смыкания губ после атаки (звуки становятся резкими и «сухими», немузыкальными, напоминающими стук). При любом виде staccato звуки должны сохранять интонационную ясность, «округлость» и естественность тембра.
Особое внимание необходимо уделять исполнению «двойного» staccato. На протяжении многих лет скорость действий языка являлась объектом повышенного внимания исполнителей. Однако приблизительно со второй половины XX века проблема быстродействия языка утратила былую остроту в связи с тем, что все исполнители на духовых инструментах стали использовать на практике приемы двойного и тройного языка.
Овладение указанной техникой протекало постепенно. В первой половине XX века двойное стаккато применяли исполнители на медных духовых инструментах и флейтисты. Затем его стали использовать фаготисты, гобоисты и даже кларнетисты и саксофонисты.
Немного о комбинированной атаке
В начальный период эти задачи наиболее успешно решаются на отдельных звуках, относящихся к среднему регистру (за исключением кларнета, на котором двойное стаккато легче выполнять в нижнем регистре). Материалом для упражнений должны послужить гаммообразные построения с максимально простой аппликатурой. Далее, в качестве упражнений для развития двойного staccato необходимо использовать специальные этюды.
Основой тройного стаккато является речевое произношение слогов ТУ-ТУ-КУ_ТУ-ТУ-КУ или ТУ-КУ-ТУ_ТУ-КУ-ТУ. Однако в современной практике довольно часто используется прием двойного стаккато при игре триолей, поочередно акцентируя звуки, приходящиеся на основное и вспомогательное движения: ТУ-КУ-ТУ_КУ-ТУ-КУ.
Быстрое, легкое и хорошее звучание staccato незаменимо при исполнении легких, грациозных пассажей и является одним из самых ярких показателей виртуозного, технического мастерства.
И еще.
В начальный период обучения на духовых инструментах необходимо овладеть приемом игры marcato. Правильное marcato – весьма эффективный прием, особенно при игре на медных (амбушюрных) инструментах.
С его помощью исполнителям удается хорошо передавать волевой, решительный характер музыки. Этот штрих требует умения производить четкую, акцентированную атаку звука с помощью резкого, энергичного толчка языка и усиленного выдоха. При умелом выполнении каждому звуку придается подчеркнуто сильное, акцентированное начало. Однако подчеркивание звука должно быть умеренно сильным, отличаться от sforzando.
Послесловие
После освоения основных штрихов, требующих «твердой» атаки звука, следует перейти к изучению приемов игры, выполняемых при помощи «мягкой» атаки: non legato и portato, в исполнении которых есть много сходного (общность характера атаки и динамики). Эти штрихи исполняются при небольшой силе звука (от рр до mf).
Следует иметь в виду, что при игре portato звуки исполняются с максимальной протяженностью, тогда как при non legato длительность звуков слегка сокращается за счет образования небольших пауз между звуками, сама атака звука при portato отличается предельной «мягкостью».
Штрихи являются суммой технических приемов игры, представляющие собой художественно-выразительные средства исполнителя. Каждый штрих имеет свою характеристику, значение и свое звучание.
Штриховые обозначения, указанные композитором, равно как и динамические оттенки, во многом носят условный характер и не всегда являются окончательными. Поэтому, исполнитель должен уметь применять те штрихи, которые бы передавали настроение, характер, художественно-смысловое содержание музыки, исходя из требований стиля, жанра, формы исполняемого произведения. Правильный подбор штриховых оттенков имеет большое художественное значение и служит показателем хорошего вкуса и музыкальной культуры исполнителей.
Штрихи на трубе
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 15:14, доклад
Краткое описание
Как и многие другие элементы исполнительского искусства, штрихи были порождены живой музыкальной практикой, постоянно искавшей пути для обогащения выразительных средств музыкального исполнения. Термин «штрих» (нем. – черта, линия) был заимствован когда-то скрипачами у художников. Что-то общее заключалось в движении кисти художника и скрипача. Вскоре термин «штрих» приобрел значение того или иного приема игры и распространился среди музыкантов, играющих на струнных смычковых инструментах. К духовикам штрих «перекочевал» при совместном музицировании в оркестрах. Однако представление о нем долгое время оставалось самым общим, неконкретным. В методической литературе вопрос о штрихах стал разрабатываться только в 40х-50х годах XX века. Исполнители на духовых инструментах все чаше обращаются к вопросу о терминологии, касающейся различных штрихов, стремятся проникнуть в сущность этих исполнительских приемов и понять особенности их звучания.
Содержание
Штрихи, исполняемые атакой языка.
Штрихи, исполняемые без атаки языка.
Технические приемы и штрихи.
Штрихи и динамические оттенки.
Штрихи и скорость исполнения.
Нотный текст и штрихи.
Вложенные файлы: 1 файл
ПЛАН.doc
Среди разнообразных выразительных средств музыкального исполнения важное место занимают штрихи. Они представляют собой характерные приемы извлечения, ведения и соединения звуков, подчиненные содержанию музыкального произведения.
Как и многие другие элементы исполнительского искусства, штрихи были порождены живой музыкальной практикой, постоянно искавшей пути для обогащения выразительных средств музыкального исполнения. Термин «штрих» (нем. – черта, линия) был заимствован когда-то скрипачами у художников. Что-то общее заключалось в движении кисти художника и скрипача. Вскоре термин «штрих» приобрел значение того или иного приема игры и распространился среди музыкантов, играющих на струнных смычковых инструментах. К духовикам штрих «перекочевал» при совместном музицировании в оркестрах. Однако представление о нем долгое время оставалось самым общим, неконкретным. В методической литературе вопрос о штрихах стал разрабатываться только в 40х-50х годах XX века. Исполнители на духовых инструментах все чаше обращаются к вопросу о терминологии, касающейся различных штрихов, стремятся проникнуть в сущность этих исполнительских приемов и понять особенности их звучания.
Штрих – это не только начало звука, а и его ведение, способ окончания и, в отдельных случаях, способ соединения звуков. Каждый штрих имеет три зоны – начало, стационарную часть и окончание. Для группы залигованных штрихов зона окончания звука заменяется приемом соединения звуков.
Наименование многих штрихов заимствованы у исполнителей на смычковых инструментах, и терминология эта стала общепринятой. Рассмотрим штрихи разделив их на две группы: штрихи, исполняемые атакой языка, и штрихи, исполняемые без атаки языка.
Штрихи, исполняемые атакой языка
Деташе. Слово «detache» в переводе с французского означает «отделять». Detache – исполнение выдержанных на одной динамике звуков, отделенных атакой друг от друга. Этот штрих произносится простой атакой, длительность написанной ноты выдерживается полностью на равном звучании, окончание звука мягкое, округленное, без участия языка. В нотной записи Деташе обозначается черточкой над нотой или под нотой. Но часто никаких обозначений не имеет. Слово «отделять» не совсем точно определяет характер звучания Деташе, оно скорее указывает на способ его выполнения на струнных инструментах, где каждый звук исполняется отдельным движением смычка вверх или вниз. Момент перемены направления смычка и определяет степень отделённости звуков. У исполнителя на духовых инструментах способ произношения звука простой атакой, как и перемена направления смычка у струнников, предопределяет разделенность общего звучания.
При игре деташе можно свести до минимума паузы, отделяющие звуки один от другого, и добиться, когда это требуется, певучего, почти связного звучания. Однако в стремлении достичь большей связанности звучания нельзя переходить с простой атаки на мягкую, так как применение мягкой атаки есть признак другого штриха. Деташе – не акцентированный штрих, но его атака должна быть энергичной и определенной, скорее акцентированной, чем осторожной и вялой.
Деташе – наиболее часто применяемый штрих, он хорошо звучит при любых динамических оттенках и удобен для исполнения во всех регистрах.
Маркато. Итальянское слово «marcato» по–русский означает «подчеркивая», «выделяя», «отмечая». Общемузыкальный смысл этого слова связан с динамикой исполнения и относится к характеру начала звука. Маркато связывают с подчеркнутым произношением звука, поэтому это слово вошло в обиход и как термин, определяющий значение штриха.
Marcato-исполнение отделенных атакой друг от друга акцентированных звуков. Для этого штриха характерно активное, акцентированное начало звука с последующим его ослаблением. Степень ослабления звука может быть постепенной, как при diminuendo, или быстрой, как при subito piano или sforzando. Окончание звука обязательно мягкое, округленное, даже филированное, без участия языка.
Штрих Маркато исполняется простой атакой, в нотной записи он обозначается маленькой вилкой в виде знака diminuendo. Угасание звука при штрихе Маркато помогает успешнее преодолевать некоторые технические трудности.
Штрих Маркато наилучшим образом способствует формированию хорошей атаки. Для этого исполняя гаммы в медленном темпе, следует отделять звуки один от другого и резко выделять акцентом начало звука от его продолжения.
Штрих Маркато особенно применяется в музыке драматического, героического и маршеобразного характера.
Мартеле. В переводе с французского слово «martele» означает «молотить», в переносном смысле – «чеканно», «отчетливо», «жестко». Martele – исполнение отдельных друг от друга, акцентированных и в то же время выдержанных на одной динамике звуков. Для martele типична активная атака, полностью выдержанная на звуке длительность ноты, окончание определенное, даже резкое, с участием языка. Martele – исполняется простой атакой, в нотной записи обозначается вилкой, обращенной острием вверх. Martele – ударный штрих. По своей природе он близок к штриху staccato, но от staccato его отличает более жесткое и более тяжелое звучание. Martele – менее выразительный штрих, чем detache и marcato, звучание его грубоватое, жесткое и несколько формальное. В практике исполнители применяют его редко.
Стаккато. Итальянское слово «staccato» означает «отрывисто». Стаккато – это акцентированное короткое исполнение звуков. При стаккато атака острая, звук быстрогаснущий, окончание звука легкое, без участия языка.
Staccato исполняется простой атакой, в быстром темпе вспомогательной атакой в двойном и тройном чередовании.
В нотной записи стаккато обозначается точкой, поставленной над нотой или под ней. Точка означает, что звучание ноты сокращается наполовину. Часто исполнители – духовики называют термином стаккато весто, что исполняется атакой языка. Характеристика detache, marcato, martele, то есть штрихов исполняемых также атакой языка, показывает, что понятия эти разные и смешивать их нельзя.
Стаккатисимо является разновидностью стаккатного штриха. Это предельно острое и сухое звучание. Окончание звука прекращается движением языка. В нотной записи стаккатисимо обозначается зачерненным клином. Выставленным острием вниз. Клин означает, что звучать должна приблизительно ¼ часть написанной длительности, а оставшиеся ¾ должны быть выдержаны на паузе.
Нон легато. Этот термин заимствован у пианистов, в буквальном переводе означает «не легато». Нон легато также является разновидностью стаккатного штриха, только в сторону большей протяженности звука, чем стаккато. Non legato – это полустаккато, или меццо – стаккато. При исполнении нон легато на звуке выдерживается приблизительно ¾ написанной длительности, а на паузу приходится оставшаяся ¼ часть. Иными словами, между отдельными. Певучими звуками нон легато должны прослушиваться легкие паузы. Атака при нон легато простая, не акцентированная. Она напоминает атаку при штрихе деташе, окончание звука обязательно мягкое, без участия языка.
В нотной записи нон легато обозначается двумя способами: точкой над нотой и над точкой черточкой или точка под лигой.
Портато. В переводе с итальянского слово «портато» означает «нести». Portato – это способ совершенно связного исполнения атакированных звуков, способ мягкого подчеркивания непрерывно тянущегося звука. Portato – единственный штрих, исполняемый мягкой атакой. В нотной записи портато обозначается черточкой и лигой. ПОРТАТО – выразительный прием мягкого повторения звуков. По степени связанности он стоит близко к штриху легато, по звучанию близок к деташе. Деташе и портато различают способы атаки: в деташе – простая, здесь – мягкая. Этим и обуславливается абсолютная связность portato и наличие люфтов, хотя бы еле уловимых, в звучании detache.
Штрихи, исполняемые без атаки языка
Легато. Итальянское слово «legato» означает «связно». Legato – это прием плавного соединения звуков. Связность звуков достигается за счет изменения напряжения губных мышц и энергии воздуха. В нотной записи легато обозначается дугообразной линией.
Язык при легато не находится в неподвижном состоянии. Он действует как регулятор выдыхаемой струи воздуха, изменят объем полости рта в зависимости от высоты звука и произношения гласной.
Термин legatissimo, встречающийся в нотной записи, подчеркивает связное и напевное звучание штриха legato.
Маркированное легато. Не всегда соединение звуков легато бывает плавным и без толчков. В исполнительской практике наряду с легато применяется способ подчеркнутого легато, так называемое маркированное легато. Этот штрих характеризуется тем, что звуки, связанные лигой, исполняются не плавно, а подчеркиваются толчком воздуха. Маркированное легато исполняется без участия языка. А толчок воздуха на непрерывном и плавном выдохе как бы напоминает атаку.
Маркированное легато в нотной записи обозначается маленькой вилкой, в виде знака diminuendo, под лигой.
По звучанию маркированное легато близко штриху портато, но портато выполняется мягкой атакой, а маркированное легато – без атаки языка.
Важно техническое значение этого штриха. Посредством маркированного легато удобнее исполнять залигованные большие интервалы, особенно соединение звуков сверху вниз. Здесь толчок воздуха в сочетании с перестановкой губных мышц позволяет избежать цепляний промежуточных обертоновых звуков. Не менее важно и выразительное значение этого штриха. Маркированное легато придает певучему звучанию динамичность и декламационную приподнятость.
Технические приемы и штрихи
Прием и штрих – неравнозначные понятия. Технические приемы – это способы атаки, ведения, соединения, окончания звуков, способы сочетания простой атаки со вспомогательной, способы тремолирования, скольжения звуков и т.д. Штрихи же – это сумма технических приемов.
Для характеристики штриха требуется не менее трех технических приемов, и сочетание их в каждом штрихе будет разным: если в одном атака акцентированная. Стационарная часть быстро гаснущая, а окончание округленное без участия языка, то в другом – начало и окончание звука такие же, а стационарная часть – выдержанная на звуке, и т.д. В процессе исполнения технические приемы, составляющие штрих, представляют собой единое целое.
К характерным приемам, исполняемым штрихами обеих групп, относятся portamento, frullato, glissando. Эти приемы объединяет то, что они могут изменять стационарную часть любого штриха. Приемы скольжения по регистру, тремолирования, скользящего повторения звуков могут быть только элементами, составными частями штриха, следовательно portamento, frullato, glissando нельзя считать штрихами.
Портаменто. Итальянское слово «portamento» означает «перенося». Это прием скользящего соединения соседних звуков, наподобие маленького глиссандо. Портаменто позволяет скольжением, как бы голосом, повторить один и тот же звук с некоторой интонационной вольностью.
Портаменто исполняется штрихами портато, легато, маркированное легато. В нотной записи, как правило, портаменто не обозначается, в отдельных случаях обозначается прямой линией, ведущей от одной ноты к другой.
Frullato обозначается в нотной записи словом «frullato». Этим приемом можно исполнять отдельные звуки штрихами деташе, Маркато и ряд звуков, связанных лигой.
Глиссандо. В переводе с итальянского означает «скользя». Прием скольжения по регистру не свойствен природе трубы – инструмента, имеющего определенную, зонную настройку каждого звука. Поэтому для исполнения глиссандо механизм трубы как бы включается посредством неполного нажатия клапанов. При этом звучание инструмента меняется, создается специфическая окраска, то гнусавая, резкая, почти визгливая, то мягкая, нежная, скользящая, не всегда ярко запоминающаяся.
Глиссандо обозначается в нотной записи прямой или волнистой линией, идущей через нотный стан. Такая линия заменяет лигу, которая при глиссандо не выставляется. В том случае, когда глиссандирующие звуки надо подчеркнуть атакой языка, над нотой выставляется акцент, точка и черточка. Этот прием зародился в джазе, но сейчас нередко встречается в оркестровой и сольной литературе.